Реферат по предмету "Разное"


«Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова»

На правах рукописи Алексеева Ирина Степановна Профессиональное становлениемолодых специалистов в условияхсельской школыСпециальность 13.00.01 – общая педагогика,история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наукЯкутск – 2006 Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Мордовская Анна ВасильевнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Куликова Лидия Николаевна;кандидат педагогических наук, доцент Березовская Татьяна ВладимировнаВедущая организация Московский государственный областной университет Защита состоится « 23 » июня 2006 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.Автореферат разослан « 19 » мая 2006 г.Ученый секретарьдиссертационного совета Петрова С.М.^ Общая характеристика исследованияАктуальность исследования. В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формирование учителя-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. В настоящее время требуется определить концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности молодых специалистов в контексте многоэтапного, непрерывного процесса повышения квалификации, самосовершенствования и творческой самореализации педагога. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-личностное становление молодых специалистов в сельском образовательном пространстве осложнено совокупностью проблем: малокомплектностью школ, их информационной удаленностью, территориальной и методической разобщенностью учителей, многофункциональной деятельностью педагогов. В этой связи актуализируется проблема профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. К настоящему времени достаточно разработаны теоретические аспекты профессионального становления начинающих учителей. Изучением проблемы профессионального становления педагогов в разное время занимались С.К. Бережная, С.Г. Вершловский, Т.А. Киселева, Л.В. Коновалова, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Лесохина, Т.С. Полякова, Т.М. Чурекова и др. Общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя раскрыты в исследованиях О.А. Абдуллиной, Ф.Н. Гоноболина, С.Б. Елканова, А.С. Запесоцкого, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Г.С. Никифорова, Г.И. Рогова, В.А. Сластенина и др. Организационно-педагогические условия развития региональных образовательных систем рассматриваются в работах П.П. Борисова, Ф.В. Габышевой, Р.Х. Гиниятуллина, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, В.П. Игнатьева, А.Г. Корниловой, Е.И. Михайловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, Т.Т. Саввинова, Н.Г. Худолия и др. Профессиональное становление молодых специалистов в различных сферах педагогической деятельности нашло отражение в исследованиях, посвященных социологическим проблемам сельской школы (Р.Г. Гурова, Г.Г. Силасте и др.), становлению и развитию сельской малокомплектной школы (Р.А. Акбашев, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев и др.), изучению особенностей национальных сельских школ (В.Ф. Афанасьев, Д.М. Бурхинов, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, Б.Ш. Молонов, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова и др.), раскрытию социально-педагогической деятельности сельской школы (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.Г. Корнилова, Т.Ф. Яркина и др.), социально-педагогическим проблемам сельских учителей (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Г.Г. Силасте и др.), подготовке и повышению квалификации молодых учителей (Р.Х. Гиниятуллин, Т.В. Киселева, Л.В. Коновалова, Е.Ю. Косарева, Р.Е. Тимофеева, О.М. Чоросова и др.). Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы выявил следующие противоречия: между растущей потребностью школ в педагогических кадрах нового типа и недостаточным притоком молодых специалистов; между необходимостью повышения квалификации молодых специалистов и недостаточным организационно-педагогическим обеспечением профессионального роста педагога в условиях сельского образовательного учреждения; между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и условиями труда сельских молодых специалистов; между личностными и профессиональными факторами становления молодого специалиста. Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе. Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы».Объект исследования - процесс профессионального становления молодых специалистов.^ Предмет исследования - организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.Цель исследования - определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельской школе.^ Задачи исследования: Обосновать концептуальные подходы к организации процесса профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. Разработать и проверить на практике теоретическую модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. Определить педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе. Подготовить научно-практические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. В основу исследования положена гипотеза о том, что профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе будет успешным, если: обеспечивается непрерывность профессионального становления молодых специалистов в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществляется сотрудничество молодых специалистов и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализуется личностно-ориентированная направленность повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Методологическую основу исследования составляют: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н. Аббаньяно, Н.А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм и др.), теории развития личности и деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.), акмеологическая концепция развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.), системный и комплексный подходы к изучению человека как субъекта отношений (В.И. Симонов, В.Д. Шадриков и др.), концепции профессионально-деятельностного (Е.А. Климов, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, С.Н. Чистякова и др.), компетентностного (Н.В. Кузьмина А.К. Маркова и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, И.С. Якиманская и др.) подходов к процессу профессионального становления личности.^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодого специалиста в условиях сельской школы, педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ данных опытно-экспериментальной работы.^ Экспериментальную базу исследования составили: Куду-Кюельская, Кяччинская начальные школы, Мальжегарская и Центрально-Абагинская школа-сад, Абагинская им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминская им. В.П. Сергеева, Дабаанская, Дельгейская, Жедайская, Кыллахская, Мархинская, 1-ая и 2-ая Нерюктяйская, Саныяхтахская, Солянская, Токкинская, Хоринская, Юнкюрская общеобразовательные школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия). ^ Основные этапы исследования.На первом этапе (1996-1999 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, зарубежного и российского опыта работы по непрерывному образованию начинающих учителей, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.^ На втором этапе (1999-2004 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному становлению молодых специалистов, разработка и апробация программы сетевой школы для начинающих педагогических работников, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.^ На третьем этапе (2004-2006 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.^ Научная новизна исследования состоит в том, что: уточнено понятие «профессиональное становление» молодых специалистов; обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к процессу профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы; определены педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества молодых учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, представляющей систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). ^ Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, программы сетевой школы для начинающих работников образования, состоящей из спецкурсов «Педагогическое общение», «Основы педагогического мастерства», «Информационные компьютерные технологии», содержания проблемных семинаров, круглых столов, совместной проектно-творческой деятельности, сотрудничества молодых и опытных педагогов. ^ Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений; использованием системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в условиях сельской школы; применением анализа и синтеза теоретического и экспериментального материалов, комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; длительностью педагогического эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, межрегиональных, межвузовских и республиканских научно-практических конференциях: «Современные технология образования» (г. Якутск, 2002 г.), «Качество высшего образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г. Якутск, 2003 г.), «Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества» (г. Якутск, 2003 г.), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутии)» (г. Якутск, 2004 г.), «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (г. Якутск, 2004 г.), «Этногенез и цивилизация: перспективы в образовании» (г. Новосибирск, 2004 г.), «Профильная деформация специалистов образовательного учреждения: проблемы и пути решения» (г. Благовещенск, 2004 г.), «Формирование индивидуальности будущих специалистов – стратегия образования XXI века» (г. Якутск, 2005 г.), «Perspektivni novinki vedy a technici - 2005» (гг. Прага-Днепропетровск, 2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова», улусных предметных методических объединениях. Результаты исследования внедрены в практику профессионального становления молодых специалистов Куду-Кюельской, Кяччинской начальных школах, Мальжегарской и Центрально-Абагинской школе-сад, Абагинской им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминской им. В.П. Сергеева, Дабаанской, Дельгейской, Жедайской, Кыллахской, Мархинской, 1-ой и 2-ой Нерюктяйской, Саныяхтахской, Солянской, Токкинской, Хоринской, Юнкюрской общеобразовательных школах Олекминского улуса Республики Саха (Якутия). Представленные в работе материалы нашли отражение в статьях, тезисах, программах.^ На защиту выносятся следующие положения: Профессиональное становление молодых специалистов – непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. Реализация системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов сельских средних образовательных учреждений предусматривает организацию сетевого взаимодействия улусных школ по обеспечению равнодоступного для начинающих педагогов единого образовательного пространства, создание системы: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда, позволяющей индивидуализировать данный процесс, использовать личностно и практико-ориентированные технологии повышения их квалификации. Теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы представляет собой систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). Педагогическими условиями, способствующими продуктивному профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах, являются: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества начинающих педагогов и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Основное содержание работы изложено на 146 страницах, содержит 7 таблиц, 8 приложений. ^ Основное содержание работыВо введении обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены данные по апробации и внедрению результатов исследовательской деятельности. ^ В первой главе «Теория и практика профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы» уточнено понятие«профессиональное становление», рассмотрены концептуальные позиции к его изучению, обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в условиях сельской школы, разработаны структура и содержание теоретической модели организационно-педагогического обеспечения данного процесса, определены педагогические условия, способствующие его эффективности. Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы показал, что становление и развитие личнос­ти представляет собой многоэтапный процесс взросления человека (Б.Г. Ананьев,В.А. Петровский и др.), включения его в социум (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,С.Л. Рубинштейн и др.), гармонизации индивидуальных и общественных интересов (А. Адлер, Н.А. Бердяев и др.), самосовершенствования, самоосуществления, самоактуализации, самореализации личности в жизнедеятельности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), реализации «жизненной стратегии» (Э. Фромм, А.С. Запесоцкий и др.). Анализируя проблему профессионального становления молодых специалистов, исследователи рассматривают ее с точки зрения профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин и др.), профессионально-личностного роста (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев и др.), непрерывного профессионального образования (Р.Х. Гиниятуллин, Д.А. Данилов, В.П. Игнатьев, Т.В. Киселева, Л.В. Коновалова, Е.Ю. Косарева, Е.И. Михайлова, Н.Д. Неустроев, Т.Т. Саввинов, Р.Е. Тимофеева, О.М. Чоросова и др.). В ходе исследования определено, что становление как целенаправленный личностно-профессиональный рост учителя показывает внутреннюю связь данного процесса с саморазвитием личности, результатом личностных трансформаций. В качестве важнейших составных компонентов профессионально-личностного становления исследователи выделяют: социально-педагогическую адаптацию, формирование профессионального самосознания, самоутверждение в профессии, освоение педагогической деятельности и ролевого поведения, овладение нравственно-педагогическим опытом социальной среды. Вместе с тем, процесс становления специалиста-профессионала имеет национально-региональную специфику, осложнен культурно-национальными особенностями региона, с которыми молодые специалисты встречаются в ходе общения с учащимися, родителями, коллегами – представителями разных этносов. Профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе – это процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, их реализацией в педагогической деятельности начинающих профессионалов в условиях сельского образовательного пространства, предполагающий профессиональную социализацию личности через потребность в самореализации и самообразовании. Рассматривая теоретические положения о процессе профессионального становления личности, мы изучили зарубежный и отечественный опыт по адаптации и становлению начинающих учителей. В исследованиях, посвященных повышению квалификации молодых специалистов в зарубежных странах, отмечается, что при всех существующих различиях в организационно-педагогическом обеспечении данного процесса в них особое внимание уделяется организации помощи начинающим учителям. Особенно значимыми для нашего исследования являются результаты работы Beginning Teacher Induction Center (BTIC) – центра «вхождения» штата Нью-Джерси (США), особенности «альтернативного обучения» молодых учителей штата Джорджия (США), опыт «советника» и «педагогических мастерских» французских коллег. В системе управления российского образования мы выделяем опыт организации педагогами «мастер-классов» в Кемеровской области, объединения молодых учителей «Свежий ветер» г. Красноярска, социально-профессиональной общности «Молодые учителя» Ставропольского края, творческой лаборатории Зеленчукского района Карачаево-Черкессии, а также результаты деятельности Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) при организации авторских курсов учителей, фестивалей педагогических идей и др., технологии проведения встреч педагогических династий управлением образования г. Якутска, творческих отчетов, конференций методической службой Усть-Алданского, занятий клуба творчески работающих молодых учителей “Росток” Среднеколымского, научно-исследовательской деятельности педагогов Сунтарского улусов (районов) республики. Таким образом, исходя из анализа теории и практики по проблеме исследования, мы сформулировали следующее определение понятия «профессиональное становление». Профессиональное становление молодых специалистов – непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. При изучении профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы определены системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы к организации данного процесса, способствующего развитию профессионально-личностных качеств, профессиональной активности, творческой самореализации. Так, профессиональное становление молодых специалистов сельской школы с позиций системного подхода мы рассматриваем как системную организацию их деятельности в сельской образовательной среде; компетентностный подход предполагает создание условий для благоприятного вхождения педагогов в профессию благодаря деятельности методических служб и общественных объединений ветеранов педагогического труда с учетом сельского социума, конкретного образовательного учреждения; личностно-ориентированная стратегия профессионального развития молодых специалистов сельской школы позволяет индивидуализировать педагогическое сопровождение, направленное на раскрытие, реализацию внутреннего потенциала, саморазвитие и самореализацию начинающих педагогов посредством применения личностно и практико-ориентированных технологий повышения их квалификации. Наше представление о профессиональном становлении включает также степень развития профессиональной компетентности молодого специалиста и общественное признание в процессе освоения им социального пространства сельского социума. Инфраструктура сельского социума, совокупность его проблем (производственно-экономических, социокультурных, социально-бытовых, социально-педагогических и т.д.) - это социальная среда, которая, в свою очередь, нежизнеспособна без образовательно-воспитательного компонента, формируемого, прежде всего, образовательными учреждениями села. Сельская среда, на фоне которой и во взаимодействии с которой живет и профессионально развивается педагог, имеет свою специфику, которая выражена в особенностях образа жизни, сезонности, цикличности сельскохозяйственного производства, специфике условий труда, быта, досуга, сельской культуры, характера и направленности производства, социальной и профессиональной структуры населения, норм поведения и форм общения сельских жителей, их культурного и образовательного уровня, возможностях культурных и образовательных учреждений села. Молодые специалисты в сельских школах, наряду с перегруженностью и многофункциональностью педагогической деятельности, испытывают недостаток в методической помощи, информационную изолированность, отмечают слабую материально-техническую оснащенность школ, отсутствие специальной литературы, недостаточную заработную плату, проблемы молодой семьи и ведения домашнего подсобного хозяйства. Вышеперечисленные затруднения и проблемы осложняют их становление как личности и профессионала. Учитывая особенности процесса профессионально-личностного роста начинающих педагогов, мы разработали теоретическую модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в сельских школах. При определении ее содержания мы опирались на методологические исследования В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, в которых отмечается, что модель воссоздает педагогическую деятельность, ее структуру, нормы, функции. В результате теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы нами представлена как система взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). ^ Целевая подсистема ориентирована на максимальное личностное и профессиональное развитие начинающего педагога. Принципами управления профессиональным становлением молодых специалистов являются: гуманистическая направленность образования, предполагающая создание благоприятных условий для раскрытия личностных и профессиональных возможностей молодых педагогов; целостность, обеспечивающая единство и взаимосвязь подсистем модели, ее компонентов; непрерывность, способствующая качественным преобразованиям профессиональной деятельности молодых специалистов. Задачи: создать систему профессионального становления молодых специалистов: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; учитывать региональные, социально-экономические, производственно-бытовые возможности сельского социума при организации педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов; содействовать личностному развитию и профессиональному росту начинающих педагогов в условиях сельской школы; обеспечить продуктивное взаимодействие ветеранов педагогического труда и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.Содержательная подсистема включает функции (образовательная, информационная, консультативная, исследовательская, проектировочная, внедренческая, экспертная, организационная), основные направления управления профессиональным становлением молодых специалистов в сельских школах: создание методической службой условий для личностного развития и профессионального роста педагогов в рамках улусного (районного) образовательного пространства, формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого учителя сельской школы, обеспечение возможностей самореализации молодого специалиста в условиях сельской образовательной среды, осуществление преемственности в передаче ветеранами профессионального опыта и культуры начинающим педагогическим работникам, организация сетевого взаимодействия сельских школ для продуктивного профессионального становления молодых специалистов.^ Управленческая подсистема реализует взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы: адаптационный, процессуальный, результативный; включает коллективные (педагогические советы, смотры-конкурсы, научно-практические конференции, лектории, круглые столы), групповые (проблемные семинары, деловые игры, методические советы, общественные объединения молодых педагогов, ветеранов педагогического труда) и индивидуальные (творческие мастерские, наставничество, консультации, совместные новаторские проекты) личностно и практико-ориентированные формы и методы повышения квалификации молодых педагогов. В качестве педагогических условий, способствующих эффективности профессионального становления молодых специалистов в сельских школах, определены: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества молодых учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.Оценочно-результативная подсистема представляет собой критериально-оценочный аппарат исследования, позволяющий определить уровни (низкий, средний, высокий) профессионального становления молодых специалистов, состоящего из мотивационно-ценностного, когнитивного, проектировочно-деятельностного, творческого компонентов педагогической деятельности и выбора критериев оценки эффективности данного процесса (профессиональная мотивация, осознание профессиональных задач и содержания педагогической деятельности, педагогическая позиция, активность в творческой самореализации). Сложное системное взаимодействие элементов теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов включает системообразующие связи (целеполагание, рефлексивные, функциональные), составляющие ее структуру, посредством которой она функционирует и обеспечивает результативность данного процесса в условиях сельской школы. Разработка теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы потребовала ее опытно-экспериментальной проверки, подтверждения педагогических условий, целесообразности применения форм и методов работы по повышению квалификации сельских начинающих педагогов, которые рассматриваются во второй главе нашего исследования.^ Вторая глава «Основные направления профессионального становления молодых специалистов в сельской школе» посвящена опытно-экспериментальной проверке основных положений теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в сельской образовательной среде, педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, раскрытию содержания проведенной опытно-экспериментальной работы.Опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий профессионального становления молодых специалистов в сельской школе включала следующие этапы: I этап – констатирующий – подбор базы и участников педагогического эксперимента, диагностика возможностей образовательных учреждений Олекминского улуса (района) республики в профессиональном становлении молодых специалистов;II этап – формирующий – осуществление экспериментальной проверки теоретической модели по организационно-педагогическому обеспечению продуктивного профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы;III этап – обобщающий – проверка выводов, полученных на предшествующих стадиях исследования, интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение педагогических условий, способствующих успешности профессионального становления молодых специалистов в сельских школах, обобщение материалов исследования. Во время констатирующего этапа исследования проводились наблюдения за ходом учебно-воспитательной работы молодых специалистов, анализ уроков начинающих педагогов, тестирование, анкетирование, собеседования с молодыми учителями, опросы, интервьюирование руководителей школ, методистов. Результаты диагностирования свидетельствуют, что молодые специалисты, в основном, трудоустраиваются по договорам (35%), семейным обстоятельствам (15%), возвращаются в родное село и школу (50%); 65% молодых специалистов - выпускники высших учебных заведений, 35% - окончивших средние профессиональные училища; в кадровом отношении молодые специалисты в сельской школе занимают должности учителей-предметников, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, валеолога, организатора детского движения, воспитателя, руководителей в сфере дополнительного образования, тренеров, инструкторов. Наибольшие затруднения, связанные с отбором материала, моделированием предстоящего занятия, подбором комплекса средств обучения и т.д., молодые специалисты испытывают при подготовке к уроку. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для оценки удовлетворенности молодого специалиста началом своей трудовой деятельности мы использовали опросник, разработанный Р.Х. Исмагиловым. Результат


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.