Реферат по предмету "Разное"


«Тверской государственный университет»

На правах рукописи БОгачева Екатерина ВладимировнаОПТИМИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ) Специальность 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономикаАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук ТВЕРЬ 2012 Диссертационная работа выполнена на кафедре психологии труда, организационной и клинической психологии ^ ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Научный руководитель: доктор психологических наук, профессорЖалагина Татьяна Анатольевна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессорПряжникова Елена Юрьевна Московский городской психолого-педагогический университеткандидат психологических наук, доцентКорзин Александр БорисовичФГОУ СПО «Тверской государственный индустриально-экономический колледж им. А.Н. Коняева» Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» Защита состоится «15» февраля 2012 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru Автореферат разослан « 14 » января 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук М.В. Мороз^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Одной из приоритетных стратегических задач проводимых в России реформ в социальной сфере является обеспечение эффективности медицинской помощи, в том числе и сестринской. Опыт психологических исследований убедительно доказывает, что технологические инновации и организационные мероприятия способны обеспечить высокую эффективность профессиональной деятельности лишь при условии оптимальной трудовой мотивации персонала. Кроме того, роль человеческого фактора является определяющей во многих ситуациях, характерных для профессиональной деятельности медицинской сестры, тем самым формируя социальные требования к психологическим особенностям этой деятельности. На основании теоретического анализа степени разработанности данной проблемы в психологии труда не удалось обнаружить работ, посвященных оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры. При этом выявление возможных способов оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры способно обеспечить совершенствование профессиональной подготовки, наиболее эффективный профессиональный отбор и психологическое сопровождение уже работающих специалистов. Таким образом, актуальность разработки данной темы обусловлена противоречиями между: необходимостью эффективного осуществления профессиональной деятельности и наличием различного уровня трудовой мотивации медицинских сестер; необходимостью повышения трудовой мотивации медицинских сестер и отсутствием теоретико-методологических и эмпирических оснований, позволяющих определить способы, критерии оптимизации трудовой мотивации и психологические особенности личности, определяющие эффективность профессиональной деятельности данных специалистов. Решение практических задач, востребованных обществом, невозможно реализовать без теоретических основ. Осмысление ситуации приводит к осознанию недостаточности разработанности данной проблематики в области психологии труда. Именно в рамках психологии труда, анализируя имеющиеся представления о трудовой мотивации, её составляющих и критериях измерения, можно выделить определенные способы оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры и разработать адекватный психодиагностический инструментарий. Основываясь на концептуальных подходах к анализу психологических явлений, можно выявить, изучить и построить системную теоретическую модель оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры, а также определить взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности данных специалистов.^ Цель исследования: определить и проанализировать структуру трудовой мотивации медицинской сестры и способы ее оптимизации как основу эффективности профессиональной деятельности данных специалистов с опорой на необходимые профессионально важные качества.^ Задачи исследования: Осуществить теоретико-методологический анализ трудовой мотивации медицинской сестры с точки зрения основных концептуальных подходов, определить сущность, структуру, особенности, динамику и функции. Провести теоретико-методологический анализ структуры профессиональной деятельности медицинской сестры. Определить взаимосвязь между трудовой мотивацией и эффективностью труда медицинской сестры. Выделить объективные и субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры. Провести профессиографическое исследование, разработать развернутую профессиограмму медицинской сестры и составить на основе выявленных в ходе теоретического исследования данных и экспертной оценки опытных медицинских сестер ориентировочную психограмму медицинской сестры. На основе анализа научной литературы сформировать теоретическую модель оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры. Подобрать методики для измерения составляющих характеристик трудовой мотивации медицинской сестры, адекватные целям и задачам исследования, и определить наиболее эффективный метод психокоррекционной работы для оптимизации трудовой мотивации. Провести эмпирическое исследование определения структуры трудовой мотивации медицинской сестры и выявить достоверные различия в структуре трудовой мотивации у медицинских сестер с высокой и низкой эффективностью труда. Проанализировать результаты психокоррекционной работы (психологического тренинга) с медицинскими сестрами с целью выработки определенных характеристик трудовой мотивации. Разработать рекомендации по проведению профессиональной подготовки, профессионального отбора претендентов на должность медицинской сестры, а также рекомендации по психологическому сопровождению оптимизации трудовой мотивации уже работающих медицинских сестер.^ Объект исследования: профессиональная деятельность медицинской сестры.Предмет исследования: трудовая мотивация как субъектный интегральный конструкт, обеспечивающий эффективность профессиональной деятельности медицинской сестры.^ Гипотеза исследования: высокая эффективность профессиональной деятельности медицинской сестры возможна лишь при оптимальной трудовой мотивации в сочетании с необходимыми профессионально важными качествами. ^ Теоретико-методологические основания исследования: Положения системного (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев); деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, Д.Н. Завалишина и др.) и личностного (К.А. Абульханова-Славская, К.К. Платонов, Л.И. Анцыферова) подходов в психологии. Исследования, посвященные изучению трудовой мотивации (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Бодров, В.И. Ковалев, В.Д. Шадриков, Х. Хекхаузен и др.). Теоретические и эмпирические работы, посвященные эффективности трудовой деятельности (Е.П. Авдуевская, А.К. Маркова, А.Б. Леонова, В.А. Толочек, О.Н. Родина, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, В.Ф. Рубахин и др.). Теоретические и эмпирические работы, раскрывающие современные представления о психологических детерминантах деятельности (В.А. Бодров, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, М.А. Котик, Ю.В. Бессонова, Э. Кирхлер, C. S. Dweek, E.L. Leggett и др.). Основные принципы проведения профессиографического анализа деятельности (Е.А. Климов, Е.М. Иванова, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, E. Ulich, S.P. Robbins и др.). Основные принципы проведения психологического тренинга (К. Рудестам, А.Г. Караяни, К. Левин, А.А. Осипова, С.М. Макшанов, Н.Н. Богомолова, И.В. Вачков, Ю.Н. Емельянов, В.П. Захаров, Г.А. Ковалев, Ю.В. Макаров и др.). Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик среднего медицинского персонала (А.Н. Семенков, Б.А. Ясько, А.А. Чазова, Л.А. Корчинский, А.Ф. Краснов, С.А. Мухин, Н.Н. Аниськина, Э.М. Аванесьянц и др.).^ Методы исследования Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов: обзорное теоретико-аналитическое исследование литературы по изучаемой проблеме с опорой на категориальный аппарат науки и общепсихологические принципы; профессиографическое исследование специфики деятельности медицинской сестры и профессионально важных качеств, необходимых ей для успешной работы (анализ литературных, нормативных и документальных источников, модификация структурного интервью, экспертная оценка, наблюдение); эмпирическое исследование характеристик трудовой мотивации, необходимых медицинской сестре для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности (комплекс психодиагностических методик); методы математической и статистической обработки для представления полученных данных: анализ процентного соотношения данных, непараметрический критерий Манна–Уитни, непараметрический критерий Вилкоксона с помощью программы SPSS Statistics 17.0.^ Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими положениями, репрезентативностью группы экспертов – медицинских сестер, комплексным составом и взаимодополняемостью методов сбора и анализа данных, отвечающих целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализов результатов.^ Выборка исследования включает 220 медицинских сестер областной клинической больницы и городской больницы № 7. У всех испытуемых примерно одинаковый материальный достаток и социальное положение, возраст обследуемых – от 25 до 35 лет.^ Этапы исследования:1-й этап (сентябрь 2009 г. – март 2010 г.) – организационно-теоретический, включал построение теоретико-методологических оснований исследования трудовой мотивации и эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры.2-й этап (апрель 2010 г. – декабрь 2010 г.) – профессиографический, предполагал анализ профессиональной деятельности медицинской сестры, разработку экспертной (ориентировочной) психограммы.3-й этап (январь 2011 г. – август 2011 г.) – эмпирический, был нацелен на доказательство теоретической модели оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры; выделение наиболее значимых способов оптимизации трудовой мотивации и проведение психологического тренинга, направленного на выработку необходимых характеристик трудовой мотивации. 4-й этап (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.) – итоговый, обобщающий; был направлен на оформление результатов диссертационного исследования, выработку рекомендаций по проведению профессионального отбора претендентов на должность медицинской сестры, а также рекомендаций по психологическому сопровождению профессиональной деятельности уже работающих медицинских сестер.^ Научная новизна исследования: данное исследование представляет собой попытку целостного психологического изучения профессиональной деятельности медицинской сестры. Описаны и определены структурные элементы трудового процесса медицинской сестры, что способствует углублению такого понятия психологии труда, как «трудовой пост». На основе профессиографического анализа деятельности медицинской сестры разработана подробная профессиограмма и психограмма медицинской сестры, которые создают основу классификации и способствуют систематизации знаний о профессиональном отборе и самоопределении. Выявлены объективные и субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры, разработан психодиагностический инструментарий, позволяющий оценить структуру трудовой мотивации данного специалиста, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии профессиональной деятельности. Разработана модель оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры, выделены наиболее значимые способы оптимизации трудовой мотивации, а также этапы их реализации, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии труда. Разработан психологический тренинг, являющийся наиболее эффективным методом создания психологических условий, способствующих оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры. ^ Теоретическая значимость исследования: в диссертационном исследовании интенционально систематизированы и конкретизированы теоретические основания изучения трудовой мотивации, дана сущностная характеристика данного концепта, определена его структура. Полученные в ходе исследования результаты вносят вклад в развитие теории современной психологии труда, в частности систематизацию и классификацию профессиональной деятельности субъекта труда. В работе предъявлен системный анализ существующих представлений о профессии медицинской сестры. Расширено научное понимание о профессионально важных качествах специалистов данной сферы профессиональной деятельности. Построена теоретическая модель, отражающая взаимосвязь субъектных особенностей, уровня трудовой мотивации и эффективности профессиональной деятельности, что вносит значительный вклад в развитие психологии в целом и психологии труда в частности. Теоретический анализ и эмпирическая верификация оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры направлены на развитие концепций мотивации труда, психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности, эффективности труда и развития человеческих ресурсов в труде. ^ Практическая значимость работы: профессиографическое описание деятельности и разработанная структура профессионально важных качеств медицинской сестры, обусловливающих эффективное выполнение профессиональной деятельности, могут служить решению профориентационных задач, задач профессиональной подготовки, профессионального отбора и аттестации персонала, использоваться для создания и совершенствования деятельности психологических служб учреждений здравоохранения. Разработанная модель оптимизации трудовой мотивации и, в частности, психологический тренинг могут быть использованы для внедрения в рамках психологического сопровождения оптимизации трудовой мотивации в лечебно-профилактических учреждениях и тем самым способствовать повышению эффективности труда среднего медицинского персонала. Разработанный диагностический инструментарий может использоваться для диагностических и исследовательских целей, он является действенным в практической работе психологов, менеджеров по кадрам. Представленные в диссертации результаты могут быть использованы для создания методических пособий по подготовке и переподготовке психологов, медицинских сестер, а также могут служить основой при проведении профессионального отбора и аттестации персонала.^ Положения, выносимые на защиту: 1. Отсутствие у медицинской сестры оптимальной трудовой мотивации отрицательно сказывается на эффективности трудовой деятельности. 2. Профессиональная деятельность медицинской сестры обладает определенными особенностями, которые обусловливают ряд требований к личности медицинской сестры. Эффективность профессиональной деятельности будет зависеть от наличия или отсутствия определенных личностных качеств медицинской сестры. 3. Высокая эффективность профессиональной деятельности медицинской сестры возможна лишь при оптимальной трудовой мотивации в сочетании с необходимыми профессионально важными качествами. 4. Оптимизация трудовой мотивации медицинских сестер реализуется за счет психологического сопровождения, включающего в себя определенные способы оптимизации и этапы их реализации: развитие интереса к содержанию своей профессиональной деятельности, формирование уверенности в своей профессиональной компетентности и конкурентоспособности, формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, формирование мотивации профессионального самосовершенствования и достижения успеха, повышение значимости внутренней мотивации. 5. Достижение вышеперечисленных способов возможно при проведении группового психологического тренинга, направленного на изучение причин отсутствия оптимальной трудовой мотивации, коррекцию мотивационной сферы медицинских сестер, а также формирование и развитие профессионально важных качеств.^ Апробация и внедрение результатов осуществлялись посредством их обсуждения на заседаниях кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета, апробированы на II Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества» (Москва, 2010), XVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010), V Международной научной заочной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2010), ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета психологии и социальной работы «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2011), II Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (Пенза, 2011), X Международной конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2011), III Республиканской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Человек в современном социуме» (Йошкар-Ола, 2011), XI Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя» (Краснодар, 2011), 14-х межвузовских психологических чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «Личность в природе и обществе» (Москва, 2011), всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные вопросы психологии и педагогики» (Саратов, 2011), XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология сегодня» (Екатеринбург, 2011). Результаты исследования отражены в 15 научных публикациях, в том числе в 4 ведущих журналах, рекомендованных ВАК. Результаты исследования и практические рекомендации внедрены в практику работы лечебно-профилактических учреждений г. Твери.^ Структура и объем диссертации определены общей логикой, целью и задачами исследования. Диссертация изложена на 233 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения и 11 приложений. Работа содержит 37 таблиц, 17 рисунков. Библиографический указатель включает 237 наименований (15 на иностранном языке).^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, цель, задачи и гипотеза, описываются примененные методы и методики, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.^ В первой главе – «Теоретико-методологические основы исследования проблемы трудовой мотивации среднего медицинского персонала» – проанализированы основные теоретические подходы к исследованию проблемы трудовой мотивации, а также особенности профессиональной деятельности медицинской сестры как представителя среднего медицинского персонала. В разделе 1.1. «Психологические особенности профессиональной деятельности медицинской сестры как представителя среднего медицинского персонала» проведен анализ структуры деятельности медицинской сестры и рассмотрены факторы, влияющие на процесс профессиональной деятельности: специфика профессиональных целей и задач, способы и методы их исполнения, социальное окружение, психологические условия труда, стрессогенность профессии. Основу психологического анализа профессиональной деятельности медицинской сестры составляет фундаментальный методологический принцип единства сознания и деятельности, который наиболее полно реализуется с позиции системно-структурного подхода. На основании данного подхода в процессе выполнения профессиональной деятельности медицинской сестры формируется самообразующаяся и саморазвивающаяся система психической регуляции деятельности, которая влияет на все структуры и образования деятельности, воздействует на все сферы психической активности. При изучении профессиональной деятельности медицинской сестры с позиций системно-структурного подхода следует рассматривать ее деятельность как социально-психологическую систему «медицинская сестра – коллектив – пациент». Функциональные элементы этой социально-психологической системы обусловливают достижение цели, которая является системообразующим фактором. Цель профессиональной деятельности медицинской сестры определена как оказание квалифицированной медицинской помощи населению в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующей медицинской специальности. В соответствии с Этическим кодексом медицинской сестры России, важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: всесторонний комплексный уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Профессия медицинской сестры относится к профессиям типа «человек – человек», где труд сочетается с повышенной моральной ответственностью за психическое и физическое состояние пациента. В специальности «сестринское дело» основной формой деятельности является сестринский процесс – метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру в качестве взаимодействующих лиц. Профессиональная деятельность медицинской сестры представлена следующими этапами: 1) обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента; 2) сестринский диагноз – установление существующих и потенциальных проблем пациента; 3) определение программы действий (составление плана); 4) реализация – действия (вмешательства), необходимые для выполнения плана; 5) оценка – исследование реакций пациента на вмешательство сестры. Каждый этап сестринского процесса имеет свои психологические особенности, формирующиеся на основе проводимой медицинской сестрой психологической работы с больным, и требует определенных умений и качеств, обеспечивающих эффективное выполнение работы. В разделе 1.2. «Особенности трудовой мотивации медицинской сестры» определена структура и особенности трудовой мотивации медицинской сестры, а также механизмы ее формирования. Большинство исследователей указывают на полимотивационный характер трудовой деятельности (И.В. Имедадзе, Л.И. Божович, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Д. Шадриков, К. Левин, Дж. Аткинсон). Полимотивационный характер профессиональной деятельности медицинской сестры проявляется в сочетании нескольких мотивов, один из которых играет ведущую роль. Определены следующие мотивы в структуре мотивации профессиональной деятельности медицинской сестры: самоопределения и самопроявления, достижения результата и успеха, познания, благополучия, общения, безопасности и сохранения здоровья, достижения высокого социального статуса и уважения. При изучении феномена мотивации выделены категории внешней и внутренней мотивации профессиональной деятельности медицинской сестры. Внешняя мотивация сводится к тому, что медицинской сестре свойственно ощущать и стремиться реализовывать внешние, или результативные, потребности, которые после удовлетворения теряют свою актуальность. Внутренняя мотивация – это деятельность, которая осуществляется ради самого процесса деятельности. При этом мотиватором является сам трудовой процесс, а не результат деятельности. Эффективность профессиональной деятельности будет заведомо низкой, если не удовлетворены базовые потребности медицинской сестры (низкая оплата, плохие условия труда). В таких условиях высшие социогенные потребности (в творчестве, познании, самореализации, достижениях) становятся неактуальными. И, соответственно, блокируется внутренняя мотивация – неиссякаемый источник трудовых достижений. Возможности внешней мотивации ограничены, поскольку большинство лечебно-профилактических учреждений относится к бюджетным организациям и, следовательно, испытывают недостаток материальных средств. Кроме того, многократное использование внешней мотивации приводит к потере ее мотивационной нагрузки и ориентации работника на личные интересы. Внутренняя мотивация более стабильна, выступает источником развития личности. Трудовая мотивация медицинской сестры закладывается в процессе обучения, а последующее ее развитие и оптимизация происходят в процессе профессиональной деятельности под действием ее условий и содержания. В процессе теоретического анализа были выявлены два ключевых фактора, обеспечивающих изменения в структуре трудовой мотивации медицинской сестры: повышение уровня профессионального мастерства и личностные особенности. Изменение трудовой мотивации в процессе освоения деятельности в зависимости от стадии профессионализации изучалось в работах В.И. Ковалева, В.Н. Дружинина, А.Г. Здравомыслова, В.Д. Шадрикова и др. Каждая ступень профессионализации медицинской сестры характеризуется определенными изменениями структуры трудовой мотивации, потребностно-мотивационной сферы, изменением значимости, преобладания, ведущей роли тех или иных мотивов. Личностные особенности субъекта труда оказывают непосредственное влияние на индивидуальную важность мотивов, на вероятность и пути их проявления. Кроме того, личностные особенности субъекта труда способствуют осуществлению мобилизационной функции трудовой мотивации. Ряд авторов выделяют личностные особенности, взаимосвязанные с мотивацией. К ним можно отнести определенные качества эмоционально-волевой сферы (волевой самоконтроль, самообладание, эмоциональную устойчивость), интеллект, высокую ответственность, творческую направленность, альтруизм и т. д. В общей системе мотивационной сферы медицинской сестры трудовая мотивация является элементом, отображающим мотивационное своеобразие личности медицинской сестры как субъекта труда. Являясь системообразующим звеном деятельности, трудовая мотивация формирует основу взаимосвязи между видами мотивации, личностными качествами медицинской сестры и показателями эффективности ее профессиональной деятельности. В разделе 1.3. «Трудовая мотивация как основа повышения эффективности деятельности медицинской сестры» рассмотрена проблема эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры, критерии ее оценки, взаимосвязь трудовой мотивации и эффективности деятельности, а также возможные методы мотивации профессиональной деятельности медицинской сестры. Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности являлось предметом исследования еще первых научных концепций трудовой мотивации А. Файоля, Ф.У. Тейлора, Э. Мэйо. Содержание мотивов, их целевая направленность, структура и специфичность для разных видов деятельности оказывают регулятивное влияние на успешность освоения профессии, эффективность деятельности, удовлетворенность трудом, развитие личности (В.А. Бодров). Отсутствие у медицинских сестер необходимого уровня трудовой мотивации, интереса к качественному выполнению своих обязанностей, тяги к самореализации в своей профессии отрицательно сказываются на эффективности их профессиональной деятельности и качестве оказываемой медицинской помощи. На основании теоретического анализа работ Р. Йеркса и Дж. Додсона сделан вывод о том, что с усилением мотивации повышается качество исполнения деятельности. В связи с этим исследование психологических особенностей мотивации профессиональной деятельности медицинской сестры, разработка психологических методов совершенствования трудовой мотивации представляются практически важными для повышения эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры. При определении эффективности деятельности ряд авторов (Е.П. Авдуевская, А.К. Маркова) указывают на необходимость комбинирования объективных и субъективных критериев. Под объективными критериями эффективности профессиональной деятельности А.К. Маркова понимает предметно-технологические характеристики: производительность, качество, надежность. Субъективные критерии эффективности представляют собой психологические индивидуальные параметры личности (заинтересованность трудом, удовлетворенность процессом и результатом труда, вовлеченность различных уровней и сторон психики в реализацию деятельности, «вкладываемость» субъекта деятельности, степень напряженности психических функций, требующихся для достижения необходимого результата, и др.). В нашем исследовании оценка эффективности профессиональной деятельности медицинской сестры основывалась на сочетании объективных и субъективных критериев. В качестве объективного критерия для оценки эффективности деятельности в нашем исследовании использованы производительность и качество трудовой деятельности медицинской сестры, которые определены методом экспертных оценок. Из субъективных критериев использован такой критерий, как удовлетворенность субъекта трудом, определенный с помощью методики В.А. Розановой «Удовлетворенность работой». Система трудовой мотивации медицинской сестры базируется на основании многочисленных факторов: личностные качества, потребности и жизненные ценности, возможности лечебно-профилактического учреждения. Для повышения трудовой мотивации медицинской сестры выделяют две самостоятельные группы методов, побуждающих медицинских работников к повышению эффективности труда: материальные и нематериальные. Суть материального стимулирования заключается в умелом использовании заработной платы и других экономических форм для инициирования у медицинских сестер побудительных мотивов к повышению эффективности труда (повышение своего профессионального уровня или повышение качества медицинской помощи. Цель нематериальных методов мотивации – повысить интерес сотрудника к своей работе, что отразится на повышении эффективности труда. ^ Во второй главе – «Основные способы оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры как представителя среднего медицинского персонала» – проанализированы, обобщены и систематизированы имеющиеся в науке способы оптимизации трудовой мотивации, также реализовано профессиографическое исследование, построена ориентировочная психограмма специалиста на основе экспертных оценок. В разделе 2.1. «Профессионально важные качества и психологические особенности личности медицинской сестры» на основании теоретического анализа установлено, что личностные особенности медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности. Труд эффективен, если личностные особенности субъекта труда соответствуют требованиям профессии (Е.А. Климов). Личностные качества медицинской сестры, которые необходимы для более эффективного выполнения профессиональных функций и обязанностей, входят в структуру профессионально важных качеств (ПВК). Профессиональная деятельность медицинской сестры имеет определенные специфические особенности, и ее эффективность будет определяться не столько профессиональными знаниями и умениями, сколько способностью реализовывать их в своей профессиональной деятельности за счет развития профессионально важных качеств личности (Л.А. Быков, А.М. Ядов, В.В. Бойко, Л.И. Вассерман, С.А. Лигер). Благодаря формированию и развитию специфических ПВК у медицинских сестер можно достичь высокой эффективности труда. В психограмме медицинской сестры перечислены как общие, базисные ПВК, к которым можно отнести трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, организованность, так и специфические ПВК, определяемые особенностями самой профессии, такие как эмпатия, общительность, доброжелательность, отзывчивость, наблюдательность. Профессионально важные качества медицинской сестры формируются в процессе профессиональной деятельности, и в ней же происходит их совершенствование, т. е. в зависимости от стадии профессионализации медицинские сестры обладают различной степенью выраженности ПВК и, как следствие, различной эффективностью труда. Определить необходимые ПВК для медицинской сестры, обеспечивающие высокую эффективность профессиональной деятельности, можно с помощью экспертного исследования. В разделе 2.2. «Профессиографический анализ деятельности медицинской сестры» проведен анализ различных подходов к профессиографированию (К.К. Платонов, Э.Ф. Зеер, В.А. Бодров, Е.М.Иванова, Т.С. Кабаченко). Профессиографирование как метод исследования позволяет получить комплекс представлений о профессиональной деятельности, а также психологических и психофизиологических особенностях, необходимых специалисту для эффективной деятельности в рамках той или иной профессии. Рассмотрены основные виды профессиографирования: информационное, диагностическое, прогностическое, методическое, аналитическое, проспектированное, комплексное. Установлено, что на настоящий момент наблюдается отсутствие подробной профессиограммы медицинской сестры. При этом отмечается тенденция преобладания нормативных профессиограмм над экспертными и эмпирическими. Е.М. Ивановой разработаны принципы, лежащие в основе профессиографического анализа деятельности. К основным принципам относятся: принцип целенаправленности, селективности, поэтапности изучения профессиональной деятельности, принцип структурированности и т. д. В данном исследовании необходимо решить задачи как методологического, так и прикладного плана, которые предполагают проведение комплексного профессиографического исследования профессиональной деятельности медицинской сестры с наиболее полным отражением специфики деятельности и психологических характеристик данного специалиста. Для нашего диссертационного исследования предполагается возможным определить лишь те направления комплексного профессиографического исследования, которые имеют взаимосвязь с трудовой мотивацией медицинской сестры и, следовательно, влияют на эффективность деятельности. В разделе 2.3. «Анализ элементов профессиограммы, являющихся основой для оптимизации трудовой мотивации медицинской сестры» проведено профессиографическое исследование деятельности медицинской сестры, опирающееся на литературные источники, документацию, экспертный анализ, наблюдение. Разработана детальная профессиограмма изучаемой профессии, в содержании которой были определены требования к профессиональному образован Психологическое сопровождение оптимизации трудовой мотивации подразумевает под собой проведение групповой психокоррекционной работы (психологического тренинга), направленной на изучение причин отсутствия адекватной тру


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.