Реферат по предмету "Юридическая психология"


Юридческая психология

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ На современном этапе общественного развития психологическая наука все глубже проникает во все сферы человеческой деятельности. Знание закономерностей психики по-зволяет человеку более эффективно организовывать свою деятельность, правильно строить свои отношения с другими людьми, выяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Данные психологии используются в решении многих проблем, в том числе при совершенствовании работы юридических

учреждений, правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений. На стыке психологических и юридических наук возникла новая отрасль знания – юридическая психология. Она включает в себя правовую психологию (психологию правовой социализации личности, формирование правосознания и законоисполнительного поведения, психологические аспекты правотворчества), психологию гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства, криминальную психологию (психологию личности преступника

и преступного поведения), а также психологию судопроизводства и исправительную психологию. Знание основ юридической психологии значительно повышает общую и профессиональную культуру следователя, судьи, адвоката, способствует выработке и совершенствованию их деловых и интеллектуальных качеств, юридической и гражданской зрелости, правовой убежденности, осознанию социальной значимости своей профессии. Усвоение фундаментальных вопросов юридической психологии помогает лучше познать личностные особенности

обвиняемых, свидетелей, потерпевших, истцов, ответчиков, наладить с ними необходимые контакты, построить рациональные отношения на доверии и взаимном уважении. Основная цель учебной дисциплины "Юридическая психология" - сформировать психологическую составляющую профессионального мышления будущего специалиста в области права. Указанную цель призваны реализовать следующие задачи:

1. охарактеризовать сущность юридической психологии как научной и прикладной дисциплины, изучающей проявление и использование психологических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также ознакомить с ее со-временными достижениями и тенденциями развития; 2. дать представление о проблемах юридической психологии и раскрыть возможные пути их решения; 3. показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

4. сформировать психологические установки деятельности будущих юристов; 5. раскрыть систему основных психологических понятий и категорий, необходимых для профессиональной деятельности в области права; 6. воспитать потребность в самосовершенствовании личности и постоянном профессио-нальном развитии, получении профессионально значимых навыков и умений. Учебная дисциплина "Юридическая психология" базируется на общей психологии.

Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с юридическими науками. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий ( вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, поскольку она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.

Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирова-ния. Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание будущими юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям, знание которых важнейшее условие

эффективного правотворчества, правоприменения и пра-воохранения. Изучая юридическую психологию, будущий юрист познает психологические особенности отражения человеком правозначимых явлений, проблемы формирования правосознания индивида и социальных групп, закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и деви-антного поведения личности, психологические факторы криминализации личности.

Юридическая психология вооружает будущего специалиста в сфере права системным анализом поведения различных участников криминального события, структурным под-ходом к организации следственной и судебной деятельности. Программа дисциплины «Юридическая психология» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» - 021100. В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база юридической психологии,

ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы правовой психологии, а именно правовая социализация личности, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, психологические аспекты фор-мирования правосознания и правоисполнительного поведения; излагаются общие пробле-мы психологии, особенности психологии личности и основные закономерности проявления психики в поведении человека; выявляются психологические возможности предварительного следствия, психологические особенности обвиняемых,

потерпевших и несовершеннолетних в судебно-следственном процессе; обосновываются подходы к организации и методам проведения судебно-психологической экспертизы; определяются аффективные состояния, возникающие в процессе правонарушения, и дается их экспертная оценка; конкретизируются психологические установки деятельности юристов в след-ственной практике, судебной, прокурорской и адвокатской работе и требования к их профессионально значимым качествам; оцениваются психологические аспекты гражданско-правового регулирования

и гражданского судопроизводства. Изучив дисциплину «Юридическая психология» студенты должны:  познать природу психики человека, специфику психических закономерностей в право-вом регулировании, изучить механизмы психической регуляции поведения и деятельно-сти;  получить умения и навыки анализа психологической характеристики личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, установки, социальная направленность и другие характеристики) и деятельности различных субъектов правоотношений,

их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения, научиться использовать их в интересах повышения эффективности собственной деятельности;  овладеть приемами анализа и оценки уровня развития собственной психологических возможностей, способами использования полученных по юридической психологии в прак-тике. Содержание программы учебной дисциплины представлено восемью логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных

источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике. В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ юридической психологии, психологии профессиональной деятельности в сфере права, раскрывается структура и содержание основных направлений прикладной юридической психологии. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о юридической психологии, В процессе самостоятельной работы студенты должны: • усвоить язык юридической

психологии и понятийный аппарат; • закрепить наиболее важные разделы юридической психологии; • овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методо-логии и методике изучаемой дисциплины; • приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих правовое значение; • выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ И

ВИДАМ УЧЕБНЫХ РАБОТ ( для студентов заочной формы обучения) Наименование Темы Объем работы студентов 4 года 6 лет Всего Аудиторные Сам. Аудиторные Сам. Лек-ции Конс. Лекции Конс. 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема 1. Предмет, методы и структура юридической психо-логии. 1 4 1 4 Тема 2. Психология права. 4 1 4 Тема 3. Психические феноме-ны и их проявление в сфере права.

1 10 1 10 Тема 4. Криминальная пси-хология. 1 10 1 10 Тема 5. Психология предва-рительного следствия. 1 10 1 10 Тема 6. Психология судебной деятельности по уголовным де-лам. 1 8 1 7 Тема 7. Исправительная (пени-тенциарная) психология. 5 1 5 Тема 8. Психология граждан-ско-правового регулирования и гражданского судопроизводст-ва.

1 5 1 4 Количество аудиторных ча-сов. 6 4 8 4 Количество часов самостоя-тельной работы. 56 54 Всего часов на освоение учебного материала. 66 Формы контроля: Промежуточный – контрольное задание; рубежный –экзамен 3.ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Антонян Ю.М Еникеев М.И Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений М 1996. 2. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя

Волгоград, 1976. 3. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций М 1988. 5. Енгалычев В.Ф Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. 2-изд Калуга-Обнинск-Москва: Изд-во КГПУ К.Э.Циолковского,1997. 6.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Учебник для вузов М 1996. 7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов М 1996. 8. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии М.: Издательство НОРМА, 2001. 9. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов М.: Издательство НОР-МА,2001. 10.

Еникеев М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. -М.: Издательство ПРИ-ОР,2001. 11. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психологическая экспертиза М.: Изд-во МГУ, 1999. 12. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и паталогия М 1982. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. 14. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы

М.: Юнити-Дана, 2000. 15. Пищелко А.В Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста М 2001. 16. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов/под ред. Проф. А.М.Столяренко М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. 17. Ратинов А.Р. Психология для следователей М 1967. 18. Рубинштейн

С.Л. Основы общей психологии: В 2т Т.1-М 1989. 19. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник М.: Юрист,1995. 20. Юридическая психология: Учебник для вузов/ В.Васильев 5-е изд перераб. и доп. –СПб.: Питер,2003. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 21. Андреева Г.М. Социальная психология. –

М 1998. 22. Андреева Антонян Ю.М. Преступность среди женщин М 1992. 23. Антонян Ю.М Гульдан В.В. Криминальная патопсихология М 1991. 24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека М 1990. 25. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности М.: Изд-во МГУ, 1974. 26. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология допроса. -

М 1990. 27. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология обыска и выемки. -М 1986 28. Еникеев М.И Черных Э.А. Психология следователя. -М 1988. 29. Игошев К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения Горький,1974. 30. Котов Д.П Шиханцов Г.Г. Психология следователя Воронеж,1997. 31. Мариновская И.Д. Антисоциальное поведение несовершеннолетних с психическими аномалиями

М 1994. 32. Психология. Словарь. /Под редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского- 2-е изд исп. и доп М.: Политиздат, 1990. 33. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характе-ров Самара: Изд. дом “Бахрах”, 1997. 34. Ратинов А.Р Ефимова

Н.И. Психология допроса обвиняемого: Методическое пособие М 1988. 35. Сафуанова Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практ. пособие М 1998. 36. Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам: Учебно-практическое пособие М.: БЕК,1997. 37. Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы взаимодействия следователя и участ-вующих в деле лиц

Саратов, 1984. 38. Хьелл Л Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и примене-ние) СПб.: Питер Пресс, 1997. 39. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология М.: Зеркало, 1998. 40. Юридическая психология/ Сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой СПб: Питер, 2001. 41. Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В.Романов, Е.В.Романова. –М.:

Юрист, 2000. 42. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология М 1971. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, методы и структура юридической психологии. Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Предмет юридической психологии и ее задачи. Место юридической психологии в системе научных отраслей знания. Система (структура) юридической психологии.

Методы юридической психологии. Методы научного исследования. Методы психо-логического воздействия на личность. Методы судебно-психологической экспертизы. История возникновения и развития юридической психологии. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в

ХХ веке. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский период. Литература: 3, 6, 7, 9, 10, 16, 19, 20, 40, 41. Вопросы для самоконтроля. 1. Что изучает юридическая психология ? Каковы ее цели и основные задачи? 2. Укажите элементы, составляющие структуру юридической психологии? 3. Дайте характеристику методов, используемых в юридической психологии?

4. Каковы предпосылки и истоки развития юридической психологии? 5. Как развивалась отечественная юридическая психология? 6. Укажите приоритетные проблемы отечественной юридической психологии на совре-менном этапе. 7. Назовите основные тенденции развития зарубежной юридической психологии в XX ве-ке. Тема 2. Психология права. Правовая психология как отрасль юридической психологии.

Предмет правовой пси-хологии и ее задачи. Социально-регулятивная сущность права. Психологические механизмы нормативно-правовой регуляции. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества. Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы. Понятие правосознания. Функции правосознания – познавательная, оценочная, регулятивная.

Правосознание как система индивидуального, группового и общественного сознания, отражающая правовую действительность. Особенности правосознания в период социальной реформации общества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правящие политические элиты российских республик в современном пространстве власти
Реферат Акушерство, История болезни. Роды
Реферат История развития генетики. Вклад русских ученых
Реферат Сон и бессонница
Реферат Путь диктатуры и войны Страны Азии и Латинской Америки в межвоенный период
Реферат Выбор метода очистки сточных вод от фенолов
Реферат Педагогічні умови стимулювання активності студентів вищих педагогічних навчальних закладів до фізкультурної діяльності
Реферат The Cia Involvement In The CubanCastro Government
Реферат «Рентгеновские методы бесконтактной неразрушающей комплексной диагностики слоистых тонкопленочных наноструктур и поверхностных свойств наноматериалов»
Реферат Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов организации
Реферат Противоречие культуры и цивилизации. Кризис современной цивилизации. Конец истории и перех
Реферат Подготовка, принятие и реализация политических решений
Реферат Циклы движения запаса
Реферат Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной
Реферат Видатки державного бюджету України