Реферат по предмету "Разное"


«Тихий Дон» (запись стажера Карнаухова М. Е.)

Товстоногов репетирует«Тихий Дон»(запись стажера Карнаухова М.Е.)«Дом проектов»Санкт-Петербург, 2010г.УДК – 792ББК - 85.334Т 50 Санкт-Петербургская благотворительная общественная организациягражданского просвещения «Дом проектов»ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Невского районаШкола Третьего Возрастаwww.seniorschool.ru =========================================================Товстоногов репетирует «Тихий Дон» (Запись стажера М.Е. Карнаухова).//Отв. Ред. Н.В. Бочкарева. Вступ. Слово. Профессор СПбГАТИ – Е.И. Горфункель//СПб, «Дом проектов», 2010 г. Стр. 166.======================================================На обложке: фото дарственной надписи Товстоногова Г.А. на книге «Круг мыслей» стажеру М.Е. КарнауховуВыражаем глубокую благодарность за оказанную помощь в издании данной книги Светлане Петровне Чернышовой, руководителю общественной организации «Дом проектов», Анастасии Владимировне Криулиной, менеджеру Информационно-издательского Центра, профессору СПбГАТИ Елене Иосифовне Горфункель. _____________________________________________________________________________Вместо вступленияРепетиции в театре записывают с тех пор, как появилась профессия режиссера. Точнее - с момента возникновения Московского художественного театра. Из закулисной "разводки" или притирки репетиция превратилась в творческий процесс. За тем, как рождается спектакль, оказалось следить не менее интересно, чем смотреть этот спектакль. Конечно, не всякий зритель будет вникать в черновую закулисную работу. Записи репетиций имеют прежде всего историческое значение. В них фиксируются ход мысли режиссера и степень реализации замысла; рабочая атмосфера; в них запечатлевается то, о чем подчас забывают участники работы; факты и подробности, ускользающие от внимания преемников и исследователей. Записи репетиций - хороший документ к истории театра. Но вместе с "изобретением" этого способа фиксации театрального дела возникли и вопросы. Как и кого записывать? Как успеть? На что обращать внимание? Как совместить значительные куски текста пьесы, без которого все разговоры мало понятны, с дебатами, пробами, этюдами? Лет тридцать-сорок назад звукозаписывающая техника была несовершенной. К тому же по разным причинам – в первую очередь по идеологическим – записывать происходящее на репетиции на магнитофон режиссеры не очень-то позволяли. Во всяком случае, Георгий Александрович Товстоногов имел основания опасаться, что не «залитованные» записи могут попасть не в те руки, и театр вместе с режиссером и готовящимся спектаклем пострадают. Если же запись делалась ручкой или карандашом, то требовалась немедленная расшифровка, ибо наспех схваченные реплики попадали на бумагу не полностью, смысл искажался и забывался. Товстоногову повезло. Театроведы, сотрудники театра, аспиранты и стажеры не могли не взяться за перо, присутствуя на репетициях в БДТ, в учебном театре, на занятиях в ЛГИТМИКе. Ценность его репетиций была понятна и первокурснику, и завлиту. Поэтому к сегодняшнему дню обнародован целый цикл записей репетиций спектаклей «Три сестры» (1964-1965. Запись Н.С.Пляцковской, напечатана в кн: Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2-х т. – Т.2. – Л.,1980); «Король Генрих 1У» (1968-1969. Запись Д.М.Шварц. Напечатана там же); «Прошлым летом в Чулимске» (1973-1974. Запись Д.М.Шварц. Там же); «Ревизор» (1972. Запись Д.М.Шварц, напечатна в кн: Товстоногов Г. Беседы с коллегами. – М., 1988); «Дачники» (1975-1976. Запись Д.М.Шварц. Напечатана там же); «Волки и овцы» (1979-1980. Запись Д.М.Шварц, напечатана там же); «На всякого мудреца довольно простоты» (1984-1985. Запись Д.М.Шварц, напечатана там же); «Мастер и Маргарита». Неопубликованные репетиции Г.А.Товстоногова: 1965-1989 (Театральная жизнь. – 1991. - №24). В 2006-2007 году вышли два тома: «Товстоногов Георгий. Собирательный портрет» и «Товстоногов Георгий репетирует и учит». В них включен еще один цикл записанных репетиций: «Смерть Тарелкина» (Запись Д.М.Шварц) и во втором томе репетиции спектаклей, записанные С.М.Лосевым и Л.Н.Мартыновой: «История лошади» (1975) и «Тихий Дон» (1977). Остаются неопубликованными записи репетиций спектакля «Дачники», их делал в 1982 году С.М.Лосев, и они вместе с записями Д.М. Шварц, напечатанными в 2-ом томе «Зеркала сцены» составляют более или менее целостное отражение общей работы над этой постановкой. С.М.Лосев, бывший аспирант, а ныне режиссер, главный режиссер драматического театра в г. Оскол, находясь на репетициях «Тихого Дона», записал семь репетиций. Когда том «Товстоногов Георгий репетирует и учит» с этими записями был готов к печати, обнаружилась еще одна запись «Тихого Дона» - более полная. Михаил Егорович Карнаухов, тогда стажер, театральный режиссер, вел записи репетиций «Тихого Дона» от читки (10.03.1977) до генеральной репетиции (31.05.1977). Это 56 дней - в последние дни перед премьерой репетиции шли утром и вечером. Три месяца сплошных репетиций – это пример оптимальной концентрации творческой энергии всего коллектива. И самоотверженности молодого стажера в стремлении сохранить каждую увиденную и услышанную им деталь, слово и дело великого мастера. Карнаухов Михаил Егорович, ленинградец, воспитанник детского дома, учился в ЛГИТМИКе у А.А.Музиля. Окончив институт в 1968 году, работал в театрах Рязани, Сызрани, Твери и др. городов. С 1980 по 1994 – главный режиссер Бийского городского театра Алтайского края. В 1977 году по направлению министерства культуры РСФСР был направлен на стажировку к Г.А. Товстоногову. Тогда-то и началась фиксация репетиций. После окончания стажировки постоянно поддерживал связь с театром, а в 1989 году приезжал со своим театром на гастроли в Ленинград. Расшифровку записей «Тихого Дона», сделанные во время стажировки, М.Е.Карнаухов и Нина Владимировна Бочкарева, педагог нашей Театральной академии, начали в 2005 году. Как отмечает Нина Владимировна, «работа оказалась гораздо труднее, чем мы предполагали. Кроме самой расшифровки надо было определить к кому обращается Товстоногов (нередко встречалась безличная форма обращения, Товстоногов просто смотрел на кого-то из актеров и делал замечания), пришлось много уточнять по тексту инсценировки, самого романа, аудиозаписи спектакля и т.д.». Н.В. Бочкарева окончательно подготовила текст к печати, снабдила его примечаниями и пояснениями, максимально бережно отнеслась к записям Карнаухова. Этим объясняется и своеобразие «речи» Г.А.Товстоногова в этой записи. Все, что не дослышано, не до понято – помещено в скобки. Если фразы, Товстоноговым не законченные, завершаются, то чрезвычайно осторожно и только по необходимости. Редактура аккуратная, щадящая. Теперь, с публикацией записи М.Е Карнаухова, существуют две версии репетиционных записей «Тихого Дона». Хотя одна из них, лосевская, не полная, сравнение поучительно. Тут есть над чем задуматься тем, кто берется за новые театральные анналы или тем, кто реконструирует прошлое. Возьмем один день, 11 мая 1977. Репетиция «Тихого Дона» на сцене. Лосев и Карнаухов оба записывают ее. События, ими отмеченные, совпадают. Только кажется (и, скорей всего, так оно и было) они сидят в разных концах зала, поэтому в поле зрения каждого попадают актеры, сотрудники театра, в разных комбинациях. Так, у Лосева советы режиссеру дает Юрий Аксенов, а у Карнаухова – по смыслу те же советы дает Владислав Стржельчик. У Лосева больше «действующих лиц» репетиции и значительно короче, компактнее режиссерские указания. Зато в центре внимания Карнаухова – сам Товстоногов, и его запись скорее похожа на монолог режиссера-постановщика. Карнаухов стремится сохранить и донести в неприкосновенности каждое слово (иногда в ущерб стилистике), Лосев – пытается литературно отшлифовать общий разговор. У первого запись скорее документ, буквальное воспроизведение, у второго – скорее осмысление всего сказанного Товстоноговым и выделение главного, концепта. Лосев не заметил присутствия композитора Слонимского и его переговоров с постановщиком. Зато у Карнаухова отодвинуты в сторону суфлер и другие сотрудники-помощники Товстоногова. Характерно, что на сцену «Кошевой-Григорий» у Лосева отведено десять строк, у Карнаухова – не меньше страницы. Причем, в записи этой сцены у Лосева зафиксирован легкий спор с завсветом Кутиковым, у Карнаухова его нет, но – и это существенно – в обеих записях сходится требование Товстоногова вывести в этой сцене всю семью Мелеховых и поставить ее на лемехах. Дословно сходится и оценка эпизода: «Очень важная сцена. Кульминация спектакля». Разночтения, возникающие при сравнении двух записей, создают впечатления стереофонии. И еще: сравнение двух записей показывает, что фиксация творческого процесса в театре возможна, но имеет целый ряд особенностей и трудно осуществима; что такая фиксация не является механической процедурой. Каждый записывающий индивидуален, и это находит свое отражение в записи. Наконец, объем фиксации, правдивость ее усиливается при совмещении (наложении) подобных текстов. Они дополняют друг друга. К несчастью, возможность совмещения не просто текстов, подобных текстам Лосева и Карнаухова, а взглядов, ракурсов, толкований, даже способностей, выпадает редко. Записи репетиций «Тихого Дона», сделанные М. Е.Карнауховым, пополняют собрание свидетельств о творчестве Товстоногова, благодаря которым многое еще откроется в его театральном наследии.Е.И. Горфункель, кандидат искусствоведения, профессор СПГАТИ, лауреат премии им. А.Р.Кугеля. Записи репетиций спектакля «Тихий Дон» в БДТПостановка Г.А. Товстоногова.Запись стажера БДТ М. Е. Карнаухова110.03. 1977 г. Сбор труппы. Перед читкой инсценировки, обращение Товстоногова к актерам.ТОВСТОНОГОВ: Я пригласил вас, чтобы настроить, если удастся, на необычный способ работы, так как сценическое выражение огромного романа не поддается канонической форме инсценировки. Есть уже определенный опыт в этом направлении, но это компромисс, который не удовлетворяет меня. Хочется идти по другому пути. Решение зависит от самих актеров, которые смогут проявить инициативу в содержании, форме, композиции, будут работать импровизационно. Если нам удастся найти новый ход, то, может, что-то и получится. Не говоря уже об ответственности к юбилею 60-летия (Советской власти). У нас ограниченные условия и мало времени. Сегодня приглашен весь мужской состав, хотя в процессе работы многие окажутся свободными. Важно найти способы, и принципы общей работы, потому что нужно ваше соучастие. Не будет обычной канонизации. Наша задача - передать главное ощущение от романа и найти для него сценическое воплощение темы развороченной России. В центре Григорий Мелехов. Это трагедия не приставшего к берегу человека. Тема столкновения человека и рока (социального катаклизма). Здесь просматривается аналогия с античной трагедией. Сильный человек, и его трагедия - человека, не понявшего, к какому берегу (пристать). Столкновение личности и рока - конфликт античности, отсюда необходимость Хора. Есть три слоя персонажей: первые проходит через (весь роман); вторые – существуя в Хоре, они могут играть роли второстепенных персонажей; третьи – только участники Хора и массовых сцен. Процесс распределения функций персонажей – не распределение ролей в привычном смысле. Мы только эскизно намечаем важнейшие группы персонажей. Инсценировка не готова окончательно, сейчас есть только первая часть. Вот те общие предпосылки, о которых я хотел сказать. Это сложный путь, но другого я не вижу. Здесь есть некоторая неизвестность - работать вне канонической инсценировки, которая меня привлекает. Многое зависит от вас, от вашей заинтересованности, активности по существу. Вопросов, по-видимому, пока не будет, поэтому перейду к чтению. (Товстоногов начинает читать первую часть инсценировки). «Шум приближающего поезда. Едут казаки, они возвращаются с солдатской службы. ХОР – Бывало, отслужат казаки в атаманском полку сроки, снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, имение свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, самый что ни на есть тихий…. Он уже знает, в чем дело. ^ ПЕРВЫЙ КАЗАК (из хора) – Дон!ВТОРОЙ КАЗАК – Дон наш!ТРЕТИЙ КАЗАК – Тихий Дон!ЧЕТВЕРТЫЙ КАЗАК – Отец родимый, кормилец!ВСЕ – Ур-р-р-р-ра!ХОР – Только что поезд выберется на мост, что тут начинается! В окна кидают с моста прямо в воду фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалача глянешь – а по воде голубые атаманские фуражки, как лебеди али цветки, плывут…^ ЧЕТВЕРТЫЙ КАЗАК – Отец родной, кормилец наш!ВСЕ – Ур-а! Ура-а!(зазвучала песня о Тихом Доне) Как ты, батюшка, славный Тихий Дон, Ты кормилец наш Дон Иванович, Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая, Как бывало ты все быстёр бежишь, Ты быстёр бежишь, все чистехонек…ХОР – Ушли в далекое прошлое мирные дни. Ломала Григория Мелехова усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным запахом навоза. Мира и тишины хотелось. Но не было мира и тишины. Шел 1918 год…. Гражданская война…. Завиднелась и на донской земле кровица».(По окончании читки перерыв, затем продолжение беседы и ответы на вопросы.) ТОВСТОНОГОВ: Работу начнем с эпизодов, с наплывных (сцен). - Кто-то задает вопрос: Распределение ролей? Кто кого играет?ТОВСТОНОГОВ: Григорий Мелехов – Борисов, Петр – Лавров, Аксинья – Крючков. (Остальные роли Товстоногов в этот момент не назвал, приказа о распределении еще не было – прим. М.К.). 9 персонажей проходят насквозь, 9–10 проходят несколько эпизодов, 3-я группа – в облике офицеров, казаков. Мы с них начнем работу, с локальных сцен. Затем подключим остальных. На этом этапе важна демонстрация актерских возможностей в разных качествах, чтобы возник как бы дополнительный театр. Отсюда необходимость монтажа в пространстве ряда сцен, эпизодов, наплывов. Я бы хотел показать макет, который и определит способ вашей игры. Где, что происходит: бои и т.д., реминисценции – наплывы, распределение в пространстве. (Далее все пошли в кабинет главного художника Э. Кочергина - смотреть макет – прим. М.К. и Н.Б.) Кочергин: Идея общего решения проста. Простреленное шинельное сукно, бурка, шашка как изогнутый Дон, в котором через цветовые эффекты будет отражаться все происходящее по действию. В куполообразном пространстве (пашня, земля) швы наружу, туда будут вставлены светомигалки как у самолетов, будут лампочки, обозначающие и звезды (вставленные в дыры швов). В зависимости от атмосферы освещение пандуса, контрпандуса (картина будет меняться). Вдали металлический Дон, который может подниматься и опускаться в форме своеобразного нимба. На нем будет чеканка для усиления отражения, чтобы дать ощущение движения воды. Дадим мощный свет. Контровой, когда надо смикшировать пространство. Будут работать световые пистолеты. Боковые портальные прожектора для сокращения и разбивки пространства, необходимого режиссуре. Слева: пушка - будет постоянно стоять, (справа) - телега. Телега, трансформирующаяся: в иконостас, стол, станок. Слева и справа мостки-плетенки. (Они будут расположены на лемехе плуга) и будут приближаться и удаляться (не разб.) из глубины и до возвышения на первом плане. Также они могут сгибаться вниз и вверх за счет подвесных шарниров в зависимости от сцен, идущих на площадке. Оркестровая яма обрамлена овчиной: это и яр, окоп и другие места действия. Луна и солнце – один диск, меняться будет за счет цвета-света. Порталы обнажены полностью, за ними заряжены световые прожектора. Это первый спектакль в БДТ с открытыми порталами. Глубинный портал будет обрамлять перспективное пространство. В глубине тоже заряжены световые софиты. Будем подключать контровой свет, не как световой занавес, а чтобы иногда как-то оттенить Дон до необходимого смещения пространства. - (не записан, чей вопрос): А костюмы?Кочергин: Костюмы будут решаться с ориентиром на исторические и будут дополнять все это оформление. - Вопрос о речевом произношении. ТОВСТОНОГОВ: Михаил Шолохов против того, чтобы был явный казачий акцент. Какие же еще есть соображения, вопросы? Предполагается много музыки. Приглашен композитор Слонимский. - … А почему не Гаврилин?ТОВСТОНОГОВ: Гаврилин не форме сейчас. Слонимский хочет опираться на подлинные казачьи песни. Конечно, при инсценировке потери неизбежны, так как невозможно 4 тома вложить в 3,5 часа! Нужен свежий ход. Взаимоотношения Григория и Аксиньи есть, и они должны иметь свое развитие. В оформлении задумана трансформирующаяся площадка, которая могла бы легко превращаться в разные места сцен и действий, чтобы не было статичности, как в ансамбле песни и пляски. Чтобы не занимать один план (пространственный), чтоб зрители не привыкали к нему как к приему. Какие же есть еще соображения? Я все жду от вас мыслей, хочу их получить…. А вы молчите…. - (^ Прозвучал какой-то вопрос, не зафиксированный).ТОВСТОНОГОВ: Многое будет по ходу искаться, меняться, надо все проверять в работе на сценической площадке. Мне хочется, чтобы Григорий был в конфликте с Хором. Что такое Хор? Люди того времени – артисты в костюмах казачьих. (Хор) – он и автор и театр. Знает все наперед, что будет, помогает нам разобраться в том, что происходит, вовлекая зрительный зал. Из Хора вышел, надел генеральскую фуражку, затем вернулся, далее игра в другом качестве. Хор стоит над Белыми и Красными. Размышляет. Это Шолохов, театр, но не противопоставление – эти за Белых, а эти за Красных. Пока это ищется, посмотрим, как будет получаться. Завтра вызываются 9 человек первой группы.11.03.77. Репетиция первой группы – 9 человек. Сцена Григория и Аксиньи. (Стр. 10,11 в инсценировке).« ГРИГОРИЙ – (один) Чья же правда? Скрестились пути…. Ну, мужики и казаки когда еще цокнулись, а казаки? И Подтелков, и Котляров, и Мишка Кошевой, полчок мой…. То же с ними, с Красными … Где правда? У каждого своя? А моя где жь?… Летит жизня… Летит … Давно ли я парнем играл? Калинушка моя горковатенькая … (Мысли его уже далеко. Появляется Аксинья с коромыслом на плечах. Она поет).^ АКСИНЬЯ: Чертяка бешеный! Чуток конем не стоптал. Вот дьявол дурной! ГРИГОРИЙ: Но-но, соседка, не ругайся. Муж-то в лагерь отправляется, может, и я в хозяйстве сгожусь? ^ АКСИНЬЯ: Нужен ты мне!ГРИГОРИЙ: Ищо попросишь… Небось будешь скучать по мужу?АКСИНЬЯ: А то как же. Ты вот женись, апосля узнаешь, скучают аль нет по дружочке.ГРИГОРИЙ: А ить иные бабы ажник рады, как мужей проводют. Наша Дарья без Петра толстеть начинает. ^ АКСИНЬЯ: Тебя-то скоро обженим? ГРИГОРИЙ: Батя грозится, что скоро. АКСИНЬЯ: Молодой ищо, не женись. ГРИГОРИЙ: А что?АКСИНЬЯ: Сухота одна. ГРИГОРИЙ: Нету охоты жениться. Какая-нибудь и так полюбит.АКСИНЬЯ: Ай, приметил?ГРИГОРИЙ: Чего мне примечать?… Ты вот проводишь Степана… ^ АКСИНЬЯ: Со мной не заигрывай.ГРИГОРИЙ: Ушибешь?АКСИНЬЯ: Не дури. Люди увидят, что подумают? Пусти, Гришка! Пусти…ГРИГОРИЙ: Молчи, Аксинья… Молчи… Волосы у тебя дурнопьяном пахнут… Знаешь, этакий цветок белый… АКСИНЬЯ: Ой, Гриша! Гри-шень-ка! (ушла).^ ГРИГОРИЙ: Калинушка моя горьковатенькая… Давно ли я парнем был?»ТОВСТОНОГОВ: Линия отношений Григория и Аксиньи должна строиться с шутки, игриво, вне подозрения, что из этого «пустячка» родится огромное чувство. Начало с биологического интереса, сенно-стогового флирта, а после - … это захлестнет обоих – в этом есть заявка и потенция на развитие. У Григория после размышления и момента оценки кровавого расстрела идет ретроспекция. (Сцена наплыва с Аксиньей идет после сцены расстрела красноармейцев – прим. М.К. и Н.Б.). Он только теперь понимает, что был раньше дурак, что не заметил большого чувства к Аксинье, что все началось с пустяка. Далее второй наплыв – «Не бей лежачего», с сегодняшним ощущением. (Текст из сцены Григория и Аксиньи, стр. 18-20 в инсценировке. Сцена, где Григорий хочет порвать отношения с Аксиньей - «Прикончим эту нашу с тобой историю…» - прим. М.К. и Н.Б.) Григорий Мелехов – сильная личность. У него есть второй этаж мышления, что не каждому дано. Он между двух берегов развороченной России. И между двух женщин. Ищет, мечется в поисках пристани, совершает поступки, оценивает. События бросают его зигзагообразно, он ведом ими, затем сам на определенный момент становится (ведущим). Эти поиски – к какому берегу пристать – есть сквозное действие, которое определяет его сверхзадачу. Она у него не задана, он ее ищет. У него нет определенной сверхзадачи. Он ищет её, и в этом его сверхзадача. Трагедия его в том, что в потенции он сильная личность. А так как он бегает то туда, то сюда, то оказался затравленным волчонком. Это жизнь, а не литература. Ему необходима ясность бытия. А ее нет, поэтому он мечется, переоценивает многое, кидается к одному, другому, вроде бы пришел, и снова метания. Он героическая личность. Как это сыграть? Через поступки, размышления, оценки, веру в предлагаемые обстоятельства, в подлинность данного момента, исходя из развития отношений с другими персонажами. Сопричастность зрительного зала к его мукам - даст определенный результат. Вторая сцена наплыва с Аксиньей контрастна первой. Григорий груб, жесток, холоден. А далее осознание этой жестокости в настоящем. А раз так, значит, он уже не крутой эгоист. («Наталью отец на льдине зачинал».) Жизнь разбудила в нем много темных сторон, заставила размышлять в более высокой степени, чем мышление обычного хлебопашца. Он силен, имеет два Георгиевских креста, бесстрашен. И если бы не внешние катаклизмы… - из него мог бы получиться Человек с большой буквы. Он антифанатичен - это формула его характера. Все его размышления направлены вглубь, отсюда обострение сценического поведения. Повышенная витальность для него редка, как правило, он тих, так как о многом размышляет. Отсюда его природа чувств. И физика должна быть иной, чем это делалось раньше в других спектаклях или кинофильме. Там он больше балансирует между тем или этим, а мне бы хотелось (активности мысли). В сценах с Аксиньей – от необдуманной молодости к осознанию (подлинного сильного чувства). В сцене с Петром (там, где Григорий бросается с вилами на брата Петра (Лавров К.Ю.) характер отношений должен быть в зверином качестве, на полной физической отдаче обоих. Есть еще (общие) моменты, которые нужно прояснить. Вход и выход из Хора в роль должен быть на пределе подлинности. О чем сцена? В чем конфликт? Что за текстом играть? Там еще смутность осознания, а здесь уже полная ясность, размышления в связи с чем-то о чем-то, и, как питание, хлеб, рождается мой способ существования в предлагаемых обстоятельствах данной сцены. Когда смысл ясен, разобравшись, что к чему, проанализировав для себя свою линию поведения и поразмышляв в разных качествах, можно и нужно переходить на площадку. И делать самим. Если не будет получаться – помогу. К вопросу казачьей лексики - будет консультант, дочь Михаила Шолохова. Сценическое движение – Кирилл Черноземов. Музыка – Слонимского. Нашел хорошую песню для Аксиньи. Все сцены-наплыва должны идти на странной музыкальной теме, контрастным фоном к прозаическому Хору. В думах Григория об Аксинье появляется наплывом Наталья и наоборот - когда думает о Наталье, появляется Аксинья. Сцена боя Григория с Красными в камышах (конец первого акта) - сверкание шашек, в фонограмме ржание, топот лошадей, и вот он, Григорий, как бы из гущи боя, его сердцевины, выныривает один и рубится до беспамятства, до мужской истерики. Его накрывают музыкально-хоровые темы в контрасте с Хором прозаическим, где основные размышления его (Григория) будут – за что же люди убивают и воюют друг с другом?! Ведь из Григория, не было бы этого, мог бы получиться хороший пахарь. Во имя чего все это переворошилось?! Не понимание в силу своей темности и метаний – к какому берегу пристать - и будет раскрытием трагедии этого человека. В сцене выбора в главари (на майдане) Григорий уходит не потому, что захотел опять к Красным – нет, он хотел, чтобы его выбрали, но понял, что его не выберут. Его гордость, высокое самолюбие подтолкнули уйти до окончания голосования. Дальше же он говорит неискренне, что его это мало волнует. Один американский литератор писал, что «Тихий Дон» - это, после «Войны и мира», первое произведение в мировой литературе. Читая роман, мы с большим интересом следим за развитием жизни Григория Мелехова, четыре тома! Роман о нем, а не о Кошевом. В этом плане и шли поиски решения художественного приема. Мы, зрители, должны сочувствовать этому персонажу, а не осуждать или оправдывать, что будет прямолинейно. А раз сочувствовать, то и необычное зрительское соучастие … в его поступках, размышлениях, метаниях, идущих от простоты казацко-мужицких отношений к жизни в то время. Решать этот образ надо проще, без ложной «героико-философской» риторики. Идти от внутренних истоков оценки ряда событий к главному событию и развязке. Композиционно – принцип монтажа киноленты по Эйзенштейну. Экранизация «Бега» М.Булгакова у двух режиссеров неудачна, так как они сразу же исчерпали художественный прием, введя конницу Буденного и лишив зрителей возможности выбора. (Товстоногов имел в виду кинофильм режиссеров А.Алова и В.Наумова – прим. М.К.). Лучше бы было дать гражданскую войну через Белых, их глазами. В «Днях Турбиных», - неслучайно спектакль долго жил, - именно так выстроен спектакль, и через персонажей-интеллигентов становилось ясно - почему они в проигрыше. (Имелся в виду легендарный спектакль МХТа – прим. М.К.). Григорий Мелехов попадает в гущу сражений, событий, перипетий, и через него мы по-новому понимаем все это. Актеру, исполняющему роль Григория, необходимо для себя прочертить путь от исходного к желаемому, жить в этом каркасе схемы, железно зная, что его ведет на данный момент, а затем «обрасти мясом». Хотелось бы, чтобы во фразе (фраза не зафиксирована) он уже тяготел к красным больше. Чтобы вам (Борисову) это было для себя понятно. И тогда родится то, что необходимо в воплощении этого эпизода. Эмоция его схлестнутая, он выплеснулся – а разум-то неудовлетворен. Он находится в тупике, ищет ответа. От этого рождается и ищется новый ход развития. Учитывая, что времени мало, сокращаем застольный период. Для раскачки времени нет. Поэтому как в стрельбе - с лету в яблочко. Во многом рассчитываю на вашу самостоятельную домашнюю работу. Поскольку головы достаточно загружены, пора переходить к физике на площадку. (^ Предложение Борисову при читке.) Снять эту фразу (не зафиксировано – какую). А вместо этого – отыграть ее в оценке, исходя из события. Борисов: Это все слова, слова … А как сыграть? ТОВСТОНОГОВ: Как шутку, а не всерьез. (О первой сцене с Аксиньей.) В группе слов есть определенное содержание, смысл которых надо понять, разобраться и сыграть это. В чем конфликт, серьезно это, или в плане флирта? В этом месте я бы удивился. (Имеется в виду эпизод, когда Петр говорит, что видели его с Аксиньей вместе в огороде. Репетиция продолжалась далее, к сожалению, у Карнаухова закончились чернила в шариковой ручке - прим. М.К.и Н.Б.).15.03.77. (Вызван весь мужской состав).ТОВСТОНОГОВ: Поскольку вас много, попрошу больше внимания, чтобы понять, что происходит. Просьба внимательно слушать и понимать о чем речь. С песни сразу переходим на сход (Майдан). При читке нужно сделать черную работу. (Актеры по просьбе Товстоногова распределяют реплики. Уточняют ударение в словах: казаки, кровя и др.)ТОВСТОНОГОВ: Давайте прочтем сначала, и, пожалуйста, без пауз. Вызов Григория на середину круга, чтобы заклеймить. … Товарищи мужчины! Мы будем по три раза повторять, затягивая репетиционный процесс?! Необходимо ставить точно ударение: оттель, кровя, зараз. ^ Аксенов А.Ю. (режиссер БДТ): Далее идет эпизод втроем. Раз актеров нет (не зафиксировано кого нет), то передадим эти реплики товарищам …. Уточним, кто что говорит.ТОВСТОНОГОВ: Итак, пожалуйста, второй эпизод. Дайте реплику до этого. Пусть он скажет …(не зафиксировано). Быть всем внимательнее. Апосля – ударение на я. (^ Волкова не устраивало в тексте два раза слово «что». Вымарали. У Лаврова вымарано два слова из фразы.)Лавров: Почему не отвечаю Григорию?ТОВСТОНОГОВ: Григорий остается, поэтому не отвечаете прямым ответом. Петр уходит, его отзывают со службы. Разлучаясь, не знает, что будет. Разброд в армии. А позиция Григория вам не ясна. В этом тема. Лавров: Видала или видела? Как лучше? «Черкесюка»? … «Дрались» - ударение? Слово косилка вымарали.(Товстоногов отвечает об ударениях. Далее Стржельчик читает за Хор. Актер замешкался. Стржельчик В.И. играл роли Ведущего и генерала Фицхелаурова. - Прим. М.К.).ТОВСТОНОГОВ: Ну, что же Вы не приготовились? Текст следующего эпизода. (Адресовано актеру Козлову В.А., играющего Рябчикова. – Прим. М.К. и Н.Б.) - Ну, как разобрались? Дайте еще реплику.(Стржельчик предложил вставить из романа хорошее слово насчет запаха. Борисов задавал вопросы об ударении – вечерить или вечерять, дыхало, кубыть, трусится, лазоревый и т.д.- Прим. М.К.).ТОВСТОНОГОВ: Эпизод распределить по репликам (кто участвует в массовой сцене). Перерыв. … Далее, внимание, начнем отсюда (не записано). Поскольку основных ролей только три, а остальные функциональные, то методом дисциплинарного воздействия нет смысла добиваться чего-либо, это значит, все обречено на провал. Нужна ваша инициатива в домашней работе и полная мобилизация всех сил, а не присутствие вместо подлинного существования. Творческие встречи во имя целого, спектакля, рождение которого будет зависеть от вас самих. Требуется предельная заинтересованность, а не дежурное пребывание в пределах дозволенного поведения на сцене. Понятно, что эгоистически творческой заинтересованности у вас пока не может быть. В хорошем смысле слова. Так как даже у ведущих актеров и то функциональные роли. Но понимание серьезности материала …. В жизни каждого театра есть моменты, когда необходима полная мобилизации всех сил, как творческого состава, так и технического. Огромные материальные затраты на этот спектакль, повышенный интерес руководящих органов, просят выступить на телевидении, звонки и т.д. Я человек суеверный, отказываюсь. Прошу, призываю вас понять и проникнуться серьезностью положения. Вот на этой высокой ноте я бы хотел закончить репетицию. Предупреждаю, эти два с половиной месяца буду вас мучить днем и вечером. (После ухода большинства актеров остались четверо: Стржельчик (генерал Фицхелауров), Басилашвили (ранее предполагалось, что он будет играть Пленного), Рецептер (Копылов), Пустохин (Степан Астахов). Их заинтересовало участие в Хоре – с какой функцией и задачей они должны выходить и почему очередность именно такая, и кто они – такие вопросы были от них.- Прим. М.К.).ТОВСТОНОГОВ: Это Михаил Шолохов, люди его поколения, как бы одно лицо в четырех человеках. Над происходящим. Иногда вступающие в прямое действо с происходящим. (Например: Басилашвили - участник Хора, он же пленный). Найти рождение приема, в этом задача. Найдена интересная задумка начала: поезд, 40 человек выбегают, мелькание света, в фонограмме шум, стук колес по рельсам, и вступление Ведущих. Как эмоциональное эпическое размышление, а не действие в прямом смысле по линии Ведущих. Вместо текста Штиля (Рыжебородый красноармеец) тот текст пусть скажет кто-то из Ведущих. (Не зафиксировано, какой текст.) Есть актеры разного уровня подготовки. Отдача должна быть на высокой температуре. Пора оторваться от стола и переходить на площадку. Локальные эпизоды сфункционировать в одно целое. Когда нет еще определенного канона, а, учитывая, что еще будет что-то дополняться, меняться, в чем-то импровизироваться внутри содержания, то это создаст еще дополнительную трудность. Рассчитываю на вашу помощь и самостоятельную работу дома над текстом. Для первой репетиции по плану вызываются семь эпизодов. Читаю очередность – заняты все (читает). … Двигать же вами должна сопричастность с высокой литературой и глубокая ответственность. У Хора информационная функция. 16.03.77. Сход – Майдан. (Стр. 5 – 7 в инсценировке. Репетиция на площадке). «…Григорий вышел на середину круга, затравленно улыбнулся.Старый казак: - Веди наших сынов! Сумей ищо четыре креста заслужить, давай тебе Бог!^ Голоса: Пантелей Прокофич, сын у тебя!…Голова у него золотая! …Черт хромой, станови хучь четверть … Га-га-га! Обмоем!Второй старик (перекрывая все голоса): Отвод! Отвод ему даем!^ Сотник: Какой отвод? В чем дело?Второй старик: Как могем мы ему доверять, ежели он сам был в Красной гвардии, служил у них командиром и только два месяца назад вернулся оттель по ранению.^ Сотник: Да, не может быть! Я не слышал про это.Голоса: Верно, был в большевиках!… Не доверяем мы ему! Сменить его!… В первом бою нас предаст! ...»ТОВСТОНОГОВ: Главная задача эпизода добиться того, чтобы создать промежуточное положение Григория, а не эффект, что казаки впервые узнали, что он был у Красных. Добиться, чтобы отношение к Григорию размежевалось со многими казаками. Это и у Шолохова. (К помощникам - Спросить у Изотова (звукорежиссер БДТ), выполнил ли он задание Георгия Александровича относительно поезда?) – … Он был занят большим заданием.ТОВСТОНОГОВ: Передать ему мою большую неудовлетворенность.^ Аксенов: Снижается неожиданность ухода Григория, когда ему вслед звучат реплики казаков.ТОВСТОНОГОВ: Вряд ли, так как они уже в курсе. Медведев В.А. (Котляров): Как, в каком качестве? (^ Он имеет в виду высказаться от лица персонажа Котлярова или простого казака на сходе, или от Хора?)ТОВСТОНОГОВ: Да, (от лица казака на сходе). Всей группе расположиться в шахматном порядке. Лавров – туда, где семья. Далее женщины – за телегой. Мужики друг друга перекрывайте. Есть возможность раскрыться. (Затем уточнение - кто где стоит: ближе, глубже, дальше от телеги.) Давайте пока сделаем схему. «Верно» - реплика для начала движения Григория между (бабами и казаками) и на уход. Когда Григорий окажется в центре - реплика деда «Твой пошел!». Остановился. Затем на «Краснопуз!» пошел дальше. … Давайте попробуем другое движение для Лаврова, так как реплика у него интимная («Вернись, братушка!»), а дальше надо, чтобы был публичный позор – вызвали на Круг. Затем казаки в центре. На зрителя расступились. …Нужно сделать перестройку, чтобы получилось. Юра! (^ Не зафиксировано, кому конкретно.) Чем Вы заняты? Не сценой, во всяком случае, а хотелось бы, чтобы тем, что в Круге ... Перестройку начинать с движения Мелехова, а не когда в Круге. … Хорошее предложение Лаврова, перекрыть ему дорогу, а затем вернуться в Круг обратно. Погрубее. Дед говорит о Григории с гордостью. Первая реплика не должна быть определенно кому-то. Про себя бурчит, чтобы не было прямого (высказывания). … Потом они (эти слова) прозвучат, так что не надо предрешать последующую сцену. … Получилось, что вы в два раза тише сказали, а разве дело в этом? Далее выверим с движением до реплики «Краснопуз!». … Чтоб не впрямую было «атаманом выбрать» ... Девушки! Веером за ним, пошире. Паузу держать только до реплики Лаврова. Все развернулись на рекомендацию выдвинуть Григория в атаманы. Группа Кошевого - пока станичники колеблющиеся, в пассивной роли. Событие зреет внутри. Атаман провоцирует их, чтобы узнать, в чем дело. Попробуйте сделать не как (бытовую) речь, а призыв и воззвание – «Против». Дальше должна быть общая поддержка. Гвалт. Спор. И на этом Григорий уходит. Насчет Петра - одобрение всеми. Акцент на него. Повторить всем «Рядовым его!» (Григория) - общая поддержка. На ухо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Опции стандартного BIOS Setuр
Реферат Древнейший Китай
Реферат Rusko-Rossija-Россия-Russia kód 4 60 tel. 007
Реферат Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой
Реферат І. В. Матвєєв керівники теми, кандидати техн наук І. М. Ткаченко, А.І. Кісіль, І. О. Розенфельд, Ю. К. Болотов, А. С. Трегуб, І. М. Москалина, І. В. Степура, Ю. М. Кундрюцький, В. С. Шокарєв, Є. С. Маніскевич, О. М. Романов
Реферат Railroads Effect Chicago Essay Research Paper The
Реферат Влияние принципов правления представителей династии Медичи на культуру Флоренции XV века
Реферат Разработка тура Самара- Франция-Самара
Реферат Американо-японские отношения в области безопасности
Реферат «Экологическое воспитание с дошкольного возраста»
Реферат Види дії лікарської речовини. Побічна дія лікарських засобів
Реферат История возникновения буддизма
Реферат Інтерфейс передачі даних оптоволоконними каналами
Реферат Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
Реферат Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»