УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА А.Ю. Епихин Сыктывкар 2004 Безопасность личности в уголовном судопроизводстве Учебное пособие АннотацияВ настоящей работе раскрываются общие положения о важности обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве. В последние десятилетия на участников уголовного процесса оказывается все большее противоправное воздействие, в связи с их участием (содействием) в уголовном деле. Незащищенность следователей, прокуроров, судей, потерпевших и свидетелей, экспертов и защитников указывает на серьезную опасность интересам правосудия и отсутствие достаточных средств противодействия преступности. Вместе с тем, обеспечение безопасных условия участия в деле является важной гарантией установления истины по делу, вынесения правосудных и справедливых решений, а в конечном счете – обеспечения прав и законных интересов личности, интересов общества и государства при производстве по делу. Учебное пособие предназначено для студентов уголовно-правовой специализации, а так же аспирантов, преподавателей, практикующих работников правоохранительных и судебных органов, всех, кому интересна проблема защиты личности в сфере уголовного судопроизводства. СодержаниеВведение ………………………………………………………………………………. 4Предисловие……………………………………………….………………………….. 5^ Глава 1. Институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве ……. …………………………………………………………………………………… § 1. Понятие безопасности личности в уголовном судопроизводстве…………….. 7 § 2. Законодательная регламентация обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве ………………………………………………………………………. 24Глава 2. Субъекты безопасности личности в уголовном судопроизводстве….36 § 1. Органы, осуществляющие меры безопасности ……………………………….. 36§ 2. Правовой статус защищаемых лиц ………………………………………..…… 44Глава 3. Характеристика противоправного посягательства и меры безопасности лиц в уголовном судопроизводстве……………………………………………………55§ 1. Условия, причины, способы и методы противоправного воздействия на защищаемых лиц ……………………………………………………………………………….. …55§ 2. Виды мер безопасности защищаемых лиц в сфере уголовного судопроизводства……………………………………………………………………………………………….. 63§ 3. Пути совершенствования мер по обеспечению безопасности личности в уголовном процессе ………………………………………………………………….………….. 78Глоссарий ………………………………………………………………………… .. 85^ Контрольные вопросы ………………………………………………………………88Библиография …….………………………………………………………………… 89Приложения …………………………………………………………………………ВведениеИсследование гарантий обеспечения прав и законных интересов личности, вовлекаемой в сферу действия уголовно-процессуальных правоотношений, предполагает установление надежных средств, способов и методов, регулируемых как нормами уголовно-процессуального права, так и других отраслей отечественной юриспруденции, направленных на достижение цели и задач (назначения) уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). В настоящей работе изучаются общие положения, понятийный аппарат, система мер безопасности, правовой статус субъектов безопасности, в том числе и защищаемых лиц, тенденции развития и становления российского законодательства по данной проблематике, а так же другие важные вопросы. По представленной работе излагается общее представление об институте безопасности личности в уголовном судопроизводстве, приводится анализ действующего законодательства, в том числе и уголовно-процессуального, даются обобщения проектов законов, находящихся в стадии обсуждения и принятия законодательным органом, анализируются результаты многочисленных социологических исследований различных групп (следователей, прокуроров, судей, городских и сельских жителей, несовершеннолетних, лиц, отбывающих наказание) опрошенных автором по вопросам безопасности при производстве по уголовному делу. Предисловие Институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве – понятие комплексное, включающее систему разноотраслевых правовых норм. Поэтому было бы несправедливым ограничивать проблему безопасности лишь только нормами уголовно-процессуального кодекса. Обезопасить лицо, содействующее правосудию или его осуществляющее либо имеющее важную для расследования уголовного дела информацию возможно не только уголовно-процессуальными мерами. Кто может пониматься под защищаемыми лицами? Какие органы могут применять меры безопасности (защиты)? Какая нормативная регламентация, посвященная безопасности лиц, существует в настоящее время – эти и другие важные вопросы изучаются в настоящей работе. Предмет любой научной дисциплины включает в себя наиболее важные общественные отношения, на которых построена система понятий, явлений, непосредственно отражающих её сущность. Предметом спецкурса «Безопасность личности в уголовном судопроизводстве» является совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия участия лиц в процессе производства по уголовному делу.Метод как совокупность средств и приемов, с помощью которых происходит рассмотрение основных вопросов спецкурса, содержит аналитический подход и сравнительное исследование правовых норм действующего законодательства (уголовно-процессуального, уголовного, административного и пр.). При этом используются такие методы научного познания явлений и жизненных процессов, как статистический метод, эмпирический, сравнительно-правовой, исторический и некоторые другие. Обеспечение безопасности личности прямо связано с достижением задач уголовного судопроизводства. От того, насколько реально со стороны государства (государственных органов и должностных лиц) будет обеспечена защита прав и законных интересов личности в связи с производством по уголовному делу, зависит и достижение цели уголовного процесса. Значение спецкурса состоит в актуальности самой постановки вопроса о безопасности личности как одном из важных средств достижения цели процесса.^ Спецкурс и учебная дисциплина «Уголовный процесс». Безопасность личности в уголовном судопроизводстве рассматривается с различных, в том числе и процессуальных особенностей ее (безопасности) обеспечения. В действующем новом уголовно-процессуальном законодательстве содержатся меры безопасности участников процесса, закрепленные в ст.11 УПК РФ. Однако, только меры уголовно-процессуального кодекса не могут в достаточной степени обезопасить защищаемое лицо. Необходимость обеспечения безопасности может возникнуть до начала уголовно-процессуальной деятельности, следовательно, меры процессуального порядка не могут быть задействованы. Однако, возможно применение мер безопасности, указанных в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Меры безопасности в отношении должностных лиц уголовного процесса закреплены в соответствующем Федеральном Законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Таким образом, общим для спецкурса и уголовного процесса является наличие в предмете исследования института безопасности личности. Различие состоит в том, что в уголовном процессе изучаются только процессуальные меры защиты, в спецкурсе, кроме процессуальных и иные меры безопасности (то есть уголовно-процессуальные в том числе).^ Спецкурс и учебная дисциплина «Уголовное право». Общее для указанных дисциплин состоит в том, что в уголовном праве рассматриваются уголовно-правовые меры безопасности и уголовно-правовой охраны участников процесса. Эти запреты противоправного воздействия на участников процесса закреплены в главе 31 УК РФ «Преступления против правосудия». Различие заключается в том, что в этой главе уголовно-правовая охрана направлена на защиты не всех участников производства по уголовному делу. Например, нет таких участников как: секретарь судебного заседанияспециалистпредставитель потерпевшегопредставитель обвиняемогопредставители истца, ответчикапонятой и т.д. В ст. 311 УК РФ установлена уголовная ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности в отношении участников процесса, то есть любых участников производства по уголовному делу. В других статьях такая формулировка отсутствует. Следовательно, в спецкурсе рассматриваются не только уголовно-правовые меры безопасности личности в уголовном судопроизводстве, но и процессуальные, внепроцессуальные (административно-правовые и иные меры). ^ Спецкурс и учебная дисциплина «Криминология». Криминология как наука об изучении причин преступности как социального явления и мерах борьбы с ней, рассматривает защищаемых лиц в уголовном процессе с виктимологической позиции. Виктимность лиц, находящихся под государственной защитой в связи с осуществлением правосудия является довольно высокой. Вместе с этим, криминальная виктимология – часть криминологии. Изучение виктимности защищаемых лиц – одна из основных задач настоящего спецкурса, содержащего сведения о латентности преступлений против защищаемых лиц, виды и способы противоправного воздействия и меры профилактики преступлений данного рода. ^ Спецкурс и учебная дисциплина «Криминалистика». Криминалистические методы используются при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Не освобождается от криминалистики методика расследования судебного рассмотрения дел, по которым применяются меры безопасности в отношении защищаемых лиц. Однако, самой специфике применения криминалистических методов при производстве по уголовному делу, в отличие от «Криминалистики», отводится только часть учебного материала спецкурса.^ Спецкурс и учебная дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность». Оперативно-розыскная деятельность является этапом, предваряющим уголовно-процессуальную. Она возникает до начала уголовного процесса. Результаты ОРД могут иметь значение в случаях и порядке, установленном УПК РФ. Меры безопасности могут и должны применяться при необходимости до начала производства по уголовному делу. Некоторые меры безопасности установлены Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», где закреплены условия, основания, порядок применения мер безопасности лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, а так же установлены меры их социальной защиты. Оперативно-розыскные меры безопасности являются частью комплекса мер безопасности и рассматриваются в том числе и в настоящем спецкурсе. Соотношение некоторых учебных дисциплин и спецкурса, рассмотренное нами, позволяет определить его роль и место в системе отраслевых наук юриспруденции, более точно уяснить его специфику, включение в содержание знаний нескольких учебных дисциплин, в том числе и фундаментальных курсов.^ Глава 1. Институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве § 1. Понятие безопасности личности в уголовном процессеВ последнее время проблемам обеспечения безопасности и самому понятию «безопасность» стало уделяться достаточное внимание со стороны многих отечественных ученых и теоретиков. Безопасность как комплексное понятие, включающее в себя разнообразные элементы сложной структуры рассматривается с различных сторон. Понятие безопасности определяется применительно к тем или иным отраслевым наукам, например, экономическая безопасность, экологическая, уголовно-процессуальная и т.п. ^ Понятие «безопасность» можно рассматривать в семантическом, легальном, доктринальном и сравнительном толковании1. Понятие мер безопасности в семантическом толковании, на наш взгляд, удачно сформулировано Щедриным Н.В., как «мероприятие или средство защиты, охраны, ограждения, предохранение от посягательства, враждебных действий опасности, чего-нибудь плохого, какого–нибудь несчастья».В различных отечественных справочных изданиях и словарях неодинаково определяются эти понятия. «Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь». «Защита – 1. охрана, ограждение от посягательств, от враждебных действий, от опасности. 2. То, что защищает, служит обороной». Такие определения данных понятий представлены в Словаре русского языка С.И. Ожегова. На первый взгляд эти понятия являются синонимами, близкими по значению. Но есть в этих двух словах и некоторые смысловые различия. Из определений этих понятий следует, что безопасность это положение, состояние, иногда ощущение. А защита – процесс, в первом значении, и предмет, вещь во втором. Повторяющимся элементом в обоих определениях является слово «опасность» (слово «безопасность» даже является однокоренным с ним словом), поэтому в целях работы следует определить и это слово. Итак, опасность – 1. Способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье. 2. Возможность, угроза чего-нибудь опасного (С.И. Ожегов). Как видно из определения, это слово может иметь два значения, хоть и близких, но, все таки, разнящихся относительно субъективности и объективности наступления вреда. Таким образом, понятия «безопасность» и «защита» являются словами описывающими оборону, закрытость от опасности, а в конечном счете – от вреда, так как опасность сама по себе - потенциальный вред. Рассмотрим каждое из понятий подробней. «Безопасность» как положение, состояние это нахождение в не опасном месте, иногда нахождение под защитой. «Безопасность» как ощущение это субъективное отношение к месту, времени, обществу в котором находится личность – это чувство нахождения вне опасности – под защитой. «Защита» как процесс – это совокупность действий, мероприятий, приемов направленных на предотвращение или снижение опасности наступления вреда, направленных на достижение безопасности. Из выше сказанного следует вопрос о соотношении понятий «безопасность» и «защита». Основываясь на предыдущих рассуждениях логично предположить, что безопасность как конечное состояние является целью и должно быть результатом защиты, а защита, в свою очередь, должна являться средством достижения и обеспечения безопасности. Безусловно, защита не единственный, а один из нескольких путей (средств) достижения безопасности и поэтому следует заключение о том, что термин «защита» является более узким термином, чем «безопасность». А «безопасность» включает в себя «защиту» как одну из своих составляющих.Специальные словари по социологии и политологии также не раскрывают понятия «безопасность» и «защита» и близких им терминов. Защита обвиняемого также может быть признана элементом защиты личности в уголовном судопроизводстве. С течением времени, изменением социальной, культурной, экономической, правовой среды те роли в уголовном процессе, которые ранее были наименее опасны и подвержены какому-либо давлению, стали наиболее рисковыми, для людей, которые их исполняют. Например, самый важный источник доказательственной информации – показания свидетелей и потерпевших, полностью зависящие от человеческого фактора (ощущений, чувств, памяти, настроения и т.д.), может быть исключен из участия в уголовном процессе посредством противоправного воздействия на свидетеля, что делает необходимым формирование института безопасности свидетеля. Также противоправному давлению могут подвергаться эксперты, специалисты, понятые и другие участники процесса, что позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения из безопасности. Даже объективно самая защищенная государством группа участников процесса – государственные органы и должностные лица могут подвергаться противоправному воздействию в целях изменения хода уголовного судопроизводства. Все это требует создания эффективного института безопасности участников уголовного судопроизводства. Таким образом, можно сделать несколько выводов:Понятие «безопасность» - включает в себя понятие «защита». Защита может быть признана одним из путей (средств) достижения безопасности.В словарях посвященных междисциплинарным отраслям исследуемым понятиям уделено недостаточное внимание, что подтверждается малым числом научных терминов содержащих в себе понятия «безопасность» и «защита».В юридических словарях нет термина в полной мере описывающего защиту и безопасность личности в уголовном судопроизводстве.Наличие в юридических словарях определений и понятий, затрагивающих с той или иной стороны предмет нашего исследования, позволяет очертить лишь весьма узкий круг субъектов защиты и безопасности, а также малое количество действий применяемых для достижения безопасности.^ Легальное толкование безопасности, по существу, не имеет единообразного подхода в определении. В Законе РФ «О безопасности», в ст.1 безопасность определена, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В иных нормативных актах термин «безопасность» рассматривается в более узком смысле применительно к его отраслевой направленности. Так, например, в ст.1 Закона РФ «О радиационной безопасности» установлено, что «радиационная безопасность населения … - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения». В ст.1 Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указывается, что «промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий». Всего в настоящее время действует более 25 правовых актов, регулирующих различные сферы безопасности жизнедеятельности государства. Вместе с тем, необходимо отметить, что, к сожалению, некоторые важные правовые документы не содержат определения понятия «безопасность». Например, Федеральный Закон РФ от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (принят ГД ФС РФ 22.03.1995) не дает понятия безопасности или защиты применительно к его основным положениям. Очевидно, что, исходя из общих положений легального толкования, можно сделать вывод о непротиворечивости легального и семантического толкований общему пониманию безопасности как состоянию, при котором отсутствует опасность. Сравнительное толкование понятия «безопасность» предполагает определение сходства или различия между какими- либо внешне сходными элементами. С понятием «безопасность» можно сравнить такие термины, как «наказание», «охрана» и «защита». Сопоставление безопасности как вида социальной защиты с термином «наказание» проводилось в начале 20-го века. Так, А.А. Жижиленко отмечал, что основанием применения мер безопасности является опасность деятеля, а основанием для применения наказания – преступность деяния. Деяние рассматривается как симптом опасности и как повод для принятия мер защиты. Терминологическое соотношение «безопасности» и «охраны», а так же «защиты» состоит в определении, прежде всего, их общей направленности на обеспечение своевременного и адекватного отражения от угрозы или устранения опасности извне. По существу эти термины, по нашему мнению, могут быть использованы как синонимы. ^ Доктринальное толкование безопасности в научной литературе практически не разработано. Многие авторы научных изданий, направленных на исследование проблем безопасности, уходят от уяснения смысла и содержания самого понятия «безопасность». Автор монографического издания Н.В. Щедрин, так же уходит от доктринального определения «безопасность», рассуждая больше о понятии «меры безопасности». Такая позиция Н.В. Щедрина вполне объяснима, поскольку предметом монографического исследования является не безопасность в собственном смысле этого слова, а правовые аспекты мер безопасности. Л.В. Брусницын даёт следующее, на наш взгляд справедливое, определение мер безопасности лиц, осуществляющих уголовное правосудие и содействующих (содействовавших) ему, как превентивные разноотраслевые правовые средства, обеспечивающие в ходе уголовного судопроизводства и вне его защиту указанных лиц и их близких от запрещенных уголовным законом и иных форм посткриминального воздействия и различающиеся по своему содержанию (способу обеспечения безопасности), по кругу лиц, к которым они могут применяться, и иным критериям. Это определение включает в себя, прежде всего, предупреждающий характер воздействия законными средствами и способами, имеющий цель обеспечить установление истины по уголовному делу. Л.В. Брусницын показывает необходимость обеспечения безопасности не только средствами уголовного судопроизводства, но и иными правовыми способами, не только в ходе производства по делу, но и вне рамок действия уголовно-процессуальных отношений. На наш взгляд, понятие безопасности в доктринальном смысле можно определить как комплекс обстоятельств обеспечивающих состояние защищенности объекта охраны (защищаемого лица) от угрозы нападения либо фактического противоправного воздействия на него со стороны кого бы то ни было, направленный на отражение, оборону от имеющейся опасности или угрозы ее появления.^ Объект безопасности личности как общественные отношения, урегулированные нормами права. Необходимость в применения права возникает постольку, там и тогда, когда возникают противоречия по поводу чего либо между субъектами правоотношения. Правовое регулирование необходимо в процессе обеспечения безопасности так как возникает противоречие между государственными органами, ведущими производство по делу и лицами, препятствующими нормальному производству оп делу, оказывающими противоправное воздействие на защищаемых лиц.Безопасность личности непосредственно связана с производством по уголовному делу, однако она не может быть ограничена только рамками уголовного судопроизводства, так как противоправное посягательство может иметь место как до начала возникновения уголовно-процессуальных отношений, так и после их окончания. Следовательно, под объектом безопасности следует понимать общественные отношения, регулируемые различными отраслями права, связанные с производством по уголовному делу и обеспечивающие нормальные условия функционирования защищаемых лиц, при которых отсутствует угроза нападения и причинения вреда этим лицам. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо определить начальный временной момент, с которого личность может быть и должна защищаться от противоправного в отношении неё посягательства в связи с уголовным делом. Как известно, уголовно-процессуальные правоотношения возникают не с момента совершения преступления, а с момента получения государственными органами и должностными лицами сведений о совершенном или готовящемся преступлении. Предполагается, что уголовно-процессуальная безопасность лица в ней нуждающегося возможна с момента получении таких сведений указанными органами или должностными лицами. Необходимо разграничить такие сведения, по крайней мере, на две группы: 1). сведения, касающиеся совершенного или готовящегося преступления и 2). сведения об угрозе или факте совершенного противоправного воздействия на личность в связи наличием у неё информации о совершенном или готовящемся преступлением. Очевидно, что вторая группа сведений не всегда может являться поводом к возбуждению уголовного дела и принятию к виновному в противоправном воздействии лицу процессуальных мер принуждения (задержанию по подозрению в совершении преступления, избранию меры пресечения). Возбуждение производства по уголовному делу возможно только в случае, если воздействие подпадает под признаки какого либо состава преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части УК РФ, либо может рассматриваться как состав административного правонарушения для привлечения лица к мерам административного принуждения. В случае, если противоправное воздействие выражается в завуалированной форме, что чаще всего и случается, правоохранительный орган, обязанный рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела, будет бессилен принять действенные превентивные меры согласно действующего законодательства. Решение проблемы может выражаться в возложении на должностных лиц указанных органов обязанности незамедлительного принятия мер по обеспечению защиту лица, в ней нуждающегося, с момента получения сведений об угрозе или факте противоправного воздействия в связи с совершением преступлением или его подготовкой.Представляется бесспорным установление реальных гарантий защиты на как можно более раннем этапе – с момента реального возникновения опасности угрозы. Следовательно, момент начала правоотношений, направленных на защиту должен быть связан с двумя основаниями: получение государственными органами или должностными лицами уголовного процесса сведений об угрозе лицу (лицам), которым известно о совершенном или готовящемся преступлении и установление таких сведений самими указанными органами и лицами. Содержательность сведений о факте угрозы или имевшемся противоправном воздействии может и должна включать не только информацию о совершенном или готовящемся преступлении. Это только ее часть, половина. Воздействие, как правило, оказывается именно в связи с наличием у лица, на которое осуществляется воздействие, важной для следствия и суда информации, относительно преступления. Вместе с тем, воздействие может иметь место и в отношении лица, ведущего производство по уголовному делу. Следовательно, в объем информации, передаваемой лицом, нуждающимся в защите, должны быть помещены как сведения о воздействии в связи с информацией у лица о совершенном или готовящемся преступлении, так и сведения о воздействии на него в связи с производством по уголовному делу. Институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве, в связи с его новизной, вызывает множеством вопросов, ответы на которые неоднозначны. В частности не совсем определенной видится проблема установления соответствующих являющихся обязательными предпосылок (поводов и оснований) для применения мер безопасности (принятия процессуального решения и его последующей реализации или осуществления). В основе повода к принятию процессуального решения в уголовном судопроизводстве лежит некая совокупность необходимых сведений. Какова их природа в случае применения мер безопасности? Должны ли эти сведения отвечать требованиям допустимости, достоверности, истинности как доказательства? 1. Прежде всего отметим, что решение о применении мер безопасности является вспомогательным, исходя из классификации всех принимаемых процессуальных решений на основные (относящиеся к предмету доказывания) и вспомогательные (иные решения). 2. Качество сведений, на которых основывается решение о применении мер безопасности может быть различным: эти сведения должны быть доказательствами (Б.Т. Аркомходжаев); они не должны быть доказательствами (А.В. Смирнов, Л.В. Брусницын); они могут быть как доказательствами, так и непроцессуальной информацией.Например, в США, где опыт обеспечения безопасности свидетелей применяется давно, в качестве основания для применения мер безопасности защищаемых лиц рассматривается «потенциальная возможность запугивания свидетелей». 3. Своевременность принятия процессуального (процедурного) решения и его реализации является одной из важных гарантий обеспечения безопасности личности. Практика показывает, что после оказания противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших и иных лиц, подлежащих защите, они, как правило. Отказываются содействовать уголовному судопроизводству (например, в США это показатель возрастает в три раза – 36% отказов). 4. Характер угрозы. Имеется несколько позиций по отношению к качеству противоправного воздействия на защищаемых лиц: угроза должна быть реальной, то есть воздействие должно иметь место (М.П. Поляков); она должна быть реальной, то есть восприниматься как осуществимая защищаемым лицом (О.А. Зайцев); реальность угрозы может иметь место только по отношению к применению дорогостоящих мер безопасности (Л.Б. Брусницын).Вместе с тем, очевидно, что реальность угрозы должна быть связана не с её осуществлением, а скорее с объективностью. Использование термина «объективность» предполагает наличие угрозы не только в сознании самого свидетеля (субъективное). То есть характер (качество) возможной угрозы должно носить объективный характер. Она может и не восприниматься лицом, подлежащим защите, однако - четко осознаваться лицами, ведущими производство по уголовному делу. 5. Основания. В качестве оснований принято выделять: фактическое и процессуальное. В качестве фактического основания применения мер безопасности следует считать наличие факта противоправного воздействия на лицо, нуждающееся в защите или угрозу такого воздействия. Процессуальное основание заключается в вынесении полномочным на то должностным лицом соответствующего процессуального документа – постановления или определения о применении мер безопасности.Для того чтобы установить основания для принятия решения о применении мер безопасности, по нашему мнению, следует определить некоторые дополнительные критерии наличия или отсутствия условий для применения мер безопасности, которыми должны руководствоваться должностные лица и органы.^ Принципы безопасности в уголовном процессе Основные направления и принципы безопасности личности в уголовно-процессуальной деятельности могут быть сведены к следующим важным положениям. 1. Законность осуществления мер защиты. Государственная программа по защите пострадавшего должна иметь законодательную базу. Данное направление государственной деятельности должно функционировать только на основании нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой. В Федеральном Законе (например, «О государственной защите лиц по уголовным делам») следует закрепить основные положения, касающиеся обеспечения безопасности по уголовному делу (цель и задачи; виды мер защиты; перечень защищаемых лиц; субъектов, осуществляющих меры защиты; их взаимные права и обязанности; надзор и контроль за обеспечением мер защиты и пр.). Целью должно являться обеспечение безопасности личности в уголовном процессе и установление гарантий для получения достоверной информации по уголовному делу для принятия правильного процессуального решения. В качестве основных задач, как средств достижения определенной цели, необходимо установить охрану защищаемых лиц; обеспечить защиту не только субъектов уголовного процесса, но и их близких; стимулировать гражданина к содействию государственным органам в борьбе с преступностью, установить гарантии привлечения виновного к различным видам ответственности за посягательство в отношении защищаемого лица в связи с производством по уголовному делу и т.д. В Федеральном законе должна быть определена система защитных видов и мер безопасности, которые будут применяться при наличии к тому необходимости. В последующих подзаконных нормативных актах их реализация будет детально регламентирована. В отдельной статье необходимо закрепить перечень защищаемых лиц, который не должен ограничиваться только свидетелями и потерпевшими, либо должностными лицами, ведущими производство по уголовному делу. В отдельной главе предполагаемого Закона возможно определение субъектов, осуществляющих меры защиты и обеспечения безопасности по уголовному делу. Выполнение защитительной функции должно быть связано с одним государственным органом или специальной службой, которая координирует деятельность других правоохранительных и иных органов, контактирует с ними в части обеспечения безопасности защищаемого лица. В целях реализации возложенных на этот орган задач по защите лиц, следует установить ответственность других государственных органов и должностных лиц за неисполнение (ненадлежащее исполнение) указаний специальной службы по реализации мер безопасности. Гарантией обеспечения надлежащего исполнения мер безопасности будет являться установление взаимных прав и обязанностей между специальной службы по обеспечению защиты и самим защищаемым лицом. Правовое регулирование отношений между указанными субъектами необходимо для достижения цели установления мер безопасности. Необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение обязанностей в отношении обоих субъектов правоотношения. Ответственность специальной службы может выражаться в наложении на должностное лицо соответствующего вида наказания (дисциплинарного, административного либо иного). Защищаемого лицо может быть подвергнуто так же любому виду ответственности в зависимости от тяжести и общественной опасности наступивших последствий, в том числе и отказ в дальнейшем обеспечении его безопасности. Закон должен регулировать осуществление прокурорского надзора и судебного контроля за принятием, реализацией обеспечения мер защиты, их прекращением и др. вопросами такой деятельности. В отдельных подзаконных нормативных актах (положениях, инструкциях, постановлениях и пр.), которые, в том числе, могут носить и секретный характер, можно более детально регламентировать проведение мероприятий по защите пострадавших. Естественно, что правовое регулирование некоторых мероприятий конфиденциального характера не может быть доступным для всеобщего обозрения. 2. Гласность и конфиденциальность организации и реализации мер защиты. Гласные методы осуществления мер безопасности направлены на профилактику возможного реального воздействия на защищаемое лицо. Они могут способствовать недопущению возможного вреда со стороны лиц, намеренных воздействовать на субъекта защиты. Режим секретности вполне объясним. В законе важно определить основные, наиболее существенные сферы этой деятельности. Аналогичный законодательный пример достижения определенного нужного компромисса между публичностью и конфиденциальностью определен, например, в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Конечным результатом защиты является обеспечение безопасности защищаемого лица. Конфиденциальность должна распространяться не только на организацию мер безопасности, но и в отношении сведений и лицах, которые защищают пострадавшего. Регулирование мер безопасности в уголовном процессе непосредственно связано с конфиденциальностью принятия решений и реализации самих мер. Институт правового обеспечения тайны в процессе производства по уголовному делу нуждается в совершенствовании. В научной литературе рассматриваются различные виды тайн, президентско-правительственный блок нормативной регламентации института тайны, философские и этические аспекты тайны. Особого внимания заслуживают такие виды, как личная, адвокатская, коммерческая, банковская тайны и тайна исповеди. Вопрос о классификации и сущности видов тайн содержит научную проблематику, которая прямо не относится к теме настоящего исследования и по этому основанию нами не рассматривается более подробно. 3. Прокурорский надзор и судебный контроль. Распространение судебного контроля на процесс избрания, применения, реализации мер защиты и их окончания способствует обеспечению гарантии законности работы п