Реферат по предмету "Разное"


«Тема семьи в произведениях В. И. Белова»

Муниципальное образовательное учреждениеВысоковская основная общеобразовательная школаВологодского муниципального районаВологодской областиРеферат «Тема семьи в произведениях В.И. Белова»ученицы 9 классаЕгоровой Инги Владимировныучитель — Макарова Г.В.Мынчаково 2011 годОглавление стр. Введение. 3-4 Основная часть. Глава 1. Тема семьи в повести «Привычное дело». 4-6^ Глава 2. Семейные отношения в рассказах о детях. 6-9 Заключение. 9 Библиография. 10ВведениеВ наше время проблема сохранения семьи очень актуальна. Статистика говорит, что половина браков у нас в стране распадается, а молодые люди и девушки предпочитают жить в так называемом гражданском браке, ни к чему не обязывающем и менее ответственном. Детей нынче планируют и заводят одного, максимум двоих. Так, конечно, проще. Но вот вопрос: счастливы ли такие семьи? И хочется возразить — а вот раньше, лет пятьдесят — шестьдесят назад, в середине двадцатого века почти все семьи были многодетными, по семь — восемь детей рождалось в каждой, и рождение ребенка не считалось проблемой, а воспринималось как дар Божий. И росли дети трудолюбивыми, потому что с малых лет помогали родителям, старшие заботились о младших, так воспитывалась ответственность, и доброта, и душевная чуткость, и много-много еще хороших качеств, так необходимых в жизни. Отношения между родителями строились на основе любви и уважения друг к другу. Именно такие семьи — основа нравственно здорового общества. К этому выводу приходишь, читая произведения Василия Ивановича Белова. О таких крестьянских семьях повествуется во многих произведениях писателя: повести «Привычное дело», трилогии «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый», некоторых рассказах.^ Цель данного реферата — проследить, как раскрывается образ семьи через взаимоотношения между ее членами в произведениях Белова.Задачи: -прочесть повесть «Привычное дело», рассказы «Даня», «Вовка-сатюк», «Скворцы», - проследить за взаимоотношениями между членами семей, изображенных в произведениях, - выявить авторскую позицию по теме, - найти и проработать критическую литературу - соотнести мнение критиков, авторскую позицию и свою собственную, сделать соответствующие выводы.^ Глава 1. Тема семьи в повести «Привычное дело»Автор этого произведения родился в 1932 году в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Он выходец из крестьянской семьи, учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952-1955 годах служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 году окончил литературный институт имени Горького. После чего постоянно живет в Вологде, не порывая связи со своей малой родиной — деревней Тимониха. Впервые он выступил на страницах печати как поэт. Произошло это в 1956 году. Пять лет спустя Белов дебютировал как прозаик. Славу ему принесла повесть «Привычное дело», вышедшая в 1966 году. Иван Африканович Дрынов — главный герой повести. Это мужчина в годах, глава многочисленного семейства. Иван Африканович побывал на войне, получил множество наград. Работал он в колхозе возчиком, подрабатывал плотником, ловил рыбу, продавал пушнину, то есть всячески старался прокормить свою семью. До того как взял в жены Катерину, был женат «на молчаливой девке из заозерных дальних мест. У них была холодная любовь: дети не рождались». Через год они разошлись. А вот с Катериной, о которой он долго мечтал, «у них была горячая любовь». Иван Африканович дня не мог прожить без своей Катерины, «сердце так и затоскует:как там она?» А придет жена — как солнышко взойдет, и все встанет на свое место. Это говорит о том, что они очень любили друг друга, и результат этой любви: девятеро детей. Отец семейства всегда заботился о своих детишках, из дальних поездок старался привезти что-нибудь вкусное или приятное. «Иван Африканович долго шел, тропа стала уже. Остановился, срезал острием топора гроздь изумрудной княжицы — гостинцем будет от лисоньки для Маруси. Потом сорвал шляпку ядреного боровичка, это для Гришки, для Кати взял с дерева янтарной живицы. Все клал в сумку — радостей дома не оберешься от этих лесных гостинцев». Материнскую любовь и заботу, наверное, ничто не может заменить. Детишки так мало видели свою маму, что им постоянно не хватало ее теплоты и ласки. Любовь и привязанность Катерины к своим детям хорошо видна во всем тексте. Например, когда она вместе с Катюшкой и Гришкой пошла косить траву, то очень мягко, без грубостей учила девочку правильно держать косу, чтобы легче было работать. «Ты разве не запомнила, чего я тебе говорила-то? Жми, доченька, на пятку, носок-то должен поверху ходить. Да не торопись, да захватывай-то понемножку...» И Катюшка прошла свой первый прокос. Оглянулась радостная, усталая и, не веря глазам, пошла обратно. Катерина, остановившись, улыбалась, радостно и беззвучно плача, долго глядела на дочку...» И все бы было хорошо в этой семье, но придумалось Ивану Африкановичу ехать на север за длинным рублем. Конечно, думал он прежде всего о детях, их хотел обеспечить, семье помочь. А вышло наоборот: ничего не заработал, но потерял свою любимую Катерину. Она, еще не оправившаяся после родов, убивалась на сенокосе, и не выдержало сердце... И предсмертные слова ее были обращены к мужу: «Иван, ой ветрено как, ой ветрено...» Иван Африканович тяжело переживал смерть жены, похудел, почернел от горя. Невозможно без слез читать сцену посещения могилы Катерины: «Ты уж, Катерина, не обижайся...Не бывал, не проведал тебя, все то одно, то другое. Вот рябинки тебе принес, ты, бывало, любила осенями рябину рвать... Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама... Вот один теперь... Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости. Худо мне без тебя, Катя, вздоху нет... так худо, думал уж следом за тобой... А вот оклемался... А голос твой помню. И всю тебя, Катерина, помню... Катя, милая, светлая моя, где ты есть-то?» Иван Африканович весь задрожал. И никто не видел, как горе пластало его на похолодневшей, не обросшей травой земле». (3, 3 - 151) Хотя судьба этой семьи трагична (умерла мать, некоторых детей пришлось отдать в детдом) но те уроки доброты и любви, которые получили дети, не пройдут для них даром. И хочется верить, что вырастут они достойными людьми и создадут хорошие, крепкие семьи.^ Глава 2. Семейные отношения в рассказах о детяхРассказы Белова о детях хорошо известны и давно вошли в круг школьного чтения. В них фиксируется внутреннее состояние ребенка, которое впоследствии станет для взрослого человека ценностным ориентиром. Примечателен в этом отношении рассказ «Вовка-сатюк», где описывается пребывание городского семилетнего мальчика в гостях у дедушки с бабушкой в деревне. Это его первое знакомство с сельской жизнью, которое равнозначно открытию мира. Множество впечатлений обрушивается на мальчика, и дни бегут, «сливаясь в один красочный, богатый день, который запомнит Вовка на всю жизнь … и все, что происходило с ним в то лето, навсегда осядет в его безгрешном сердчишке». Посещение городским мальчиком деревни уподобляется Беловым обретению родины. Летние впечатления Вовки накануне поступления в школу – как завет на будущее, как тот духовный запас, который поможет ему стать настоящим человеком. И дом деда с этих пор – это и его дом, куда он может вернуться, где на стене у печки остались следы им написанных неровных букв: Вова Петрович. (1, 12) Почему дом деда стал для мальчика родным? Да потому что там живут родные люди, которые очень любят своего внука. «За двором росла черемуха. Дедушка нарвал с нее ягодных веток и подал внуку». Когда Вовка вредничал, бабушка и дедушка называли его «Вовка-сатюк». Сатюк — это диалектное слово, обозначает «проказник». Таким и оказался наш герой. Но все его проказы — не из вредности, не специально, а по незнанию деревенской жизни да по малости лет. «Вовка и сегодня улегся и думал под Кустиково мурлыканье. Вошел дедушка, вывалил в решето огурцы и поскреб за Вовкиным ухом своим жестким, но ласковым пальцем». Вовка, побывав в деревне, узнал очень много нового: что такое деготь, почему петух кричит по -разному, почему нельзя у кота обстригать усы. Но вот закончилось лето. «Ну, Владимер, видно ты нагулялся, парень, нахулиганился. Ты хоть и мазурик, а ехать надо. В школу скоро пойдешь». Чувствуется, что дедушка не хочет расставаться с внуком, и в.этих словах звучит горечь. «Когда дед запряг лошадь и положил в телегу сена, Вовка понял, что дело серьезное, что ехать надо в самом деле. Он сел в тележный передок — и поехали. Около крыльца стояла бабушка Катя и плакала, прикладывала к глазам свой холщовый передник». (1, 143 - 151)В рассказах о детях наиболее значимым оказывается представление о добре, утверждаемое в его сознании. Маленький Даня из одноименного рассказа показан в атмосфере семейного тепла и родительской любви, в счастливом ожидании новогоднего чуда. Для него так важно, что каждую субботу его привозят домой из совхозного детсада, что дома топится и трещит печка, что своей грузной бабушке малыш собирается купить заводные тапки, что ушедшая куда-то праздновать Новый год Данина мама наконец-то возвращается. Даня редко видит своих родителей, потому что его увозят на всю неделю в детский садик. «У Дани сердце замерло, как на качелях: сейчас он увидит маму». Не может не тронуть сцена встречи сына с матерью: «Мама! Мама! - закричал он и чуть не заплакал: уж очень ей обрадовался. А мама откинула полотенце, которым она обтирала чайную посуду, и так прижала Даню к себе, что у него даже косточка какая-то хрустнула. Долго она его не отпускала». Да, этот рассказ о дружной, счастливой семье. «Не надобен и клад, когда в семье лад». «Он засыпал, этот счастливый Даня, а мама сидела рядом на диване и рассказывала сказку про тетеревов и про лису». (1, 151 -156)Рассказ «Скворцы» стал уже хрестоматийным. Взгляд на мир мальчика Павлуни, прикованного к постели, ограничен видом из окна, и падение непрочно установленного папой скворечника превращается для него в тяжелую драму. Нежно любимый родителями Павлуня чувствует себя морально ответственным за то, что происходит с обитателями скворечника, сделанного и поставленного при его участии, ведь там тоже семья, хоть и птичья. Самоотверженный выход тяжело больного мальчика из дома во имя спасения погибающих птенцов приобретает значение крупнейшего события его детской биографии – такого, которое накладывает неизгладимый отпечаток на формирующийся характер. (1, 12) В подсознании этого ребенка всегда будет жить образ семьи его родителей, ведь не зря говорят: каковы родители, таковы и дети. Павлуню очень любят мама и папа, а оттого что болен, любят еще больше. Они всячески заботятся о нем: «В субботу мать вымыла пол и застелила его полосатыми половиками … потом переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну». Когда произошло трагическое для мальчика событие — упал скворечник и кошка чуть не съела птенцов — отец переживает не меньше, потому что прекрасно понимает душевное состояние сына: « Очнулся Павлуня на руках у отца. Мальчик увидел загорелую отцовскую шею и заплакал еще сильнее. Ну, что же ты, брат, ну, Павлуня, - говорил отец, - она еще накладет яичек, не плачь. А скворечник мы опять поставим, сделаем крепче … А летом обязательно мы к врачу поедем и ботинки тебе новые купим». (1, 156 - 163) Хочется верить, что у Павлуни все будет хорошо, ведь он верит в исцеление и очень любит своих родителей, а они сделают все, чтобы он поправился. Заключение. Рассказы Белова о детях очень добрые и светлые. Они настолько сильно воздействуют на читателя, что, прочитав их, кажется, что ты дружил с их героями, жил в этих семьях. Добро, любовь, взаимное уважение, забота друг о друге — вот основа, на которой должна держаться любая семья. Именно эта мысль выражает авторскую позицию. Василий Иванович Белов глубоко убежден, что хорошая семья — одна из главных составляющих счастья человека. Все это он наблюдал в вологодских крестьянских семьях и со свойственным ему талантом изобразил в своих произведениях. Семья взращивает главное общественное богатство — человека... В укреплении семьи писатель видит залог духовного возрождения Родины. В широком смысле семья для писателя — это вся Россия.Библиография Белов В.И. Душа бессмертна. - В.: Книжное наследие, 2007. Белов В.И. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. - М.: Современник, 1991. Белов В.И. Утром в субботу. - Сев.-западное книжное издательство, 1976. Бондаренко М.А. Творчество Василия Белова в школе. Литература в школе, 2000, №5, №6, 2001, №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Двойственность Познания по Учению Св. Григория Паламы (Double Knowledge According to Gregory Palamas
Реферат Periodization Training Essay Research Paper AbstractPeriodization training
Реферат Екологічні особливості родини складноцвітних (Ромашка)
Реферат Уездный город и его обитатели
Реферат Коммуникация как профессионально важное качество менеджера
Реферат Производство по делам об административных правонарушениях. Служба участковых инспекторов милиции
Реферат Методи прийняття раціональних рішень у менеджменті
Реферат Межбюджетные отношения и пути их совершенствования
Реферат Требования к помещениям и окружающей среде. Порядок аккредитации испытательной лаборатории
Реферат Turf Essay Research Paper Tough StuffEvery Saturday
Реферат Себестоимость и рентабельность зерна на примере СПК "Октябрь" Кугарчинского района Республики Башкортостан
Реферат Падение Хазарии в восточных летописях и споры ученых
Реферат Российский народ и формирование общества в России
Реферат Вокруг Черного моря
Реферат Need for law