Реферат по предмету "Разное"


«Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося»

«Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося» Сергеева Елена Вячеславовна,заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения центра дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск Современные процессы глобализации инициировали обсуждение проблем форми­рования единого культурного, информационного, образовательного пространства, единого мирового сообщества, при этом «глобальное» стремление нивелировать все прежние культурные традиции обнажило ряд противоречий в понимании культурных феноменов на различных уровнях их системной организации; между глобальными и локальными формами культуры, «своим» и «чужим» в диалоге культур, техническими и гуманитарными ее аспектами и др. В этих условиях повышается значимость воспи­тания личности новой формации - гражданина мира, готового к транснациональной коммуникативности и межкультурному диалогу. Встает вопрос о целостности образования в единстве с ценностями и моделями поликультурного образования и воспитания. И мы думаем, что учреждения дополнительного образования призваны решать проблему создания поликультурного пространства с целью формирования и развития у учащихся представлений о много­образии культур в мире и своей стране, воспитания у них позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков гуманного, продук­тивного взаимодействия с носителями других культур. Так как в учреждении дополнительного образования детей, во-первых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к по­знанию и творчеству, укреплению здоровья, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры; во-вторых, учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции; в-третьих, основой реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа; в-четвертых, организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми; в-пятых, создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей; в-шестых, проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы. В современной экономической ситуации к человеку, предлагающему свои способности на рынке труда, предъявляются высокие требования: быть знающим, уметь использовать свои знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использованию, уметь быстро и качественно восполнять пробелы в своих знаниях. Современный человек должен обладать навыками самообразования, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В результате этого возросло значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, развивать у них мотивацию к познанию. В таких социальных условиях серьезные требования предъявляются и к организации воспитательного процесса в системе дополнительного образования, необходимости разработки и внедрения в практику педагогической деятельности новых форм, методов и технологий. В педагогической литературе в последнее время большое внимание уделяется таким формам организации социального партнерства образовательного учреждения как: организация управляющих советов; организация попечительских советов; социальное взаимодействие внутри образовательного учреждения; взаимодействие с родителями и семьей в целом.И довольно мало уделяется внимания организации социального партнерства с другими социальными институтами, которые находятся вне образовательного учреждения. Таким образом, поликультурное пространство учреждения дополнительного образования выстраивается на основе организации социального партнерства с различными учреждениями. Преимуществом учреждения дополнительного образования в данном направлении является: а) Всеобщность и доступность, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в сферу деятельности учреждений - участников сетевого пространства. б) Признание права детей на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм деятельности. в) Единство и целостность деятельности. г) Систематичность и целенаправленность в организации детского досуга. Осуществляют деятельность по организации досуга в выходные ибудни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы. д) Преемственность в организации деятельности детей и подростков. Происходит активизация деятельности родителей, всех взрослых напередачу детям социального знания и опыта. е) Позволяет развиваться индивидуальности каждого ребенка. ж) Творческое сотрудничество детей, педагогов, родителей и других представителей общественности. з) Дифференциация процесса обучения и воспитания. Рассмотрим систему организации социального партнерства на примере муниципального образовательного учреждения центр дополнительного образования детей «Радуга» (МОУ ЦДОД «Радуга») в рамках городского поселения Новоаганск, в состав которого входят национальное село Варьеган и поселок городского типа Новоаганск. МОУ ЦДОД «Радуга» начал свое существование 14 февраля 1988 года, как Новоаганский подростковый клуб, в котором изначально функционировало 6 кружков. В январе 1993 года клуб был поставлен на баланс РОНО и переименован в районный центр внешкольной работы, а в 1995 году в соответствии с законом «Об образовании» переименован в Районный центр дополнительного образования «Радуга», т.е. получил статус образовательного учреждения. В настоящее время центр дополнительного образования детей «Радуга» является необходимым, незаменимым звеном в цепи образовательных учреждений пгт. Новоаганск и района. Особенность педагогики нашего Центра заключается в том, что в своей основе она является социально-педагогической. Учреждение открыто для всех детей и подростков и это значит, что в детских объединениях Центра могут заниматься все желающие. За двадцать лет существования центра педагогическим коллективом была создана сеть социального партнерства учреждения дополнительного образования с другими социальными институтами, которые находятся на территории гп. Новоаганск, для объединения всех ресурсов социума в интересах ребенка, ради ребенка, его развития и социального определения. Цель педагогического коллектива по организации сети социального партнерства заключается в создании единой воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов детей в свободное от школы время и формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях. В учебном плане учреждения отводятся часы для изучения татарского и башкирского языков, фольклора народа ханты, росписи по дереву, истории художественной культуры, изучению английского языка, театрального искусства, декоративно-прикладного искусства народов населяющих территорию России.Под руководством Нагимы Барыевны в 2000-2001 году в центре «Радуга» впервые было создано творческое объединение «Страноведение с изучением башкирского и татарского языков», в котором реализуется программа «Анна теле». В состав творческого объединения входят разновозрастные дети татарской, башкирской, казахской национальностей.Программа помогает каждому ребёнку, желающему изучить свой родной язык, войти в мир башкирского и татарского языков, обогащает его не только ещё одним языком, но и ещё одной культурой, ещё одной душой. Знание родного языка в будущем поможет ребёнку легко понимать и общаться с представителями многих тюркоязычных народов, таких, как казахи, азербайджанцы, узбеки. С помощью этой программы ребёнок усваивает наиболее часто употребляемые слова и выражения разговорной речи своего родного языка, его грамматические основы, ближе знакомится с культурой, историей башкирского и татарского народов. Деятельность объединения протекает в особом культурном пространстве, которое создается предметами декоративно - прикладного искусства, фольклорными песнями и народными танцами.Обучающиеся творческого объединения являются активными участниками татаро-башкирского ансамбля «Дуслык» при ДК «Геолог» пгт. Новоаганск. Как правило, учреждения дополнительного образования посещают дети разного возраста: дошкольники, младшие школьники, а так же учащиеся среднего и старшего уровня образовательной школы и поэтому в детском коллективе складываются разновозрастные социальные группы. В связи с этим возникает потребность выявления различных представлений и возможностей учреждений - участников по построению социокультурного пространства. С этой целью учреждение заключило договора об организации совместной деятельности со всеми социальными институтами, входящими в сеть. Программирование совместной деятельности, воспитательного пространства осуществляется на основе программы развития учреждения «Радуга творчества и талантов». Например, для воспитанников дошкольных образовательных учреждений (4 детских сада на территории гп.Новоаганск) мы планируем проведение таких мероприятий: экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства; экскурсии в живой уголок центра; знакомство с культурой народов мира через познавательные мероприятия; проведение мастер-классов; театральное творчество – выступление обучающихся с театральными представлениями; литературные занятия в рамках реализации программы «Разноцветное чтение» по привлечению детей дошкольного возраста в библиотеку; участие воспитанников дошкольных учреждений в мероприятиях учреждения и т.д. Центр дополнительного образования активно взаимодействует с учреждениями культуры:ДК «Геолог» (Открытие снежного городка, «Госпожа широкая Масленица», праздничная программа, посвященная 61-годовщине Победы в ВОВ, фестиваль национального творчества, фестиваль детского творчества);Библиотеки городского поселения (развлекательные и познавательные викторины и конкурсы, литературные часы);Этнографический музей с. Варьеган (проведение интегрированных занятий, мероприятий, экскурсии);ДШИ (совместные концертные программы);Управление по культуре и кино Нижневартовского района (районный фестиваль «Мое сердце – Нижневартовский район»). Одним из направлений деятельности Центра дополнительного образования детей «Радуга» является гражданско-патриотическое, поэтому в поддержку реализации данного направления проводится традиционная работа совместно с такими учреждениями социальной защиты населения, как:Стационарное отделение учреждения социального обслуживания ХМАО-Югра КЦСОН «Доверие» (организация концертных программ, праздничных представлений); Детский дом «Родничок» (игровые, конкурсные программы для воспитанников, организация семинаров-практикумов для воспитателей). Работа гражданско-патриотического содержания проводится и с молодежным центром «Перекресток» (деловая игра «Перекресток мнений», День защиты детей, День молодежи, совместные конкурсные программы). Еще одним значимым направлением работы Центра является туристско-краеведческая деятельность. В последние годы была проведена огромная работа по организации и проведению экскурсий, походов по окрестной местности, параллельно с этим проводились учебно-тренировочные занятия и походы. Успешно проводится работа по эколого-биологическому направлению. В феврале 2006 года начало свою деятельность школьное лесничество «Друзья природы», программа которого разработана совместно с Новоаганским лесничеством Мегионского лесхоза. Занятия в данном объединении организованы с целью содействия экологического воспитания, решению проблем трудозанятости, профилактике правонарушений. Практические занятия проводятся как в Центре «Радуга», так и на территории лесничества, теплиц и питомника. Немаловажным фактором формирования экологической культуры детей и подростков является работа живого уголка на базе центра «Радуга», где можно не только поухаживать за животными и растениями, но и узнать много нового о жизни и существовании братьев наших меньших. Ребята нашего Центра ежегодно участвуют в экологических акциях районного масштаба: «Спасти и сохранить», «Марш парков». Реализуя блок «Здоровье», мы сотрудничаем:ДЮСШ «Олимп» (участие в открытие физкультурно-оздоровительного комплекса, совместные спортивные соревнования, различные состязания);Открытие районной лыжной спартакиады;МУ «Районная больница» (новогоднее представление для детей медработников, День медицинского работника). МОУ ЦДОД «Радуга» выступает как социальный партнер с такими учреждениями как:Администрация городского поселения Новоаганск (День поселка, инаугурация главы администрации городского поселения, День водителя; Администрация проводит финансирование различных мероприятий и праздников);ОАО МПК «АНГГ» (организация совместных выставок, конкурсов, изготовление елочных игрушек для новогодней елки на площади АНГГ);МУП АМЖКУ (участие в оформлении городского поселения к Новому году, проведение субботников, работа по озеленению поселка). Результатом деятельности учреждения стало участие обучающихся и педагогов центра в конкурсах, фестивалях районного, окружного, всероссийского и международного уровней. ^ Сравнительный показатель участия муниципального образовательного учреждения центр дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск в конкурсах, фестивалях различного уровня2003-2007 гг. № ^ Учебный год Международный уровень Всероссийский уровень Окружной уровень Муниципальный уровень Городской уровень Поселковый уровень 1 2003-2004 1 - - 4 - 1 2 2004-2005 - - 6 10 - 5 3 2005-2006 1 3 5 14 1 4 4 2006-2007 1 6 6 14 3 6 ИТОГО: 3 9 16 42 4 16 Работы обучающихся не остаются незамеченными членами жюри конкурсов, о чем свидетельствуют дипломы победителей. ^ Сравнительный показатель результативности участиямуниципального образовательного учреждения центра дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск в конкурсах, фестивалях различного уровня 2003-2007 гг. № ^ Учебный год Международный уровень Всероссийский уровень Окружной уровень Муниципальный уровень Городской уровень Поселковый уровень 1 2003-2004 - - - 1 место – 52 место – 133 место – 14поощрит. приз – 5000 руб. - 1 место – 12 место – 1, 2 спец. приза 2 2004-2005 - - 1 место- 1, диплом, почетная грамота за активное участие 1 место – 122 место – 14 3 место – 9 , поощрительный приз, свидетельство участника - 57 поощрительных призов, 1 место – 32 место – 4 3 место - 2 3 2005-2006 - Почетная грамота, благодарственное письмо за участи 1 место - 1 1 место – 252 место – 203 место – 15, диплом, почетная грамота за участие, поощрительный приз 4000 руб. - 1 место – 32 место – 1, 2 поощрительных приза по 1000 руб. 4 2006-2007 Диплом за участие, 6 медалей 1 место – 13 место – 1диплом участника, 2 благодарственных письма, сертификат приза 2 место -1, 2 диплома участника 1 место – 262 место – 173 место – 12, Грант, премия главы Нижневартовскогорайона, диплом за участие 2 место – 13 место – 1, 3 диплома участника 1 место – 22 место – 3 3 место – 2 В 2007-2008 учебном году обучающиеся и педагоги стали победителями: 1 место – окружной конкурс «Читаем и рисуем» в рамках года русского языка. 2 место – окружной конкурс модельеров и дизайнеров «Золотой наперсток» в номинации студенты и учащиеся. 1 место – 2, 2 место – 3, 3 место – 5 районный фестиваль детского и юношеского художественного творчества «Творим красоту». Диплом лауреата всероссийского детского Пушкинского конкурса «Пока в России Пушкин длится…» 3 место – I всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы», сертификат приза, 2 благодарственных письма.Особое внимание в Центре уделяется информационному обеспечению, продолжается работа со средствами массовой информации Нижневартовского района по освещению значимых событий в жизни Центра. На страницах районной газеты «Новости Приобья» систематически публикуются статьи о работе учреждения. № ^ Учебный год Кол-во статей 1 2003-2004 8 2 2004-2005 8 3 2005-2006 13 4 2006-2007 20 5 Сентябрь-март 2007-2008 25 В 2008 году о работе центра печатаются статьи в журналах:«Дополнительное образование и воспитание»;«Внешкольник»;«Образование Югры». Также мероприятия, которые проходят в центре освещают корреспонденты «ТНР»: № ^ Учебный год Кол-во репортажей 1 2005-2006 6 2 2006-2007 8 3 Сентябрь-март 2007-2008 8 В организации воспитательной деятельности детей и подростков педагогический коллектив учреждения, а так же все участники социального партнерства, созданного на данной территории, большое внимание уделяют проведению совместных мероприятий, направленных на развитие личности детей, их дальнейшую социализацию. Традиционным стало проведение таких совместных мероприятий: поселковая выставка декоративно-прикладного искусства «Поселок мастеров»; поселковая научно-практическая конференция учащихся образовательных учреждений; поселковая выставка «Мастерская Деда Мороза»; поселковый конкурс компьютерных презентаций «Мир глазами детей»; поселковый конкурс детской и молодежной моды «Ее величество мода»; районный фестиваль детского творчества «Радуга»; районная выставка декоративно-прикладного искусства «Таланты таежного края». Центр является и методическим базой для образовательных учреждений Нижневартовского района. С целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, педагогам образовательных учреждений, в учреждении ежегодно проводятся семинары-практикумы, мастер-классы по различным направлениям деятельности. Педагогический коллектив МОУ ЦДОД «Радуга» принимает активное участие в Приоритетном национальном проекте «Образование». В 2006-2007 учебном году учреждение получило Грант главы района в номинации «Лучшее образовательное учреждение в сфере информационных технологий», а директор учреждения Рита Насибулловна Баширова признана «Лучшим руководителем образовательного учреждения». Участие в ПНП «Образование» позволило учреждению организовать совместную работу по научному сопровождению с Нижневартовским государственным гуманитарным университетом. В 2007 году МОУ ЦДОД «Радуга» заключило договор с к.п.н. доцентом, заведующей кафедрой декоративно-прикладного искусства Светланой Николаевной Кравченко. В рамках данного взаимодействия педагоги получают консультативную, методическую помощь по реализации образовательных программ дополнительного образования детей. В концепции модернизации образования сформулировано важное положение: образование не должно замыкаться исключительно в рамках образовательного ведомства. Поэтому, муниципальное образовательное учреждение центр дополнительного образования детей «Радуга» строит свою работу на основе построения поликультурного пространства через организацию социального партнерства и приглашает всех к сотрудничеству.Спасибо за внимание!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.