Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и«цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ Выступление Самофаловой В.Т.Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценит ь действия ученика , прежде всего следует понят ь мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнени я внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие . Учащийс я понимает , поче­му надо учиться, но это еще може т не побуждать его заниматьсяучебной деятельностью. Пр и конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например , первоклассни к всячески старается оттянут ь приготовление домашни х зада­ний . Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться —это его обязанность , долг и т.д. Но всего этого може т быт ь недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь , что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание може т подействовать , и он выполнит домашне е задание . В сознании ребенка , бесспорно , существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выпол­нит ь свой долг) , но это только понимаемые мотивы. Он и для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив «получить возможностьпогулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлос ь хорошо 296 Глава VII. Психологические основы обучения выучит ь уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе . Появляетс я новый действующий мотив : он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смыс л приготов­лени я заданий.Изучение мотивов предполагае т проникновени е в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Люба я деятельност ь полимотивирована . В каждой конкретной деятельности складывается определенна я иерархическая структура. Типы мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания , которые ученик получает в школе , могут быт ь для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания , заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес , любознательность , стремление к овладению конкретными умениями , увлеченност ь процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типо в мотивации, связанно й с результатами учения : • мотивация , котора я условно може т быт ь названа отрицательной. По д отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника , вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть , если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, однокласснико в и т.п.) . Така я мотивация не приводит к успешным результатам; • мотивация , имеюща я положительный характер, но также связанна я с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступае т в двух формахВ одном случае такая положительна я мотивация определяется весомыми для личност и социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) . Учение рассматривается как дорог а к освоению больших ценностей культуры, ка к путь к осуществлению своего назначения в жизни . Такая установка в учении, если она достаточно устойчив а и занимае т существенно е место в личност и учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявлени я терпения и усидчивости. Эт о - наиболе е ценна я мотивация . Однак о если в процесс е учения данна я установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами , то она не обеспечит максимальног о эффекта , так как обладает привлекательностью не деятельность ка к таковая, а лишь то, что с ней связано.§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 297 Другая форма мотивации определяется узколичными мотива­ми: одобрение окружающих , путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, може т быт ь выделена мотивация , лежаща я в самой учебной деятельности, наприме р мотивация , связанна я непосред­ственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расши­рение кругозора. Мотивация може т быт ь заложена в самом про­цессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллек­туальная активность , реализация своих способностей и пр.) . Принят о различат ь две большие группы учебных мотивов1: по­знавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения ) и социальные (связанные с различны­ми социальными взаимодействиями школьника с другими людьми) . Познавательные мотивы включают : 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьнико в на овладение новыми знаниями . Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учеб­ных заданий; положительная реакция на повышение учителем труд­ности задания ; обращение к учителю за дополнительными сведе­ниями , готовност ь к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в сво­бодной необязательной обстановке , наприме р на перемене . Ши­рокие познавательные мотивы различаются по уровням2. Это мо­жет быть интере с к новым занимательным фактам, явлениям, либ о интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктив­ным выводам, либ о интерес к закономерностям в учебном мате­риале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентаци и школьнико в на усвоение способов добывания знаний. Их прояв­ления на уроке: самостоятельное обращение школьник а к поиску способов работы, решения , к их сопоставлению; возврат к анали­зу способа решения задачи после получения правильного резуль­тата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиес я к по­иску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при 1 См. : Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведе­ния человека. М., 1969; Изучение мотивации поведения детей и подрост­ков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972; Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград, 1976. 2 См. : Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности уча­щихся в учебном процессе. М., 1979. С. 97.298 Глава VII. Психологические основы обучения переходе к новому действию, к введению нового понятия ; инте­рес к анализ у собственных ошибок ; самоконтрол ь в ходе работы ка к условие внимани я и сосредоточенности; 3) мотивы самообразования, состоящи е в направленност и школьнико в на самостоятельное совершенствование способов до­бывани я знаний . Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организа­ции учебного труда и приема х самообразования , участие в об­суждении этих способов ; все реальные действия школьнико в по осуществлению самообразовани я (чтение дополнительно й ли­тературы, посещение кружков, составление плана самообразования ит . д.) . Социальные мотивы включают : 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении по­лучать знани я на основ е осознания социальной необходимости, долженствования , ответственности, чтобы быт ь полезным обще­ству, семье , подготовиться к взрослой жизни . Проявлени я этих мотиво в в учебном процессе : поступки, свидетельствующие о по­нимани и школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных ; 2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занят ь определенную позицию, место в отношения х с окружающими , получит ь их одобрение , заслужить у них авторитет. Проявления : стремление к взаимодействию и кон­тактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснит ь отношени е товарища к своей работе; иници­атива и бескорыстие при помощи товарищу ; количество и харак­тер попыто к передат ь товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение пред­ложени й об участии в коллективной работе; реальное включение в нее , готовност ь принят ь участие во взаимоконтроле , взаиморе­цензировании . Разновидностью таких мотивов считается мотивация благопо­лучия, проявляющаяс я в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей; 3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодейство­вать с другими людьми , стремлении осознавать , анализироват ь способы, формы своего сотрудничеств а и взаимоотношени й с учителем и товарищами по классу, совершенствоват ь их. Проявле­ние : стремление осознат ь способы коллективной работы и усовер-§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 299 шенствоват ь их, интерес к обсуждению разных способо в фрон­тальной и групповой работы в классе ; стремление к поиску наи­более оптимальных их вариантов , интере с к переключению с ин­дивидуальной работы на коллективную и обратно. А.К. Маркова1 описывае т две группы психологических харак­теристик познавательных и социальных мотивов . Перва я группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляе­мой школьником учебной деятельности. Вторая группа характери­стик — их условно называют динамическими — характеризует фор­му, динамик у выражения этих мотивов . Содержательными характеристиками мотивов являютс я сле­дующие : 1) наличие личностног о смысла учения для ученика ; 2) наличие действенности мотива , т.е. его реального влияни я на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка ; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельност ь возникновени я и проявления мотива ; 5) уровень осознания мотива; 6 ) степень распространени я мотив а на разные типы дея­тельности, виды учебных предметов , формы учебных заданий. Динамически е характеристики мотивов : 1. Устойчивость мотивов. Проявляетс я и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стиму­лам, помехам, и в том, что ученик не може т не учиться. 2. Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психоло­ги говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива , его выраженности, быстрот е возникновения и т.д. Он и обнаруживаются в том, например , как долго може т сидеть школь­ни к над работой, сколько заданий он може т выполнить , движи­мый данным мотивом, и т.д. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних , содер­жательных особенностей мотивов. Ка к изучить мотивацию учеников ? По мнению А.К. Марко­вой2, наиболе е реальными для учителя методами изучения моти­вации являются : ' См. : Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. С. 14-15. "Там же. С. 35.300 Глава VII. Психологические основы обучения • наблюдение за поведением ученико в во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационно й и дру­гими видами деятельности, характером общени я школьников ; • результаты этих наблюдени й фиксируютс я в дневника х учителя, в педагогических характеристиках ; • использование ряда специально подобранных ситуаций (их можн о назват ь экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включит ь в естественный ход учебного процесс а в виде контрольной работы, заданий классног о руководителя на классном часе; • индивидуальная беседа с учеником, предполагающа я пря­мые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле , целях уче­ни я для данног о ученика ; • анкетирование, помогающе е довольн о быстр о собрат ь массовый материал в нескольких классах, школа х об отношени и школьнико в к учению. Косвенн о об учебной мотивации свидетельствует уровень ре­альной успешности учебной деятельности. Сюд а относятс я обыч­ные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное -показатели сформированности учебной деятельности школьников . Зна я тип мотивации, учитель може т создать условия для под­креплени я соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация , связанна я с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение , пока з полезности усваивае­мых знани й для будущего, создание положительного обществен­ного мнени я и т.п. Если это мотивация , связанна я с целью уче­ния , то условиями для ее поддержания могут быт ь информаци я о достигнутых результатах, пробуждение и формировани е познава­тельных интересов , проблемна я методика. Дл я поддержания моти­вации, связанной с процессом учения, важны жива я и увлека­тельная организация учебного процесса , активност ь и самостоя­тельност ь учащихся, исследовательская методика , создание усло­вий для проявления их способностей. В процесс е учения тип мотивации меняется. На изменение мо­тивации влияют различные причины: новые установки ученика (например , стремление обходит ь или преодолеват ь трудности) , длительные удачи или неудачи в процесс е учебных занятий, вы­бор жизненног о пути и др. О формировании мотивации учения. Ряд отечественных и зару­бежных психологов и педагогов придают огромное значение изу­чению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубеж-§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 301 ных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Бру­нер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта , мастерства, умений, знаний) , которые ученый связывал с интересом. Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щу­кина считает, что познавательный интерес занимае т одно из цен­тральных мест среди других мотивов учения и ка к мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давы­дов , Д.Б . Эльконин, А.К. Маркова ) считают , что для формирова­ния теоретического познавательного интерес а немалое значение имее т характер учебной деятельности. Учебная деятельность , по мнению В.В. Давыдова , должна отвечать следующим требованиям: а ) объектом усвоения должны быт ь теоретические понятия ; б) процес с усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми рас­крывалис ь условия происхождения понятий; в) результатом усво­ения должно быть формирование специфической учебной деятель­ности, которая имее т свою особую структуру с такими компонен­тами, как учебная ситуация , задача, учебные действия , действия контрол я и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способ­ствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов . В формировани и мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления , оценки, характеризующие учебную де­ятельност ь ученика . Тщательный психологический анализ влия­ни я оценки на его личност ь и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» . Автор рассматривае т оценку знани й во время опроса . Эту оценку он на­зывает парциальной. Ананьев считает, что она информируе т школь­ник а о состоянии его знаний , об успехе или неуспехе в данно й ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три груп­пы: исходные , отрицательные , положительные . К исходным он относит отсутствие оценк и (неоценивание одного при одновре­менном оценивании других) , опосредованную (оценка одного уче­ник а через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрица­тельным оценкам относятс я замечание , отрицание , порицание , к положительным - согласие, одобрение , ободрение . Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личност ь учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентируе т его, заставляет 302 Глава VII. Психологические основы обученистроит ь собственную самооценк у не на основ е объективной оценки, а на основ е субъективного истолкования отношени я к немучителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка . Прсистематическом е е применени и может возникнут ь отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. А.И. Липкина1 рассматривае т вопрос о влияни и педагогической оценк и на формировани е личност и неуспевающи х детейШкольник и на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания (писали изложения , решали задачи и т.д.). После тогкак работа заканчивалась , каждому из них предлагалось ее проверит ь и самому выставит ь за нее заслуженную оценку . Выяснилосьчто уже на первоначальном этапе учения отстающие дети склонны переоцениват ь результаты своего учебного труда. Част ь из ниобнаруживала тенденцию к недооценке . Материалы, полученныв экспериментах , наблюдения и беседы с этими детьми свидетельствуют о том, что выявленна я динамик а развития их самооценк и детерминирована не столько их объективными возможностями, скольк о влиянием оценочных воздействий учителя и учеников . Существенна я роль в этом процессе на протяжении первылет обучения принадлежит оценочным воздействиям учителя. Исследования , посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка , поощрение , порицание , т.е. различногрода словесные подкрепления , являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность . Все исследователи приходят выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно , тонко , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так ка к они влияют не только на ситуативные мотивучебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценк у учащихся и ряд других особенностеличности. Отрицательное отношени е к учению може т быт ь вызвано рядом причин. Это могут быт ь субъективные причины, связанные особенностями самих школьников . Например : отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных , научных , профессиональных интересов , отсутствие убежденности в необходимости широког о образования , обедненныидеалы, преобладание узколичных материальных потребностей 'См. : Липкина А.И. Психологическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 197§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты 303 пр.) ; затруднение в реачизации положительного мотива. Напри­мер, у учащегося проявляется интере с и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это може т быт ь связано с низким уровнем знаний , умений; низ­ким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответству­ющих волевых качеств. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностя­ми школьников , могут имет ь место объективные причины, свя­занные с деятельностью самого учителя. Например : 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса , не соответствует уров­ню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слиш­ком оторван от этих знаний , или во многом их повторяет) ; 2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробужде­нию активности и самостоятельности детей (однообразные упраж­нения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание) ; 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношени я к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причино й отрицательного отношени я является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организоват ь восполнение про­бела в знания х и поощрят ь каждый ша г продвижения вперед) . Все это требуется знат ь учителю для того, чтобы формировани е поло­жительной мотивации в учебной деятельности было успешным (подробне е см. [34, 64]).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет выбытия основных средств
Реферат Антибольшивистские правительства
Реферат Abortion Dilemna Essay Research Paper ABORTION All
Реферат Барроуз Уильям Сьюард
Реферат Москва в творчестве М Ю Лермонтова
Реферат Поэты новой эпохи
Реферат Богатства недр Казахстана и пути их рационального использования
Реферат Будова і функції шкіри гігієна шкіри
Реферат Теоретичні основи національного виховання старших дошкільників шляхом ознайомлення з творами українського образотворчого мистецтва
Реферат Клініко експериментальне об рунтування лікувально профілактичних заходів при ураженні твердих тканин
Реферат Identity Theft Essay Research Paper Identity TheftBoo
Реферат Новочебоксарск сегодня
Реферат Аралия маньчжурская (шип-дерево)
Реферат Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ (и не только) (Шпаргалка)
Реферат How To Change Oil In Your Car