Реферат по предмету "Разное"


А. В. Текучева и др. М., 1983

30Список литературыАктивные формы и методы внедрения передового педагогического опыта: Сб.на-уч. статей/Отв. ред. В.Ф.Паламарчук. - К., 1989.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1985. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования//Педаго-гика.-1994.-№5. Демидова А.К. Пособие по русскому языку.-М.9991.Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: ак­тивные методы обучения. - М., 1994.Жук О.Л., Брукерхофф Ч.Е. Модель глобального образования: пути реформирова­ния средней школы /Образование, повышение квалификации и региональное раз­витие. Т. 1,-Мн., 1994.Жук О.Л. Проблема целей и содержания образования: исторический и методоло­гический аспекты //Новые технологии в системе непрерывного образования. Т. 1. -Мн,, 1995.Крайко Б. Рэфармаваць - значыць пераасэнсоуваць//Настаунщкая газета. - 1995. -12 липеня. Львов М,Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1991.Методическая деятельность: Словарь-справочник/Под ред. Е.В. Титовой. - Л., 1991. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.Д978.Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей/Под ред. А.В. Текучева и др. - М., 1983. Особенности стиля научного изложения: Сб. статей/Отв. ред. Е.С. Троянская. -М., 1976.Педагогический словарь/Под ред. И.А.Каирова и др. В 2-х томах. - М., 1960. Передовой опыт - в массовую педагогическую практику: Информационный анно­тированный каталог Центральной картотеки передового педагогического опыта Украинской ССР. - К., 1987.Полковников Б.Ф. Краткое содержание или аннотация/Подготовка научной ста­тьи к публикации. - М., 1990.ПолонскийВ.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. -М., 1995. Прахов Б.Г. Изобретательство и патентоведение. Словарь-справочник. - Киев, 1987. Реферат и аннотация. ГОСТ 7.9-95.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А, Словарь-справочник лингвистических терминов. -М., 1976.Система накопления собственного опыта: Методические рекомендации. Ч. IV/Раз-раб. Кухарев Н.В. - Гомель, 1986.Словарь-справочник автора/Под общ. ред. А.Э. Мильчика.-М., 1979. Типология педагогической информации, используемой в АИС "Республиканский банк педагогической информации" в системе повышения квалификации работни­ков образования/Разраб. В.И.Журавлев, А.А.Елизаров. - М., 1991.ПредисловиеИздание представляет собой рекомендации практического характера по созданию одной из возможных форм представления педагогического опыта - его анно­тации. Эта малая форма публикаций способна обеспечить оперативное знакомство с достижениями педагогической практики, которая совместно с научно-педагоги­ческой информацией составляет информационные ресурсы развития образования.Издание состоит из трех разделов. Задача первого - дать наиболее полное представление об аннотации педагогического опыта как малой форме публикаций: ис­ходных параметрах для ее характеристики, составе, требованиях к ней и некото­рым ее составляющим, основных стилевых чертах и характерных языковых сред­ствах, используемых при составлении аннотации педагогического опыта. Во вто­ром разделе дана классификация чаще всего используемых при ее составлении структурных компонентов: методов, форм и средств обучения; приемы, использу­емые в рамках определенного метода. Оба этих раздела направлены на осмысле­ние специфики и состава данного вида аннотации. Третий представляет собой го­товые речевые формулы - клише для создания аннотации педагогического опыта, размещенные по тематическим блокам, являющимся основными составляющими ее структуры, и примеры их употребления.Все разделы имеют отчетливо выраженную практическую направленность - в них представлен материал, который можно непосредственно использовать (приемы, методы, средства обучения и воспитания, клише для составления аннотации) либо применять в качестве ориентиров (состав аннотации, основные требования к изложению темы опыта, его сущности и т. д.) для составления аннотации педагогического опыта.Объем сведении в частях и разделах издания определяется их неразработанностью в практике применения, чем и определено выделение клише для составления аннотации в отдельную значительную по объему часть рекомендаций.Кроме того, задачей предлагаемого издания является определение основных понятий, необходимых для составления аннотации педагогического опыта, и представление по каждому из них краткой, лаконичной информации, позволяющей составителю аннотации четче ориентироваться в его сути.В определении понятий автор ссылается на ряд словарных статей; в отборе материала для классификации составляющих, определении соотношения обще-дидактических понятий (метод, прием, средство, форма обучения и воспитания) ориентируется на классику современной науки.Материал первой части пособия позволяет совершенствовать навык отбора материала педагогического опыта для его изложения в виде специальной аннота­ции, второй части - языкового оформления этого материала, а в целом - создания аннотации педагогического опыта как малой формы публикаций. 29Однако предполагается свободное варьирование составителем имеющимся материалом педагогического опыта, т.к. в рекомендациях предлагаются лишь ва­рианты выбора (состав аннотации; речевые клише; примеры их употребления; методы, приемы, средства, формы обучения и воспитания и т.д.). Нормируются только отдельные принципиально важные позиции: требования к формулировке темы педагогического опыта, его сущности, основные стилевые черты аннотации педагогического опыта, языковые средства ее составления.Издание призвано помочь составителю аннотации целесообразно построить ее текст, правильно отобрать языковые средства, наиболее точно и кратко донести сущность педагогического опыта до читателей.Лаконичное и наглядное изложение дает возможность легко усвоить располо­женный в определенной системе и последовательности материал.^ Специфика аннотации педагогического опытаАннотация (от лат. annotation - замечание) представляет собой краткую характеристику издания.В свою очередь аннотация педагогического опыта является краткой его характеристикой. Она включает изложение темы опыта, основной проблемы, решаемой его автором, даёт общее представление о содержании, достоинствах и результатах работы. В аннотации указывается новое в опыте работы педагога в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.При безусловной краткости (но не поверхностности) аннотация педагогического опыта должна давать читателям достаточно полное представление о том, решению какой проблемы посвящена работа автора опыта и какие результаты в ней получены, т.к. аннотация - первое сравнительно полное представление опыта читателям.^ Исходные параметры для характеристики аннотации педагогического опыта По преобладающему способу изложения - описание.По степени полноты изложения - краткая. По типу информации - основная. По характеру адресата - специальная литература. По группам видов публикаций - малые. По группе жанров - информативная литература.Задачи аннотации педагогического опыта: изложить сущность педагогического опыта;показать преимущества предлагаемого решения проблемы и его отличие от уже известных; дать представление об основных конструктивных элементах опыта.- помощь со стороны (кого) администрации, ученых, методистов, родителей учащихсяи др.- применение в работе научно-методический разработок (чего именно)методических пособий (что именно) (название),методических рекомендаций (что именно) (название)и т.п.- дополнительная подготовка педагога (для чего) (для работы на компьюте-ре в качестве пользователя; для работы по новой программе)Условия реализации идеи опыта: (что конкретно) (см. выше)^ Сведения о должностном лице (подразделении учреждения), обобщившем опыт. Форма обобщенияОпыт изучен и обобщен (кем)методистом (Ф.И.О.) (какого) отдела;(каким) отделом;Обобщение опыта осуществлялось под научно-методическим руководством (кого) (Ф.И.О.) Описан (в чем) - в публикации (название), (где опубликована); - в статье (название), (где опубликована)и т.п.Опыт работы освещен в публикациях (названия), (где опубликованы) Форма(ы) обобщения опыта: статья; методические рекомендации; методическая разработка; видеоуроки др. 6Основные требования к формулировке темы опыта:Отражение решаемой педагогом проблемы (основной идеи опыта) в форму-лировке темы опыта (достаточная информативность). Лаконичность. Чёткость. Доступность.Требования к изложению сущности опыта:объективность (определяется необходимостью удовлетворения общественнойпотребности); обоснованность;минимально необходимый объём сведений о системе работы педагога илихарактерных чертах его опыта; достаточность сведений для передачи основной идеи опыта;изложение отличительных особенностей опыта не по эффекту, а по призна­-кам;отражение связи между новой совокупностью признаков и положительнымэффектом, достигаемым при использовании опыта.Аннотация педагогического опыта представляет собой письменное высказы­вание научного стиля. Ведущей для него является функция сообщения. Аннота­ция педагогического опыта не только сообщает сведения, имеющие практическое значение, но и общие существенные признаки предмета сообщения, т.е. не только информирует о возможных средствах решения проблемы, но и объясняет (очень кратко, схематично), как этого можно достичь.Основные стилевые черты аннотации педагогического опыта: точность; лаконичность (сжатость);-логичность; -ясность; -однозначность; отвлечённость; информативная насыщенность.Характерными языковыми средствами, используемыми при её составлении, являются:- научная терминология (метод, приём, система, эксперимент, диагностика); научная фразеология (дифференцированный подход, проблемная ситуация,дидактический материал, структурно-логические схемы);отглагольные существительные (изучение, анализ, развитие, формирование,использование);абстрактная лексика (сущность, интерес, мышление, эффективность, идея,мотив); слова с обобщённым значением (учащийся, группа, урок).- (какая) (частнопредметная / коммуникативная / диалогическая / игровая / обучающая/ воспитательная) технология (чего) (саморазвивающего обу-чения; продвинутого уровня) (название) ;методика (чего) (обучения учащихся лингвистическому эксперименту);модель (чего) (учебного процесса), - система (чего) (воспитательной /учебной работы) (воспитательный) (какой) проект (чего) (развития школы; учебного курса)(название); (диагностический) (какой) пакет (чего) (диагностических средств; тес­тов; контрольных работ; вопросников и т.п.)и др. Новизна предлагаемой (чего)- методики - (в чем) (в использовании нетрадиционных методов / форм / приемов / организа­ции учебного процесса);- технологии -(в чем) • в ее концептуальных основах (в чем именно)руководящих идеях (чего) (самовыражения и самоактуализа­ции личности в образовательном процессе и др.),принципах (чего, что конкретно) (педагогики: связи теории с практикой; наглядности; природосообразности и др.);содержательном аспекте (в чем именно) (в ориентации на действен­-но-практическую сферу);процессуальных особенностях (в чем конкретно) (использованииследующих организационных форм образовательного процесса: де­-ловых и ролевых игр, тренингов, практикумов и др.);программно-методическом обеспечении (в чем конкретно) (наличииучебной программы, дидактических материалов, наглядных средствобучения: макетов, моделей, карт, чертежей, диаграмм и др.)Новизна авторской позиции заключается / проявляется (в чем) (см. выше) Новая (что) - методика (чего) (обучения учащихся литературному исследованию); - программа (чего) (факультативного курса "Жанры газетных публикаций")и т.п. предусматривает (что):учёт (чего) (личностных интересов и способностей учащихся);использование (чего) (педагогической / психологической науки);реализацию (чего) (идей индивидуализации и дифференциации обучения);- выполнение (чего) (требования стандартизации образования)и т.п.28 Преимущества новой (чего)модели (чего) (см. выше);методики (чего) (см. выше)и т.п.по сравнению с традиционной - (что именно):реализуется (что) (личностно ориентированный подход к обучению уча­-щихся);формируется(ются) (что, кто) (навыки исследовательской деятельности;личность школьника, способная к самоопределению и саморазвитию)и т.д. Автором опыта создана (какая) (оригинальная авторская) (что) - методика (чего) (см. выше);- система (чего) (управления школой)и т.п. Разработан(а)- оригинальный(ая) (что) • проект (чего) (программы факультативного курса "Художествен­но-изобразительные средства в поэтическом произведении"); • методика (чего) (см. выше) и т.п.- (новая, интересная) (что) • (какая) (ролевая) игра; • модель (чего) (школы)и т.д.Оригинальность разработки автора (в чем) (в использовании коллективных спо-собов обучения, основанных на диалогических сочетаниях; в обеспечении гармо-нии индивидуального и коллективного в воспитании личности)Опыт педагога отличает (что) - новизна- оригинальность и т.п.^ Условия применения опыта Важными условиями массового применения опыта являются (что): - соблюдение принципа (чего) (организации учебного процесса - программ-но-целевой ориентации / гибкости и изменчивости / диалогичности / ком-плексной соорганизации субъектов учебного процесса); - организация (чего) (дополнительной подготовки педагогов)и др.Для достижения прогнозируемого результата необходимы следующие условия (что именно): - дополнительная материально-техническая база (что конкретно) (про-граммные средства обучения);^ Основные требования к аннотации: 1) аннотация должна представлять собой полную замкнутую структурную единицу;2) в ней необходимо указывать лишь существенные признаки содержания работы,позволяющие выявить научное и практическое значение опыта, его новизну иотличие от других, близких к нему по тематике и целевому назначению.Составление аннотации педагогического опыта представляет собой после-довательный процесс: анализ первичных материалов опыта; извлечение из них необходимых сведений;переработка материалов; создание вторичного документа - аннотации.Состав аннотации педагогического опыта1. Данные об авторе опыта:Ф.И.О.; категория педагогических работников, к которой он относится; место работы. Тема опыта. Предмет (объект) изложения, его основные характеристики:а) Основное ядро темы - сущность (основная идея) опыта: система работыпедагога или характерные черты опыта.б) Научная обоснованность опыта (теоретические основы).в) Аспекты освещения темы (решения проблемы): методы обучения (воспитания); приёмы обучения (воспитания); средства обучения (воспитания); организационные формы обучения (воспитания); алгоритм действий в решении проблемы (реализации идеи опыта); основные элементы содержания обучения (воспитания);г) Отличительные черты опыта по сравнению с родственными по тематике ицелевому назначению - данные о новизне опыта: новая методика; новая технология; новая концепция; конкретные рекомендации практического характера; новое в содержании образования (воспитания) и т.п.д) Возможности (условия) применения предложенного опыта.е) Эффект при его использовании (результативность, влияние применяемойсистемы (особенностей) работы педагога на развитие личности учащихся.4. Сведения о должностном лице (подразделении учреждения), обобщившем опыт;форма обобщения.Тема - это предмет речи, то о чём говорится в аннотации, проблема, которую необходимо раскрыть в ней.Тема представляет собой свёрнутое содержание, которое должно быть развёр­нуто в полный связный текст. 26заключается (в чем) (в создании разноуровневой программы изучения курса"Математика " в 7 классе);обеспечение (чего) (уровневой дифференциации изучения курса "Химия" в9 классе)Предложенная система (чего) - помогает учащимся (что делать); развивать (что) (устную речь);формировать (что) (коммуникативные умения / навыки)и пр.;- способствует (чему) (активизации познавательных интересов учащихся)Развитию учащихся способствует (что) (проблемно-поисковый характер обучения; комфортная, доверительная обстановка в классе)Используемые (что) (методы / приемы / формы обучения) влияют (на что) (на развитие творческих / индивидуальных способностей учащихся)Применяемые (что) сказываются (на чем) (см. выше)Учащиеся демонстрируют (что) (устойчивый интерес к учению; прочные зна-ния; познавательную активность)Автором опыта обеспечивается (что) - вооружение школьников (чем)(какими) (прочными) знаниями (чего) (интегративного характера),приемами (чего) (поисковой деятельности), • навыками (чего) (выбора рациональных приемов выполнения учебныхдействий; гибкого их использования по собственной инициативе), и др.- вовлечение их (во что);в (активную мыслительную) деятельность (по чему) (по решениюучебных проблем),в процесс (чего) (проектирования собственной деятельности; ееанализа и оценки) и т.д.- формирование у учащихся (чего)умений (чего) (генерирования идей; синтезирования информации),(какого) (творческого / осознанного /мотивированного) подхода (кчему) (к изучению английского языка),(каких) (творческих) способностей (кого) (учащихся)Педагог развивает / воспитывает (что) (интеллектуальные способности школь­ников; их коммуникативную культуру) Педагог учит (чему) (см. выше)^ Новизна опыта Педагогом(ами) создан(а) авторский(ая) (что)концепция (чего) (учебного курса) (название);программа (чего) (развития школы; учебного курса) (название);^ Классификация методов, форм, средствобучения и воспитания - структурныхкомпонентов аннотации педагогического опытакак описание отдельных элементов системыработы его автораМетод (греч. methodos ~ путь) - способ достижения определённых результа­тов в познании и практике.^ Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагогов и уча­щихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).^ Классификация методов обучения в педагогике: По источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы).По дидактическим целям (методы изучения теоретических знаний; формирова-ния умений и навыков; осмысления, углубления и обобщения знаний; контроля икоррекции).По логической основе (методы индуктивные, дедуктивные, индуктивно-дедук-тивные, аналитические, синтетические).По уровню познавательной активности и самостоятельности слушателей (реп-родуктивные, эвристические, исследовательские методы).^ Классификация методов обучения (Бабанский Ю.К) № п/п Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения 1 2 3 4 1. Методы стимулирования и мотивации учения. 1.1. Методы формирования интереса к учению.1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении. Познавательные игры, учебные дискуссии, анализ конкретных ситуаций и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. 2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций. 2.1. Перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации посредством чувств): а) словесные методы; б) наглядные методы;в) аудиовизуальные методы; Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов. 25 1 2 3 4 г) практические методы Методы упражнений, проведения опытов и др. 2.2. логические методы Индуктивные, дедуктивные, (организация и осуществление аналитические, синтетические мыслительных операции). методы, метод аналогий и др. 2.3. Гностические методы а) Проблемно-поисковые методы: (организация и - проблемное изложение, осуществление - проблемная беседа, мыслительных операций). - эвристический метод, - исследовательский метод и др. б) Репродуктивные методы: - инструктаж, - иллюстрирование, - объяснение, - практическая тренировка и др. 2.4, Методы Самостоятельная работа с самоуправления книгой, с приборами, объектами учебными действиями. труда и др. 3. Методы 3.1. Методы контроля. Методы устного контроля, контроля и письменного контроля, самоконтроля. лабораторного контроля, програм- мированного контроля и др. Методы самоконтроля. Приём в приемлемых в методике значениях этого слова (Ожегов С.И.): отдельное действие; способ в осуществлении чего-нибудь.В педагогической литературе в большинстве случаев считают приём состав­ной частью метода.^ Приёмы обучения (Львов М.Р.) — составные части методов, конкретные дей­ствия учителя и учащихся, подчинённые общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.^ Соответствие приёмов и методов обучения (В основе - Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. - М., 1985). № п/п Методы обучения Приёмы обучения 1 2 3 1. Проблемно-поисковые методы а) Создание проблемных ситуаций - постановка: - проблемных вопросов; - проблемных задач; - проблемных опытов и др. б) Формирование учебных гипотез по разрешению учебных ситуаций - высказывание предположений о: - причинах явлений; - связях между понятиями, величинами и др. ^ Результативность - влияния применяемой системы (особенностей) работы педагога на развитие личностиучащихся(Что) (система работы педагога) способствует (чему) (созданию устойчивой мотивации учения школьников; расширению их кругозора; воспитанию бережно-го отношения к окружающей среде / формированию экологической культуры)(Что) (работа учителя) направленна (на что) (на активизацию мыслитель-ной деятельности учащихся в процессе решения исследовательских задач)(Что) (работа автора опыта) содействует (чему) - развитию (чего); (познавательной) активности учащихся;самостоятельности (кого, чего) (школьников; мышления учащихся)и т.д.- формированию (чего) (см. ниже)умений (что делать / чего),навыков (что делать / чего)На основе (чего) (применения различных форм работы: ролевых игр, дискус-сий и т. п.) обеспечивается повышение результативности обучения учащихся (чему) (диалогической речи)Учащиеся овладевают (чем) (навыками решения проблем в процессе самосто-ятельного рассуждения, дискуссии, "мозгового штурма" и т.п.)О результативности работы учителя свидетельствуют показатели (чего) (олим-пиад / контрольных работ / тестов / конкурсов / смотров / турниров / сочинений учащихся) и т.п.Целенаправленная работа педагога дала положительные результаты, в частно-сти: (что) (высокий уровень самостоятельности учащихся; их самоопределение в деятельности)Основным результатом использования опыта является (что) (совершенство-вание математических умений и навыков школьников; их интерес к математике как науке)Результаты работы педагога (что конкретно):умения учащихся (что делать) (анализировать и обобщать языковой ма-териал; оперировать лингвистической терминологией);активизация (чего) (познавательной деятельности учащихся); - интерес (к чему) (к изучению учебного предмета, например, русского языка);- развитие (чего) (языкового чутья; лингвистического мышления учащихся)и т.д.Положительно сказывается на качестве знаний / уровне воспитанности уча-щихся (что) (личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку) Ценность опыта —составляет (что) (практическое решение педагогической проблемы (ука-занной в теме опыта)); 24 • моделей (чего) (личности выпускника; идеальной личности - "Я- идеального'' и т.д.Основными компонентами содержания (чего) (экологического воспитания) в системе работы педагога являются (что):знания / информация (что именно) (основные положения и законы эколо­-гии; экология личности; экологизация школы и окружающей среды) ;опыт репродуктивной деятельности - умения и навыки (чего)самообразования (что конкретно) (отбора и анализа литера туры;обобщения информации и др.),организации собственной жизнедеятельности (что конкретно) (бе­-зопасного поведения; правильного питания; предотвращения пере­утомления; профилактики заболеваний: закаливание, прогулки насвежем воздухе и т. д.)и др.; - опыт творческой деятельности (что именно): • способы деятельности (что именно):способы создания знаний (что конкретно) (формулирование собственной точки зрения и др.),способы использования знаний (что конкретно) (доказатель­ство собственной точки зрения и др.) и т.д., • умения творческого самоопределения и саморазвития (что конкрет­-но) (самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции в определен­ной сфере деятельности, например, природоохранительной / эсте­тической), • постановка целей и разработка новых (игровых) проектов в различ­-ных областях человеческой практики (что конкретно) (проектапрограммы экологического образования начала XXI века /экологиза­-ции школы и окружающей среды); - опыт общественных и личностных / эмоционально ценностных отношений (что именно) (рассмотрение социальных / природных /литературных / географических явлений, например, глобальных проблем человечества -экологических катастроф, с личностно-значимой, нравственно-оценочной позиции, например: жизненных проблем отдельных людей с точки зрения общечеловеческих ценностей; гармонизации отношений человека с други­ми индивидами, обществом, материальным миром) 2. 3. 4. 5. 6.Репродуктив ные методы обучения Логические методы обучения Методсамостоятель-ной работы учащихсяМетод беседыМетоды иллюстрации 7.Методы демонстрациив) Доказательство учебных гипотез на основе: сравнений; логических рассуждений; проведения учебно-исследовательских опытов и др.г) Формулирование новых учебных выводов, обобщений и др. Передача учителем и запоминание учениками учебной информации: - по ассоциации; -путём заучивания, повторения и воспроизведения учебногоматерила и др. Логические приёмы:выделение главного, существенного в изученном материале; классификация; установление аналогии;обобщение;-систематизация; доказательство; конкретизация;сравнение и др. Инструктирование о задачах и порядке выполнения задания, о наиболее распространённых приёмах деятельности самих учеников: применение алгоритмов решения определённых типов задач; составление: плана; тезисов;конспекта и др. Приёмы ведения беседы: постановка вопросов в определённой логическойпоследовательности; постановка наводящих вопросов; коррекция ошибочных ответов;формулирование выводов, обобщений, резюме и др. Показ плоскостных средств обучения:плакатов;карт;чертежей;схем;картин;таблиц;графиков и др. Демонстрация объёмных средств обучения: приборов; оборудования; естественных натуральных объектов;технических демонстрационных средств (кинофильмы,диафильмы) и др. 10 23 8. Метод учебнойдискуссии Постановка проблемных вопросов. Обсуждение различных точек зрения о предмете дискуссии.Выработка общей позиции по обсуждаемому вопросу и др. 9. Методы самоконтроля Составление краткого плана текста учебника. Пересказ главных мыслей текста по плану. Работа с контрольными вопросами учебника. Составление плана ответа в виде контрольных вопросов потекстуи др. 10. Методы поощрения и порицания и т. д. а) Поощрение: отметкой;специальный подбор заданий для создания ситуации учебногоуспеха; привлечение учеников в качестве: консультантов;помощников учителяи др. б) Порицание: устные замечания на уроках; запись в рабочей тетради;указание на ошибки с требованием дополнительной работы надих исправлениеми др. Форма (приводится одно из приемлемых в педагогике значений из словаря рус­ского языка Ожегова С.И.) - это вид, тип, устройство, структура, внешнее выраже­ние чего-нибудь, обусловленное определённым содержанием (формы работы).^ Форма обучения (организационная форма учебного занятия) зависит от ме­тода, лежащего в основе его организации.Выделяют следующие организационные формы обучения школьников: Урок; учебно-производственная практика; консультация; лекция; практикум; лабораторная работа; дискуссия; деловая игра; игровое проектирование; экскурсия; контрольная работа;-самостоятельная дом. работа (выполнение домашнего задания)и д.р сбор и систематизация материала; беседа по вопросам типа: "О чем и почему вы хотите рассказать?", "Когдаи где происходили события? " и т.п.; - составление плана сочинения; написание сочинения Структура деятельности учащихся следующая (что конкретно) (см. выше)^ Основные элементы содержания образования (воспитания)Основные компоненты содержания (чего) (какого) курса (название) (интегративного /факультативного /учебного!" Физика")\(какого) раздела (название) ("Механика");- (какого) воспитания (нравственного / патриотического / семейного)и т.д.(и что конкретно) (названия разделов авторской программы интегрированного курса "История в художественной литературе": "Исторические события как объект отражения в художественной литературе"; "Исторический фон литературных про­изведений"; "Исторические и литературные герои" и т.д. / факультативного курса "Жанры журналистики": "Репортаж"; "Интервью"; "Очерк"; "Фельетон" и т.д.)В содержании обучения (чему) (жанрам журналистики) I воспитания (чего) (патриотизма) выделяются следующие элементы (что конкретно) (см. выше)На основании (чего) (образовательных стандартов; концепции литератур­ного образования) осуществлен отбор основного содержания обучения / воспита­ния: (что именно) (см. выше)В круг основных знаний включаются: (что конкретно) (см. выше)Рассматриваются наиболее важные вопросы (чего) (охраны внешней среды)Предусматривается введение (какой) (природоохранительной) информации (о чем) (об охране внешней среды)Обновление содержания (чего) в следующих направлениях: (что конкретно) (см. выше)Предлагаемое содержание (чего9 что именно) (см. выше) призвано обеспе­чить личность (чем):знаниями (чего);(какими) умениями и навыками (чего) (интеллектуальными) (что конкретно), • (построения гипотез), (трудовыми) (что конкретно), • сотрудничества и работы в группе) (организационными) (что конкретно) • (оценки своих знаний) - опытом творческой деятельности по разработке (чего)планов (чего) (выставки; самопрезентации),проектов (чего) (саморазвития / самосовершенствования личностиучащегося; программы вечера / конкурса)22 - реализации (чего) (мыслительной активности /творческих способностей/рефлексивных возможностей / возможностей ситуационной адаптациии постоянного взаимодействия участников учебного процесса) и т.д.Автор опыта выделяет предпочтительные организационные формы обучения (чему и что конкретно) (диалогической речи: дискуссия, тренинг, ролевая игра и др.) Используются(ется), (что): - элементы (чего) (дискуссии, практикума и т.п.) - система (чего) (учебно-производственных экскурсий, ролевых игр и т.д.)Учителем постоянно используются (какие) формы (чего, что конкретно) (ди­-алогическая / дискуссионная формы проведения занятий; субъект-субъектныеформы учебного взаимодействия: общение-диалог, игровое мыследействие, реф­-лексия, смыслотворчество)^ Алгоритм действий в решении проблемыУчащимся предлагается (что) - алгоритм / последовательность (чего) (смысловой обработки содержаниятекстов; решения задач)Решение проблемы обеспечивается (чем, с помощью чего) (продуманно стро­гим порядком действий участников учебного процесса)Автором опыта предлагается следующая последовательность (в чем)в решении (чего) (проблемы)',в выполнении (чего) (предлагаемого вида работы); - в реализации (чего) (выдвинутой идеи)и др.(что именно) (см. ниже) Предлагается алгоритм (чего)обучения (чему) (сжатому пересказу текста);создания (чего) (монологического высказывания);решения (чего) (исследовательских задач);написания (чего) (сочинения-рассуждения; тезисов выступлений)и т.д.(что именно) (см. ниже)Этапы организации работы (по чему, что конкретно) (по обучению написа­нию сочинения-рассказа): - воспроизведение композиционной схемы рассказа; — выявление назначения и содержания каждого ее элемента;- чтение и анализ художественных текстов-рассказов; — выявление элементов их композиции; - лексико-семантическая работа; — формулирование основной мысли сочинения; - выбор темы; — ее анализ; 11Формы внеклассной работы по предмету: неделя;декада; месячник; конкурс; выставка; конференция; дискуссия;диспут и др.Формы воспитательной работы: клубы (объединения, центры) по интересам; кружки; детские общественные организации; вечер; ролевая игра; деловая игра;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.