А. И. Горностаева 5 КЛАСС № п/п Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Элементы дополнительного содержания Д/з 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ^ I четверть 1- 2 Введение Введение. Техника безопасности и организация рабочего места 2 Ознакомительный Информация. Информатика.Компьютер Знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь представление о предмете изучения Зачет, подпись в журнале по ТБ Действия с ин фор мацией §1.1, §2.1, №1,2 (1ч.) 3 Информация вокруг нас Информация. Работа с клавиатурным тренажером 1 Объяснение нового материала Виды информации (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), действия с информацией Приводить примеры получения различных видов информации человеком. Называть и приводить примеры действий с информацией в жизни человека Опрос Аппаратное обеспечение 4 Устройство компьютера, управление компьютером Как устроен компьютер 0,5 Объяснение нового материала Монитор, клавиатура, системный блок, процессор, оперативная память, жесткий диск, дисковод, принтер, акустические колонки Осознавать роль компьютера как устройства, облегчающего интеллектуальный труд человека. Называть и демонстрировать основные устройства компьютера Диктант «Устройство компьютера» на следующем уроке §2.2, №1,2 (2 ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Информационные технологии Клавиатурный тренажер 0,5 Практическая работа Ввод текста Знать назначение основных устройств компьютера, ориентироваться в алфавитно-цифровой клавиатуре 5 Информация вокруг нас Действия с информацией 1 Повторение. Объяснение нового материала Виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео) Приводить примеры различных видов информации, обрабатываемых при помощи технических устройств Опрос §1.2 6 Устройство компьютера, управление КОМ-пьютером Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш 0,5 Проверка изученного. Объяснение нового материала Устройства ввода. Клавиатура. Группы клавиш Осознавать роль клавиатуры как важнейшего устройства ввода информации. Приводить примеры устройств ввода Беседа Произношение названий клавиш §2.3. (с. 68- 72), §3.10, №6, 11,8(2 ч.) Информационные технологии Работа 1. Знакомство с клавиатурой 0,5 Практическая работа Клавиатура. Ввод букв. Ввод знаков. Удаление символов Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку Практическая работа ■ ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 Информация вокруг нас Хранение информации 1 Повторение Объяснение нового материала Хранение информации, внутренняя память, внешняя память, оперативная память Приводить примеры хранения информации человеком. Осознавать достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти Устный опрос §1.3, 3.1, №4 (1ч.) 8 Устройство компьютера, управление компьютером Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре 0,5 Объяснение нового материала Правила ввода текста Понимать принцип расположения букв на клавиатуре Беседа §2.3, (с. 72-75), §3, №11, № 9, 12 (2 ч.) Информационные технологии Ввод текста 0,5 Практическая работа Уметь применять правила ввода текста в практической работе с текстовым редактором Практическая работа (на следующем уроке) 9 Информация вокруг нас Носители информации 1 Повторение. Объяснение нового материала Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск Объяснять, что такое носитель информации. Приводить примеры современных носителей информации Опрос §1-4, 3.2, №3,4 (1ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 Устройство компьютера, управление компьютером Рабочий стол 0,5 Проверка изученного. Объяснение нового материала. Практическая работа Рабочий стол. Значок.Ярлык. Владеть терминологией Практическая работа §2.5, №13, 15 (2 ч.) Информационные технологии Ввод текста 0,5 Проверочная практическая работа Правила ввода текста Применять на практике правила ввода текста Практическая работа 11 Информация вокруг нас* Передача информации 1 Повторение. Объяснение нового материала Источник информации, приемник информации, информационный канал Называть составляющие процесса передачи информации. Приводить примеры источника, приемника информации и информационных каналов Опрос Помехи, односторонний, двусторонний характер передачи §1.5, №6,7(1ч.) 12 Устройство компьютера, управление компьютером Управление компьютером с помощью мыши. Работа 2. Осваиваем мышь 1 Практическая работа Мышь, левая кнопка, правая кнопка Выполнять основные действия мыши: щелчок, двойной щелчок, перемещение Практическая работа ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 Информация вокруг нас Кодирование информации 1 Повторение. Объяснение нового материала Условный знак, код, кодирование Осознавать многообразие кодов,которые окружают человека Беседа §1.6, №14-19 (1ч.) 14 Устройство компьютера Главное меню. Запуск программ Работа 3. Запуск программ. Основные элементы окна 1 Практическая работа Меню, главное меню, окно, элементы окна Запускать программы из меню Пуск Изменять размеры окна программы, перемещать окно по экрану Практическая работа 15 Информация вокруг нас В мире кодов 1 Повторение Объяснение нового материала Код, кодирование Осознавать роль кодирования информации, уметь кодировать и декодировать сообщения Беседа, решение задач §1-6, №29, 33 (1ч.) 16 Устройство компьютера, управление компьютером Управление компьютером с помощью меню Работа 4. Управление компьютером с помощью меню 1 Практическая работа Раскрывающееся меню (подменю), контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, флажок, переключатель, вкладка, кнопка) Уметь вызывать команды меню при помощи мыши Практическая работа Клавиатурная комбинация (горячая клавиша) ^ Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 17-18 Подведение итогов первой четверти 2 Контроль знаний Тест. Практическая работа ^ II четверть 19-20 Теоретическая информатика Формы представления информации 2 Актуализация знаний. Объяснение нового материала Формы представления информации: текст, графика, звук, число Приводить примеры информации, представленной в различных формах Опрос §1.7, вопросы к параграфу 21 Средства информатизации Программы и файлы 1 Объяснение нового материала Программное обеспечение, операционная система, приложение, файл Понимать принцип программной обработки данных. Понимать принцип хранения данных в виде файлов Беседа §2.4, 3.10, №5 (2 ч.) 22 Информационные технологии Работа 5. Выполнение вычислений с помощью программы «Калькулятор» 1 Практическая работа Калькулятор, цифровые клавиши, инженерный вид Уметь выполнять несложные вычисления при помощи приложения «Калькулятор» Практическая работа Справочная система ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 23 Теоретическая информатика Метод координат 1 Повторение. Объяснение нового материала Координатная плоскость, оси координат, координата точки Понимать удобство кодирования графической информации при помощи чисел. Уметь выполнять декодирование числовой информации в графическую форму Графическая работа Кодирование графического изображения числами §1.8, №34, по записи 24 Информационные технологии Текст как форма представления информации 1 Объяснение нового материала Текст, текстовая форма представления информации Осознавать, что текст - наиболее распространенная форма представления информации Беседа §1.9, №9-11(1ч.) 25 Теоретическая информатика Табличная форма представления информации 1 Повторение. Объяснение нового материала Таблица, строка таблицы, столбец таблицы Осознавать удобство представления однотипной информации в виде таблицы. Уметь представлять однотипную информацию в виде таблицы Решение задач § 1.Ю, №36(1ч.) 26 Информационные технологии Текстовый редактор и текстовый процессор 0,5 Объяснение нового материала Текстовый редактор, текстовый процессор, документ Осознавать роль текстовых редакторов и процессоров как средств обработки текста Опрос §2.9, №34 (2 ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Информационные технологии Работа 6. Ввод текста 0,5 Практическая работа Ввод текста Уметь вводить текст при помощи клавиатуры, сохранять и открывать документы в среде текстового редактора Практическая работа 27 Теоретическая информатика Табличный способ решения логических задач 1 Повторение. Объяснение нового материала. Решение задач Логическая задача Уметь применять таблицы при решении логических задач Решение задач § 1.10, в.З (письм.), №40(1ч.) 28 Информационные технологии Основные объекты текстового документа 0,5 Повторение. Объяснение нового материала Абзац, слово, символ, редактирование, удаление символа, вставка символа, перемещение курсора Знать основные операции редактирования текста. Знать названия и назначение клавиш редактирования Опрос Клавиши быстрого перемещения курсора §2.9, №39, 40 (2 ч.) Работа 7. Редактирование текста 0,5 Практическая работа Редактирование текста Уметь редактировать текст Практическая работа 29 Теоретическая информатика Диаграмма -наглядный способ представления информации 1 Повторение. Объяснение нового материала Диаграмма, линейная диаграмма, столбчатая диаграмма Осознавать удобство представления числовой информации в виде диаграммы. Уметь строить столбчатую или Решение задач Масштаб §1.11, №41, 42 (1ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 4 5 6 7 8 9 Ю линейчатую диаграмму по числовым данным. Уметь использовать диаграммы для обработки (сравнения) числовой информации 30 Информационные технологии Этапы подготовки документа на компьютере 0,5 Повторение. Объяснение нового материала Этапы подготовки документа (ввод текста, редактирование, форматирование), выделение и удаление фрагмента Знать основные этапы подготовки документа на компьютере Опрос §2.9, №42, 43 (2 ч.) Работа 8. Работа с фрагментами текста (з.1,2) 0,5 Практическая работа Фрагмент, копирование, перемещение Уметь выделять и удалять фрагмент Практическая работа Выделение слова двойным щелчком 31-32 Подведение итогов второй четверти 2 Контроль знаний Тест. Практическая работа ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 « 7 8 9 Ю III четверть 33 Теоре- тическая инфор-матика Обработкаинформации 1 Повторение. Объяснение нового мате-риала Информация, обра- ботка информации, информационнаязадача Иметь представле- ние о процессе обра- ботки информации. Приводить примеры обработки информации двух видов Оп-рос Исходные данные,результат §1.12, №44, 45(1ч.) 34 Инфор- мацион- ные тех- нологии Техника безо- пасности. Работа с фраг-ментами 0,5 Объяснение нового мате-риала Фрагмент, копиро- вание, перемещение,поиск, замена Знать о требованиях к организации рабо- чего места и правилах поведения в кабинете информатики. Знать основные операции, которые можно применять к фрагментам Зачет, под- пись в журнале поТБ §2.9 (с 91), №46, 47 (2 ч.) Работа 8. Ра- бота с фраг- ментами(з. 3-6) 0,5 Практическаяработа Уметь выделять фрагмент текста, вы- полнять копирование фрагмента, перемещение фрагмента, замену одного фраг-мента на другой Прак- тиче- ская работа Выделениестроки ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 35 Теоретическая информатика Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации 1 Повторение. Объяснение нового материала. Решениезадач Обработка информации, систематизация, сортировка(по алфавиту, по номерам, в хронологическом порядке) Иметь общее представление о систематизации как способе обработки информации, не меняющем ее содержания. Уметь упорядочивать заданную информацию в соответствии с заданным критерием. Уметь разбивать информацию на группы в соответствии с основанием классификации Решение задач Классификация, основание классификации §1.13, №43, 47,48 (1ч.) 36 Информацией- * ные технологии Работа 9. Форматирование текста 1 Практическая работа Форматирование, шрифт (размер, тип, цвет), абзац (выравнивание), панель инструментов Уметь форматировать документ, используя кнопки на панели инструментов Практическая работа Параметры страницы §2.9 (с. 92, 93), №50 (2 ч.) 37 Теоретическая информатика Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам 1 Повторение. Объяснение нового материала. Решение задач Обработка информации, входная информация, выходная информация, правила преобразования Иметь общее представление о преобразовании информации по правилам как способе получения новой информации Решение задач §1.14 (с. 54- 56), в. 1-6, №49, 50(1ч.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 38 Информационные технологии Обработка текстовойинформации 0,5 Обобщение Текстовый редактор Называть основные операции по обработке текста Опрос Итоговая практическаяработа 0,5 Практическая работа Применять приемы работы в текстовом редакторе для создания документа Практическая работа ■ №50 (2 ч.) 39 Теоретическая информатика Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений 1 Повторение. Объяснение нового материала. Решение задач Обработка информации, входная информация, выходная информация, логические рассуждения Иметь общее представление о преобразовании информации путем рассуждений как способе получения новой информации Решение . задач §1.14 (с. 56-57), №51 (1ч.) 40 Информационные технологии Компьютерная графика. Графические редакторы (ГР) 0,5 Объяснение нового материала Компьютерная графика, графический редактор, инструмент, палитра цветов Знать назначение графического редактора Опрос §2.10 (с. 95-97), №51, 52 (2 ч.) Работа 10. ЗнакомствосГР(з.1) 0,5 Практическая работа Уметь запускать графический редактор Paint Практическая работа ^ Продолжение табл. Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 41 Теоретическая информатика Разработка плана действий и его запись 1 Повторение. Объяснение нового материала. Решение задач Обработка информации, входная информация, выходная информация, правило преобразования Иметь общее представление о разработке плана действий как способе обработки информации Решение задач §1.14 (с. 56-57), в. 9 42 Информационные технологии Устройства ввода графической информации. Инструменты ГР 0,5 Повторение. Объяснение нового материала Графический редактор, карандаш, кисть, распылитель, прямоугольник, эллипс, многоугольник Понимать назначение основных инструментов рисования ГР Опрос Основной фон, цвет фона, вычерчивание линий под углом 45°, квадрата, окружности §2.10 (с. 97-100), №53, 54 (2 ч.) Работа 10. Знакомство с ГР (з. 2, 3, 5,6) 0,5 Практическая работа Уметь применять основные инструменты рисования ГР Практическая работа Отмена последнейоперации, 43 Теоретическая информатика Разработка плана действий и его запись 1 Повторение. Решениезадач План действий Уметь записывать план действий в словесной форме или в виде таблицы Решение задач §1.14 (с. 56-57), в. 10 44 Информационные технологии Инструменты ГР 0,5 Повторение. Объяснение нового материала Кривая, заливка, параметры инструмента Понимать назначение основных инструментов рисования ГР Опрос Замкнутая область,масштаб §2.10 (с. 97-100), №55, 56 (2 ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работа 11. Создание изображений в ГР 0,5 Практическая работа Уметь применять основные инструменты рисования ГР Практическая работа 45 Алгоритмизация Алгоритм 1 Изложение нового материала Алгоритм, исходные данные, результат Уметь приводить примеры алгоритмов, применяемых в учебной деятельности и в быту Беседа По записи 46 Информационные технологии Работа 12. Комбинированный документ 1 Практическая работа Вставка рисунка в текстовый документ Уметь вставлять рисунок в текстовый документ Практическая работа Параметры рисунка 47 Алгоритмизация Исполнители вокруг нас 1 Повторение, изложение нового материала Исполнитель, система команд исполнителя Понимать роль человека и компьютера при составлении и исполнении алгоритма Беседа По записи 48 Информационные технологии Работа с фрагментамирисунка 0,5 Объяснение нового материала Фрагмент, выделение, копирование, перемещение Знать возможности ГР при работе с фрагментами Опрос Поворот, отражение §2.10 (с. 101— 107), №57 (2 ч.) ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Работа 13. Работа с фрагментами рисунка (з.2,3) 0,5 Практическая работа Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты рисунка Практическая работа 49 Алгоритмизация Формы записи алгоритма 1 Повторение, изложение нового материала, решение задач Алгоритм, словесная форма, блок-схема Составлять и записывать несложные алгоритмы Решение задач По записи 50 Информационные технологии Работа 13. Работа с фрагментами рисунка (з.5,6) 1 Практическая работа Фрагмент, выделение, копирование, перемещение Применять возможности ГР для создания изображения Практическая работа 51 Алгоритмизация Среда исполнителя«Муравей» 1 Объяснение нового материала Программа Уметь заполнять поле «Муравья» в соответствии с условием задачи, открывать и сохранять файлы в среде исполнителя. Уметь записывать и редактировать команды в программе Практическая работа Среда исполнителя. Система команд исполнителя. Пошаговое исполнение. Программа. Запуск программы По записи ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 52 Информационные технологии Создание движущихсяизображений 0,5 Объяснение нового материала, демонстрация PowerPoint, слайд, анимация, эффект анимации Иметь представление о программных средствах создания движущихся изображений §2.11 Работа 14. Анимация (начало) 0,5 Практическая работа Закрепить навыки работы с ГР Практическая работа 53 Алгоритмизация Линейный алгоритм 1 Повторение, изложение нового материала Линейный алгоритм Управлять исполнителем Практическая работа Отладка программы По записи 54 Информационные технологии Работа 14. Анимация (завершение) 1 Практическая работа Уметь вставлять рисунок на слайд, назначать ему эффекты анимации, запускать презентацию Де-мон-стра-ция ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 IV четверть 55 Алго- Линейный 1 Практическая Линейный алгоритм Управлять исполни- Реше- Отладка ритми- алгоритм работа телем ние програм- зация задач мы 56 Инфор- Подготовка 1 Обсуждение, Уметь планировать Высту- Презен- Подго- маци- презентаций практическая несложную презен- пление тация, товить онные работа тацию как сопрово- с мини- сопрово- эскизы техно- ждение доклада докла- ждающая логии дом доклад 57 Алго- Линейный ал- 1 Практическая Линейный алгоритм Управлять исполни- Реше- Отладка По за- ритми- горитм работа телем ние програм- писи зация задач мы 58 Инфор- Работа 15. 1 Обсуждение, Закрепить навыки Прак- маци- Сюжет на сво- практическая создания изображе- тиче- онные бодную тему работа ний и анимации ская техно- (начало) работа логии 59 Алго- Алгоритм 1 Объяснение Цикл. Количество Понимать назначе- Опрос. ритми- с повто- нового мате- повторений. Тело ние циклов. Практи- зация рением риала, демонстрация цикла Приводить примеры циклических алгоритмов в жизни ческая работа ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 60 Информационные технологии Работа 15. Сюжет на свободную тему (завершение) 1 Практическая работа Закрепить навыки создания изображений и анимации Практическая работа 61 Алгоритмизация Алгоритм с повторением 1 Повторение. Решениезадач Цикл. Количество повторений. Тело цикла Уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме. Уметь составлять алгоритм с повторением Решение задач По записи 62 Цикл с параметром 1 Объяснение нового материала, демонстрация, решение задач Параметр Уметь составлять алгоритм с повторением, определяя начальное, конечное значение параметра, шаг Решение задач 63 Алгоритмизация Алгоритм с ветвлением 1 Объяснение нового материала, демонстрация Ветвление, условие Понимать назначение ветвления. Приводить примеры алгоритмов с ветвлением в жизни Опрос По записи 64 Информационные технологии Презентация «Мои работы» 1 Практическая работа Применить навыки создания презентаций Практическая работа ^ Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 65 Алгоритмизация Алгоритм с ветвлением 1 Повторение, решениезадач Уметь составлять алгоритм с ветвлением, записывая условие и набор действий Решение задач По записи 66 Информационные • технологии Резерв 1 67-68 Подведение итогов 2 Тест. Демонстрацияработ 6 КЛАСС № Наименование раздела программы Тема урока Кол -во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Элементы дополнительного содержания Д/з 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I четверть 1 Введение Компьютер - универсальное устройство для работы с информацией 1 Актуализация Информация, информатика, компьютер Знать правила техники безопасности. Знать основные виды информации и приводить примеры каждого вида. Называть устройства компьютера. Понимать назначение каждого устройства Опрос, взаимоопрос Аппаратное и программное обеспечение, устройства вво-да/вы-вода §1.1,№1,2 2 Алгоритмизация и программирование Алгоритм 1 Изложение нового материала Алгоритм, исходные данные, результат Уметь приводить примеры алгоритмов, применяемых в учебной деятельности и в быту Беседа §3.1, №1,2,3,6 3 Средства информатизации Файлы и папки 0,5 Изложение нового материала Файл, имя файла, расширение (тип файла), папка Знать правила составления имени файла. Уметь определять тип файла по расширению Опрос §1.2, №6,7 ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 Алгорит- Среда 1 Среда Программа Уметь заполнять по- Прак- Среда мизация исполнителя исполнителя ле Муравья в соот- тиче- исполни- и про- «Муравей» ветствии с условием ская теля. грамми- задачи, открывать работа Система рование и сохранять файлы в среде исполнителя. Уметь записывать и редактировать команды в программе команд исполнителя. Пошаговое исполнение. Программа. Запуск програм- ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 Алгорит- Линейный 1 Решение за- Копичегтпп тягпп D»...o Г1\/кЛатГ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 Алгоритмизация и программирование Линейный алгоритм 1 Решение задач, корректировка Количество шагов алгоритма Уметь оценить эффективность линейного алгоритма Решение задач Эффективность алгоритма - 11 Теоретическая информатика Двоичное кодирование числовой информации. 0,5 Контроль знаний Двоичное кодирование Применять правила перевода чисел в двоичную и десятичную систему счисления Перевод чисел в программе «Калькулятор» №22, 23 Информационные технологии Форматирование текста. Создание надписей 0,5 Практическая работа Объект WordArt. Маркеры Уметь вставлять в документ объект WordArt, перемещать его, изменять размер и удалять Практическая работа 12 Алгоритмизация и программирование Алгоритм с повторением 1 Решение задач Цикл. Количество повторений. Тело цикла Уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме. Уметь составлять алгоритм с повторением Практическая работа ^ Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13 Теоретическая информатика Тексты в памяти компьютера 1 Изложение новогоматериала Кодовая таблица Двоичное кодирование текстовой информации Понимать принцип двоичного кодирования текстовой информации. Уметь кодировать и декодировать текстовые сообщения, используя кодовую таблицу Опрос, решение задач Байт §1.3 (с. 21-23), №25, 26 14 Алгоритмизация и программирование Алгоритм с повторением 1 Решение задач, корректировка Цикл. Количество повторений. Тело цикла Уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения Решение задач Цикле параметром, начальное и конечное значения, шаг цикла 15 Теоретическая информатика Кодирование букв русского алфавита 0,5 Повторение, изложение нового материала Международная часть кодовой таблицы, национальная часть кодовой таблицы, кодировки КОИ-8, Windows Понимать принцип деления кодовой таблицы на международную и национальную части. Осознавать возможные проблемы при декодировании букв русского алфавита Решение задач §1.3 (с. 21-23), №29, 32,33 ^ Продолжение табл. 1 2 3 4