Реферат по предмету "Разное"


А. М. Радьков >12. 06. 2006 методические рекомендации

УТВЕРЖДАЮ Министр образования Республики Беларусь А. М. РАДЬКОВ 12.06.2006МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД)»*Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни — от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об обра­зовании» (ст. 50). Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интегра­ции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с соци­альной средой, к полноценному выполнению основных социаль­ных функций, т. е. способность к социальной адаптации. Адапта­ция личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка. Вместе с тем вариативность форм современного школьного образования сопровождается непрерыв­ным увеличением учебной нагрузки в условиях дефицита учеб­ного времени, интенсификацией учебного процесса, расширением спектра изучаемых предметов и практики введения факультативных занятий. Имеет место и так называемая скрытая перегрузка: замена уроков физкультуры, труда и т. д. на математику, русский язык и пр.; уроки, не указанные в общем расписании, обозначен­ные как факультативы или консультации, на которых происходит пересдача контрольных и самостоятельных работ, причем нередко в форме нулевых уроков. Домашние задания не учитывают сочетание нагрузки по другим предметам, поэтому в отдельные дни школьникам приходится выполнять ряд трудоемких заданий. Проведение нескольких контрольных в день — обычное явление. Следуя за научно-техническим прогрессом и постоянно наращи­вая объем информации, школа уходит от проблем переносимости детьми чрезмерных учебных нагрузок. Помимо школы дети и подростки зачастую занимаются в уч­реждениях дополнительного образования (кружки, секции, заня­тия с репетиторами), причем в большинстве дополнительных за­нятий преобладает интеллектуальный компонент. Очевидно, что организация внешкольных занятий стихийна, никем не регули­руется и не контролируется. Усугубляет проблему учебной перегрузки отсутствие у школь­ников культуры умственного труда, навыков рациональной орга­низации самостоятельной работы. Как следствие — длительное пребывание в статической позе, сокращение продолжительности сна, нарушение режима питания, снижение двигательной актив­ности и времени пребывания на свежем воздухе, постоянное психо­эмоциональное напряжение, формирование чувства усталости, страха неудачи, неуверенности в себе, обидчивости, накопление отрицательных эмоций. Педагоги увеличивают состояние стресса учащихся, постоянно говоря о сложностях, ожидающих на экзаменах, об угрозе отсева неуспевающих, отсутствии перспектив у тех, кто не может соответ­ствовать выдвигаемым требованиям. В большинстве семей взрос­лые занимают аналогичную позицию: сверхтребовательность, не всегда обоснованные запреты, жесткие санкции. Учителя в боль­шинстве случаев считают повышенную нагрузку абсолютно нор­мальной, считая, что значительная часть учащихся не выполняет Домашние задания полностью, а некоторые и вовсе никогда не бывают готовы к уроку. Однако исследования показывают, что школьники, не выполняющие домашние задания, испытывают выраженную скрытую тревогу, у них высокий уровень стрессового напряжения, неудовлетворенность собой. Результатом являются дальнейшее падение учебной активности, риск формирования непродуктивных форм поведения для снятия излишнего эмоцио­нального напряжения, что, в свою очередь, приводит к ухудше­нию здоровья. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего орга­низма, формированию у детей функциональных расстройств и хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья белорус­ских школьников свидетельствует о негативных тенденциях устойчивого характера на протяжении последних десятилетий. Наблюдавшаяся в 70-х и 80-х годах некоторая стабилизация показателей, характеризующих здоровье, сменилась в 90-х годах их ухудшением, а к концу ушедшего века — практически лавино­образным падением числа здоровых детей. По данным популяционных исследований, сегодня в стране детей I группы здоровья ц не более 10% (по некоторым данным 2—5%), II группы здоровья — до 70 %, III группы — 30—40 %, IV группа здоровья достигает 5 %, растет количество детей с врожденной патологией (V группа). Наибольшее ухудшение здоровья выражено в подростковой группе — выпускники школы. Причем по «нездоровью» лидирующее положение заняли девочки. Существенно изменилась общая структура функциональных отклонений — увеличилась доля эндокринно-обменных нарушений и расстройств системы кровообращения. В структуре хронических заболеваний увеличилась доля болезней органов пищеварения и гинекологической патологии. На протяжении всех лет изучения ; отмечается сохранение высокой распространенности болезней опорно-двигательного аппарата и миопии. Нарастает распростра­ненность как хронических заболеваний нервно-психической сфе­ры, так и функциональных нервно-психических отклонений. При анализе заболеваемости детей за период с 1991 по 2002 год установлено, что, несмотря на колебания первичной заболе­ваемости в отдельные годы, общий тренд за 12-летний период указывает на тенденцию ее роста и ухудшение состояния здо­ровья. Первичная заболеваемость в 2002 году выше уровня 1991 года на 35,3 %. Наибольший рост отмечается по классу «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» — в 3,7 ра­за. В 2,3 раза увеличилась заболеваемость болезнями мочеполо­вой системы; в 2,2 раза — болезнями системы кровообращения; более чем в 2,1 раза увеличилась заболеваемость детей психиче­скими расстройствами. Частота первичных обращений по поводу бо­лезней нервной системы и органов чувств возросла почти вдвое — на 92,9 %, причем преимущественно за счет патологии глаза и уха. На 40 % увеличилась частота травматизма, и он занимает 3-е ранговое место после болезней органов дыхания и инфекцион­ных и паразитарных болезней. Первичная заболеваемость подростков за 12 лет выросла на 55,9 %. При этом заболеваемость подростков болезнями системы кровообращения в 2002 году выше в 1,8 раза, чем заболевае­мость детей, а болезнями костно-мышечной системы и соедини­тельной ткани — выше в 1,95 раза, что свидетельствует об экстре­мальном росте в подростковом возрасте указанных патологий. Наиболее значимый рост заболеваемости подростков отмечается по тем классам болезней, которые чаще приобретают хроническое течение, вследствие чего растет общая заболеваемость. Функциональные нарушения и расстройства, возникающие в школьном возрасте, являются прогнозом риска возникновения болезней в отдаленном будущем. Так, подростки, страдающие расстройствами сердечно-сосудистой системы, являются группой риска по ишемической болезни сердца, инфарктам миокарда, ги­пертонии, аритмиям, т. е. тем заболеваниям, смертность и инвалидизация от которых среди взрослого населения занимает одно из первых мест. Наблюдение за группой подростков, у которых в 15 лет были выявлены отклонения в уровнях артериального давления, показало, что к 21 году стойкие проявления артери­альной гипер- или гипотензии имели место у 53 % мужчин и 44 % женщин. Функциональные расстройства сердечно-сосудистой си­стемы (как правило, различные формы нейроциркуляторных асте­ний) выявляются почти у 70 % 15-летних подростков, причем ча­ще у мальчиков. Значительная часть выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии и нуждаются во врачебно-профессиональной консультации. На фоне дифференциации системы школьного образования неизменным остаются факт снижения функциональных возмож­ностей детей и подростков по сравнению с предыдущими поколе­ниями и расслоение контингента учащихся как по календарному возрасту, так и по темпам биологического созревания, что необ­ходимо учитывать при организации учебно-воспитательного про­цесса и нормировании учебных нагрузок. Исследованиями ведущих гигиенистов установлено, что, даже принимая во внимание многофакторность воздействия на здо­ровье детей окружающей среды, вклад внутришкольных факторов в формирование «нездоровья» достаточно велик (21—27 %). При­чем доля вклада за годы обучения существенно увеличивается: если в 3 классе вклад в дисперсию составляет 12,5 %, то к моменту завершения школы — 20,6 %. К основным неблагоприят­ным внутришкольным факторам относят: несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противо­эпидемического режима; недостаток физической активности школьников; несоблюдение гигиенических требований к организации учеб­ного процесса; неудовлетворительная организация питания в школе (в част­ности, недостаточное обеспечение учащихся горячим питанием); отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов; низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здо­ровья учащихся. Успешное функционирование учреждения образования с уче­том сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без со­здания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и прини­мают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровье-сбережение можно только комплексом профилактических меро­приятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает сово­купность педагогических, санитарно-гигиенических и медицин­ских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, ох­рану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья (СЗ) в общеобразовательном учебном учреждении (ОУ).Глава 1. модель деятельности службы здоровья СЗ — это не дополнительное структурное подразделение, по­степенно превращающее образовательное учреждение в «школу-больницу», а функциональное объединение, направленное на до­стижение целей оздоровления и развития. Наличие подобной службы не исключает, а, наоборот, предполагает развитие и взаи­модействие педагогической, психологической, социальной, медицинской и других служб ОУ. Однако все они кроме выполнения своих функциональных обязанностей решают определенные зада­чи в рамках СЗ. В широком смысле СЗ — это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанно­стей и профессиональной компетентности на основе общего кон­цептуального подхода в рамках определенной содержательной мо­дели, учитывающей специфику школы и региона и осуществляю­щей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Обязательным условием результативности работы службы яв­ляется интеграция в деятельности специалистов различного про­филя. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а так­же процесса, ведущего к такому состоянию (схема 1). Ведущий признак интеграции — единство процесса и результатов его осу­ществления. Элементами интеграции являются структурные еди­ницы, взаимодействие которых и обеспечивает получение инте­грального результата. Средства интеграции — организационные, образовательные, восстановительно-корригирующие и развивающие. Модель СЗ должна быть адаптивной, не быть жестко привя­занной к конкретной образовательной технологии. Она должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; давать возможность на основании своего, а не чужого опыта принимать управленческие решения, организовывать целенаправленную работу по их выпол­нению; систематически анализировать полученные результаты и ч случае серьезных отклонений вносить необходимые коррективы. Такой цикл должен стать нормой жизни ОУ, благодаря чему адаптивная модель СЗ обеспечит выполнение координационной, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, пропедевти­ческой, стимулирующей функций, а тем самым сохранение здо­ровья учащихся.Схема1^ Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья ОУ ^ СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ ОРГАНИЗА­ЦИОННЫЕ ОБРАЗОВА­ТЕЛЬНЫЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ Все современные образовательные и оздоровительные техноло­гии успешно реализуются, если существует планирование содер­жания работы на весь учебный год или этап. Реализация ком­плексных оздоровительных программ на уровне ОУ требует инте­грации в деятельности специалистов разного профиля. Механиз­мом этой интеграции может быть план-график работы специали­стов различного профиля в рамках СЗ, построенный с использовани­ем метода сетевого планирования (схема 2). План-график позволяет: представить работу по здоровьесбережению в виде целостной системы взаимосвязанных действий: определение цели, организа­ция, контроль и регулирование; увидеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе па­раллельно осуществляемых работ; обеспечить преемственность в деятельности специалистов раз­личного профиля, наиболее полно учесть связи между различными работами; равномерно распределить нагрузку; рассчитать примерные трудозатраты на различные виды дея­тельности; выявить и реализовать резервы времени, скрытые в органи­зации комплекса мероприятий; определить функциональные обязанности каждого специа­листа на соответствующий этап работы; управлять выполнением плана по принципу «главного звена». Схема 2 Построение плана-графика работы специалистов службы здоровья на соответствующем этапе № п/п Вид деятельности Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 ^ Диагностика здоровья: А) медицинская М М В — в декретивные сроки Б)психологическая П П В)социальная С С 2 ^ Гигиеническая оценка: А) санитарно-эпидемиче-ского благополучия ОУ * * ВГ Б) расписания 3 ВГ Г) уроков * * * Р Р 3 ^ Профилактическая и коррекционная работа: А) работа в рамках СанПиН Д, 3, Р, У, Ф, М — постоянно Б) повышение оздоро­вительной направлен­ности физического воспитания М, Ф, Р — по отдельному плану В) формирование навыков ЗОЖ У, Ф, П, С, Р, М — постоянно Г) вакцинопрофилактика М — в декретивные сроки Д) профилактика заболе­ваний и оздоровление учащихся М, В, Ф, П, У, Р — по отдельному плану 4 ^ Работа с родителями: А) изучение социаль­ного статуса семей С С С С Б) гигиеническое обучение родителей С М П С М С М П В) работа с особыми категориями семей С, П — постоянно 5 ^ Аналитико-информаци-онно-статистическая работа * * * * * * * * * 6 ^ Оценка эффективности работы по здоровье-сбережению * * М * * * М М — медицинский работник; В — участковый врач; П — психолог; С — со­циальный педагог; Ф — учитель физкультуры; У — учителя-предметники; 3 — заместитель директора; Р — руководитель методобъединения; Д — ди­ректор; ВГ — врач-гигиенист; * — совместная работа специалистов. На основании плана-графика составляется детальный план работы каждого специалиста (в соответствии с его должностными обязанностями), который включает следующие разделы: направле­ние работы, задачи в рамках данного направления, способ их реали­зации, ресурсы, необходимые для реализации соответствующих задач, сроки исполнения, ожидаемый результат, формы контроля. Реализация модели СЗ в практике работы обеспечит систему педагогического, социально-психологического и медицинского мо­ниторинга с целью диагностики, прогноза, организации контроля, коррекции, реабилитации, укрепления физического, психического и социального здоровья школьников как основополагающего условия для достижения целей образования.Глава 2. ^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СРЕДНЕМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИРеализация здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования предполагает исключение или минимизацию вредных для здоровья учащихся воздействий факторов школьной среды, создание условий для формирования и укрепления здоровья ре­бенка, его успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия. От стратегии вынужден­ных мер следует переходить к стратегии формирования здоровьесберегающего пространства школы. Причем не к медицинской мо­дели, которая предполагает обеспечение здоровья учащихся путем максимального наполнения школы медицинскими (физиологиче­скими) технологиями диагностики, поддержания и укрепления здоровья, а к психолого-педагогической. Психолого-педагогиче­ская модель основана на приоритете психолого-педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, в которой ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся отводится учителю. Главная отличительная особенность здоровьесбере­гающей педагогики — приоритет здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательном уровне образовательного процесса. В условиях образовательного учреждения большую актуаль­ность приобретает использование собственных возможностей школы в осуществлении профилактической работы и контроля здоровья учащихся. Первоначально следует определить мини­мально достаточные меры по активной первичной профилактике. Как правило, это обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения образования и соответствующая гигиеническим нормативам организация учебного процесса.^ Обеспечение санитарно-эпидемического благополучиявнутришкольной среды Внутришкольная среда — один из наиболее управляемых фак­торов формирования здоровья детей и подростков. Так, только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в учреждении об­разования отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11 %. Учитывая этот факт, следует прежде всего обеспечить реализацию медико-гигиенической технологии здоровьесбережения — создание здоровьесберегающей среды, требования к кото­рой регламентируются СанПиН 12-79—98 «Санитарные правила и нормы организации обучения детей б-летнего возраста»; СанПиН 14-46—96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразова­тельных учреждений» с изменениями и дополнениями от 20 де­кабря 2002 г. (далее — СанПиН 14-46—96); СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, элек­тронно-вычислительным машинам и организации работы». Вы­полнение большинства пунктов Санитарных правил абсолютно до­ступно и не требует значительных материальных затрат. Основные гигиенические требования к условиям обучения приведены в при­ложении 1.^ 2.2 Организация учебного процесса Одним из основных направлений здоровьесбережения школь­ников является работа по профилактике утомления, заключаю­щаяся в коррекции организации и интенсивности учебного прогресса, обеспечении соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка. Утомление — естественный физиологический процесс, харак­теризующийся временным снижением функций в результате вы­полнения определенного объема работы. Кроме того, быстрому развитию утомления способствуют неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, несоблюдение режима труда и отдыха. Об утомлении школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); ослабление внутреннего торможения (двигательное беспокой­ство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают, и умственная работо­способность восстанавливается при смене вида деятельности, во время активного отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе или после возвращения из школы. Однако нередко у школьников интенсивная или длительная работа на фоне неполного восстановления работоспособности вызывает переутомление — патологический процесс, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школь­ника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микро­симптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью. Выраженными признаками переутомления являются: рез­кое и длительное снижение умственной и физической работоспо­собности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции); стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, наруше­ние функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микро­организмов. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных про­цессов в организме детям необходим более длительный отдых, и в некоторых случаях — комплексное лечение с применением ме­дикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечеб­ной гимнастики. Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья детей и под­ростков. В целях профилактики утомления расписание уроков должно составляться с учетом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учеб­ного дня и недели (таблица 1). Т а б л и ц а 1 Ранжирование учебных часов в течение недели в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов (Федоров Б. И., Перминова Л. М., 2000) День недели Уроки Классы 5 6 7 8 9 10 11 Понедельник 1 2 3 4 5 6 3 2 4 6 8 3 3 4 8 7 10 3 4 6 8 7 10 4 3 6 8 7 10 2 3 5 8 7 10 3 4 5 8 7 10 4 3 5 8 7 10 Вторник 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 6 1 1 3 5 4 9 3 2 5 7 6 10 3 2 5 7 6 10 3 2 4 7 6 9 3 1 3 9 5 8 3 2 4 6 7 8 Среда 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 3 3 4 8 7 10 1 2 4 7 6 9 2 1 3 6 5 9 3 1 2 6 5 9 3 2 4 7 6 9 2 1 3 5 6 9 Четверг 1 2 3 4 5 6 1 2 3 5 7 2 2 3 7 5 9 1 2 4 4 6 9 2 1 2 6 4 8 2 1 1 6 5 9 2 1 2 6 5 9 2 1 3 5 7 9 Пятница 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 2 1 2 5 5 9 3 4 6 8 7 10 3 2 5 7 6 9 3 2 3 6 5 9 3 2 4 7 6 10 3 2 4 7 8 10 Суббота 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 3 3 5 7 6 10 2 3 4 7 6 10 2 1 3 6 5 9 3 2 4 7 6 10 2 2 3 6 5 10 3 2 4 7 8 10 1 — наиболее благоприятные часы; 10 — наиболее неблагоприятные часы; 6—7 — пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы); 8—10 — низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы). Предметы высокой степени трудности должны по возможности планироваться в расписании в наиболее благоприятные часы ра­ботоспособности . У младших школьников наиболее высокая работоспособность в течение дня наблюдается на втором-третьем уроках, причем оптимальная — на втором уроке. В динамике учебной недели максимальная работоспособность отмечается во вторник и среду (100 %), несколько ниже — в понедельник и четверг (90—95 %) и самая низкая — в пятницу (75—80 %). Степень трудности предметов представлена в таблице 2.Таблица 2^ Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников (Тиринова О. И., Кузнецова Л. Ф., Фарино Н. Ф., 2003) № п/п Предмет Балл 1 Математика 12 2 Белорусский (русский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения 11 3 Иностранный язык 10 4 Русский (белорусский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения 9 5 Мая Радзіма — Беларусь 8 6 Белорусское (русское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения 7 7 Русское (белорусское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения 6 8 Человек и мир 5 9 Физическая культура и здоровье 4 10 Трудовое обучение (технология) 3 11 Изобразительное искусство 2 12 Музыка 1 Для оценки правильности составления расписания в начальной школе подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах (цифровые данные могут изображаться графически). Рас­писание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду; как нерациональное — при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В младших классах объединять уроки по изучению одного пред­мета недопустимо, поскольку это приводит к быстрому утомлению школьников. При освоении школьных предметов на уроках детьми выпол­няются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, моторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных уроках. Например, сход­ными предметами для младших классов являются: русское (бело­русское) литературное чтение — «Мая Радзіма — Беларусь» — «Человек и мир»; русский язык — белорусский язык; трудовое обучение — изобразительное искусство. Уроки физической культуры рекомендуется включать в поне­дельник, среду, пятницу. В сельских школах нежелательно прово­дить урок физической культуры первым и последним, поскольку особенностью двигательного режима сельских детей является не­обходимость ежедневных пеших переходов в школу. Если ходьба в пределах 1—1,5 км оказывает стимулирующее воздействие на детский организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы (свыше 2,5 км) у школьни­ков возникают признаки утомления, отмечается снижение резуль­татов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности. При составлении расписания для базовой и старшей школы не рекомендуется пользоваться ранговой шкалой трудности И. Г. Сивкова (1975), поскольку она не учитывает такой компо­нент обучения, как «утомительность предмета», которая в первую очередь влияет на здоровье ученика. Утомительность уроков по предмету в основном характеризуется изменением работоспособ­ности, а трудность предмета — степенью усвоения учебного мате­риала. При составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени. Каждое образовательное учреждение может провести свою собственную диагностику, используя «Метод экспертных оценок» (Васильева Н. В., 2003). Для этого необходимо: Подготовить наборы с названиями предметов с 5 по 11 (12) класс. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предме­тов и листки для ответов. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе. Уточнить понятие «трудность предметов». Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже — менее трудный и т. д.). Полученный расклад предметов записать на лист ответов. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов». Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и запи­сать полученный расклад на лист ответов. Листы с ответами собрать и обработать.Форма сводной таблицы для обработки листов с ответами Предметы Номера анкет по порядку ∑баллов Средний балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 и т. д. Русский язык Литература Математика и т. д. Расчет среднего балла не имеет достоверно значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели. Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:Ср.б.пр. = где mk — средний балл по предмету одного класса; n — количество классов в исследуемой параллели или по формуле:Ср.б.пр. = где Mk — сумма баллов по предмету в параллели; n — количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утоми­тельности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчи­тывается как среднее значение от суммы средних величин труд­ности и утомительности). Полученные результаты дают возможность создать шкалу при­емлемости предметов, отражающую особенности каждого кон­кретного образовательного учреждения.^ Примерная шкала приемлемости предметов Степень трудности Предметы по рангу Трудный 1-2 (1-3) Выше средней трудности 3-4 (4-6) Средней трудности 5-6-7 (7-11) Ниже средней трудности 8-9 (12-15) Легкий 10-11 (16-18) Постоянная часть шкалы Вариативная часть В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в графу «Предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основа­нии своей собственной диагностики «Методом экспертных оце­нок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала посто­янна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов. Основной структурной единицей учебной работы является урок, от построения которого зависит функциональное состояние школь­ников в процессе учебной деятельности. Гигиенические критерии оценки организации урока представ­лены в таблице 3.Таблица 3 ^ Гигиенические критерии оценки организации урока № п/п Гигиенические показатели, характеризую­щие урок Уровни гигиенической


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Народ и личность в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Реферат Понятие занятости и государственная политика в сфере занятости населения
Реферат Повышение квалификации персонала на предприятии
Реферат Ефективність заходів по покращенню якості води
Реферат Государственный бюджет сущность, структура, функции
Реферат Операции в вентральной области шеи
Реферат Проектирование электрического пищеварочного котла емкостью 250 дм3
Реферат Физиология лошади
Реферат Проблемы трудоустройства выпускников вузов и пути их преодоления
Реферат Император Диоклетиан
Реферат Громадсько-культурна діяльність князя Костянтина-Василя Острозького
Реферат Обоснование конкурентной стратегии предприятия
Реферат Неправильные глаголы
Реферат СМИ как инструмент политического PR на примере деятельности РДП "Яблоко"
Реферат Святая Русь в XVII столетии