Реферат по предмету "Разное"


А. Д. Сахаров «гражданин Вселенной» (Яблочкина Алина)

Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 г. СызраниСборник эссе «Андрей Дмитриевич Сахаров – совесть народа»2011Составители сборника:учащиеся 11 «А» класса ОУ СОШ № 14 , Назаретян Зина, Яблочкина Алина.Консультант:учитель русского языка и литературы,Зимина Анжелика Игоревна.Содержание1) Введение…………………………………………………...42) РАЗДЕЛ 1. Личность и судьба А. Д. Сахарова………… 5Личность академика А.Д. Сахарова (Сейкина Ксения)……………………………………………......5Правозащитник А. Д. Сахаров (Колесова Елена)………………………………………………....8Судьба А.Д. Сахарова (Шамро Светлана)………...10 Яркая личность в истории Отечества (Чернова Алиса)……………………………………………….123) РАЗДЕЛ 2. История диссидентского движения в СССР и А.Д.Сахаров. ( Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно?)…………………………………………….....14Роль А.Д. Сахарова в истории диссидентского движения в СССР (Алексанова Елена)……….....14 4) РАЗДЕЛ 3. «Мир. Прогресс. Права человека»………18Нобелевская лекция А.Д. Сахарова (Крайнов Александр) ……………………………………….18Мир. Прогресс. Права человека (Сейкин Илья)..20А.Д. Сахаров – «гражданин Вселенной» (Яблочкина Алина)…………………………………………….22Сторонник защиты прав человека (Назаретян Зина)………………………………………………29ВведениеКаждому из нас от рождения даны права, но лишь немногие их знают и умеют использовать. А уж тем более защищать… В данном сборнике представлены сочинения учеников 11 класса о прекрасном человеке и яром правозащитнике – Андрее Дмитриевиче Сахарове. Жизнь академика Сахарова служит примером каждому человеку: никогда не отступайся от своих убеждений, если знаешь, что они верны, никогда не позволяй нарушать свои права, отстаивай, защищайся, никогда не унывай и не сворачивай с пути! Правда всегда остаётся правдой. Справедливое время обязательно наступит… Ты, представитель молодого поколения, не будь бесправным и угнетённым! Борись! Сборник адресован детям и подросткам и направлен на расширение знаний о правах человека и личности академика Сахарова. Личность и судьба А.Д. СахароваСейкина КсенияЛичность академика А.Д. Сахарова «Личностью не родятся, личностью становятся».АН. Леонтьев. За окном ночь сменяет день. В комнате становится довольно темно. Свет от лампы падет на шкаф, стол, где лежат романы на английском языке, подоконник с  любимым цветком. Самое главное он освещает её лицо, отливая ярким блеском в уже помутневших от возраста глазах. В этот зимний холодный вечер  они снова все вмести уселись на диван, чтобы охотно почитать какую-нибудь новую книжку. Бабушка часто читала вслух своим внукам разные произведения:  «Капитанскую Дочку», «Сказку о царе Салтане», «Хижину Дяди Тома», а в страстную неделю зачитывала отрывки из Евангелия. Кто знает, как такие вечера чтения могли сказаться на ещё формирующейся личности маленького  Андрюши? Скорее всего, именно они и привили в нем любовь к знаниям. Иначе, чем мы можем объяснить такую тягу мальчика к наукам, причем во всех её проявлениях. Научившись читать в четыре года по объявлениям и вывескам, он не смог больше остановиться. На его столе с каждым разом появлялись произведения, не характерные его возрасту. Пока сверстники читали А.Пушкина, он во всю штудировал отцовские книги по физики и ставил по ним опыты и эксперименты, зачастую привнося свою долю изобретательности. Пару раз отец водил его в лабораторию института, где Андрюше казалось, будто то он попал в сказочную страну никогда ранее не виданных явлений. Все это не могло пройти бесследно. Как-то раз одноклассник позвал его с собой в математический кружок при университете. Его ровесники, свободно рассуждавшие о высоких материях, тронули его до глубины души. Посещение кружка юных математиков стало вторым любимым занятиям мальчика. На этом круг его интересов не остановился расти, наоборот, узнавая о чем-то новом, ему все больше хотелось освоить новую дисциплину, предмет или область знаний. Так,  на одном дыхании он на отлично окончил школу, институт. Позже начал заниматься научной деятельностью: самостоятельно сделал несколько научных работ по физике, защитил кандидатскую диссертацию, закончил обучение в аспирантуре. Занимался разработкой ядерного оружия, в частности водородной бомбы, продолжал заниматься научной деятельностью. С конца пятидесятых годов Андрей Дмитриевич активно начал заниматься правозащитной деятельностью: выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, стал лидером правозащитного движения в СССР, написал книгу «О стране и мире», в том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. Лично у меня возникает вопрос: «Почему человек, с самого детства стремящийся к точным наукам, вдруг уже в зрелом возрасте начал задумываться о правах человека, его роли в обществе и в жизни?». Возможно, это говорит о нем как о неординарной личности, способной встать на защиту ближнего,  несмотря ни на что. Он смог сохранить способность ориентироваться в этом сложном мире и нести ответственность за свои поступки. Когда в СССР началась кампания против его политической и правозащитной деятельности, он не отступил от своих убеждений и твердо стоял на своем. А.Н. Леонтьев писал: » Личностью не родятся,  личностью становятся». Действительно, это так. На формирование  личности влияет много факторов. И мы можем предположить, откуда в Сахарове стремление к знаниям, склонность к точным наукам, здоровой любознательности. Но почему взрослый человек вдруг начинает защищать права других?  Несомненно, наблюдая картину того времени, многие видели прямое нарушение прав граждан, когда без суда и следствия, без предъявления обвинения людей «негодных» для страны, ссылали в лагеря, расстреливали. Иногда мне кажется, что не все так просто. Эта проблема назревала  ещё с детства. Его любимый дядя, Иван Иванович Сахаров, был дважды арестован, двоюродный брат, Евгений Владимирович  Софиано, погиб в одном из лагерей для изменников Родины, а тетя, Татьяна Алексеевна Софиано, была отправлена в ссылку.  Чаще всего этого не видели, или не хотели видеть. Строя социализм и принимая политику власти, люди молчали и терпели, иначе с ними могло произойти то же самое. Я считаю, что именно с детства в нем зарождалось несогласия с действующим режимом власти. В последующем это  сказалось и на нем. Его тоже отправили в ссылку. Андрей Дмитриевич Сахаров, без сомнения, выдающаяся  личность. Такие люди рождаются один на миллион. Всесторонне развитый, он оставил после себя огромное наследие. Его успехи в науке, праве, политике намного превзошли его самого и ещё долго будут жить, развиваться, усовершенствоваться на всей мировой арене.Колесова ЕленаПравозащитник А. Д. Сахаров «Андрей Дмитриевич умел чувствовать чужую боль собственной кожей. Вот этот острый талант, острый и высокий, заставлял его не быть безразличным никогда» говорил С. А. Ковалев. Действительно, может ли не быть человек безразличным, не почувствовав боль других на себе? Вряд ли такого человека можно назвать не безразличным. Способность к состраданию, желание помочь другим, пропуская чужую боль через себя, безвозмездно, ради людей, ради счастья других, ничего не требуя взамен, порой рискуя своей жизнью – вот что значит быть небезразличны человеком. Людей тысячи, миллионы, миллиарды, но много ли таких, настоящих людей, которым не стыдно за свою жизнь, которые думают о бедующем и заботятся о других? Да, пусть таких не много, но они есть. Они играют огромную роль в обществе, и часто спасают его. Таким человеком был и Андрей Дмитриевич Сахаров. Человек. Ученый. Политик. Он не боялся идти против власти, бороться и отстаивать свои права, зачастую рискуя своей собственной жизнью. Андрей Дмитриевич был не просто правозащитником, а ученым с мировым именем. На его счету изобретение не только водородной бомбы, но и разработки к будущему применению термоядерной энергии в мирных целях. После изобретения водородной бомбы он стал выступать против применения ядерного оружия. Кроме того, он выступал за права человека, свободу мысли, против смертной казни. Это обернулось конфликтами с властями, и он был сослан в Горький. Несмотря на это он яро противостоял и провел несколько голодовок. Деятельность А.Д.Сахарова была направлена только на улучшение жизни людей. Нужно иметь сильный характер, чтобы отстоять свою позицию. Не каждый человек способен на это. Андрей Дмитриевич жил не для себя, а ради других, он чувствовал боль других, и это двигало его на выступления. Он не оставался безразличным к проблемам общества. Мораль для него стояла на первом месте, и даже наука не могла переступить через неё. Ученый выступал за использование научных открытий в мирных целях. Очень интересен тот факт, что А.Д.Сахаров сначала изобрел водородную бомбу, а потом стал выступать против применения ядерного оружия. Он приводил свои расчеты, выявлял ущерб от взрыва. Его тревожило, что убийства людей ядерным оружием останутся безнаказанными, так как невозможно установить причину смерти. Андрей Дмитриевич не мог остаться равнодушным к применению своих открытий. Он осознавал, что его изобретения могут нанести вред человечеству. Спасая людей, он сам попадал в тяжелые ситуации, но всегда оставался оптимистом. Именно его духовная сила помогает ему выкорабкиваться и быть выше над любыми конфликтами. Я с уверенностью могу сказать, что А.Д. Сахаров был честным человеком и жил во благо других. Л.Н.Толстой писал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Сахаров был  из тех людей, которые боролись за справедливость, и он навсегда останется в истории. Шамро Светлана Судьба А.Д. Сахарова Кто же такой Андрей Дмитриевич Сахаров? Это российский физик и деятель, академик.  Я думаю, что для большинства людей А.Д.Сахаров вошел в историю как   создатель «водородной бомбы» и правозащитник. В мире совершены великие открытия многими известными учеными своего времени. Часто деятельность человека продиктована достижением славы, выдвижения и просто получения удовольствия от того, что ты первый, т.е. от превосходства и исключительности себя и своего открытия. Для ученого Cахарова это было чуждо. Работа над водородной бомбой и многие его открытия в ядерной физике не были для него средством выдвижения славы и получения благ. Просто он считал, что необходимо сделать ее. Уникальность его, как ученого, состоит в том, что он смог увидеть зрением великого человека последствия последних открытий в ядерной физике и ответственность, как ученого, заставляли его не только говорить о возникающих проблемах, но и бороться. Он пишет в статье «Ответственность ученых», которая заставила меня задуматься, о важности своей жизненной позиции и не безучастности к происходящему.Я думаю, что каждый здравомыслящий человек должен открыть глаза на существующие проблемы, которые есть вокруг нас, решить для себя, как бороться. Как ученый Андрей Дмитриевич обладал высочайшим интеллектом, способностью видеть очевидные явления, на которые многие ученые люди, даже столкнувшись тысячу раз, не обращают внимания, не задумываются над этим. Мне было интересно узнать, что ученый, рубя капусту сечкой, увидел, что получаются разные многоугольники. Из этого занятия возникла в уме математическая задача, которая с успехом была решена им и «найдено среднее число вершин, и отношение квадрата среднего периметра многоугольника и его средней площади». Гениальность его как ученого проявлялась даже в этом забавном случае. Подводя итог вышеизложенному, мне хочется сказать, почему я считаю А.Д.Сахарова великим человеком ХХ века? А.Д.Сахаров, будучи выдающимся ученым-физиком, получившим звание академика, отдавший свои самые лучшие годы жизни науке, прекращает свою научную деятельность, останавливает разработку своих собственных идей. С этого момента он взял на себя ответственность за всех людей на земле, став активным борцом за мир, прогресс, права человека – «голосом совести всего человечества».    Чернова Алиса Яркая личность в истории Отечества Личностью не рождаются, личностью становятся. Только сильный человек преодолеет все трудности судьбы, все ее испытания. Именно она является одним из главных факторов, которые сподвигают человека на проявление своей индивидуальности. Такой яркой личностью в Отечественной истории и является Андрей Дмитриевич Сахаров. Проявление личностных качеств Сахарова прослеживаются на протяжении всей его жизни. Например, он с детства отличался от своих сверстников уникальными способностями в области физики. Андрей Сахаров с отличием окончил университет и поступил в аспирантуру. Смог добиться там больших успехов, его даже считали «отцом водородной бомбы». Все это характеризует его как человека целеустремленного, уделяющего своему саморазвитию много времени. Кроме того, он является неравнодушной, нравственной личностью, которая думает не только о себе, но, и о будущем своего народа .После всех своих научных работ он опровергал применение многих физических явлений в окружающей среде, так как они вредят здоровью людей. А так же Сахаров выступал за защиту прав человека, за отмену смертной казни и был против ввода советских войск в Афганистан. Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию за бесстрашную поддержку «фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением власти». В Нобелевской лекции « Мир. Прогресс. Права человека». Сахаров писал: « Я убежден, что свобода гражданских убеждений наряду с гражданскими свободами является основой научно технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству…», « Я защищаю тезис о первичном определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества». Андрей Сахаров смог восстать против власти в тот момент, когда все молчали. А он заявил о себе и проявил себя, не боясь последствий. Но все-таки ему пришлось «ответить» за свои поступки. Его сослали в город Горький, но и это испытание судьбы не сломило его дух. Даже будучи узником, Сахаров продолжал свои общественные выступления. Это характеризует его как человека целеустремленного. идущего к своей цели, ведь несмотря на все испытания, он продолжал защищать права людей. Все труды Сахарова не прошли даром. Нынешнее поколение помнит все его заслуги. Его наследие сохранила его жена Елена Боннэр. Мы можем узнать о жизни академика больше из его статей, речей, работ, а так же посетив музей имени Сахарова в Москве. Личностью не рождаются, личностью становятся… И только яркая личность может быть примером для других, оставив свой след в вечности…История диссидентского движения в СССР и А.Д.Сахаров. ( Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно?).Алексанова ЕленаРоль А.Д. Сахарова в истории диссидентского движения в СССР Какова роль диссидентского движения в СССР? И есть ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда по мнению большинства это бесполезно? Конечно, смысл есть. Ведь если бы в 60-80е годы лидеры правозащитных движений прислушались к мнению такого большинства, то мы бы просто не пришли к демократии. И вклад диссидентов, чьи мысли как раз шли вразрез с общественным мнением, в это не мал. Из истории видно, что диссидентство – это движение против правящего режима и в защиту прав человека в СССР. Основными требованиями диссидентов были гласность, открытое общество и правовое государство. Огромными усилиями и ценой своей жизни и свободы они добились этого. Но как же возникло диссидентское движение? Если вспомнить, в годы советской власти при сталинизме политическое сознание личности подавлялось, и человек не имел права выражать своё мнение безнаказанно, система предписаний и запретов, диктуемая властью, не совпадала не только с представлениями о правах человека, принятых в демократических странах, но и с действующим советским законодательством. Предполагалось, что для советского человека законом являются идеологические установки партии и правительства, причем эти установки далеко не всегда проговаривались вслух. Общаться с иностранцами без дозволения начальства – по меньшей мере, предосудительно; слушать зарубежное радио – нелояльно; писать картины в манере, отличной от социалистического реализма, а тем более, выставлять их на всеобщее обозрение – акт «идеологической диверсии»; публиковаться за границей без спроса – преступление – вот как жили раньше. С детства в человека закладывали тот образ мышления, который нужен был государству, поэтому не факт что большая часть простого народа встанет на защиту этих людей. Да и никто из представителей власти не хотел терять свое нагретое местечко, поэтому всеми силами старались пресечь любую оппозицию, и создать иллюзию счастливого будущего, успешно скрывая царящие в стране насилие, страх и бесправие. Но все же находились люди, которые, не нарушая букву закона, открыто отказывались соблюдать общепринятые правила поведения. Собственную личную, профессиональную и гражданскую независимость они ценили выше, чем благополучие, и готовы были платить за эту независимость достаточно высокую цену, вплоть до тюрьмы. К концу 1960-х гг. открытое игнорирование негласных предписаний власти стало заметным фактором советской культурной и общественной жизни. Так появились диссиденты. Хоть им и было довольно не легко в советское время, они не прекращали свою деятельность. Например, в Москве 10 февраля 1966 г. перед Верховным судом России предстали писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский. В течение десяти лет они под псевдонимами тайно печатали свои повести и рассказы на Западе. Когда это раскрылось, их обвинили в антисоветской агитации. В зал суда допускали только по особым билетам, хотя процесс считался открытым. Из-за этого друзья обвиняемых не могли попасть в зал. Позже у поэта Александра Есенина-Вольпина возникла идея провести демонстрацию протеста с требованиями уважать Советскую конституцию и гласности суда над Синявским и Даниэлем. И 25 августа 1968 г. на Красной площади восемь человек: К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов, В. Файнберг, Н. Горбаневская, Т. Баева – устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова «За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста. Одним из известных деятелей диссидентского движения был А. Д. Сахаров. Это человек светлого ума и мягкого характера, он имел не малое гражданское мужество, так как выступал и писал открытые письма в защиту многих людей, подвергшихся государственному преследованию. И, несмотря на обвинения со стороны некоторых диссидентских групп за отказ от настоящей политической борьбы, он смог провести свою тактику по защите прав человека, не имевшую какие-либо антиправительственные заявления. И она оказалась довольно эффективной. Постепенно в ходе 70-х годов требование обеспечить «права человека» становится, по крайней мере, в тактическом плане, центральным лозунгом всего диссидентского движения. Таким людям, как А. Д. Сахаров, мы обязаны многим. Несмотря на то, что на родине в адрес Сахарова звучали обвинения и угрозы физической расправы, он продолжал свою деятельность. И был вознагражден: в 1975 г. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира за «…бескомпромиссную борьбу против злоупотреблений властью во всех их проявлениях…». С таких людей мы и должны брать пример. И если имеешь какую-то благородную цель, то не при каких обстоятельствах не нужно отступаться от нее, а бороться, бороться, так как боролся А. Д. Сахаров. Да и история показывает, что человек, знающий свои права и понимающий на сколько ценна человеческая личность, никогда не проигрывает. Очень жаль, что с каждым поколением люди становятся все безразличнее к политической власти и государству. Снижается правовая грамотность населения. Мыслитель Лао-Цзы говорил: «Когда народ много знает им трудно управлять»,- соответственно, если люди будут мало образованы, их будет легче подчинить себе, и можно уже не спрашивать мнения народа. И получится, что мы снова вернемся к авторитарному режиму, а этого допустить нельзя! Ведь высшая ценность в современном обществе – быть свободным от политической системы, быть индивидуальностью: свободно творить, выражать свои мысли, иметь на все свое мнение. И что бы не потерять эту свободу, мы должны стараться изо всех сил обеспечить себе хорошее будущее. Как писал А.Д.Сахаров: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это – единственная гарантия осуществимости научно-демократичного подхода к политике, экономике и культуре». «Мир. Прогресс. Права человека», – тема Нобелевской лекции А.Д.СахароваКрайнов Александр Нобелевская лекция А.Д. Сахарова Какими правами обладают люди в современном прогрессивном обществе? Используют ли они свои права для собственного развития и развития общества в целом? В настоящее время существует множество правозащитных организаций, в каждой есть свои лидеры, активисты, но по масштабу деятельности никого нельзя  сравнить с А.Д.  Сахаровым. С конца 1960-х годов он являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР. За правозащитную деятельность был награждён Нобелевской премией мира. В своей нобелевской лекции А.Д. Сахаров четко обозначил свою позицию правозащитника: «Мир. Прогресс. Права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими». Ещё 1975 году учёный говорил о тех социальных явлениях, которые сейчас называют «глобальными проблемами».  Прогресс в одной области неминуемо ведет к регрессу в другой. Так, например, после создания оружия, способного уничтожить всё живое, над миром нависла угроза термоядерной войны. Развитие промышленности ведёт к ухудшению экологической обстановки, к началу негативных для человека, необратимых процессов в природе. Все эти проблемы могут быть решены прекращением прогресса, но без постоянного развития мир перестанет существовать. Как говорил сам А.Д. Сахаров: «Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем разума». В лекции учёный рассматривал многие проблемы. Все усилия академика были направлены на то, чтобы обратить внимание мирового сообщества на то, что у людей есть права, и что люди во всём мире, независимо от возраста, религии, национальности должны использовать свои права только в благородных целях, они должны стремиться сделать мир лучше и безопаснее. С момента прочтения нобелевской лекции А.Д. Сахаровым прошло более 35 лет, но тема, освященная в ней, актуальна в наши дни. Все видят результаты откровенно враждебных человечеству сил, одной из тактических задач которых является порабощение людей во всемирном масштабе. Особенно значительна тема лекции в России. Война в Чечне, контролируемая подпольным террористическим движением, привела к порабощению людей, разрушению жизни в республике. Фактически жизнь в Чечне остановилась, народ вынужден разгребать руины, хоть как-то обустраивать свой быт, вести борьбу с наркотиками. Не секрет, что существует наркотическая окружающая среда, которая отравляет мышление, стиль жизни. Конечно, в таком обществе никакого прогресса и быть не может. Многие молодые люди, одурманенные наркотиками, алкоголем, безумными звуками рок-групп, даже не подозревают о правах человека. Они не задумываются, что отстаивание этих прав даёт перспективу развития общества, созидания всего того, что называется словом «прогресс». Многие думают, что любой протест – это бесполезный жест, поэтому считают, что нет никакого смысла протестовать. Но это не так. Академик Сахаров считал, что правильное использование прав человека даёт возможность лучше обустроить жизнь и стремиться к созданию идеального мира.Сейкин ИльяМир. Прогресс. Права человекаМир. Двадцатый век в жизни человечества оказался не самым простым. Довольно таки жестоким. Его характеризует  появление новых глобальных проблем, людей, на чьих руках кровь миллионов людей. Начало века запамятовано Первой Мировой Войной. Затем долгая и кровавая Вторая Мировая Война. Удивляет тот факт, что еще нашелся человек, который желал получить мировое господство, но такие люди были и будут всегда, и не сомневаюсь, если что-то аналогичное повторится. Когда у власти «опричник-головорез», не стоит ждать хорошей жизни. Лишь после «холодной» войны вспомнили о человеке, а не солдате, выполняющий любые приказы своего вождя.Прогресс. Создано рекетно-термоядерное оружие способное уничтожить все человечество. Но и «обычные» виды вооружения улучшаются, не говоря о появлении химического и бактериологического оружия. Если вспомнить, какой ценой была проведена коллективизация и переход к индустриальному строю в СССР, то стоит задуматься, а нужно ли было все это народу? Прогресс в промышленности и технологиях, но регресс в жизни людей, угрожающие изменения окружающей среды и истощение ресурсов. Какова будет наша планета в скором будущем и будет ли она вообще?^ Права человека. Трудно сказать о правах людей в эпоху социализма в нашей стране. Без суда и следствия в правлении Сталина людей расстреливали и отправляли в ссылки. Граждане не имели право на личную жизнь, все прослеживалось. Трудно представить такое отношение власти сейчас в условиях демократии существования  ООН. Наверное, это положительная черта образования Российской Федерации и распада СССР. Эта система себя изжила. Нобелевская лекция Сахарова Андрея Дмитриевича представляет собой правдивую характеристику двадцатого столетия, с его историей, нависшими мировыми проблемами, которые остались и по сей день. И я считаю, что каждый ЧЕЛОВЕК должен ее изучить.  Яблочкина Алина А.Д. Сахаров – «гражданин Вселенной» Иногда, когда я смотрю вокруг себя, мне хочется просто закрыть глаза. Не видеть, не слышать того, что происходит… Чтобы не чувствовать, чтобы внутри что-то не болело… Чтобы исчезло это тревожное чувство. Когда я смотрю вокруг, я вижу людей, непохожих на себя, я вижу бесправие, безысходность, нежелание думать о том, что живёшь на Земле не один, что есть и другие. Такие же, как ты, с теми же правами, с теми же желаниями… Каждый из нас хочет быть свободным, иметь права, быть в полной мере жителем Земли, гражданином Вселенной… Мы часто говорим о прогрессе, стремимся в будущее, хотим развиваться и делать всё новые и новые открытия. Современный мир, казалось бы, движется вперёд: высокие технологии, комфорт, уют… Но чем больше нового приходит в нашу жизнь, тем меньше внимания уделяется Человеку,  его сущности, его свободе, его желаниям и внутренним ориентирам. Человек как-то отодвигается на второй план. «Важнее» общество, государство, развитие… В этом огромном масштабе не замечается ущемление человеческих прав. А оно происходит! Постоянно. Подтверждение этого – события в Египте, Тунисе, Ливии. Это яркие примеры борьбы, несогласия современных людей с существующими порядками, и нельзя закрывать глаза. Нужно бороться! Не каждый способен защищать права, свои или чужие. Иногда мешает скромность, робость, иногда – страх воспротивиться, восстать против «сильных». Только настоящая личность способна выражать своё мнение и отстаивать его, несмотря ни на что, преодолевая все препятствия. Особенно тяжело быть свободным в условиях жёсткого контроля, тоталитарного режима, когда заставляют молчать. Но молчат не все. Находятся люди, которые не могут и не хотят спокойно смотреть на то, как человека загоняют в угол, лишают элементарных необходимых вещей.  На то, как человека превращают в безмолвное, безропотное существо. Эти сильные, целеустремлённые люди выражают протест, и страдают, и обсуждаются, и наказываются… Но не сдаются, потому что отступать от такой цели – цели защиты человеческого в человеке – просто нельзя… Один из самых ярких примеров правозащитной деятельности даёт нам история нашей родины. Каждому из нас известно имя академика Андрея Дмитриевича Сахарова – гениального физика, одного из создателей советской водородной бомбы, правозащитника и диссидента. Мне бы хотелось поговорить об этом человеке именно как о борце за правду, справедливость, мир. Всю свою жизнь А.Д. Сахаров боролся, искал и находил, отстаивал и противостоял. В своих статьях, брошюрах, выступлениях он не боялся открыто говорить о проблемах. Его не страшило наказание, он знал, что прав. За время нахождения в ссылке, в городе Горький, Андрей Дмитриевич провёл три длительных голодовки, протестуя против запрета на выезд за границу его жены, Е.Г. Боннэр (Елене Георгиевне требовалась операция на сердце). Многие известные люди в СССР осуждали Сахарова, писали критические статьи в газетах, называли его врагом, помощником США в геополитической конфронтации. Но правда Андрея Дмитриевича была ясна и понятна многим. По всему миру люди верили в Сахарова, устраивали выступления в его защиту. В его честь назывались площади, скверы, улицы, во многих мировых столицах регулярно проводились «Сахаровские Слушания». Это говорит о том, что деятельность А.Д. Сахарова была необходимой и нужной. В 1975 А.Д. Сахарову присуждают Нобелевскую премию мира. Кому же, как не ему?! Борцу за правду, гуманизм, свободу и мир. Свою Нобелевскую лекцию Андрей Дмитриевич назвал «Мир. Прогресс. Права человека». Уже в заглавии отражены её основные темы и понятия. Проблемы, раскрываемые Сахаровым, имеют всеобщий масштаб. Положение политических заключённых в СССР, использование ядерного оружия, экологическая опасность, недостаток продовольствия в странах «третьего мира», рост преступности, терроризма, истощение ресурсов Земли – это лишь часть проблем, затронутых в лекции. Каковы её основные положения? «Наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовём его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны)», – данный факт, по мнению Сахарова, ещё более усиливает опасность существующих проблем, мешает их решению. Только посредством сотрудничества всех государств возможно принятие действенных и нужных решений. Путь к миру, свободе лежит в объединении и взаимодействии стран, в исчезновении между ними резких политических границ. Прогресс человечества невозможен, когда какая-то часть людей испытывает трудности, терпит бедствия, отстаёт в своём развитии. Обособление и усиление роли отдельных могущественных государств или союзов, противоположное пассивности стран «третьего мира», только усиливает угрозу окончательного разделения общества и прекращения взаимодействия между его частями. Это приводит к застою, к тому, что проблемы остаются нерешёнными. Да и найти решения для этих проблем довольно трудно. К примеру, использование химических удобрений, ядохимикатов наносит ущерб почве, но как отказаться от них, если и с их помощью не удаётся обеспечить продовольствием всё население планеты? А что будет, если вернуться к традиционным способам земледелия? А.Д. Сахаров утверждает, что решение этих важных проблем возможно только при активном взаимодействии всего общества, при наличии гласности и интеллектуальной свободы. «В действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы», – говорит Андрей Дмитриевич. Пренебрежение этими факторами приводит к искажению сути прогресса, делает его односторонним. Исчезает атмосфера творчества, поиска. Человек перестаёт быть творцом. Появляется однообразность, формализация. Следствие – застой и упадок.    Вот почему так важна интеллектуальная свобода, позволяющая человеку открыто и без страха мыслить. Вот почему так важны разумные, обдуманные решения, не наносящие вред человеку и человечеству: «Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума». Следует также обратить внимание на предложение создания под эгидой ООН Международного консультативного комитета по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды, высказанное Андреем Дмитриевичем в лекции: «Комитету, согласно моей мысли, должно быть предоставлено право получения обязательных ответов от всех правительств на его запросы и рекомендации. Такой Комитет явился бы важным рабочим органом для обеспечения общемировых дискуссий и гласности по самым важным проблемам, от которых зависит будущее человечества». Нужно заметить, что такой комитет так и не был создан, хотя мог бы служить очень важным и полезным органом в решении мировых проблем. Одной из центральных проблем, по словам А.Д. Сахарова, является проблема разоружения. Человечеству угрожает реальная опасность, связанная с возможностью применения ядерного, химического и биологического оружия. Академик предлагает двухэтапную «формулу» разоружения: открытое заявление об объёме всех видов военного потенциала и пропорциональное сокращение объёмов оружия одновременно для всех стран. «Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем». Заключительная часть лекции посвящена правам человека. Особое внимание уделяется бесправности советских граждан: «В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке – за религиозные верования и желание воспитывать своих детей в религиозном духе; за чтение и распространение (часто простое ознакомление 1-2 человек) нежелательной властям литературы, обычно абсолютно легальной по демократическим нормам, например религиозной; за попытку покинуть страну». Преследуются также и те, кто страдает за защиту всех жертв  несправедливости, кто открыто осуждает существующий строй, кто говорит об ужасных условиях тюрем. А.Д. Сахаров называет в лекции имена тех людей, людей невиновных, которых содержат в ужасных условиях советских тюрем и спец-лечебниц. «Я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии Мира», – говорит академик. Данная фраза, на мой взгляд, свидетельствует о том, что А.Д. Сахаров всегда оставался вместе со своим народом, осознавал себя частью единого целого, понимал, что те, кто страдает в местах заключения, так же достойны  премии Мира. Все политзаключён


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.