ТЕМА УРОКА: «Есть такие прирождённые ангелы...» Образ Матрёны (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).ЦЕЛИ УРОКА: дать ученикам возможность задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.«вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской, ангеломЭпиграф к уроку Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи(насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая... А. И. Солженицын^ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;портрет писателя;мультимедийная презентация по теме урока.печатная таблица «Способы создания образа героя». ^ ХОД УРОКА.1.Вступительное слово учителя.Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках. - Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.- Я ищу человека, - ответил Демосфен.Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.- Человека, - снова ответил Демосфен.- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.- Я ищу человека… - Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.^ 2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). ( слайд № ) - А что такое эпиграф? Для чего он нужен? - В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.^ 3. Проверка д/з. Работа с текстом произведения.Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу. Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6) Сл. раб. – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.^ Опрос по содержанию произведения - Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной? - Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?- Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены. - Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица) слайд № раздаются таблицыОтвечать будете по группам.5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием (карточки прилагаются)- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбиных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.( Вам ещё только предстоит познакомиться с этими произведениями. Так что Вы счастливые, ведь сможете ощутить радость от чтения нового интересного произведения)- Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич? Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич? - На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены? - На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? (заполняется вторая колонка тетради) «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.- В чем особенность речи героини?Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи? (обратите внимание на тон, тембр речи.)- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.- Как характер Матрены раскрывается в её речи?- Как проходит обычный день Матрены? В чем смысл её жизни?Карточка: 4 гр. Жизнь и быт Матрены. - Как проходит обычный день Матрены? Чем она занимается? - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен? - Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)А теперь общее задание для всех Как к Матрёне относятся окружающие?Отношение окружающих к героине- Как к Матрене относятся окружающие: - родные, - соседи, - правление колхоза?«Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор? ( слайд № )Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. - Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?- Каковы причины гибели Матрёны?Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.- Как относятся к её смерти в деревне? Можете зачитать из текстаИ оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.^ 8. Анализ финала рассказа- Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9) Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован ( Твардовский переименовал его, чтоб пропустить в печать)^ 9. Итог урока Можем ли мы с вами назвать Матрёну Васильевну ангелом, праведником? (Какая запись получилась у вас в таблице в первой колонке?) А почему мы говорим «прирождённый»?- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини? Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?^ 9. Дом. зад. (слайд №11)Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын. Форма работы — эссеОцениваниеРефлексия1 гр. Интерьер как способ создания характера.- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич? - На какие важные детали в описании избы обращает наше внимание автор?- Кто населяет избу Матрены? ______________________________________________2 гр. Портрет как способ создания характера.- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?______________________________________________3 гр. Речь как способ создания характера.- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи? (обратите внимание на тон, тембр речи.)- Как характер Матрены раскрывается в её речи?______________________________________________4 гр. Жизнь и быт Матрены. - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается? - Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?______________________________________________ Отношение окружающих к героине- Как к Матрене относятся окружающие: - родные, - соседи, - правление колхоза?- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор? _____________________________________________