Управление Программой социально-экономического развития территорииОсновные варианты использования ОАО «НПП «Гранит-Центр»» Управление Программой социально-экономического развития территории Оглавление Оглавление 2Общие сведения 3Цели работ 4Структура ПСЭР 4 6Функциональные возможности 6Результаты внедрения 18Список обозначений и сокращений 19 ^ Общие сведения Программа социально-экономического развития территории (далее - ПСЭР) представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых территориальными органами исполнительной власти (ОИВ) за счет средств бюджета. Автоматизированная система «Управление программой социально-экономического развития региона» (далее – АС УПСЭР, Система) предназначена для реализации программно-целевых методов управления, комплексной автоматизации процессов управления ПСЭР, а также предоставления данных для анализа социально-экономического развития (СЭР) территории (административного округа, города, муниципального образования, региона и т.д.). Пользователями Системы являются: специалисты территориальных и отраслевых органов исполнительной власти; специалисты юридических лиц и физические лица, осуществляющие в установленном порядке доступ к ресурсам АС УПСЭР и их использование. В настоящее время результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в ОИВ носят преимущественно внутриведомственный характер, что значительно затрудняет процессы межведомственного обмена информацией и снижает эффективность процесса управления социально-экономическим развитием региона. В этой связи АС УПСЭР является отработанным типовым решением для территориальных единиц с единой технологией на всех уровнях управления ПСЭР. За годы промышленной эксплуатации АС УПСЭР накоплен значительный практический опыт эффективного внедрения информационных технологий на основе проектно-ориентированного подхода, объединяющего использование ведомственных и отраслевых информационных систем и ресурсов (ИСиР) в рамках единой цели с унифицированными средствами обмена информации с помощью Web-сервисов. ^ Цели работ Целями внедрения АС УПСЭР являются: повышение качества административно-управленческих процессов в сфере управления СЭР территории; повышение качества жизни граждан; повышение открытости информации о деятельности территориальных и отраслевых ОИВ и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан в процедурах формирования и экспертизы решений; повышение доверия населения к органам государственной власти; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения на всех уровнях регионального управления, обеспечение оперативности и полноты контроля результативности деятельности всех участников процесса управления СЭР территории.^ Структура ПСЭР ПСЭР в настоящее время имеет следующую иерархическую структуру (Рисунок 1): ПСЭР состоит из следующих блоков: общие положения; экономики, имущества и финансов; социального развития; строительства и реконструкции; городского хозяйства; оптового продовольственного комплекса, потребительского рынка и услуг; безопасности и правопорядка; организации работы с населением и органами местного самоуправления; заключительная часть. Блоки общих положений содержит информацию о ПСЭР в целом по АО в разрезе системы целей и приоритетных задач. В остальных блоках формируются разделы по направлениям деятельности. В каждом разделе определяются приоритетные цели с делением на окружные и отраслевые, задачи, которые нужно решить для их достижения, и мероприятия, обеспечивающие решение задач. Заключительный блок содержит изменение основных показателей.^ Рисунок 1 – Иерархическая структура ПСЭР После вступления в действие программного бюджета простым переименованием иерархических составляющих ПСЭР можно будет вести учет и мониторинг ПСЭР, в основе которого - государственные программы. В этом случает ПСЭР, не меняя своей иерархии, будет выглядеть в соответствии с Рисунком 2. Рисунок 2 –ПСЭР на основе государственных программ^ Функциональные возможности Функциональные возможности АС УПСЭР включают в себя: Планирование, формирование и уточнение ПСЭР. Учет, анализ и контроль исполнения ПСЭР. Формирование системы показателей ПСЭР и социально-экономического развития территории. Мониторинг показателей СЭР. Формирование регламентированных отчетов и аналитических материалов по ПСЭР. Реализация обратной связи с населением. Информационное взаимодействие с внешними ИСиР. Все предоставляемые АС УПСЭР возможности реализованы в режиме разграничения доступа, обеспечивающем одновременную работу всех подразделений ОИВ региона.Рассмотрим функциональные возможности. ^ Планирование, формирование и уточнение ПСЭР На данном этапе формируются: структура ПСЭР и приложений, вносятся плановые значения. Учет, анализ и контроль исполнения ПСЭР Рисунок 3 представляет один из интерфейсов контроля с плановыми и фактическим значениями ПСЭР. Данные вводятся вручную или поступают в результате информационного взаимодействия с внешними ИСиР.^ Рисунок 3 –Исполнение ПСЭР Процент исполнения и отметка об исполнении (выполнено, не выполнено, выполняется) проставляются в автоматически. В дополнение к мероприятиям в АС УПСЭР существует возможность формирования и учета данных в динамически формируемых таблицах (приложениях). Таблицы формируются любого формата с помощью инструментария «Конструктор приложений».^ Формирование и ведение системы показателей ПСЭР и социально-экономического развития территории Для оценки эффективности ПСЭР необходимо сформировать систему показателей ПСЭР (СП). Под системой показателей понимается совокупность показателей СЭР, сгруппированных в иерархическую структуру (первичный показатель, индикатор, сводный индекс). СП обеспечиваются возможности: -оперативного мониторинга исполнения ПСЭР; -оценки эффективности исполнения мероприятий ПСЭР. СП представляет из себя набор взаимосвязанных показателей ПСЭР, организованных в иерархию (Рисунок 4).Рисунок 4 - Система показателей ПСЭР Этот подход позволяет: вести параллельно различные СП; осуществлять группировку показателей для облегчения поиска и наглядности отображения; при необходимости осуществлять перемещение показателей как в рамках одной СП, так и между ними; отображать основные параметры динамики показателей (тенденция изменения); получать доступ к операциям с показателями.Различаются следующие типы показателей: обычные показатели СЭР – создаются вручную и значения данных показателей ведутся вручную; показатели связанные с объектами ПСЭР – при создании связываются с объектами ПСЭР, плановые и фактические значения автоматически подгружаются из БД ТК УПСЭР: мероприятиями ПСЭР; показателями Приложений к разделам ПСЭР; показателями Заключительного блока ПСЭР. У обоих видов показателей существует следующий набор атрибутов. ед. измерения; тип значения; КБК; период действия (отображения); а также статусы: план; факт; норматив; пороговое значение; целевой ориентир. Для каждого из статусов существуют следующие возможности (Рисунок 5): ведение значений показателя с данным статусом вручную (для обычных показателей СЭР);автоматическое заполнение значений показателей ПСЭР из базы данных АСУПСЭР (для показателей, связанных с объектами ПСЭР); значения показателя (индикатора) определяются с помощью формул, операнды - другие показатели.^ Рисунок 5-Формирование показателей и индикаторов Формирование и модификация СП возможна в АС УПСЭР на любом этапе функционирования Системы. Параметры отображения значений показателя (индикатора) настраиваются с использованием шаблонов отображения (Рисунок 6).^ Рисунок 6 – Настройка отображения показателя (индикатора)Мониторинг показателей СЭР Для оперативного мониторинга и оценки эффективности показателей в АС УПСЭР предоставляется удобный инструмент формирования и ведения системы показателей СЭР. С течением времени СП в АС УПСЭР может совершенствоваться с учетом текущих и перспективных тенденций развития региона, а также динамическое реагирование на непредвиденное изменение ситуации по результатам мониторинга. Возможен мониторинг простого показателя, группового или совокупности показателей с использованием панели индикаторов (Performance Dashboard) (Рисунок 8) . В случае группового показателя в нижней части экрана отображаются не значения показателя (как для простого показателя), а дочерние показатели в его иерархической структуре. Рисунок 7 содержит пример визуализации группового показателя «Аккредитация предприятий потребительского рынка», состоящего из простых показателей: количество предприятий бытового обслуживания, количество предприятий общественного питания, количество магазинов. ^ Рисунок 7 – Визуализация группового показателя Рисунок 8 представляет индикаторную панель с несколькими показателями («Совершенствование материально-технической базы школьных пищеблоков», «Проведение целевой диспансеризации жителей»). При наличии истории показателя визуализируется его динамика. ^ Рисунок 8 – Индикаторная панель Красный цвет – до Порогового значения Желтый – до Норматива Светло-зеленый – до Плана Темно-зеленый – до Целевого ориентира. При открытии визуализаций показателей ПСЭР на экране представляются последние актуальные данные в соответствии с текущими значениями ПСЭР (план, факт и пр.).^ Формирование регламентированных отчетов и аналитических материалов по ПСЭР На любом этапе функционирования АС УПСЭР возможно получение следующие отчеты по формированию и контролю за исполнением ПСЭР (Рисунок 9): Программа социально-экономического развития на планируемый год; Отчет об исполнении Программы социально-экономического развития за отчетный период. Статистика выполнения мероприятий ПСЭР. Мероприятия, выполненные с превышением плана. Мероприятия, по которым превышен объем финансирования. Мероприятия, у которых процент выполнения ниже заданного. Рейтинг мероприятий с информационного портала по оценке населения.^ Рисунок 9 – Отчеты и аналитические материалы В системе разработан механизм формирования аналитических справок по произвольным запросам пользователей (Рисунок 10).^ Рисунок 10 – Формирование аналитических справок Для удобства пользователей запросы группируются в папки. В АС УПСЭР существуют общие папки – запросы, содержащиеся в этих папках запросы, доступные группе пользователей и личные папки, содержащие запросы, доступные только конкретному пользователю. Результаты выполнения запросов могут быть представлены как в табличной форме, так и в форме круговой диаграммы.^ Реализация обратной связи с населением Реализация обратной связи с населением осуществляется посредством проставления населением весовых коэффициентов мероприятиям ПСЭР на информационном портале и оценки эффективности деятельности ОИВ на основе информации от населения (Рисунок 11,Рисунок 12). ^ Рисунок 11 – Оценка населением мероприятий с информационного портала Рисунок 12 – Рейтинговая линейка мероприятий по результатам оценки населенияИнформационное взаимодействие с внешними ИСиР Значительная роль в решении задач АС УПСЭР отведена информационному взаимодействию с внешними ИСиР, позволяющему получать комплексные данные о мероприятиях ПСЭР: плановые и фактические объемы финансирования мероприятий ПСЭР, сведения по платежным документам и государственным контрактам. Информационное взаимодействие с внешними ИСиР включает в себя взаимодействие со следующими автоматизированными системам: АС «Управление финансовыми ресурсами» (АС УФР), автоматизированной системой управления бюджетным процессом (АИС УБП) и Единой аналитической информационной системой торгов (ЕАИСТ) для получения плановых и фактических объемов финансирования мероприятий ПСЭР, сведений по платежным документам и государственным контрактам; геоинформационными системами для отображения адресных объектов на карте города (Рисунок 13);Рисунок 13 – Информационное взаимодействие с геоинформационной системой АС «Корпоративный портал». АС «Электронный документооборот» и другими ИСиР. При отсутствии какой-либо ИСиР данные вносятся в Систему вручную. ^ Результаты внедрения АС УПСЭР может быть использована в ОИВ всех территориальных уровней с соответствующей агрегацией показателей СЭР на более высоких уровнях. АС УПСЭР является основным информационным ресурсом и головным элементом программно-целевых методов планирования и ведения систем ключевых показателей, обеспечивая широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятельностью ОИВ и оценку эффективности их деятельности, реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджетных средств.^ Список обозначений и сокращений АС Автоматизированная система АС УПСЭР Автоматизированная система управления Программой социально-экономического развития АС УФР Автоматизированная система управления бюджетным процессом АИС УБП Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом ЕАИСТ Единая аналитическая информационная система торгов города Москвы ИСиР Информационная система и ресурс ОИВ Орган исполнительной власти СП Система показателей СЭР Социально-экономическое развитие