х.Восточный муниципального образования Ленинградский район Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 22 х. Восточного муниципального образования Ленинградский районУрок-диспут:«Уроки французского» - уроки доброты»(урок литературы в 7 классе)Учитель Л.И.Дронова1 Цели урока: Дать понятие о духовных ценностях, которые делают человека богаче и щедрее. Постараться помочь детям обнаружить в окружающих людях, в самих себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.Оборудование урока: Эпиграф на плакате «Во внутреннем мире человека доброта- это солнце» (В.Гюго) Рисунки-иллюстрации к рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Портрет писателя В.Г.Распутина Плакаты с понятиями (доброта, духовные ценности, душевная щедрость, достоинство, милосердие, деликатность) – на доске Плакаты с высказываниями и пословицами по теме урока: ( на доске ) «Делать людям хорошее – хорошеть самому» (Л.Татьяничева) Доброе дело питает и душу, и тело Добрые умирают, а дела их живут Доброе слово лечит, а злое калечит Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила Делай другим добро – будешь сам без беды 6.Презентация ( 12 слайдов ) - мультимедийный проекторХод урока: Вступление Слово учителя: ( Слайд №1)Сегодня мы с вами подводим итоги по прочитанному произведению В.Г.Распутина «Уроки французского». Вместе с вами мы поговорим о тех духовных ценностях, которые делают богаче и щедрее человека вообще и наших героев рассказа в частности. На сегодняшнем уроке будут работать не только наша память, но и душа и сердце. 2. Наш урок назван «Уроки французского» - уроки доброты». Именно так названа вступительная статья писателя, к которой мы ещё вернёмся. И начать разговор я хочу словами поэтессы Л.Татьяничевой: «Делать людям хорошее - хорошеть самому». 3.Вопрос классу: Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (ответы учащихся) 2 Своеобразно отозвался о доброте поэт А.Чепуров, послушаем эти стихи(читает ученица):Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!Учитель: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Так надо жить каждому из нас.4.Что же обозначают эти понятия, давайте растолкуем их: (читаем и комментируем вместе с учащимися находящиеся на доске плакаты с понятиями)Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро Духовные ценности- относящиеся к области духа, (дух - внутренняя моральная сила) Душевная щедрость- ( см. душевно щедрый человек - охотно тратящий свою душу на других людей) Достоинство- совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств Милосердие- готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия Деликатность- вежливость, мягкость в обращении5.Какие пословицы и поговорки, придуманные народом о добре, вы знаете? ( учащиеся называют), например:Доброе слово лечит, а злое калечит. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Делай другим добро - будешь сам без беды. Доброе дело питает и душу, и тело. Добрые умирают, а дела их живут. Учитель: Каким делает человека доброта? 3 (обаятельным, красивым) Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит.А какой человек может быть добрым? (только тот, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый всегда учитывает интересы других людей).7.Беседа-диспут по прочитанному: Учитель: А теперь мы обратимся к нашему рассказу и подумаем, кому же из героев присуще это качество? Напомню, это рассказ о голодном послевоенном детстве, о трудностях, с которыми столкнулись мальчишки того времени, ваши ровесники, об учительнице французского языка, которая сумела дать самый главный урок своему ученику.Ответьте, используя текст рассказа на вопросы: Почему мальчик оказался в райцентре? Какие испытания ожидали его? Как он учился? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы…?» (тоска по дому) Почему мальчик не убежал в деревню? (не хотел подводить мать, было стыдно перед односельчанами за неоправданное доверие, надежды, возложенные на него всеми, проявил стойкость). Слайд №2 Почему мальчик стал играть в «чику»? (нужны были деньги на питание) Кто такой Вадик? Опишите его. Слайд №3 Как относились к этой игре Вадик и рассказчик? (Разница в поведении Вадика и рассказчика: рассказчик постоянно испытывает голод, у Вадика цель - корыстная) Почему Вадик и Птаха избивают его? Найдите слова, передающие состояние мальчика в тот момент. 10) Как отнеслась Л.М. к внешнему виду нашего героя после драки? (с юмором, сумела деликатно подойти к его несчастью, а Тишкина - поставить на место, явно не одобряя его предательства). Слайд №4 11) Сравним их портреты, найдём в тексте. Слайд №5 12) Почему Вадик допускает автора к игре снова? Слайд №6 13) Почему именно героя рассказа выбрала Л.М. для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски не чуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех»… ( мальчик ещё не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником.Она решила помочь ему). 14) Расскажите об этих занятиях. Слайд №7 4 15) Какова была следующая хитрость Л.М. по отношению к мальчику, чтобы накормить его? Слайд №8 16) По каким признакам он понял, от кого пришло ему письмо?17) Почему Л.М. решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (уважая его достоинство, решила оказать ему помощь, не унижая достоинства того, кому эта помощь адресована). Слайд №9 18) Обратим внимание на детали, которые выдавали учительницу. Найдём их в тексте. Слайд №10 19) Чем заканчивается рассказ? (В финале изгнанная из школы Л.М. присылает своему ученику посылку, в ней были яблоки. Невиданные, напоённые нездешним солнцем плоды среди холода сибирской зимы. Это ещё одно напоминание о возможности иной, более совершенной и гармоничной жизни, которой достоин главный герой).Выводы:Учитель: Почему рассказ называется «Уроки французского»? Какой жизненный урок сумела дать Л.М. своему ученику? (милосердия и стойкости, деликатности и взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована, доброты). (Обращаемся к понятиям, которые перечислены на доске). И яблоки среди сибирской зимы, и сами уроки Л.М. оставили неизгладимый след в душе и в жизни мальчика. Поэт Л.Мартынов написал стихотворение, которое так и называется «След» и посвящается человеческой жизни. ( стих читает ученик)А ты? Входя в дома любые- И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? 5(Возможно музыкальное сопровождение)Учитель: Зачитывается отрывок из статьи В.Г.Распутина, данной в учебнике) Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на людей, вам знакомых, в том числе на учителей, которые желают вам добра. Прислушайтесь к себе, к своей душе. И вы поймёте, что уроки, преподанные Л.М., легли и на вашу душу. «Спешите делать добро»-эти красивые слова принадлежат главврачу московских тюремных больниц Ф.П.Гаазу. Он очень много сделал по облегчению условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, который установлен в 1909 году в Москве. «Спешите делать добро»… Подумайте, что вы сделали в жизни хорошего? Чем помогли людям?Слайд №12 В исполнении учителя звучит стихотворение поэта И.Романова:Когда по склонам вечной суеты Бежатьот неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою Доброты И радость помоги найти кому-то.Слово учителя: ( угощаем всех яблоками ) Мне бы очень хотелось, чтобы эти кубанские плоды сослужили вам хорошую службу - сделали каждого из вас чуточку добрее. Спасибо за участие в нашем диспуте.