__________________________________________________________________ Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики РГОУ «Ядринская национальная гимназия-интернат»Создание кроссворда в среде ExcelДмитриев И.Н. ученик 8 «б» класса Руководитель: Трофимова С.Н.Ядрин - 2006Оглавление 1. Введение 2. Основные этапы создания кроссворда 3. Заключение 4. Список литературыВведениеАктуальность: в апреле 1924 года был издан первый сборник кроссвордов, что положило начало всемирному увлечению этой «крестословицей». За почти вековую историю кроссворд обрел множество форм и модификаций, но популярности не утратил. В образовательном процессе кроссворд играет важную роль в укреплении памяти и расширении кругозора.^ Степень разработанности проблемы: тема «Составление кроссворда в среде Microsoft Excel» подробно описывается в газете «Информатика. Первое сентября» № 19, 2005год, стр. 28-29. Автор изучил тему «Электронные таблицы Microsoft Excel» по учебнику «Информатика. Задачник-практикум», том 2, под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. В этой книге даются только основные понятия по этой теме (структура электронной таблицы, относительная и абсолютная адресация), рассматриваются некоторые стандартные функции и примеры построения диаграмм. Эта же тема рассматривается в книге Ивановой И.А. «Информатика. Восьмой класс: Практикум». При составлении вопросов кроссворда была использована книга «Информатика. Тестовые задания». ^ Объект исследования - электронные таблицы Excel. Предмет исследования - изучение возможностей электронной таблицы Excel.Целью данной работы является создание кроссворда в среде Microsoft Excel. Для достижения этой цели были поставлены задачи: - ознакомиться с методическими пособиями для составления кроссворда - cоставить вопросы для кроссворда на тему «информационные технологии» - научится пользоваться панелью Visual Basic - научиться использовать гиперссылку - поставить защиту на кроссворд. При работе над программой были применены следующие методы исследования: 1.Анализ методической и учебной литературы по информатики; 2.Систематизация по теме «Информационные технологии».Практическая значимость: Данный кроссворд можно использовать для проверки знаний школьников по теме «Информационные технологии».Основные этапы создания кроссворда1.Создание титульного листа.2.Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов.3.Составление проверки правильности ответов.4.Вывод оценки ученика.5.Запись макроса для кнопки «в начало».Создание титульного листа На титульном листе расположена гиперссылка для перехода к вопросам кроссворда. Это слово «Разгадать»Кнопка «Разгадать» создана при помощи word art.Далее настройка гиперссылки:На титульном листе расположено также описание правил работы с предложенным кроссвордом. Для того чтобы оформить правила работы в виде примечания (всплывающей подсказки), необходимо выделить слово «Примечание», нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт Добавить примечание. Затем в появившемся окне набрать нужный текст.^ Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов У автора было несколько вариантов оформления вопросов к кроссворду. Первый способ – на листе располагаются «сетка» с пустыми клетками для ответов и вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос Второй способ – на поле размещается только «сетка» с пустыми клетками для ответов. К клетке, с которой начинается слово-ответ, делается примечание, в котором формулировка вопроса. Для просмотра вопроса достаточно подвести указатель мыши на первую букву слова. Если с одной буквы начинается два слова, то в примечаниях первый вопрос пишется по горизонтали, а второй вопрос по вертикали.^ Проверка правильности ответов ученика Для того чтобы компьютер сам ставил оценку, была создана программа проверки ответов. Для этого автором создана отдельная страница, в ней есть таблица, где проверяется каждое слово кроссворда. Чтобы проверить кроссворд, была использована функция «ЕСЛИ». Например, формула проверки для слова «телеконференция» будет выглядеть так: (ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ(Кроссворд!E9;Кроссворд!F9;Кроссворд!G9;Кроссворд! Кроссворд!I9;Кроссворд!J9;Кроссворд!K9;Кроссворд!L9;Кроссворд!M9;Кроссворд!N9;Кроссворд!O9;Кроссворд!P9;Кроссворд!Q9;Кроссворд!R9;Кроссворд!S9)="телеконференция";1;0)). Если ученик правильно ввел ответ, то компьютер ставит ему балл, иначе не ставит ничего. В word это выглядит так:Далее вводим аргументы функции^ Вывод оценки ученикаТаблица вывода оценки выглядит так:Ввод фамилии ученика выполняется при помощи функции Повтор. Оценка ставится следующим образом: количество правильных ответов делим на число вопросов, получаем число, меньшее или равное единице. Далее используется функция ЕСЛИ: =ЕСЛИ(C23Затем выбираем нужную функциюДалее вводим адрес ячейки, которую нужно повторить, и количество повторов.Для выставления оценки используется функция ЕСЛИ.Далее вводим аргументы функции Запись макроса для кнопки «в начало». Чтобы создать кнопку для перехода на титульный лист, используем панель visual basic.После создания кнопки в контекстном меню выбираем «назначить макрос» Затем выбираем команду «записать».После нажатия кнопки OK начинается запись макроса, и около панели visual basic появляется кнопка остановки записи, теперь все действия, выполняемые в Excel, записываются. Заключение Работа по созданию кроссворда не только интересная, но и очень полезная. Интересная она потому, что у человека появляется интерес, когда он открывает новые возможности в старых, давно изученных программах. Полезна она потому, что с помощью кроссворда учитель может проверять знания ученика, и ученик может дома сам себя проверить. Кроссворд намного сложнее теста, в котором есть варианты ответов, но легче теста, в котором нет вариантов ответа. Если в тесте, в котором есть варианты ответов, ученик может выбрать наугад один из вариантов, или если он забыл ответ, то, взглянув на варианты, он может вспомнить ответ. В кроссворде нужно знать ответ на вопрос, отгадывая слова, можно узнавать буквы других слов, что значительно упрощает задачу разгадывания кроссворда. В тестах без вариантов ответов нужно знать ответы на вопросы, и никаких подсказок там нет. На первый взгляд кажется, что тест, в котором нет вариантов ответа, и кроссворд одинаковы по сложности. Но в кроссворде, в отличие от теста, в котором нет вариантов ответа, по мере заполнения открываются новые буквы, у слов которые вы еще не отгадали. Лучше всего, конечно, проверяет знания тест, в котором нет вариантов ответа, но кроссворд развивает мышление, так как ученик думает какое слово разгадать, чтобы открылись нужные буквы слова, которое ученик не знает. Но для лучшего усвоения знаний нужно чередовать тест, в котором есть варианты ответов, в котором нет вариантов ответов и кроссворды. Кроссворды можно использовать для проверки знаний ученика по разным темам.Список литературы1. Информатика. Первое сентября № 19, 2005 год. 2. Информатика. Задачник-практикум. том 2 под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: - Москва, Лаборатория базовых знаний, 2001. 3. Информатика. 8 класс: Практикум. – Саратов: Лицей / под редакцией Иванова И.А., 2004 4.Информатика. Тестовые задания. - Москва, Лаборатория базовых знаний, 2002. 5. Информатика. Первое сентября № 8, 2005 год.