Уроки с использованием видеофрагментов (DVD) по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (8, 11кл.)Авторы: Булгаков И.Е., Киселёва И.В. © Урок второй«ТЁРКИН — КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?»ТРАГИЧЕСКИЕ, ГЕРОИЧЕСКИЕ И КОМИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ В ПОЭМЕЦели: выявить определяющие качества Василия Тёркина, проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор, развивать навыки анализа поэтического текста и навыки выразительного чтения.Приёмы и техники выбирает преподаватель в зависимости от уровня подготовки класса.Оборудование: портрет А.Т.Твардовского; стенд с материалами по биографии, истории создания поэмы, фото военных лет; компьютер с проектором и экраном для демонстрации презентаций, звуковые колонки, DVD плеер и телевизор (при отсутствии компьютера, проектора и колонок).^ Словарь урока: антитеза, контраст, лейтмотив.Эпиграф к уроку: «Поэзия ещё не рождала такой фигуры, как Тёркин. Образ по значимости, по популярности в народе можно сравнить с Иванушкой-дурачком. А может, и вообще ни с кем, потому что такой России в живых народных лицах, интонациях в русской поэзии ещё не было…» (Ф.Абрамов) (рекомендуется проецировать с помощью документ-камеры)^ ХОД УРОКА Проблемное изложение материала учителем. Поэма «Василий Тёркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название. Что помогают понять названия глав поэмы? Названия глав, с одной стороны, выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню, «суп досыта, чай до пота». Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему «дорого всё до мелочей»: он передаёт ощущение «бездомности», фронтового быта. Сюжет книги складывался по мере хода всенародной войны, его стержнем стала судьба всего народа. С другой стороны, поэма пронизана лирическим голосом автора. В ней 4 главы целиком посвящены размышлениям поэта о герое, о военных событиях, причём автор оказывается близким герою по жизненным оценкам и фронтовому опыту. Лирический характер имеют и главы «О себе», «О любви». Раздумья автора пронизывают всю ткань произведения. В поэме два героя — Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, бойце с передовой, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.Давайте познакомимся с содержанием первых трёх глав. Работа с DVD-диском. Примечание: во время ответов на вопросы учащиеся пользуются текстом поэмы.2-1. Просмотр эпизода «Тёркин - кто же он такой?..» (2.10 мин.) Ответы на вопросы.Вопросы на DVD: «Тёркин – кто же он такой»? Как вы думаете, о чём говорит фамилия героя поэмы? Что вы узнали о военной биографии Василия Тёркина из этого отрывка? Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, //А частично истреблён…»? Какие элементы народной сказки вы заметили в этом отрывке? Для чего автор использует их? Почему эта «... книга про бойца // Без начала, без конца»?Дополнительные материалы:Что, по словам Твардовского, побудило его написать поэму о Василии Тёркине? Расскажите о прототипе героя поэмы Василии Тёркине. «Тёркин — лицо вымышленное... плод воображения, создание фантазии».Индивидуальные сообщения к эпизоду «Тёркин - кто же он такой»: Расшифровка имени и фамилии героя. Почему Тёркин «на Карельском воевал», но ему «не дали медали»? (О финской войне)Примерные ответы на вопросы к эпизоду:1. Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко. 2. Что вам стало известно из второй главы о военной биографии Василия Тёркина? (Он начинает воевать во время финской кампании на Карельском перешейке, в июне 1941 вновь вступаете строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.)3. Как вы понимаете смысл слов «Был рассеян я частично, / А частично истреблён»? Собирательный образ: народ, солдат вообще. Недаром наиболее выразительной является рифма «Василий — Россия», несколько раз повторенная в тексте. Тем самым поэтом подчеркивается предельная степень обобщённости в образе героя: он представляет весь народ и является своеобразным воплощением богатырства русского народа. Поэт использует в главе «Поединок» синекдоху (один из тропов, вид метонимии, соотнесение по количеству: большее вместо меньшего или наоборот): «В одиночку — грудью, телом / Бьётся Тёркин, держит фронт», благодаря которой на героя переносятся общие признаки воюющего народа.) Элементы сказки: - сказочные формулы при характеристике героя: «не высок, не то чтоб мал…» - Троекратность действия, характерная для волшебной сказки: «Трижды был я окружён, // Трижды – вот он! – вышел вон» - Концовка отрывка: Это присказка покуда, Сказка будет впереди. - Сам герой является типичным излюбленным героем бытовой сказки ( солдат, воплощение народной мудрости, выходящий с достоинством и победой из всех затруднительных ситуаций)2-2. Просмотр эпизода «На привале» (5.57 мин.), ответы на вопросы. Сообщение ученика по индивидуальному заданию ( о походной кухне). Сообщение ученика по индивидуальному заданию: значение слова «сабантуй»Вопросы на DVD:Чем занимаются солдаты на привале? О чём говорят?Почему бойцы решили, что Тёркин парень «свой»?Какой смысл вкладывает автор вместе со своим героем в слово "сабантуй"? (В тюркских языках: сабан - плуг, туй - праздник)Почему после рассказа о «сабантуях» Васю Тёркина стали называть по имени-отчеству?Какие слова помогают доказать, что Тёркин разговаривает с новобранцами?Дополнительные материалы:Вторая глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне нё только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колёсах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша — небо, хата — ель, корни жмут под рёбра». Потом автор даёт слово самому герою, который рассуждает «про сабантуй». Обобщающее слово учителя. Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий Тёркин задумывался как молодой боец-парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый парень... бравый... бойкий... удалой... свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. И всё же Твардовский отрицает такое восприятие героя, как «рубаха-парень», балагур. Василий Тёркин — трагическая и героическая фигура, ибо он, по мысли автора, воплощает в себе лучшие черты русского народа, является его собирательным образом. Не случайно поэт даёт предысторию Василия Тёркина: «Больше должно быть предыдущей биографии героя. Она должна проступать в каждом его жесте, поступке, рассказе. Но не нужно её давать как таковую» (А.Т.Твардовский)2-3 Просмотр эпизода «Переправа» (7.27 мин), ответы на вопросы. Сообщение ученика по индивидуальному заданию (о переправе).Вопросы на DVD:Какие слова главы могут служить эпиграфом к ней? Почему именно переправа стала темой одной из глав поэмы?Назовите художественные приёмы, используемые поэтом в сцене переправы. Какие детали особенно запомнились вам?Какие черты характера проявляет в этом эпизоде Василий Тёркин? Как вы оцениваете его поступок? Считает ли он себя героем?Какие строки главы можно назвать лейтмотивом всей поэмы?Сообщение ученика по индивидуальному заданию (о переправе), ответы на вопросы.Дополнительные материалы:Работа с текстом главы «Переправа», примерные ответы на вопросы. - Эпиграфом к главе и, возможно, ко всему произведению, могут послужить строки: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода...» - Какие художественные приёмы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы? (Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж — дважды упоминается чёрный цвет (цвет траура): чернеет лес, чёрная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена...»; эпитет «след кровавый» и, наконец, повторы, усиливающие трагизм происходящего: «Люди тёплые, живые, / Шли на дно, на дно, на дно...» Это горестный рассказ о том, «как переправа сорвалась».) - Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин? (В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. В этой сцене он показан автором с большой симпатией.) - Обратите внимание на то, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причём их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. С какой интонацией вы произнесёте эти слова? Что хотел подчеркнуть этим повтором автор? (На этот вопрос ученики могут ответить по-разному: например: повтор усиливает ощущение трагичности ситуации; делит главу на смысловые фрагменты, подводя к кульминации. Эти слова привносят уже другое строение — звучит надежда на благоприятный исход битвы: она и трагична, но этот «бой... / Ради жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери.)Домашнее задание. Продолжить чтение поэмы. Ответить на вопросы учебника. Для слабых учеников: дополнить письменную работу (какие новые черты характера героя мы узнали, работая по главам?) Подготовить отрывки для выразительного чтения отдельных глав или их фрагментов, (по выбору учащихся, к конкурсу чтецов, к празднику 9 мая) Индивидуальные сообщения или презентации по темам 3-его урока.