На правах рукописиКУРАКИНАлексей ВалентиновичАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВАПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСпециальность 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное правоАвторефератдиссертации на соискание ученой степенидоктора юридических наукЛюберцы – 2008 Работа выполнена на кафедре административного и таможенного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».Научный консультант: доктор юридических наук, профессорКостенников Михаил Валерьевич. ^ Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор Атаманчук Григорий Васильевич; заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор Андриашин Христафор Александрович; ^ доктор юридических наук, профессор Ловинюков Анатолий Степанович. Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Защита диссертации состоится 24 декабря 2008 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 310.001.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, г. Люберцы Московская обл., Комсомольский проспект, д. 4, ауд. 233 (зал заседаний диссертационного совета).С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».Автореферат разослан 11 ноября 2008 г.Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент В.Г. Беспалько^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы диссертационного исследования. В Российской Федерации на протяжении ряда лет проводилась административная реформа и реформа государственной службы. В настоящее время осуществляется подготовка Национального плана противодействия коррупции, а также разработка закона «О противодействии коррупции». Как следует из содержания официальных документов, посвященных проблеме коррупции, их целью является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также решение целого ряда иных социально-экономических проблем. Необходимо сказать, что в настоящее время импульсом развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы могут являться предписания Указов Президента РФ от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», а также от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции». Некоторые регионы начали активно принимать программы противодействия коррупции. В частности, в Московской области утверждена целевая программа «Противодействие коррупции в Московской области на 2009-2011 годы». Необходимо отметить, что мероприятия по формированию административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции должны быть увязаны с мероприятиями по совершенствованию законодательства о государственной службе. Связано это с тем, что опыт развития государственной службы дает возможность сказать о том, что государственная служба практически всегда вносила важный вклад в развитие государства, а также способствовала обеспечению правопорядка в различных сферах жизнедеятельности. Коррупция не позволяет выполнять названные и ряд других функций государственной службы. Говоря о государственно-правовых реформах, которые проводились и проводятся в настоящее время в нашей стране, то отметим, что они должны были минимизировать имеющиеся недостатки в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, сформировать платформу для дальнейшего социально-экономического развития страны, укрепить престиж государственной службы, а также способствовать совершенствованию административно-правового статуса государственного служащего. Кроме того, реформы должны сформировать современные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы1. Однако вместо ожидаемого снижения уровня коррупции, ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породило еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны. В настоящее время о коррупции в системе государственной службы говорят достаточно много, однако реальная статистика борьбы с коррупцией выглядит следующим образом. По данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2006 г. в суды было направлено 1237 дел коррупционной направленности. В каждом четвертом деле фигурировала сумма взятки от 3 до 10 тыс. руб. Из всей совокупности дел коррупционной направленности в суд передано всего 10 % дел, в которых фигурирует сумма взятки не менее 30 тыс. руб. За преступления коррупционной направленности суды ограничивались штрафом, запретом занимать должности или условным сроком2. В 2007 г., по данным Департамента собственной безопасности МВД России, к различным видам ответственности было привлечено 44 тыс. сотрудников органов внутренних дел. В отношении 4,3 тыс. сотрудников органов внутренних дел возбуждались уголовные дела, 535 из них – в отношении руководства милиции и миграционной службы различного ранга. Раскрыто свыше 3 тыс. преступлений коррупционной направленности. С заявлениями и жалобами на действия сотрудников милиции в подразделения собственной безопасности обратилось около 27 тыс. граждан. По результатам рассмотрения их жалоб к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 10 тыс. сотрудников, более 1,5 тыс. уволено из органов внутренних дел3. Согласно данным Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в первом полугодии 2008 г. было возбуждено более 700 уголовных дел коррупционной направленности в отношении должностных лиц с особым правовым статусом4. Не вызывает сомнений тот факт, что «пораженные коррупцией» государственные служащие не могут эффективно осуществлять свои обязанности, а также способствовать проведению социально-экономических преобразований. Президент РФ неоднократно подчеркивал, что коррупция является одной из главных проблем на пути реализации социально-экономических реформ. Во многих программных документах, определяющих социально-экономическое развитие страны, говорится о коррупции в системе государственной службы. Кроме того, на протяжении многих лет борьба с коррупцией провозглашалась главным направлением деятельности государственной власти. В системе государственной службы предупреждение и пресечение коррупции было определено приоритетом государственной власти еще Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Как показала практика, многие из положений этого Указа так и остались невостребованными в силу целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. В этой связи для создания современных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации необходимо использовать исторический и зарубежный опыт. Великобритания является одной из первых стран, которая приняла закон «О предотвращении коррупции». США первыми приняли закон «О коррупционной деятельности за рубежом». В 1974 г. в Гонконге была создана комиссия по противодействию коррупции, которая, как отмечается в научной литературе, осуществила «тихую революцию» в обществе и нанесла ощутимый удар по коррупционной деятельности чиновников. В настоящее время ряду зарубежных государств удалось создать такие административно-правовые средства, которые позволили снизить коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для государства и общества. Необходимо отметить, что проблема предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы не нова. Она актуальна для многих зарубежных стран. Для нас особый интерес представляет практика тех государств, где административные реформы, а также реформы государственной службы дали позитивные результаты и где вследствие реформ были созданы эффективные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также сформирована основа для эффективного социально-экономического развития5. Несмотря на специфику системы государственной службы, индустриально развитых государств зарубежный опыт реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции может и должен быть использован в ходе проводимых реформ, а также создания Национального плана противодействия коррупции. Следует отметить, что для разработки эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации необходим ретроспективный анализ отечественного опыта административно-правового предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, выявление возможностей учета этого опыта в процессе совершенствования законодательства о государственной службе Российской Федерации, а также создание соответствующих административно-правовых средств. Многоаспектность исследуемой проблемы обусловила обращение к различным научным и публицистическим источникам. В ходе работы над диссертацией была изучена философская, социологическая, историческая, политическая, экономическая, а также правовая литература. Исследование показало, что ряд аспектов названной темы ранее рассматривался. Наибольшую значимость для настоящего исследования представляли труды философов: Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л.Монтескьё, Т. Карлейля, Д. Локка, Ф. Бэкона и др. Отдельные аспекты настоящей темы были предметом внимания ученых XIX в., занимавшихся исследованием проблем уголовной ответственности должностных лиц: К. Анцифирова, Н.В. Муравьева, Н.А. Неклюдова, Н.С. Таганцева, А.Я. Эстрина и др. В процессе исследования были изучены научные труды специалистов в области уголовного права и криминологии: А.А. Аслаханова, В.В. Астанина, Б.В. Волженкина, С.Е. Вицина, Л.Д. Гаухмана, А.Н. Варыгина, А.В. Гриненко, А.И. Гурова, А.И. Долговой, А.Э. Жалинского, О.С. Ильина, Н.Ф. Кузнецовой, П.А. Кабанова, А.И. Кирпичникова, В.В. Лунеева, В.Н. Лопатина, С.В. Максимова, И.М. Мацкевича, Г.К. Мишина, Л.В. Петелиной, А.Ю. Шумилова, В.Е. Эминова, П.С. Яни и др. Ряд аспектов исследуемой проблемы получили свою научную оценку в трудах специалистов в области экономической теории, теории государства и права, истории государства и права, а также международного, конституционного и административного права: Я.И. Кузьминова, Г.А. Сатарова, Л.И. Якобсона, Е.Г. Ясина, А.С. Куликова, С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, А.В. Малько, С.В. Александровской, А.Г. Братко, А.Н. Кузнецова, В.М. Курицына, П.В. Седова, В.А. Рогова, Л.Ф. Писарьковой, А.Я. Малыгина, Ю.А.Тихомирова, В.Я. Пекарева, В.П. Мельникова, В.С. Нечипоренко, Н.В. Селихова, А.Д. Сафронова, М.В. Костенникова, В.М. Соколова, А.И. Турчинова, Г.В. Атаманчука, В.Е. Чиркина, Б.М. Лазарева, А.Д. Градовского, А.М. Добровольского, Н.М. Коркунова, М.А. Краснова, К.С. Бельского, А.А. Гришковца, Е.В. Охотского, Е.И. Головановой, Л.М. Колодкина, А.П. Коренева, И. Ермилина, Ю.Г. Козлова, Ю.Н. Старилова, А.В. Кудашкина, С.В. Степашина, В.М. Николайчика, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, В.А. Козбаненко, К.В. Харабета, Н.Ю.Хаманевой и др. В процессе исследования использовались статьи, интервью и иные публикации политиков и государственных деятелей. В ходе работы над диссертацией уделялось внимание изучению зарубежного законодательства о государственной службе (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции). При осуществлении исследования была изучена зарубежная научная литература, посвященная проблеме совершенствования государственного управления и борьбы с должностными злоупотреблениями и коррупцией. В частности, использовались работы С. Роуз-Аккермана, М. Вебера, Г. Мюрдаля, Дж. Ная, Л.И. Шелли и др.^ Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы рассматривались в диссертации Психомахова Р.М. Правовые проблемы преодоления коррупции в государственном аппарате: Дис. … канд. юрид. наук (М., 2000), Кремкова В.В. Организационно-правовые механизмы преодоления коррупции в системе государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук (М., 2001), Тимофеева Ю.А. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук (М., 2002), Черных С.Б. Организация службы собственной безопасности органов внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук (М., 2002), Шевелевича А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук (М., 2008) и др. Несмотря на имеющиеся по исследуемой проблематике работы, специального диссертационного исследования, посвященного административно-правовым средствам предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, не проводилось. Данные обстоятельства и определили выбор темы настоящего диссертационного исследования. ^ Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. ^ Предметом исследования являются нормы административного права, которые определяют механизм реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. ^ Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования заключается в построении и обосновании теоретической концепции административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации и разработка на этой основе научно-практических рекомендаций по ее реализации. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи: – провести анализ социальных и административно-правовых проблем, связанных с коррупцией в системе государственной службы; – сформулировать определение явления коррупции в системе государственной службы, а также раскрыть ее признаки и специфику; – проанализировать международно-правовые, в том числе европейские, стандарты в области предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации; – определить этапы становления учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы; – исследовать тенденции развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы; – раскрыть современные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы и высказать предложения по их реализации; – выявить формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации; – изучить административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, имеющие место в зарубежных государствах и высказать предложения о возможности использования зарубежного опыта предупреждения и пресечения коррупции в Российской Федерации; – выявить особенности коррупции в системе гражданской, военной и правоохранительной службы; – разработать административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе гражданской, военной и правоохранительной службы Российской Федерации. ^ Методология и методика диссертационного исследования. В процессе работы над темой диссертации кроме общенаучных (анализ и синтез, обобщение, дедукция, индукция и др.) применялся исторический метод, который позволил изучить тенденции развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Кроме того, применялись и частно-научные методы, в частности сравнительно-правовой (исследовались нормы законодательства, а также иные нормативные правовые акты о государственной службе зарубежных государств). Методика исследования состояла из сбора эмпирического материала, его научного обобщения, выдвижения рабочих гипотез и их проверки, синтеза полученных данных и построения на этой основе теоретических выводов и практических рекомендаций. Кроме того, в ходе исследования был проведен анализ законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-служебные отношения, а также статистических данных, характеризующих качественные и количественные характеристики кадрового корпуса государственных служащих Российской Федерации, а также статистические данные, отражающие уровень коррупции в различных сферах и видах государственной службы. ^ Эмпирическую базу исследования составили: материалы парламентских слушаний по проектам законов о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, об административных процедурах, а также материалы социологических исследований коррупции, которые проводились фондами ИНДЕМ и Карнеги. В процессе исследования использовались материалы и статистические данные информационных центров МВД России, а также Департамента собственной безопасности МВД России, ФТС России, информационные материалы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, касающиеся проблемы предупреждения и пресечения коррупции. В диссертации использованы материалы социологических исследований кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации, проводимых РАГС при Президенте РФ (2002-2008 гг.). В диссертации использованы результаты социологических исследований проблемы коррупции, полученные Институтом социологии Российской академии наук в 2007 г. По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено 1750 респондентов в возрасте от 18 лет и старше из 19 регионов Российской Федерации. В процессе исследования было изучено 86 архивных материалов, касающихся фактов дисциплинарных проступков коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел, а также 67 материалов контрольно-профилактических подразделений Госавтоинспекции. Кроме того, было изучено 64 материла, которые связаны с фактами дисциплинарных проступков коррупционной направленности сотрудников таможенной службы. ^ Научная новизна диссертации. В диссертации проанализирована социальная характеристика коррупции в системе государственной службы, охарактеризована административно-деликтологическая характеристика коррупции в системе государственной службы. Исследованы международные и европейские стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Проанализированы этапы развития учения об административно-правовых средствах предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также определены тенденции их развития. В работе раскрыта концепция исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Определены формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Выявлена специфика реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. Раскрыты особенности реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе военной и правоохранительной службы Российской Федерации. Разработаны предложения по совершенствованию антикоррупционных предписаний, которые закреплены в законодательства о государственной службе Российской Федерации. Проведенное диссертационное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения: 1. Коррупция как явление в системе государственной службы включает в себя разнообразные противоправные деяния, состоящие в принятии государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами. 2. В целях ратификации Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» диссертант обосновывает необходимость последовательной реализации гражданско-правового механизма взыскания незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных в результате коррупции услуг с виновного государственного служащего, а также признания сделок недействительными и аннулирования нормативных актов, принятых в результате коррупционных правонарушений. В диссертации обосновывается необходимость исключения из ст. 575 ГК РФ предписания, допускающего дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей. 3. В диссертации обосновывается необходимость внедрения в систему государственной службы этических стандартов служебного поведения государственных служащих, закрепленных законом. Такое положение будет соответствовать международным и европейским стандартам предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. 4. Находясь на государственной службе, служащий подпадает под систему административных запретов и ограничений, связанных с ее режимом. В этой связи для компенсации ограничений правоспособности государственного служащего необходим комплекс административно-правовых средств, которые компенсировали бы государственному служащему систему запретов, обусловленных режимом государственной службы. В настоящее время назрела необходимость усовершенствования механизма работы по совместительству в системе государственной службы. Сделав данный механизм либеральным и прозрачным, по нашему мнению, удастся предупредить многие коррупционные проявления в системе государственной службы. Необходимо определить перечень должностей, замещение которых позволяет реализовывать право государственного служащего с разрешения непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет возникновения конфликта интересов. 5. Исследование явления коррупции в системе государственной службы как нашей страны, так и ряда зарубежных государств позволило прийти к выводу о том, что без постоянного предупреждения и пресечения коррупция имеет свойство разрастаться. Исходя из этого, государству необходим комплекс административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, а также необходима антикоррупционная политика. Для ее становления необходимо закрепление в Конституции отдельной функции государства – функции предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. Закрепление в Конституции соответствующего положения заложит основу формирования антикоррупционных норм во всех законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления. 6. Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения необходимо установить правовой механизм, который не будет давать государственному служащему возможности выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления соответствующим государственным служащим административного правонарушения. По нашему мнению, во всех случаях выявления административного правонарушения к физическим или юридическим лицам должны применяться административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера. 7. В качестве одного из приоритетных направлений реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации целесообразно определить механизм выявления коррупционных угроз в механизме реализации социально-экономических программ. Для этого необходимо создать институт предварительной экспертизы социально-экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также законодательно закрепить институт антикоррупционного мониторинга. 8. Нестабильность административно-правового положения государственного служащего любого вида государственной службы является одной из причин коррупции. В связи с этим необходимо исключить или как минимум упорядочить практику выведения государственных служащих за штат, а затем их увольнения или понижения в должности при проведении организационно-штатных мероприятий. Находящиеся за штатом или в распоряжении органа государственные служащие имеют реальные возможности совершать коррупционные правонарушения, поскольку их правовой статус детально не определен, а формально они еще относятся к соответствующему органу государственной власти. 9. В диссертации поддерживается позиция о необходимости распространения запретов, связанных с государственной службой, на работников органов государственной власти, которые не имеют статуса государственного служащего. Отсутствие соответствующего режима создает реальную возможность для коррупционного поведения с их стороны. В связи с этим было бы вполне оправданно распространить некоторые запреты, связанные с режимом государственной службы, на работников, которые не имеют статуса государственного служащего. 10. Автором предлагаются меры по совершенствованию организации государственной службы и административных производств, регламентирующих порядок прохождения государственной службы. В частности, выдвигаются предложения по совершенствованию дисциплинарного производства как средства предупреждения и пресечения коррупции. Для его совершенствования необходимо нормативно определить момент возбуждения дела о дисциплинарном проступке; задачи дисциплинарного производства; обстоятельства, исключающие производство по делу о дисциплинарном проступке; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и др. Целесообразно определить статус участников данного производства, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу о дисциплинарном проступке, порядок реализации мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке, нормативно закрепить порядок обжалования мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке и дисциплинарных взысканий, порядок исполнения принятого решения, а также детальнее определить административно-процессуальный механизм досрочного снятия дисциплинарного взыскания при наличии соответствующих оснований. 11. В целях совершенствования административно-процессуального порядка прохождения государственной службы необходимо оптимизировать процедуры, связанные с ее прохождением: аттестацию, конкурсное замещение должностей, сдачу квалификационного экзамена, прохождение испытательного срока, отстранение от занимаемой должности, предоставление сведений о доходах и имуществе и др. 12. Для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации недостаточно использовать только соответствующие административно-правовые средства и государственные правоохранительные институты. Зарубежный и исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что рассчитывать на успех в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы достаточно сложно без участия в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции институтов гражданского общества. В связи с этим необходимо нормативно закрепить формы взаимодействия органов, призванных осуществлять предупреждение и пресечение коррупции, с институтами гражданского общества, сформировать административно-правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по предупреждению и пресечению коррупции в системе государственной службы, а также стимулировать их деятельность посредством выплаты единовременного денежного вознаграждения. 13. В работе обосновывается положение о необходимости сведения к минимуму необоснованных взаимоотношений государственных служащих и хозяйствующих субъектов в процессе осуществления контрольно-надзорных, а также разнообразных разрешительных мероприятий. Необходимо исключить дублирование функций различных органов исполнительной власти, исключить практику регулирования отношений в системе правоохранительной службы предписаниями закона о государственной гражданской службе. 14. Перспективы совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, по нашему мнению, должны состоять в оптимизации зарубежного опыта борьбы с коррупцией, а также ратификации международно-правовых документов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Практическая польза изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией может состоять во внедрении в российское законодательство об административных правонарушениях мер ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции, данную статью целесообразно было бы поместить в главу 17 КоАП РФ. Кроме того, в законодательстве о государственной службе целесообразно предусмотреть специальные меры дисциплинарной ответственности за непринятие мер в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. 15. В законе о государственной гражданской службе и законодательных актах, регламентирующих военную и правоохранительную службу, целесообразно закрепить положение о том, что государственному служащему запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Такие сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий привлекаться к дисциплинарной ответственности. Данные предписания будут соответствовать международным стандартам предупреждения и пресечения коррупции. 16. В целях создания административно-правового механизма, не позволяющего государственному служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации по истечении двух лет с момента увольнения со службы, необходимо предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Эти меры могут состоять в виде пожизненного лишения льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего. Кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение из общего трудового стажа государственной службы. Количество времени, которое может быть вычтено из стажа государственной службы, должно носить дифференцированный характер. Названные санкции должны применяться судом. 17. Особенности военной службы и службы в правоохранительных органах обусловливают необходимость формирования специальных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, которые могут состоять в создании специализированных структур по предупреждению и пресечению коррупции в данных видах государственной службы. Процедуры согласования кандидатур при назначении на вышестоящие должности с органами собственной безопасности в системе правоохранительной службы должны проходить гласно, информация о согласовании должна быть официально доведена до всеобщего ознакомления. ^ Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и научном обосновании использования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, что позволяет в определенной мере восполнить пробел, имеющий место в отечественной науке административного права вообще, и научной литературе, посвященной проблемам государственной службы, в частности. В связи с совершенствованием института государственной службы выводы диссертации могут способствовать совершенствованию антикоррупционной составляющей законодательства о государственной службе, а также разработке закона «О противодействии коррупции». ^ Практическое значение работы определяется теми результатами, которые получены в ходе исследования. Результаты исследования использованы при разработке предложений по совершенствованию законодательства о государственной службе. Кроме того, результаты исследования используются в правоприменительной деятельности по противодействию коррупции в УВД городского округа Домодедово ГУВД по Московской области, УВД ЮЗАО г. Москвы, в практической деятельности Следственного комитета при МВД России, а также в практической деятельности Московской Западной таможни ЦТУ ФТС России. Помимо этого, материалы диссертации использованы для подготовки учебных и учебно-методических материалов по административному праву России, административному и административно-процессуальному праву, а также для специальных учебных курсов: «Государственная служба в органах внутренних дел», «Правовые основы противокоррупционной деятельности». ^ Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях, проходивших в 2001-2004 гг. в ИГП РАН, в частности на конференциях: «Предупреждение организованной и коррупционной преступности средствами различных отраслей права», «Роль гражданского и смежных с ним отраслей права в предупреждении коррупционной и организованной преступности», на международной научно-практической конференции, проходившей в МосУ МВД России: «Предупреждение коррупции в полиции (милиции)» (2002), на международном семинаре по проблемам полицейской этики (М^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цели и задачи диссертационного исследования, характеризуются научная новизна и практическая значимость результатов исследования, раскрываются положения, выносимые на защиту, а также приводятся данные об апробации и внедрении результатов диссертационного исследования. Первая глава диссертации – «Теоретические основы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» – состоит из пяти параграфов. В первом параграфе – «Понятие и социальная характеристика коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» – анализируется социальная сущность коррупции в системе государственной службы. Изучение социального аспекта коррупции позволяет объемнее исследовать данное явление в системе государственной службы, а также разработать административно-правовые средства ее предупреждения и пресечения. Как отметил в свое время Президент РФ, «… в России под коррупцией в основном понимается взяточничество. Между тем как социальное явление коррупция го