Реферат по предмету "Разное"


А. С. Вишневецкая Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИА.С.Вишневецкая Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»Арт-терапия- метод психокоррекционного воздействия, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов. [К.Г.Юнг] Психологи К.Г.Юнг, Л.С. Выготский выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия для метода арт-терапии. Первый состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переконструирование ситуации на основе креативных способностей ребёнка. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение. Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции личностного развития, включая развитие творческих способностей, относятся к 30-м годам XX века, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. С тех пор, арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники. Основная цель арт-терапии- в гармонизации развития личности, через развитие способностей самовыражения и самопознания. По мнению К.Г.Юнга искусство, особенно легенды, мифы, арт-терапия, использующая искусство, облегчает процесс индивидуализации в саморазвитии личности на установлении баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника «активного воображения», направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу их между собой посредством аффективного взаимодействия. Активное воображение, в отличие от воображения по К.Г.Юнгу, представляет собой внутренний анализ, осуществляемый компетентным «Эго», выступающим как наблюдатель и аналитик, свободно сменяющих друг друга тем и фантазий. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждая и познавая своё «Я», а также способствует развитию творческих способностей. Работая психологом, реализую психологическое сопровождение с детьми старшего дошкольного возраста при организации арт-терапевтических занятий реализуя следующие функции: эмпатическое принятие ребёнка, создание психологической атмосферы личной безопасности, эмоциональная поддержка ребёнка, постановка креативной задачи и обеспечение её принятие ребёнком; тематическое структурирование задачи; помощь в поиске формы выражения темы, отражения и вербализации чувств и переживаний ребёнка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. Практика показывает, что результативность, приминения арт-терапии достигается при разумном сочетании директивной и недирективной арт-терапии, когда ребёнку предоставляется свобода в экспериментировании и поиске адекватной формы ёё выражения. Данное сочетание видов арт-терапии можем отследить на примере использования рисуночной техники-мандалы. Слово «Мандала» имеет санкристкое происхождение и означает «магический круг». Приминение мандалы было внесено в западной психологии К.Г.Юнгом. Он открыл её, занимаясь собственным психоанализом. Цель данной техники - развитие творческих способностей, изменение состояние сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности. В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, использую мандалы в форме индивидуальной, подгрупповой и групповой арт-терапии. При применении техники «мандалы», руководствуюсь следующими правилами выполнения: Показываю весь набор мандал; Выбор мандалы ребёнок осуществляет самостоятельно, в случае, когда ребёнок задает дополнительные вопросы повторяю инструкцию; На одном занятии ребёнок работает только с одной мандалой; Допускается использование музыкального сопровождения; Материалы для работы ребёнок выбирает самостоятельно; Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей-по степени пресыщения работой; Психолог фиксирует состояние напряжения, расслабления, связанное с процессом работы; После разукрашивания предлагаю ребёнку рассказать о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату; Ребёнок дает название своей мандале; Проводится работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему Дети на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях (пример занятия см. прил.1) раскрашивают мандалы цветными карандашами, гелевыми ручками, начиная от простых узоров, заканчивая усложнением элементов в технике «мандалы». Полученные результаты показали, что использование техники мандалы: -способствует развитию творческих способностей. Показатели креативности у детей старшего дошкольного возраста возросли на 50%; -оказывает положительное влияние на неспокойных, нервных и трудных детей; -обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; -облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; - создает благоприятные условия для развития произвольной способности и способности к саморегуляции; -оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; -повышает самооценку, содействует формированию «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребёнком. Таким образом, процесс создания и раскрашивания мандалы - увлекательная игра для ребёнка, которая способствует не только приобретению уверенности в себе, развитию творческих способностей, но и обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет. Из вышеизложенного следует отметить, что арт-терпия как метод, используемый в коррекционных и развивающих целях, остается доступным и эффективным в современных технологиях при построении воспитательно-образовательного процесса.Список использованной литературы: 1. Выготский Л.С. «Психология искусства» -М.: Искусство, 2006г. 2.Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми-Спб: Речь,2007г. 3. Осипук Э. «Психодиагностическая и коррекционная работа с детьми с использованием мандалы»//ж. «Дошольный психолог»№2, 2009г.Приложение1^ Упражнение «Куски дерева»(предназначено для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста)Цель-развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.Материалы: большой лист бумаги в виде круга, который может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: акварель, восковые мелки, гелевые ручки^ Ход работы: Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выдается один сектор круга для дальнейшего создания на нём рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими по общей теме. Из разрисованных секторов, если они разрезаны, выкладывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказываться по поводу своих чувств и впечатлений, возникающих в процессе работы. Психотерапевтические возможности метода: Сам символ круга, используемый в работе, играет объединяющую и поддерживающую роль для группы, а его деления на сектора обеспечивает незыблемость границ для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволяет ощутить безопасность при работе или выступает ограничителем пространства для слишком активных детей, стремящихся постоянно нарушать личностное пространство других. О сплоченности и слаженности группы можно судить по таким параметрам: как похожий выбор колористики отдельных секторов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладке секторов круга могут свидетельствовать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущениях себя аутсайдерами в группе, о тематике рисунков и комментарии их авторов подскажут причины сложившееся ситуации и, возможно, пути выхода из нее


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экспертиза качества образования учебного предмета
Реферат Three Contributions Of Chinese Immigrants Essay Research
Реферат JfkLincoln Assasinations Essay Research Paper The JFK
Реферат Egypt Essay Research Paper Ancient EgyptBetween 3100
Реферат Of Mice And Men Lonlieness Essay Research
Реферат Регулювання якості повітряного середовища
Реферат Формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел – задача правового государства
Реферат Разработка новых товаров и проблемы жизненного цикла товара
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper Let us
Реферат Критерии выбора поставщика на примере предприятий торговли, занимающихся реализацией труб
Реферат Ophelia Of Hamlet Essay Research Paper Ophelia
Реферат Around The World In Eighty Days Summary
Реферат Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторских правах, особенности применения на территории Республики Беларусь
Реферат Кредиты и их экономическая сущность
Реферат Проблемы классификации черных металлов по таможенному налогу внешнеэкономической деятельности