Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Петровского "Гроза" Цели : выявить причины гибели Катерины; вырабатывать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме; познакомить с оформлением следственных деловых бумаг. Тип: урок

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ГИБЕЛИ КАТЕРИНЫ(По пьесе А. Н. Петровского "Гроза")Цели: выявить причины гибели Катерины; вырабатывать навык формулирования и отстаивания собственного мнения по проблеме; познакомить с оформлением следственных деловых бумаг.Тип: урок-обобщение. Форма: урок-расследование. Подготовительная работа: Формирование навыков владения профессиональной юридической лексикой. Оформление деловых бумаг (составление протоколов, повесток, заключений, показаний, расписок). 3. Разделение на малые группы, распределениеобязанностей, выявление лидеров. 4. Определение конкретных задач каждой группы. Форма проведения урока обусловлена темой. Безусловно, выявление причин гибели главной героини, Катерины, должно состояться именно в процессе деловой игры, в данном случае импровизированного расследования, предполагающего создание восьми малых групп, каждая из которых имеет свои конкретные ^ Малые группы Задачи малых групп 1. Следственная группа Проанализировать нравы города Калинова (50-60-е гг. XIX века), законы "Домостроя": заветы старины и устои пореформенной России; определить их влияние на гибель героини. Изучить обстановку и атмосферу в семье Кабановых, обратив особое внимание на произвол старших, тиранство и самодурство свекрови Кабановой по отношению к погибшей. Рассмотреть отношения между Катериной и мужем Тихоном, бесхарактерным, безвольным, покорным, но одновременно способным на пьяный разгул. Охарактеризовать отношения Катерины с племянником Дикого, Борисом, отказавшимся от чистой любви погибшей. Проанализировать проявления характера Катерины; раскрыть причины самоубийства, кроющиеся в личности погибшей. Дать оценку поступкам Катерины. 2. Свидетели Дать правдивые и точные показания, опираясь на авторский текст. 3. Литературные эксперты Не допускать отступлений от материала пьесы. Дать оценку героям на основании критических статей Н. Добролюбова, Д. Писарева и А. Григорьева. 4. Следственные эксперты Дать анализ процессуальной части, следить за полнотой расследования и следственной доказательностью. 5. Журналисты Обобщить материалы следствия и подготовить их к печати. 6. Современная молодежь Рассмотреть гибель Катерины с точки зрения современности, определить пути избежания самоубийства в наше время. Дать оценку подобным событиям, имеющим место в наши дни. 7. Ответственные секретари Оформить деловые бумаги следствий для передачи в судопроизводство. 8. Ассистенты Помочь учителю в организации урока и соблюдении регламента. ^ 9. Ведущий (учитель) Опираясь на частные задачи малых групп, направлять ход урока на достижение общей цели. Приведем план урока (с выделением приемов и методов работы учителя). 1. Обобщающая беседа (подготовка к восприятию темы). Почему пьесы А. Н. Островского наказывают "пьесами жизни"? С какими пьесами драматурга вы знакомы? Какая тема объединила большинство пьес драматурга? Какова судьба главной героини Катерины из пьесы "Гроза"? Объявление темы, целей, задач урока. 2. Заключения следователей по расследованию причингибели Катерины. (Перспективные индивидуальные задания.) О жестоких нравах "темного царства" города Калинова, давлении устоев "Домостроя", произволе старших. О тиранстве, самодурстве, "капризном деспотизме" свекрови Кабановой. О рабской психологии, безропотности, покорности и бесхарактерности мужа Тихона. О трусости Бориса перед чистой любовью Катерины и отказе от нее в трудную минуту. О личности погибшей, независимой и гордой, страстной и свободолюбивой, решительной и сильной. Допросы подозреваемых: мужа Тихона Ивановича и свекрови Марфы Игнатьевны. (Проверка знания текста методом вопросов.) Проведение очной ставки между Тихоном и Марфой Игнатьевной по сцене унизительных наставлений Катерине перед отъездом мужа. (Выразительное чтение отрывков из пьесы.) 5. Зачитывание письменного показания Варвары.(Индивидуальное творческое задание.) 6. Зачитывание письма, присланного БорисомГригорьевичем из Сибири. (Индивидуальное творческое задание.) 7. Своевольное выступление Дикого как защитника своегоплемянника. (Ролевая игра.) 8. Анализ поступка Катерины глазами современноймолодежи. (Связь с современностью.) 9. Критические замечания экспертов по литературной ипроцессуальной частям. (Ролевая игра.) Оформление доски. (Формулировка выводов по теме.) Оформление газеты "Несчастная любовь или...? (Размышления о причинах одного самоубийства XIX века)". (Проверка домашнего задания.) Оформление деловых бумаг следствия. Заключение. Вывод по теме. (Слово учителя.)Оформление доски Причины гибели Катерины (по драме Александра Николаевича Островского "Гроза"). Жестокие нравы города Калинова, давление "темного царства", устои "темного царства", законы "Домостроя", произвол старших, бесправное положение женщины в обществе во 2-й половине XIX века. Тиранство, самодурство, "капризный деспотизм" свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны. Бесхарактерность, покорность, пьяный разгул мужа Тихона. Трусость Бориса перед чистой любовью Катерины и отказ от нее в трудную минуту. Личность Катерины, независимая и гордая, страстная и свободолюбивая, решительная и сильная. Поясним отдельные фрагменты урока. Каждого свидетеля следователи вызывают через специальные повестки, розданные накануне, в конце допроса свидетелям выдаются справки. Приведем в качестве примеров оформленные деловые бумаги.ПовесткаГр-ну,проживающему Следователь вызывает Вас к часам" " месяца 19 г.комната № Отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний, аравно воспрепятствование явке свидетеля или даче импоказаний, согласно ст. 182 УК наказывается исправительнымиработами на срок до 6 месяцев. При явке иметь документ,удостоверяющий личность.Следователь РаспискаПовестку на имя получил"_ " месяца 19 г. и обязуюсь явитьсяк указанному времени.Подпись Подобные повестки были вручены под расписку свидетелям Кабановой Марфе Игнатьевне, Кабанову Тихону Ивановичу, Кабановой Варваре Ивановне и Борису Григорьевичу, племяннику Дикого. Каждый следователь заранее приготовил свою разоблачительную речь, которую как можно точнее затем записывают ответственные секретари, оформляя протокол допроса подозреваемого (свидетеля).Протокол допроса подозреваемого и $$"час. " "час. " месяца 19" мин. " мин. г. Допрос начат в" Допрос окончен в"Следователь ^ С соблюдением требований ст. ст. 76, 123, 150, 151, 152УК допросил по уголовному делу № в качествеподозреваемого:Фамилия, имя, отчество КАБАНОВ ТИХОН ИВАНОВИЧДата рождения 2-ая ПОЛОВИНА XIX ВЕКАМесто рождения г. КАЛИНОВНациональность и гражданство ИЗ КУПЦОВЯзык, на котором желает давать показания РУССКИЙСемейное положение ЖЕНАТ7. Место работы, должность или род занятий^ ПОМОГАЕТ В ДЕЛАХ МАТЕРИ8. Место жительства г. КАЛИНОВ9.Судимость (когда, каким судом, по какой ст. УК, к какой мере наказания приговорен, когда освобожден)10. Сведения о паспорте, удостоверяющем личностьПеред началом допроса в соответствии со ст. 123 УПК подозреваемому КАБАНОВУ разъяснены предусмотренные ст. 52 УПК его права давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на действие лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также объявлено, что он подозревается в причастности к самоубийству жены Катерины вследствие своего рабского характера: безволия, полного послушания своей матери. Никогда не защищал свою жену от нападок Кабанихи, пускался в пьяный разгул. Избил жену после возвращения из Москвы.^ Подпись подозреваемого Подозреваемый по существу дела показал: Тихон рос в доме матери покорным и робким, не смеющим ни в чем перечить ей. Когда женился, то не пытался дажезащищать от нападок Кабанихи свою жену, гордую и свободолюбивую женщину. Своей бесхарактерностью он подавлял достоинство Катерины. Он не был опорой для жены ("Вы меня уже заездили совсем! Не чаю, как вырваться, а ты еще навязываешься! До жены ли мне?")Торопясь забыться в пьяном разгуле, он своими наставлениями дает понять, что Катерина должна жить по завету: "Жена, да убойся мужа своего". Как не хотел он повторять ей наставления, унижающие и оскорбляющие женщину, но все-таки произнес их, не задумываясь над смыслом. Его главное желание - скорее вырваться на волю и загулять: "И всю дорогу пил, и в Москве все пил... Так, чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то не вспомнил". Да и про жену не вспоминал, как живется ей у свекрови. У Тихона нет характера: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей-то жить!"Хотя он единственный мужчина в семье, но даже не пытается быть главой семьи. Это подтверждает диалог его с Кулигиным:"- Вы бы простили ей, да и не вспомнили никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха?Уж что говорить!^ Она бы вам была хорошая жена: гляди лучше всякой. -Да пойми ты, Кулигин, я-то бы ничего, а маменька-то...разве с ней сговоришься?"Тихон никогда не принимал сам решений, жил безвольно и безропотно, только по указке своей маменьки. Никогда не защищал своей жены перед нею. Он даже не заметил изменений в душе Катерины после своего возвращения, только "побил немножко, да и то маменька приказала".Итак, воспитанный с детства в страхе божием, он вырос бесхарактерным, безвольным, забитым, задавленным "властью страха, произволом старших". Его рабская позиция, пьяный разгул, безропотность, покорность и полное послушание перед маменькой послужили одной из причин гибели жены.Подпись Теперь, когда сложилось представление об общем ходе деловой игры, можно привести для большей убедительности заключения других следователей.Заключение следователя о жестоких нравах"темного царства" города Калинова, устоях"Домостроя", произволе старшихВ самом начале пьесы Кулигин дает нам определение нравов города Калинова, где жила Катерина. Он говорит: "Жестокие нравы, сударь, царят в нашем городе, жестокие!", рассказывает, что стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренились здесь. А у потерпевшей характер был свободолюбивым, независимым, "идеальным" (по определению Н. Добролюбова). Девушка идеально представляла себе жизнь, выделяя из действительности все лучшее. Попав в дом Кабановой, она в полной мере ощутила жестокость и деспотичность свекрови, безволие мужа, отказ Бориса. Кабанова поедом ела невестку, неукоснительно следуя правилам "Домостроя". Любое проявление личности Катерины в этих условиях беспощадно подавлялось (вспомним сцену прощания и наставлений). Жизнь Катерины была бесконечной цепью оскорблений со стороны Кабановой и- ее окружения. И даже любовь Катерины была протестом женщины против своего бесправного положения. Но Борис оказался таким же Тихоном, "только образованным" (по словам Добролюбова).По "Домострою"Катерина была существом, не имевшим права голоса. Протест против "Домостроя" и жестоких нравов нарастал в ней. "Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, - пишет критик Добролюбов. - Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами..." Показывая последние времена "темного царства", драматург отражал реальные конфликты эпохи 50-60-х гг., тот перелом в общественной жизни страны, который наступил в пореформенную эпоху, в период разрушающейся старины, "Домостроя", "темного царства".У Катерины не было в мыслях бороться с "темным царством". Но в сложившейся обстановке другой выход для нее абсолютно невозможен. "Мне что в могилу, что домой. В могиле лучше", - говорит Катерина. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, "потребность возникшего движения русской жизни".^ Таким образом, жестокие нравы г. Калинова, давление"темного царства" послужили главной причиной гибели Катерины.Подпись Заключение следователя о тиранстве, самодурстве свекрови Кабановой М. И.Свекровь старалась унизить, опорочить Катерину при людях, особенно при чужих, чтобы не зазнавалась, не показывала свою гордыню. Она знала, что наступили последние времена грозного "Домостроя", чувствовала, что молодое поколение отходит от него, не признает его жестоких нравов, поэтому давала волю своему самодурству. Кабанова старалась всеми силами удержать старые порядки в доме. Свой гнев она обрушивала на невестку, которая жила не по законам этого общества. Кабанова не могла оставить то, на чем сама была воспитана и прожила целый век. Она ругала и порочила все новое, получившее развитие. Катерина не была похожа ни на кого, а Марфа Игнатьевна уважала непросвещенных, необразованных, таких же диких, как сама: Дикого, Феклушу, странниц, сумасшедшую барыню: "Я люблю, чтобы все мне в доме подчинялись, все боялись". И вдруг сноха, которая в старину не посмела бы и слова сказать, позволяет себе возражать: "Напраслину-то терпеть кому охота!" Кабанову возмутило то, что, прощаясь с мужем, Катерина, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается Тихону на шею. "Поэтому-то она, беспутная, и бросилась на шею Борису, бесстыдница. За это ее бог-то и покарал. Поэтому я ее донимала бранью, вечными попреками за непочтительность, непослушание. Чтобы она привыкла к беспрекословному повиновению передо мной, хозяйкой дома. Я и сына не пустила ее вытаскивать: из-за нее да себя губить, стоит ли она этого! Мало она нам страху-то наделала, что еще затеяла! Прокляну, коли пойдешь... Вытащут: взглянешь", - такие показания дала следствию Кабаниха.^ Итак, тиранство, самодурство, "капризный деспотизм" свекрови Кабановой послужили одной из причин гибели Катерины.ПодписьЗаключение следователя о трусости Бориса перед чистой любовью Катерины и отказе от нееВ ходе расследования установлено, что Катерина Кабанова имела тайную связь с приезжим Борисом Григорьевичем, племянником Дикого. В связи с отъездом в Тяхту, к китайцам, Борис на следствие не явился... Однако удалось добиться его письменных показаний через письмо. Борис жил настоящим днем и не способен был задумываться над последствиями своих поступков: "Благо нам сейчас хорошо. Да и времени довольно". Что же это получается, сначала он говорит: "Я люблю Катю больше всего на свете, больше самого себя!", а потом эгоистически заявляет: "И никто бы не узнал про нашу любовь".А как расценить следствию его слова: "Кто же это знал, что нам за нашу любовь так мучиться придется. Лучше бежать мне тогда"? А ведь Катерина во время свиданий предупреждала его: "Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски". Как мог Борис оставить ее в трудную минуту, не говоря о том, что ее надо было спасать? Вот их последний разговор:"-Куда едешь?-Далеко, Катя, в Сибирь.- Возьми меня с собой отсюда!-Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы..."Таким образом, Борис бросает Катерину на произвол судьбы, т.е. предает свою возлюбленную. Он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. В несчастье он лишь мечется и плачет. Нет в нем силы. Он склоняется перед самодурами, боится их. "Нечего делать, надо покориться", -смиренно говорит и Кулигин.^ Итак, трусость Бориса перед чистой, свободной любовью, а затем отказ от нее в самую трудную минуту для Кати послужили одной из причин гибели этой женщины.ПодписьЗаключение следователя о личности Катерины,независимой и гордой, страстной и свободолюбивой,решительной и сильнойПомочь понять главное в характере погибшей может образ птицы. Катерина вспоминает о своем девичестве: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птица на воле". "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорила она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется, тоскует в неволе.Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли мне здесь очень опостылеет, -говорила она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Она выделяется среди других открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не смею, скрыть-то ничего не могу", - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь.Для нее проснувшееся чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не как другие: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!" И во имя-этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами "темного царства".^ Самодурная сила не согнула ее, не заставила подличать и лицемерить.Религиозность заставляет молодую женщину воспринимать светлое человеческое чувство любви как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви: "Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, что другого люблю".^ Против Катерины все: и "гроза господня", и страшная барыня, и самодурная Кабаниха, и безвольный муж, и возлюбленный, покинувший ее.Итак, характер погибшей был очень решительным и смелым. Она была гордой и страстной натурой, жаждущей свободы и любви. Жить в обстановке самодурства и тиранства она не могла: "Лучше не жить, чем жить так".^ Таким образом, причины самоубийства Катерины кроются в ее личности, независимой и гордой, свободолюбивой и страстной, религиозной.Подпись Соблюдая процессуальную часть расследования, на данном уроке обязательно надлежит провести очную ставку между свидетелями по сцене наставлений Тихона Кабанова Катерине перед отъездом в Москву. Приведем протокол очной ставки.Протокол очной ставки19 г. Город Следователь отдела внутренних дел_на основании ст. ст. 162 и 163 УПК произвел очную ставку между КАБАНОВОЙ МАРФОЙ ИГНАТЬЕВНОЙ и КАБАНОВЫМ ТИХОНОМ ИВАНОВИЧЕМ, которые об ответственности по ст. ст. 181 и 182 УПК предупреждены:Подписи: На очной ставке показали:Показания: КАБАНОВОЙ М.И. Показания: КАБАНОВА ИИ.Вопрос: Знаете ли вы Вопрос: Знаете ли высидящего напротив вас сидящую напротив васгражданина и в каких с ним гражданку и в каких с нейнаходитесь взаимоотношениях? находитесьвзаимоотношениях?Ответ: Да, это сын мой Тиша. Ответ: Да, этомаменька.Воспроизведение сцены наставлений Катерине:- Что ж ты стоишь, разве -Да она, чай, сама знает,порядку не знаешь?^ Приказывай жене-то, как жить без тебя.- Разговаривай еще! - Слушайся маменьки, Катя!Ну, ну, приказывай! Чтоб и яслышала, что ты ей приказываешь. А потом приедешь,спросишь, так ли все исполнила.- Скажи, чтоб не грубила свекрови... - Не груби.Подписи Любой урок в виде деловой игры предполагает использование групповых и индивидуальных творческих заданий. Надо заметить, что учащиеся настолько вживаются в деловую игру, в образы героев, что становятся соавторами урока. Например, один из следователей вызвал для свидетельских показаний Бориса Григорьевича, племянника Дикого, но тот уже успел уехать в Тяхту. Этим можно объяснить отсутствие данного персонажа на расследовании. Однако для полноты следственных материалов было зачитано письмо, полученное от Бориса накануне."Гражданин, следователь!Прошу меня извинить за поздний ответ на Ваше письмо. Из Вашего сообщения я узнал о гибели Катерины Кабановой... Что ж, раз Вы изволили настаивать, я попробую кратко рассказать Вам о наших встречах с Катей и о сути наших разговоров. Только вряд ли мое откровенное послание поможет Вашему следствию.Да, я любил Катю больше всего на свете, больше самого себя! Сначала я не знал, любит ли она меня, ведь мы с ней виделись так редко, как придется, то в церкви, то на бульваре. Правда, я был у них с дядей, да и то только один раз...И вот выдался случай, который свел нас. В то время муж ее, Тихон Иванович, уехал по делам своей маменьки в Москву. Варвара Ивановна дала знать об отъезде Кабанова. Встретились мы с Катей в овраге за садом. Катерина была взволнована. Все повторяла: "Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски..."Но что я мог тогда поделать, ведь я был безумно влюблен в нее! О нашем свидании никто, кроме Варвары и Кудряша, не знал. И никто бы не узнал про нашу любовь с Катей. Благо нам было хорошо. Да и времени было довольно... Видно только я и пожил десять деньков, пока Тихона Ивановича не было.^ Приехал муж, и жизнь Кате стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить. Катя этого не умела и не хотела.Кто же это знал, что нам за нашу любовь так мучиться придется! Лучше бы бежать мне тогда!.. Катя все просила ее с собой взять. Но как я мог? Ведь нельзя было. Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя послал...^ Прошу Вас не придавать это послание огласке. А впрочем, мне все равно, ведь я далеко от Вас, как-никак в Сибири.Сибирь, Тяхта - недалеко от китайцев, контора купца, знакомого Дикого.^ От племянника Дикого - Бориса Григорьевича. Другой следователь приобщает к делу записку, оставленную Варварой, убежавшей из дома с Кудряшом и не успевшей дать прямых свидетельских показаний."Я не удивляюсь тому, что Катя так поступила. Уж очень решительна она была. Как-то рассказывала, что в детстве ее обидели чем-то, так она убежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На следующий день верст за десять нашли.Странная она была! Не понимаю я ее. Мужу да свекрови зачем-то призналась. Я ей говорю: "Молчи!" А она: "Не могу я молчать и врать-то не умею". Я бы так никогда не поступила. Как в наше время жить без вранья? Я тоже раньше честной была, а потом врать научилась. Пришлось. Как говорится, "хочешь жить - умей вертеться". Да в бога она больно верила, в церковь часто ходила. И в грозе видела наказание божие за грех свой. А какая же Катя грешница? Любила она его больно страстно и в самом начале знала, что придется поплатиться за любовь за свою, а все равно пошла к Борису. Не жалела она себя. Тяжко ей было, не предназначена она для жизни нынешней. Я думаю: с таким характером, как у Кати, не избежать ей было смерти.^ Меня прошу не разыскивать и оставить в покое. В дом своей матери Кабанихи я не вернусь.Остаюсь Варварой." Особый интерес вызвало заключение судебной медицинской экспертизы.(город, село)N8Заключение судебной медицинской экспертизыСледов насильственной смерти на теле погибшей не обнаружено. Обнаружены следы легких побоев, нанесенных мужем, Кабановым Тихоном Ивановичем." "_ ____ 19 г.Эксперты: (подписи) Бесспорно, подобные нетрадиционные уроки в форме деловых игр повышают интерес к произведению, обеспечивают знание текста не только в общем, но и в деталях, а главное -позволяют развить творческие способности, литературное воображение, а при исполнении роли - реализовать себя, свои возможности. На таком уроке работа по тексту проходит на основе самостоятельного анализа, учительского слова, рассуждений учащихся и оценок литературных критиков. В структуру такого урока обязательно вводится роль литературного эксперта, знакомящего учеников с отдельными оценками критиков. Например, на данном уроке литературные эксперты приводят конфетные выводы из русской критики 60-х гг. XIX века. Приведем выступления экспертов."Гроза" явилась для Добролюбова подтверждением зреющих в глубинах России революционных сил; оправданием его надежд на грядущую революцию "снизу". Критик проницательно подметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в который зашла русскаяжизнь: "В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу..."С иных позиций оценивал "Грозу"Д. И. Писарев в статье "Мотивы русской драмы". Его статья была полемически направлена против Добролюбова. Писарев назвал Катерину "полоумной мечтательницей": "Вся жизнь Катерины, по его мнению, состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра, ... она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".Писарев совершенно глух к нравственным переживаниям, он считает их следствием неразумия героини: "Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия: а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью..."^ Трудно согласиться с тем уровнем нравственных понятий, с "высоты" которых судит Катерину критик Писарев.Наиболее глубоко прочувствовал "Грозу" Аполлон Григорьев. Он увидел в ней "поэзию народной жизни". Он отметил "эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близость Волги, всю благоухающую запахом трав ее широких лугов, всю звучащую песнями, "забавными"тайными речами, всю полную обаяния страсти, глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!" Познакомившись с разными оценками критиков, ребята рассуждают, соглашаются с их мнением или оспаривают его. Так ученики учатся понимать авторский текст и формируют собственную жизненную позицию. Корреспонденты в течение урока перерабатывают материал и представляют его на страницах специальной газеты. Она называется "Несчастная любовь или?.. (Размышления о причинах гибели Катерины)". В газете указаны следующие обстоятельства и причины гибели героини: Жестокие нравы города Калинова. Общество, следовавшее обычаям и жившее по правилам "Домостроя". Постоянные окрики Кабанихи. Издевательства свекрови, ее унижения, ругань. Кабановское царство, где гибнет все живое. Сумасшедшая барыня, в пророчества которой так верила Катя. Бесхарактерность и бездействие мужа. Раболепие, ничтожество супруга. Жизнь в доме с нелюбимым мужем. Борис не взял Катерину с собой. Эгоизм Бориса. Горячая любовь Катерины к Борису. Никто не пытался ее понять. Катерина не умеет приспосабливаться, обманывать. Религиозность Катерины, ее боязнь божьей кары. Предсказания старой барыни. Отсутствие заботы и внимания. Неумение постоять за себя. Учащихся отделяет от событий "Грозы" длительный период. И, конечно, на уроке необходимо найти время, чтобы ребята оценили поступки героини с точки зрения современной молодежи: В наше время Катерину поняли бы немногие. Она могла бы уйти от мужа. Не стоило вообще выходить замуж за Тихона. С ее чистой, открытой душой было бы трудно жить в наше время. Оптимальный вариант - развод. Катерина могла бы уехать в другой город. И сейчас женятся не по любви, а по расчету. В наше время ее бы никто насильно не выдал замуж за нелюбимого. И в сегодняшней жизни много несправедливости. Тип Катерины А. Н. Островского нелегко найти среди современных женщин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Объективизация как способ скрытого диалога с читателем на газетной полосе
Реферат Проблемы и перспективы развития отношений в сфере компьютерной информации
Реферат Илья Федорович Тимковский и его «Опытный способ к философическому познанию российского языка»
Реферат Основные этические принципы эпохи Возрождения Отношение к античнос
Реферат Развитие реального сектора экономики Приднестровской Молдавской Республики
Реферат Особенности правового статуса индивидуального предпринимательства
Реферат Дуалізм давніх релігій та демонічні персонажі в романі М А Булгакова
Реферат Педагогічні основи використання самостійних робіт у малокомплектній початковій школі
Реферат Общая характеристика операционных систем для ПК, их назначение и состав
Реферат МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ХИМИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ХИМИИ
Реферат Проектирование абсорбционной колонны
Реферат Проблеми акціонування державних підприємств з позиції бухгалтерського обліку
Реферат Алгоритмы экономической (кадастровой) оценки городских земель и территориально-экономического зонирования
Реферат Областная газетная типография новые возможности Pressline
Реферат Audio Format Wars Essay Research Paper Audio