Реферат по предмету "Разное"


А. И. Креслов, И. В. Кольцоваi

А. И. Креслов, И.В.Кольцоваi Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением системы психологической координации И.М.Мирошник Детский специализированный клинический санаторий им. Н.К.Крупской МОЗ Украины, г. ЕвпаторияРЕЗЮМЕ Работа посвящена усовершенствованию методов и способов комплексной медико-психологической реабилитации подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы в специализированном клиническом детском санатории. Проведена апробация и оценка эффективности усовершенствованной версии ПМК ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина ^ A.I.Kreslov, I.V.KoltsovaMEDICAL-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF TEENAGERS IN SANATORIUM CONDITIONS WITH APPLICATION OF THE SYSTEM FOR PSYCHOLOGICAL COORDINATION BY I. M. MIROSHNIKChildren's specialized clinical sanatorium of N.K.Krupskoy of Ukraine health protection ministry, EvpatoriaSUMMARYThe work is devoted improvement of methods and ways of complex medical-psychological aftertreatment of teenagers with locomotorium diseases in specialised clinical children's sanatorium. Approbation and an estimation of efficiency of the advanced version of a program-methodical complex of the POC-THERAPY by Miroshnik and Gavrilin is carried outАктуальность. По данным МОЗ Украины за последние пять лет в структуре заболеваемости детей болезни костно-мышечной системы занимают четвертое место, заметно увеличиваясь в процентном отношении с увеличением возраста детей. Растет и общее количество инвалидов детства, составляя в настоящее время 170, 4 на 10000 детей до 16 лет. Среди причин, в результате которых дети становятся инвалидами, значительное место занимает ортопедическая патология. Как правило, болезни костно-мышечной системы, сопровождаются нервно-психическими нарушениями. Поэтому для успешной реабилитации больных и инвалидов имеет значение воздействие на нервно-психический статус, волевые качества, формирования мотивации к реабилитационному процессу, ликвидации депрессивных проявлений и пр. При комплексной медико-психологической реабилитации подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы необходимо осуществлять воздействие на функцию вегетативной нервной системы и, по возможности, добиваться равновесия между симпатическим и парасимпатическим ее отделами [15]. Поэтому повышение эффективности санаторно-курортного этапа восстановительного лечения детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы является сегодня весьма актуальной проблемой и может быть достигнуто за счет организации в специализированном санатории комплексной медико-психологической реабилитации, включающей инновационные методы психологической помощи. Для успешного осуществления комплексной медико-психологической реабилитации в санаторно-курортных условиях, важно учитывать постиндустриальные тенденции общественного развития и соответственно изменившиеся этиопатогенетические закономерности. Современным требованиям интегративности, краткосрочности, технологичности и системности психологической помощи отвечает новейшие междисциплинарное, комплексное направление, получившее обобщенное название «Метод и программно-методический комплекс личностно ориентированной компьютеризированной психотерапии (сокращенно ПМК ЛОК-терапии) Мирошник и Гаврилина [10,18]. По мнению Б.В.Михайлова, методологическое значение имеет предложенная авторами ПМК ЛОК-терапии Тринитарная парадигма личности, в которой, в отличие от наиболее распространенной в философии, психологии и медицине двухфакторной модели, рассматривающей личность как биосоциальную целостность, впервые учитываются три фактора, влияющих на ее самосознание и развитие: природный, социальный и духовный [14]. В литературе опубликованы данные, свидетельствующие о высокой эффективности метода и ПМК ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина в рекреационных условиях [14]. В работе [1] экспериментально доказано (на контингенте больных в возрасте 44-68 лет, находившихся в кардиологическом санатории по поводу ИБС и ГБ), что применение ЛОК-терапии обеспечивает ускоренную реабилитацию функций сердечно-сосудистой системы, устойчивое исчезновение болей и других объективных и субъективных признаков нарушения кровообращения, а также значительное повышение физической и умственной активности пациентов. В другом исследовании (20 пациентов в возрасте 21-49 лет с различными нозологическими формами) было также показано, что применение ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина существенно повышает эффективность современной психотерапии санаторно-курортной сферы [16]. В РФ проведены исследования, доказавшие эффективность метода ЛОК-терапии и психокоррекции Мирошник и Гаврилина для оказания специализированной психологической помощи подросткам [2]. В работе [17] доказано, что метод ЛОК-терапии и психокоррекции Мирошник и Гаврилина (в единстве с концепцией поуровневого социального развития личности в онтогенезе академика Д. И. Фельдштейна) имеет ряд преимуществ относительно тради­ционных, замкнуто-конкретных, эклектических методик работы психолога в детских санато­риях и его применение обеспечивает существенное повышение эффективности лечебно-оздоровительного и воспитательного процессов в детских санаториях. Некоторые особенности и результаты применения ПМК ЛОК-терапии в условиях санаторно-курортного лечения подростков, отдыхающих вместе с родителями, опубликованы в работах [10].^ Новизна нашего исследования заключается в том, что: Для комплексной медико-психологической реабилитации в специализированном детском санатории мы впервые применили усовершенствованную версию ПМК ЛОК-терапии (УПМК ЛОК ПП), включающую в Систему психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи И.М.Мирошник, как основополагающей в ЛОК-терапии, новый метод Арома-звуко-цветовой координации и другие инновации [9,13]. Мы оцениваем эффективность применения усовершенствованного метода и ПМК ЛОК-терапии в специализированном клиническом детском санатории по лечению костно-суставного туберкулеза и ортопедической патологии.^ Цель исследования: усовершенствование методов и способов комплексной медико-психологической реабилитации подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы в специализированном клиническом детском санатории. Для достижения этой цели нами проведена апробация и оценка эффективности усовершенствованной версии ПМК ЛОК-терапии, включающей в Систему психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи И.М.Мирошник новый метод Арома-Звуко-Цветовой координации (АЗЦК). Апробация и оценка эффективности метода АЗЦК Мирошник проводилась в процессе комплексной медико-психологической реабилитации подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы в специализированном детском санатории. ^ М а т е р и а л и м е т о д ы ПМК ЛОК-терапии Мирошник и Гаврилина (версия 2000 плюс), позволяющий осуществлять рекреативную психологическую помощь 1[9], применяется по лицензии авторов в специализированном клиническом санаторий им. Н.К.Крупской, начиная с мая 2007 года. Психологическая реабилитация по методу ЛОК-терапии проводилась с детьми, начиная с 7-лет (отдельные методики «Темп», «Баланс», «Музыкальная радуга»), подростками и взрослыми, индивидуально и в малых группах. Пациенты (более 200 человек), в соответствии с методическими рекомендациям, утвержденными МОЗ Украины, получали от трех до пяти сеансов, продолжительностью 45-90 минут каждый. Сеансы проводились в соответствии с технологическими картами [18]. В целом за период 2007-2008 г.г. нами была осуществлена апробация и интеграция метода и ПМК ЛОК-терапии в процесс комплексной медико-психологической реабилитации в клиническом специализированном детском санатории по лечению костно-суставного туберкулеза и ортопедической патологии. ^ Усовершенствованный ПМК Личностно-ориентированной компьютеризированной Психологической Помощи (УПМК ЛОК ПП) внедрен по лицензионному договору с авторами в санатории им. Н.К.Крупской в конце 2008 – начале 2009 годов и включает следующие инновации: Диск DVD "Психологический КиноТеатр", содержащий фрагменты из кинофильмов для направленной синематерапии при работе с методикой "Я и Другие". Аудио-Диск «Альбом синергической музыки», включающий 17 музыкальных произведений в исполнении Ирины Мирошник на фортепиано для интерактивной музыкотерапии. Видеодиск «Рекреативный эстетический психотренинг Ирины Мирошник «Отдых у реки», с аудиовизуальными эффектами (продолжительностью 37 минут 28 секунд) для индивидуальных и групповых сеансов. Авторский инновационный метод И.М. Мирошник «Арома-Звуко-Цветовой Координации» (АЗЦК). Дополнительные методики индивидуального и группового рекреативного эстетического психотренинга, включая: Индивидуальный и групповой тренинг И.М.Мирошник « «Потенцирование желаемых позитивных состояний» с применением методики АЗЦК с мотивационным эффектом ОС сочетано с методиками «Баланс» и «Тонус». Методику И.М.Мирошник «Цвето-арома-психологический портрет» с мотивационным эффектом ОС. Индивидуальный и групповой тренинг «Моделирование желаемого Я-образа» с применением методики «Цвето-Арома-психологический портрет» сочетано с методиками «Я и Другие» и «Музыкально-психологический лейтмотив» И.М.Мирошник.С мая по ноябрь 2009 года под наблюдением находилось 179 подростков (60 мальчиков и 119 девочек) в возрасте от 10 до 15 лет, из различных регионов Украины, включая регионы с радионуклидным загрязнением. Основные заболевания: последствия травм, остеохондропатии, родовые травмы, последствия ДЦП, последствия остеомиелита, сколиоз, нарушения осанки, другие заболевания опорно-двигательной системы. Наряду с нарушениями психоэмоционального состояния, типичными для заболеваний опорно-двигательной системы, у детей наблюдались психологические проблемы, которые сегодня принято относить к нарушениям психологического здоровья: несформированность положительного самовосприятия, социально-педагогическая запущенность, неразвитость волевых качеств, духовной сферы личности и, как результат, нарушения межличностных взаимоотношений, тревожно-фобические состояния, дисморфофобии, скрытая или явная депрессия, повышенная агрессивность, трудности при адаптации во временном детском коллективе и пр. Все подростки были разделены на две группы: основная группа, 120 человек (46 мальчиков и 74 девочки), которые получили на фоне базовой медицинской реабилитации, сеансы с применением усовершенствованного ПМК ЛОК-терапии; контрольная группа, 59 человек (20 мальчиков и 39 девочек), в которую вошли подростки, получившие на фоне базовой медицинской реабилитации, традиционную психокоррекцию (психодиагностика с использованием методик «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», 8-ми цветовой тест Люшера, тест школьной тревожности Филлипса, САН, психокоррекционные беседы, упражнения, тренинги) без применения УПМК ЛОК ПП. Психологическая диагностика, реабилитация и развитие личности в основной группе проводились с использованием ^ УПМК ЛОК ПП Мирошник и Гаврилина, что позволяло реализовать комплексный подход в проведении санаторно-курортной реабилитации детей, имеющих нарушения физического и психологического здоровья. Дополнительно в основной и контрольной группах проводилась психодиагностика с использованием типовых проективных методик «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ), «Несуществующее животное», 8-цветового теста Люшера, а также теста школьной тревожности Филипса и методики оценки самочувствия, активности, настроения (САН).^ Методологические принципы и методы системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи Методологической основой системы психологической координации с ОС является предложенные И.М.Мирошник теория амфотерности и комплементарная психология, включающие следующие новые методологические принципы: принцип амфотерной детерминации развития; принцип гармонической комплементарности; принцип координации комплементарных противоположностей по закону хиазмы и ее обращения; принцип амфотерного третьего. Методологический принцип гармонической комплементарности, предложенный Мирошник, качественно отличается от методологического принципа дополнительности Бора. Так как в соответствии с принципом дополнительности Бора для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, то есть органически несовместимые, (диахронные), «дополнительные» классы понятий (например, корпускулярная или волновая теории света). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности Мирошник фундаментально отличается от принципа дополнительности Бора тем, что взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, подходят как ключ к замку. Образуя органические соединения (например, аминокислоты), гармонические комплементарные противоположности координируются, синхронизируются, согласованно взаимодействуют, создавая комплементарные пары. Для предотвращения контаминации, подмены понятий и для более четкой дифференциации методологических принципов дополнительности Бора и принципа комплементарности, Мирошник предложила дескриптор «гармоническая комплементарность», и впервые определила принцип комплементарности в качестве фундаментального методологического принципа для описания особого класса явлений продуктивного взаимодействия и координации комплементарных противоположностей в различных науках: психологии, биологии, генетике, физиологии и т.д. Но в тоже время на основе методологического принципа гармонической комплементарности соединяются и продуктивно взаимодействуют смежные, взаимодополнительные науки (био-химия, психо-физиология и т.д.), а также разные по модальности восприятия (зрительные, слуховые) искусства, порождающие современные синестетические виды искусств. С точки зрения Мирошник, гармоническая комплементарность становится универсальным принципом, определяющим синергизм постиндустриальной персоналистической культуры [11]. Основная идея психологии комплементарности [12] состоит в том, что (в отличие от антагонистических, амбивалентных и реверсивных отношений) амфотерное соединение комплементарных стимулов, образов, идей, знаков, символов, а также психических процессов, состояний и свойств личности обладает развивающим, психокоррекционным и терапевтическим эффекта­ми. Соединяясь, комплементарные противоположности порождают новое – амфотерное третье, которое наследует их свойства. Как отмечает И.М.Мирошник, на принципе гармонической комплементарности построена не только ЛОК-терапия, СИМ, структура ДНК, взаимодействие полушарий головного мозга, но, если смотреть предельно широко, - гармония в целом. Формирование комплементарной психологии, то есть способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, - ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических [7]. Обобщение двух форм двойственности: неорганической, диахронной двойственности (принцип дополнительности Бора) и органической, симультанной, синхронной двойственности (принцип гармонической комплементарности) И.М.Мирошник осуществляет в новом методологическом принципе амфотерной дерминации развития [6]. Принцип амфотерной детерминации развития соединяет неорганическую диахронную и органическую синхронную двойственность. Для описания продуктивной, гармонической двойственности (в отличие от антагонизма, амбивалентности и реверсивности) в контексте теории ЛОК-терапии И.М.Мирошник был впервые введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros - двойственный, и тот и другой, двусторонний). Напомним, что в химии амфотерность понимается как способность некоторых веществ и соединений в зависимости от условий среды проявлять противоположные свойства. Амфотерные химические вещества обнаруживают в водном растворе одновременно свойства кислот и оснований. Типичными амфотерными органическими веществами являются аминокислоты. По мнению И.Мирошник, универсальное свойство амфотерности лежит в основе перехода от неживой к живой материи, а так же в основе возникновения психической функции как способности к избирательному реагированию и поведению. Соответственно психологическая амфотерность определяется как способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, но взаимодополнительные, то есть комплементарные психические свойства. Важно подчеркнуть, что в отличие от амбивалентности, антагонизма противоположные свойства амфотерных соединений не находятся в конфликте [7;8;9;12]. Принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Комплементарные противоположности, координируясь во взаимодействии, воссоздают целое, например, различные модальности ощущений в сенсорно- перцептивных процессах. Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: каузальное-телеономическое, психическое-физиологическое; внешнее-внутреннее; изменчивость-устойчивость; зрение-слух; ощущение-представление и т.д. В соответствии с принципом амфотерной дерминации развития Мирошник, личность, эволюционируя как особенное, самоосуществляется в единстве, но не тождестве единичного и всеобщего на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. Амфотерная детерминация развития создает мотив самодвижения, самоосуществления как стремление к единству и координации (согласию) комплементарных противоположностей, порождающих новые амфотерные образования. В соответствии с принципом амфидетерминации развития и принципом координации пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, координируются по закону хиазмы и ее обращения, порождая новые амфотерные соединения [8;9]. В сущности Закон хиазмы и ее обращения (И.М.Мирошник) - это закон гармонии и развития природного, социального и духовного мира. В результате соединения и взаимодействия комплементар­ных противоположностей рождается третья субстанция, которая насле­дует свойства двух порождающих, но не является их синтезом и образует с ними гармоничное триединство (принцип амфотерного третьего). Так в музыкальной гармонии при обращении интервалов нижний звук становится вершиной, а верхний - основанием; возникает новый интервал, т.е. новое амфотерное соединение. По закону хиазмы и ее обращения работают механизмы обменных процессов, обратной связи, которая, в отличие от традиционного подхода, рассматривается в теории амфотерности как форма координации комплементарных противоположностей [9]. Амфотерные пары комплементарных противоположностей (внешнее и внутреннее, объективное и субъективное) координируясь по закону хиазмы и ее обращения, порождают новые амфотерные образования, например, синестетические способности. В отличие от традиционного и ассоцианистского подходов к пониманию синестезии, Мирошник определяет синестетические способности как креативные способности личности, позволяющие осуществлять эмоциональную координацию комплементарных межчувственных психических явлений. Синестетические способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе с помощью метода координации комплементарных противоположностей [3;4;5;8]. ^ Метод координации И.М.Мирошник позволяет устанавливать статистически значимые соответствия между комплементарными стимулами: разнохарактерными художественными образами, цветом, тембрами музыкальных инструментов, вербальными характеристиками, выражающими многообразие состояний и свойств человека [6;8]. В РЭП эстетические стимулы, символы, образы используются не для образования ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а для формирования творческого механизма психологической координации, позволяющего личности по законам красоты и гармонии создавать новые амфотерные эстетические образы, обладающие выраженными психокоррекционным и рекреативным эффектами. Согласование клиентом ряда разнохарактерных эстетических образов с актуальными и желаемыми состояниями (диагностико-коррекционная методика «Тонус») или свойствами личности (методика «Я и другие») способствует гармонизации психоэмоционального состояния, «Я-концепции», восстановлению первичной креативности. Некоторые методики системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи Мирошник применялись в санатории им. Н.К.Крупской в составе ПМК ЛОК ПП (например, методики звуко-цветовой, аудио-визуальной симультанной координации). Метод Арома-звуко-цветовой координации (АЗЦК) Мирошник применялся с 2008 г. Метод АЗЦК включает согласование клиентом рядов разномодальных комплементарных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных) между собой и/или с актуальными и желаемыми состояниями, измеренными с помощью психодиагностических методик с обратной связью.^ Технология психологической реабилитации и развития личности Процесс медико-психологической реабилитации в основной группе осуществлялся с использованием разработанной И.М.Мирошник инновационной системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи, которая включает взаимосвязанные, комплементарные методы и методики «Баланс», «Тонус», ЗЦС, АВС, Эмоционально-когнитивной координации, Арома-Звуко-Цветовой Координации (АЗЦК), «Я и Другие», Цвето-Арома-психологический портрет, Рекреативный эстетический психотренинг и др. Приведем (с разрешения автора) краткое описание сеанса по методу АЗЦК Мирошник. На первом шаге с помощью компьютерной методики «Баланс» проводится самооценка актуального состояния и ребенок в наглядной (графической) форме получает оценки уровня активности, расстройства, стресса. Психометрическая обратная связь дает возможность (при обсуждении полученных результатов) мотивировать ребенка на оптимизацию психосоматического состояния. Затем ребенок прослушивает музыку, моделирующую диагностированное настроение и одновременно ему предлагается выбрать слайды с видами природы так, чтобы эмоционально слились, соединились в единое целое звуки музыки и картина природы. Слайд, в котором, по мнению ребенка, максимально слились музыка и изображение, остается на экране монитора. На следующем шаге ребенку предлагается выразить эту музыку и свое настроение с помощью цвета. Ребенок ранжирует ряд карточек спектральных цветов по степени соответствия характеру музыки. Из ранжированного ряда оставляют 2-3 цвета, занимающих первые позиции и наиболее соответствующих музыкальному настроению. Затем из предложенного ряда, включающего ряд флаконов с эфирными ароматическими маслами, ребенку предлагается выбрать ароматическое масло, наиболее соответствующее настроению, выраженному в музыке, слайде и цвете. Обычно дети затрудняются выбрать только одно ароматическое масло (чаще, два-три), поэтому, после рассказа о позитивном воздействии выбранных ароматов, эфирные масла наносятся на тыльную сторону запястья по египетскому методу, и этот «букет» ароматов остается с ребенком. Выбранные цветовые карточки раскладываются в поле зрения ребенка, и ему предлагается, слушая музыку, вдыхая ароматы, ладонью руки «впитать» энергию выбранных цветов. В завершении этой процедуры, с целью контроля процесса оптимизации психоэмоционального состояния, еще раз проводится выборка цвета (цветовые карты Люшера) по диагностико-коррекционной методике «Баланс», что позволяет ребенку не только ощущать изменение самочувствия и настроения, но и графически (на визуальном уровне) с помощью психометрической обратной связи контролировать изменение своего состояния, что в свою очередь становится мотивом, побуждающим к дальнейшей оптимизационной работе. В результате применения этого инновационного метода Арома-звуко-цветовой координации у 117 из 120 детей основной группы (независимо от нозологии, возраста и пола) наблюдалось постепенное улучшение психоэмоционального состояния с его последующей стабилизацией на оптимальном уровне (рис. 1). Развитие интермодальной межчувственной координации по методу Мирошник, активизирующей правое полушарие мозга, комплементарно сочетается с процедурой направленной регуляции уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций (сенсомоторной координации), активизирующей левое полушарие головного мозга. В процессе психологической реабилитации в основной группе эта процедура (компьютерная диагностико-коррекционная методика «Темп») выполнялась подростками два-четыре раза (но не более одного раза на сеансе), что обеспечило повышение уровня активного внимания в среднем по возрастной группе подростков 10 - 12 лет: с 32% до 52% (на 20 %), а по возрастной группе подростков 13 - 15 лет: с 49% до 74% (на 25%). – Рис. 2. (В контрольной группе это исследование не проводилось).На следующем этапе психологической реабилитации применяется процедура оптимизации психоэмоционального состояния с помощью диагностико-коррекционной методики «Тонус» [18], которая позволяет ребенку не только вербально оценить актуальное состояние и развить саморефлексию, но также дает ему возможность осознать и потенцировать желаемое состояние. С помощью этой методики ребенок фактически создает для себя программу желаемого психоэмоционального состояния и получает своеобразную «матрицу», с которой он имеет возможность сверять свое актуальное состояние и контролировать, как идет процесс коррекции. Методика «Тонус» применялась (согласно инструкции Мирошник) в единстве с методом АЗЦК для потенцирования желаемого позитивного состояния, что позволило значительно повысить эффективность психокоррекции. В процессе психологической реабилитации подростков применяется также процедура целенаправленной регуляции Я-концепции и стиля межличностных отношений. Создание «идеального Я-образа» (на сегодня и на перспективу) стимулирует подростка к дальнейшей работе по самовоспитанию, открывая возможность на качественно новом уровне строить межличностные отношения уже сегодня и в будущем. В значительной мере усиливает интерес ребенка к самопознанию и самосовершенствованию возможность сравнить (с помощью компьютерной программы «Интерактивный психологический театр») свой реальный и идеальный «Я-образ» между собой и с художественными образами персонажей мировой классической литературы, представленными в специальной базе данных и на DVD "Психологический КиноТеатр". Найденное сходство побуждает подростков прочитать соответствующее художественное произведение или посмотреть кинофильм, осознавая при этом свои собственные проблемы и находя пути их решения. То есть в процессе ЛОК-терапии одновременно проводится личностно-ориентированная библиотерпапия и синематерапия (чтение книг и просмотр индивидуально подобранных кинофильмов с психокоррекционными и психотерапевтическими целями). Методика «Я и другие» применялась (согласно инструкции) сочетано с методикой «Цвето-арома-психологический портрет» индивидуально и в малых группах. ^ Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е Рассмотрим несколько практических случаев (протоколы психолога), которые позволяют за массивами статистических корреляций увидеть реальные проблемы и личность подростка.А.Даша 12лет. Диагноз: сколиоз, неврастения. Во время диагностической беседы говорит, что «много проблем, мама уделяет больше внимания младшей сестре, мои подружки всем нравятся, а я сижу как непонятно кто, на меня никто не смотрит. Я некрасивая». (Плачет). При работе с методикой «Баланс» - активность +17%, незначительное эмоциональное напряжение, уровень стресса 31%. Проведена самооценка «Я-реального» с помощью методики «Я и другие». После проведенной коррекции с использованием «Аромо-звуко-цветовой координации» было предложено на групповом сеансе вместе с другими девочками-подростками (с помощью методики «Я и другие») создать психометрический образ-проект на перспективу: «Даша, Лера, Настя, Аня здоровые и успешные в 18 лет» (с применением методики «Цвето-арома-психологический портрет»). В созданном группой идеальном «Я-образе» выявилось сходство с такими различными литературными персонажами как: Солоха, Наташа Ростова, Китти. После просмотра DVD «Психологический КиноТеатр» девочки принимают групповое решение, что идеалом для них может быть Наташа Ростова. Дальнейшая работа не проводилась (отъезд детей). Но по оценкам воспитателей уже после двух сеансов индивидуально-групповой ЛОК-терапии Даша стала более уверенной в себе. Улучшилось настроение. Повысился ее социальный статус в детском коллективе. ^ Р.Виталик, 10 лет. Обучается в интернате для детей с нарушениями зрения. Диагноз: микроофтальмия, один глаз - 0,02%, второй - 0,03%. Воспитатели санатория отмечают отсутствие желания общаться с другими детьми, подавленное состояние, большую часть времени проводит в палате. При беседе на вопрос: «Что-то тебя огорчило?», ответил: «Я грустный всегда, не люблю смеяться». Первичная диагностика проводилась по методике «Баланс». По результатам обследования: активность за пределами оптимальной зоны (+36%), выраженное расстройство (дисгармония) психоэмоционального состояния, сильно выраженный эмоциональный стресс (уровень стресса - 64%). Психологическая реабилитация проводилась по методу И.М. Мирошник «Аромо-цвето-звуковой координации» (пять сеансов продолжительностью около часа). После проведения коррекции с помощью методики «Баланс» оценивалось изменение уровней активности, расстройства, стресса. При этом наблюдалось улучшение на каждом сеансе и от сеанса к сеансу. Т.к. при проведении диагностики и коррекции другие методики не использовались (ребенок практически не видит и только различает цвета), то после проведения каждого сеанса для закрепления позитивных результатов и дальнейшей рекреативной эстетической психокоррекции предлагалась работа с пластилином с последующим обсуждением продуктов его творческой деятельности. Завершался сеанс авторскими видеомузыкальными психотренингами: «Море», «В саду», «Ручей» или «Отдых у реки», включенными в УПМК ЛОК ПП Мирошник и Гаврилина. В результате проведенной реабилитационной работы психоэмоциональное состояние мальчика улучшилось и стабилизировалось. На пятом сеансе: активность +27%, незначительное эмоциональное напряжение на фоне сохраняющейся гармонии психоэмоционального состояния, уровень стресса –0%. Ребенок стал чувствовать себя значительно увереннее, по оценкам воспитателей, стал лучше контактировать с другими детьми, а главное - на лице появилась улыбка.^ К.Никита, 11 лет. Диагноз: последствия травмы. Не может установить контакт с детьми, ребята его обижают. Во время диагностической беседы пожаловался, что «с нервами что-то не так, все воспринимаю не как обычные люди. Началось это давно еще с детского сада, все время ревел по пустякам. Родной отец нас с мамой избивал, сейчас другой отец относится гораздо лучше, но строгий. Родители строже других, редко отпускают одного. Часто кричат на меня, ограничивают в карманных деньгах. В школе не очень… Одноклассники меня обзывают чаще, чем других, начинаю реветь. Не драчливый, поэтому бьют очень часто». В конце беседы вдруг говорит: «Я поджег случайно гараж». Комментируя рисунок проективного теста «Д.Д.Ч.» поясняет: «Это, конечно, не тюрьма, но бывают такие дома с решетками». Погода на рисунке – осень с дождем, с ветром. На вопрос: «Не причинил ли кто-нибудь дому вред?» Отвечает: « Его сожгли, но успели потушить». На вопрос: «Нет ли у дома какого-либо желания?» Отвечает: «Восстановите меня. Написано на стенах». На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в себе?» Отвечает: «Характер. То, что я жалкий, я сам понял». При выполнении «Кинетического рисунка семьи» спрашивает: «А обязательно нужно рисовать всю семью?» Комментарии при рисовании: «Хотел нарисовать рыбок. Вот это да, хотел нарисовать лицо сестры, а получилось как у мамы - такая округлость. (Смеется). Глаза-то у папы я забыл раскрасить. Смотрит как маска. Страх, какой-то. Я даже уши забыл нарисовать». При проведении оценки уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса - повышенная тревожность по факторам: страх самовыражения - 66%; страх ситуации проверки знаний – 66%; страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 60%.^ Психологическая реабилитация проводилась с использованием УПМК ЛОК ПП. Первичное обследование 16.06.09: Активность + 43%. Незначительное эмоциональное напряжение на фоне сохраняющейся гармонии психоэмоционального состояния. Существенный эмоциональный стресс -33%. После проведенной коррекции с АЗЦК: Активность +27%. Сохраняющаяся гармония психоэмоционального состояния. Стресс полностью отсутствует. 18.06.09: Активность – 0%. Сохраняющаяся гармония психоэмоционального состояния. Уровень стресса – 0. 21.06.09: Активность – 0%. Сохраняющаяся гармония психоэмоционального состояния. Уровень стресса – 36%. После проведенной коррекции: Активность + 14%. Выраженная гармония (оптимальность) психоэмоционального состояния. Уровень стресса – 0%. 24.06.09: Активность – 19%. Сохраняющаяся гармония психоэмоционального состояния. Уровень стресса – 0%. После проведенной коррекции: Активность +22%, с сохранением предыдущих показателей. При выполнении процедуры направленной регуляции уровня активного внимания и темпа сенсомоторных реакций: за четыре сеанса повышение интегрального показателя на 21%. При работе с методикой «Тонус» 16.06; 18.06; 21.06; 24.06: наблюдается непрерывный рост позитивных факторов: спокойствия, энергичности, активности и снижение негативных факторов: импульсивности, беспокойства, подавленности, удрученности. Дальнейшая реабилитация проводилась с использованием процедуры оптимизации Я-концепции личности, что позволило не только стабилизировать психоэмоциональное состояние, но и изменить отношение к себе. На последнем занятии на вопрос: «Ты хотел бы, что-нибудь сказать на прощание?», Никита написал в комментариях: «Я простил себя. Я видел себя с плохими качествами, а теперь вижу с хорошими качествами. Я СТАЛ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ!»Ш.Юля 14 лет. Диагноз: сколиоз. Основные проблемы со слов девочки: «Я не очень общительная, постоянно ссорюсь с девочками, хотела, чтобы был постоянный друг или подруга, но когда начинаю дружить, все убегают и здесь, и дома тоже. Ребята обзывают, я обижаюсь, расстраиваюсь». При анализе результатов проективного теста «Дом-Дерево-Человек» диагностируются: трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу), усиленная защитная установка, торможение, ощущение малоценности, замкнутость, робость, незащищенность. На вопрос: «Что бы ты хотела изменить в себе?» Ответ: «Дружить со всеми. Самоуверен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.