А. М. Ваховская Постижение смысла истории едва ли не главное русло в творческих исканиях Дмитрия Мережковского. Его, идеолога русского символизма, интересовал характер духовного развития человечества; внутренние связи между душами людей каждой эпохи (чаще ими неосознанные), между разными временными пластами в жизни того или иного народа. Путь приближения к тайне Вечности увлекал художника, Мережковский настаивал на выделении в слове "культура" латинского корня "cultus" — почитание богов. Он прокламировал эту идею в статье "Мистические движения нашего века" (1893): "Во всех великих исторических культурах есть духовное, бескорыстное зерно, основание нового религиозного культа, установление новой связи человеческого сердца с божественным началом мира, с бесконечным". История представала в произведениях писателя как движение культур, взаимодействие многих поколений — этапы проникновения в высшую, "мистическую, религиозную" сущность бытия. Наряду с осмыслением исторических этапов развития христианства в трилогии Мережковского "Христос и Антихрист" присутствует субъективная религиозная "программа" автора. "Смерть богов. Юлиан Отступник" (1896), "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" (1902), "Антихрист. Петр и Алексей" (1905) — это выразительные картины событий прошлого и деятельности подлинных их участников, отражение существовавших в действительности художественных и философских поисков. Но весь этот богатейший пласт реалий осмысливался автором для воплощения его собственного взгляда на сущность христианства. В стремлении открыть новый, ранее "не замеченный" смысл священных. Заветов Иисуса Христа создатель трилогии, как известно, не был одинок. По своему поняли Евангелие Ф.Достоевский и Вл. Соловьев. Мережковскому был известен опыт и других критиков церкви — Л.Толстого и Н. Федорова. Обзор Е. Трубецкого, сделанный им на заседании Религиозно-философского общества в 1912 г., а также воспоминания К. Леонтьева "Мое обращение и жизнь на Св.Афонской горе" (1900) иллюстрируют всплеск русского "религиозного ренессанса" в конце XIX — начале XX века. (Автор выражения "религиозный ренессанс" — Н.А. Бердяев. Для Бердяева это не просто возрождение религиозное — это соотношение культурного ренессанса с религиозным и поэтическим.) Е. Трубецкой в своем реферате "Старый и новый национальный мессионизм" обратился к критике ставшей популярной тогда "русской идеи". Автор осуждал ее сторонников за отход от Заветов Христа и первых евангелистов Петра, Иоанна и Павла, чье учение "объединяло, а не обособляло". Достоевский был назван Трубецким "наиболее типическим выразителем национального мессионизма". Вл. Соловьев, по мнению Трубецкого, развивал ту же мысль, что и автор "Бесов", возлагая на русский народ особую миссию: "утвердить на земле Царствие Божие в форме святой государственности и общественности". Критика Е.Трубецкого затронула также С. Булгакова и Н. Бердяева, отстаивавших, как и их предшественники "русскую идею". На взгляд Ю. Леонтьева, придерживавшегося традиционного православия отношение к церкви Ф. Достоевского и Л. Толстого оказывало растлевающее влияние на умы читателей. Признавая заслуги Толстого-художника, К. Леонтьев, тем не менее, утверждал, что "проповедовать... все подобное, что проповедует гр. Л. Толстой, это просто злодейство". Считать же "Братьев Карамазовых" "православным романом могут только те, которые мало знакомы с истинным православием, с христианством св. отцов и старцев Афонских и Оптинских". "Глашатаями религиозной свободы" называл Достоевского и Хомякова Н.А.Бердяев. Философ, характеризуя "религиозное возрождение" конца XIX — начала XX в., отмечал его "синкретический характер" и отстраненность официальной православной церкви от духовных исканий интеллигенции: "Официальная церковность осталась вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не произошло" — писал он в книге "Самопознание" (1948). Организация в Петербурге и Москве религиозно-философских обществ явилась реальной попыткой части русской интеллигенции оказать реформаторское воздействие на церковь. Помимо Д. Мережковского и З. Гиппиус, в создании петербургского общества принял участие и В. Розанов, которого во многом не удовлетворяла позиция церкви в вопросах брака, ее "тушение" миром. По мнению философа, именно церковь оказалась виновной в существовании "обледенелой христианской цивилизации". К критикам церкви из числа участников символистского движения, наряду с Мережковским и Гиппиус, принадлежал и Ф. Сологуб (также входивший в Петербургское Религиозно-философское общество). Отстаивали неохристианские идеалы поэты-символисты А. Белый, Вяч. Иванов. Свои представления об учении Христа долгие годы вынашивал и Мережковский. Воплощение мечты о будущем писатель видел поначалу в слиянии христианской духовности с языческим поклонением земной прелести. Он считал, что жестокий аскетизм, привнесенный в веру последователями Иисуса, окрасил мрачными тонами внутренний мир человека, а с ним и всю европейскую культуру. В воззрениях Леонардо да Винчи ("Воскресшие боги") было раскрыто "радостное христианство", совершенное объединение жизнеутверждающей мудрости древнего Вакха и учения Христа. Со временем писатель перешел от критики Евангелия к его полному приятию, хотя продолжал сохранять несогласие с отношением церкви к общественным чаяниям. Об эволюции своих религиозных воззрений, о кощунственности своей прежней попытки соединить небесную правду с земной автор сказал в предисловии к изданию полного собрания сочинений 1911—1913 гг. (СПб.— М.: изд. М.О. Вольф.): "Когда я начинал трилогию "Христос и Антихрист", мне казалось, что существует две правды: христианство — правда о небе, и язычество — правда о земле. Но кончая, я уже знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе". "Галилеянин", бывший ненавистным центральному персонажу первой части трилогии — Юлиану Отступнику, осознавался теперь как единственный, истинный идеал. Параллельно эволюции воззрений на христианство у Мережковского менялось и отношение к Петру: от полного приятия — к критике отдельных сторон деятельности русского царя-реформатора. В книге "Вечные спутники. Пушкин" (1899) автора привлекла монументальная фигура Медного Всадника, созданная гением поэта. В оценке пушкинской трактовки образа первого русского императора проявилась субъективная позиция Мережковского. Он выделял в главном герое поэмы те черты, которые были значимы прежде всего для него самого: Петр, в его понимании,— это антитеза "пошлости толпы", "утилитаризму, духу корысти". Автору "Вечных спутников", в тот период чуждому идей галилейского самоотречения, Пушкин был дорог "как враг черни, как рыцарь вечного духовного аристократизма", сумевший не поддаться "влияниям западноевропейской демократии". Всю отечественную литературу после Пушкина писатель осудил за призывы к аскетизму, к отречению личности во имя будущего соединения с Богом. В его понимании "смирение в Боге" — это путь "назад". Достоевский, Толстой, Гончаров и Тургенев, по мнению Мережковского, "будут звать Россию прочь от единственного русского героя (т.е. Петра — В.А), от забытого и неразгаданного любимца Пушкина, вечно одинокого исполина на глыбе финского гранита,— будут звать назад — ... к смирению в Боге, к простоте сердца великого народа-пахаря, в уютную горницу старосветских помещиков, к дикому обрыву над родимой Волгой, к затишью дворянских гнезд, к серафический улыбке Идиота, к блаженному "неделанью" Ясной Поляны,— и все они, все до единого, быть может, сами того не зная, подхватят этот вызов малых великому, этот богохульный крик возмутившейся черни: "добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!". В романе образ Петра переосмыслен. Мережковский, пришедший к приятию евангельских идей, видел теперь трагедию Петра, его вину перед бесчисленными жертвами именно в отказе от Бога страдающего к увлечении материальными благами. Мысль о союзе земного и небесного начал была оттеснена раздумьями о путях очистительного воздействия православия на русское общество. Его не удовлетворяла позиция официальной православной церкви. "Необыкновенную косность официальной церковности" отмечал и Н.А. Бердяев. Православную церковь Мережковский подверг резкой критике за ее отстранение от социальной жизни, народных тягот, и призвал перейти "от метафизики раздвоения к метафизике соединения" — обратиться "к общественности". Писатель считал, что "паралич церкви" проявился в "наибольшей пассивности христианства" по отношению к государству, к политике, к "современному освободительному движению и всей общественно-политической жизни России". Автор статьи закрепил за православной церковью миссию "раскрытия нового учения о власти в смысле христианском", "о переходе от власти к свободе, от меча железного к мечу духовному". Помочь осуществить этот замысел должна была "религиозная общественность" — то есть, религиозно настроенная часть интеллигенции. Создавая Петербургское Религиозно-философское общество, Мережковский и его единомышленники пытались, с одной стороны, рассеять предубеждение церкви против интеллигенции как однородной атеистически настроенной массы, и, с другой стороны, реализовать популярные тогда в обществе неорелигиозные идеи. В романе "Антихрист. Петр и Алексей" авторская мысль о "религиозной общественности" нашла воплощение в планах правления царевича: "И церковный, и земский собор учиню, от всего народа выборных; пусть все доводят правду до царя, без страха, самым вольным голосом, дабы царство и церковь исправить многосоветием общим и Духа Святого нашествием на веки вечные". Чуть позже, в открытом письме Н.А. Бердяеву "О новом религиозном действии" (1905), Мережковский опровергал свои прежние взгляды о достижении идеала вселенской церкви и всемирной теократии через институт государства. Теперь путь к воцарению теократии он видел в "безвластном, анархическом, общественном строительстве". Но обязательной основой этого "анархического строительства" считал любовь, как дело "общественного вселенского спасения". В период же, когда был закончен роман и писалась статья "Теперь или никогда" (1905), Мережковский еще придерживался убеждения, что из слияния церкви и государства на христианской духовной основе могло вырасти явление нового, высшего порядка — "преображение государства в церковь". Конечным результатом этого должно было явиться упразднение "всех исторических форм государственности, всех мирских властей, законов, царств, начальства" и утверждение "единого Царя царей...— самого Господа". Своеобразие исторической прозы писателя обусловлено и тем, что взгляд на духовное возрождение человечества он тесно связал с новым назначением искусства. Выделенные Мережковским эстетические принципы символизма: мистическое содержание, использование символов, импрессионизм,— определили не только художественный стиль его романов, но, в какой-то мере, их идейное звучание. Образы-символы реально "участвовали" в выражении философии истории, более того, отчасти моделировали философские положения. В сцене искушения Алексея Фе-доской возникает вызывающий гадливость и вместе с тем зловещий "червь у ног" царевича, архимандрит, приобретший вдруг образ исполинского нетопыря. Этот образ несет не только экспрессивную нагрузку. Он выражает важную авторскую мысль. Здесь новая, пореформенная церковь в лице Федоса предстает рабской, признавшей свою "мизерность" исполнительницей воли политических властей — та церковь, которая оказалась "в параличе с Петра Великого". Писатель, однако, не ограничился символикой, затрагивающей лишь реальную сторону жизненных явлений. Уже не нетопырь, а сам дьявол, будто возносит царевича ввысь, "показывая все царства мира и всю славу их, и говорит: Все это дам тебе, если падши поклонишься мне". Новую, мистическую, наполненность приобретал персонаж исторического романа. Он как бы вводился в библейскую притчу. Но, в отличие от Того, Кто когда-то устоял перед соблазном власти, предложенной Князем Тьмы, Алексей оказался слаб. В таком "падении" подлинная черта характера царевича позволила выразить важный компонент религиозной программы. Такие сцены, их немало, переводили образ из плоскости реальной в плоскость трансцендентную. Историческое лицо становилось носителем некой мистической миссии. Действительность приобретала запредельные масштабы, т.к. история трактовалась с позиций борьбы Божественного и сатанинского начал. Отечественная историческая проза, обращенная до Мережковского к Петровским временам, принадлежала, перу писателей реалистической школы. Таковы романы конца XIX века Г.Я. Данилевского — "На Индию при Петре" (1880), "Царевич Алексей" (1890), Д.Л. Мордовцева — "Идеалисты и реалисты" (1876), "Царь Петр и правительница Софья" (1885), "Державный плотник" (1899). Неизвестно, правда, какое воплощение нашел бы неосуществленный замысел романа о "Петровщине" В.М. Гаршина. И.И. Ясинский, видимо, справедливо ставил рядом имена Гаршина и Мережковского: "То, что впоследствии, может быть, по таинственным законам литературного метапсихоза, сделал Д.С. Мережковский, написавши ..."Антихриста", как называл народ Петра Великого,— мерещилось уже творческой фантазии Всеволода Гаршина". В замыслах Гаршина было поистине немало общего с тем, что составило сущность "Петра и Алексея" Мережковского, По свидетельству В.А. Фаусека, одного из друзей Гаршина, он "намеревался в своем историческом романе главным героем сделать не Петра I, а его сына. Привлекала Гаршина, как и автора "Антихриста", фигура Докукина, решившегося подать императору письмо, где подьячий указал все "темные стороны его богатырской деятельности, падавшие тяжелым гнетом на народную массу. П.В. Бекедин, современный исследователь творчества Гаршина, отмечает его восприятие Петровской эпохи сквозь нравственно-психологическую призму, что также родственно подходу Мережковского к истории в целом и данном этапу в жизни России и частности. Именно в романе, как нигде в других жанрах (литературно-критических этюдах, эссе, публицистических статьях), оформлялся взгляд писателя на русскую историю. Зверь или добрый гений для своего народа Петр? Принять или не принять царя-сыноубийцу и клятвопреступника? Падет ли пролитая им кровь как проклятие на все последующие поколения русских царей? На все эти вопросы можно было ответить, лишь проникнув во внутренний склад личности, духовную атмосферу времени, глубины человеческой души, истоки веры и неверия, что достижимо в-единстве общего и частного только для художественного многоаспектного произведения. Таким и был роман "Петр и Алексей". Этическая система Мережковского глубоко религиозна. Каждое действие, каждая мысль персонажа, малейший внутренний порыв всюду измерялся отношением ко Христу и Его Заветам. Причем, в романном пространстве подобное соотнесение с высшим идеалом нравственности приобретало характер сложного психологического анализа. Это уберегало писателя, а вместе с ним нас, читателей, от однозначных оценок. Не мог создатель "Иисуса Неизвестного" (1932), сердцем прочитавший Евангелие, уяснивший "двойственный лад в словах Господних — параллелизм двух членов, не согласный просто, как в Ветхом Завете, а противоположно-согласный",— не мог он представить нравственную сущность своих персонажей в плоскостном варианте (критики упрекали Мережковского в том, что "Павел I" вышел у него "картонным"). В публицистике Мережковский бывал категоричен в своих высказываниях, руководимый, по выражению Л. Шестова, "властью идей". Роман далек от такой практики и поражает богатством наблюдений, мотивировок, выводов. Но при всей многолинейности подступов к истине, здесь твердо высказаны ее нетленная суть и значение, убедительно выражен смысл Добра и Красоты. Мережковский прибегнул к очень интересному, впечатляющему психологическому ходу. Его герой — царь Петр — ищет оправдание своему решению казнить Алексея. И не может списать это преступление за счет интересов государства. Стремясь замаскировать кровопролитие, он сопоставляет свой поступок с примером величайшей жертвенности Бога-Отца, отдавшего Своего Сына на пытки распятия. Однако уже этой параллелью совершает грех, присваивая себе, кесарю — Богово. Не зря в сцене прощания с телом царевича лицо у Петра "мертвое". Автор бескомпромиссно осуждает жестокого властителя, презревшего узы даже кровных связей, изначальной, врожденной любви к собственным детям. Между тем этой конкретной оценкой вовсе не ограничена трагическая ситуация, Возникшая так естественно для человека, отважившегося на сатанинское убийство, "оглядка" на Божественный Завет расширяет, укрупняет смысл происходящего. Ведь Господь пожертвовал Иисусом во имя будущего спасения людей. Петр I у Мережковского равнодушен к людям, близким и далеким. Более того, ложным истолкованием Священной Истории он ослепляет себя. Потеря критериев нравственности, утрата духовного зрения равна смерти. Писатель об этом говорит кратко — деталью, изображая мертвое лицо Петра. Соотнесение, всегда психологически мотивированное, поведения персонажей с Божественным деянием приводит к тому, что изображенные события расцениваются с высоты Правды и Мудрости, а главное, они, события, не нарушают движения вечного бытия. Понятен по-человечески ужас страдавшего под пытками Алексея, который видел в отце Зверя, оборотня, Антихриста. Нои это не окончательный суд над Петром. За день до смерти царевичу, отказавшемуся от предсмертной исповеди земному священнику, явился святой, Иоанн, Сын Громов. Таинства были истинными, то были плоть и кровь самого Христа. "И солнце вошло" в царевича, "и он почувствовал, что нет ни скорби, ни страха, ни боли, ни смерти, а есть только вечная жизнь, вечное солнце — Христос". Просветленный царевич перешел от ненависти к прощению, и, поднятый на дыбу, утешал отца: "Ничего, ничего, родимый! Мне хорошо, всё хорошо. Буди воля Господня во всем". В этом признании воли Господней, стоящей над всеми человеческими поступками, и есть окончательный суд. Им осужден за страшное убийство Петр, и вместе с тем утверждена как неколебимая сила воля Господня, предрекшая необходимость духовного взлета Алексея в его последние предсмертные минуты. Истолкование реальных фактов и лиц в романах Мережковского, конечно же, самое вольное, не лишенное в некоторых моментах доли дидактичное™. Однако выделение мысли о вечном движении мира, о сохранении в нем, несмотря на преступные действия людей, спасительной любви как главного закона бытия — помогает понять внешнюю непредсказуемость и внутреннюю логичность исторического процесса и прогресса. Думается, в определении этого феномена следует опираться на собственное, хотя и более позднее, высказывание Мережковского о "противоположно-согласном параллелизме двух членов". Каждый равно прав и не прав, но их "согласие" (дальнейшее движение истории) — в проявлении воли Господней. Этическая концепция писателя составляет главный смысл его философии истории. По Мережковскому, развитие человечества одухотворено религиозной идеей. (Об этом раньше, в "Мистических движениях нашего века".) А исторические деятели должны быть не просто преобразователями материальной культуры, но, прежде всего, нравственными индивидуумами. И ценность их обусловлена следованием христианской морали — страданием и очищением в нем человеческой души во имя познания и прощения ближних. В "противоположно-согласном параллелизме двух членов" следует, возможно, искать истоки такой художественной особенности романа, как полифония. Каждый голос здесь равноправен. Размышления Петра и размышления Алексея, почти всегда стоявших на полярных позициях, с равной силой озвучены автором, и часто даже трудно понять, на чьей стороне правота, хотя симпатии создателя "Антихриста" явно отданы царевичу. Но, возможно, не права была З.Н. Гиппиус, винившая мужа в том, что он "все больше и больше берет сторону Алексея". Сам писатель предвидел подобные упреки. Обращаясь к А.С. Суворину с просьбой сопроводить первое издание "Петра и Алексея" собственной вступительной статьей, Мережковский писал: "Это помогло бы и мне и "Новому Пути" и главное бедному царевичу, за реабилитацию которого меня будут ругать ужасно". Здесь же Мережковский выразил и свое отношение к Петру: "Петр — "либерал" и потому нельзя его касаться, а я его коснулся очень сильно, сильнее, чем наивные "славянофилы". Ибо я все-таки чувствую страшное величие Петра! Я и его тоже люблю". Суть противоречивых авторских воззрений, на героев следует искать в том, какие философские идеи заключены я этих образах. В наше время сложилось почти убеждение, что Мережковский, как все символисты, резко отрицательно отнесся к Петру I. Это было не так. Тема Петра обладает противоречивым смыслом. Заслуга императора, по мнению Мережковского, в том, что он просветил Россию "светом вселенской культуры" и, тем самым, "готовил к просвещению светом Христовым". Но технократическая сторона, которая виделась в деятельности Петра, резко осуждена. В романе такая оценка проясняется в рассуждениях царевича о преимуществах культуры европейской над той культурой, которую пытался привить Петр: "та Европа, которую вводил Петр в Россию — цифирь, навигация, фортификация — еще не вся Европа и даже не самое главное в ней; у настоящей Европы есть высшая правда, которой царь не знает. А без этой правды, со всеми науками — вместо старого московского варварства будет лишь новое петербургское хамство". Через Алешине восприятие технократической культуры автор передаст свои самые сокровенные мысли о необходимости духовного, религиозного возрождения Русского государства: "Мне сумнительно, чтоб подлинно все благополучие человека в одной науке состояло... С великим просвещением можно быть великому скареду. Наука в развращенном сердце есть лютое оружие делать зло". Предпочтение точных знаний единственно истинному, духовному, знанию, по мысли автора, явилось причиной трагедии не только Петра, но и всего народа, В этом он видел истоки трагического раздвоения сознания своего поколения — конца XIX — начала XX века. И все же общая оценка деятельности Петра автором романа не была однозначна. Петровская эпоха, как любой другой период истории, по мнению Мережковского,— необходимое звено в движении России. С другой стороны, безнравственность Петра венчается возмездием, хотя оно же рождает взлет духовной силы общества, выраженный прежде всего в образе Алексея. Столкновение владельца русского престола и его наследника влечет за собой их самоопределение, а в конечном итоге — движение истории. Многие самые заветные мечтания, свои и единомышленников, писатель запечатлел в устремлениях царевича: к соборному устроению православной церкви, к непробужденным народным низам, к принятию "сердцем" Евангелия, с его правдой страдающего Бога. Алексей в романе Мережковского пришел к идеям, волновавшим большую часть русской интеллигенции начала века, идеям духовного очищения и преображения народа, его единения в новой вере Христу, возрождающей подлинный смысл Нового Завета. Ключ к пониманию героев Мережковского — в синтезе выражаемых ими взглядов, побуждений, идеалов. Писатель в уже цитировавшемся письме к Суворину утверждал: "А примирение нашей будущей культуры Петра и Алексея...— все-таки самое главное, что нам предстоит". Подобный синтез не нашел отражения в романе. Зато особенно ярко проявлено двойничество героев, которые "отражали и углубляли друг друга, как зеркала, до бесконечности". Двойничество — тот магический кристалл, сквозь который по-новому воспринимаются образы Петра и Алексея. На всем протяжении романа царь и его сын противостоят друг другу. Расцененные по отдельности, они несовместимы между собой, но есть в них общая сущность. Тут выражены черты русского интеллигента, каким видел его Мережковский. "Все мы русские любим по краям и пропастям блуждать",— цитировал Мережковский в "Грядущем Хаме" (1905) славянофила XVII века Ю. Крижанича. В романе это же признание сделал Алексей в споре с фрейлиной Арнгейм о том, с кем Христос: с русскими или "немцами". Говоря о "краях и пропастях", Алексей, а, следовательно, и Мережковский, имели в виду не только избранническую миссию русской интеллигенции (на этом вопросе мы еще остановимся). Здесь подчеркивалось, наряду со святыми порывами, то стихийное, языческое,— тот "Иваныч", который мешает человеку уйти от обыденного и полностью обратиться к Божественному. В таком "раздвоении единой личности" виделась писателю ее трагедия. Изменив воззрения на христианство к моменту написания третьего романа трилогии, Мережковский стал вкладывать и в понятие язычества совершенно иное содержание. Он, разумеется, не был противником античной культуры (религии — в том числе), ее изучением активно занимался на протяжении всей жизни. Но в период работы над последней частью "Христа и Антихриста" под языческим началом разумел те проявления земного существования, которые, по его мнению, увлекали человеческую душу к низменному. Представления писателя о язычестве были обусловлены сначала влиянием, затем неприятием ницшеанской идеализации периода варварства в истории развития человеческого духа. Ницше писал: "Напротив, я утверждаю, что в те времена, когда человечество еще не стыдилось своей жестокости, жизнь на земле была веселее, чем теперь, когда существуют пессимисты". Философ противопоставлял "ручным домашним животным" ("современным людям") — "древнейшего человека", для которого жестокость была "празднеством" и "в качестве нормального свойства проявлялась в виде "бескорыстной злости", ...вместе с тем, как нечто такое, что от всего сердца дозволяется человеческой совестью". Это "празднество бескорыстной злости" Ницше ставил над идеями христианского самоотречения. В отличие от Ницше, Мережковский принял Христа. По свидетельству Гиппиус (в книге "Дмитрий Мережковский", 1951), "плоский материализм старой "интеллигенции" ...не мог не привести его к религии и христианству". Отсюда — наделение негативными красками варварских, отметенных от единого Божественного начала чувствований. Соприкосновение с ними оказывалось гибельным для персонажей романа, хотя мера их вины и постигшего наказания была разной. Подвергся опасности утонуть во время наводнения часовой, не посмевший нарушить приказ Петра об охране статуи Венеры. Буря налетела на город, когда в угоду чужеземной богине анатомировалась икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, а сам Петр бросился прочь, обеспокоенный судьбой царицы. Зловещими знаками разгулявшейся стихии отвечала природа на все попытки Петра привить дух "паганизма" русской стране. Именно царское увлечение языческими идолами, чужими, аморальными устоями пробудило остро болезненные процессы в общественной атмосфере, усилив конфликтную ситуацию во внутреннем состоянии России. Тем не менее именно поэтому созрела новая тенденция ее культурного развития. В представлении жителей Петербурга чужеземные боги преобразовывались в антихристово воинство. Построенные по образцу древнегреческих вакханалий маскарадные шествия, в которых любил участвовать император, вызывали у народа жуткое впечатление. Образ царя-барабанщика при погребении любимого карлика, грозный лик Петра в сцене еще более чудовищных похорон его сына, которого "унянчил", "упестовал" отец, поселяли всеобщее смятение, появились, укрепились мрачные пророчества о конце света, об антихристовом пришествии. Император был воспринят слугою дьявола, что породило массовое недоверие ко всем его начинаниям. Алексей стал страдающей стороной в своем противостоянии отцу, тем глубже, однако, понял царевич духовные, христианские идеалы. Вынужденное, по требованию петровского двора, созерцание произведений искусства, исполненных поклонения языческим богам, сопровождалось в воображении Алексея то ужасающими, то пародийными видениями. Статуя Венеры оказала на него столь же пугающее впечатление, что и на Джованни Бельтраффио ("Леонардо да Винчи"), увидевшего в ней "белую дьяволицу". Во время наводнения в росписях на потолке флигеля Алексею представились хороводы в страхе метавшихся амуров и психей, выразителей низменной, плотской любви. В душе царевича проснулась совесть, ощущение собственной греховности. "Еремка, Еремка! поганый бог! — обращался он к Эросу— От юности моея мнози борют мя страсти. В окаянстве других обличаю, а сам окаяннее всех". Для автора "окаянство" животных инстинктов не менее отвратительно, т.к. они разрушают человеческие отношения, убивают подлинную любовь. Этот взгляд убедительно выражен и трагедии царевича. Влечение Алексея к чувственным наслаждениям предопределило его горькую судьбу. Грешная любовь к Ефросинье явилась причиной смерти принцессы Шарлотты. Будто Козлоногая, с полотен Рубенса, Афроська, ставшая в сознании царевича земным воплощением соблазнительной и страшной Венус, привела его самого к гибели, коварством убедив вернуться к батюшке. Путь, на который толкнула наследника русского престола низкая страсть, с самого начала порочен и обрекает несчастного на страдания и казнь. Было бы ошибкой утверждать, что Мережковский выступил сторонником церковных призывов к аскетизму, что он отрицал божественные истоки порывов человеческой души. По этому вопросу, особенно широко обсуждавшемуся на рубеже XIX—XX веков, писатель, скорее всего, придерживался убеждений, высказанных Владимиром Соловьевым. "В половой любви, истинно понимаемой и истинно осуществляемой,— писал Вл. Соловьев в статье "Смысл любви" (1892),— ...божественная сущность получает средство для своего окончательного, крайнего воплощения в индивидуальной жизни человека, способ самого глубокого и вместе с тем самого внешнего реально-ощутительного соединения с ним. Отсюда те проблески неземного блаженства, то веяние нездешней радости, которыми сопровождается любовь, даже несовершенная, и которые делают ее, даже несовершенную, величайшим наслаждением людей и богов...". Такой идеал дорог Мережковскому. Но, по его мнению, никогда не было достигнуто и вообще трудно достижимо гармоническое сочетание земного и небесного начал. Вот почему в романе всемерно акцентируется трагический мотив душевных противоречий. Вместе с тем этот мотив повлек за собой иной, едва ли не главный для выражения авторской концепции культуры. Метания между греховностью и святостью, "раздвоение единой личности" — те качества, которые волновали Мережковского в его современниках. Гнетущая дисгармоничность как источник предельного общественного разложения раскрыта в образах Петра и Алексея. Но мучительное ощущение человекомсвинского, варварского в себе как бы стимулировало его тяготение к совершенному очищению. Алексей, как Иваныч и Глеб,— тонизок, то свят. В этой способности к возвышенным порывамписатель видел светлую перспективу. В своей публицистике онвыразил веру в будущее русской интеллигенции, которую почитал "разумом, сознанием России": "разум, доведенный до концасвоего, ...приходит к идее о Боге", то есть стремится к совершенствованию, и может стать "Лотосом России, как члена Вселенского тела Христова". ч Вера в такую возможность направляла неорелигиозные искания Мережковского. Церковь, по его мнению, должна была очиститься от своих недугов, зародившихся еще в Петровской эпохе, когда были заложены основы религиозного культа, подвергнутого критике в статье Мережковского "Теперь или никогда" (1906). Автор считал, что "основной статьей русского законодательства" "Божие" (т.е. церковь) "отдано не Богу, а кесарю". "В управлении церковном самодержавная власть действует, посредством святейшего синода, ею учрежденного". Комментарий этой статьи церковного уложения завершается критическим резюме: "Это значит, церковь не сама гобою управляет, а управляется Государем, и св. синод, "постоянный собор церковный", является только орудием, рычагом, "посредством" которого самодержавная власть правит церковью. Но тем самым не подвергается ли величайшему сомнению свобода церкви, не только внешняя, по отношению к государству, но и внутренняя, по отношению к высшим целям ее религиозного бытия, вся живая жизнь церкви как тела Христова". Снова следует уточнить позицию Мережковского-публициста. Он вовсе не все отрицал в отношении Петра к русской церкви. Она оказалась неспособной помочь царю в его деятельности по приобщению России к культуре, дошла до "чудовищного религиозного абсурда", "в своей национальной нетерпимости", объявив все западноевропейские достижения "поганым латинством" и "поганым люторством", утверждая, что "все народы, исключая Россию, от Христа отступили". Поэтому действия императора, взявшего на себя роль патриарха, Мережковский-публицист считал подвигом, а не преступлением. Эта позитивная оценка явно, однако, отличается от той, что дана в романе. Спокойные доводы разума, правомерные в публицистики, в художественном произведении были рассмотрены сквозь призму человеческих переживаний. Царя-Антихриста проклинали раскольники. Народ ужасался глумлению над святыми мощами, превращению старых монастырей в казармы для солдат-инвалидов. Глубоко религиозный Алексей отвернулся от новой церкви, для которой вера стала "духовным артикулом", подобно воинскому. Писатель сравнивал размещение новых чиновничьих коллегий в старых лалатах московского кремля с копошащимися червями, разъедающими труп. Автор романа, несомненно, отдал собственные раздумья своему герою — Алексею, который не принял "духовной политики" отца. Само слово "политика" в применении к религии оскверняло христианские чувства. Петр, считавший, что безбожники подрывают "основание законов, на коих утверждается клятва и присяга властям", стремился верой укрепить самодержавие, основу государства. Призывая церковь XX века к отъединению от самодержавия, Мережковский предполагал и ее полное освобождение от "всех исторических форм государственности, всех мирских властей. Он мечтал о "Новом Граде Божием", где не будет "законов, царств, начальства", а будет лишь "единый Царь царей Первосвященник — сам Господь". Самодержец же, ставя себя над церковью, посягал на место Божие. "Духовная" политика Петра предстала как нарушение тайны исповеди, фискальство подкупленных деятелей церкви, как предельная жестокость в искоренении старой веры. Архимандрит Федос для доказательства необходимости расправы с раскольниками прибегнул к вопиющим рассуждениям: "еретикам полезно умереть, и благодеяние им есть, когда их убивают: чем больше живут, тем больше согрешают". Любимец царя Феофан Прокопович предлагал искать явную вину, но за нее рвать людям ноздри и ссылать их на галеры. Оценка Мережковским Феофана Прокоповича была, безусловно, необъективна. Автора не интересовали в данном случае его литературные заслуги, вклад в русскую культуру. В романе Феофан Прокопович — лишь выразитель официальной политики Новая церковь не давала духовной опоры верующему. Петр убедился в том, на собственном опыте. Когда царь мучительно размышлял над тем, казнить или нет своего сына, он понял, что к церкви, превратившейся в рабу светской власти, обращаться бессмысленно. Митрополит Стефан и епископ Феофан прикрылись расхожей фразой; суд церкви — духовный, а "не по плоти и крови". По Мережковскому, еще при Петре церковь устранялась от решения мирских проблем. Сам же писатель, его единомышленники по петербургскому Религиозно-философскому обществу призывали ее к активному вмешательству в жизненные конфликты. Сходными взглядами Мережковский наделил своего героя — царевича Алексея, придав его образу ореол мученика и подвижника во имя поруганной "церкви, ...всего на