ТЕМА. "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" ( по драме А.Н.Островского «Бесприданница»)Цель урока: создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".Задачи урока: -формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев, -развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности, -совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы, -развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения - воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости к чужой беде; воспитывать протест против унижения личностиОборудование: тексты, фильм «Жестокий романс», карточки с заданиемП л а н у р о к а: 1.Проверка знания учащимися текста в виде игры «Слабое звено». 2.Работа в малых группах над проблемой : Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой. Пути решения проблемы. 3.Просмотр отрывка фильма ( орлянка).Анализ сцены. 4.Чтение наизусть ученицей монолога Ларисы («Я любви искала и нашла или просмотр отрывка из к\ф) 5.Работа с художественными деталями текста: лексика, цитаты 6.Формулировка выводов. 7.Домашнее задание, оценка работы учащихся.Х о д у р о к а I.Объявление темы и цели урока.II.Работа над темой урока I.Проверка знаний учащимися текста в виде игры «Слабое звено» (каждый ученик является «звеном»единого целого классного коллектива и от него зависит: не разорвется ли цепочка. Победитель тот, кто даст больше правильных ответов) Вопросы: 1.На какой реке расположен город, в котором происходит действие? (Волга) 2.Как называется этот город? (Бряхимов) 3.Как (по старинке или по-современному) живут горожане? Какие традиции соблюдают? ( По старинке. С чаепитием)4.Кого относят к «чистой публике»? (Кнурова, Вожеватова) 5.Как называется параход, который хотел купить Вожеватов? (Ласточка) 6.Зачем Кнурову нужны были деньги? ( С деньгами можно делать дела) 7.Считается ли он со сплетнями, с пересудами ( Да, шампанское в чайниках) 8.Как любит пожить Харита Игнатьевна? (Весело, на широкую ногу) 9.Почему Лариса соглашается выйти замуж за Карандышеыва? (Хочет уехать, ищет покоя) 10.Какие отношения связывают Ларису с Вожеватовым? ( друг детства) 11.Почему Кнуров не может жениться на Ларисе? (женат)Вожеватов? 12. Как прибывает в город Паратов ( с шиком, его встречают с цыганами) 13.Можно ли сказать о Ларисе и ее матери, что «яблочко от яблони недалеко падает»? (Нет, они разные) 14.С помощью какого поступка Паратов создал мнение о себе как о человеке смелом, решительном? (эпизод с выстрелом в монету, которую держала Лариса). 15. Почему Паратов не женился на Ларисе? ( помолвлен с « золотыми приисками») 16.Какой век, по утверждению Паратова наступает? (золотой) 17.Как относились к Карандышеву в семье Огудаловых? (Не обращали на него внимания) 18. Почему Карандышев оттягивал отъезд в деревню? ( для того, чтобы покрасоваться перед гостями, потешить свое самолюбие, отомстить Паратову). 19.Какие планы имел Кнуров в отношении Ларисы? ( сделать ее содержанкой) 20.Как погибла Лариса? ( Ее застрелил Карандышев) 21.Кого Лариса обвиняет в своей смерти? Что она говорит убившему ее Карандышеву? ( Никого. Она благодарит его за избавление от страданий) II.Слово учителя - Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему? (Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно). - Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова? (До свидания.. .Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания). -Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически? . (Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно... Да, в ее голосе звучат нотки тревог-Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос: ^ Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят? (Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу...) -Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы? III. Проверка индивидуального домашнего задания ( По словарю найти толкование слова "бесприданница" и зачитать значение имени "Лариса".)Из уст детей звучит вывод о том, что ^ Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", Огудать –значит быть обманутым; бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Обсуждение текста---Как о бесприданницах говорит герой пьесы Кнуров? (д.1,явл.2- о бесприданницах; тут же простовата;)-Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого, житейского нет. (д.2,ял2)Вывод: Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви...)IV^ .Работа в малых группа