Реферат по предмету "Психология"


Тест Роршаха

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КСЮИ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Студент 3 курса отделения Специальная психология Михайлов Павел Станиславович гр.6331 Контрольная работа по Патопсихологии. Преподователь-рецензент Ахметзянова А. И. Дата получения деканатом 200г. ТЕМА Тест Роршаха, его диагностические возможности в психической

клинике. План Введение 3 История создания метода 3 Сущность методики 5 -описание методики и схема эксперимента -опрос -приемы шифровки ответов -кинестические показатели -содержание ответов Интерпретация результатов теста .10 Основные направления использования .10 Список литературы 13 Введение. В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованиями психики человека, значительную

роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром. Такое количественное выражение достигается путем организации специальной стимульной среды, в которую помещается человек, регистрации тех или иных показателей реакций испытуемого и задания правил преобразования регистрируемых показателей в оценку диагностируемых свойств.

Психодиагностика характеризуется широким спектром методических подходов. Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изображений и т. д. В данной группе методик основная доля приходится на проективные тесты.

Диагностика с помощью проективных тестов осуществляется на основе анализа взаимодействия испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящемся в силу недостаточной структурированности стимулом, порождающим процессы фантазии и воображения субъекта. В качестве примера можно привести популярный тест тест Роршаха, в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым и цветным изображениям

Тест чернильных пятен Роршаха - один из самых известных и широко применяемых психодиагностических инструментов для изучения личности в ее нормальных и патологических проявлениях Среди различных тестовых методик тест чернильных пятен Роршаха имеет, вероятно, самую уникальную и драматическую историю становления. Возникнув как экспериментальная методика для дифференциальной диагностики шизофрении, затем заняв прочное

лидирующее место среди проективных методов, а в 60-е годы, чуть было не подвергнувшись дискредитации, данный тест на сегодняшний день является одним из самых информативных методов объективной психологической диагностики. История создания метода Стимульный материал данного теста и основная концепция его использования были разработаны швейцарским психиатром Германом Роршахом в период 1911-21 г.г. Изначально Роршах не считал предложенный им метод психологическим тестом, так как использовал его преимущественно

в дифференциальной диагностике шизофрении. Вместе с тем он заметил, что некоторые характеристики ответов испытуемых коррелируют с определенными поведенческими особенностями. Следует отметить, что чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха. Обычно испытуемых просили называть те ассоциации, которые у них возникали при взгляде на такие пятна. При интерпретации результатов основной упор делался на анализе содержания ответов испытуемых.

В отличие от своих предшественников, Роршах предложил совершенно новую концепцию использования чернильных пятен, которая и обусловила впоследствии уникальные диагностические возможности его теста. Концепция Роршаха заключалась в том, что он уделял основное внимание не ассоциативным процессам испытуемого, которые находили свое воплощение в содержании ответов. Основное внимание Роршах уделял процессам распознавания тех или иных обьектов при восприятии пятен.

Именно проявления нарушений восприятия в ответах психически больных людей явились критериями дифференцирования их от ответов здоровых. Особенности восприятия испытуемого проявляли себя не столько в содержании ответа, сколько в формальных его характеристиках. Эти характеристики включали локализацию названного испытуемым объекта в пятне, а также те особенности самих пятен, которые выбирались испытуемым для формирования ответа. Роршаху принадлежит выделение таких особенностей пятен, как форма или контуры пятна, цвет пятна,

а также их некоторые необычные особенности, которые побуждали испытуемых формировать ответы на основе узнавания в них движений человека . Здесь необходимо отметить, что изготовленные Роршахом стимульные пятна, в отличие от других используемых в то время чернильных клякс, обладали некоторыми необычными свойствами. Дело в том, что пятна, которые использовал Роршах, не были полностью аморфными. Он специально сделал некоторые области пятен более определенными

по контурам, чтобы они напоминали совершенно конкретные объекты. Роршах справедливо полагал, что если психически больные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации именно тех областей пятна, которые имели более определенные контуры. Данные особенности пятен впоследствии стали основой для теоретического концептуального обоснования психодиагностической природы теста

Роршаха. К сожалению, Роршах не смог сам развить свои идеи, так как скоропостижно умер в 1922 году, через 7 месяцев после опубликования теста. После смерти автора методики дальнейшее развитие тест Роршаха получил в США, где, начиная с 30-х годов, интерес к нему начал расти, и он стал приобретать популярность. Всего в США было сформировано 5 основных подходов к использованию теста Роршаха . Первые два подхода были созданы С.Беком и

М. Гертц, которые придерживались традиционного роршаховского взгляда на эту методику. Основное значение эти исследователи придавали стандартизации тестирования и сбору данных методом Роршаха . Следующий известный подход, предложенный Б. Клопфером, был основан на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа испытуемого. Еще одна система использования теста система З.Пиотровского была ориентирована на исследование методом

Роршаха неврологических больных с органической патологией головного мозга. Очередной психоаналитический подход к использованию теста Роршаха был разработан Д. Рапапортом. Его идеи относительно теста Роршаха были развиты Р.Шафером, который представил первую попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого. В

Европе наиболее крупным ученым, работавшим с тестом Роршаха, был Э.Бохм. К сожалению, в 70-е годы дальнейшее систематическое развитие Европейской школы по применению теста Роршаха практически прекратилось. Сущность методики чернильных пятен Г. Роршаха Тест чернильных пятен одна из наиболее популярных проективных методик Роршах одним из первых отметил связь между фантазиоподобной продукцией и типом личности.

В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия В-тип и Fb-тип , т. е. двигательный и цветовой тип. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический аспект другие испытуемые, напротив,

фиксируют в своих ответах цветовой аспект. Тип восприятия или тип переживания , по Роршаху, характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности. Проводя аналогию с типологией Юнга, Роршах подчеркивает тем не менее и отличие соответствующих терминов. Согласно его воззрениям, экстра и интраверсия не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку.

Они указывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько на реализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно также противопоставление интра- и экстраверта как мыслительнего и чувствующего типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов. Если нормально интраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответов над цветовыми, то патологически интраверсивный тип полным отсутствием цветовых.

Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивный тип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще суженный , для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или полное их отсутствие, и амбиэквальный , связанный с большим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов. Указанные типы переживаний коррелируют с определенными компонентами интеллекта, аффективной динамикой,

чертами характера и видом психической патологии. Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнения значения тех или иных показателей, разработки все более тонких способов шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попыток теоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярным является подход, сформировавшийся под влиянием исследований Эгопсихологии .

Перцептивный ответ рассматривается как продукт взаимодействия двух факторов объективных свойств пятна и субъективных потребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подхода тест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля. Описание методики и схема эксперимента Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных

в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна произволен и не поддается однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает, что отдельные таблицы неравнозначны в отношении эмоционального воздействия на человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются со страхом и тревогой, а таблицы 9, 10, напротив,

вызывают ощущения радости, праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызывают беспокойство это относится и к восприятию мелких деталей, расположенных вокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся с образами сексуального содержания. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно.

Иногда это достигается рассказом о том, как получено изображение таблиц можно связать это объяснение с известной детской игрой в кляксы и тем самым несколько разрядить обстановку. Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте таблицы.

Предъявление первой таблицы сопровождается инструкцией Что это такое, на что это может быть похоже В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому предоставляется полная самостоятельность. После окончания спонтанных высказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа Что Вы можете добавить , Это все и т. д. У робких испытуемых и невротиков возможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительной

продукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов. Как правило, исследование включает собственно выполнение теста и опрос Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуру эксперимента фазой определения границ чувствительности . Опрос В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к формулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант.

Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа Где находится или Покажите мне . Во многих руководствах по тесту Роршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, с нанесенными на них и обозначенными

наиболее часто интерпретируемыми участками пятна. В отдельных случаях испытуемому предлагают сделать зарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов Что Вас заставляет думать и , Опишите подробнее то, как Вы видите и т. д. Полезно использовать следующий методический прием субъекту предлагается альтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной или нескольким невыясненным детерминантам.

Например, если испытуемый видит бабочку, но укалывает лишь на характеристики, связанные с формой усы, крылья, то можно спросить, может ли он это место пятна интерпретировать как мотылек. Если испытуемый действительно не ориентировался на цвет, то он не увидит никакой разницы между этими ответами. Определение пределов чувствительности В отличие от предыдущих фаз здесь экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает.

С этой целого обычно используют различные приемы просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях, наконец. предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый. Основные приемы шифровки ответов Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий локализации, детерминанты, содержания, популярностиоригинальности,

качества формы. Основная цель шифровки установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации. Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы спонтанные и дополнительные полученные во время опроса последние подсчитываются отдельно ив расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами

Основные детерминанты ответов Детерминантами называют такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки. Одни из них обусловлены свойствами пятна, другие движение являются сугубо субъективным дополнением, проекцией испытуемого. Детерминанты, так же как и локализация, раскрывают способ видения человека, его избирательность в отношении тех или иных аспектов окружающей среды и собственного внутреннего мира. Психологический смысл локализационных показателей

Локализация ответа целое пятно или деталь указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному. Хорошо артикулированные, интегрированные целостные ответы в сочетании с четкой формой WF показатели высокого интеллекта с теоретической направленностью.

Напротив, синкретичные или конфабуляторные ответы DW, не соответствующие форме пятна WF указывают на интеллектуальные нарушения, например, при шизофрении или некритичность, субъективизм и чрезмерное честолюбие. В норме целостные ответы составляют 20 30 от общего числа ответов на все таблицы. Использование больших и обычных маленьких деталей характеризует конкретную практическую ориентацию

мышления норма D 45 55, d 5 15. Значительное преобладание малых деталей dl5 может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали Dd, как правило, свидетельствуют о неуверенности, тревожности и попытках справиться с ними в частности, на таблицах IV VI В отсутствие других показателей аффективного неблагополучия Dd указывают на любознательность, оригинальность мышления при

F. Толкование белого фона S, WS, DS интерпретируется у экстравертов как свидетельство негативизма, стремления противостоять влиянию окружения или у интравертов противопоставление самому себе, неуверенность, чувство неполноценности. В норме испытуемый, как правило, начинает с толкования целого пятна, затем его элементов и, наконец, фона. Такая последовательность W D d Dd S указывает на систематический логически упорядоченный подход к реальности.

Вместе с тем, если она сохраняется неизменной при интерпретации всех таблиц, можно говорить о ригидности, стереотипности мышления и адаптации в целом Последовательность считается упорядоченной, если она, сохраняя указанный порядок в большинстве таблиц, варьирует в зависимости от структуры самого пятна Хаотическая беспорядочная последовательность, очевидно, связана с нарушениями адаптации или редко встречается у особо одаренных лиц художественного типа. Кинестетические показатели

Психологическая интерпретация кинестетических показателей самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Считается, что этот показатель наиболее интимно связан с внутренним миром личности, хотя существуют разные точки зрения на то, какие именно тенденции представляет М. Большинство исследователей расценивают М как проекцию бессознательных глубинных слоев жизни личности, поскольку в отличие от цвета и формы, обусловленных объективными -качествами пятна, движение как бы

привносится самим субъектом. Исходя из этого, кинестезии часто связывают с творческими способностями, высоким интеллектом, развитым воображением. Роршах рассматривал М в связи с интраверсивной направленностью личности, т. е. умением человека уйти в себя , творчески переработать сублимировать аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности. Подобное толкование смысла М как будто бы подтверждалось исследованием определенного контингента испытуемых

актеров, художников, людей умственного труда. Вместе с тем последующие экспериментальные проверки продемонстрировали зависимость этого показателя от ряда других факторов, например, адаптированноети, степени дифференциации Я , возможности открытого отреаги-рования аффективных побуждений во внешнем поведении и т. д. Имеются также данные о связи М с особенностями межличностных отношений, в частности представлением человека о самом себе и своем социальном окружении, способности к сопереживанию и пониманию других людей.

Согласно этим данным, М является многомерной переменной, конкретное значение которой определяет контекст, т. е. уникальное для данного человека сочетание всех остальных показателей. Неоднозначность М отчасти вытекает из того факта, что эта детерминанта имплицитно содержит две другие детерминанты F и Н. Видимо, поэтому Клопфер считает человеческие кинестезии признаком осознанной, хорошо контролируемой, принимаемой субъектом внутренней жизни собственных потребностей, фантазий и самооценки.

Роршах дифференцировал М также на активные тело в экспансивном движении и пассивные кинестезии согнутые, наклоненные позы. Первые говорят об активной доброжелательно-кооперативной жизненной установке, вторые указывают на пассивность, тенденцию к избеганию трудностей, вплоть до позиции прочь от мира . Таким образом, человеческие кинестезии указывают на 1 интраверсивность 2 зрелость Я , выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями 3

творческий интеллект при F 4 аффективную стабильность и адап-тированность 5 способность к эмпатии. В протоколах здоровых, хорошо приспособленных, зрелых испытуемых должно содержаться по крайней мере ЗМ. Как указывалось выше, диагностировать М cледует только в случае переживания движения, т. е. идентификации с движущимся объектом. Роршах и некоторые современные авторы рассматривают в качестве М движения, позы, мимику только человеческих существ или антропоморфных животных.

Клопфер формулирует эту мысль точнее символом М обозначаются движения, передающие человеческую деятельность, например разговаривающие животные, ссорящиеся гусеницы и т. д. Содержание ответов Качественный анализ ответов сравнительно недавно привлек внимание исследователей, так как считалось, что он дает характеристику скорее категориального аппарата мышления, чем особенностей личности Рапапорт. По мнению одних авторов, анализ содержания предполагает символическую интерпретацию

ответов Шафер, Лузли-Устери Клопфер считает содержание ответов прежде всего индикатором широты интересов личности, направленности ее мотивов Категория животные А наиболее распространена в ответах как здоровых, так и психически больных людей В умеренных количествах свидетельствует о возможности взаимопонимания, кооперации в области мышления свыше 50 А указывает на стереотипию, бедность интересов

Считается, что образы хищных животных отражают агрессивные тенденции, домашних пассивность и зависимость Категория люди Н связана с восприятием себя, своего тела и своих отношений с другими людьми Восприятие исключительно отдельных частей тела часто указывает на возможные конфликты, например, в сфере сексуальных отношений Большое значение имеют поза, мимика, аффективная окрашенность образа например, дерущиеся люди могут отражать враждебность чувств и установок испытуемого, в то время как смеющиеся,

танцующие фигуры, напротив, удовлетворенность и оптимизм. Сходство со сказочными, фантастическими персонажами часто встречается при неспособности идентифицировать себя с реальными людьми, трудностях в сфере межличностных отношений. В норме протокол содержит около 15 ответов. Имеются данные о проекции в содержании ответов Н личностно-значимых переживаний и конфликтов Например, женщина, страдающая от одиночества, видит фигуры

мужчин и женщин, удаленных друг от друга. Из ответов других категорий отмечают анатомию , географию , которые, если не являются отражением профессиональных интересов, указывают на комплекс интеллигентности , желание блеснуть Большое количество ответов сексуального содержания, как правило, наблюдается у лиц с трудностями сексуальной адаптации, полное отсутствие ответов сексуального содержания на таблицах IV, VI, VII указывает на глубокое подавление конфликта в этой сфере, которое может выдавать себя в символических

образах Абстрактные интерпретации рассматриваются как проявление определенной интеллектуальной склонности, но иногда на таблицах IX, X как защита от чрезмерной аффективности, ее переработка путем рационализации. Известны попытки выявления символического характера содержания так, глаза интерпретируются как подозрительность, слежка, щипцы лишение силы, открытая пасть пожирающая мать, маска желание скрыть свое истинное лицо спрятаться и т. д. Лузли-Устери считает необходимым символически интерпретировать также локализацию

ответа относительно горизонтальной и вертикальной осей. Согласно психоаналитическим представлениям, вертикаль символизирует мужское начало, горизонталь-женское тогда ответы, расположенные вдоль вертикальной оси, будут указывать на поиск поддержки у отца, стремление к власти ответы вдоль горизонтальной оси символизируют поиск убежища у матери, потребность в безопасности, беззаботности. Склонность интерпретировать края пятна указывает на бегство от тревоги предпочтение

верхней части пятна отражает стремление к духовной власти, нижней части тенденцию к депрессии, пассивности, подчинению. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Полученные тестом Роршаха данные интерпретируются в зависимости от теоретических установок исследователя. Можно говорить о существовании по крайней мере двух направлений в развитии Роршах-техники первое, представленное швейцарской и французской клиническими школами

Лузли-Устери, Орр, Бом опирается на постулаты ортодоксального психоанализа и видит в тесте средство выявления различных инстинктивных влечений и их символического выражения второе направление Клопфер, Рапапорт своими теоретическими истоками уходит в психологию Эго , экспериментальные исследования New Look, и в качестве основной категории интерпретации рассматривает когнитивный стиль личности. В последнем случае тест выступает в качестве своеобразной задачи , адаптация

к которой определяется как собственно интеллектуальными возможностями испытуемого, так и имеющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной жизни. В связи с исследованиями New Look процесс структурирования пятна стал трактоваться исходя из взаимодействия внешних и внутренних факторов. Согласно такому подходу, интерпретация пятна представляет собой акт категоризации тот или иной ответ рассматривается как гипотеза , детерминированная свойствами стимула пятна и субъективными

факторами потребностями, аффективными конфликтами, индивидуальным когнитивным стилем. Таким образом, заключают авторы, процесс структурирования неопределенного сти-мульного материала отражает формальную структуру внутреннего мира личности, присущий ей способ видения себя и своего социального окружения. Интерпретируя результаты теста, Клопфер, в частности, выделяет три взаимосвязанных подсистемы личности, в той или иной степени раскрывающиеся в индивидуальном способе структурирования пятна интеллект,

аффект, функции Эго . Каждая из этих подсистем в свою очередь обладает собственной структурой. Так, характеристика познавательной деятельности включает следующие параметры интеллектуальный статус, способ подхода тип восприятия, устойчивость к эмоциональным воздействиям, продуктивность, оригинальность и т. д. При анализе аффективной сферы личности отмечаются эмоциональный тон восприятия, способы реагирования на эмоциогенные ситуации, контроль над аффективностью, специфика самооценки принятие или отвергание

себя и собственных неосознаваемых побуждений, возможность сопереживания и понимания других людей и т. д Говоря о функциях Эго , Клопфер имеет в виду прежде всего присущие индивиду особенности контакта с реальностью объективность отражения, зоны конфликтов, психологические механизмы контроля и защиты. Подобный подход к анализу данных теста, несмотря на ряд недостатков и прежде всего связь с психоаналитической моделью личности, позволяет выявить индивидуальные характеристики познавательной деятельности в их связи

с аффективной сферой и направленностью личности. Основные направления использования теста Роршаха в клинической практике Из представленных в настоящей работе данных следует, что тест Роршаха представляет собой эффективный метод получения разносторонней значимой информации о поведении субъекта. В клинике невротических расстройств данный метод может использоваться для реализации ряда клинически важных и терапевтически значимых задач.

Оценка характера результатов, полученных в настоящем исследовании с помощью теста Роршаха, дает возможность выделить следующие основные направления прикладного использования этого метода в клинике. Психодиагностика личности.Использование теста Роршаха позволяет получить достаточно объективную и валидную информацию, описывающую различные личностные аспекты пациента в рамках структурного подхода к личности.

Полученная информация дает возможность глубже и полнее понять личность больного, выявить ее позитивные и негативные стороны. Патопсихологическая оценка.Применение теста Роршаха позволяет выявить системные патопсихологические изменения в основных сферах психической деятельности при различных психических и психосоматических расстройствах. Анализ данных обследования тестом Роршаха дает возможность осуществить следующие функции - оценить,

как обнаруженные патопсихологические особенности влияют на эффективность адаптации пациента- установить иерархические взаимоотношения между обнаруженными в различных психологических сферах патопсихологическими признаками- определить ключевые сферы психической деятельности и наиболее важные патопсихологические изменения- произвести синдромальную оценку патопсихологических изменений и выявить специфические направления нарушений психической деятельности, характерные для данной формы расстройства- установить патогенетические

взаимосвязи между патопсихологическими признаками и клиническими проявлениями и тем самым раскрыть психологический механизм развития психического расстройства у данного конкретного пациента. Клиническая диагностика. Существует ряд шкал, оценка по которым дает возможность определить вероятность наличия у пациента различных психопатологических состояний, а также установить психологическую природу данной психопатологии. К данным шкалам в первую очередь относятся депрессивный индекс индекс копинг-

дефицита индекс чрезмерной вигильности обсессивный индекс перцепт-мыслительный индекс шкала способности к установлению эмоционально-близких отношений шкала эмоционального дистресса. Указанные диагностические возможности теста Роршаха позволяют использовать данные обследования этим тестом для проведения дифференциальной диагностики в клинике. Формирование терапевтических отношений.Использование теста

Роршаха дает возможность выявить некоторые важные особенности пациента, которые следует учитывать при установлении с ним терапевтических отношений. К наиболее важным в этом смысле шкалам относятся шкалы негативизма, социальной пассивности, зависимости, уровня сотрудничества, уровня агрессии, социальной перцепции, нарушений эмпатии, ригидности решений, способности к установлению эмоционально-близких отношений. Организация психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий.

Применение теста Роршаха прежде всего способствует оптимизации и структурированию процесса психологического вмешательства. Мы рекомендуем использовать данный метод в процессе психотерапии и психокоррекции в следующих аспектах - планирование психотерапевтического вмешательства на основе идентификации неадаптивных и ресурсных поведенческих элементов- прогноз эффективности вмешательства- формирование терапевтического альянса- контроль терапевтических изменений в динамике- оценка эффективности вмешательства- формирование однородных

групп пациентов на основе заданных психологических критериев, что дает возможность выработать дифференцированный подход при организации терапевтических и реабилитационных мероприятий в клинике. Прогнозирование.Шкалы характеризуют устойчивые стилевые особенности поведения испытуемого. В связи с этим анализ данных обследования тестом Роршаха дает возможность осуществлять прогнозирование эффективности поведения испытуемого в проблемной ситуации и его адаптационных реакций.

Такое прогнозирование может быть полезным при решении экспертных вопросов, организации терапевтических и реабилитационных мероприятий в клинике. Литература 1. Белый Б.И. Тест Роршаха практика и теория Под ред. Л.Н. Собчик СПб. Дорваль, 1992. 2. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию Киев Ника-центр Вист-С, 1997. 3. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии

Киев Вища шк 1978. 4. Проективная психология Пер. с англ. М. Будыниной, С. Лихацкой, Г. Миннигалиевой и др. Науч. ред. Р. Римская, И. Кириллов М.Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 2000. 5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности М. Изд-во Моск. ун-та, 1980. 6. Тодд Дж Богарт А.К.

Основы клинической и консультативной психологии Пер. с англ Спб. Сова М.ЭКСМО-Пресс, 2001. HYPER13PAGE HYPER15 HYPER13PAGE HYPER142HYPER15 Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7HYPER15Основной шрифт абзаца



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат § Культовая практика Афин и союзные полисы 64 § Изменения в культе Афины в 40-е rr. V в до н э
Реферат Оптимизация снабженческой деятельности предприятия ОАО ТАНЕКО
Реферат Традиційна народна медицина гуцулів Рахівщини XIX – початку XX ст.
Реферат Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики К
Реферат Технологическая оснастка для механической обработки детали Кронштейн
Реферат Финансовая система Великобритании
Реферат Работодатель как субъект трудового права
Реферат ENDURING ENDEARING NONSENSE By Andrew Green Essay
Реферат Русско-шведская война 1808 1809
Реферат Экономические информационные системы
Реферат К 450 лет добровольного вхождения Башкири в состав России
Реферат Московская митрополия История Русской Церкви
Реферат Система работы воспитателя по полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Реферат Алкоголизм как фактор виктимизации личности подростка, профилактика алкоголизма в подростковой среде
Реферат Средние века развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях