Развитие пространственного воображения методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Знакомя детей на уроках с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, я провожу цикл интегрированных занятий, включающий художественно-речевые занятия, оригами, изобразительное искусство. Внедрение любого новшества проходит в три стадии: Не может быть! В этом что-то есть… Кто этого не знает! Интеграция понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей (разнообразные игры: дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые, оригами, изобразительную деятельность). В интеграции не все содержание включается в процесс художественного творчества на равных основаниях, что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие содержания и виды деятельности. Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Оригами (японское искусство складывания из бумаги) пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и, конечно, игра. Из обычного листка бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки довольно условные, что дает возможность ребенку домыслить и дофантазировать их. Русские куклы тоже были несколько условны, даже почти безлики. Это позволяло ребенку додумать самому, что в данный момент кукла делает — плачет, смеется или, может быть, сердится. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребенка. Он нередко отождествляет себя с игрушечными персонажами, пытается представить себя домиком, мышонком. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития ребенка, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что предоставляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”. Одним из психологических процессов, имеющих важное значение для успешного осуществления художественно-творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: а) наглядно-действенная; б) наглядно-образная; в) логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на дошкольном этапе. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребенка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений — главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеют чрезвычайно важное значение не только для любой творческой деятельности ребенка и человека вообще. Психологи подчеркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребенка к школьному обучению, и не только в начальной школе, но и в старших классах. Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеет художественная деятельность, широко включаемая в педагогический процесс. Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающиеся и расширяющиеся, запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, использующее образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянет ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества, и делает этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы. Даже при простом копировании действий взрослого ребенку приходится использовать пространственное воображение. Если же поставить задачу разобрать фигурку и собрать ее самостоятельно из другого листка бумаги, уровень сложности вырастает многократно. Особо следует остановиться на развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных возможностей у детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающих самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению ребенка к действительности способствует удовлетворение его потребностей; и одна из важнейших — потребность в деятельности. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными видами творчества на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребностей ребенка в деятельности, а следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности. Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и таких потребностей, как интеллектуальная, познавательная, потребность в приобретении новых знаний о мире. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку. Условность образа, нацеленность на красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя — эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же еще предстоит осознать, принять как эстетический идеал, совершенство кажущейся простоты форму в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное — ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема — это ступень лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница удобна и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь будет интересен. Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению. Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Очень удачным моментом в своей работе считаю соединение искусства слова, декоративно-прикладное искусства и искусства складывания (оригами): в этот момент я обучаю детей творить. На уроках мы изготавливаем поделки в стиле оригами, а затем расписываем их, используя элементы декоративно-прикладного искусства. В конце урока из под кисти детей выходят настоящие шедевры, которые можно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Из стаканчика можно выпить воды, а в коробочку можно сложить всякую мелочь. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребенка. Интегрированные уроки изобразительного искусства и оригами Тема "Чудо Гжель" "Дымковская игрушка" "Городецкое чудо" "Золотая Хохлома" Цели познакомить детей с историей создания гжельской керамики, дымковской игрушки, городецкой росписи, хохломской росписи; объяснить, для чего служит роспись; научить видеть и выделять характерные элементы росписи; воспитывать интерес и любовь к народному творчеству; научить выполнять поделки в стиле оригами; воспитывать аккуратность при выполнении работы; развивать пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности. Оборудование листы бумаги для изготовления поделок в стиле оригами, ножницы, кисти, гуашь или акварель; образцы гжельской керамики, дымковские игрушки, образцы городецкой росписи, посуда с хохломской росписью; рисунки с элементами гжельской, дымковской, городецкой, хохломской росписи.