/home/server5/dogendocs/pars_docs/tw_refs/377/376631/376631.doc УДК 336.71:005.334Современные подходы к оценке операционного риска коммерческого банка А.А. Насоноваканд. экон. наук, зам. Генерального директора Банка «Левобережный» (ОАО) (Новосибирск)Обсуждаются современные подходы к оценке операционного риска коммерческих банков, включая формирование индикаторов риска, построение карты риска и оптимизацию влияния операционного риска банка на норматив достаточности капитала. ^ Ключевые слова: операционный риск, базовый подход, Базель II, карта риска, норматив достаточности капитала, индикаторы операционного риска. Финансисты – исследователи и практики – приходят к пониманию необходимости анализа операционного риска, его сущности и природы. Причинами актуализации данной тематики можно считать: – глобализацию и рост нестабильности рынков; – появление электронных видов бизнеса и постоянное обновление технологий; – развитие методов управления другими видами рисков. Глобализация финансовой сферы как объективная реальность XXI в. сопряжена и с позитивными и с негативными моментами в процессе формирования и развития рыночных коммуникаций. Она способствует интернационализации деятельности банков, созданию и расширению банковской сети, облегчает гомогенизацию и стандартизацию банковских продуктов, способствует прозрачности цен на финансовые услуги и обеспечивает условия для их диверсификации, а также для ускоренного внедрения финансовых инноваций. В то же время глобализации усиливает интенсивность конкуренции на рынке банковских услуг, а для стран с развивающейся и переходной экономикой рассматривается как сила, способная разрушить пока еще слабо развитый механизм финансово-банковской системы, подрывающая материальное благополучие и привычный менталитет кредитно-денежных отношений субъектов маркетинговой системы. В 2010 г. вступило в силу Положение Банка России № 346-П от 3 ноября 2009 г. «О порядке расчета операционного риска», однако проблем измерения, оценки и моделирования риска, управления активами, размещения капитала, формирования системы управления риском, согласования уровня риска с достаточностью капитала – основного фактора конкурентоспособности банковских услуг – оно не решает. При управлении операционным риском внимание акцентируется на проблемах, которые на первый взгляд не являются финансовыми, но могут привести к реальным убыткам. В последнее время в банковском секторе произошел целый ряд крупных катастроф и нарушений защиты информации, угрожающих непрерывности и безопасности деятельности. В развитом электронном мире эти факты сразу же становятся достоянием общественности. Уязвимость банков может резко повышаться с распространением высокоавтоматизированных технологий, активизацией электронной торговли, в результате крупномасштабных слияний и приобретения других банков (которые подвергают испытаниям новые интегрированные системы), с распространением аутсорсинга и др. В Базель II определены три подхода к оценке операционного риска. Учитывая отсутствие в российских кредитных организациях полноценных информационных баз, фиксирующих операционный риск, ЦБ РФ в Положении № 346-П предложил рассчитывать операционный риск (ОР) по формуле:, где Дi – доход за i-й год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска;n – количество лет (не более трех), предшествующих дате расчета размера операционного риска.Показатель Д за год для целей расчета капитала на покрытие операционного риска представляет собой сумму чистых процентных доходов и непроцентных доходов. Согласно Базель II, банки должны рассчитывать ожидаемые и неожидаемые потери от операционного риска (рис. 1).^ Рис. 1. Распределение потерь от операционного рискаОжидаемые потери – это размер операционных потерь, которые могут произойти в ходе нормального функционирования бизнеса. Неожидаемые потери, или операционный VaR, представляют собой разность между максимальными потерями при заданной степени достоверности и ожидаемыми потерями. Нечасто случающиеся проблемы могут привести к серьезным потерям. Их сложно прогнозировать, чтобы правильно рассчитать сумму резервного капитала, но можно компенсировать за счет страхования. А предотвратить такие случаи позволяет эффективная система внутреннего контроля, грамотная организация бизнес-процессов и надежность информационных систем. Катастрофические потери случаются очень редко, но их последствия чрезвычайно разрушительны. Ожидаемые потери могут быть включены в премию на риск при расчете ценовой политики банка. Неожидаемые потери должны покрываться экономическим капиталом либо быть застрахованы. На основе проведенного анализа вероятности наступления риска и ожидаемого негативного эффекта строятся карты риска, позволяющие оценить вероятность и масштаб возможного операционного риска (рис. 2).^ Рис. 2. Карта рисков Для построения карты риска нам необходима официальная отчетность банка за три года (формы 102 и 807), которые любой аналитик может найти на сайте банка или cbr.ru. Карта операционного риска, характерного для конкретного банка, носит информационный характер и отражает на одном графике различные показатели в результате потерь и управления операционным риском, что позволяет отображать значение выбранных индикаторов риска во времени. Основными индикаторами операционного риска для банка определены: – потери от реализации операционного риска; – затраты на управление операционным риском; – текучесть персонала (в годовом и квартальном исчислении); – затраты на содержание персонала. По имеющим данным устанавливается максимально допустимое значение риска (лимиты для значений индикаторов). Для вычисления уровня операционного риска банка и анализа его динамики используется группа индикаторов деятельности кредитной организации (на основе анализа открытой отчетной информации банка). В качестве индикаторов текущей деятельности используются показатели, отражающие влияние операционного риска на финансовое состояние банка – «потери от реализации операционных рисков» (индикатор 1) и «затраты, связанные с управлением операционными рисками» (индикатор 2). Данные показатели рассчитываются на основе официальной отчетности банков по российским стандартам бухгалтерского учета (форма отчетности 0409102 «Отчет о прибылях и убытках»). Состав потерь банка от реализации операционного риска формируют уплаченные штрафы, пени, неустойки; платежи в возмещение причиненных убытков; расходы от списания недостач материальных ценностей; расходы от списания недостач денежной наличности, сумм по имеющим признаки подделки денежным знакам; расходы от списания активов и невзысканной дебиторской задолженности; судебные и арбитражные издержки. Затраты банка на управление операционным риском включают расходы на содержание персонала (кроме заработной платы), охрану, страхование, рекламу, представительские расходы, аудит, публикацию отчетности и прочие операционные расходы. Возьмем отчетность регионального коммерческого банка «А» и на ее основании определим индикаторы операционного риска (табл. 1), а затем сравним полученные данные с требуемыми в Положении ЦБ РФ № 346-П.^ Таблица 1Изменение индикаторов операционного риска банка «А» Показатель IV кв. 2009 г. IV кв. 2010 г. 2010 г. Потери банка от реализации операционного риска, тыс. руб. 5,0 1 264 3 151 Доля в суммарных расходах банка, % 0, 001 0,23 0,16 Затраты, связанные с управлением операционными рисками, тыс. руб. 13 227 23 373 80 874 Доля в суммарных расходах банка, % 2,82 4,23 4,03 Отношение затрат, связанных с управлением операционными рисками, к собственным средствам (капиталу) банка, % 0,97 1,58 5,46 Текучесть персонала, % 6,4 5,87 25,29 С помощью полученных индикаторов построим карту риска (рис. 3).^ Рис. 3. Карта риска регионального банка «А»Целью Базель II является приведение нормативов капитала в соответствие с профилем риска банка, определяемым на основе кредитного, рыночного и операционного риска (ОР). Для расчета показателя ОР используются данные формы 0409807 «Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)» за три года: тыс. руб. По итогам 2007–2009 гг. ОР составил 187 464 тыс. руб.В табл. 2 представлен норматив достаточности капитала банка при включении в расчет норматива достаточности 70 % величины ОР за 2008–2010 гг. и потенциальных выплат дивидендов (30 % прибыли за 2010 г. согласно публикуемой форме 0409807 «Отчет о прибылях и убытках»), что составляет 48 436,2 тыс. руб.).^ Таблица 2 Изменение норматива достаточности капитала банка «А» Показатель На 01.01.2011 г. На 01.03.2011 г. Н1(фактическое значение), % 13,14 12,69 Капитал, тыс. руб. 1 480 757,00 1 548 391,00 Активы с учетом риска, тыс. руб. 11 265 482,00 12 201 795,00 Н1(с учетом 70 % ОР и дивидендов), % 11,92 11,58 Капитал, тыс. руб. 1 432 320,80 1 499 954,80 Активы с учетом риска, тыс. руб. 12 017 288,25 12 953 601,25 Н1(с учетом 100 % ОР и дивидендов), % 11,31 11,03 Капитал, тыс. руб. 1 432 320,80 1 499 954,80 Активы с учетом риска, тыс. руб. 12 660 857,70 13 597 170,70 Заметим, что включение полной величины операционного риска в расчет норматива достаточности капитала снижает до минимально достаточного уровень собственных средств. В условиях низкой капитализации банковской системы и влияния кризиса 2008 г. коммерческим банкам целесообразно определить необходимость разработки научно обоснованного и апробированного механизма адаптации требований Базель II и Банка России к системе управления операционным риском. Проводя мониторинг операционного риска, кредитная организация в дальнейшем может применить усовершенствованные методы исчисления на основании полученных данных о частоте и объемах возникновения риска по каждому направлению, а также данных об объемах выполняемых операций. Мониторинг и количественная оценка операционного риска предполагают регулярный анализ индикаторов уровня операционного риска, принимаемого банком. Ключевой индикатор риска, вычисляемый с заданной периодичностью, позволяет оценить текущий статус основных рисков и обнаружить слабые места, требующие привлечения дополнительных ресурсов. Как правило, индикаторы формируются для тех бизнес-процессов, сбой в которых чреват потерями для банка. В качестве индикаторов можно использовать показатели, указанные в Письме Банка России № 76-Т: – количество несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок и увеличение их частоты и (или) объемов; – продолжительность простоя программно-технических систем; – текучесть кадров; – частота допускаемых ошибок и нарушений. В рамках данного механизма необходимо сформировать информационное поле о существующих и потенциальных операционных рисках, составить разработочные таблицы на основе форм финансовой отчетности банка, определить механизм распределения условно-постоянных расходов по каждому направлению. Интеграция количественного и качественного методов управления операционным риском позволит региональному банку в дальнейшем сократить величину резервируемого капитала и быстрее перейти на усовершенствованный подход (АМА), предлагаемый в Базель II. Банк, принимающий подход AMA, может с согласия органа надзора страны пребывания и при поддержке органа надзора страны происхождения использовать механизм распределения для расчета требований к регулятивному капиталу для своих международных дочерних подразделений, которые не считаются значительными по отношению ко всей банковской группе. Одобрение органов надзора будет зависеть от того, сможет ли банк убедить их в адекватности и эмпирической обоснованности распределительного механизма. Совет директоров и старший менеджмент каждого из дочерних подразделений отвечает за собственную оценку операционных рисков и систем контроля дочернего подразделения и его адекватную капитализацию. Приемлемость методологии распределения будет рассматриваться с учетом того, на каком этапе развития находятся методики распределения с учетом риска и насколько это отражает уровень операционного риска юридических лиц и в рамках банковской группы. Органы надзора ожидают, что банковские группы, использующие AMA, продолжат усилия по созданию чувствительных к риску методик распределения операционного риска безотносительно первоначального одобрения методик, основанных на валовом доходе или других показателях операционного риска. Чтобы иметь возможность использовать AMA, банк должен продемонстрировать органу надзора, что, как минимум: – совет директоров и старший менеджмент активно участвуют в контроле за механизмом управления операционными рисками; – имеется в наличии концептуально надежная и полностью внедренная система управления операционными рисками; – у него достаточно ресурсов для использования подхода в основных бизнес-линиях, а также в сферах контроля и аудита. Система оценки банка должна рационально определять непредвиденные убытки, основываясь на комбинированном использовании внутренних и релевантных внешних данных об убытках, на сценарном анализе, а также принимая во внимание деловую среду банка и систему внутреннего контроля. Банковская система оценки должна также быть в состоянии поддерживать распределение экономического капитала под операционные риски различных бизнес-линий таким образом, чтобы содействовать совершенствованию управления этими рисками. Банк должен удовлетворять определенным качественным стандартам, чтобы получить разрешение на использование AMA для расчета капитала под операционные риски, а именно: – иметь независимое подразделение, отвечающее за разработку и внедрение механизма управления операционными рисками. Это подразделение осуществляет необходимые процедуры управления и контроль операционных рисков в соответствии с принятой корпоративной политикой; создает и внедряет корпоративную методологию оценки операционных рисков, а также систему отчетности об операционных рисках; разрабатывает стратегию выявления, оценки, мониторинга и контроля (снижения) операционных рисков; – внутрибанковская система оценки операционных рисков должна быть тесно интегрирована с текущими процессами управления рисками в банке, а ее результаты – составлять неотъемлемую часть процесса мониторинга и контроля структуры операционных рисков банка. В частности, эта информация должна играть существенную роль при составлении управленческих отчетов, отчетов о рисках, внутреннем распределении капитала и анализе рисков. Банк должен иметь методики распределения капитала под операционные риски основных бизнес-линий и стимулирования улучшения корпоративного управления операционным риском; – отчетность об операционных рисках и убытках должна регулярно представляться менеджменту бизнес-подразделений, старшему менеджменту и совету директоров. Банк должен иметь процедуру принятия мер в соответствии с информацией, содержащейся в управленческих отчетах; – банковская система управления операционными рисками должна быть хорошо документирована. Банк должен иметь механизм соблюдения документированных внутренних стратегий, процедур контроля и управления операционными рисками, включая меры на случай их несоблюдения; – внутренние или внешние аудиторы должны регулярно проверять процессы управления и систему оценок операционных рисков. Проверяется деятельность как бизнес-подразделений, так и самостоятельного подразделения по управлению операционным риском; – проверка системы оценки операционных рисков внешними аудиторами или органами надзора должна включать проверку эффективности процедур внутреннего аудита и обеспечение прозрачности и доступности данных и процессов, связанных с системой оценки риска. В частности, аудиторы и органы надзора должны в любое время по своему усмотрению в рамках соответствующих процедур иметь доступ к параметрам и спецификациям системы. Условия конкурентной среды на отечественных рынках финансово-банковских услуг ставят все более высокие требования к системам управления рисками российских банков. Число банков, стремящихся к совершенствованию этих систем и приведению их в соответствие с передовыми международными практиками, постоянно возрастает, в связи с чем проблема оценки и управления операционными рисками является насущной экономической проблемой, решение которой необходимо найти в ближайшем будущем.Литература 1. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы / Базельский комитет по банковскому надзору. М.: Банк междунар. расчетов, 2004. С. 155–167. 2. О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала: письмо Банка России от 29 июня 2011 г. № 96-Т. 3. Корф М. Квинтэссенции. Всем рискам риск. Операционный риск-менеджмент: как это делается. URL: Bankir.Ru/technogii/s/kvintessentsii-vsem-riskam-risk-10000609/?print-1 (дата обращения: 09.12.2011). 4. Сперанский А. Операционный риск как мера качества функционирования банка // Бухгалтерия и банки. 2011. № 1. С. 28–38. 5. Зинкевич В.А., Черкашенко В.Н. Использование метаматричного подхода для управления операционными рисками // Риск-менеджмент в кредитной организации. 2011. № 1. С. 90–102.Насонова Анна Алексеевна paa@nskbl.ru