Реферат по предмету "Разное"


«Чингисхан и проблемы российской истории и государственности»

«Чингисхан и проблемыроссийской истории и государственности»Ю.В.Кузьмин (Россия, Байкальский государственныйуниверситет Экономики и права, г. Иркутск)Обсуждение “монгольского вопроса”в Государственной Думе (1912 г.)Государственная Дума России обсуждала “монгольский вопрос” в напряженный период развития русско-монголо-китайских отношений, после объявления Монголией национальной независимости в 1911 г. и попытки добиться реального отделения от Китая. Обращение к России за помощью ставило ее в сложное положение. Поиск Россией, ее различными социальными слоями оптимального выхода из сложившегося положения вызвал настоящую дискуссию в Государственной Думе, определяемую рядом факторов: принадлежностью к тому или иному слою общества, политической организации, уровнем понимания проблемы, уровнем образования и культуры. Восстановление монгольской государственности рассматривалось в России как прогрессивное явление, имеющее благоприятные для нее последствия. Поэтому защита и сохранение независимости Монголии признавались общественным мнением России как одна из важнейших задач российской дипломатии. Полярные точки зрения по проблеме перспектив развития русско-монгольских отношений высказаны в Государственной Думе на заседаниях 13, 14, 18, 27 апреля 1912 г.: с одной стороны, позиция министра иностранных дел С.Д.Сазонова и лидера кадетов П.Н.Милюкова, выступавших за посредническую роль между Монголией и Китаем и против активного вмешательства в монгольские дела, а с другой стороны, точка зрения депутата от Орловской губернии Володимерова, считавшего необходимым присоединение Монголии к России.В своей речи на заседании Государственной Думы С.Д.Сазонов выступал против полного отделения Монголии от Китая, считая ее не готовой к самостоятельному политическому развитию. По его мнению, “оторвать их от Китая, значит взять на себя задачу тяжелую, требующую крупных денежных затрат и огромного труда”(1). Полный разрыв между Халхой и Китаем представлялся бы нежелательным, так как поставил бы Россию “перед дилеммой или оккупировать ее, или уйти оттуда и вновь допустить туда китайцев на правах завоевателей”(2). Выход из сложившегося положения он видит в том, чтобы Россия исполняла роль посредника между Китаем и Монголией “для заключения между ними такого компромисса, который удовлетворял бы, в пределах возможного, желанию халхасцев сохранить свой самобытный строй и желанию Китая восстановить свой суверенитет в Монголии”(3). Россия, связанная секретными пунктами русско-японских соглашений о разграничении сфер влияния 1907 и 1910 гг., не могла поддержать требование полной независимости Внешней Монголии с присоединением к ней Внутренней Монголии и Барги. Все свои усилия Россия направляла на создание автономной Монголии и признание особых прав России во Внешней Монголии и отказа Китая проводить какие-либо действия там без согласования с ней, особенно ввод китайских войск, администрации или колонизации земель. Россия также выступала в роли посредника в монголо-китайских отношениях, отстаивая интересы Монголии и выступая в роли ее покровительницы. Она находилась в сложной ситуации, так как ей, с одной стороны, необходимо было ограничить притязания монголов на создание “Великой Монголии”, а с другой стороны, уговорить Китай пойти на уступки, проявить гибкость и признать автономию Монголии. Таким образом, Россия выступала за компромиссный вариант решения проблемы. С.Д.Сазонов назвал три условия России, указанные китайскому лидеру Юань Шикаю в отношении Китая к Внешней Монголии: отказ китайского правительства от введения во Внешней Монголии китайской администрации, от расквартирования там китайских войск и от колонизации земель Внешней Монголии китайцами. Министр иностранных дел России не считал присоединение Монголии к России ценным приобретением, которое может привести “к нежелательной сдвижке центра тяжести в государстве и соответственно к ослаблению нашего положения в Европе и на Ближнем Востоке”. Он категорически заявил: ”Нельзя присоединять пограничные земли только потому, что это можно сделать без большого для себя риска”(4). Интересы России, по его мнению, требуют, чтобы в пограничной с нами Монголии утвердилось сильное в военном отношении государство. Добрососедские отношения с Китаем выгодны и для России, хорошие отношения с Россией нужны и Китаю. В заключение своей речи он отмечает, что “соглашение между Китаем и Халхой не должно осуществляться без нашего участия, а тем временем не отказать Халхе в поддержке и помощи к созданию начал автономного управления, т.е. прежде всего финансов и какой-либо вооруженной силы, способной поддерживать порядок в стране”(5). Таким образом, отделение Монголии от Китая и обращение ее за помощью к русскому правительству не вызвало у него большого энтузиазма. Чтобы не быть втянутой в “монгольские дела” слишком глубоко, Россия должна была взять на себя роль посредника. Налицо сдержанная и взвешенная политика в решении “монгольского вопроса”. Близкую, но не совпадающую полностью с ней позицию занимал лидер кадетов, историк и будущий министр иностранных дел Временного правительства П.Н.Милюков (1859-1943). Выступая в Государственной Думе 14 апреля 1912 г., П.Н.Милюков осудил захватнические настроения, открыто высказываемые в печати. Такая, по его характеристике, “безответственная дипломатия” поддерживается националистами и правой печатью. Он призывал к осторожности в связи с китайским возрождением. Аргументируя свою позицию, он сказал: “В настоящее время предлагают воспользоваться временным ослаблением Китая. Вы, господа, помните, как неудачно мы воспользовались временным ослаблением Японии после 1895 г. Я должен отдать полную справедливость ведомству (МИД). Оно не поддалось на искушение, на угрозы и на требования правой печати и проявило ту степень осторожности, которая необходима”(6). Известно, что общий подход П.Н.Милюкова к внешней политике России по многим вопросам совпадал с позициями С.Д.Сазонова. Так, несколько позднее, в конце октября 1912 г., состоялась их встреча, во время которой обсуждалась политика царского правительства на Балканах. Как сообщали газеты, “министр иностранных дел остался отменно доволен всеми взглядами, высказанными собеседником”(7). Считая необходимым поддержать политическую независимость Монголии, П.Н.Милюков выступал против участия и вмешательства в ее дела, был против превышения роли посредника: ”Мне кажется несколько неосторожным говорить о нашем участии, как непременном условии соглашения, мне кажется это слишком связывающим нас в будущем”(8). Вместе с тем П.Н.Милюков полностью согласен с мнением С.Д.Сазонова относительно готовности Монголии к самостоятельному развитию. “Кого мы хотим поддерживать? Поддерживать можно то, что имеет внутреннюю силу, что может стоять на собственных ногах”(9). Он выражает сомнение в возможности внутреннего государственного развития Халхи, указывает на трудности экономического порядка, не уверен в лидере национального Монгольского государства: ”Мы не знаем, превратится ли Хутухта, в прошлом большой гуляка и расточитель, в серьезного государственного человека”(10). П.Н.Милюкова пугала перспектива, что в результате значительной и серьезной поддержки России Монголия может фактически оказаться в положении “неотличимого от протектората”. Это не было единственным выступлением Милюкова по вопросам дальневосточной политики в Государственной Думе. Ранее, в марте 1911 г. он выразил свое отношение к политике по отношению к Китаю. П.Н.Милюков был одним из немногих политических деятелей России, кто выступил против давления на Китай. В своей речи в Государственной Думе 15 марта 1911 г. он заявил: пробудившийся Китай выдвинул лозунг “Китай для китайцев”, поэтому политикам России “надо думать не о сохранении буквы договора 1881 г., а о приспособлении к новым реальным условиям”, не надо смотреть на Китай “как на нашего вассала”, а “благожелательно” относиться к его национальным интересам, поддерживать Китай (11).Военное давление на Китай, угрозу военного вмешательства во внутренние дела Китая П.Н.Милюков назвал “началом авантюры” со стороны царизма (12). Правое крыло Государственной Думы определило выступление Милюкова «вредным» и обвинило его в непатриотичности. Газета “Новое время” назвала его “китайским представителем” в Государственной Думе, обвинила в клевете на царское правительство. С совершенно других позиций, отличных от взглядов С.Д.Сазонова и П.Н.Милюкова, выступил в Думе депутат от Орловской губернии Володимеров, который оценивал речь министра иностранных дел как “своего рода акафист невмешательству, акафист собственному бессилию”, а министерство - чуждым “сознанию национального достоинства”(13). Выступление депутата Володимерова 14 апреля 1912 г. было откровенно захватническим. ”Возьмем Ургу, никогда я не мог себе представить более благоприятных условий для того, чтобы выпрямить ту длинную границу, которая искусственно и неправильно создалась благодаря упущениям нашего Министерства иностранных дел. Уничтожение этого вдавливающего в наши владения треугольника, выпрямление этой линии необходимо, и более благоприятных условий для этого я не могу себе представить”(14). Володимеров упрекает правительство и МИД в том, что они своей медлительностью наносят вред престижу России, отстраняясь от монголов, которые” слезно просятся” под ее протекторат. Монголия должна стать “буфером”, который прикроет границы России. Он повторяет мнение российских военных о “желтой опасности”, которая грозит захлестнуть не только Монголию, но и русский Дальний Восток. Созданию “буфера”, его наилучшему устройству и управлению, по мнению депутата, Россия должна учиться у Англии. Он выступает против установления протектората Китая над Монголией:” навязывая монголам несуществующий теперь в действительности протекторат Китая, мы этим создадим очаг для возможных в будущем недоразумений”(15). 27 апреля 1912 г. Государственная Дума продолжила обсуждение монгольских проблем. По вопросу русско-монгольской торговли, ее характеристике выступил депутат от Енисейской губернии Востротин. На другом заседании Думы решались вопросы, связанные с расширением дипломатического корпуса и утверждением новых консульств в Монголии. Так, 18 апреля 1912 г. обсуждался проект закона об учреждении российских консульств в Кобдо и Шара-Суме. Таким образом, обсуждение “монгольского вопроса” в Государственной Думе выявило несколько подходов в его разрешении, свидетельствовало о формировании общественного мнения в России.Литература Государственная Дума, Ш созыв. Стенографический отчет. 1912. Сессия 5, ч.3, заседание 104. - Спб., 1912.- С.2168-2169. Там же. - С.2169 Там же. Там же. - С.2170. Там же. - С.2171. Там же.- С.2237. Там же. – С.2238 Там же.- С.2239. Там же. Цит. по: Ленин В.И. Полн.собр.соч., Т.22.- С.452. Государственная Дума. Стенографический отчет. 1911.- СПб.,1911.-Серия 4. ч.2.-С.3314 Там же.- С.3322. Там же.- С.2252 Там же.- С.2253. Там же.- С.2254. Д.филос.н. Е.Г.Хилтухина (Россия, БГУ, г. Улан-Удэ)Повлиял ли Чингисханна формирование России-Евразии?Вопрос о влиянии Чингисхана на формирование Российского государства наиболее остро был поставлен в начале 20 века, когда стало формироваться новое обществено-философское направление – евразийство и происходило становление нового Российского государства – Советская Россия. Поэтому все взо­ры были устремлены на Россию. Ее абсо­лют­но новое по­ло­­же­ние в мировой истории было неоднозначно вос­при­нято миро­вой об­ще­с­т­вен­но­с­тью. Историче­ски Советская Россия еще не вышла на ми­ро­­вую сце­ну, т.к. бы­ла довольно юной, но по географическому по­ло­жению уже яв­ля­лась мощной, богатой и многона­циональной страной. Будучи рубежом Европы и Азии, Россия “в своём народ­но-госу­дар­с­т­­­­­вен­ном сложении и бытии … не вмещается в г е о г р а ф и­ ч е с к у ю Европу, и “азиатская (зауральская) Россия” не есть колониальный при­да­ток, но живой член единого тела” [1; C.206]. Как социально-философское течение и идео­ло­­гиче­ское движение - евразийство – это новый выход России в мировое историческое прост­ран­ство, оно берет свое начало у славянофилов, которые считали, что национальные особенности Российского государства толкают его на путь единения и являются ве­ду­­щими в фор­мировании нового общества. По­то­­му идея соборности славянофилов предстает ос­но­вопо­ла­­гающей и про­дол­жает раскрывать суть русской идеи. Опи­раясь на идеологию Н.Я.Данилевского и поз­д­­них славянофилов, евразийцы стре­­­мились со­здать соб­ственную самобытную философию истории Рос­­­сии, где Восток и За­пад име­­ют на неё влияние, но она не при­над­ле­жит ни тому, ни другому ми­ру. Рос­сия может быть более независимой и самосто­я­тель­ной, прежде всего, при активном участии Востока, по­сколь­ку “…в общест­венном со­зна­­нии на протяжении ХIХ века посте­пен­но изжива-лись крайности вес­тер­ни­за­тор­ства, Россия все более осо­зна­вала не только свою “русскую” или “сла­вян­скую” иден­тич­ность, но и свою ци-вилиза­ци­он­ную принад­леж­ность к ев­­разий­скому региону” [2; C.25]. Россия-Евразия вклю­ча­ла в себя все на­роды, которые насе­ля­ли ее с дохрис­тиан­ских времен, и на это ее своеоб­разие обращали осо­­­бое внимание евразийцы. Евразий­ско­­е миро­воз­зрение в ре­зуль­та­те и опреде­ли­ло представ­ле­ние о России как о православно-мусуль­ман­ско-буддийской стра­не. В этом – главное отли­чие евразийцев от славя­но­филов, которые идеализировали славянство. Как писал Л.П.Кар­са­вин, “воз­рож­да­ет­ся Евразий­ская Россия, раскрывая себя как великую ми­­ро­вую куль­туру и как но­вое миро­созер­цание. Уже не годятся ста­рые фор­мы и старые термины: в новых об­на­ру­жи­вается вечное суще­ст­во всякой куль­туры” [3; C.179].По мне­нию евразийцев, государ­ст­венность Рос­си­и бе­рет начало с мон­голо-татарского нашествия, оп­ре­делившего после­ду­ю­­щий ход ее про­­грес­сивного исторического раз­ви­тия. Господство на Руси Золотой Орды ис­­сле­­довалось с разных точек зре­ния и оценивалось неодно­знач­но. Большин­ст­­во уче­­ных придерживалось того мнения, что татаро-мон­­голь­ское иго нанес­ло урон русской куль­туре, ничего не дав ей вза­мен. Евразийцы же полагали, что империя Чин­гис-хана преподала Ру­си и миру в целом при­мер новой силь­ной го­су­дарственности, объеди­нив­шей на­ро­­ды и соз­­дав­шей новое государ­с­т­во как основу будущей им­пе­рии. Н.С.Тру­бец­кой так писал по этому по­воду: “Монгольское иго длилось более двух ве­ков. Россия попала под не­­го, еще будучи аг­ло­­мератом удельных кня­жеств, самостийнических, раз­розненных, поч­ти лишен­ных понятий нацио­наль­ной солидарности и го­су­дар­ствен­нос­ти. При­шли татары, стали Рос­сию угнетать, а попутно и учить. А через двести с лишком лет Рос­сия вы­шла из-под ига в виде мо­жет быть и “неладно скроенного”, но очень “креп­ко сшитого” право­слав­но­го го­су­дар­ства, спаян­ного внут­рен­ней ду­хов­ной дисциплиной и единст­вом “бы­тового исповедни­чест­ва”, прояв­ляю­щего силу экспансий и вовне. Это был результат татар­ско­го ига, тот плод, по которому можно су­дить о вре­до­нос­ности или благоприятности самого ига в судьбах рус­ско­го наро­да” [4; C.75]. Такое пони­мание роли мон­го­ло­-татар вы­зы­вает недоумение ряда мыс­ли­телей, которые видят в этом ума­ление рос­­сийского харак-тера и в целом Россий­ского государ­с­т­ва. Точка зре­ния евра­зий­цев, таким обра­зом, в корне отли­чается от обще­при­нятого в то время взгляда на историю мон­­го­ло-татар­ско­го нашествия. Конеч­но, нельзя полностью отрицать по­зи­­­тив­ность влия­ния Золотой орды на рус­ских, ведь ее культура уже представляла достаточно высокий уро­вень раз­вития восточной цивили­за­ции, который вы­разился в конк­рет­­­ной художествен­ной деятельности - худо­жес­твенных росписях, скуль­п­туре, декоратив­но-прик­лад­ном искус­стве и т.д. Воинская органи­за­ция Чингис-хана – это результат духовно-государст­вен­ного развития ко­че­вых племен. В то же время неизбежным оказалось и обратное влияние русских на мон­го­ло-татар, ибо их вначале насиль­ст­венное, а затем вынуж­денное мирное сов­­мес­тное про­жи­вание в течение двух столетий имело определенные ре­зуль­таты как для одних, так и для других.Как полагали евразийцы, характер и особенности исторического ра­з­­­­вития общества, в данном случае Российской империи, находятся в пря­­мой зависимости от размеров занимаемого им пространства. Этот те­зис Г.В.Вернадского явился основополагающим для евразийского дви­­же­­ния и для идеи о синкретичности русской на­ции, т.е. о форми­ро­ва­нии эт­ни­че­ско­го состава страны в процессе ее истори­че­с­кого разви­тия. В ре­зультате ев­ра­зийцы рассматривали Евразию как “особую сим­фо­­ни­че­с­ки-личную ин­ди­видуацию православной церкви и культуры” [5; С.28], т.е. рос­­сий­с­кий народ пред­стает особой региональной общ­­ностью, ко­то­­рая ха­рак­теризуется про­странственно-вре­менным аспек­том в синтезе с религи­оз­но-исто­ри­че­ским. Таким образом, Россия-Евразия исторически выражает единство Во­­­с­­тока и Запада. Но “в западном направлении исследовательская мысль евразийства развивалась односторонне, не увлекаясь возмож­но­с­тью­ вслушаться в позитивную информацию об общехристианском си­­ло­­­вом по­ле европейской цивилизации. В восточном направлении ис­сле­до­ва­тель­­ская мысль евразийства развивалась, напротив, двусто­рон­не: занима­ясь язы­­ческими культами народов, расположенных на тер­ри­­тории Евра­зии, а также буддизмом и магометанством (”ино­вери­ем”), она увлекалась стрем­­ле­нием найти не только их своеобразные харак­те­рис­тики, но и чер­ты по­до­­бия или примирения с русским право­сла­вием, черты некоего евра­зий­­ского мирочувствования” [5; C.35-36]. С этим, однако, трудно согла­сить­ся, по­сколь­ку евразийцы, наобо­рот, говорили о равенстве вос­­точ­ных и западных ос­нов Российского го­су­дарства, что отражала идея о син­те­тической приро­де русских. По Н.С.­Трубецкому, “самое объ­единение почти всей тер­ри­то­рии совре­мен­ной России под вла­с­тью одного государства было впер­вые осуще­ст­в­ле­но не русскими славя­на­ми, а туран­ца­ми-монголами”. Рас­про­ст­ране­ние русских на Восток было связано с об­ру­сением целого ряда туран­ских племен, “сожительство русских с туран­ца­ми проходит красной нитью через всю русскую исто­рию” [4; C.59]. Россия - страна, которая последовательно, неза­ви­си­­мо от вре­­ме­ни, осуществляет синтез духовно-нравственной сущности и са­мо­­по­зна­ния, имеющего характер национальный, независимый и, одно­­вре­менно, отлич­ного от восточных и западных его форм. Характер Рос­­­сии - сплав много­об­разных “национальных образов мира”, мик­ро­кос­м, определяе­мый в мас­штабах Вселенной. Вселенная есть макро­кос­м, и его многообразие, кото­рое раскрывает единство сущего. В Рос­сии же процесс взаимодей­ст­вия и взаи­м­но­го обогаще­ния, выражен­ на­столь­ко ярко, что мир как бы спрес­со­вы­вается в своеобразии нацио­наль­ного бытия. Здесь можно проследить ста­нов­ление новой куль­ту­­ры и циви­ли­за­ции, о чем говорили еще рус­ские философы дорево­лю­ционного пе­ри­­­­ода. Россия нуждается в преобразовании, полагают евразийцы, ко­то­­рое воз­­действовало бы в первую очередь на духовную сторону жиз­ни. Си­­ла духа есть источник жизни, благодаря ей происходит раз­ви­тие общес­т­ва. Корни такого общественного развития лежат в дале­кой древности, ког­да происходило становление Российского госу­дар­­ства, начиная с кре­ще­ния Руси в 988 году и нашествия мон­голо-татар­ских племён. Мно­гие русские мыслители считают, что именно эти два со­бы­­тия резко из­ме­нили направленность Российского госу­дар­ст­ва. С одной сто­­­роны, во­с­­точное православие, с другой – вос­точно-азиат­ское владычество, про­длив­шееся два с лишним века. Такое соче­та­ние явилось решающим мо­мен­том в станов­лении госу­дар­­­ст­ва, тем бо­лее, что Россия с XVI-XVII в. начала вести активную миссио­нер­скую политику, нацелен­ную на Восток.Взаимодействие населяющих Россию народов меняло психо­ло­гию и характер всех без исключения, так что можно говорить о рос­сийском на­ро­­де с новым характером. Самобытность российского наро­да определяется тем, что в сво­ем раз­­витии и становлении страна нахо­ди­лась под сильным влиянием не только монголо-та­тар, но и, прежде всего, право­славной ре­лигии, которая удержала ее дух от полного восточного зака­баления. Именно религиозность русского народа дава­ла духовное начало разви­тию Рос­сии, западные корни которой ле­жат в Византии, с ее “великой евразий­ской культу­рой”. П.Н. Са­вицкий пола­гал, что “русская куль­тур­ная среда по­лу­­чила осно­вы и как бы крепя­щий скелет исто­ри­че­ской культуры от дру­гой “евра­зий­ской” ку­ль­­ту­ры. Происшедшим же вслед за тем последо­ва­тельным напла­с­това­нь­ем на русской почве куль­­турных слоев азиатско-азийского (влия­ние Вос­то­­ка!) и евро­пей­с­ко­го (влияние Запада!) “евразий­ское” качество ру­с­ской куль­туры было усилено и утверждено” [6; C.102]. Визан­тия яв­ля­лась син­те­зом древ­ней­­ших ци­ви­лизаций и мо­лодых, нарож­даю­щих­ся “вар­вар­с­ких” об­ществ. Пред­­­шественник евра­зий­цев К.Н.Леонтьев писал: “Ви­зан­тий­с­кие­ идеи и чув­ства сплотили в од­но тело полудикую Русь. Ви­зан­тизм дал нам силу пе­ре­нести татарский по­гром и долгое данничество” [7; C.104]. Рос­сия смо­­г­­­ла устоять и развиваться даль­ше благодаря своим ту­ран­ско-ви­зан­тий­ским истокам. Взгля­ды К.Н.Леон­ть­ева оказались созвучны доктрине евразийцев, поскольку он тоже видел в России “туран­скую при­месь” и по­ла­гал, что поло­жи­тель­ное развитие го­су­дарства возможно будет толь­ко при сбли­же­нии с патриархальным Вос­током. Тем более, что “Рос­сия – не про­сто го­су­­дарство; Россия, взятая во всецелости со всеми свои­ми азиат­с­ки­ми вла­де­ниями, это - целый мир особой жизни, особый госу­дар­­ствен­ный мир, не на­шедший еще себе своеобразного стиля культурной го­­­су­дарст­вен­нос­ти (говоря проще – такой, которая на других не похо­жа)” [7; C.353]. Как пишет Н.С.Тру­бец­кой синтез русских и татаро-монгол “об­ла­­го­ро­­­дил” татарскую государственность. Нельзя забывать при этом, что “мон­­­­­голы XII-XIII вв. были молодым этносом и вели себя так же, как и все другие этносы в фазе подъема” [8; C.76]. Иначе гово­ря,”православное содер­жа­­­­­ние старой русской идеи сохранялось, но ему грозила опасность ма­­те­ри­­­­ализации в географических (”мате­рико­вых”, “континентальных”) по­­­ня­ти­­­­ях Евразии” [9; C.35]. Здесь мож­но заметить некоторое про­ти­во­­речие, обуслов­ленное собственной пра­во­слав­ной принадлежностью евразийцев. Тем не ме­нее, именно они на­с­таивали на большем весе в российской культу­ре вос­точно-ази­ат­­ского начала, что свидетельствует об их внут­рен­ней заинтересован­но­с­ти в гармонии ми­р­а­.Нельзя отрицать принадлежность и Востока, и Запада к единому ми­­­ровому культурному процессу. Но как соединяются такие культуры, зависит от степени их вза­­им­опонимания, широты непосредственного общения и глубины взаимодей­ст­вия, несущего обеим культурам жизненно важную силу и энер­гию. “Куль­тура рождается и развивается как органическое целое. Она сразу (кон­­вергентно) проявляется в фор-мах политических и социально-хозяйст­вен­ных, и в бытовом укладе, и в этническом типе, и в географиче­ских осо­бен­ностях её территории” [10; C.250]. Так возникала новая культура, культура еди­ной России, “со­вер­­шен­­но особая, специфическая культура, обладаю­щая не меньшей само­­цен­­ностью и не меньшим историческим значени­ем, чем евро­пей­ская и ази­ат­­ские. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как сре­дин­ную, евразийскую культуру” [10; C.256]. Евразийская культура есть осо­бое яв­ле­­ние не толь­­ко в культурологи­че­ском плане, но и в про-с­тран­ственно-географическом. Л.П.Карсавин утверждает, что россий­ский “народ является тво­ре­ни­ем и фактом истории. Он опирается на общ­ность происхождения, общ­ность на­се­ляемого им края, общность языка и в первую очередь – на свою тво­ри­мую культуру и историю” [11; C.184].Россия ста­ла великим государством благодаря влиянию, на нее Юга, Востока и Запада. П.Н.Савицкий полагает, что в лице Юга мож­но ви­деть Византию и ее культуру, в первые века становления Руси из­ме­нив­шая сознание русского народа. Господство Золотой Орды также ока­зало вли­я­ние на Россию и становление ее го­су­дарственности. Впо­след­ствии пришел Запад, скорее - Западная Ев­ропа, которая укрепляла её в последние два века.Исследуя развитие России, можно прийти к выводу, что рос­сий­ская го­­сударственность есть новое образование, опирающееся на по­­т­реб­ность ее народов в объединении. Взаимодействие культур на­ро­дов Рос­­­сии все­г­да имело место и выражало их необходимость для еди­ной культуры страны. В Рос­сии соединяются интересы всех жи­ву­щих в ней народов для достижения глав­­ной цели – создания - “им­пе­рии Руси - Евразии как, ес­ли не осуществленной, то “заданной” куль­ту­ро-лич­но­с-ти” [12; C.287]. Идея Руси – “идея един­ст­ва, политического и куль­тур­ного, право­славного евразийско­го мира – кон­ти­­нента”, - писал П.М.Би-цилли [12; C.287]. Любой народ стремится к миру, объединению с другими на­рода­ми, и потому его жела­ние жить в гармонии со своим внут­рен­ним миром за­кономерно. Пред­ста­вители евразийского направления рус­ской фило­софской мыс­ли видели ес­тес­твенную необходимость объ­единения имен­но в России как евразий­ской стране - едином, силь­ном, гармоничном го­су­дарстве, которое несет на себе печать дуалис­ти­ческого развития, хотя и со­биралось не толь­­ко мирным, но и насиль­ст­венным путем. Евразийцы да­ле­ки от евроцентризма, свой­ст­венного большинству ученых: культурный “ре­ля­­тивизм” евразийцев помогает им пре­о­до­леть и внести некото­рые коррективы “в чрезмерные претен­зии европейского самосознания”.Евразийское движение свидетельствует о борь­бе русских мыс­ли­­те­лей в изгнании за со­­­хранение России и русской культуры. Они стре­­ми­лись познать новую, Советскую Россию с ее боль­ше­вис­т­ской идеоло­гией, с которой их примиряла ее объединительная направлен­ность, но, по­доб­но славяно­филам, под­чер­­­­ки­­вали, что Россия “не от­ста­лая часть Ев­ро­пы” или “разви­вающаяся часть Азии”, она - особый рай­­он, особое “мес­то­раз­­витие”. Ев­ра­зия – это уникальное явление, “про­­ст­ран­ст­во, осо­бый мир, “не­схва­ты­ва­е­мый” в но­р­­мальных катего­ри­ях, уникальные земли, изб­ран­ные Божес­т­венным про­видением для ка­кой-то неве­роят­но важной всече­ло­веческой мис­сии…” [13; C.59] ­. Так,Россия у евра­зий­цев предстала совер­шенно иной, нежели у пред­ста­вителей русской идеалистической мысли и у сто­­ронников марк­сис­­т­ской теории. К составляющим единство русской куль­ту­ры они до­ба­ви­­ли, как было уже отмече­но, один немаловажный мо­мент – прост­ран­­ст­венный, таким образом, роль прос­т­ранственно-географи­че­ского фак­тора в развитии истории, ибо считали место­жи­­тель­ство, место­раз­витие народов перво­осно­вой культур­но­­­го развития: “Посе­лив­­ши­е­ся в Аме­­рике эмигранты – англичане, скандинавы, немцы, вы­ход­цы из дру­гих стран – соединились друг с другом и даже с природой Америки и стали со­вершенно новым народом совершенно нового этноло­ги­че­ско­го ти­па” [1; C.104]. То же произошло и в России.Для евразийцев понятия “Евразия” и “месторазвитие” на­и­­более точ­ны, поскольку они полагали, что “сохра­не­ние назва­ний Рос­сии “Ев­ро­пей­ской” и “Азиатской” не согласуется с понима­нием Рос­­сии (вмес­те с при­ле­гающими к ней странами) как осо­бого истори­че­ско­го ми­ра, как мира целостной евразийской культуры, во всем разнооб­ра­зии ее отраслей” [14; C.220]. Зна­чит, понятие “Евразия” стало исто­ри­че­­ской па­ра­дигмой, обозна­чаю­щей особую цивилизацию. Причем, это особое циви­лизаци­он­­ное об­ра­зование рассмат­рива­лось евразийцами, в част­но­с­ти П.Н.Савиц­ким, че­рез главный его признак – средин­ность и од­но­вре­менно центр. “В со­че­та­нии “центрального” мира с оп­ре­­де­ленной частью “окраин” Рос­сия-Евра­зия охватывает собою “яд­ро”, “сердце­ви­ну” Старо­го Света. Во­вне ос­та­ют­ся “окраины”, прижа­тые, выдвинутые в море. Тем самым “ок­ра­ины” эти об­ращены преиму­ще­с­твенно к со­уча­с­тию в хозяй­стве оке­а­ническом. Хо­зяй­ство же Рос­сии-Евразии об­ра­зует в перспективе развития особый внут­ри­конти­нен­т­ный мир” [13; C.129]. Евразийцы показали закономерность взаимодействия народов, их обществ, их культур, которые были разнообразны и определялись ин­ди­ви­ду­альным подходом к эволюционному процессу. Ведь нацио­наль­­но-ин­ди­ви­дуальное понимание объективных условий жизни сви­де­тельст­во­ва­ло о син­тетической природе русских, об этом еще попы­та­лись ска­зать религи­оз­ные философы, но не смогли более или менее точно оха­­рак­те­ризовать их. Этни­че­ский состав Российского государ­ст­ва у евразийцев принял совер­шенно иное обоснование: русские - это и не сла­вяне, и не тюрки, не арийцы, и не азиаты. Из двух этнических ком­­по­нентов - арийско-славян­ского и туран­ско­го (тюркского) – по­явил­ся уни­кальный синтез, кото­рый, по мнению ев­ра­зийцев, привел к фор­ми­ро­ванию нового культурно-истори­ческого типа. Так, Г.В.Вер­над­ский подчеркивал, что по мере про­дви­жения на восток по­сте­пенно менялся не только расово-антропо­ло­ги­ческий облик русской на­ции, но и куль­тур­ный, хотя “русская народ­ность”, как и русская культура, со­хра­няла свои основные черты. В результате, евразий­цы стали считать, что ос­но­ву русской, рос­сий­ской на­ции составляет “ев­ра­зийское сла­вян­с­т­во”, что заставило по-новому по­смот­реть на киевские кор­ни русской истории, этнографии и фольклора. “Имен­но история, язык, ин­­с­ти­ту­­ты и обычаи связывают прош­лое народа с его настоящим и бу­ду­щим, ак­­туализируют многоединство наро­да. Общность слов и выра­же­ний, об­щие обычаи и формы взаимо­от­но­ше­ний между людьми ре­аль­но связы­ва­ют человека с его предками, и в этих взаимо­отно­шениях живут снова и сно­ва (в этом и состоит смысл институтов)” [1; C.190].Российская государственность должна рассматриваться как ев­ра­­зий­ское образование, где пространство является одной из главных основ объ­единения народов. Двуединство России обусловлено ее тер­ри­то­риальным стату­сом. “Неоднородность насе­ле­ния Евразии по этни­че­скому сос­таву и языковому признаку усу­гу­би­лась, - как полагал Г.В.Вернадский, - в ходе ис­то­рического процесса еще многооб­раз­ностью культур раз­лич­ных народов или групп народов Евразии” [15; C.11].Россия превратилась в страну совершенно новых возможностей, ко­то­рые могут раскрыться только в ней, так как “русские люди и наро­ды “Рос­­сийского мира” не есть ни европейцы, ни азиаты. Спе­ци­фи­­ка евра­зий­­­ской культуры и ее будущее связывались лишь с зало­жен­­­ной в ней воз­­мож­ностью реализации на разных исторических эта­пах альтер­на­­тив­ных ориентаций - западной и восточной” [16; C.103]. Такое по­ни­­ма­ние России зако­но­­мер­­­­но, по мнению евразийцев, ибо русский народ рассматривался как на­­род срединный в ““евразийском мире” в си­лу внутренней связи их куль­­тур и жизни” [17; C.5]. Как сама Рос­сия, так и ее народ являются связующим зве­ном, бла­годаря которому можно говорить о развитии мира и насе­ляю­щих земной шар народов, и зависимых от исторического процесса и друг от друга. Каж­дый на­род несет то индивидуальное начало, за­ло­женное в нем божественной силой и геогра­фи­ческим поло­же­нием его местожитель­ст­ва. Ведущую роль русской культуры в станов­ле­нии евра­зий­ской обусло­вило то, что славянский элемент благопри­ят­но сочетал­ся с вос­точ­ным, делая зако­но­­мерным взаимопро­ник­новение, казалось бы, непохожих чужих куль­­тур. Евразийская Россия представляет собой модель миро­вой ци­ви­лизации но­вого уровня, где наблюдаются процессы заим­ствования и развития тех черт, которыми потенциально богато человечество. Евра­зийцы стремились к созданию общечеловечес­кой куль­ту­ры, которая учи­ты­вала бы своеобразие нацио­наль­ных черт, т.е. пред­став­­ляла бы гар­мо­­нич­ную совокупность целого. Такого мнения придерживался кал­мыц­кий эмигрант-евразиец Э.Хара-Даван, призна­вавший исключи­тель­ное зна­че­ние каждой нацио­нально-этнической культуры. Такое по­ни­­мание культуры и об­щества может вывести к национально-куль­тур­ной са­мо­иден­ти­фи­ка­ции евразий­ских народов. т.к. раз­ви­тие каж­дой куль­­­туры происходит индивидуально, в соответствии с ее само­быт­ны­ми тра­­диционными чертами. Но, вместе с тем, каждая культура влияет на дру­гую и создает условия для про­грес­­са единой культуры. Правда, некоторые евразийцы считали, что единой мировой культуры не суще­ст­­ву­ет, развитие же ее дол­жно про­и­­с­­ходить благо­да­ря соединению раз­ных индивиду­аль­ных, эт­ни­чески обособленных куль­тур, несущих в мир самобытное “Я”, ибо “культу­ра - органическое и специфическое един­ство, живой орга­низм. Она всегда предполагает сим­фо­ническую лич­ность” [10; C.257].Таким образом, евразийцы отдавали предпочтение националь­но-ори­ентированной культуре. Ведь культура, как симфоническая лич­ность, полифонична – отдельные звуки в единстве соз­дают гармо­ни­ч­ное звуча­ние и самопознание целого. Евразийцы ввели даже понятие “ра­дужной сети” национальных культур, по­скольку понимали важ­ность и необходи­мость спе­ци­ального изучения различных социо­куль­тур­ных явлений, определение механизмов взаимодей­ст­­­­вия народов и культур. При этом они утвер­жда­ли духовно-культурное един­ство евра­зий­ских народов, обуслов­лен­­ное общими цен­ност­ными ориентациями, мироощуще­нием и спо­­собом мышления.Территориальное влияние на духовно-нравственную сущ­­­­нос­ть че­­ло­­века осуществляется непосредственно окружающим миром. “Ев­ра­зия как геогра­фи­­че­ский мир, как бы “пред­со­здана” для образования единого госу­дар­ст­ва, - пи­сал П.Н.Са­­вицкий. - Но только в конкретном исто­ри­че­ском процес­се ре­али­­зуется это единство” [19; C.259]. Зна­чит, челове­ческая суть проявляется через утвер­ждение “местопо­ложе­ния” и взаимовли­яния наро­дов, которые, взаимодейс­т­вуя, не толь­ко по­зна­ют себя и других, но и при­об­ретают совер­шен­но новые навыки человече­ского общежития. Так об­сто­яло дело с Россией - до заво­е­ва­ния Золотой Ордой разрозненной, не свя­­­зан­ной, не являвшейся систе­мой еди­но­го государства. Только с при­хо­дом “ту­ран­ского эле­мента”, о ко­­тором го­во­рят евразийцы, Россия начала оформляться как государ­ст­венная сис­те­ма. Этому, в частности, послу­жи­ли торгово-эконо­миче­ские кара­ван­ные связи, появившиеся со времени Чингис-хана, а рас­цвет эко­­но­мик^ С.С. Лукиных (Россия, г. Иркутск) Проблема этногенеза в Евразии (XI-XXI вв.)Утверждение этнологов евразийской школы о том, что легендарного Тэмуджина из рода Борджигинов следует почитать не только как исторического деятеля, имеющего непосредственное отношение к процессу зарождения Великого монгольского народа, но имеющего такое же непосредственное отношение и к процессу возникновения великорусского суперэтноса, наравне с такими легендарными историческими личностями, как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, до сих пор крайне активно отрицается по-европейски образованной частью отечественной науки. Причем все аргументы «за» с порога отметаются, а все аргументы «против» по существу сводятся к знаменитому «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Впрочем, и почти противополо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.