Реферат по предмету "Разное"


А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского краяСвоеобразие цветовой детали в ранних рассказах М.Горького.Выполнила: Гриб Юлия Юрьевна, ученица 11 «А» классаРуководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературыСолнечный 2007^ А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным.Ф. М. Достоевский. «Подросток»I. Введение. Своеобразие художественного мира ранних романтических рассказов Горького.II. Горький и слово.III. Цветовая деталь в рассказе «Старуха Изергиль». §1.Основной конфликт в рассказе. §2. Речевая экспрессия во вступлении к рассказу, выраженная на уровне цветовой детали. Образ Лары : голубой противостоит красному и черному. Сближение образа старухи и образа Ларры. Символическое значение цветовых деталей в рассказе. Значение образа голубых искр.^ IV.«Песня о Соколе». § 1 Цветовая антитеза в рассказе. §2.Цветовая деталь в полной мере поддерживает идею произведения .V«Песня о Буревестнике» - символико-аллегорическое1 произведение. ^ VI. Заключение. Значимость цветовой детали врассказе.IВведениеНа уроках литературы мы говорили о том, что ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств. Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.В своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме2: человек – существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям, но также может за одно мгновение всё разрушить, повергнув человечество в пучину страданий. Горький показывает в ранних произведениях все страхи и переживание, радости и горе. Читая рассказы и пьесы замечательного писателя – мыслителя М. Горького, понимаешь, насколько сильно этот человек любил свою Родину, свой народ, как искренне верил и надеялся на то, что этот народ сможет построить чудесную, счастливую жизнь. Мне очень близка и понятна позиция автора, именно поэтому я решила выбрать его ранние рассказы для своего исследования в рамках проекта «Своеобразие цветовой детали в ранних рассказах М. Горького».^ Цель работы: выявить художественное своеобразие цветовой детали в ранних романтических рассказах Горького. Задачи:провести текстуальный анализ ранних произведений М. Горького;собрать и систематизировать литературно- критический материал по заявленной теме;обобщить полученные данные, представить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.^ IIГорький и слово.Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык», глубоко продумывать свои произведения, с тем, чтобы избегать «хлама торопливых и непродуманных слов».3 Конечно, говоря о слове, Горький имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык. Как можно понять выражение Горького «слышать и видеть язык»? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы писателя. Я думаю, что, прежде всего Горький хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь, которая понятна народу, идёт от самого народа, живую речь. Многие исследователи творчества Горького говорят о значимости, продуманности каждого слова в его произведениях. Точные цветовые определения Горького действительно позволяют увидеть живой образ. Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ «Макар Чудра»4 начинается с описания природы. Мы видим и слышим, как «осенняя мгла ночи вздрагивает и, пугливо отодвигаясь, открывает безграничную степь», «темнота степи мертво молчит»…Тёмные, чёрные цвета позволяют нам почувствовать тревогу, надвигающуюся трагедию. Когда мы читаем, что очи Лойко5«темнее... смотрят», мы сразу понимаем, что происходит в душе героя. Вот описание природы в рассказе «Челкаш»6: «Жаркое солнце смотрит в зеленое море», «волны бьются и ропщут». Читатель как бы окунается в многоцветие мира, многоцветие бытия. Море живое, движущееся предстаёт перед нами.В своём исследовании я подробно остановлюсь на трёх наиболее известных ранних романтических рассказах Горького: «Старуха Изергиль»7, «Песня о Буревестнике»8, «Песня о Соколе».9III§1Основная идея рассказа «Старухи Изергиль» сосредоточена в двух легендах, рассказанных главной героиней. Два героя: Ларра и Данко - воплощают в себе конфликт10, который можно обозначить, как столкновение индивидуалистического и коллективистского, альтруистского11 сознаний. Этот конфликт дает возможность рассмотреть развитие идеи рассказа в основном через художественные детали12, в частности, через детали, связанные с цветовой символикой. Но нельзя оставлять без внимания и образ главной героини- старухи Изергиль. Её образ очень важен в рассказе. Промежуточное положение Изергиль между героями-антагонистами13 подчеркнуто композиционно, архитектоникой14: рассказ Изергиль о себе находится между легендами о Ларе и Данко. Изергиль в молодости живет для себя. Но ее последняя любовь не похожа на предыдущие. Аркадэк ее не любит, а Изергиль, зная об этом, его спасает. убив ни в чем неповинного человека. Только Аркадэка Изергиль называет по имени, остальных - по роду занятий, по национальности. Здесь проявляются её индивидуальность, ее странность. Самоотверженность неразрывна со странностью. Почти эти же качества проявляются и в героях рассказанных ею легенд. ЖЁЛТЫЙКаково художественное содержание этих трёх образов? Поможет ли ответить на этот вопрос изучение цветовых деталей в рассказе?- вот вопросы, на которые я хотела бы ответить, изучая этот рассказ. Много и других вопросов возникло у меня, когда я изучала цветовую структуру рассказа. Почему луна кроваво-красная? Почему красная луна сравнивается с черной и жирной землей, в чем смысл соотнесённости красного и черного? Почему красная луна постепенно становится голубой? Почему тень Ларры темнее и гуще других, то есть черная? ЖЁЛТЫЙ§2Вступление к рассказу отмечено характерной для романтизма речевой экспрессией15, но сначала не очень понятен её идейный смысл. Причём, во многом эта экспрессия выражена через цветовую деталь:«Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих золотых узоров звезд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияние луны, еще скрытой за горными вершинами.» 16 Изучая рассказ, можно проследить, что данная во вступлении цветовая гамма: красный, черный, голубой, бронзовый (золотой) проходит через весь рассказ. Значение этой гаммы понятно лишь в контексте целого рассказа. Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу. От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх. Теперь попытаемся понять семантику 17 цвета в рассказе. Ларра долго наслаждался и бесплодно. Этот процесс проявляется через превращение красного «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, от чего, наверное, и стала такой жирной и щедрой»18, в черный «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И всё ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»19. Красный это ярость плоти, черный ее смерть. Голубой традиционно обозначает чистоту, духовность, вещественность, бессмертие души. Голубой противостоит красному и черному: «В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…»20В портрете Изергиль (часть 2-ая) представлена основная цветовая гамма рассказа (едва заметная вариация голубого — в пепельно-серых волосах, выбившихся косынки) с доминантой черного, что мотивировано композиционно: портрет идет сразу же за легендой о Ларре. Автор, недовольный заключительными интонациями героини, подчеркнуто сближает ее с Ларрой.«Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежали прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.^ Она снова начала рассказывать своим хрустящим голосом: — Я жила с матерью под Фальчи, на самом берегу Бырлада…»21 В дальнейшем, как мы знаем, она будет сближена с Данко. Правомерно, однако, и другое объяснение. Перед нами реалистический портрет. Поэтому цвет не столько выражает, символизирует какие-то сущностные категории, сколько изображает старость.Очевидно, что в рассказе цветовые детали имеют не столько предметное, сколько символическое значение. Они намекают на различные аспекты конфликта, которые в дальнейшем будут развернуты. Например, противопоставление туч, резких, как скалы, и мягких, как облака, можно понять как самое общее обозначение философского конфликта вещественного - невещественного В основе союза верха и низа, красной луны и черной земли разгул плоти. Интересно, что автор неоднократно отмечает превращение красной луны в голубую. “Луна взошла. Ее риск был велик, кроваво красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью, а в степи, слева от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны. Они стали прозрачней и светлей” Это путь от животного к духовному. Правда, этот принцип проведен не вполне последовательно. Если его представить графически, то линия подъема ломается в финале, идя вниз, (стандарт и уникальность сталкиваются, осторожный человек наступает на сердце Данко), чтобы вновь взметнуться голубыми искрами. §3ЖЁЛТЫЙ Впервые этот образ появился в конце второй части, где не луна, а голубые искры рассеивают черноту ночи. “На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака, и в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывавшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, напоминавшие что-то сказочное.- Видишь те искры? спросила меня Изергиль.- Вот те, голубые? указывая ей на степь, сказал я.-.Голубые? Да, это они... Значит, летают все-таки! Ну-ну... Я уж вот не вижу их больше не могу я теперь много видеть.- Откуда эти искры? - спросил я старуху.Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.- Эти искры от горящего сердца Данко”. “Голубые искры” сжато и лаконично завершают мотив странного, начатый во вступлении, становятся символом уникальной личности, а учитывая, что вещественное и духовное воплощается именно в странном, уникальном герое, то голубые искры обретают значение центрального символа всего рассказа и освещают всю трагедию. “Голубые искры”, почти оксюморон22, по сути, противопоставлены характеристикам толпы, которую Данко сравнивает со стадом овец, а Изергиль с волками. Голубые искры - это редкое сочетание тепла и холода, плоти и духа. Когда Данко выводит людей из леса, природа была равнодушна к людям и даже враждебна: голубые искры противостоят синему холодному огню молний. Ларра пришел на землю с неба, но в нем даже промелька голубого нет: черная тень - все, что осталось от выпитой крови и съеденного мяса. Тепла нет, только холод верха. ЖЁЛТЫЙВ 1-ой части никто не ошибается, разве что Ларра, не учитывающий в себе человека. Наказание бессмертием — парадокс, ко он все же лишь преддверие к настоящему чуду, присказка. Решение старца санкционировано громом небесным в соответствии с представлениями древних о верховной власти бога- громовержца. Голос Данко “сильнее грома”.ЖЁЛТЫЙ Красно-голубое — это праздник, счастье, “золото в лазури”, гармония плоти и духа. Это страна, где благодатно слились солнце, дождь, степь, река, красное, золотое, бриллиантовое. Это мечта, ставшая явью. “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди окунулись море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко ^ Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...» Так заканчивается рассказ старухи Изергиль о Данко. Превращением красного сердца в голубые искры. Красного, мгновением пылающего сердца в вечные голубые искры. ЖЁЛТЫЙ^ IV«Песня о Сокол廧 1 В « Песне о Соколе» Горький продолжил и развил героическую линию русской литературы, столь ярко представленную творчеством Пушкина23, Лермонтова24, Гоголя25 и других писателей. «Песня…» построена на антитезе26 бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземлённого существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистичного страха за свою шкуру. Эта антитеза заявлена и на уровне цветовой детали. Вот описание места, где будут происходить события: «Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны в низу о камень… А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями… Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя». Чётко противопоставлены места обитания двух героев «Песни…» Основное действие происходит в сыром ущелье, но за пределами ущелья идёт большая, яркая и красочная жизнь, и всё, что мы увидим, и что происходит в ущелье - его обстановка, столкновении Ужа и Сокола, - соотнесено с картиной огромного, безбрежно огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима. Для Ужа теплое и сырое ущелье – обетованная земля. Сокол задыхается в мрачной и тёплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он в первое мгновение не замечает, куда его бросила судьба. Но стоит Ужу провозгласить своё credo 27: «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!», как «Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повёл очами», Вот теперь возникает картина ущелья, с которой если придерживаться естественного развития повествования, может быть, следовало начать песню Рагима: «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темно и пахло гнилью». Жизнь в такой обстановке, точнее и шире – жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование, для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о «счастье битвы». Именно Сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качество богатыря, витязя, человека вольной жизни. «Это брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками – писал М. Горький сыну в 1911 году, - скучнейший народ!». 28 Уж, оберегающий своё никому не нужное, эгоистическое существование, мёртв при жизни. Именно поэтому с его образом отождествляются серые, чёрные, мрачные цвета. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, всё прахом будет…» Нет, не всё, отвечает писатель. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Мотив широкого и вольного мира, полноцветного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию, смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» И если даже такие, как Сокол, пока (речь идёт о времени написания «Песни…») одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной 29 жаждой свободы, света!» Очевидно, что с образом Сокола, с идеей, которая воплощена в этом образе Горький связывает яркие цветовые детали. Красные цвет- цвет крови, причём нет обычной трагичной тональности в этом слове. Напротив, значение этой цветовой детали получается пафосным, героическим. Кровь Сокола горячая - зовущая к свободе, к простору, к подвигу, к жизни в полёте.§2Первый, вступительный пейзаж. Природа одухотворена: «море лениво вздыхает… крепко спит... шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег... горы важно задумчивы... одна волна, посмелее, подползла ближе к людям... луна задумчиво льет свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу...» Весь пейзаж дышит умиротворением покоем. Не бездействием, а покоем. Тёмно синие и жёлтые цвета, преобладающие в этой пейзажной зарисовке, ассоциируются именно с ночным покоем, с замедленностью, сонностью движений. Природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. Мир объемлет тишина, полная тайны. И люди — рассказчик и его старый приятель Рагим — готовы умом и сердцем проникнуть в неведомое. На душе у рассказчика чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать. Рагим, философствуя, словно разговаривая с морем, по-своему пытается сформулировать мысли о загадках жизни и смерти. Далее следует песня Рагима о Соколе и Уже. В ней два пейзажа: картина сырого, душного, гнилого ущелья, «благословенного» приюта Ужа, и панорама широко разметнувшегося вольного моря, принявшего останки гордой птицы. В отличие от обрамления «Песни...» море здесь не спокойное, сонное, умиротворенное, а сначала бурное, затем, после гибели Сокола — грозно ревущее, сотрясающее своими ударами скалы. Но это в сказке. А в жизни? После высочайшего взлета поэтической интонации: «Безумству храбрых поем мы песню!..» — по контрасту следует фраза, открывающая заключительный пейзаж: «Молчит опаловая даль моря…» Тишина продолжает обнимать землю, и мотивы, звучавшие в начале «Песни...», как бы повторяются вновь. Повторяются - но не совсем. В свежем дыхании моря на горы рассказчику чудится теперь много мощной, сдержанной силы. В дремоте природы явственнее обозначается тайна. И душа человека рвется познать неразгаданное, ожидая какого-то высокого откровения... Так в чем же смысл такого обрамления «Песни..»? Создать фон для развертывания сказочного сюжета. Одухотворенность природы во вступительном пейзаже помогает естественнее воспринять грозную песню волн в главной части произведения. Но значение обрамления и в том, что оно побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии, и тем связывает сказку с окружающей действительностью. Почувствовать эту философскую деталь помогает именно цветовая деталь. Сине- жёлтые приглушённые цвета пейзажа ассоциируются со спокойствием, жизнеопределяющей философичностью. Песня Рагима о столкновении Сокола и Ужа в какой-то мере отвечает на вопрос о смысле жизни. Недаром старый чабан в начале повествования рассуждал о Боге, о рае, о праведниках и грешниках, об их судьбах. Сокол - любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами нередко называли вольных людей, В народной поэзии образ Сокола близок к образу Орла (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым в «Капитанской дочке»). Уж в русском фольклоре — носитель равнодушия, лепи, самодовольства, Трусости, мелочности интересов. Горький рисовал героев «Песни...», следуя традициям устной народной поэзии, для Сокола небо, ярко- голубая, наполненная светом стихия, — символ счастья, благородных порывов духа, борьбы за свободу. Уж понимает «небо» буквально — как «пустое место», как бесцветную «пустыню без дна и края»: «Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу». Сокол только в полете расправляет крылья и дышит полной грудью. Уж, даже прянув в воздух, через мгновение оказывается в теплой сырости ущелья: лишь там он может жить, то есть питаться и ползать,— больше для «счастья» ему ничего не нужно. В середине 90-х годов, когда был написан первый вариант «Песни...», о людях, подобных Соколу, «с солнцем в крови», можно было только мечтать. Но они уже появлялись в жизни, и с каждым поворотом истории их становилось больше. Революционеры 90—900-х годов видели в горьковском Соколе черты непримиримых борцов с самодержавием. Они были правы. Но вместе с тем содержание образа Сокола гораздо шире. В нем воплощены и общечеловеческие качества, характерные для многих догорьковских времен и сохранившиеся и приумноженные в последующие десятилетия: сила духа, жизненная активность, готовность на самопожертвование, свободолюбие, пре - зрение к бескрылому существованию. ^ Исследовав «Песню о Соколе», я пришла к выводу, что цветовая деталь в полной мере поддерживает идею произведения.V«Песня о Буревестнике»«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенности в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет жирное тело в утёсах. … Только гордой Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги, изумрудные громады. Буревестник с криком реет. Чёрной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом скрывает. Вот он носится, как демон, - гордый, чёрный демон бури, - и смеется и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют! Ветер воет… Гром грохочет… Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний. Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!...Исследовав это произведение с точки зрения цветовой детали, можно сразу отметить общую цветовую насыщенность «Песни…».Более пятидесяти цветовых деталей есть в этом небольшом тексте. Художественная идея построена на противопоставлении тёмных ( серые, синие, чёрные) цветов и ярких ( красные, жёлтые, белые).В виде диаграммы это можно представить так:По этой диаграмме можно увидеть, что в «Песне…» преобладают синий, серый, желтый цвета. И лишь малую долю занимают красный и белый цвета. Но, как мне кажется, именно поэтому красные и жёлтые цветовые детали приобретают особую значимость в произведении. Они наполняются своеобразным сигнальным значением. Уже во время первого чтения, благодаря этим своеобразным словам – сигналам мы понимаем, что перед ними не пейзажное, а символико-аллегорическое30 произведение. Однако не нужно поспешно расшифровывать социально-политического смысла «Песни…». Основу «Песни о Буревестнике» составляют три сменяющие друг друга картины: приближение бури, нарастание бури, буря. От картины к картине, по мере приближения и нарастания бури, меняются краски и звуки. В первой картине «ветер тучи собирает». Во второй – «всё мрачнее и ниже тучи опускаются над морем». В третьей – «синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря». Изменяется и море: сначала – «седая равнина моря», позднее – «и поют, и рвутся волны к высоте навстречу к грому», наконец – «ревущее гневом море». Нарастает радость и возбуждение Буревестника. В первой картине он уподобляется чёрной молнии, «и – тучи слышат радость в смелом крике птицы». Во второй – новая метафора – «гордый, чёрный демон бури»; «он над тучами смеётся, он от радости рыдает». В третьей – Буревестник назван «пророком победы», - далеко над морем разносится его клич «Пусть сильнее грянет буря!».Цветовые детали, использованные здесь писателем, помогают в полной мере ощутить значимость образа Буревестника. Он способен противостоять всему тёмному. Противостоять, не выжидая лучшего времени, а, напротив, в борьбе, в движении. Образ Буревестника символизирует такой тип людей, которые необходимы нашему обществу, особенно в минуты бурь, потрясений. Они- как молния. Ярко и ослепительно проходит их жизнь.VIЗаключение.На рубеже ХIХ—ХХ веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном на ряду с Чеховым, Толстым, Короленко. Я думаю, что это происходило потому, что, как и другие признанные классики, Горький пытается в своих произведениях найти ответ на вечные вопросы человечества: о смысле жизни, о возможности ее изменения человеком, о предназначении человека. И вместе с ним взгляд читателей, критиков, других писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». ^ Помогает Горькому по настоящему показать природу и характеры людей, цветовая деталь..Благодаря этому исследованию, я получила возможность ещё раз погрузиться в удивительный романтический мир ранних рассказов Горького. Я думаю, что нравственные уроки, отражённые в них, тщательный анализ ситуаций на внутреннем уровне( уровне цветовых деталей), помогут мне определять свой личный путь, своё положение в обществе. Беленький Г.И. – Просвещение. Москва. 19978 Смирнова Л.А. Русская литература – Москва. 1989 Зельцер Л.С. Выразительный мир художественного произведения. – Москва, 2001 Дементьев А. Г. Русская советская литература. – Москва, 1975 Муратова К.Д. М. Горький. Семинарий. – Москва, 1981 Волков А.А. А.М. Горький. – Москва, 1975 Волков А. А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. – Москва, 1977 М.Горький, «Макар Чудра и другие рассказы» «Детская литература», Москва 1974 Лопатин В.В. «Малый толковый словарь русского языка». Москва 1993 Безносов Э.Л. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы» Дрофа Москва 2000 Тимофеев Л.И. «Краткий словарь литуроведческих терминов» Москва 1985 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М., 2000 1 Аллегория- иносказание. 2 Исходное положение, принимаемое без доказательств. 3 К.Д. Муратов «семинарий» 1981 г. 4 Сентябрь 1892 г. 5 Герой рассказа « Макар Чудра» 6 Август 1894 г. 7 Апрель 1895 г. 8 1901 г. 9 1895 г. 10 (от лат. Conflictus - столкновение) – противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжет. 11(от лат. alter - один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) - прозаический жанр 12 Мелкая художественная подробность, одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. 13 Персонаж литературного произведения, противопоставленному герою (протагонисту), нередко вступающий с ним в борьбу; активный отрицательный персонаж, чья деятельность вызывает недоверие автора. 14 Архи (приставка со знач. Высшей сте


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.