На правах рукописиОрешина Ирина Александровна«РОМАНЫ С КЛЮЧОМ» Т. Л. ПИКОКАСпециальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья (английская, немецкая, французская)АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наукСамара – 2011 Р абота выполнена на кафедре литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»^ Научный руководитель: доктор филологических наук, профессорЕрофеева Наталья ЕвгеньевнаОфициальные оппоненты: доктор филологических наук, профессорГринштейн Аркадий Львовичкандидат филологических наук, доцент^ Чечелева Вера НиколаевнаВедущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»Защита состоится 06 октября 2011 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67, ауд. 9.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжской государственной социально-гуманитарной академии по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67.Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Поволжской государственной социально-гуманитарной академии www.pgsga.ruАвтореферат разослан «___» сентября 2011 г.Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор Е. Б. Борисова^ Общая характеристика работы Томас Лав Пикок (T. L. Peacock, 1785 – 1866) занимает особую нишу в английской литературе конца XVIII – середины XIX веков как писатель, в творчестве которого достигает расцвета жанровая модификация «роман с ключом». Творческое наследие автора представлено лирическими стихотворениями и поэмами, сатирическими фарсами и балладами, критическими статьями и эссе об обществе, культуре и литературе («Эссе о модной литературе» (1818), «Четыре века поэзии» (1820) и др.), но более известен Пикок как автор романа «Аббатство кошмаров» (1818). Кроме того, ему принадлежат и такие романы, как «Хедлонг Холл» (1816), «Мелинкорт» (1817), «Девица Мэриан» (1818), «Страдания Элфина» (1829), «Замок Крочет» (1831), «Усадьба Грилла» (1860 – 1861). Творчество Т. Л. Пикока в зарубежном литературоведении представлено значительным числом работ, рассматривающих биографию писателя, его литературную деятельность. К творчеству Т. Л. Пикока обращались К. Доусон, Х. В. Миллз, Дж. Б. Пристли, Д. Хьювит, Х. Уокер, Ф. Т. Расселл, А. Поллард и др., которые акцентировали внимание на сатирической доминанте его произведений. Б. Барнс, М. Батлер, Ф. Р. Ливис, В. Ралей, Х. Н. Фэрчайлд, С. Х. Хэрфорд и др. указывали на философичность творчества писателя, нередко подмечая и сатирическое начало. Х. Миллз, Д. Б. Пристли и др. анализировали романы Т. Л. Пикока, отмечали их злободневность. Русского читателя знакомили с Т. Л. Пикоком как с одним из авторов «готического» романа, возможно, поэтому на сегодняшний день нет монографий, посвященных творчеству писателя. Однако произведения Т. Л. Пикока подробно рассматриваются Е. Ю. Гениевой. Т. Н. Потницева упоминает о нем в воспоминаниях о Шелли, а Н. А. Соловьева называет имя Т. Л. Пикока при разборе «готических» тенденций в английской литературе. Писатель постоянно привлекает внимание исследователей английской литературы конца XVIII – середины XIX вв., о чем свидетельствуют докторская диссертация А. А. Бельского (1969) и кандидатские диссертации М. Низамовой (1979), В. Н. Чечелевой (2008). Анализ научных источников показал, что до сих пор нет отдельного исследования «романа с ключом» как особой жанровой модификации, получившей развитие в творчестве Т. Л. Пикока и предопределившей открытия писателей в литературе XIX века (Дж. Мередит, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей и др.) и в большей степени XX века (А. Франс, Т. Манн, О. Хаксли, М. С. Спарк, Дж. Фаулз и др.). Требует уточнения периодизация творчества писателя, его философско-эстетические взгляды на общество, человека, литературу и их отражение в произведениях, и, конечно, выявление особенностей поэтики «романов с ключом» Т. Л. Пикока, что позволяет уточнить место писателя в историко-литературном процессе конца XVIII – середины XIX вв. Этим обусловлена актуальность представленной диссертации.^ Цель исследования – выявить художественное новаторство «романа с ключом» Т. Л. Пикока. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: – изучить творчество Т. Л. Пикока в контексте английского романа конца XVIII – первой половины XIX в.; – рассмотреть философско-эстетические взгляды Т. Л. Пикока и их отражение в «романе с ключом»; – дать анализ особенностей поэтики «романов с ключом» Т. Л. Пикока (на примере романов «Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров» и «Усадьба Грилла») (пародирование «готических» романов, «готические» маркеры, неомифологизм, двойственная роль автора-повествователя и др.). Актуальность и цель исследования определили выбор объекта и предмета исследования.^ Объект исследования – творчество Т. Л. Пикока.Предмет исследования – поэтика «романов с ключом» «Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла» в контексте английского романа рубежа XVIII – XIX веков.^ Материалы исследования. В диссертационном исследовании для анализа были выбраны три из семи романов писателя: «Хедлонг Холл» (первый роман Т. Л. Пикока), «Аббатство кошмаров» (вершинное произведение писателя) и «Усадьба Грилла» (последний законченный роман). Кроме того, к анализу привлекались ранние произведения Т. Л. Пикока. Такой подход к отбору материала основан на ключевых позициях разных периодов творчества автора, что позволяет выстроить анализ «романов с ключом» Т. Л. Пикока в эволюции с учетом развития философских и эстетических взглядов писателя. Материал исследования потребовал привлечения текстов других авторов (Лукреций, Данте, О. де Бальзак, П. Б. Шелли и др.). Таким образом, творчество Т. Л. Пикока рассматривается как целостная идейно-художественная система, а его произведения, в том числе романы «Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла», анализируются с учетом генетических и контактных связей с сочинениями писателей эпохи Просвещения и первой половины XIX столетия (от Д. Дефо до П. Б. Шелли), что позволяет говорить о перспективе развития английского романа после Т. Л. Пикока в творчестве Дж. Мередита, Ч. Диккенса, У. М. Теккерея и др.^ Методологической основой исследования стали работы по теории литературы, в частности, по вопросам поэтики художественной литературы – М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Т. Д. Венедиктовой, Н. Ф. Волкова, А. Б. Есина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Н. Т. Пахсарьян, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского, В. Е. Хализева и др.; о жанровой модификации «роман с ключом» – С. Сорокиной, В. С. Трофимовой, Л. Романчук и др.; по теории и истории английской литературы – Г. В. Аникина, Н. П. Михальской, Н. В. Будур, Н. Я. Дьяконовой, А. А. Елистратовой, Н. Е. Ерофеевой, О. А. Ивановой, В. В. Ивашевой, Н. А. Соловьевой, М. В. Урнова, Н. Р. Кейли, Н. Кросса, А. К. Меллора, Дж. Ховарда и др.; исследования, посвященные творчеству Т. Л. Пикока – А. А. Бельского, Е. Ю. Гениевой, М. Низамовой, В. Н. Чечелевой, Б. Барнса, М. Батлера, М. МакКей, Х. В. Миллза, Дж. Б. Пристли, А. М. Фримана и др. Исследование в целом построено на основе историко-теоретического подхода. Основной метод исследования – системный, включающий в себя элементы типологического.^ Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрено своеобразие художественного мира «романов с ключом» Т. Л. Пикока (пародирование «готических» романов, неомифологизм, двойственная позиция автора-повествователя в тексте, наличие причинно-следственных связей между явлениями и др.); проанализированы предметно-смысловые (реальные) и культурно-символические (литературные) «ключи» в творчестве писателя; «готические» элементы рассмотрены как маркеры, позволяющие расширить представление об эстетической программе писателя; в научный оборот вводится новый текстовый материал (стихотворение «Монахи св. Марка», поэмы «Пальмира», «Гений Темзы», роман «Хедлонг Холл»), анализ которого позволил углубить представления о творчестве Т. Л. Пикока.^ Теоретическая значимость работы. Уточнена периодизация творчества Т. Л. Пикока и его место в истории английской литературы. В работе дано определение «романа с ключом», определены этапы его развития, обоснованы художественные принципы «романа с ключом» как жанровой модификации в творчестве Т. Л. Пикока (неомифологизм, двойственность текста, закодированное отражение реальной действительности и известных личностей, которое может быть расшифровано при условии наличия «ключа» и др.).^ Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекционного курса по истории зарубежной литературы конца XVIII – XIX вв., прежде всего, по истории английской литературы, а также спецкурсов, посвященных развитию повествовательных жанров в литературе Нового времени, эволюции художественных направлений и стилей.^ Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в докладах на XIX, XXI, XXII Пуришевских чтениях (МПГУ, 2007, 2009, 2010), на итоговых научно-практических конференциях преподавателей ОГТИ (филиала) ГОУ ОГУ (2009, 2010), на Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования» (Орск, 2006), на Российской конференции «Педагогические основы филологического образования региона» (Орск, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции «Региональный аспект экспликации гуманитарного образования» (Санкт-Петербург, 2010), на Международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2009), а также на заседаниях методологического семинара кафедры литературы, теории и методики обучения литературе ОГТИ (филиала) ГОУ ОГУ.^ Положения, выносимые на защиту: 1. В английском романе XVIII – XIX вв. наблюдается тенденция к синтезу разных жанров. Среди новых форм особо отмечается «роман с ключом». Черты этой жанровой модификации проявились уже в романах Д. Дефо «Робинзон Крузо», «Роксана»; Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»; Г. Филдинга «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого», «История Тома Джонса, найденыша» и др. (двойственность текста романа, которая обусловлена сатирическим отношением авторов к описываемой действительности; совмещение фантастики и реальности с целью создания пародии на современную Англию; сжатость композиции при совмещении лирических, драматургических и прозаических начал; иносказательность и т.д.). Однако наиболее полно жанровая форма «роман с ключом» получила развитие в творчестве Т. Л. Пикока. 2. «Роман с ключом» – это интеллектуальный роман, в котором авторские взгляды на мир закодированы, вынесены в подтекст, и для правильного их понимания необходимо найти предметно-смысловые, культурно-символические или эмоционально-психологические «ключи». В творчестве Т. Л. Пикока наблюдается преобладание предметно-смысловых и культурно-символических ассоциативных образов, которые нередко соединяются в тексте повествования в единое целое, позволяя автору выразить свое отношение к современному социуму и его культуре, в том числе и литературе. Сложность выявления «ключей» к произведениям Т. Л. Пикока обусловлена многочисленными аллюзиями, пародированием, которые пронизаны авторской иронией. 3. Для «романа с ключом» характерны неомифологизм; условность сюжета, за которой скрывается современная действительность; зашифрованность известных деятелей в образах действующих лиц романа, которые легко «раскодировались» современниками писателя. В результате в центре «романа с ключом» оказывается принцип интеллектуализма, опирающийся на философское осмысление действительности, в том числе литературной, и философско-пародийное, нередко сатирическое, отображение этой действительности через аллюзии, ассоциации. Все романы Т. Л. Пикока написаны как «романы с ключом», но наиболее ярко черты данной жанровой модификации проявились в романе «Аббатство кошмаров». 4. Обращаясь к вопросам английского социального устройства, Т. Л. Пикок пишет о влиянии цивилизации на человека, поэтому в его романах среди центральных проблем – соотношение «дикого» и «цивилизованного» человека. Отсюда углубление философского начала на страницах романов и обращение к традициям Данте в развитии концепции мира через предметно-смысловой и одновременно культурно-символический образ «леса», который становится центральным в романе «Усадьба Грилла». 5. Критический взгляд на «готическую» литературу приводит Т. Л. Пикока к использованию «готических» элементов в «романах с ключом». Пародируя жанр «готического романа», писатель усложняет поэтику «романа с ключом», применяя многочисленные культурно-символические образы. Отношение к литературе «страха и ужаса» остается неизменным на всем протяжении творчества писателя, однако концентрация «готических» маркеров в «романах с ключом» различна. В первом романе «готические» предметно-смысловые ассоциации представлены в виде нескольких зарисовок. В «Аббатстве кошмаров» гиперболизация элементов «готики» усиливается, а в «Усадьбе Грилла» уже намечается постепенный отказ писателя от использования атрибутов атмосферы «ужасного».Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дается обоснование актуальности поставленной научной проблемы, определяется степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость исследования.^ Первая глава «Т. Л. Пикок и английский роман XVIII – XIX веков» посвящена анализу историко-литературного контекста эпохи, вычленению места Т. Л. Пикока в истории развития английского романа рубежа XVIII – первой половины XIX веков. Называются этапы развития жанровой модификации «роман с ключом», которая достигла расцвета в творчестве Т. Л. Пикока. Уточняются философско-эстетические взгляды писателя, этапы его творческого пути, анализируются предметно-смысловые и культурно-символические ассоциативные образы ранних произведений Т. Л. Пикока. В первом параграфе «Основные этапы развития «романа с ключом» рассматриваются основные тенденции развития английской литературы, отмечается, что в английской литературе XVIII – XIX вв. значительное место принадлежит роману. В этот период времени одновременно развиваются несколько жанровых модификаций романа – приключенческий, сатирический роман (творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, Г. Филдинга и др.), социальный, уголовный роман (Д. Дефо, Г. Филдинг, Э. Дж. Булвер-Литтон и др.), психологический, сентиментальный роман (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.), «готический» роман (А. Рэдклиф, Г. Уолпол, У. Бекфорд и др.) и т. д. Отличительной особенностью английской прозы данного этапа являются синтез разных жанровых традиций, пародирование, что находит яркое отражение в новой форме «романа с ключом». Черты данной жанровой модификации появляются, когда писатели начинают пытаться закодировать действительность и реальных исторических личностей за романными именами. Создаваемая таким способом сатирическая картина реальности постепенно усиливается за счет усложнения иносказательности, появляются предметно-смысловые, культурно-символические и эмоционально-психологические «ключи». Дальнейшее развитие «романа с ключом» связано с двойственным проявлением автора-повествователя, неомифологизмом романа, углублением реальных предметно-смысловых и культурно-символических «ключей», проникновением ирреальных «готических» маркеров в «роман с ключом» и т. д. «Роман с ключом» проходит в своем становлении ряд этапов: I этап – XVI – XVII вв. (во французской литературе данного периода кодированием отмечено творчество Ф. Рабле, Мадлен де Скюдери и др., а в английской – Дж. Беркли, Афры Бен); II этап – XVIII в. (творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, С. Ричардсона и др.); III этап – конец XVIII – первая половина XIX вв. (творчество Т. Л. Пикока). На рубеже XVIII – XIX вв. Т. Л. Пикок в большей степени развивает традиции, заложенные Д. Дефо, Дж. Свифтом и др., и, опираясь на них, создает «роман с ключом». Психологической зарисовкой характеров писатель чаще всего пренебрегает, поскольку для него важным является донесение до читателей своей позиции относительно уровня развития английского социума и его культуры. Эмоционально-психологические «ключи» Т. Л. Пикок использует редко (письма Марионетты Селестины О'Кэррол и Стеллы (Селинды) Гибель в романе «Аббатство кошмаров»), при этом они обретают у него предметно-смысловой оттенок и служат не столько средством изображения внутренних переживаний героев, сколько показывают их мировосприятие. «Готические» элементы Т. Л. Пикок использует в своих романах не в качестве предметно-смысловых «ключей», как это делали авторы романов «страха и ужаса», а придает им символический смысл. Последующие периоды развития романного жанра продолжат те традиции, которые были заложены Д. Дефо, Дж. Свифтом, Т. Л. Пикоком и др. в «романах с ключом» – отражение реальной действительности на страницах произведений и интеллектуализация литературы, о чем свидетельствует творчество Ч. Диккенса, У. М. Теккерея и др. в XIX в. и произведения А. Франса, Т. Манна, О. Хаксли и др. в XX столетии. Второй параграф «Философско-эстетические взгляды Т. Л. Пикока» посвящен анализу критических статей и эссе писателя («Четыре века поэзии», «Французские комические романы», «The Epicier» и др.). Идейную основу эстетики писателя составляют его взгляды на английское общество, реформирование политической системы, на «модные» явления литературы, прежде всего, на «готические» романы. В первую очередь Т. Л. Пикок рассматривает проблему литературного развития, при этом он указывает на прямую взаимосвязь уровня общественной эволюции и формирования человеческой культуры (статья «Четыре века поэзии»). Автор полагал, что современная литература, порожденная несовершенным социумом и его потребностями, не несет в себе ничего полезного (статья «Epicier» и «Эссе о модной литературе»), поэтому он высмеивает ее на страницах своих произведений. Т. Л. Пикок утверждает, что поэзия на современном этапе литературного развития не сможет донести до общественности идеи автора. Авторам и читателям стоит отдавать предпочтение романам, в которых комическое изображение, как в творчестве Ф. Рабле, Ф.-М. Вольтера и др., дает возможность понять философскую идею создателя текста (статья «Французские комические романы»). Т. Л. Пикок осмеивает художественные каноны романтизма. Его недовольство вызывал не романтизм как художественное направление в литературе, с которым он и сам был связан, но издержки этого движения, в первую очередь идеологические. Критику Пикока вызывает отрицание романтиками принципов просветительского рационализма. Он порицает их за то, что они порывают с традициями Просвещения, за преувеличение роли воображения, обращение к мистике и отрыв от реальной действительности. Критикуя современную литературу, Т. Л. Пикок в то же время предлагает свою программу творчества. При этом специально по эстетике он не написал ни одного труда, свои взгляды на литературу и искусство писатель изложил в статьях и эссе о французской литературе, об этапах развития общества и литературы, а также передал устами персонажей. Тем не менее, эти взгляды прозрачны, и можно утверждать, что Т. Л. Пикок считал, что именно писатели формируют общественное мнение, а для того, чтобы общественный взгляд был объективным, необходимо в произведениях отражать реальную действительность такой, какая она есть, без «готического» колорита и романтического отрыва от реальности и ухода в мир фантазии. По мнению писателя, когда все произведения будут соответствовать этому требованию, постепенно изменится мировоззрение людей, в настоящее время находящееся на «лавочном» уровне развития, сопоставимом с каменным веком в жизни человечества. Пока авторы идут на поводу у «первобытных» запросов публики, общество медленно движется в своем развитии и это грозит ему остановкой, даже деградацией. В целом Т. Л. Пикок заявляет о себе как сторонник искусства реалистического плана. Он пытается создавать романы с опорой на реальность, хотя не всегда доводит до логической стройности концепцию своих произведений и уходит в мир иронии, сквозь призму которого и оценивает современное общество и литературу, о чем свидетельствуют ранние произведения, «романы с ключом» «Аббатство кошмаров», «Хедлонг Холл», «Мелинкорт» и др. В третьем параграфе «Предметно-смысловые и культурно-символические «ключи» в ранних произведениях Т. Л. Пикока» уточняется периодизация творчества писателя, которая впервые была представлена в диссертационном исследовании М. Низамовой «Романы Т. Л. Пикока»1, выделяются следующие этапы творческого пути Т. Л. Пикока: I этап – 1800 – 1814 гг. – время создания лирических и драматических произведений, в которых намечаются такие тенденции его последующего творчества, как создание сатирического эффекта путем пародирования, использование предметно-смысловых и культурно-символических «ключей»; II этап – 1815 – 1831 гг. – период написания «романов с ключом» «Хедлонг Холл», «Мелинкорт», «Девица Мэриан», «Аббатство кошмаров», «Страдания Элфина», «Замок Крочет»; III этап – 1832 – 1862 гг. – период появления романа «Усадьба Грилла», который был написан значительно позднее всех остальных «романов с ключом» Т. Л. Пикока, в связи с чем, как и М. Низамова, выделили его в отдельный этап. Авторское ироническое отношение к описываемым явлениям действительности проявляется на всех этапах творчества писателя, его эстетическая позиция остается неизменной. Что касается формы произведений, то она от лирических и драматических на первом этапе сменяется романной в последующие периоды. При этом романный жанр в творчестве Т. Л. Пикока не только вбирает в себя стихотворное и диалогическое начала, но в нем синтезируются достижения предшествующих этапов развития литературы, вплетаются тексты других авторов, создается пародия на «готическую» литературу, в итоге роман строится при использовании предметно-смысловых и культурно-символических ассоциативных образов и обретает форму «романа с ключом». «Ключи» можно обнаружить уже в ранних произведениях Т. Л. Пикока. Анализ предметно-смысловых и культурно-символических «ключей» в ранних сочинениях Т. Л. Пикока показал, что все элементы художественного мира взяты из окружающей действительности или из довольно известных современникам автора литературных текстов, однако масштаб изображения изменяется, и акценты расставляются в соответствии с авторским замыслом. Предметно-смысловые ассоциативные образы ранних произведений (Пальмира, Темза) отражают отношение Т. Л. Пикока к современной английской действительности, а культурно-символические «ключи» (произведения Дж. Томпсона, Т. Грея, У. Вордсворта и др.) углубляют авторское восприятие реальности. Преображение реальности под влиянием мировосприятия, фантазии писателя, приводит к его сотворчеству с читателями, которые должны расшифровать созданные образы, имена персонажей, для того чтобы вычленить идею автора. Уже для раннего творчества Т. Л. Пикока характерен неомифологизм, который является одной из черт жанровой модификации «романа с ключом». В качестве мифа писатель использует не только английскую действительность (поэмы «Гений Темзы», «Философия меланхолии» и др.), но и древнюю мифологию (поэма «Рододафна»). Т. Л. Пикок в своем творчестве продолжает традиции Дж. Свифта, размещая социально значимое содержание, серьезное размышление над общественным устройством и развитием, под маской шутливого, игрового начала. Писатель сквозь призму иронии, сатиры и юмора создает литературные пародии. Однако на раннем этапе становления творческой манеры писателя говорить о литературной пародии в прямом смысле этого термина еще рано, хотя уже в драматических произведениях наблюдается высмеивание типичных для эпохи людских пороков через иронически созданные в комическом ключе образы героев пьес. Для зрелого периода творчества Т. Л. Пикока будет характерно создание литературных пародий («Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров» и др.). Под пером автора роман превращается в «роман с ключом», последующая же эволюция творческой манеры Т. Л. Пикока ведет его через постепенный отказ от «романа с ключом» к созданию романа, затрагивающего социально значимые, философские вопросы и стоящего у самых истоков реалистического направления. Во второй главе «Поэтика «романов с ключом» Т. Л. Пикока» анализируется художественный мир романов писателя. Отмечаются особенности поэтики «романов с ключом» Т. Л. Пикока «Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла» (неомифологизм, двойственная стратегия повествования, наличие предметно-смысловых и культурно-символических ассоциативных образов, использование «готических» элементов и т. д.). Первый параграф «Аббатство кошмаров» как «роман с ключом» показывает, что в названном романе Т. Л. Пикока жанровые признаки «романа с ключом» проявляются на всех уровнях организации текста. Для «roman a clef» характерен неомифологизм организации текста. Предметом авторского изображения становится реальная действительность конца XVIII – первой трети XIX вв. В роли мифа в «Аббатстве кошмаров» выступают быт и историко-культурная реальность. Современную действительность, известных людей писатель сводит в романе к размышлениям о судьбах английского общества. Автор не отказывается от причинно-следственных явлений в развитии сюжета, отсутствие которых является одной из черт жанра «роман с ключом». Т. Л. Пикок в своем творчестве исходил из требования верности природе, жизненной правде, стремился к критическому осмыслению явлений современной ему действительности. Высмеивая образ мышления, поведение своих героев, писатель приближает развитие психологической и, в еще большей степени, сатирической линий реализма XIX века. Реальный хронотоп в «романе с ключом» приобретает символический характер в силу того, что Т. Л. Пикок обращается на страницах произведения к привлечению культурного контекста. Это также приводит к тому, что текст обретает двойственную стратегию, а действие романа одновременно показывает реальность и авторский идеал, при этом действительность изображается на страницах «Аббатства кошмаров», а позиция Т. Л. Пикока кодируется. Кроме того, в «романе с ключом» наблюдается двойственность позиции повествователя. Он выступает одновременно и как повествователь, излагающий историю своих персонажей, и как автор, зашифровавший ироническую оценку литературных и общественных явлений в диалогах героев. В то же время Т. Л. Пикок выступает второстепенным участником бесед действующих лиц, озвучивающих его идеи, он не только является свидетелем описываемых событий, но и, наряду с этим, является участником действия. Однако его присутствие незримо, поскольку обусловлено лишь тем, что Т. Л. Пикок был хорошо знаком с теми известными личностями, которые послужили прототипами героев (мистер Флоски – В. Кольридж, Скютроп – П. Б. Шелли, мистер Траур – Д. Г. Байрон; Марионетта Селестина О'Кэррол – Х. Уэстбрук, первая жена П. Б. Шелли; Стелла (Селинда Гибель) – М. Уолстонкрафт-Годвин, вторая жена П. Б. Шелли). Роман затрагивает вопрос популярности «готической» литературы, которая, по мнению писателя, не выполняет воспитательной функции, обязательной для произведений. Образы действующих лиц, тематика их диалогов легко расшифровывались современниками писателя, а для читателей последующих эпох понимание авторской концепции возможно только при условии выявления нетекстовой реальности и определения символического смысла «ключа». Образы главных персонажей «Аббатства кошмаров» отнюдь не схематичны, характер каждого из них показан на страницах романа разными гранями. Мистер Флоски, Скютроп Сплин, мистер Траур – каждый индивидуален и неповторим, так же как и девушки – Марионетта О'Кэррол и Стелла (Селинда Гибель), каждый по своему дополняет картину общества рубежа XVIII – XIX вв. Метафоричность романа, тенденция спрятать под масками реальных лиц, символическая образность, сложные ассоциативные связи, широкое использование цитирования получат свое дальнейшее развитие в интеллектуальном романе (Т. Манн, Г. Гессе, У. Фолкнер и др.) и романе «потока сознания» литературы модернизма (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вульф и др.). Писателя волнуют проблемы социального устройства общества, соотношения человека и цивилизации – анализу этих вопросов в творчестве Т. Л. Пикока посвящен второй параграф «Человек и природа в концепции романного творчества Т. Л. Пикока». Т. Л. Пикок, используя в качестве культурно-символических «ключей» идеи Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро и др., углубляет идеологию просветителей, их позиции относительно понятия «естественный человек» и его соотношения с цивилизацией. В концепции творчества Т. Л. Пикока получают распространение рассуждения о «диком» и «цивилизованном» человеке, приведшие к возникновению и углублению на страницах романов образа «леса». Т. Л. Пикок рассуждает о влиянии цивилизации, которая подчиняет себе природу, и следствием природного покорения становится то, что человек сам оказывается заложником цивилизации. Писатель полагал, что общество неспособно прогрессировать, но, в то же время, он не был приверженцем пессимистического взгляда на современную реальность. Позитивное начало проявляется в том, что он рисует идеализированное бытие, на которое не влияет несовершенство социального устройства. Вместе с тем бытующая реальность и идеал Т. Л. Пикока сосуществуют в его творчестве, действительность и идеал предстают на страницах произведений одновременно. Английская действительность изображается иронически, а идеал предстает в предметно-смысловом и культурно-символическом образе Леса, природы, не затронутой цивилизацией, в увлечении писателя Античностью. Лес, отношение к природе выступают своеобразной оценкой персонажей романов. Эскот, Патрик О'Присм, Флоски, мистер Принс, преподобный отец Опимиан и др. отмечают губительное влияние цивилизации, а Фостер, Милестоун видят в ней положительное начало. Т. Л. Пикок выступает сторонником гуманного отношения к природе, свою точку зрения озвучивает устами героев, поэтому на страницах его романов чаще встречаются приверженцы негативного влияния цивилизации. Т. Л. Пикок озвучивает собственную оценку и дает ориентир в виде образа «леса», который может помочь сохранить и приумножить нравственные ценности. Общество должно строиться на взаимодействии с природой, а искусство должно отражать действительность и призывать к возрождению гармонического начала. Автор апеллирует к античному осознанию гражданского долга, хотя и не говорит о возвращении к идеалам Античности. Мыслители прошлого считали, что народом должны руководить несколько избранных людей. В новое время численность человечества значительно возрастает, цивилизация развивается, совершаются научные открытия, и подобный идеал становится лишь теорией. Современное общество разделено на социальные слои и верить в то, что появятся люди, способные пожертвовать своим сословным статусом и привилегиями ради общественного блага, не приходится. Т. Л. Пикок в последних романах приходит к рассмотрению философских, социально значимых вопросов. Однако его роман сильно отличается от того, что будут подразумевать под социальным романом реалистической литературы последующих периодов. В английской литературе XIX века отображение жизни всех социальных слоев общества будет широко представлено в романах Ч. Диккенса и У. Теккерея. Произведения Т. Л. Пикока строятся преимущественно как диалоги героев, рассуждающих над значимыми проблемами, его романы – это просто озвучивание различных концепций, взглядов на общественное развитие, причем нередко взглядов критических. Тогда как в XIX столетии писатели будут изображать действительность, переносить ее на страницы произведений, не рассуждать, а показывать отрицательные стороны современного английского социума. В третьем параграфе «Готические» элементы в романах писателя «Хедлонг Холл», «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла» отмечается, что Т. Л. Пикок широко использует предметные образы «готических» романов (замок, «готическая» внешность и имя героя, световые и звуковые акценты и т. д.), но при этом писатель придает им новое звучание. Предметно-смысловые «ключи» обретают у писателя культурно-символическое значение, поскольку, применяя их, Т. Л. Пикок отмечает, что литература «страха и ужаса» воздействует на восприятие мира его современниками и это влияние не оказывает воспитательного значения. «Готические» элементы первого романа писателя немногочисленны, они позволяют автору более четко очертить контраст между дикой и цивилизованной природой. Литература «страха и ужаса» пародируется на страницах романа «Аббатство кошмаров», поэтому именно в этом произведении «готические» маркеры более разнообразны. Роман «Усадьба Грилла» Т. Л. Пикока свидетельствует о том, что автор постепенно отходит от прямого пародирования существующей реальности, использования устойчивых штампов, характерных для «готической» литературы. Писатель не отказывается от высказанных ранее идей, однако акценты в последнем романе несколько смещаются. Т. Л. Пикок постепенно движется от «романа с ключом» как пародии на «готический» роман к роману реалистического плана. Об этом свидетельствует уменьшившееся количество и изменившееся качество использованных на страницах романа «готических» элементов. «Говорящие» имена героев порой несут на себе отпечаток «готического» жанра, отражают доминантную черту характера персонажа (Фостер, Эскот, Флоски, Сплин и др.) или служат средством сатирического отражения действительности (Треакл, Найтшед и др.). Герои зрелого периода творчества Т. Л. Пикока преодолевают черту, заложенную в имени, и развиваются по ходу сюжета романа (Грегори Грилл). Кроме того, меняется сам подход к изображению характеров. Если ранее образы героев были списаны с прототипов, и их поведение было обусловлено характерами людей, взятых за основу при созд