Реферат по предмету "Разное"


А. М. Мубараков доктор пед наук, профессор. Н. Э. Пфейфер доктор пед наук, профессор пгу им. С. Торайгырова. Н. Е. Тарасовская доктор биологических наук, профессор. Химич Г. З., Хлущевская О. А. Введение в биометрию. Учебное пособие

Печатается по решению Ученого Совета Инновационного Евразийского Университета. Рецензоры: А.М. Мубараков - доктор пед. наук, профессор. Н.Э. Пфейфер – доктор пед. наук, профессор ПГУ им. С. Торайгырова. Н.Е. Тарасовская – доктор биологических наук, профессор. Химич Г.З., Хлущевская О.А. Введение в биометрию. Учебное пособие для биологических специальностей вузов. Павлодар, 2009, - 97 С. ISBNВ учебном пособии рассмотрены основные понятия биометрии, числовые характеристики описания совокупности эмпирических данных, законы распределения, построение статистических оценок.Пособие предназначено для специалистов. Использующих биометрическую обработку данных. Авторы преследовали цель в возможно более доступной форме разъяснить суть биометрической обработки данных и помочь начинающему исследователю сознательно применять формулы, имеющиеся в справочниках и руководствах и подготовить его к пониманию и использованию более сложных и глубоких руководств.Пособие рекомендуется преподавателю, студентам, учителям, магистрантам и широким кругам биологов и специалистам смежных с биологией дисциплин.Х ББКISBN© Химич Г.З. Хлущевская О.А., 2009 ©Инновационный Евразийский Университет ПРЕДИСЛОВИЕ^ Биометрия как наука. Научно-технический прогресс, превра­щение науки в непосредственную производительную силу обще­ства предъявляют к подготовке специалистов все более высокие требования. Современный биолог, агроном, зоотехник или врач, инженер, учитель или психолог должны не только хорошо знать свою специальность, но и приобщаться к исследовательской рабо­те, вносить посильный вклад в сокровищницу знаний о природе. Знания о природе приобретаются путем наблюдения, сравне­ния и опыта. Причем под наблюдением в широком смысле подра­зумевают процесс планомерного добывания и накопления фактов независимо от того, как оно осуществляется — в эксперименте или непосредственным описанием изучаемого предмета. «Истин­ная наука, — по словам Тимирязева, — основывается только на фактах и на логике и постоянно продвигается по пути достовер­ности своего знания». «Факты — это воздух ученого, — писал И. П. Павлов.— Без них ваши «теории» — пустые потуги». Только опираясь на прочный фундамент фактов можно рассчитывать на успех в работе. Но факты — это еще не наука. Как груда строительных мате­риалов не является зданием, так и масса накопленных фактов не составляет содержание науки. Только сведенные в некую систему факты приобретают определенный смысл, позволяют извлечь заключенную в них информацию. Эта работа требует от исследо­вателя не только профессионального мастерства, но и умения правильно планировать эксперименты, анализировать их резуль­таты, делать из фактов научно обоснованные выводы. Система таких знаний и составляет содержание биометрии — науки, при­званной играть хотя и вспомогательную, но весьма важную роль в биологических исследованиях. ^ Специфика биометрии, ее место в системе биологических на­ук. С формальной точки зрения биометрия представляет совокуп­ность математических методов, применяемых в биологии и заим­ствованных главным образом из области математической статис­тики и теории вероятностей. Наиболее тесно биометрия связана с математической статистикой, выводами которой она преимущест­венно пользуется, но и биометрия влияет на развитие матема­тической статистики. Взаимодействуя между собой, они вза­имно обогащают друг друга. Однако отождествлять биомет­рию с математической статистикой и теорией вероятностей нельзя. Биометрия имеет свою специфику, свои отличительные черты и занимает определенное место в системе биологических наук. Современная биометрия — это раздел биологии, содержанием которого является планирование наблюдений_ и статистическая обработка их результатов; математическая статистика и теория вероятностей — разделы математики, теоретические, фундамен­тальные науки, рассматривающие массовые явления безотноси­тельно к специфике составляющих их элементов.Биометрия — при­кладная наука, исследующая конкретные биологические объек­ты с применением математических методов'. Биометрия воз­никла из потребностей биологии. Биометрия опирается преимущественно на индуктивный метод, отправляясь от конкретных фактов, которые она анализирует с помощью математических методов.Характерной особенностью биометрии является также те, что ее методы применяют при анализе не отдельных фактов, а их совокупностей, т. е. явлений массового характера, в сфере которых обнаруживаются закономерности, не свойственные единичным наблюдениям. Кроме того, нельзя не учесть, что многие биологи не обладают необходимыми навыками статистического и математического мышления, выработка которых совсем не так проста и требует не только соответствующего образования в вузе, но и длительной тренировки в процессе работы, привычки к статистическому подходу в понимании биологических процессов. Эти обстоятельства и явились причиной создания данной книги как введения в биометрию Словом "введение" мы подчеркиваем, что в ней не будет дано со всей полностью то, что излагается в существующих больших зарубежных монографиях, например Э Вебер, О. Кепсорна и других авторов, но она должна помочь студенту университета, а также научному работнику – не специалисту по статистической биологии - приблизиться к к статистической интерпритации биологических явлений и понимать литературу в этой области.ВВЕДЕНИЕ^ Значение биометрии в исследовательской работе и профессио­нальной подготовке специалистов биологического профиля. Свя­зи современной биологии с математикой многосторонни, они все более расширяются и углубляются. В настоящее время трудно указать область знания, в которой не применялись бы математи­ческие методы. Даже в такой, казалось бы, очень далекой от ма­тематики области, как анатомия человека, не обходятся без при­менения биометрии. Примером тому может служить работа Е. М. Маргорина, изучавшего возрастную изменчивость органов у че­ловека. Он писал: «В идеале для определения возрастных разли­чий надо было бы изучать один и тот же орган в его индивиду­альном развитии, т. е. у одного и того же человека... Но практи­чески это ограничено пределами анатомии, изучаемой на живом организме, да и требует много времени для наблюдений. Поэто­му к решению вопроса приходится подходить косвенным путем, сравнивая один и тот же орган в разные возрастные периоды у разных лиц. Но тогда на сцену выступает новая закономер­ность — индивидуальная изменчивость, накладывающая сущест­венный отпечаток на весь ход изучения возрастных различий»'. Понятно, что в таких случаях достоверные выводы, как считает Е. М. Маргорин, можно получить не на 2—6 наблюдениях, а на гораздо большем их числе; тут без применения биометрии не обойтись. Биометрия необходима и при изучении наследуем ости и пов­торяемости хозяйственно важных признаков, измерении связей между ними и во многих других случаях. Применение биометрии оказалось полезным во многих областях прикладной биологии. Так, благодаря биометрическому анализу массовых антропологи­ческих измерений антропологам удалось подойти к довольно точ­ному обоснованию принципов раскроя и стандартизации обуви и одежды, изготовляемой для массового потребления. Биометри­ческие показатели легли в основу количественной оценки физи­ческого развития человека, его спортивных и трудовых достиже­ний. Несомненно, что значение биометрии для наук, изучающих биологические объекты, будет возрастать тем более чем успеш­нее применяются достижения счетно-вычислительной техники. Конечно, не всякое исследование опирается на биометрию. В биологии с успехом применяют и чисто описательные методы, не требующие количественных оценок получаемых результатов. Но там, где исследования проводят с использованием счета или ме­ры, применение биометрии становится совершенно необходимым. В таких случаях пренебрежение методами биометрии или непра­вильное их применение приводит к неоправданным затратам тру­да и времени, а главное — к мало убедительным, а нередко и ошибочным выводам. В качестве примера можно привести одну из попыток опро­вергнуть закон расщепления, открытый Г. Менделем. В 1939 г. были опубликованы опыты Н. Е. Ермолаевой, из которых якобы следовало, что частота встречаемости доминантного признака во втором поколении гибридов не совпадает с ожидаемой величиной 3/4. Отсюда был сделан вывод о несостоятельности упомянутого закона Менделя. Заинтересовавшись работой Н.Е. Ермолаевой, акад. А. Н. Колмогоров подверг ее данные статистическому анализу и пришел к прямо противоположному выводу. В статье, опублико­ванной в одном из номеров журнала «Доклады Академии наук СССР» (1940), он писал: «Материал этот, вопреки сомнению са­мой Н. Е. Ермолаевой, оказывается блестящим подтверждением законов Менделя». Ошибка Н.Е. Ермолаевой явилась следствием пре­небрежительного отношения к биометрии, недооценки ее роли в исследовательской работе. Приведенный пример показывает, во-первых, что пренебрежение биометрическими методами при изу­чении варьирующих объектов приводит к неубедительным и да­же ошибочным выводам, а во-вторых, что неумелое, формальное применение биометрии создает лишь видимость строгой научнос­ти, а в действительности приносит не пользу, а вред. Биометрия призвана вооружать исследователей методами ста­тистического анализа, воспитывать у них статистическое мышле­ние, раскрывая перед ними диалектику связи между частью и целым, причиной и следствием, случайным и необходимым в явлениях живой природы. Поистине трудно переоценить значе­ние биометрии в подготовке научно-педагогических кадров.^ Этапы истории. Биометрия как относительно самостоятельная научная дисциплина сложилась во второй половине XIX в. Одна­ко ее истоки восходят к более раннему периоду в истории есте­ствознания: к тому времени, когда измерения биологических объектов стали рассматривать как метод научного познания. При­шедшее на смену феодализма буржуазное общество нуждалось в развитии точных знаний о природе; актуальным для этого време­ни стал афоризм Г. Галилея (1564—1642): «Измеряй все изме­римое и сделай неизмеримое измеримым». В 1614 г. появилась книга Сантарио (1561—1636) «О стати­ческой медицине». В 1680 г. вышла в свет книга Борелли (1608— 1679) «О движении животных». В 1768 г. французский гипполог Буржеля издал свой труд «Экстерьер лошади». В этой книге при­веден набор измерений, необходимых для определения пригоднос­ти лошадей к той или иной службе. Характерно, что в это же время, т. е. в XVIII столетии, развивается военная антропология, опирающаяся на результаты измерения тела мужчин призывного возраста в целях отбора пригодных к несению военной службы. Основанием для количественной оценки строения тела животных и человека служил, очевидно, тот факт, что внешние параметры тела животных, а также и строение тела человека находятся в определенной связи с их физическими и психическими свойства­ми. Чтобы точнее выразить эту связь; визуальную оценку свойств тела животных и людей по их внешнему виду (экстерьеру) стали дополнять его измерениями. А так как результаты измерений варьировали, нужно было исследовать эту изменчивость. В 1718 г. в Лондоне вышла в свет книга французского математика А. де Муавра (1667—1754) «Учение о случаях». Измерив рост у 1375 взрослых женщин и расположив результаты измерений в ряд, он обнаружил закономерность, соответствующую известно­му в теории вероятностей закону нормального распределения. Возникла необходимость интеграции методов биоло­гии с методами теории вероятностей и математической ста­тистики. Первым, кто удачно объединил методы антропологии и социальной статистики с выводами теории вероятностей и математи­ческой статистики, был бельгийский антрополог и статистик А. Кетле (1796—1874). В 1835 г. в Брюсселе вышла книга А. Кетле «О человеке и развитии его способностей или опыт социальной физики». Второе издание этой книги появилось в 1869 г. под за­главием «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей». На большом фактическом материа­ле А. Кетле впервые показал, что самые различные физические осо­бенности человека и даже его поведение подчиняются в общем закону распределения вероятностей, описываемому формулой Гаусса-Лапласа. В другом труде, «О социальной системе и зако­нах, управляющих ею» (1848), А. Кетле описал человеческое обще­ство не как сумму индивидов или сообщество людей, проживаю­щих на определенной территории, а как некую систему, подчи­няющуюся строгим законам природы, не зависящим от воли лю­дей. Наконец, в труде «Антропология» (1871) А. Кетле показал, что открытые им статистические закономерности распространяются не только на человеческое общество, но и на все другие живые существа. Из работ А. Кетле следовало, что задача статистики заключает­ся не в одном лишь сборе и классификации статистических дан­ных, а в их анализе, целью которого должно быть открытие за­кономерностей, действующих в сфере массовых явлений. Знание этих закономерностей и должно было превратить статистику в источник научного познания социальных и биологических явле­ний. Исследования Кетле явились поворотным пунктом в истории статистической науки. Кетле одним из первых убедительно пока­зал, что случайности, наблюдаемые в живой природе, вследствие их повторяемости обнаруживают внутреннюю тенденцию, кото­рую можно исследовать и описать точными математическими ме­тодами. А. Кетле заложил основы биометрии. Создание же математи­ческого аппарата этой науки принадлежит английской школе биометриков XIX в., во главе которой стояли Ф. Гальтон (1822— 1911) и К. Пирсон (1857—1936). Эта школа возникла под влия­нием гениальных трудов Ч. Дарвина (1809—1882), совершившего переворот в биологической науке. Опровергнув господствующее тогда представление о неизменности биологических видов, Дар­вин противопоставил ему эволюционное учение, положив в основу принцип естественного отбора. Этот принцип базируется на ста­тистическом характере причинно-следственных отношений, скла­дывающихся в живой природе; он подтверждает гегелевскую концепцию о внутренней связи между случайностью и необходи­мостью, между причиной и следствием, частью и целым. Революция, совершенная Дарвином в биологической науке, поставила перед учеными целый ряд больших и неотложных за­дач, среди которых на первом плане оказалась проблема измен­чивости и наследственности организмов. Решение этой проблемы явилось мощным стимулом к развитию экспериментальных мето­дов и, как следствие, к развитию биометрии. Одним из тех, кто испытал на себе влияние гениального труда Дарвина «Происхождение видов» (1859), был его двоюродный брат Ф. Гальтон. Сильное впечатление произвели на Гальтона и труды Кетле, особенно его «Социальная физика» и «Антрополо­гия». Поэтому неудивительно, что именно Гальтону принадлежит первая попытка применить статистические методы к решению проблемы наследственности и изменчивости организмов. Начи­ная с 1865 г. Гальтон опубликовал ряд оригинальных работ по антропологии и генетике. На большом фактическом материале он подтвердил вывод Кетле о том, что не только физические, но и умственные способности человека распределяются по закону ве­роятностей, описываемому формулой Гаусса—Лапласа. Достойным продолжателем исследований Гальтона явился его ученик К. Пирсон — профессор Лондонского университета. Полу­чив в 1884 г. кафедру прикладной математики и механики, Пир­сон занялся изучением проблемы наследственности и изменчи­вости организмов. Он создал математический аппарат биомет­рии; развил учение о разных типах кривых распределения, раз­работал метод моментов (1894) и критерий согласия «хи-квадрат» (1990). Пирсон ввел в биометрию такие показатели, как среднее квадратическое отклонение (1894) и коэффициент вариа­ции (1896). Ему принадлежит усовершенствование методов кор­реляции и регрессии Гальтона (1896, 1898). Вместе с Д. Гальто-ном и Уэльдоном Пирсон организовал выпуск журнала «Биомет­рика» (1901), редактором которого он оставался до конца своей жизни. Этот журнал сыграл важную роль в пропаганде биомет­рических методов, в создании английской школы биометриков. Разработанные Гальтоном и Пирсоном биометрические мето­ды вошли в золотой фонд математической статистики. Однако попытки Гальтона применить эти методы к решению проблемы наследственности организмов оказались неудачными. Гальтон и Пирсон полагали, что по внешнему сходству между родственни­ками можно судить о степени их родства. Это было ошибкой, на которую указал датский ученый В. Иогансен (1857—1927). В опытах с фасолью Иогансен пришел к важному выводу о том, что биологические проблемы должны решаться с помощью ма­тематики, но не как математические задачи. «Статистике,—пи­сал Иогансен,—всегда должен предшествовать биологический анализ, иначе результаты могут быть «статистической ложью». Математика должна оказывать помощь, а не служить в качест­ве руководящей идеи»'. Это был новый, реалистический подход к оценке роли математических методов в биологических иссле­дованиях.Значение биометрии в исследовательской работе биологов стало очевидным уже тогда, когда были открыты статистические законы, действующие в сфере массовых явлений. Но биологи не сразу оценили всю важность этих открытий: во-первых, потому, что статистические методы базировались на больших количест­вах наблюдений, а во-вторых, они требовали большой вычисли­тельной работы, к чему у биологов, привыкших к работе на малочисленных выборках, не было навыка. Положение стало меняться после того, как была обоснована теория малой выборкц. Развитие теория малой выборки получила в трудах Пир­сона и особенно Р. Фишера (1890—1962), внесшего огромный вклад в биометрию, обогатив ее новыми методами статистичес­кого анализа.Удачно соединяя в своем лице биолога-экспериментатора и ''математика-статистика, Фишер привнес в биометрию не только новые методы, но и новые идеи. Он заложил основы пла­нирования экспериментов — теории, которая в настоящее время получила дальнейшее развитие и стала относительно самостоятельным разделом биометрии. Фишер ввел в биометрию целый ряд новых терминов и понятий и убедительно показал, что пла­нирование экспериментов и обработка их результатов — это две неразрывно связанные задачи статистического анализа. Класси­ческие труды Фишера явились новой вехой в истории биометрии. Они доказали, что биометрия — не просто наставление к исполь­зованию различных технических приемов, применяемых при об­работке результатов наблюдений, а нечто большее — наука, за­нимающаяся статистическим анализом массовых явлений в био­логии. Рассматривая историю биометрии, нельзя не отметить тот ог­ромный вклад в развитие теории вероятностей и математической статистики, который внесли такие ученые нашей страны, как С. Н. Бернштейн (1880—1968), А. Я. Хинчин (1894—1958),Е.Е. Слуцкий (1880—1948), А. И. Хотимский (1892—1939), Б. С. Ястремский (1877—1962), В. И. Романовский (1879—1954), В. С. Немчинов (1894--1964) и многие другие, особенно А. Н. Колмо­горов и его школа, получившие мировое признание. Первый учебник по теории вероятностей был издан в России в 1846 г. акад. В, Я. Буняковгким (1804—1889). Возрастающая роль биометрии в исследовательской работе естественно сказалась на подготовке специалистов биологическо­го профиля. Первым, кто еще в 1919 г. начал читать студентам Московского университета курс биометрии с основами генетики, был С. С. Четвериков (1880—1959). В 1924 г. он читал уже само­стоятельный курс «Введение в биометрию». В дальнейшем курс биометрии в МГУ читали В. В. Алпатов, М. В. Игнатьев и др. Основателем Ленинградской школы биометриков был Ю. А. Филипченко (1882—1930), организовавший при Ленинградском университете первую кафедру генетики. Филип­ченко не только умело применял биометрию в исследовательской работе, но и пропагандировал ее. Написанное им руководство по биометрии «Изменчивость и методы ее изучения» еще при жизни автора выдержало четыре издания (1923, 1925, 1927, 1929). Итак, биометрия в своем историческом развитии прошла дол­гий и сложный путь — от чисто словесного описания биологичес­ких объектов к их измерениям, от статистических сводок и таб­лиц к статистическому анализу массовых явлений. В истории биометрии можно отметить несколько периодов, или этапов. Пер­вый период, описательный, берет свое начало в XVII столетии. В это время происходит переход от словесного описания и элемен­тарного количественного учета биологических объектов к их чис­ловым характеристикам. Измерения рассматриваются как метод научного познания живой природы.^ Второй период, начавшийся в первой половине XIX в., озна­менован работами А. Кетле. В это время закладываются основы биометрии как науки, целью которой является не описание явле­ний, а их анализ, направленный на открытие статистических за­кономерностей, которые действуют в сфере массовых явлений. Биометрию рассматривают одновременно и как науку, и как ме­тод научного познания.^ Третий период, формалистический, характеризуется возникно­вением и развитием английской биометрической школы во главе с Ф. Гальтоном и К. Пирсоном. В это время создают математи­ческий аппарат биометрии и предпринимают попытки применить его к изучению проблемы наследственности и изменчивости орга­низмов.^ Четвертый период, рационалистический, начинается с 1902 г. классическими исследованиями Иогансена, показавшего, что в области биологических исследований первое место должно при­надлежать биологическому эксперименту, а не математике. Ма­тематические методы должны применяться как вспомогательный аппарат при обработке экспериментальных данных.^ Пятый период в развитии биометрии открывают классические работы Стьюдента и Р. Фишера. В это время создаются основы теории малой выборки, теории планирования экспериментов, вво­дятся в содержание биометрии новые термины и понятия. Все эти новшества связаны с революцией в биологии, с ломкой устарев­ших принципов и понятий в области исследовательской работы, с усилением процесса математизации биологии. Происходит все более заметная специализация биометрии, применения ее мето­дов в самых различных областях биологии, медицины, антропо­логии и других смежных науках.В 1957 г. в сельскохозяйствен­ных вузах и на Биологических факультетах университетов вновь введен курс биометрии (вариационная статистика). Математическая обработка данных в настоящее время обя­зательна при представлении отчетов научных учреждений биологического и сельскохозяйственного профилей. Во всех научных работах, а тем более в диссертациях, где приводятся количественные показатели, обязательно производится их математическая обработка. К сожалению, нередки еще слу­чаи, когда авторы статей проводят математическую обработ­ку данных формально, не понимая ее сути, и делают выводы, не согласующиеся с результатами такой обработки.Знание научным работником — биологом или агроно­мом — основных положений биометрии, умение использо­вать их в своей практической работе помогают правильно планировать постановку исследований, глубоко разбираться в полученных данных и убедиться в их достоверности, а это — главное в научной работе. Только правильное освещение наблюдавшихся фактов и закономерностей способствует развитию науки. Неточные ис­следования, непроверенные факты, необоснованные заключе­ния тормозят прогресс науки, отнимают у исследователей время и энергию для опровержения ложных выводов. Издано значительное количество руко­водств по биометрии, оригинальных и переводных. Но эти ру­ководства рассчитаны на читателей, знакомых с основными положениями этой науки. Для неподготовленного человека они малодоступны. Книга «Введение в биометрию» предна­значена для лиц, впервые приступающих к математической обработке данных. В ней указано, как методически правиль­но собирать интересующие исследователя данные, как вести записи, вычислять средние величины, возможные отклоне­ния от среднего, устанавливать степень достоверности полу­ченных результатов, связь между отдельными явлениями или признаками, соответствие полученных данных теорети­чески ожидаемым. Это очень скромные задачи. За последние десятилетия биометрия значительно расширила область своего примене­ния: статистические методы используются при изучении на­следственности, помогают установить долю действия ее фак­торов и условий среды в проявлении признаков, предсказать результаты отбора, установить ценность тех или иных форм для включения в скрещивание и т. д., т. е. разрешить ряд вопросов, имеющих большое теоретическое и практическое значение.^ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БИОМЕТРИИПредметом биометрии служит любой биологический объект, изучаемый с применением счета или меры, т. е. с количественной стороны в целях более или менее точной оценки его качественно­го состояния. При этом, как уже сообщалось, имеются в виду не единичные, а групповые объекты, т. е. явления массовые, в сфере которых проявляют свое действие статистические законы. Напри­мер, врач принял больного и назначил необходимое ему лекар­ство — это единичное явление, отдельный акт. Если же врач при­нял несколько больных или подверг неоднократному осмотру одного и того же больного, — это массовое явление независимо от того, каким был объект наблюдения — единичным или груп­повым. Обычно наблюдения проводят на групповых объектах, напри­мер на особях одного и того же вида, пола и возраста, которые рассматривают как составные элементы, или члены группового объекта, и называют единицами наблюдения. Множество отно­сительно однородных, но индивидуально различимых единиц, объединенных для совместного (группового) изучения, называют статистической совокупностью. Понятие статистической совокупности — одно из фундамен­тальных биометрических понятий. Оно базируется на принципе качественной однородности ее состава. Нельзя объединять в од­ну совокупность особей разного пола и возраста, когда речь идет О нормах питания, стандартизации обуви и одежды, поскольку заведомо известно, что с возрастом и в зависимости от пола ин­дивидов меняются их потребности в питании и закономерно из­меняются размеры и пропорции тела. Недопустимо изучать за­кономерность модификационной изменчивости на генетически не­однородном материале, объединяя в одну совокупность чистопо­родных и гибридных особей и т. д. Наряду с понятием статистической совокупности существует понятие статистического комплекса. Так, если статистическая со­вокупность состоит из относительно однородных единиц, то ста­тистический комплекс слагается из разнородных групп, объеди­няемых для совместного (комплексного) изучения. При этом каждая группа, входящая в состав комплекса, должна состоять из однородных элементов. Например, в массе подопытных жи­вотных наряду с контролем может быть образовано несколько групп, отличающихся друг от друга по возрасту, породной или видовой принадлежности и т. п., на которых испытывают дейст­вие изучаемого агента. При испытании различных доз удобрений каждую опытную делянку рассматривают как отдельную группу, входящую в состав статистического комплекса. Вопрос о форме объединения биометрических данных экспе­риментатор решает сам в зависимости от объекта и цели иссле­дования. Объединяемые в статистическую совокупность или ста­тистический комплекс результаты наблюдений представляют не­кую систему, не сводимую к сумме составляющих ее единиц или компонентов. В статистических совокупностях и в статистических комплексах существует внутренняя связь между частью и целым, единичным и общим, которая находит свое выражение в статис­тических закономерностях, обнаруживаемых в сфере массовых явлений. Эти закономерности являются той теоретической плат­формой, на которой базируется биометрия.^ Какие вопросы можно решать биометрическим мето­дом. С помощью биометрии можно изучать массовый материал, характеризующий различные группы живот­ных: популяцию, породу, стадо, линию, семейство, гене­рацию, экспериментальную группу и т. п. Первым наиболее простым биометрическим по­казателем служит понятие «средняя величина варьирую­щего признака», характеризующая массовый мате­риал. Средние статистические величины позволяют отвлечь­ся от индивидуального варьирования признака у живот­ных данной совокупности и служат выражением типично­го для всей совокупности значения величины признака. В животноводстве очень широко распространено ис­пользование одной из средних величин, получивших на­звание средней арифметической. Каждый практический работник ясно представляет себе смысл таких показателей, как средний урожай в хо­зяйстве, средний надой по стаду на одну корову, средний процент жира в молоке за лактацию, средняя длитель­ность беременности и т. п. Но кроме средней арифметической, существуют и дру­гие средние значения, такие, например, как средняя гео­метрическая, мода, медиана, среднее квадратическое, которые также можно использовать для различных целей при характеристике каких-либо биологических объектов и групп животных. Таким образом, биометрическим методом можно оп­ределять средние значения изучаемого признака и на основе этих средних делать суждение по существу о тех особенностях признаков, которые изучались у данной группы животных. Вторым важным элементом анализа массового мате­риала с помощью биометрии служат показатели степени вариабильности (изменчивости) интересующего нас при­знака. Третьим важным приемом для практической и иссле­довательской работы, в животноводстве служит биомет­рический метод определения величины связи между раз­личными показателями и ее направления.Так, может представлять интерес выявление связи между некоторыми свойствами, характеризующими жи­вотных, или связь между окружающими животное усло­виями жизни и развитием у него тех или иных признаков.Очень большое значение имеет определение того, на сколько полученные по данной группе животных стати­стические данные правильно характеризуют тот процесс или тот признак, суждение о котором мы, получаем с по­мощью тех или иных статистических вычислений. Биометрические методы позволяют с определенной точностью установить достоверность полученных резуль­татов. Вычисление достоверностей и определение величины «статистической ошибки» является необходимым и важ­ным приемом в обработке биологических материалов, получаемых из первичных зоотехнических данных или в специальных опытах. Без показателя достоверности и статистической ошибки многие средние данные не могут служить показа­телем правильной характеристики изучаемой группы жи­вотных по тому или иному признаку. Кроме указанных элементов математического анали­за массовых материалов с помощью биометрического ме­тода, можно решать и ряд других вопросов, характери­зующих материалы животноводства, которые чаще име­ют значение для научно-исследовательских работ. Так, иногда требуется сопоставить эмпирические данные, по­лученные в конкретном опыте, с данными, которые пред­полагаются как теоретические. Это прежде всего отно­сится к генетическим работам, в которых изучается соот­ношение в потомстве числа особей с доминантным и рецессивным признаками. Известно, например, что по правилам Менделя при скрещивании помесей первого поколения (при массовом материале) 75% их потомков будет иметь доминантное выражение признака и 25% — рецессивное. Это и считается теоретическим варьирова­нием альтернативного признака. В конкретных же опы­тах могут наблюдаться другие соотношения между частотой встречаемости особей с доминантным и рецес­сивным выражениями признака, вызываемые какими-ли­бо специальными воздействиями на животных. В работах Менделя с горохом теоретическое «расщеп­ление» во втором поколении помесных растений наблю­далось только на массовом материале при обобщении данных по потомству всех растений опыта. А если же рассмотреть, «расщепление» признаков в потомстве каждой отдельной родительской пары, то соотношения наблюдаются самые разнообразные, а не 75% доминантных и 25 %. рецессивных потомков. Вот почему совершенна, драв академик Т. Д. Лысенко, когда он называет правдла Менделя статистическими, которые не вскрывают биологическую суть наследствен­ности гибридного потомства.Для выяснения случайности или неслучайности от­клонений эмпирических (опытных) данных от теорети­ческих служит метод хи-квадрат, разработанный вариа­ционной статистикой, который и целесообразно исполь­зовать в некоторых исследовательских работах с животными.^ Последние годы все шире в биометрии используется метод дисперсионного анализа, который представляет большой интерес Для зоотехнических исследований. Метод дисперсионного анализа позволяет выявить, какая доля из общей изменчивости признака обусловлена тем или другим фактором. Так, дисперсионным анализом можно, например, установить, какая доля в общей измен­чивости удоя за лактацию обусловлена возрастом, корм­лением, породностью животного или каким-либо другим фактором, имеющим влияние на функцию лактации. Таким образом, использование биометрического мето­да при анализе материалов может быть еще расширено методом хи-квадрат, дисперсионным анализом и некото­рыми другими методами, на которые мы здесь не ссыла­емся. Все это позволяет более глубоко познать интересу­ющие нас особенности изучаемой группы животных.^ ПРИЗНАКИ И ИХ СВОЙСТВАВ общем смысле под словом «признак» подразумевают свой­ство, проявлением которого один предмет отличается от друго­го. В области биологии признаками, по которым проводят наблю­дения над объектами, служат такие характерные особенности в строении и функциях живого, которые позволяют отличать одну единицу наблюдения от другой, сравнивать их между собой. На­пример, исследователя интересует содержание зерен в колосьях пшеницы или ржи, возделываемой на специально подготовленном участке. Массив данной культуры и будет объектом наблю­дения, а признаком — количество зерен в колосьях отдельных растений, которые являются единицами наблюдения, составляя в общей массе, подвергаемой изучению, статистическую совокуп­ность. Характерным свойством биологических признаков является варьирование величины признаков в определенных пределах при переходе от одной единицы наблюдения к другой. Например, под­считывая наличие зерен или колосков в колосьях, взвешивая де­тенышей животных одного и того же помета, определяя жир­ность молока у животных однородной группы и в других подоб­ных случаях, нетрудно заметить, что величина каждого призна­ка колеблется, образуя совокупность числовых значений призна­ка, по которому проводят наблюдение. Эти колебания величины одного и того же признака, наблюдаемые в массе однородных чле Таблица 1 Школьные классы Обнаружено детей Всего здоровых больных Третьи и четвертые Пятые и шестые 63 71 92 39 155 110 Всего 134 131 265 Из таблицы 1 видно, что заболевание нёбных миндалин, по-ви­димому, чаще встречается среди учащихся третьих и четвертых классов. К сложным относятся многопольные таблицы, применяемые при изучении корреляционной зависимости и при выяснении при­чинно-следственных отношений между варьирующими признака­ми. Примером корреляционной таблицы служат классические данные Гальтона, показывающие наличие положительной зависи­мости между ростом родителей и ростом их детей (табл. 2). В качестве примера группировки, применяемой при выясне­нии причинно-следственных отношений между признаками, при­веден


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные понятия и законы теории цепей
Реферат Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих Российской Федерации
Реферат Проектирование районной электрической сети
Реферат Проектування головної схеми електричної станції
Реферат "Больш за ўсё я бацькоўскаму краю адданы!"
Реферат Урогенитальный микоплазмоз
Реферат Проектирование тепловой электростанции
Реферат Маркетинг услуг страховой компании Альфа-страхование
Реферат Проблема эфира в современной физике
Реферат Проектирование электрической сети 110 кВ
Реферат Sonw Falling On Cedars Essay Research Paper
Реферат Сегментация рынка услуг связи
Реферат 1. Обґрунтування необхідності прийняття постанови Проект постанови Кабінету Міністрів України розроблено на виконання доручень Прем’єр-міністра України від 12
Реферат Проектирование электрической сети Этапы и
Реферат Романсеро