«Сказочный Эрмитаж» - первые шаги в дошкольное мультимедиаКлючевые слова музейная педагогика – массовая культура – дошкольники – мультимедиа. Как музеи могут противостоять массовой культуре, ее агрессивному влиянию на дошкольников? Очевидно, уже в самом раннем возрасте формируя интерес ребенка к классическому искусству (в широком смысле этого слова). Известно, что возможность восприятия произведения искусства прямо связана с культурным багажом зрителя. Чем раньше мы снабдим ребенка таким багажом, тем большей потребностью станет для него в дальнейшем общение с музеем. При этом особенно важна увлекательная форма подачи материала. Только если маленьким детям было психологически комфортно в музее, у них возникнет потребность вновь возвращаться туда. Один из эффективных способов познакомить ребенка 5-6 лет с коллекциями художественного музея – создание мультимедиа продукта, специально обращенного к этой целевой группе. Вопрос только в том, как обеспечить продуктивность восприятия ММП, сделать его интересным и понятным столь юным пользователям. Для написания качественного сценария музейный педагог должен иметь представление о психологических особенностях и возможностях дошкольника, практический опыт занятий с детьми. Только после этого становится возможным создание дошкольного мультимедиа. Школьный центр Государственного Эрмитажа начал эту сложную работу. На большом демонстрационном мониторе при входе в музей установлена линейная версия программы «Сказочный Эрмитаж». Желание представить дошкольникам коллекцию музея с помощью мультимедиа технологий возникло отнюдь не случайно. Школьный центр имеет многолетний опыт проведения экскурсий для детей пяти-шести лет. Был разработан особый тип занятий, понятный малышам – «путешествие в сказку». Два года тому назад начался выпуск серии книг под общим названием «Сказочный Эрмитаж». Работа над мультимедийным приложением с тем же названием – естественное развитие идеи. Форма компьютерной сказки избрана с учетом психологических возможностей детей. Выбор сюжетов для сказок подсказан экскурсионным опытом. Для дошкольников самый любимый зал музея – Павильонный. Именно там стоят волшебные часы «Павлин», обитают загадочные грифоны и сфинксы, тритоны и кентавры. Для полноценного художественного воздействия на маленького ребенка особенно важно, чтобы в ММП было сбалансированное соотношение новой и известной информации. Разработчики интегрировали иллюстративный материал из коллекций не только Эрмитажа, но и другого института культуры, хорошо известного детям – Ленинградского зоопарка. С любезного разрешения директора зоопарка в обеих сказках появились «живые» павлин и сова, орел и лев. Как известно, концепция мультимедийного приложения определяет все: сценарий, степень глубины подачи материала, подбор текстов и графических материалов, дизайнерское решение, способ программирования. Для «Сказок», где важна простота, выбрана линейная структура (аналог – книга). Сказки представлены на мониторе в режиме лекции. При их создании использованы различные медиа-элементы: фотографии, рисунки, компьютерная и flash-анимация, видеофрагменты, звук (как дикторский текст, так и музыка). В сказке о волшебных часах даже воспроизводится звучание часов "Павлин". Поэтому «Сказки» по праву могут называться мультимедийными. В цветовом решении, как интерфейса, так и самих сказок использованы простые, насыщенные цвета, наиболее удобные для восприятия ребенка. Да и вся программа призвана оставлять после просмотра некий яркий образ фейерверка. «Сказочный Эрмитаж» собирался в среде Macromedia Director. Программисту и дизайнеру удалось добиться довольно интересных эффектов на основе сочетания графических изображений (как фотографий, так и рисунков) и анимации. В дальнейшем, при подготовке программы «Сказочный Эрмитаж» к выпуску на компакт-диске все сказки, вошедшие в неё, станут интерактивными. Разработчикам предстоит создать систему тестов. Они должны быть доступными для дошкольников и позволять взрослым (родителям, воспитателям детских дошкольных учреждений) узнать, насколько глубоко усвоены полученные ребенком знания. Электронные издания для дошкольников – новое направление мультимедиа. У музейных педагогов нет выбора, – формирование вкуса надо начинать с раннего возраста. Должна же быть альтернатива той безвкусице, которую несет обществу массовая культура.