ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТА.К.ХизрибековаСБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКАДля специальности 031200 – Педагогика и методика начального обученияЧасть IМАХАЧКАЛА – 2005 Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета.Хизрибекова А.К. Сборник упражнений по практическому курсу русского языка. Часть I. Учебное пособие для студентов 1 курса ФНК. – Махачкала: ДГПУ, 2005. – 192 с.Рецензенты: А.М.Айтберов – зав. кафедрой методики начального обучения ДГПУ, доктор педагогических наук, профессор;К.Э.Джамалов – зав. кафедрой методики русского языка и литературы ДГУ, доктор педагогических наук, профессор.© Хизрибекова А.К., 2005^ Памяти родных – Алана и Саният – посвящается ПРЕДИСЛОВИЕОсновная задача данного пособия состоит в формировании у дагестанских студентов таких необходимых качеств, как языковое чутьё, которое предусматривает навыки усвоения норм правильной устной и письменной речи, усовершенствование связной речи в грамматико-стилистическом отношении, а также развитие сознательного подхода к языковым явлениям. Содержание учебника строго соответствует тематике программы по ПКРЯ для ФНК и представляет собой систематическое изложение каждого раздела русского языка (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация) в сопряжении с орфографией. В пособии представлены различного рода упражнения, позволяющие не только укреплять орфографическую зоркость, но и обогащать словарный запас студентов, повышать уровень владения языком и таким образом в определенной степени осуществить теоретическую и практическую подготовку будущих учителей. В пособии предусмотрены также задания, требующие внимания истории слов и фразеологизмов русского языка, объяснению языковых явлений с использованием различных словарей (толкового, орфографического, этимологического и других). Наличие в сборнике разных по качеству усвоения упражнений свидетельствует о том, что учитывались такие немаловажные факторы, как специфика факультета и уровень усвоения материала студентами, обучавшимися ранее в условиях национально-русского двуязычия. При разработке материала для пособия автор опирался на опыт составления аналогичных пособий, на работу учителей и методистов, отраженную ими в различных публикациях. Для упражнений и разъяснения теоретических суждений использованы примеры из произведений классиков русской литературы и известных современных писателей. Автор выражает благодарность докторам педагогических наук, профессорам А.М.Айтберову и К.Э.Джамалову и кандидатам филологических наук С.Х.Гасановой и С.С.Кислицкой, взявшим на себя труд почитать рукопись учебника и сделать ценные замечания. Глубокая признательность заведующему кафедрой русского языка ФНК В.М.Загирову, много сделавшему для того, чтобы эта книга вышла в свет. СОДЕРЖАНИЕ ^ Фонетика и орфография 1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением 2. Непроверяемые гласные в корне 3. Правописание гласных в корнях с чередующимися гласными ^ Е/И -БЕР- // -БИР-, -ПЕР- // -ПИР-, -МЕР- // -МИР-, -СТЕЛ- // -СТИЛ-, БЛЕСТ- // -БЛИСТ-, -ДЕР- // -ДИР-, -ТЕР- // -ТИР-, -ЖЕГ- // -ЖИГ-, -ЧЕТ- // -ЧИТ- 4. Правописание гласных в корнях с чередующимися гласными О/А (-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-, -ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-, -ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН-// -РОВН-, -ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-) 5. Правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. О и Е под ударением. О и Е в безударном положении 6. Правописание гласных Ы и И после приставок и предлогов 7. Правописание гласных Ы и И после Ц 8. Правописание А, У и И после шипящих и Ц 9. Правописание звонких согласных перед глухими и в конце слова. Правописание глухих согласных перед звонкими 10. Упражнения на правописание и произношение звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных в различных позициях. Особенности произношения шипящих 11. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных 12. Употребление Ь для обозначения грамматических форм ♦ Ь на конце существительных после шипящих ♦ Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую ♦ Ь в различных формах глагола ♦ Ь в наречиях, частицах, числительных и в других частях речи с шипящими на конце 13. Правописание и произношение слов с разделительными Ъ и Ь 14. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв Е, Ё, Ю, Я 15. Полногласные и неполногласные сочетания в корнях 16. Непроизносимые согласные при стечении согласных (СТН, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТЛ…) 17. Правописание слов с двойными (удвоенными) согласными на стыке приставки и корня, корня и суффикса, в сложносокращенных словах, в иноязычных словах 3 12141724 28 29 323436 38 41 41 43 45484950 515356 18. Упражнения на произношение и правописание слов с двойными согласными и сочетанием согласных с применением ТСО19. Употребление прописных букв 20. Прослушивание грампластинок. Составление диалогов и связных текстов по заданной теме 21. Практические упражнения на усвоение особенностей русской интонации с применением ТСО Лексика и словоупотребление 22. Многозначность слов. Омонимы. Упражнения по выявлению переносных значений слов и использованию омонимов и их разновидностей 23. Упражнения с использованием различных синонимов и антонимов 24. Речевой этикет 25. Упражнения с использованием слов и выражений, характеризующих профессию учителя начальных классов 26. Упражнения по культуре речи и стилистике 27. Речевое общение. Диалог (монолог) на тему: «Город, в котором я живу» 28. Деловые бумаги, связанные с учебно-профессиональной деятельностью (заявление, доверенность, протокол, объяснение, объявление, справка) 29. Стилистическое использование устойчивых сочетаний (фразеологизмов), крылатых слов, пословиц и поговорок 30. Упражнения с использованием различных лингвистических словарей Морфемика и орфография 31. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Смыслоразличительная роль этих приставок 32. Правописание приставок на ^ З (С): БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, РАЗ- / РАС-, РОЗ- / РОС-, ВОЗ- / ВОС-, ЧРЕЗ- / ЧЕРЕС- 33. Правописание суффиксов имен существительных со значением лица ^ -ЧИК, -ЩИК, -ЕЦ, -ИЦ(А), -ЛЬЩИК, -ТЕЛЬ, -АРЬ, -НИК и др. 34. Правописание суффиксов имен существительных со значением определенного признака или действия ^ -ОТ(А), -ЕТ(А), -ОСТЬ, -ЕСТЬ, -ОТН(Я), -ИЗН(А), -ИНСТВ-(О), -ИН(А) 59 6163666974 7885 8797100109117122126129132 35. Правописание суффиксов имен существительных со значением эмоциональной оценки ^ -УШК-(-ЮШК), -ЫШК- (-ИШК-), -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ОНОК-, -ЁНОК-, -ОНК-(А), -ЁНК-(А), -ЕК-, -ИК-, -ОК-, -К-, -ОЧК-, -ИЧК-, -ЕЧК-, -ЕЦ(О), -ИЦ- (Е, ), -ИЩ(А), -ИЩ(Е) 36. Правописание суффиксов имен прилагательных ^ -АН-, -ЯН-, -ИН-, -Н-, -НН-, -ЕНН-, -ОНН- 37. Правописание суффиксов имен прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ЧАТ-, -ОВ-, -ЕВ-, -ИВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕСК-, -ИЧЕСК-. Различение суффиксов -К- и -СК- 38. Правописание гласных в глагольных суффиксах (^ -ЫВА-, -ИВА-, -ВА-) и в глагольных приставках (ПО-, ВО-, ОБ-, ОТ-) 39. Правописание суффиксов действительных причастий (-ВШ-, -Ш-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-) 40. Правописание суффиксов страдательных причастий (-ЕМ-, -ИМ-, -АНН-, -ЯНН-, -ЕНН- , -Т-) 41. Правописание слоговых и смежных аббревиатур. Написание сложносокращенных слов типа МХАТ, БАМ 42. Международные словообразовательные элементы 43. Правописание сложных имен существительных. Правописание соединительных гласных. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных 44. Написание сложных слов с первым компонентом ПОЛ-, ПОЛУ- 45. Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и раздельное написание сложных прилагательных Морфология и орфография 46. Склонение существительных 47. Правописание падежных окончаний имен существительных мужского и женского рода с основой, оканчивающейся на шипящий. Слова на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ 48. Правописание падежных окончаний имен существительных в Т.п и Р.п. мн. ч. 49. Особенности в образовании и употреблении степеней сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов 50. Правописание Н и НН в именах прилагательных (полных и кратких), в страдательных причастиях (полных и кратких) и в наречиях на -О 133139140145147148149 151153157156161162164165169 51. Образование и употребление краткой формы прилагательных. Ударение в кратких формах имен прилагательных 52. Правописание падежных окончаний имен прилагательных, порядковых имен числительных, местоимений-прилагательных 53. Склонение имен числительных 54. Правописание количественных, порядковых и дробных имен числительных 55. Склонение простых, сложных и составных количественных имен числительных 56. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий. Различение сочетаний^ НИКТО ИНОЙ; НИЧТО ИНОЕ и НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК 57. Особенности склонения и употребления в речи местоимений различных разрядов Использованная литература 171176 178180183186187191 ^ ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ1. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМВ Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания безударных гласных в корне, проверяемых ударением. ● Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый гласный находится под ударением: река – реки, трава – травы. ● Проверить безударную гласную можно путем подбора формы того же слова:1) у существительных надо изменить число: толпа – толпы, паруса - парус;2) у прилагательных заменить полную форму краткой: босой – бос, счастливый – счастлив, нагой – наг и т.д.^ 3) у глаголов изменить или число (хожу – ходим) или время (варил – варит, показал – покажет) или род (принесла – принес, отвела – отвел, спасла – спас) и т.д. ● Можно проверить безударный гласный путем подбора сложносокращенных слов (в некоторых словах гласный не стоит под ударением, но слышится ясно): бригада – комбриг, батальон – комбат, дивизия – комдив, натуралист – юннат, комиссар – военком, специалист – спецодежда, санитар – санврач, факультет – литфак, корабль – линкор.З а п о м н и т ь! ● Н е л ь з я проверить безударный гласный в корне глагола одного вида подбором проверочного слова – глагола другого вида (упросить – упрашивать). Если слово образовано от глагола, необходимо выяснить, от глагола какого вида оно образовано (прошение – от просить). ● Н е л ь з я в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-), так как у них происходит чередование О-А. Таким образом, опоздать надо проверять наречием поздно, а не глаголом опаздывать, разбросать – глаголом бросить, а не разбрасывать и т.д. Упражнение № 1. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова. ●Объясните значение выделенных слов. Шансы на успех весьма мАлы. – Стояли на мОлу. ЗалИзать рану. – ЗалЕзать на дерево. ПосвЕтить фонарем. – ПосвЯтить стихотворение другу. СпЕшим на поезд. СпИшите текст. УмОлять о пощаде. – УмАлять роль. УвЯдать без воды. – УвИдать чудо. УкрОтить зверя. – ПрекрАтить разговоры. ЗавИла кудри. – ЗавЕла разговор. Упражнение № 2. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение, раст_ржение, ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.Упражнение № 3. Перепишите слова, расставляя ударение и подбирая, где нужно, проверочные слова. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. ●Выделите корни этих слов и обозначьте их в транскрипции. БЫчок, бАчок и бОчок, выжАть и выжИть, выкОпать и выкУпать, выпАлить и выпОлоть, выпЕченный и выпЯченный, выпУтать и выпЫтать, вышЕл и вышИл, дАлекий и дОлина, дАю и дОю, дОмовой и дЫмовой, запЕвать и запИвать, заплАтить и сплОтить, иссЕкать и иссЯкать, кАток и кОток, клЕнок и клИнок, лАвина и лОвить, лЕпить и прилИпать, лЕса и лИса, мАховик и мОховик, мЕлок и мИлок, мЕчи и мЯчи, нАгой и нОгой, настЕгать и настИгать, овЕвать и овИвать, озЕмь и озИмь, осЕнить и подсИнить, отОщать и оттАщить, отпОроть и отпАрить, пЕсцы и пИсцы, покАрать и покОрить, посвЕтить и посвЯтить, посИдеть и посЕдеть, потИрал и потЕрял, привЕдение и привИдение, примЕрять и примИрять, прожИвать и прожЕвать, разрЕдить и разрЯдить, раскАлить и раскОлоть, сАма и сОма, свАя и свОя, свЕла и свИла, слЕзать и слИзать, стАчать и стОчить, стАрожил и стОрожил, тЕнистый и тИнистый, тЕснить и тИснить, увИдеть и увЯдать, угАдать и угОдить, укрОтить и сокрАтить, умАлять и умОлять, хвОстатый и хвАстун, чАродей и чЕредой, чАстота и чИстота, щЕтина и щИты, щИпать и отщЕпить.Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни. Выпишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм: 1) с проверяемыми гласными в корне;^ 2) с непроверяемыми гласными в корне;3) с чередующимися гласными в корне. ●Выполните синтаксический разбор 2-го предложения. ГРЕЦИЯ Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины. Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.Упражнение №5. Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор. Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу, обл_чить ложь; просл_влять героя, благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги, упл_тнить график работы; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расстилаться по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору; прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; посв_щение любимой, работники просв_щения; скр_петь дверью, скр_пить договор п_чатью. Упражнение № 6. Прочитайте шуточные строчки. Вставьте пропущенные буквы, объясняя их написание. 1. СвЕла или свИла? В нашем доме над балконом ласточка гнездо св_ла И своим веселым писком всех жильцов с ума св_ла. 2. УГАДать или уГОДить? У_ить хотел я маме. У_ать ее желанье. 3. -ДАЛ- или -ДОЛ-? Высокие горы стоят на пути. Но так нас манила _ина _екая, Что горы и лес смогли мы пройти! 4. ДОМовой или ДЫМовой? В _овой трубе на крыше _овой стихи нам пишет. 5. ВыЖАЛи или выЖИЛи? Тренеры из нас все соки вы_ли. Удивляемся: как мы все вы_ли? 6. ОЗЕМЬ или оЗИМЬ? Стукнулся зайчишка о_ – и стремглав помчался в о_. 7. НаКАЛить или наКОЛоть? На_оть дрова бы в срок – на_ить бы чугунок. 8. ПоКАРать или поКОРить? По_ить чудо-юдо решило город непокорный. По_ать его решил Иван проворный. 9. КЛЕНок или КЛИНок? Под окном растет _ок. Каждый листик – как _ок. 10. поСИДела или поСЕДела? Бабушка немного с внуком по_ела И за это время чуть не по_ела.Упражнение № 7. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Как называются такие омонимы? Прим_рять врагов – прим_рять платье; пос_деть от невзгод – пос_деть на завалинке; пол_скать котенка – пол_скать белье; кр_тчайшее расстояние – кр_тчайшее создание; посв_тить фонариком – посв_тить жизнь.Упражнение № 8. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. 1. Разв_вается флаг, разв_вается промышленность, ст_рожил нашего города, ст_рожил склад продуктов, ум_лять о помощи, ум_лять заслуги, упл_тить налоги, упл_тнить бетон, просв_щенная монархия, жизнь, посв_щенная людям. 2. Вл_стелин, просл_влять, укр_титель, пок_рать, м_газин, бр_гада, б_ссейн, в_теринар, д_визия, инф_рмация, к_манда, м_шина, пр_мышленность. 3. Изм_рение, разув_рять, дост_жение цели, неисч_рпаемый запас. 4. Объед_няться, неприм_римые враги, увл_кательно, раздв_жная стенка. 5. Сож_ление, раск_ленный, благосл_влять, вообр_жение. 6. Прор_дить проросшую морковь, тр_стись от страха, разр_дить международную обстановку, тр_скотня пулеметов, пр_дильный станок.^ 2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕВ Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания непроверяемых гласных в корне. ● При затруднении в написании не проверяемых ударением гласных в корне нужно обратиться к о р ф о г р а ф и ч е с к о м у или т о л к о в о м у с л о в а р ю. Таких слов в русском языке много. Это исконно русские и заимствованные слова: государство, интеллигенция, дезинформация, обоняние, конституция, интеллект, оптимизм, манифест, конфликт, дилетант, абонемент, привилегия, приоритет, традиция, компаньон, идеология и др.Упражнение № 9. Вставьте безударные гласные и объясните их правописание. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значения выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. 1. Инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет. 2. Ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать. 3. Атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет. 4. Тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.Упражнение № 10. Вставьте пропущенные буквы. Пользуясь Кратким этимологическим словарем русского языка Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской, определите происхождение слов. П_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, пр_стыня, б_лье.Упражнение № 11. Спишите, вставьте пропущенные буквы. ●Перепишите в свой словарик значения созвучных слов и придумайте с ними предложения. К_мпания сверстников; предвыборная к_мпания; его к_мпань_н; к_мпания 1812 года; к_мпания по производству к_мпьютерной техники; организовать к_мпанию по сбору средств; нефт_ная к_мпания; к_мпанейский человек; работать в одной туристической к_мпании.Кампания (от фр. campagne) 1. Совокупность военных действий, война на определенном театре военных действий в тот или иной период. Летняя кампания 1942 года. 2. Мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Избирательная кампания.Компания (лат. com – «вместе» и panis – «хлеб»; пришло из французского compagnon – «сохлебник, соучастник в еде», «тот, кто занимается чем-нибудь вместе с кем-либо»). 1. Торговое или промышленное объединение предпринимателей; предприятие, фирма 2. Небольшая группа лиц, проводящих вместе время; собравшиеся приятели, друзья.Упражнение № 12. А. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением? ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. 1. Ум_лчание, возр_ждение, д_ректива; 2. Ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический; 3. Вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение; 4. Оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.Б. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением? 1. Увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный; 2. В_негрет, инт_лл_генция, д_летант; 3. Н_гилист, тр_диция, просл_влять; 4. Пап_ротник, ст_рожил села, _нтеллект.Упражнение № 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. ●Подберите к ним однокоренные слова различных частей речи. Укажите части речи. ●Подберите антонимы к слову _ктивный (человек). I. Тр_диция, д_путат, ор_нжерея; _казия; к_рикатура, тр_нслировать, м_тафора, м_л_нхолический, п_рсонаж, г_пербола, б_лл_тристика, г_рмония чувств, п_норама, п_р_докс, м_лодия, п_сс_мист, _ктивное участие, б_ллетень, д_скуссия, д_кл_мация; д_кл_рировать, акк_мп_нировать, интелл_генция, гр_теск, ш_девр, п_циент, _рудиция, к_нфр_нтация, _питет. II. С_пог, т_пор, в_н_грет, арх_тектор, к_нцепция, п_р_ф_рия, _ск_латор, ск_птицизм, р_акция, тр_диция, проп_ганда, пр_гресс, инт_ллект, ф_нтазия, р_гламент, ко_рдинация, г_г_мония, д_л_катный, д_ф_рамб, ф_стиваль, _нтузиазм, инт_лл_гентный, ин_циатива, к_мп_тентность. ^ 3. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХС ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (Е/И): -БЕР- // -БИР-, -ПЕР- // -ПИР-, -МЕР- // -МИР-,-СТЕЛ- // -СТИЛ-, -БЛЕСТ- // -БЛИСТ-, -ДЕР- // -ДИР-, ^ -ТЕР- // -ТИР-, -ЖЕГ- // -ЖИГ-, -ЧЕТ- // -ЧИТ-В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания чередующихся гласных Е /И в корнях слов. –И – перед суффиксом -А- –Е – в остальных случаях -БИР(А)- собирать -БЕР- соберет -ПИР(А)- запирать -ПЕР- запереть -МИР(А)- замирать -МЕР- замереть -СТИЛ(А)- расстилать -СТЕЛ- расстелить -БЛИСТ(А)- блистать -БЛЕСТ- блестеть -ДИР(А)- обдирать -ДЕР- обдерет -ТИР(А)- обтирать -ТЕР- обтереть -ЖИГ(А)- выжигать -ЖЕГ- выжег -ЧИТ(А)- вычитать -ЧЕТ- вычет Н О: сочетать, сочетание З а п о м н и т ь: В корне пишется ИМ, ИН, если за ними стоит суффикс -А- : примять – приминать, обнять – обнимать, начать – начинать, разжать – разжимать...Упражнение № 14. А. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением. Ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм); прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.Б. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне:1) проверяемый гласный; 2)непроверяемый гласный;3) чередующийся гласный. Вставьте буквы, объясните их выбор. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами. (А.Казанцев) Упражнение № 15. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы (Е – И). Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, закл_нание, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, выж_мать, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, вн_мание, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.^ Упражнение № 16. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы – гласной в корне слов с пропущенными буквами. Укажите время глаголов.Образец: заблистать – заблестеть. 1. В вечерней тишине (не)шевельнет_ся лист, цветы бл_стят росой. (А.Апухтин) 2. Долина уп_ралась в крутой откос плоскогорья. (К.Булычев) 3. Плоскогорье прост_ралось на несколько километров и уп_ралось в стену гор. (К.Булычев) 4. Бл_стит зернистая роса на траве. (Ф.Абрамов) 5. Над рекой расст_лается туман. 6. На вершине что-то ослепительно бл_стело. 7. Вдали что-то бл_снуло. 8. Низкий потолок подп_рали колонны. 9. В высокой вазе астры ум_рали, холодный ветер плакал за окном. (Г.Дешкин) ●Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: ØÇÙ£Ù. ●Какие средства выразительности языка использованы в последнем предложении?Упражнение № 17. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. Укажите вид глаголов. 1. Солдату ум_реть в поле, матросу в море. 2. За все б_рется, да все не удается. 3. Золотой молоток и железные ворота отп_рает. 4. Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не б_рут. 5. Одной рукой соб_рай, другой раздавай! 6. Малая искра города подж_гает, а сама прежде всех пом_рает. 7. Рукою погоняет, а другою слезы ут_рает. 8. Один со страху пом_р, другой ожил. 9. Журавль ходит по болоту, нан_мается в работу. 10. Так работаем, что недосуг носу ут_реть. 11. В зиму шубы не зан_мают. Упражнение № 18. Перепишите следующие предложения, вставляя пропущенные буквы – безударные гласные в корнях слов. Разберите предложения по членам. Дайте 5-му предложению полную характеристику. 1. Аудитория вн_мательно слушала лектора. 2. Ослепительно бл_снула молния. 3. В музее всё напом_нает о прошлом. 4. Летом не соб_рёшь – зимой не найдёшь. 5. Жеребёнка выб_рают по матери. 6. Путники прокл_нали трудности дороги. Упражнение № 19. Выпишите из предложений слова с чередующимися гласными в корнях. Объясните их написание. 1. Зачем богатому умирать? 2. Скупой запирает крепко, а потчует редко. 3. Кого честь не берет, того палка проймет. 4. Со страху обмер. 5. Умереть сегодня – страшно, а когда-нибудь – ничего. 6. Собираемся жить с локоть, а живем с ноготь. 7. Умерла та курица, что несла золотые яйца. 8. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. 9. Тереть пилою – дуться спиною. 10. Кричит, будто черт с него лыко дерет. 11. Сколько ни занимать, а быть платить. 12. Вали кулем, после разберем. 13. Жил, жил, да вдруг и помер. 14. Из двух зол выбирай меньшее. 15. Ржавое железо не блестит. 16. Владеет городом, а помирает голодом.Упражнение № 20. Ответьте на вопросы.А. В какой строке на месте пропусков должно быть только И? 1. Проб_рались, ум_реть, ст_раный. 2. Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь. 3. Пост_лю, отч_тал, сд_раем.Б. В какой строке на месте пропусков должно быть только Е? 1. Бл_снула, не прид_райся, выж_г. 2. Уст_лаю, соч_тание, зам_рать. 3. Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.Упражнение № 21. Распределите слова в два столбика: один с И в корне, другой – с Е. Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться, пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить. ^ Упражнение № 22. Запишите предложения, выделяя в словах чередующиеся корни. Подчёркните и объясните правописание чередующихся гласных. ●Выполните синтаксический разбор 4-го и 10-го предложений. 1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают. ^ 4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХС ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (О/А): -ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-, -ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-, ^ -ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-, -ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ- В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов. ● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР- Под ударением Без ударения -ЗАР- – -ЗОР- зарево зорька -ЗАР- зарница озарение -ГАР-И с к л ю ч е н и я: загар огарок -ГОР- загорел горелыйпригарь, изгарь, выгарки ● О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС- -КАС- – перед суффиксом -А- касаться прикасаться касательная -КОС- – перед -Н- прикоснуться прикосновение ● О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ- О – в словах пловец, пловчиха А – в остальных сучаях: поплавок, плавучий ● О/А в безударных корнях -РАСТ- (-РАЩ- ) // -РОС- А – перед СТ, Щ -РАСТ- (-РАЩ- ) возраст растить приращение О – перед остальными -РОС- заросли вырос И с к л ю ч е н и я: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав ● О/А в безударных корнях ^ -КЛАН- // -КЛОН-, -ТВАР- // -ТВОР- Под ударением Без ударения -КЛАН- – -КЛОН- кланяться поклон -КЛОН- наклонять склонение -ТВАР- – -ТВОР-И с к л ю ч е н и е: тварь творчество -ТВОР- творитьутварь ● О - А в безударных корнях -МАК-// ^ -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН- -МАК- "погружать в жидкость" макать сухарь в чай -МОК-(-МОЧ-) в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый вымокнуть -РАВН- "равный, наравне, одинаковый" подравнять –сделать равным уравнение -РОВН- "прямой, гладкий, ровный" заровнять исключения ровесник, поровну, уровень, равнина, равняйсь ● О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ- А – перед Г -ЛАГ- полагать прилагательное О – перед Ж -ЛОЖ- положитьпредложитьизложить И с к л ю ч е н и е: полог ● О/А в безударных корнях ^ -СКАК- // -СКОЧ- О – перед Ч: отскочить А – перед К: обскакать И с к л ю ч е н и е: скачок, скачу, скачи Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.А. В каких словах надо вставить А? З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.Б. В каких словах надо вставить О? Прик_сновение; прекл_няться (перед авторитетом); утв_рь (домашняя); разг_раться; отв_рить (темницу).В. В каких словах надо вставить А? Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.Г. В каких словах надо вставить О? Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением. Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-. Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой. – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше. Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -гор-! Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней. 1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище. Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне. Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_