«Состояние и результаты деятельности муниципальной системы образования города Ставрополя». Дошкольное образование.Козлова Лидия Александровна заместитель руководителя управления образования администрации города СтаврополяГеографическое положение и ход исторического развития обусловили становление города Ставрополя не только в качестве административной столицы Ставропольского края, но и геостратегического центра Северного Кавказа. Ставрополь – уютный и зелёный город, расположенный на юге России в комфортной климатической зоне с благополучной экологией. Численность постоянного населения города по состоянию на 1 января 2010 года составляет 369 099 человек. В структуре населения женщины составляют – 54,5%. По числу жителей наибольший удельный вес занимает Промышленный район.СЛАЙД В возрастной структуре преобладает население в возрасте 20-29 лет (26,1%). Каждый пятый житель – студент. По этому показателю город Ставрополь занимает первое место в стране, а доля молодёжи на 12% выше среднероссийской. Численность населения города Ставрополя в возрасте от 0 до 18 лет на 1 ноября 2010 года составляет 60110 человек – это 16,2% от общей численности населения. Из них 41,5% - дети в возрасте от 0 до 7 лет.СЛАЙД Город Ставрополь находится в числе российских лидеров по концентрации образовательных учреждений высшей школы, и занимает первое место среди городов Ставропольского края по количеству учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования.СЛАЙД Ставрополь это центр качественного непрерывного образования и реализации возможностей для успешного становления и развития личности. Система образования на всех ее уровнях не только обеспечивает население знаниями и профессиональными умениями, результатами научных исследований и разработок, но и формирует социально активную личность, обладающую общекультурными и профессиональными компетенциями, дает возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни с учетом современных реалий каждому молодому человеку. Становление открытой образовательной культуры происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основные ориентиры которой представлены на экране. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. СЛАЙД Цели и задачи дошкольного образования города Ставрополя соответствуют основным приоритетам образовательной политики в стране. Их решение невозможно без гибкой системы дошкольного образования. В городе Ставрополе создана и развивается многофункциональная система дошкольного образования, в составе которой функционирует 59 учреждений разных типов и видов.^ СЛАЙД (2009 - 57, 2010 – 59 и виды ДОУ) Согласно статистическим данным количество воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 31 декабря 2010 года составляет 14676 человек. Это больше по сравнению с 2009 годом на 8,2%.СЛАЙД Несмотря на то, что с каждым годом количество детей посещающих детские сады растет, процент охвата услугами дошкольного образования снижается.СЛАЙД Это обусловлено тем, что ежегодно увеличивается количество детей дошкольного возраста проживающих на территории города Ставрополя, как за счет повышения рождаемости, так и миграции населения из районов и городов Ставропольского края. В 2010 году по предварительным данным управления здравоохранения родилось 5504 ребенка, что на 4,5% больше, чем в 2009 г. СЛАЙД Около 15% родителей, дети которых являются воспитанниками дошкольных учреждений и состоят на учете, имеют временную регистрацию на территории города Ставрополя. Количество детей, состоящих на регистрационном учете по состоянию на 31 декабря 2010 составило 11495 человек. Это на 16,7% больше в сравнении с аналогичной датой прошлого года. СЛАЙД Из них 7493 ребенка в возрасте от 1 до 7 лет. Можно предположить, что их родители обратятся по вопросу устройства в детский сад в мае 2011 года. По предварительным данным в 2011 году в соответствии с проектной мощностью дошкольные учреждения смогут принять около 2000 детей. Показатель обеспеченности детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 475 мест на каждую тысячу детей в возрасте от 1 года до 7 лет. СЛАЙД Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях приводит к необходимости комплектования групп сверх плановой наполняемости. Сегодня все дошкольные учреждения города переукомплектованы от 20 до 45 %. Средний процент посещаемости за 2010 год составил 73%.СЛАЙД В целях осуществления ранней коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе 36 дошкольных образовательных учреждений функционирует сеть групп компенсирующей и оздоровительной направленности, которые посещает 2429 воспитанников. Из них 109 являются детьми-инвалидами.^ СЛАЙД Это самая большая сеть по сравнению с городами Пятигорск, Невинномысск, Георгиевск вместе взятыми. СЛАЙД В 23 учреждениях организована работа логопедических пунктов для детей в возрасте от 5 до 7 лет, которыми охвачено 598 детей. Образование и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по специальным (коррекционным) образовательным программам.СЛАЙД В 2010 году в соответствии с переданными государственными полномочиями начата работа по индивидуальному обучению детей-инвалидов. Сегодня 19 детей данной категории получают квалифицированную коррекцию и дошкольное образование на дому. Последние три года для системы дошкольного образования России ознаменованы выходом в свет 4-х важных документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений:СЛАЙД Несмотря на то, что к содержанию документов у практиков имеется очень много вопросов, все же стоит отметить, что столь повышенное внимание к себе дошкольники почувствовали за последние 15 лет впервые. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка-дошкольника, который позволит ему быть успешным в школе, – одна из приоритетных задач развития дошкольного образования. Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей, важная роль принадлежит образовательной программе. Дошкольные образовательные учреждения работают по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами. СЛАЙД Внедрение в образовательный процесс которых, позволило расширить спектр предоставляемых дополнительных услуг по разным направлениям. Для включения ребенка во все виды творческой деятельности с раннего детства в учреждениях функционирует более 350 кружков и секций разной направленности. Это позволяет развивать способности, проявлять свои таланты более 80 % детей в возрасте от 4 до 7 лет. ^ СЛАЙД Мониторинг усвоения образовательных программ показал следующие результаты. СЛАЙД В 2009-2010 учебном году 94% от общего числа детей, посещающих детские сады успешно освоили образовательные программы. Из них 51% воспитанников показали высокий уровень знаний, 43% – средний, 6% - низкий. Данные показатели в сравнении с 2008-2009 учебным годом повысились. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений в 2010 году принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места. Сегодня все дошкольные образовательные учреждения города работают в режиме поиска и внедрения инноваций. В 2010 году вопрос реализации инновационных программ и технологий обсуждался на коллегии. СЛАЙД Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений показал, что около 50 % учреждений систематически используют в работе современные образовательные программы, технологии, инновационные формы работы с детьми, педагогами и родителями, 30% - систематически, но по отдельным направлениям, 20% - работают традиционно, применяя инновации фрагментарно. Деятельность по разработке и апробации инновационных технологий осуществлялась в процессе экспериментирования. В 2010 году на базе дошкольных образовательных учреждений функционировало 28 экспериментальных площадок: из них 1 регионального и 27 муниципального уровня.СЛАЙД В городской ярмарке педагогических инноваций 10 дошкольных учреждений выступили с презентацией публикаций из опыта работы и представили материалы экспериментальной деятельности по трем номинациям. СЛАЙД Преобразования в городской системе дошкольного образования предъявляют высокий уровень требований к работникам дошкольных образовательных учреждений. Анализируя количественный состав работников системы дошкольного образования, необходимо отметить, что в ней работает 3085 человек, свыше 50% из них являются педагогическими работниками. СЛАЙД Качественный состав педагогических работников является высоким по уровню образования: 68,3% имеют высшее педагогическое образование, что на 5% выше, чем в прошлом году. СЛАЙД 51,9% от общего числа педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Этот показатель снизился на 1% по сравнению с прошлым годом.СЛАЙД Педагогические коллективы отличаются высоким показателем по стажу работы – 47,3% работников имеют стаж свыше 15 лет. СЛАЙД Согласно статистике, средний возраст руководителей дошкольных образовательных учреждений составляет 46 лет, педагогических - 42 года. Процент педагогов пенсионного возраста составляет – 12,4%. Это ниже на 1,4% по сравнению с прошлым годом. Мониторинг уровня ИКТ-компетентности показал, что несмотря на ежегодное увеличение количества педагогов, пользующихся компьютером, 27 % из них компьютером не владеют. СЛАЙД В дошкольных образовательных учреждениях установлено 350 компьютеров, из них для пользования педагогам доступны – 106. Результаты оставляют желать лучшего. С целью обеспечения профессионального и творческого роста педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений функционируют 14 городских методических объединений. СЛАЙД В 2010 году 45 учреждений стали базами для их проведения. 1800 педагогов приняли участие в их работе, 135 педагогов выступили на заседаниях с презентацией опыта работы и обобщением результатов по его внедрению. Проведено 6 заседаний Школы начинающего заместителя руководителя, на которых рассмотрены вопросы использования современных форм и методов работы с педагогическими кадрами. Также состоялось 9 заседаний Школы молодого воспитателя, где педагоги-наставники показали мастер классы проведения занятий, режимных моментов, организации работы с родителями. За прошедший год в системе образования на базе Ставропольского государственного университета, Ставропольского государственного аграрного университета, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования прошли курсовую подготовку 105 педагогических и 28 руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.СЛАЙД В 2010 году сто сорок одному педагогу согласно занимаемой должности присвоена первая квалификационная категория, двумстам пятидесяти трем – высшая. Из них 33 процентам – высшая и первая категория были присвоены впервые. Дошкольные учреждения города ежегодно пополняются молодыми специалистами. В образовательных учреждениях работают 158 педагогов, имеющих стаж работы до 5 лет, что составляет 10% от общего числа. Это на 15,7% меньше по сравнению с прошлым годом.СЛАЙД За последние 3 года в дошкольные учреждения города пришли работать 46 молодых специалистов. Из них только 28 закрепились на рабочих местах. В системе дошкольного образования наблюдается отток педагогического и обслуживающего персонала. На сегодняшний день насчитывается 46 вакансий педагогических работников, и 15 – обслуживающего персонала. СЛАЙД В основном – это сотрудники, работающие на группах с детьми: воспитатели (36) и младшие воспитатели (10). Причинами таких показателей считаем проблему низкого уровня оплаты труда работников, невысокий социальный статус данных профессий. Система дошкольного образования рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс постоянно находится в центре внимания управления образования и дошкольных образовательных учреждений. В прошедшем году основные усилия были сосредоточены на расширении педагогических компетенций в вопросах здоровьесбережения дошкольников и их родителей. СЛАЙД В детских садах осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических и лечебных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости. По сравнению с 2009 годом уровень заболеваемости снизился на 5,3%. Показатели распределения детей по группам здоровья остаются стабильными.СЛАЙД На сегодняшний день 85,9% образовательных учреждений осуществляют медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством на основании лицензии. Остальными учреждениями ведется работа по оформлению правоустанавливающих документов. СЛАЙД Организации питания в 2010 году также уделялось большое внимание. В среднем за год нормы по основным продуктам питания выполнялись на 92%. Сегодня ситуация в связи с ростом цен изменилась.СЛАЙД В целях повышения качества питания в 2010 году 11 пищеблоков дошкольных образовательных учреждений оснащены высокотехнологичным оборудованием. Реализация инновационных программ и технологий, требует создания соответствующей современной предметно-развивающей среды. Руководителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений совместно с родителями в 2010 году проведена огромная работа по обновлению предметно-развивающей среды и укреплению материально-технической базы учреждений. СЛАЙД Все это позволило создать комфортные и безопасные условия для пребывания детей в дошкольном учреждении, а также обеспечить динамичность и мобильность предметной среды, оформить помещения в соответствии с эстетическими требованиями. В 2010 году завершена реализация программы «Развитие дошкольного образования в городе Ставрополе на 2006-2010 годы». СЛАЙД Реализация мероприятий программы позволила открыть на базе дошкольных образовательных учреждений Центры разной направленности, консультативные пункты для родителей «Мамина школа», организовать работу родительских клубов «К здоровой семье через детский сад», положить начало проведению городских интеллектуальной и спортивно-оздоровительной олимпиад для дошкольников, существенно укрепить материально-техническую базу. Одним из приоритетов социальной политики администрации города Ставрополя в области дошкольного образования является обеспечение его доступности для всех желающих. В 2010 году принято в муниципальную собственность дошкольное образовательное учреждение № 64, введены в эксплуатацию новый детский сад №7 в 204 квартале и пристройка к ДОУ № 14. Также в соответствии с Планом первоочередных действий администрации города Ставрополя по расширению сети дошкольных образовательных учреждений в прошедшем году были приняты меры по расширению сети групп для детей в возрасте с 2 до 4 лет. СЛАЙД В 2010 году начато строительство пристроек к дошкольным образовательным учреждениям № 51 и 75 каждая на 100 мест и строительство детского сада на 250 мест в 566 квартале. В целях реализации послания Президента РФ Федеральному собранию приказом управления образования создана рабочая группа по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. Очевидно, что сегодня каждое муниципальное дошкольное образовательное учреждение нашего города заняло свою индивидуальную нишу в образовательном пространстве города, имеет свою привлекательность и оригинальность. Сформирован высокий потенциал дошкольных образовательных учреждений, они превратились в центры по формированию социокультурной среды для ребенка дошкольного возраста и его родителей в микрорайонах города. СЛАЙД Дошкольные учреждения успешно развиваются, ориентируясь на требования современного общества. Показателем результата работы дошкольных образовательных учреждений являются победы в конкурсах краевого и всероссийского уровней. Благодарю за внимание.