Реферат по предмету "Разное"


А. Ф. Романова Программа «дом» (дети, отец, мать) даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. Внастоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Пр

Рассмотрено: на заседании МСпротокол №________от «___»_________2010 г.____________________________________________ Согласовано:зам.директора по ВРКондратьева Т.П._______________________«____»___________2010 г. Утверждено:Директор МОУ СОШ №5Зорина С.А.______________________«____»___________2010 г. Программу разработала -Белимова С.М., учитель начальных классов МОУ СОШ №5 с.Прикумское, 2010 год^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИстинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.А.Ф.Романова Программа «ДОМ» (дети, отец, мать) даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом денной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу. Программа – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.^ Проблемный анализ. Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить, использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, монахов Глинской пустыни и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и традиционной культурой. Система духовно-нравственного воспитания включает следующие направления: - формирование потребности в здоровом образе жизни;- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;- воспитание патриотизма и гражданственности;- эстетическое развитие детей;- сотрудничество семьи и школы;- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «ДОМ» является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. .Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно-творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное.Цели: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным; Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.Задачи:* Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся. * Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании. * Формирование стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. * Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании. * Способствовать повышению значения семейных ценностей.^ Основные принципы программы:Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.^ Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствующее действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.^ Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).Этапы реализации проекта № этап задачи Основные направления деятельности Ожидаемый результат 1.2.3.4.5. Предвари-тельный (организац.)(1 месяц)Начальный(формиру-ющий)(1 месяц)Основной (практическ.)(до 2,5 лет)Аналитический (до 5 месяцев)Итоговый (до 6 месяцев) -определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации программы;- определение ответственных, исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта;- организация мониторинга;- методическое обеспечение проекта. Осуществление инструктивно-методической работы с участниками проекта;- подготовка и выпуск презентационных материалов, посвященных реализации проекта;- осуществление промежуточного контроля, экспертиза проведения отдельных мероприятий проекта.- реализация программы основного этапа работы;- анализ достигнутых результатов и определение перспектив;- обобщение и описание хода и результатов работы по проекту.- анализ проделанной работы по реализации проекта;- формирование банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.-мониторинг влияния реализации проекта на духовно-нравственное развитие обучающихся;- подведение итогов и результатов, формулирование опыта; - определение группы участников реализации проекта. Формирование информационного банка данных;- выделение основных этапов направлений работы;- подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей участников проекта;- проведение общешкольного родительского собрания;- диагностика знаний о духовно-нравственных ценностях;- анализ учебных программ, планов, составление уроков с уч1том внеклассных занятий;- пополнение учебно-методических ресурсов для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Будут определены группы участников реализации проекта, определены их функциональные обязанности. - организация работы по внедрению проекта;- методическая работа с педагогами по комплексному использованию проекта;- организационно-разъяснительная работа с уч-ся и их родителями;- проведение учебно-методических семинаров-практикумов с родителями;- диагностика результатов работы. Выходной контроль воспитанности обучающихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников деятельности;- изучение семей, их традиций, взаимоотношений;- коррекция. Регулирование, направление деятельности.- Учёба и самообразование участников проекта;- реализация проекта по блокам. Описание и обобщение опыта инновационной деятельности;- регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта;- проведение консультаций, конференций по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в начальной школе.- обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами;- итоговый анализ инновационной деятельности, подготовка методических рекомендаций и их последующая апробация .- подведение итогов педагогической деятельности по реализации проекта;- оформление и описание опыта работы над проектом;- изучение общественного мнения участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации проекта и о дальнейшей работе по нему;- презентация опыта и результатов инновационной деятельности в школе, районе. С учётом диагностических данных будут использованы учебные программы, тематические планы и планы учебно-воспитательной работы, ориентированные на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.На основе диагностических данных будут созданы новые и скорректированы апробированные методические материалы для реализации воспитательной модели. Начальная школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом.Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуально-творческий потенциал, сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация. Снизится уровень агрессивности, заболеваемости. Будет осуществлён анализ результатов инновационной деятельности в промежуточных этапах.- будет проведён анализ педагогической деятельности в рамках проекта, подготовлены аналитические материалы по итогам реализации проекта, сформирован банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.- подготовка методических материалов по результатам инновационной деятельности;- будут подготовлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию, описан опыт работы и создана новая модель работы по формированию и развитию духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся. ^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОбучающиеся имеют представления: - о семейных традициях; - об особенностях семейных отношений; - духовных и нравственных ценностях; - о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; - знакомы с историей и культурой своей страны; - умеют беречь и поддерживать красоту; - проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость; - верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; - стремятся к добру и неприятию зла.Родители: -сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням; - воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; - являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу. Отечеству; - понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.Учебно-тематический план Продолжи-тельность Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Класс 1 час 2 раза 2 часа 66 часов 1 класс 1 час 2 раза 2 часа 66 часов 2 класс 2 часа 2 раза 4 часа 136 часов 3 класс 2 часа 2 раза 4 часа 136 часов 4 класс ^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № Наименование блока Задачи Формы работы 1. Давайте познакомимся! Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях. Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. -Тестирование;-анкетирование;-опрос;-творческие работы;-педагогические наблюдения;-беседы. 2. Как прекрасен этот мир. Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; - воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии . - чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме;- этические беседы;- совместные экскурсии,- часы общения;- творческие работы;- проекты;- выставки;- семейные чтения;- семейные посиделки. 3. Берегите людей. - Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;- повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;- организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа -беседы;- часы общения;- классные часы;- семейные праздники;- посиделки;- походы;- дни именин и дни рождения;- совместные выставки;- творческие встречи;- индивидуальные консультации;- дни открытых дверей;- практикум для родителей и т.д. 4. Здоровый образ жизни. - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;- профилактика вредных привычек;На примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. - совместные прогулки;- кроссы;- спортивные соревнования;- праздники;- беседы-практикумы;- походы;- эстафеты;- турниры;- акции;- встречи;- Дни здоровья и т.д. 5. Учёба и труд рядом идут. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;- формирование единства знания и духовности, направленного на благо человека, Отечества. - организация самообслуживания;- беседы;- конкурсы;- встречи с интересными людьми;- деловые игры;- ролевые игры;- выставки и др. 6. Я – россиянин. - воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. - экскурсии в храмы монастыри, музеи;- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;- встречи с ветеранами войн;-уроки мужества;- этические беседы;- встречи с семьями;- линейки, классные часы;- КТД;- конкурсы, сочинения;- обсуждение фильмов и т.д. ^ Тематическое планирование кружка «ДОМ» - 1 класс. № Дата Тема занятия кружка 1 Вводное. Доброе слово, что ясный день. 2 Ежели вы вежливы. 3 Узнай себя. 4 Любимый уголок родной отчизны. 5 У каждого народа свои герои. 6 Мы соберём большой хоровод. 7 Подумай о других. 8 Подари другому радость. 9 Все на белом свете солнышкины дети. 10 Добрым жить на белом свете веселей. 11 Чего в других не любишь, того не делай сам. 12 Поговорим о маме. 13 Папа, мама, я – дружная семья. 14 Наша семья. 15 Проект «генеалогическое древо нашей семьи». 16 Умеем общаться в семье. 17 Подари маме дело и слово доброе. 18 Семейный праздник «Будем беречь друг друга». 19 В труде человек хорошеет. 20 Цени доверие других. 21 Общее и особенное для мальчиков и девочек. 22 Поговорил бы кто со мной. 23 Дружим с добрыми словами. 24 Подарок коллективу (общеколлективная деятельность). 25 Здравствуйте все. 26 Отворите волшебные двери добра и доверия. 27 Вглядись в себя – сравни с другим. 28 Цветы, цветы – в них Родины душа. 29 Тепло родного дома. 30 Хорошие песни к добру ведут. 31 Вот и стали добрей и умней. 32 С русским задором по русским просторам. 33 Итоговое. Семейный праздник «Нам вместе весело» ^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988;Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;Журналы «Классный руководитель»;Журналы «Завуч начальной школы».Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Журнал «Семейное чтение».Журнал «Читайка».Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок.( Авт.-сост. И.А.Панкеев,М.:Олимп, 2008).Вознесенская Ю.И. «Мои посмертные приключения», 2001. «Путь Кассандры, или Прикл. с макаронами», 2002 «Юлиана, или Игра в киднеппинг», 2004 «Юлиана, или Опасная игра», 2005Серия книг для детей «Маленькие женщины»: все книги.Френсис Бернетт. Маленький лорд Фаунтлерой.Православная культура: Учебное пособие…1 год обучения; в 2-х книгах. Л.Л.Шевченко.-Москва:Покров, 2003-96стр.:ил.+112с.ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.