Реферат по предмету "Разное"


А. И. Герцен Предисловие. Почему надо изучать философию?

ББК 15.1 О-66 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета Рецензенты: д-р филос. и., проф. Т.С. Васильева д-р филос. н., проф. Н.Г. МагомедовОРЛОВ В.В.О-66 Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Пермский университет. - Пермь. 2001.. - 216 с.ISBN 5-7944-0194-Х Учебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая философия” и “Социальная философия”. “Общая философия” представлена двумя выпусками (соответс­твенно, темы 1-5,6-8). В ней раскрывается содержание наиболее общей философской на­уки, именуемой также “систематической философией” или “метафизи­кой”. Первое издание “Общей философии” опубликовано в 1991 г. На­стоящее издание - дополненное и переработанное. В центре внимания - изложение фундаментальных проблем фило­софии - сущности мира, сущности человека, сущности и смысла его существования. Рассматривается решение этих проблем в истории ми­ровой философской мысли, в современной научной философии. По­следняя представлена как закономерный результат более чем двухтысячелетнего развития философской мысли. По узловым проблемам освещается содержание дискуссий в оте­чественной и мировой философской мысли. Значительное место отво­дится анализу нерешенных проблем философской науки. Предназначено для студентов университетов, аспирантов, соиска­телей и всех интересующихся проблемами современной научной фи­лософии. ISBN 5-7944-0194-Х ©В.В.Орлов, 1991 ©В.В.Орлов, 1997 © В.В. Орлов, 2001^ Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? Поль ГогенК живым взываю! А.И. ГерценПредисловие. Почему надо изучать философию? Философия - это наиболее общее учение о мире и человеке, ос­нова мировоззрения. Стремление понять мир и самого себя заложено в самой природе человека, является коренным условием его существо­вания и развития. Мир и наше “Я” образуют два полюса человеческой мысли, ее глубинную структуру, без которой мысль не может сущес­твовать. Независимо от того, осознаем мы это или нет, думаем о про­стых повседневных делах или об основах мироздания, человеческая мысль возникает только на основе “диалога” с бесконечным миром, диалога, скрытого в самих исходных структурах мысли. Человек - не рядовое, бесконечно малое явление в мире, атом, затерянный в бесконечных космических пространствах. Человек уни­версален, природа его бесконечна и неисчерпаема. Поэтому и универ­сальна человеческая мысль, которая ставит перед собой вечную про­блему сущности мира и человека; мысль неполна и ущербна, пока она не затрагивает коренных вопросов человеческой сущности, места че­ловека в мире и перспектив его существования. Эти фундаментальные вопросы решались философией в течение более двух тысячелетий ее существования. Итогом и продолжением длительной истории фило­софской мысли является научная философия. Современный период мировой истории конца XX в. имеет глу­боко переломный характер. Три крупных исторических события опре­делили характер столетия. Первое из них - победа социалистической революции в России, строительство социализма в первой стране мира, ряде стран Европы, Азии и Америки; создание второй мировой сверх­державы; поражение социализма и реставрация капитализма в России и европейских странах, обусловленные неспособностью их руководс­тва своевременно разработать и воплотить в жизнь современную мо­дель социализма, учитывающую объективные законы товарного про­изводства (“рынка”) - в отличие от того, что удалось сделать в совре­менном Китае.Второе - великая научно-техническая революция, начавшаяся в физике на рубеже XIX-XX вв., включившая появление квантовой ме­ханики и теории относительности, релятивистской космологии, совре­менных взглядов на строение вещества, поиск единого физического взаимодействия (“Великое объединение” и “Суперобъединение”), не­евклидову геометрию и топологию, синтетическую теорию эволюции, генетику, кибернетику и др. Новые открытия и теории вызвали поис­тине революционные изменения в производительных силах общества, технике, технологии, содержании труда, привели к глубоким и далеко идущим сдвигам в экономике и социальной жизни общества, поставив последнее перед необходимостью коренного изменения самого типа человеческой цивилизации.Третье - кризис современной цивилизации в целом, вызванный неспособностью “цивилизованного” общества удовлетворительно ре­шить социальные проблемы в интересах всего общества и обострени­ем экологической ситуации, обусловленным заметным истощением ресурсов Земли и ее растущим загрязнением. По-прежнему существу­ет также опасность уничтожения человечества в результате термоядер­ной войны, угроза которой в будущем может усилиться в связи с кри­тическим обострением экологического и демографического кризиса. Выяснено, что при существующем способе существования че­ловечества, основанном на частной собственности и рынке, по запад­ным стандартам жизни уже в обозримом будущем сможет жить на Земле лишь один, так называемый “золотой”, миллиард людей, в то время как сейчас численность человечества приближается к шести миллиардам. Сможет ли человечество справиться с этой, кажущейся неразрешимой, проблемой? Войны, вымирание миллиардов людей, массовый геноцид могут стать реальностью обозримого будущего, ес­ли человечество не найдет другого способа социального существова­ния, не перейдет к новому типу цивилизации. Совершенно очевидно, что сохранение человечества и его даль­нейший социальный прогресс возможны только при условии глубокой экспансии человечества в космос. Однако уже в 70-80-е годы некото­рые ученые и философы предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти тот предел расходования ре­сурсов Земли, за которым остающихся ресурсов окажется недостаточ­но для широкого выхода в космос1. Поскольку с тех пор способ сущес­твования человечества не изменился, вполне возможно, что этот пре­дел уже пройден. Возможно, что окажутся справедливыми предсказа­ния, связанные с моделями глобального развития, разработанные в1970-1972 гг. Медоузами и Форрестером. Согласно последним, если человечество в ближайшем будущем не перейдет к стратегии “нулево­го роста” населения и производства, то тридцатые годы XXI в. станут началом нисходящей ветви развития человечества, его деградации. Гамлетовский вопрос “быть или не быть” стал вопросом для всего че­ловечества На международной конференции по окружающей среде и раз­витию в Рио-де-Жанейро (1992) было отмечено, что частная собствен­ность является препятствием на пути решения глобальной экологичес­кой проблемы. Как заявила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, “более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетво­рять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет”1. Разрушительные реформы в России 1992-1996 гг., весьма нега­тивно оцененные ведущими экономистами мира, чрезвычайно затруд­нили выход человечества из тотального социального и экологического кризиса, отбросили Россию далеко назад, поставили ее в крайне невы­годное положение в конкуренции за будущий раздел источников сы­рья, за право на достойное существование. Необходимость коренного изменения способа существования человечества, смены типа цивилизации осознается в настоящее время людьми самых различных убеждений и конфессий. Показательна в этом отношении позиция Папы Римского, который в послании 1994 г. к третьему тысячелетию заявил, что рыночная экономика неспособна решить проблемы человеческого существования и что существует “зерно истины” в коммунизме, утрата которого будет иметь прискорб­ные последствия. Тревожный, если не сказать - трагический характер современ­ной эпохи определяет тональность и современного учебника по науч­ной философии. Время “спокойных”, благодушных изложений аб­страктных философских истин прошло. Глубокий кризис человеческо­го существования сделал философские вопросы о природе мира и че­ловека, сущности и смысле его существования, способе рационально­го существования на Земле, месте человека в бесконечном мире ко­ренными вопросами выживания человечества, выхода из современно­го тупика и дальнейшего всестороннего прогресса общества, подлин­но человеческого бытия. Действительно, чтобы понять, способно ли человечество избежать самоуничтожения, необходимо выяснить, како­ва природа мира и самого человека: если человек - конечное и внут­ренне ущербное существо, несущее в себе зерно своего неизбежного уничтожения, случайная флуктуация природных процессов, “болезнь умирающей вселенной”, “генетическая ошибка” и т.д., как думают многие уче­ные и философы, то гибель человеческой цивилизации неизбежна. Человеческая жизнь никогда не была так насыщена философс­кими вопросами. В этом смысле современный период мировой исто­рии - это век философии, глубокого философского осознания мира и самого себя, которое должно быть положено человечеством в основу стратегии своего развития. Смыкание фундаментальнейших фило­софских проблем с острейшими практическими вопросами выжива­ния человечества - характерная черта современной эпохи В пособии излагаются основные идеи мировой философской мысли в истории ее развития, основы научной философии. Сложивша­яся в вузах СССР и современной России и в целом оправдавшая себя система освоения основ философии базируется на самостоятельном изучении первоисточников (произведений классиков мировой фило­софской мысли, книг и статей по математике, физике, химии, биоло­гии и другим фундаментальным наукам), лекциях и семинарах. Учеб­ник является необходимым пособием в самостоятельной работе. В данном пособии автор стремился показать, как и почему возникали важнейшие философские проблемы, как они решались в прошлом, ка­кое решение следует признать современным, научным. Особое внима­ние обращалось на основные идеи философии, их последовательное развитие, основной смысл предложенных решений и их аргумента­цию, обоснование. Ничто не может быть столь убийственным для на­учной философии, творческого интеллекта, как бездумное, не связан­ное с пониманием сути проблем и аргументации их решений, догмати­ческое, школярское “усвоение” общих философских истин. Пагуб­ность и даже безнравственность догматического подхода становятся особенно явственными в современный критический период мировой истории, истории России По ряду узловых вопросов теории в пособии кратко излагается содержание современных философских дискуссий, формулируются нерешенные научной философией вопросы. Цель изучения филосо­фии - не просто “знать” ее основы, а научится мыслить философски­ми понятиями, без которых человеческая мысль остается поверхност­ной и ущербной. Автор не стремился к одинаково полному изложению всех учебных тем, что, если бы и было возможным, привело бы к “усредненному” описанию основных разделов теории в ущерб “проблемности” ее изложения. Философия, как и другие отрасли человеческого знания, в ходе своего развития должна получить научный характер, стать наукой. Однако, этот процесс в философии был значительно более длитель­ным и трудным, чем в естествознании, конкретных науках вообще. Это обусловлено как особой сложностью предмета философии, его предельной широтой (философия работает на пределах человеческого знания и языка), так и многообразием ее связей и взаимозависимостей с другими формами духовной жизни общества, групповыми, классо­выми, общественными интересами. В пособии описывается процесс складывания научной философии из элементов научных подходов и догадок в истории ее развития, выясняются критерии научности фило­софии, имеющие заметно более сложный характер, чем, например, в естествознании или технических науках. При изучении философии неизбежно возникает ряд трудностей. Первая из них связана с большой абстрактностью философской тео­рии, требующей большого напряжения мысли, соответствующей под­готовленности, достаточной зрелости самой способности абстрактно­го мышления. Философия предполагает большую культуру оперирова­ния понятиями, их определениями, анализом объема и содержания, оперирования терминами. Однако философия и воспитывает высокую культуру теоретического мышления. Другая трудность состоит в том, что изучение философии пред­полагает знакомство со всеми важнейшими отраслями знаний - физи­кой, химией, биологией, социальными науками и т.д., на которых фи­лософия базирует свою теорию. Нельзя овладеть основами филосо­фии, стремясь замкнуться в пределах узкой специальности Изучение философии - средство формирования “открытости” по отношению ко всем отраслям знаний, ко всей духовной культуре общества в целом. Серьезная трудность связана со своеобразным свойством всех крупных, особенно широких и глубоких идей, которое, словами Геге­ля, можно назвать “хитростью понятия”. Наиболее фундаментальные идеи философии могут вызвать впечатление само собой разумеющих­ся и даже тривиальных, простых утверждений, которые кажутся поэто­му легкодоступными и понятными. В самом деле, что сложного, на­пример, в утверждениях, что “А есть А”, что “вещи находятся вне че­ловеческой головы”, а “роза красна и тогда, когда мы на нее не смот­рим”? Между тем многие, если не все, крупнейшие, поворотные идеи в современной науке, включая философию, были связаны с пересмот­ром подобных кажущихся тривиальными и само-собой-разумеющимися утверждений. Умение видеть глубокую проблему, скажем сильнее - тайну, за кажущимися само-собой-разумеющимися положениями - важнейшее условие понимания философской теории. Наконец, большие трудности вызывает формирование умения творчески применять философскую теорию для объяснения действите­льности, решения крупнейших проблем своей отрасли науки или прак­тики. Изучение философии приносит мало пользы, если ограничиться усвоением ее общих положений, не пытаясь понять, как философия содействует решению крупнейших проблем теории и практики. Ко­нечно, было бы утопичным требовать, чтобы каждый изучающий фи­лософию был способен решать с ее помощью крупнейшие проблемы своей отрасли знания, однако понять, как философия способствует та­кому решению, необходимо каждому. Преодолеть описанные трудно­сти - это и значит научиться “мыслить в философских понятиях”, осмысливать действительность в философских понятиях. Мышление только в сугубо специальных, узких понятиях какой-либо отрасли зна­ния делает мысль ущербной, ограниченной, превращая человека из “универсального существа”, как заметил Козьма Прутков, в специали­ста, “флюсу подобного”.^ ВВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА,ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯТема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Философия - наиболее общая часть мировоззрения, его фунда­мент. Специфика философии выражается прежде всего в ее проблема­тике. Философия решает два наиболее общих для человеческого по­знания вопроса.^ Первый, или основной, вопрос философии, по оценке Ф. Эн­гельса, - это вопрос об отношении сознания к материи, или, в неско­лько устаревших терминах, духа к природе, мышления к бытию. Ос­новное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в бро­шюре “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии” (1886). Основной вопрос философии (ОВФ) имеет сложную структуру, которая обуславливает большое многообразие уровней или сторон философского мировоззрения. В составе ОВФ можно выделить три важнейших уровня. Первый, наиболее общий и фундаментальный уровень ОВФ выделил Энгельс в указанной брошюре. Этот исходный уровень определяет другие, производные от него уровни и модификации ОВФ. Рассматривая первый, наиболее фундаментальный уровень ОВФ, Энгельс различал в нем две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что явля­ется первичным - материя или сознание, и, соответственно, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Понятие первичности имеет в философии три взаимосвязанных смысла: 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует, 2) что является свойством или проявлением другого: сознание принадлежит высоко­организованной материи или, наоборот, последняя есть проявление сознания, 3) что отражает другое', сознание отображает внешний для него материальный мир, или материя есть отображение некоего духа. Нередко используется иная формулировка вопроса о первичности-вторичности: что лежит в основе мира: материя или сознание. Возможны два подхода к решению вопроса о первичности-вторичности, монистический и дуалистический. Монизм (от греч. monos - один, единственный) кладет в основу мира одно из двух “начал” - материю или сознание. Дуализм (от лат. dualis - двойственный) по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание. Так, фран­цузский философ XVII в. Р. Декарт считал материю и дух двумя неза­висимыми друг от друга началами, человек, с его точки зрения, пред­ставляет собой соединение души и тела. В иной форме дуализм высту­пал во взглядах немецкого философа XVIII в. И. Канта, который при­знавал объективное, независящее от человеческого сознания сущес­твование вещей, но отрицал познаваемость этих вещей для человечес­кого сознания и рассматривал последнее как некую самостоятельную сущность. Деление на монизм и дуализм не является в философии глав­ным и исходным. Важнейший водораздел философских взглядов су­ществует в рамках монистического подхода и заключается в делении философских воззрений на две основные философские концепции или направления - материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной в трех указанных смыслах слова, а созна­ние - производив от материи. По своей сути материализм является ре­алистическим мировоззрением, стремящимся понять материальный мир “из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факто­ров - бога, идеи и т.д. “ ... Материалистическое мировоззрение, - писал Энгельс, - означает просто понимание природы таковой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений”1. Материализм, прежде чем стать научным, прошел длинный путь развития и на каждой из предшествующих ступеней содержал существенные ошибки и упро­щения, однако основной дух материализма заключался в поисках ре­алистического объяснения мира “из самого себя”, без каких-либо по­сторонних прибавлений. Идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало. Его исходная, основная концепция представляет собой глубокое за­блуждение, возведенное в ранг философского мировоззрения. Однако было бы ошибочным рассматривать идеализм в качестве простой че­пухи, против чего предостерегали классики марксистской философии. Идеализм, как мы будем этого касаться в последующем изложении, был необходимой и неизбежной формой мышления, без которой не могла бы развиваться ее альтернатива - материализм. Чтобы возникло действительное, научное понимание мира и сознания, должна была появиться такая концепция, которая абстрагировала бы сознание от материи, преувеличила роль сознания, превратив сознание в творца всего существующего и тем самым исчерпала теоретические возмож­ности, заложенные в таком гипертрофированном объяснении роли со­знания. Только доведенный до предела, до исчерпания своих потенци­альных возможностей, идеализм (таковым оказалась идеалистическая философия Гегеля) мог сделать возможным (разумеется, наряду с раз­витием самого материалистического направления) появление научно­го материализма. Поэтому невозможно понять сути и значения мате­риалистической философской концепции, не зная содержания идеали­стической философии, историй ее развития.^ Вторая сторона ОВФ в рассматриваемом фундаментальном ас­пекте этого вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Часть филосо­фов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, являются агностиками (от греч. а - не, gnosis -знание) В Новое время классиками агностицизма были Д. Юм и И. Кант. Деление философов по решению вопроса о познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалис­тов, ибо значительная часть идеалистов (например, Гегель) признава­ли познаваемость мира (понимая последний как мир духовный). Одна­ко признание или отрицание познаваемости мира не является безраз­личным к альтернативе материализма и идеализма. Последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира для человека, а ее отрицание в сущности является идеализмом (хотя агностические ошибки могли допускать и некоторые материалисты). Наиболее общий и фундаментальный аспект основного вопроса философии не исчерпывает всего содержания этого вопроса. Данная Энгельсом в прошлом веке характеристика ОВФ раскрывает его пер­вый и основополагающий уровень, но является недостаточной. Следу­ет учесть также, что брошюра Энгельса, в которой он характеризовал ОВФ, имела популярный характер и не преследовала цели изложения всего существенного содержания ОВФ. Последующее развитие науч­ной философии показало, что в ОВФ следует различать еще два уров­ня, существующие на основе первого, глубоко раскрытого Энгельсом^ Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к мате­рии, представляет собой тройственный вопрос, или, иначе, состоит из трех неразрывно связанных вопросов, о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому В советской философской науке в 50-х гг. возникла интерпрета­ция основного вопроса философии как вопроса исключительно об от­ношении сознания к материи. При такой интерпретации сущность ма­терии, внешнего мира остается вне рамок философского исследова­ния. Иными словами, внешний мир как таковой оказывается для фило­софии неизвестной величиной, выступает в качестве предмета иссле­дования лишь частных наук - физики, химии и т.д. Попытка превра­тить философию в учение о “чистой мысли”, но не о реальном мире и его отображении в сознании человека подробнее б) дет рассмотрена нами в последующих разделах пособия. Пока мы ограничимся утверждением, что основной вопрос философии является тройственным вопросом, т.е. вопросом о сущности мира как целого, о сущности со­знания и его отношения к материальному миру. Вопреки упомянутому выше узкому истолкованию, философия на протяжении двух с лиш­ним тысячелетий своего существования стремилась понять, что такое мир и как он отображается в человеческом познании. Сведение ОВФ к вопросу о чистом отношении одного к другому делает этот вопрос бессмысленным, поскольку нельзя выяснить отношения, не зная того, что относится и к чему относится. Существует и третий уровень ОВФ, выступающий в качестве модификации, или превращенной формы, первых двух уровней: во­прос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перс­пективах существования. В этой модификации ОВФ противополож­ность сознания и материи не выражена в явном виде, здесь миру в це­лом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием. Поэтому данная модификация ОВФ может быть понята только на основе двух первых уровней ОВФ, в которых дано четкое сопоставление двух предельно широких реаль­ностей - сознания и материи. Вместе с тем новая модификация ОВФ обладает рядом преиму­ществ: она включает не предельную абстракцию - сознание, а более конкретное понятие живого человека, наделенного сознанием. Созна­ние существует только как свойство или функция человека, поэтому вопрос об отношении сознания к материи выступает также в превра­щенной форме вопроса о природе человека, его месте в мире, сущно­сти и смысле его существования. Ни одна философская система не ограничивалась абстракциями сознания, духа, мышления и т.д. Про­блема человека, наряду с проблемой мира как целого, всегда занимала в философской мысли центральное место. Завершая общую характеристику основного вопроса филосо­фии, дадим схему его структуры. Структура основного вопроса философии ^ ОБЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Первая сторона: вопрос о первич­ности- вторичности Вторая сторона: вопрос о позна­ваемости ^ ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Тройственный вопрос о сущности мира, сущности сознания, сущно­сти отношения сознания к миру Т РЕТИИ УРОВЕНЬ (модификация) Вопрос о сущности мира, сущно­сти человека, его месте в мире, перспективах существования Проблема-разрешим ли основной вопрос философии?ОВФ приобретает свою подлинную глубину и сложность и - да простят нам критики - трагичность, когда в него вводится понятие бесконечности Обычно в популярных, а нередко и “строго научных” изложениях фи­лософии это игнорируется и ОВФ кажется легко разрешимым, ясным даже для ребенка (“вещи существуют вне моей головы”), так что пред­ставляется странным, почему вокруг столь очевидного по своему ре­шению вопроса ведутся тысячелетние дискуссии. Наука и практика за­ставляют нас признать, что мир бесконечен, но если это так, то как ко­нечное существо - человек, появившийся всего несколько десятков ты­сяч лет назад и располагающий всегда ограниченным опытом, связан­ным с ничтожно малой частью Вселенной, может делать достоверное заключение о природе мира, который “всегда больше и сложнее”, чем мы о нем можем думать? Имеем ли мы в таком случае право утвер­ждать, что мир материален или, напротив, духовен? Не правильнее ли заключить, что мир - не то и не другое, а есть нечто бесконечно слож­ное и “имя его” - бесконечное, о котором мы более ничего не можем сказать и, следовательно, “его второе имя” - непознаваемое (Г. Спенсер). Находясь в кармане некоего бесконечного сюртука, можем ли мы судить о его покрое? Нетрудно понять, что ОВФ - это вопрос о са­мой возможности достоверного научного мировоззрения, т.е. воззре­ния на наиболее общие свойства бесконечного мира в целом. Легко понять также, что этот вопрос неизбежно включает в себя и другой во­прос - о природе и возможностях человека, его способности к досто­верному мировоззрению и перспективах существования в мире. Не следует ли “с христианским смирением” принять концепцию “ничтожности человека” и смотреть на мир как на нечто слишком грандиозное и недоступное человеческому разуму? Хотя вопрос о возможности достоверного воззрения на беско­нечный мир по-своему ставился уже со времен античной философии, со всей основательностью и “трагичностью” он был сформулирован только в XVIII в. в “критической философии” И. Канта, с которой на­чалась своеобразная революция философской мысли, сделавшая не­возможным прежнее “некритическое” отношение к миру и его позна­ваемости. Без этой революции не могла появиться действительно на­учная философия, однако только последняя дала подлинное решение вопроса о том, как возможно достоверное научное философское воз­зрение на мир в целом Проблему разрешимости ОВФ, или, иначе, возможности досто­верного мировоззрения, мы пока надолго оставим, но она должна нас постоянно беспокоить, ибо без нее нельзя понять глубокую суть фило­софской теории.^ Формы идеализма. Идеализм существует в двух основных фор­мах (с массой переходных между ними), различающихся по тому, как понимается сознание, которое идеализм считает первичным по отно­шению к материи. Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты и др.) утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, независящего от человека. Объектив­ное в научной философии означает существующее до, вне и независи­мо от сознания, которым обладает лишь человек, мыслящие существа вообще. В объективном идеализме “объективное” - это особое, “ни­чейное” сознание, существующее само по себе, независимо от челове­ческого сознания, которое само есть порождение и проявление этого мирового сознания или духа. Так, древнегреческий философ Платон считал, что мир вещей, материальный мир есть иллюзорный мир, ко­торый выступает в качестве порождения и проявления подлинно ре­ального мира - мира идей. При этом вещи несовершенны и преходя­щи, идеи - совершенны и вечны. Взгляды Платона были выражены в знаменитом “образе пещеры” (“каверна Платона”): в пещере находят­ся прикованные люди, которые видят только ее стену; у входа в пеще­ру проносят различные фигуры, которые дают неясные тени на стене. Эти тени и есть наш мир вещей. Другой объективный идеалист, оста­вивший особенно заметный след в истории философской мысли, - Ге­гель рассматривал мир в качестве порождения и проявления логичес­кой идеи - мысли, существующей до природы, времени и пространс­тва, развивающейся по своим объективным логическим законам, по­рождающей природу и затем человека, через сознание которого она приходит к познанию самой себя Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, экзистенциалисты, неопозитивисты и др.) считал первич­ной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир, с этих позиций, являются лишь совокупностью человеческих ощущений. Классические формулировки основного тезиса субъективного идеализма дал в Новое время английский философ Д. Беркли, “вещи суть комплексы ощуще­ний” и “существовать - значит быть воспринимаемым” (esse is percipi). Будучи последовательно продолженным, субъективный идеализм неизбежно приводит к солипсизму (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), т.е. к утверждению, что для каждого человека существует только он один, все же остальные люди есть лишь комплексы его ощу­щений. В силу своей очевидной абсурдности солипсизм как таковой отстаивался крайне редко. Все “умные идеалисты” стремились отме­жеваться от крайности солипсизма, хотя последний представляет со­бой логически неизбежный элемент субъективного идеализма. Беркли, пытаясь избавиться от солипсизма, вводил в свою философию бога как гаранта существования других людей. С точки зрения одного из направлений современной буржуаз­ной философии - экзистенциализма мир существует лишь постольку, поскольку мы его переживаем; поэтому исходная для человека реаль­ность - не материя, а экзистенция - поток человеческих переживаний, очищенный от влияния внешнего мира. Мир - это “сновидение тени”, утверждает испанский экзистенциалист М. Унамуно.^ Идеализм и религия. Религия - форма общественного сознания, родственная идеалистической философии. Она возникла значительно раньше философии - 40-50 тыс. лет назад. Религия - это превратное, фантастическое представление о мире, основанное на понятии сверхъ­естественного духовного существа - бога (одного или многих). По своему мировоззренческому, понятийному содержанию религия есть объективный идеализм. Как особая форма общественного сознания, религия обладает рядом специфических черт. Наряду с понятийным содержанием она включает мифы и веру в сверхъестественное, а так­же целую систему религиозного поведения - культ. Религия имеет свое общественное учреждение, поддерживающее существование ре­лигиозных взглядов, - церковь, которая располагает финансовыми средствами, нередко весьма значительными. Религиозные представле­ния выражаются в понятиях, образах и мифах, доступных мышлению самых неразвитых слоев общества. В этом случае она обладает своего рода неуязвимостью для научной критики, поскольку последняя пред­полагает достаточно высокий уровень духовной культуры, мышления и языка. Вместе с тем, начиная с рабовладельческого общества, возни­кает религиозная философия, ставящая своей целью обоснование религиозных догм. В настоящее время наиболее влиятельной философи­ей католической церкви является неотомизм - философия, основанная на первоначальных идеях Платона (прежде всего, делении мира на вечный и совершенный мир идей и несовершенный мир преходящих вещей), развитых далее крупнейшим католическим философом Фомой Аквинским (XIII в.) Свою философию имеет и православие^ Социальные, классовом и гносеологические причины (корни) ма­териализма и идеализма. Каковы причины возникновения двух основ­ных философских направлений или концепций - материализма и иде­ализма? Возникновение материализма и идеализма вызвано тремя причинами: социальными, классовыми и гносеологическими. Появление философского мировоззрения, как мы уже отмечали, вызвано необходимостью познания человеком сущности внешнего ми­ра и самого себя. Эта необходимость заложена в самой универсальной природе человека, который может существовать только благодаря по­знанию и практическому преобразованию окружающего мира. Практическая необходимость познания мира и самого себя является важнейшей социальной предпосылкой возникновения философского мировоззрения. Эта предпосылка имеет общечеловеческий характер, поскольку вызвана потребностями существования и развития всего человеческого общества. Однако далее предпосылки возникновения философии раздваиваются, образуя основания для появления двух противо­положных философских концепций - материализма и идеализма. Фи­лософия формируется вместе с классовым обществом, поэтому соци­альные предпосылки философских воззрений неизбежно приобрета­ют, наряду с общечеловеческим, также и классовый характер. К материализму, т.е. к пониманию мира таким, каков он на са­мом деле, тяготели те классы или слои общества, которые по своей со­циальной природе, положению в обществе, отношению к социальному прогрессу были заинтересованы в реалистическом понимании мира. Естественно, что таковыми являлись прогрессивные классы или фрак­ции внутри тех или иных классов. Идеализм и религия, представля­ющие собой в конечном свете иллюзорное, превратное понимание ми­ра и человека, соответствовали в конечном счете интересам реакцион­ных или консервативных классов или фракций. Размежевание материализма и идеализма по классовому прин­ципу происходило в процессе развития общества от одной общественно-экономической формации к другой. В рабовладельческом, первом классовом обществе материализм и идеализм были связаны с одним и тем же классом - рабовладельцев, но выражали интересы его различ­ных, прогрессивных или консервативных и реакционных фракций. В высшей и последней антагонистической классовой формации - капитализме взгляды рабочего класса наиболее адекватно выражает только научный материализм Маркса, ЭнТема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ Развитие философской мысли происходило на основе ряда об­щих закономерностей. Прежде всего философские взгляды определя­ются общественно-экономической формацией и поэтому необходимо различать философию рабовладельческого, феодального, капиталисти­ческого и социалистического обществ. Содержание философских уче­ний отображает общественное бытие и может быть понято только на основе изучения производительных сил и производственных отноше­ний соответствующей общественно-экономической формации. Поско­льку философские взгляды являются высшим, наиболее удаленным от экономического базиса, уровнем общественного сознания (в сравне­нии с экономическими, политическими и правовыми взглядами), зави­симость философского мировоззрения от развития производительных сил и производственных отношений носит особенно сложный и опо­средованный характер Являясь частью духовной культуры общества, философия раз­вивается в тесном взаимодействии с материальной и духовной культу­рой, служит концентрированным выражением культуры понимания обществом окружающего мира сущности, смысла и перспектив че­ловеческого существования Развитие философии характеризуется борьбой партий - матери­ализма и идеализма, которая представляет собой также одну из важ­нейших закономерностей эволюции философского мировоззрения Материализм и идеализм выражают два противоположных п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Здравоохранение и рынок
Реферат Образование как фактор социальной мобильности
Реферат Туристско-рекреационные ресурсы Турции и курортов Черноморского побережья Краснодарского края
Реферат Поэзия Цветаевой напряженный монолог-исповедь
Реферат 9-я Международная научно-практическая конференция и выставка покрытия и обработка поверхности 28 Февраля -1 Марта 2011
Реферат Особливості дитячих телевізійних програм на українському телебаченні
Реферат Телекоммуникационные средства в современном компьютерном мире
Реферат Emerson Essay Research Paper Emerson
Реферат 1 Агроэкологические особенности формирования корневых систем полевых культур 51 Глава 2
Реферат Топливо: виды, характеристика, области использования, топливный баланс страны
Реферат Праграма "Пралеска"
Реферат Кейнсиансто
Реферат Государственный контроль общая характеристика и особенности в Украине
Реферат Основные этапы внешней политики России в XIX веке
Реферат Война и военное дело в эпоху Гомера