А. П. Чехов. «Хамелеон».В творческой лаборатории писателя.(урок-мастерская) Цели урока: - выяснить особенности стиля писателя, детали, подтекста; - учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию. Оформление: - портрет А. П. Чехова, иллюстрации к рассказу. Запись на доске: - «Краткость – сестра таланта» (А. П. Чехов); Лаконизм – предельная краткость, сжатость; «Лучше недосказать, чем пересказать» Ход урокаСлово учителя. Литература, как и любой другой вид искусства, действует на нас непосредственно своими образами, увлекает, заставляет переживать происходящее…Мы забываем, что читаем книгу. Но многие и ,быть может самые любознательные, не довольствуются этим. Их интересует еще, как «сделано» само художественное произведение. И этот интерес ведет в творческую лабораторию писателя. Нам, читателям. необходимо выработать в себе умение анализировать литературный текст, создать свою собственную лабораторию изучения языка художественного произведения. Следуя за писателем, мы проделаем сходный путь, продумаем сходные мысли, будем учиться у писателя мастерству художественного слова. Чехов, мастер лаконичной речи, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому слову. Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учится вчитываться в текст. - Начнем с заглавия. Что должно отражать заглавие? (основную мысль). По мнению Чехова, заглавие это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким. - Известно, что первоначально в журнале рассказ «Хамелеон» вышел под заглавием «Сценка». Почему автор отказался от этого названия. (Отказ от заголовка снимал бытовую направленность рассказа, и он приобретал широкий обобщающий смысл). В тетрадях: ^ Простое, предельно краткое заглавие. - Как вводит нас писатель в мир своих рассказов: пространно, обстоятельно? ( Нет, несколькими фразами). - С чего начинается рассказ? (Экспозиция). О чем мы узнаем из экспозиции? - Найдите завязку рассказа. (- Так ты кусаться…) Что из себя представляет завязка. (Реплика, диалоги). - Чего больше в рассказа Чехова: описания, повествования, диалога? (Автор почти устранен). ( Рассказ-сценка). В тетрадях: ^ Диалоговые построения рассказа. - Что мы узнаем из диалогов. ( О героях рассказа). Речь-основное средство в рассказах Чехова, раскрывающее характеры героев. - Проанализируйте реплики Очумелова. В чем своеобразие речи этого героя? Чисто полицейский характер языка. Очумелов показан с помощью официальных оборотов из уложения и приказов. Обилие вульгаризмов («болван», «кузькина мать») Обращение к подчиненным и зависимым (глаголы повелительного наклонения и неопределенной формы: «Не рассуждать!», «Узнай, чья собака…») Подчеркивание своей значимости, выраженное постоянным употреблением личных местоимений 1 лица («Я покажу вам…», «Я этого так не оставлю…») - О каких свойствах характера героя говорят эти признаки? ( Наглость, самомнение…). - Тональность, интонация речи создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак изобилует в речи Очумелова. (Эпизод « генерала Жигалова?...» Какое значение мысли выражает этот знак в зависимости от контекста? Попробуйте прочитать предложение так, чтобы передать интонацией значение знака препинания). В тетрадях: ^ Индивидуальная неповторимость речи героев. - Обратимся к авторским ремаркам. «Кашляя и шевеля бровями», «врезаясь в толпу». Что они добавляют для характеристики героев. - Рисует ли автор портреты героев? Вернемся к экспозиции рассказа. На какие детали обращает внимание автор? Деталь – одно из важных художетсвеных открытий Чехова. (Словарь литературоведческих терминов). - Узелок, решето с конфискованным крыжовником. Что это значит? Какой здесь подтекст? (очередная дань?) «Продолжает путь по базарной площади». О чем хочет сказать автор? - На какую деталь во внешности героя обращает внимание автор? Почему не на глаза, например, а на шинель? - В какие моменты в рассказе говорится о шинели? 4 раза (Начало; « Сними-ка, Елдырин…»; «Надень-ка Елдырин…»; «…запахивая шинель…». - О чем говорит эта эта деталь? В зависимости от обстоятельств, Очумелова бросает то в жар, то в холод. Деталь характера Очумелова как подхалима, приоткрывает его душевное состояние. - Параллельно выразительной детали-шинели происходят превращения с пальцами. Проследите по тексту. В тетради: ^ Говорящая деталь, заменяющая подробности описания. - Обратимся еще к одному образу рассказа – толпе. Почему автор употребляет здесь именно это слово, а не слово «народ»? - Что сказано о толпе, о его появлении? «Словно из земли выросла». Как вы понимаете это выражение? - Проанализируйте реплику из толпы. Как характеризует говорящего эта реплика? Почему она помещена после слов Очумелова? - Много ли эпитетов, метафор, сравнений – признаков художественной речи- - в рассказе Чехова. Обратимся к статье в учебнике «Из воспоминаний о Чехове». Бунин. - Почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет). В тетради: ^ Отсутствие эпитетов, простые предложения, простота и лаконизм фразы. От языка идем к идее произведения – разоблачению хамелеонства, угодничества, чинопочитания. - Обобщение. Каковы же стилевые особенности рассказов Чехова?Обратите внимание на эпиграф к уроку «Краткость-сестра таланта» -Какие слова мы чаще всего употребляли при анализе рассказа? (Кратко, лаконично, просто). Горький о манере письма Чехова: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Язык в художественном произведении силен не сам по себе, а поскольку содержит авторскую душу и мысль. К. Станиславский. - Мы заканчиваем работу нашей читательской «лаборатории» писателя и читателя – это не одно и то же. многое в творческой истории создания литературного произведения остается так и не узнанным, неясным. Важнее другое: вдумчивый читатель, следуя за писателем , проделывает сходный путь, продумывает сходные мысли, учится у писателя мастерству художественного слова. Домашнее задание: Написать свой «чеховский рассказ», взяв в качестве названия одного из рассказов Чехова, учитывая стилистические особенности его рассказов.