Реферат по предмету "Разное"


«Социальная адаптация личности школьников»

Педсовет по теме«Социальная адаптация личности школьников» 30.03.2009 г.Цель:Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;Поддержка и развитие школьных ученических объединений;Обсуждение актуальных школьных проблем демократизации школы, социальной адаптации школьников, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта по данному направлению;Определение путей и способов овладения педагогами технологий проектирования и создания воспитательной системы социализации учащихся;Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.^ Формы работы: «дерево ожиданий», «лаборатория перелетных проблем», регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся. Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Сегодня выпускник должен быть:- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д. В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио составляет школа. Прежде чем продолжить нашу работу дальше я дам вам некоторые понятия по данной теме, так нам будет легче работать.^ Общественная жизнь школы – деятельность различных детских организаций в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.^ Демократизация школы - специальная деятельность, поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.Демократизация школы, сотрудничество учащихся, педагогов, родителей в совместной деятельности способствует самоопределению школьников, т.е. их социализации. ^ Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.^ Социальное самоопределениеСоциальное самоопределение Профессиональное самоопределение Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений. Условия социально-профессионального самоопределения Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. ^ При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности. В ходе аналитической работы по реализации программы республиканской опорно-методической площадки по теме «ДОО как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников» было выделено четыре уровня социально-профессионального самоопределения в зависимости от возрастного этапа становления школьников. Возрастные этапы становлениясоциально-профессионального самоопределения ^ Уровни самоопределения Возраст детей Характеристика этапасоциально-профессионального самоопределения Уровень пассивного самоопределения 6-11 лет (пропедевтический этап) 1-3(4) классы Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование уме­лости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным. Начинается осознание своих социальных возможностей. Уровень зависимогосамоопределения 12 –14(15) лет 5-7 классы Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профес­сионального пути. Уровень сознательногосамоопределения 15-16 лет 8-10 классы Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей. Уровень осознанногосамоопределения старше 16 лет 10-11 классы Происходит уточнение социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осущест­вление проб в различных видах трудовой и учебной дея­тельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни). Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социальной адаптации.Что же такое социальная адаптация? ^ Социальный – от лат. cлова socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.Адаптация – биологический термин – приспособление организма к условиям существования.Социальная адаптация – проведение индивидуального и группового поведения в соответствии с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей, осуществляется в процессе социализации.Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная – представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Это означает, что социализация никогда не завершается и никогда не бывает полной. Социализация осуществляется через следующие механизмы:Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;Такт – умение человека чутко относится к другим людям;Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать. Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?В каждой группе продолжите выражения:Мой ученик - ……Родители моих учеников - …..Мой коллега - ….. Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)Подведем итог. - Начнем с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности. - Важный фактор в социализации личности школьников играет педагогический коллектив. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?- А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть? В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого. А как же реально сегодня обстоит дело с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы? Готовясь к нашей встрече, мы совместно с психологом школы провели анкетирование учащихся 2-11 классов по выявлению уровня социальной зрелости. О результатах анкетирования вам расскажет психолог школы Сивенкова Е.М.- выступление Сегодня содержание и методы среднего образования не отвечают требованиям современной социализации:Содержание страдает технократизмом, преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физподготовки, содержательной перегрузкой программ и учебников;Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен…Ребенок в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность. К чести нашего коллектива многое эти проблемы решаются через демократизацию школы: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений и детских школьных организаций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными городскими и республиканскими детскими объединениями. Именно детские общественные объединения дают возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться. Участвуя в деятельности детских общественных объединений, они получают реальную возможность включения в систему общественных отношений, защиты прав и свобод личности от негативных влияний среды, возможность организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям. Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимают «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». В нашей школе достаточно много общественных объединений детей и подростков: классные коллективы, клубные, кружковые коллективы, но самыми деятельными являются школьные детские организации «ШАГ», «Солнечный город» и Совет старшеклассников. Мы поговорим об одном из видов детского объединения - детской общественной организации и ее роли в социальной адаптации школьников. И здесь главную роль играет социально-профессиональное самоопределение учащихся.. К разговору приглашаем старшую вожатую школы, президента ДОО «Солнечный город» и помощника президента ДОО «ШАГ» Шевченко Л.А.- выступлениеФормы работы ДОО – это формы воспитательной работы, но отличающиеся деятельностным характером и социальной направленностью. Любые формы работы в ДОО могут иметь успех только в том случае, если вызывают эмоциональный отклик у ребят. Появление у детей и подростков интереса, успеха в том или ином виде и форме деятельности будет способствовать не только раскрытию и развитию творческих и организаторских способностей ребят, но и их самоопределению. Произошедшие в последние годы изменения в практике отече­ственного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых мето­дов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся», разработанных Департаментом образования г.Москвы, заявлено:«Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы». Метод проектов позволяет наименее ресурснозатратным способом создать условия для формирования компетентностей учащихся, их социальной адаптации в обществе. Под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений, которая способствует самоопределению и социализации ребенка. Активно использует метод проектов в соей деятельности заведующий школьной библиотеки, куратор Книгограда и руководитель клуба «Почемучка» Мамонова Н.И. Ей слово.- выступлениеВажным этапом в социализации личности школьника является его нравственное и правовое воспитание. Слово предоставляется старшему школьному инспектору ОпДН ОВД г.Инты Титовой Е.А.- выступлениеНа каждом возрастном этапе свои формы и методы социальной адаптации и социализации школьников. Но единой программы нет. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, разработать основные направления, формы и методы школьной программы «Социализация школьников» по возрастным этапам: начальное звено, среднее и старшее. - работа в микрогруппах, оглашение результатов работыСпасибо. Плодотворно поработали все группы и ваши предложения, разработки войдут в новую школьную программу «Социализация школьников».^ Подводя итог нашего педсовета можно сделать следующие выводы:Работа по социальной адаптации и социализации школьников ведется планомерно и эффективно; В деятельность школьных объединений активно внедряются новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению выпускников; Выпускники и бывшие горожане ШАГа активно включаются в общественную жизнь других учебных заведений в разных городах России, им легко общаться, они умеют отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы, т.е. успешно социально адаптируются в обществе. ^ Решение педагогического совета:Признать работу школы по социальной адаптации и социализации школьников системной и эффективной. Одобрить работу ДОО «ШАГ», ДОО «Солнечный город», Совета старшеклассников по социализации личности учащихся, их социально-профессиональному самоопределению.Разработать программу «Социализация школьников» как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать для безусловного внедрения в практику работы классных руководителей и кураторов школьных детских общественных организаций. Срок до 01.09.2009г. Ответственные: Корягина С.В., Шевченко Л.А.Ввести с 2009-2010 учебного года мониторинг по уровню социализации и «социальной зрелости» учащихся 8-11 классов. Ответственные: Корягина С.В., Сивенкова Е.М.Рекомендовать классным руководителям, кураторам ДОО активнее применять метод проектов в работе с детьми разного школьного возраста.Одобрить опыт работы педагогов школы Корягиной С.В., Злобиной Л.В., Мамоновой Н.И., Шевченко Л.А., Семериковой С.А. по внедрению методов проектов в образовательный процесс школы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рекреационный потенциал Австрии
Реферат Разработка информационно-справочной системы "Водительское удостоверение" Prolog
Реферат Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений
Реферат Racism In Canada Essay Research Paper Racism
Реферат Виникнення і основи віровчення буддизму
Реферат Проектирование строительства механосборочного цеха
Реферат Технология производства макаронных изделий
Реферат Всемирная христианская церковь Адвентистов седьмого дня
Реферат "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". В.О.Ключевский
Реферат Индуктотермия. Аппараты для дарсонвализации и терапии током надтональной частоты
Реферат Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе
Реферат Маркетинговое исследование рынка металлопластиковых окон и товаров фирмы "Оконный двор"
Реферат Теории происхождения государства 2 Публичная власть
Реферат Макросоциология, органическое движение в социологии
Реферат Крейсер "Варяг" - герой?