Реферат по предмету "Разное"


А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования)

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (по результатам социологического исследования). М.: Юнпресс, 1999.Введение Если попробовать создать портрет современного подростка, как он будет выглядеть? Погруженный в виртуальный мир юноша у компьютера с наушниками от плеера в ушах? Девушка с отрешенным взглядом с телефонной трубкой у телевизора, заменившего окно в мир? Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным средствам, неотвратимо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через Интернет расширили круг их наставников и друзей. Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Они способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных социумов, что "информационные бомбы" входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических. Созидательную или разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить. Не случайно писатель-фантаст Станислав Лем еще на заре компьютерной эры говорил: неизвестно, что демократичнее - выборы из альтернативных кандидатов или полная компьютеризация страны, которая позволяет учитывать мнение каждого человека по любому вопросу. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Несмотря на обилие суждений на эту тему, убедительные данные отсутствуют. Социологические исследования не поспевают за стремительными социальными изменениями. Дети и подростки нечасто становятся центральными фигурами опросов и исследований, организуемых солидными социологическими институтами, поскольку работа с детской и подростковой аудиторией трудоемка и требует специальных навыков. Так сложилась традиция- уж мы привыкли - делать серьезные выводы и принимать судьбоносные решения, касающиеся юного поколения, "на глазок". В результате развитие средств массовой коммуникации, особенно обращенных к молодому поколению, стало стихийным и неоднозначным процессом. Авторы данного исследования решили освободиться от мифов об отношении юных россиян к средствам массовой коммуникации и разобраться, как подростки конца двадцатого столетия живут в информационном пространстве. Мы надеемся, что результаты исследования будут важны и понятны не только специалистам и государственным деятелям, но и самим подросткам, их родителям, педагогам, старшим друзьям, журнали- стам ^ Разрабатывая анкету и планируя исследование, мы ставили перед собой следующие прикладные задачи: - выявить, из каких источников и по каким каналам подростки получают информацию, в том числе сведения о своих правах и ряде серьезных социальных проблем и вопросов (СПИД, наркотики, секс); -- определить основные коммуникационные каналы, которые позволяют эффективно и с уважением к личности подростков доносить до них информацию, важную для полноценного развития; -- выявить коммуникационные каналы, которые дадут подросткам возможность высказать, а взрослым - услышать мнение подрастающего поколения по вопросам, важным для развития и становления юных граждан. Особенностью данного исследования стало рассмотрение основных средств коммуникации в самом широком смысле, включая их место в структуре досуга, когда информация усваивается спонтанно, часто неосознанно. Поскольку исследовательская группа занимается данной проблемой много лет, она имела возможность опираться на результаты предшествующих исследований (1990 - 1996 гг.), проследить динамику изменений во взаимосвязях подростков и информационной среды за последние годы; Опрос проводился в октябре-декабре 1997 года и охватил юных жителей 34 регионов России. На вопросы анкеты ответили 1 013 ребят 10-17 лет, как мальчиков, так и девочек (в соответствии с общероссийской выборкой). Ключ к брошюре: В содержании брошюры выделены четыре основных раздела: 1.Основные результаты опроса 2.Комментарии 3.Предложения к размышлению 4.Краткая характеристика опроса Благодаря этому Вы сами можете выбирать последовательность и объем информации, которую хотите из нее почерпнуть. Читателей, которых интересуют прежде всего данные исследования, приглашаем познакомиться с разделом "Основные результаты опроса, таблицами данных и приложениями. Чтобы наши комментарии не мешали Вам давать свою интерпретацию полученным в ходе опроса данным, мы вынесли их в отдельный раздел. Раздел "Краткая характеристика опроса" будет, вероятно, интересен специалистам - в нем наши читатели найдут подробное описание выборки и методологии исследования.Будем рады, если, познакомившись с материалами брошюры, Вы поделитесь с нами и другими читателями своими выводами и идеями, наблюдениями, опытом, направив их по адресу: 103012, Москва, Новая пл., 6 или электронной почтой: ynpress@glasnet.ru. Телефон для справок: 206 06 25, 206 84 86. Телефон/факс 206 84 86.. ^ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА В целом исследование подтвердило, что информирование подростков не ограничивается одним-двумя ведущими каналами, представляет собой сложный спектр коммуникационных источников и механизмов. В этом спектре прямое и целенаправленное информирование в сегодняшних условиях перестает быть достаточно эффективным. Подобный характер информирования является существенным признаком и механизмом авторитарных сообществ. Долгие годы он практиковался в России и оставил свой след во взглядах на средства донесения и формы информации. Как показывают данные, у современных подростков значительное место в освоении социального опыта занимает спонтанное, неосознаваемое усвоение новой информации. Очень важную роль в структуре коммуникации играют каналы, связанные с общением и межличностными отношениями. Отчетливо видно стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. ^ Чем занимаются подростки в свободное время? В свободное от школьных занятий время подростки реализуют возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию посредством наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Эти каналы дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения. Чтобы определить средства и формы конструктивного информационного влияния, в список ответов на вопрос о свободном времяпрепровождении были включены варианты, связанные с различными каналами коммуникации. Первоначальный список был сформулирован в ходе исследований 1990 - 1993 гг. и дополнен исследователями и самими подростками при проведении пилотажного исследования 1997 года. Дополнения касались получения информации и общения с помощью компьютера и телефона. Ранжированный ряд занятий в свободное время представлен на рис. 1. В среднем по выборке подростки предпочитают в свободное время смотреть телевизор (76,7 %), слушать магнитофон/плеер (69,6 %), проводить время с друзьями (67,4 %), смотреть видеозаписи (51,7 %), читать книги (49,1 %). Приоритеты в выборе не совпадают у подростков различных населенных пунктов (см. рис. 1а). На первом месте как в городе, так и в сельской местности - телесмотрение. Затем подростки больших городов предпочитают слушать магнитофон, а в небольшом городе и селе на втором месте - общение с друзьями. Чтение книг у ребят из больших городов занимает четвертое место, в других подгруппах уступает это место просмотру видеофильмов. Радио в больших городах слушают почти в два раза больше, чем в небольших и в селе. Серьезные различия между селом, небольшим и большим городом наблюдаются в посещениях театра и разговорах по телефону, поскольку развитие культурной сферы и телефонных сетей происходит преимущественно в мегаполисах Исследование позволило выявить возрастную динамику возрастные особенности интенсивности досуговых предпочтений (см. рис. 1б и таб. 6). Старшие подростки отмечают в анкете, в среднем, семь видов досуга. Они слушают магнитофон/плеер (78,4 %), проводят время с друзьями (73,2 %), смотрят телевизор (71,8 %), читают книги (51,8 %), смотрят видеозаписи (51,2 %), читают газеты и журналы (43,3 %), ходят на свидания (42,7 %). Младшие подростки делают пять выборов: телевизор (77,9 %), книги (54,7 %), друзья (51,2 %), магнитофон/плеер (50,8%), видеозаписи (49,6 %). Возрастная динамика выглядит следующим образом Телепросмотр предпочитают всем видам досуга подростки в возрасте с 10 до 14 лет, у 15-17-летних он передвигается на третье место. На первое место с возрастом выдвигается прослушивание магнитофона, плеера, CD (с 50,8 % до 78,4 %). Растет значимость проведения времени в кругу друзей (с 51,2 % до 73,2 %), увеличивается доля читающих газеты и журналы (с 24,8 % до 43,3 %). Все больше ходят на свидания, встречаются с девочками и мальчиками: среди 15-17-летних таких 42,7 %, в то время как среди младших подростков этот вид досуга выбирают лишь 15,5 %. По типам основные виды досуга совпадают: подростки смотрят телевизор, слушают магнитофон/плеер, проводят время с друзьями, читают книги, смотрят видеозаписи; различается лишь интенсивность занятий. "Набор видов досуга" расширяется, как правило, за счет чтения газет и журналов, а также свиданий. Гендерные (по полу) различия (см. рис. 1в) при выборе видов досуга, связанных с коммуникативной сферой, проявляются следующим образом: мальчики чаще, чем девочки, смотрят видеофильмы (62,5 % и 40,8 %, соответственно) и реже читают книги (39,4 % против 58,8 % у девочек). Число любителей театра и кино невелико, при этом среди юных посетителей кинотеатров 62 % составляют мальчики, среди театралов мальчиков лишь 37 %. Девочки больше времени проводят с родителями (33,2 % по сравнению с 22,2 % у мальчиков). Серьезны различия в ответах юношей и девушек по позициям, связанным с компьютерами. Наше исследование доказывает, освоение компьютера происходит преимущественно в мужской среде: соотношение между мальчиками и девочками, отметившими эти варианты ответов ( или диаграмма или объяснение какие эти), составляет 4:1. Отношение подростков к компьютерам требует особого комментария. Данные, полученные в ходе исследования, не дают возможности оценить соотношение числа подростков, имеющих доступ к компьютеру, с количеством выбирающих этот вид досуга. Статистика не располагает точными сведениями о наличии компьютеров в семьях России. Данные исследования ВЦИОМ 1995 года свидетельствуют, что домашние компьютеры имелись у 5-7% населения, однако среди жителей крупных городов эта доля возрастает до 34%. В исследовании "Молодежь-95", проведенном Институтом молодежи, отметили наличие компьютера дома 23,5%, игровую компьютерную приставку - 26,8%, собрание компьютерных игр - 16% опрошенных. В 1997 году панельное исследование еще раз подтвердило: около четверти 14-15-летних московских школьников (26,6%) имеют дома компьютер. При рассмотрении этого вида досуга необходимо также учитывать, что дети могут работать на компьютерах не только дома, но и в школах, внешкольных учреждениях, молодежных клубах, центрах, Интернет-кафе. Соответствующимих статистическимих даннымих на сегодня мы не располагаем . Среди ответивших на вопросы 29,3 % с удовольствием играют в компьютерные игры. Еще 5,3 % обмениваются электронными письмами и 4,6 % путешествуют по компьютерным сетям. В селе компьютерные игры как предпочтительную форму досуга отмечают 22,3 % ребят (в большом городе - 32,8 %), общение с помощью компьютера - 1,5 % (против 9 % в большом городе). Сравнение результатов исследования 1997 года с данными анкетных опросов 1990, 1993 гг. позволяет построить динамические ряды изменений предпочтений некоторых видов проведения досуга. Как видно из гистограмм (рис. 2-4), роль телесмотрения, слушания магнитофонных записей, просмотра видеозаписей по-прежнему велика и продолжает расти. Общение с друзьями сегодня занимает значительно большее место в жизни подростков (67,4 % по сравнению с 38 % в 1990 г.). Происходит снижение значимости чтения книг (с 58 % до 49,1 %). Наибольшее изменение наблюдается по пункту посещения кинотеатров. В 1990 году этот вид досуга занимал 4 место (40,0% отвечавших). Сегодня в кино ходят около 6% (14 место), сельские ребята - чаще, чем городские. ^ Влияет ли уровень интеллектуального развития подростков на их досуговые предпочтения и выбор источников информации? Характер исследования предполагал, что вопросы будут заданы самым обычным, "среднестатистическим" подросткам. Однако в Екатеринбурге были дополнительно опрошены учащиеся 12-14 лет из категории интеллектуально развитых, успешно обучающихся в школе (группа 1) и учащиеся этого возраста из классов с педагогической задержкой, испытывающие трудности в обучении (группа 2). Ответ на вопрос о занятиях в свободное время в обеих группах в основном не отличаются от показателей общей выборки. Здесь тоже на первом месте телесмотрение, на втором - слушание магнитофона/плеера. Но в группе 1 на это же второе место подростки ставят общение с друзьями (как в основной выборке), а третье предпочтение принадлежит книгам. Книги "отодвигают" просмотр видеофильмов, телефонные разговоры с друзьями, компьютерные игры и общение с родителями. Самостоятельное получение информации, необходимой важной для взросления, становления собственного "я" оказывается важнее. В группе 2 чтение книг занимает последнее (седьмое) место, как и общение с родителями. В основной выборке чтение книг занимает четвертое место. Предпочтение отдается, помимо телесмотрения и слушания магнитофона/плеера, просмотру видеофильмов, компьютерным играм, прогулкам со своим мальчиком/девочкой, то есть пассивным формам и непосредственному общению как более значимым видам адаптации к среде. Общение с друзьями во всех группах подростков значительно предпочтительнее, чем общение с родителями и учителями. Происходит то, что психологи называют "обесцениванием" взрослых. С одной стороны, причина этого в том, что подростки хотят сами строить свои отношения, считая себя взрослыми, желая большей самостоятельности. С другой стороны, они не признают тех стереотипов взрослых, того жизненного опыта, которые сложились в иные времена и сегодня не помогают, а усложняют решение возникающих в жизни подростков проблем. В-третьих, подростков часто не устраивает авторитарное воспитание, унижающее их личность. Ригидность(пояснить) мышления взрослых, излишняя назидательность часто выступают тормозом не только в установлении доверительных отношений, но и в развитии творческого мышления, умения самостоятельно делать выбор, отстаивать свою позицию. Л. Подкорытова, психолог ^ Хиппаны объявили войну прогрессу. Хиппово-творческий союз "Звездный ветер" города Ставрополя объявил телевидение вторым после героина наркотиком и злостным пожирателем драгоценного времени. Водрузив над головами лозунг "Выключи телек - иди гулять", хиппаны направились к монументу воину-освободителю. С пьедестала памятника был сброшен цветной "Рубин-7", верно служивший хозяевам 28 лет. Свергнув телевизор с пьедестала, "Звездный ветер" положил начало акции протеста против всего технического прогресса. Видимо, скоро с памятника полетят радиоприемники, магнитофоны и прочий, ненужный нормальному человеку, хлам. Екатерина Манушина ("Юношеская газета", 1998, апрель, N 16) . ^ СЕТЬ ПОЛЗУЧАЯ Несколько лет назад в школу № 1847 Москвы вошел широкой поступью прогресс в лице всемирно известного Интернета. Уже с 1996 года у учеников этой школы появились новые возможности как в обучении, так и в общении. На уроках информатики третьеклассники не только познакомились с электронной почтой, но и начали создавать собственные проекты. Был организован кружок "Электронная почта". В этом учебном году открылся биологический кружок и был проведен эксперимент в гуманитарном классе с использованием новых информационных технологий. На уроках литературы и русского языка дети узнали много нового, выходящего за рамки школьной программы. На уроках информатики они работали с современным текстовым редактором и с электронной почтой. Дети почувствовали прелесть работы в глобальных сетях. Но жизнь еще раз показала, что даже до тонкостей продуманный и грамотно организованный проект обречен на провал при отсутствии заинтересованности специалистов и загруженности кабинета информатики. Поэтому из восьми проектов, начатых в октябре 1997 г., только три остались в живых. ("Юношеская газета", 1998, № 16) ^ ДОРОГА В ХХI ВЕК В конце нашего тысячелетия, когда компьютеры начинают править миром и дети буквально с дошкольного возраста погружаются в виртуальный мир, в России это пока не становится нормой жизни. Ведь далеко не каждая семья может позволить себе компьютер, не говоря уже об Интернете. Поэтому в Москве была организована Московская Компьютерная Информационная Детская сеть (МКИДС). Это благотворительный проект Московского детского клуба "Компьютер". МКИДС знакомит детей с информационными технологиями будущего. Это первый проект, который делает доступным трехмерные Интернет-миры, помогает детям самим участвовать в развитии Интернета и находить в нем нужную и полезную информацию. МКИДС предоставляет доступ только к безвредной для детей информации. Также Сеть оказывает содействие в подключении школ и различных детских организаций к работе в Интернет. Таким образом, Сеть становится неким полигоном и "демонстрационным центром", где детям, родителям и учителям можно будет узнать все о современных технологиях и испытать их в действии. Людмила КЕВДИНА ("Юношеская газета", 1998, № 16) ^ Откуда подростки получают самую важную для себя информацию? Вопрос был сформулирован именно в такой форме, так как взгляды взрослых и подростков на важность той или иной информации нередко не совпадают. Тому, что считают важным для себя подростки, взрослые зачастую не придают значения; информацию, которую считают для них важной взрослые, подростки таковой часто не признают. Кроме того, в свободное от школьных занятий время многие дети и подростки оказываются предоставленными самим себе, и эта часть их жизни выпадает из поля зрения взрослых почти полностью. Значительную часть информации и социального опыта дети и подростки усваивают, не осознавая этого. Исследование позволило не только выделить основные информационные источники, но и - что очень важно - сопоставить, насколько досуговые коммуникационные каналы совпадают с теми, которые подростки сознательно выбирают в качестве источников информации. Ранжированный ряд указанных подростками информационных источников представлен на рис. 5. Большинство опрошенных назвали в качестве основного источника информации друзей и подруг. По-прежнему в информировании подростков велика роль школы, учителей (65,1 %) и родителей (62,1 %). Взрослые телепередачи (54,1 %) и книги (50,0 %) привлекают подростков больше, чем специализированные телепрограммы (43,5 %) и учебники (35,5 %). В то же время, более 40% опрошенных выделили специальные телепрограммы для детей и юношества (в 1993 году так ответила треть опрошенных). Каждый третий назвал специализированные газеты и журналы, ориентированные на эту возрастную категорию. Лишь пятая часть подростков отметила радио как важный источник информации. Пока незначительно количество ответивших, что важную информацию они черпают для себя из компьютерных источников. Надо заметить при этом, что число указавших компьютер в качестве источника информации (14,6 %) превышает суммарное количество участников опроса, отметивших "общение" с компьютером как способ проведения досуга (5,3 + 4,6 = 9,9 %). Телевидение занимает первое место в ряду досуговых каналов, однако среди источников информации оно перемещается на четвертое место, уступая друзьям, учителям/школе и родителям. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение. Это особенно заметно по изменению ранга родителей: в структуре досуга они занимают лишь одиннадцатое место, опережая радио, театры, кино, компьютеры, однако в качестве источника информации стоят на третьем месте, вслед за друзьями и школой. Ранжирование источников информации в зависимости от пола (рис. 5а) дает основания говорить о наличии некоторых различий выбора. Девочки чаще, чем мальчики, узнают новое от родителей (67,2 % против 57,1 %), из книг (55,3 % против 44,9 %), детских и юношеских телепрограмм (47,9 % против 39,2 %), детских и юношеских газет и журналов (42,7 % против 27,3 %); мальчики чаще, чем девочки, выбирают компьютеры (22,5 % против 6,6 %), видеозаписи (34,1 % против 18,7%), взрослые передачи телевидения (58,8 % против 49,3 %). Почти равнозначными оказались друзья, школьные уроки, учебники, взрослые газеты и журналы. Интересна возрастная динамика предпочтений (рис. 5б). С возрастом растет значимость таких источников, как друзья и подруги (с 49,6 % до 77,0 %), взрослые телепрограммы (с 41,5% до 64,7 %), взрослые радиопередачи (с 14,3 % до 24,1 %) и взрослые газеты и журналы (с 12% до 43,6 %). Заметно уменьшается роль школьных уроков (с 78,3 % до 55,6 %), учебников (с 54,3 % до 21,6 %), родителей (с 69,0 % до 57,8%) и детских и юношеских телепрограмм (с 48,1 % до 38,1 %) как источников важной информации. Заметны географические различия предпочтений (рис. 5в): книги (не учебники) рассматриваются как источник информации чаще в большом городе (60,0%), чем в небольшом городе (45,8 %) или селе (46,5 %); компьютерные источники отмечают чаще жители города (20,0 % - большой город, 15,9 % - небольшой), чем села (6,7%); газеты и журналы чаще читают в большом городе (36,6 % против 24,7 % в небольшом городе и 22,3 % в селе); прослушивают аудиозаписи жители большого города (36,9 %) чаще, чем жители небольшого города (26,7 %) или села (20,8 %). На селе несколько большее информационное влияние имеют родители, в большом городе подростки несколько чаще выбирают в качестве информационных каналов кружки и секции, зарубежные газеты и журналы. Телевидение - доминирующий досуговый канал - заслуживает особого внимания при анализе его места в спонтанном освоении подростками информации и социального опыта, поскольку даже среди 16-17-летних лишь 67,9% осознают и отмечают информационную роль телевидения (среди 10-летних таких 34, 2 %). Какие программы предпочитают смотреть подростки? В исследованиях 1989-1993 г.г. ( руководитель Шариков А.В.), когда в сетке телевещания еще присутствовали разнообразные по типологии детские и юношеские передачи, были получены следующие данные: дети и подростки предпочитали смотреть прежде всего кинофильмы, телесериалы, мультфильмы; 30 % опрошенных детей проявили интерес к детским передачам, 12% - к молодежным, 5% - к познавательным, 0,4 % - к учебным; прочно утвердился в подростковой среде интерес к телеиграм - их назвали около половины опрошенных, видеоклипам - около 40% и рекламе - около 15%. Исследования 1993-1995 гг.(Шариков А.В.) показывают, что именно дети стали одним из основных потребителей рекламной телепродукции: каждый пятый подросток заявляет, что ему интересно смотреть все рекламные ролики. Рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык детей. "Съел и порядок", "пью и писаю", - послушно повторяют малыши вслед за роликами, которые заменяют им отсутствующие познавательные программы. По данным Russian Research в результате ежедневного опроса 700 школьников 11-17 лет в 26 крупнейших городах России выявлен следующий рейтинг телепередач первого полугодия 1998 года. На первом месте - развлекательные передачи: "Маски. Новогодние миниатюры" (28,4 %), "Поле чудес" (25,7 %), "Рождественские встречи" (25,1 %) и др. На втором месте по популярности - сериалы: "Полтергейст" (21,1 %), "Зал ожидания" (21,1 5) и др. "Новости" (ОРТ) также попали в высокий рейтинг (17,6 ). Далее по популярности следуют мультфильмы (от 13,6 % до 15, 4). Из детских передач в рейтинг попала только "Спокойной ночи, малыши" (15,3 %). Среди кинофильмов наиболее популярны комедии: "Один дома" (30,1%), "Кавказская пленница" (24,6%), "Бриллиантовая рука" (24,3 %), "Операция Ы и другие приключения Шурика" (23,7 %) и др. На втором месте - приключения, боевики, фантастика: "Титаник" (24,5 %), "Охотники за привидениями" (23,5 %), "Разрушитель" (23,3 %), "Гремлины" (22,6 %) и др. Таким образом, не найдя на экране передач для себя, ребята начинают "заглатывать" передачи и кинопродукцию, за исключением мультфильмов, рассчитанную на взрослую аудиторию, в лучшем случае - предназначенную для семейного просмотра. Материалы исследования, проведенного ЮНПРЕСС в 1993 году, дают возможность проследить произошедшие за четыре года изменения. Динамика информационных предпочтений 1993 - 1997 годов представлена на рис.7. Друзья и подруги по-прежнему лидируют, их место в информировании подростков стало еще более заметным. Значительно возросла роль учителей, они опередили родителей, взрослые телепередачи и книги (не учебники); взрослые телепередачи стали играть большую роль, чем книги; резко увеличилась информирующая роль детских и юношеских телепрограмм, учебников, детских и юношеских газет и журналов, кружков, секций и объединений, детских и юношеских радиопередач. Роль взрослых средств печати несколько упала. В последнее время появилась новая социальная группа - рекламные фанаты. В беседе с ними можно услышать: "Минтон всегда поможет", "Кто не знает, тот отдыхает", "Чистят пятна, с которыми другие не справятся" и т.д. В Московском открытом социальном университете было проведено социально-психологическое исследование рекламного фанатства среди преподавателей ВУЗов, студентов, школьников Москвы. В представлении преподавателей и студентов фанатство как явление вообще (в отличие от фанатизма - религиозного, политического или другого) - свойство, присущее скорее отрочеству и юности. Поклонение рок-певцу, спортивной команде, увлечение компьютерому требует много свободного времени, обеспечивает выброс энергии подростка, вовлекает его в группу. По результатам исследования, с фанатами рекламы сталкивался каждый шестой опрошенный. Чаще это были мальчики. С позиций студентов фанатам рекламы присущи наивность, инфантильность, эмоциональная неуравновешенность и низкий интеллектуальный уровень. Наиболее существенный внешний признак - преобладание в словаре фаната выражений из рекламных роликов. Его частенько сопровождает не всегда понятная веселость. С точки зрения школьников рекламных фанатов отличает юмор, остроумие, веселый нрав, "приколистость", общительность, граничащая с болтливостью. Евгения Суцепина, студентка, автор исследования. В обществе распространяется озабоченность бесконтрольным телесмотрением подростков . Многочасовое сидение у телевизора, наблюдение сцен насилия и сексуальных эпизодов вызывает моральную панику у родителей. Эти опасения небезосновательны. Однако, невозможно рассматривать насилие на экране как одномерный фактор воздействия на детскую психику. Британские психологи под руководством Тони Чарльтона опровергли это распространенное мнение в ходе экспериментального наблюдения на острове Святой Елены. Регулярное телевещание стало доступным на этом острове всего лишь три года назад. Ученые сравнили количественный и качественный уровень экранного насилия, воздействовавших на маленьких британцев и островитян, сделали вывод об аналогичности потоков. В результате периодических тестирований было выяснено, что лишь у 3,4 % детей-островитян из экспериментальной группы в 300 человек выявились некоторые негативные поведенческие отклонения. Каковы ответы на вопрос об источниках информации в интеллектуально продвинутой группе (1) и у педагогически запущенных (группа 2) подростков? В группе 1 в качестве наиболее значимого источника информации называют друзей и подруг, телевизионные программы. Затем следуют учителя, школа, а на третьем месте, как и в досуговой деятельности, книги. Чтение соответствует познавательной активности подростков этой группы, стимулирует интеллектуальное развитие и помогает в учебе. В группе 2 первое место отдают сразу трем источникам - друзьям, учителям и родителям. То есть наиболее значимым в получении информации оказывается межличностное общение. На втором месте - "взрослое" телевидение, а на третьем - учебники. Вероятнее всего, это навязанное учителями предпочтение. Учебник для ребят этой группы фактически единственный источник информации по школьной программе. Книги для них не значимы, поскольку, скорее всего, у ребят отсутствует внутренняя познавательная мотивация, установка на самостоятельное получение знаний. В группе 1 учебники лишь на шестом месте, уступая детским телепрограммам, кружкам, секциям, клубам, взрослым газетам. Л. Подкорытова, психолог ^ Какую информацию подростки считают самой важной? Мы уже отмечали несовпадение мнений по этому поводу взрослых и самих подростков. Для выяснения взглядов подростков была использована методика неоконченного предложения: "Самая важная информация для меня - это информация о..." Этот вопрос находился на первой странице анкеты, в то время как вопросы, касающиеся источников информации о СПИДе, сексе, наркотиках, правах детей были отнесены на вторую страницу; по нашей оценке, правильное взаимное расположение позволило минимизировать интерференцию вопросов и искажения в ответах. Ответы детей дословно были занесены в компьютерную базу. Ряд наиболее значимой информации отражен на рис. 8. Уклонились от ответа на этот вопрос около 10% подростков, остальные содержательные ответы были проанализированы по следующим основаниям: информация о прошлом/о сегодняшнем дне/о будущем; информация о мире, внутреннем/внешнем по отношению к социальной группе подростков. Основная группа участников опроса считает самой важной информацию о сегодняшнем дне (85%), информацию о прошлом находят более важной лишь 1% ответивших на вопрос, 8,5% склонны оценивать как наиважнейшую информацию о будущем. В наибольшей степени подростков интересует информация, имеющая отношение к их внутреннему миру как подростковой субкультуре: такой выбор сделали 50,3% юных участников исследования. Фундаментальные знания считают важными 28,9%. В ответах по ряду аспектов прослеживаются различия по полу. Так, мальчики чаще, чем девочки, относят к категории важной информацию о компьютерных играх (13,1 % против 1,2 %), соревнованиях (12,5 против 1,2 %). Девочки чаще называют важной информацию о друзьях, знакомых (18,3 % против 9,0 %), моде (8,0 % против 1,0 %), здоровье (5,2 % против 2,0 %), родителях (5,2 % против 1,8 %), кинозвездах и певицах (4,8 % против 1,4 %). Прослеживается возрастная динамика субъективной важности для подростков тех или иных сторон жизни. С возрастом падает значимость информации о школе, родителях, семье, животных; растет значение информации о друзьях, знакомых, музыке. Интересны различия в ответах жителей разных населенных пунктов. Сельские жители больше интересуются животными, культурой и механикой, чем городские. И большой, и небольшой город способствуют формированию интереса к информации о школе, музыке, компьютерных играх. О будущем чаще задумываются жители больших городов. Анализ выявил 7% ответов, где самой важной признается информация о СПИДе, сексе, правах, наркотиках. Мальчики придают большее, чем девочки, значение проблеме СПИДа, соотношение между ними составляет 5:1. Сельские жители отмечали вопросы СПИДа и наркотиков в 5 раз чаще, чем жители города. Средняя подростковая группа (13 - 14 лет) демонстрирует всплеск интереса к СПИДу и наркотикам. Нужно отметить, что данная информация волнует самих подростков в значительно меньшей степени, чем общество в целом. Анализ ответов разных возрастных групп показывает, что эта информация оценивается как самая важная старшими подросткам и юношеством, и практически не выделяется младшими. Опрос подтвердил утверждение психологов о том, что типичный подросток живет настоящим, ему сегодня и скорее хочется стать взрослым, самостоятельным. От этого зависит психическое здоровье и самочувствие. Лишь в юношеском возрасте размышления о будущем, о возможности овладеть набором социальных ролей, добиться успехов ("стать кем-то") приобретают значимость. То, что ориентированны на будущее лишь 8,5 % участников опроса, вероятно, свидетельствует о некоторой инфантильности 15-17-летних, которые не всегда участвуют в выборе своего будущего. Это за них зачастую делают родители или другие взрослые, на рекомендации которых они опираются. Интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре - и не только знать, но сделать эту субкультуру своей. Л. Подкорытова, психолог ^ Откуда подростки узнают о своих правах, СПИДе, сексе и наркотиках? Ряд вопросов анкеты касался источников информации о конкретных аспектах жизни, которые считаются наиболее острыми в современных условиях. Ребятам было предложено написать, откуда или от кого они получают информацию о своих правах, сексе, СПИДе, наркотиках. Для того, чтобы не акцентировать внимание отвечающих именно на этих аспектах и тем самым не исказить получаемую информацию, они были дополнены другими: о моде, истории страны, профессиях. Полученный материал по маскирующим, фоновым вопросам в данном отчете нами не анализируется. Результаты анализа анкет подтвердили, что чаще всего информацию о жизни своих ровесников участники исследования получают из первых рук - от них самих. Важно, что в ходе вторичного анализа ответов в числе форм и способов передачи этой информации нам удалось выделить слухи, любительские анкеты и другие подобные каналы неформального общения. ^ Откуда подростки узнают о своих правах? В информировании детей об их правах лидируют родители/взрослые родственники и школьные учителя. На третьем условном месте - телевидение. Менее 1% опрошенных ответили, что данная информация их не интересует. Отдельные подростки сообщили, что не знают своих прав. Школа является важным источником информации о правах независимо от места проживания подростков; телевизор и книги считаются более значимыми у жителей больших городов, однако горожане реже называют родителей. Установлены гендерные (по полу) отличия в выборе приоритетов среди каналов информации о правах: для девочек на первом месте - родители, для мальчиков - школа. Значимость родителей в информировании существенно снижается с возрастом: с 31% у младших детей до 16,7% у юношеской группы. Почти в три раза увеличивается с возрастом число подростков, считающих школу самым важным источником своих знаний о правах (с 13,2% до 34,8%). У юношеской группы в качестве источника информации появляется специальная литература. Они активнее используют в качестве каналов информации средства массовой коммуникации. Роль телевидения возрастает с 9,7% до 23,3%. В три раза увеличивается значимость газет, в два раза - роль книг. Характерно, что среди младших подростков более 25 % опрошенных не ответили на этот вопрос (с возрастом число уклонившихся от ответа на него падает). Место проживания также влияет на выбор ответов. Сельские подростки чаще называют родителей (35,3 %), чем городские (22,7 % - небольшой город, 23,8 % - большой). Городские ребята указывают на большую значимость телевидения (22,4 % в большом городе против 14,8 % в небольшом и 15,6 % в селе), книг (11,5 % для небольшого города, 10,3 % для большого, 6,3 % для села) и газет (10,4 % - жители большого города, 5,9 % - небольшого, 3,7 % - села). Школа имеет равное значение в информировании о правах во всех населенных пунктах. В ходе опроса была предпринята попытка выяснить, нарушаются ли права детей на получение информации. При этом было важно понять самоощущение детей, их мнение о фактах нарушений. Почти каждый третий из подростков сталкивался в своей жизни со случаями, когда ему было отказано в предоставле


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.