УТВЕРЖДАЮ Министр образования Республики Беларусь А. М. РАДЬКОВ 12.06.2006МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД)»*Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни — от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об образовании» (ст. 50). Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т. е. способность к социальной адаптации. Адаптация личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка. Вместе с тем вариативность форм современного школьного образования сопровождается непрерывным увеличением учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, интенсификацией учебного процесса, расширением спектра изучаемых предметов и практики введения факультативных занятий. Имеет место и так называемая скрытая перегрузка: замена уроков физкультуры, труда и т. д. на математику, русский язык и пр.; уроки, не указанные в общем расписании, обозначенные как факультативы или консультации, на которых происходит пересдача контрольных и самостоятельных работ, причем нередко в форме нулевых уроков. Домашние задания не учитывают сочетание нагрузки по другим предметам, поэтому в отдельные дни школьникам приходится выполнять ряд трудоемких заданий. Проведение нескольких контрольных в день — обычное явление. Следуя за научно-техническим прогрессом и постоянно наращивая объем информации, школа уходит от проблем переносимости детьми чрезмерных учебных нагрузок. Помимо школы дети и подростки зачастую занимаются в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции, занятия с репетиторами), причем в большинстве дополнительных занятий преобладает интеллектуальный компонент. Очевидно, что организация внешкольных занятий стихийна, никем не регулируется и не контролируется. Усугубляет проблему учебной перегрузки отсутствие у школьников культуры умственного труда, навыков рациональной организации самостоятельной работы. Как следствие — длительное пребывание в статической позе, сокращение продолжительности сна, нарушение режима питания, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, постоянное психоэмоциональное напряжение, формирование чувства усталости, страха неудачи, неуверенности в себе, обидчивости, накопление отрицательных эмоций. Педагоги увеличивают состояние стресса учащихся, постоянно говоря о сложностях, ожидающих на экзаменах, об угрозе отсева неуспевающих, отсутствии перспектив у тех, кто не может соответствовать выдвигаемым требованиям. В большинстве семей взрослые занимают аналогичную позицию: сверхтребовательность, не всегда обоснованные запреты, жесткие санкции. Учителя в большинстве случаев считают повышенную нагрузку абсолютно нормальной, считая, что значительная часть учащихся не выполняет Домашние задания полностью, а некоторые и вовсе никогда не бывают готовы к уроку. Однако исследования показывают, что школьники, не выполняющие домашние задания, испытывают выраженную скрытую тревогу, у них высокий уровень стрессового напряжения, неудовлетворенность собой. Результатом являются дальнейшее падение учебной активности, риск формирования непродуктивных форм поведения для снятия излишнего эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к ухудшению здоровья. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию у детей функциональных расстройств и хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья белорусских школьников свидетельствует о негативных тенденциях устойчивого характера на протяжении последних десятилетий. Наблюдавшаяся в 70-х и 80-х годах некоторая стабилизация показателей, характеризующих здоровье, сменилась в 90-х годах их ухудшением, а к концу ушедшего века — практически лавинообразным падением числа здоровых детей. По данным популяционных исследований, сегодня в стране детей I группы здоровья ц не более 10% (по некоторым данным 2—5%), II группы здоровья — до 70 %, III группы — 30—40 %, IV группа здоровья достигает 5 %, растет количество детей с врожденной патологией (V группа). Наибольшее ухудшение здоровья выражено в подростковой группе — выпускники школы. Причем по «нездоровью» лидирующее положение заняли девочки. Существенно изменилась общая структура функциональных отклонений — увеличилась доля эндокринно-обменных нарушений и расстройств системы кровообращения. В структуре хронических заболеваний увеличилась доля болезней органов пищеварения и гинекологической патологии. На протяжении всех лет изучения ; отмечается сохранение высокой распространенности болезней опорно-двигательного аппарата и миопии. Нарастает распространенность как хронических заболеваний нервно-психической сферы, так и функциональных нервно-психических отклонений. При анализе заболеваемости детей за период с 1991 по 2002 год установлено, что, несмотря на колебания первичной заболеваемости в отдельные годы, общий тренд за 12-летний период указывает на тенденцию ее роста и ухудшение состояния здоровья. Первичная заболеваемость в 2002 году выше уровня 1991 года на 35,3 %. Наибольший рост отмечается по классу «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» — в 3,7 раза. В 2,3 раза увеличилась заболеваемость болезнями мочеполовой системы; в 2,2 раза — болезнями системы кровообращения; более чем в 2,1 раза увеличилась заболеваемость детей психическими расстройствами. Частота первичных обращений по поводу болезней нервной системы и органов чувств возросла почти вдвое — на 92,9 %, причем преимущественно за счет патологии глаза и уха. На 40 % увеличилась частота травматизма, и он занимает 3-е ранговое место после болезней органов дыхания и инфекционных и паразитарных болезней. Первичная заболеваемость подростков за 12 лет выросла на 55,9 %. При этом заболеваемость подростков болезнями системы кровообращения в 2002 году выше в 1,8 раза, чем заболеваемость детей, а болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани — выше в 1,95 раза, что свидетельствует об экстремальном росте в подростковом возрасте указанных патологий. Наиболее значимый рост заболеваемости подростков отмечается по тем классам болезней, которые чаще приобретают хроническое течение, вследствие чего растет общая заболеваемость. Функциональные нарушения и расстройства, возникающие в школьном возрасте, являются прогнозом риска возникновения болезней в отдаленном будущем. Так, подростки, страдающие расстройствами сердечно-сосудистой системы, являются группой риска по ишемической болезни сердца, инфарктам миокарда, гипертонии, аритмиям, т. е. тем заболеваниям, смертность и инвалидизация от которых среди взрослого населения занимает одно из первых мест. Наблюдение за группой подростков, у которых в 15 лет были выявлены отклонения в уровнях артериального давления, показало, что к 21 году стойкие проявления артериальной гипер- или гипотензии имели место у 53 % мужчин и 44 % женщин. Функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы (как правило, различные формы нейроциркуляторных астений) выявляются почти у 70 % 15-летних подростков, причем чаще у мальчиков. Значительная часть выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии и нуждаются во врачебно-профессиональной консультации. На фоне дифференциации системы школьного образования неизменным остаются факт снижения функциональных возможностей детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями и расслоение контингента учащихся как по календарному возрасту, так и по темпам биологического созревания, что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса и нормировании учебных нагрузок. Исследованиями ведущих гигиенистов установлено, что, даже принимая во внимание многофакторность воздействия на здоровье детей окружающей среды, вклад внутришкольных факторов в формирование «нездоровья» достаточно велик (21—27 %). Причем доля вклада за годы обучения существенно увеличивается: если в 3 классе вклад в дисперсию составляет 12,5 %, то к моменту завершения школы — 20,6 %. К основным неблагоприятным внутришкольным факторам относят: несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; недостаток физической активности школьников; несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса; неудовлетворительная организация питания в школе (в частности, недостаточное обеспечение учащихся горячим питанием); отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья; недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов; низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся. Успешное функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровье-сбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья (СЗ) в общеобразовательном учебном учреждении (ОУ).Глава 1. модель деятельности службы здоровья СЗ — это не дополнительное структурное подразделение, постепенно превращающее образовательное учреждение в «школу-больницу», а функциональное объединение, направленное на достижение целей оздоровления и развития. Наличие подобной службы не исключает, а, наоборот, предполагает развитие и взаимодействие педагогической, психологической, социальной, медицинской и других служб ОУ. Однако все они кроме выполнения своих функциональных обязанностей решают определенные задачи в рамках СЗ. В широком смысле СЗ — это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику школы и региона и осуществляющей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Обязательным условием результативности работы службы является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а также процесса, ведущего к такому состоянию (схема 1). Ведущий признак интеграции — единство процесса и результатов его осуществления. Элементами интеграции являются структурные единицы, взаимодействие которых и обеспечивает получение интегрального результата. Средства интеграции — организационные, образовательные, восстановительно-корригирующие и развивающие. Модель СЗ должна быть адаптивной, не быть жестко привязанной к конкретной образовательной технологии. Она должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; давать возможность на основании своего, а не чужого опыта принимать управленческие решения, организовывать целенаправленную работу по их выполнению; систематически анализировать полученные результаты и ч случае серьезных отклонений вносить необходимые коррективы. Такой цикл должен стать нормой жизни ОУ, благодаря чему адаптивная модель СЗ обеспечит выполнение координационной, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, пропедевтической, стимулирующей функций, а тем самым сохранение здоровья учащихся.Схема1^ Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья ОУ ^ СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ Все современные образовательные и оздоровительные технологии успешно реализуются, если существует планирование содержания работы на весь учебный год или этап. Реализация комплексных оздоровительных программ на уровне ОУ требует интеграции в деятельности специалистов разного профиля. Механизмом этой интеграции может быть план-график работы специалистов различного профиля в рамках СЗ, построенный с использованием метода сетевого планирования (схема 2). План-график позволяет: представить работу по здоровьесбережению в виде целостной системы взаимосвязанных действий: определение цели, организация, контроль и регулирование; увидеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; обеспечить преемственность в деятельности специалистов различного профиля, наиболее полно учесть связи между различными работами; равномерно распределить нагрузку; рассчитать примерные трудозатраты на различные виды деятельности; выявить и реализовать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; определить функциональные обязанности каждого специалиста на соответствующий этап работы; управлять выполнением плана по принципу «главного звена». Схема 2 Построение плана-графика работы специалистов службы здоровья на соответствующем этапе № п/п Вид деятельности Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 ^ Диагностика здоровья: А) медицинская М М В — в декретивные сроки Б)психологическая П П В)социальная С С 2 ^ Гигиеническая оценка: А) санитарно-эпидемиче-ского благополучия ОУ * * ВГ Б) расписания 3 ВГ Г) уроков * * * Р Р 3 ^ Профилактическая и коррекционная работа: А) работа в рамках СанПиН Д, 3, Р, У, Ф, М — постоянно Б) повышение оздоровительной направленности физического воспитания М, Ф, Р — по отдельному плану В) формирование навыков ЗОЖ У, Ф, П, С, Р, М — постоянно Г) вакцинопрофилактика М — в декретивные сроки Д) профилактика заболеваний и оздоровление учащихся М, В, Ф, П, У, Р — по отдельному плану 4 ^ Работа с родителями: А) изучение социального статуса семей С С С С Б) гигиеническое обучение родителей С М П С М С М П В) работа с особыми категориями семей С, П — постоянно 5 ^ Аналитико-информаци-онно-статистическая работа * * * * * * * * * 6 ^ Оценка эффективности работы по здоровье-сбережению * * М * * * М М — медицинский работник; В — участковый врач; П — психолог; С — социальный педагог; Ф — учитель физкультуры; У — учителя-предметники; 3 — заместитель директора; Р — руководитель методобъединения; Д — директор; ВГ — врач-гигиенист; * — совместная работа специалистов. На основании плана-графика составляется детальный план работы каждого специалиста (в соответствии с его должностными обязанностями), который включает следующие разделы: направление работы, задачи в рамках данного направления, способ их реализации, ресурсы, необходимые для реализации соответствующих задач, сроки исполнения, ожидаемый результат, формы контроля. Реализация модели СЗ в практике работы обеспечит систему педагогического, социально-психологического и медицинского мониторинга с целью диагностики, прогноза, организации контроля, коррекции, реабилитации, укрепления физического, психического и социального здоровья школьников как основополагающего условия для достижения целей образования.Глава 2. ^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СРЕДНЕМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИРеализация здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования предполагает исключение или минимизацию вредных для здоровья учащихся воздействий факторов школьной среды, создание условий для формирования и укрепления здоровья ребенка, его успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия. От стратегии вынужденных мер следует переходить к стратегии формирования здоровьесберегающего пространства школы. Причем не к медицинской модели, которая предполагает обеспечение здоровья учащихся путем максимального наполнения школы медицинскими (физиологическими) технологиями диагностики, поддержания и укрепления здоровья, а к психолого-педагогической. Психолого-педагогическая модель основана на приоритете психолого-педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, в которой ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся отводится учителю. Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательном уровне образовательного процесса. В условиях образовательного учреждения большую актуальность приобретает использование собственных возможностей школы в осуществлении профилактической работы и контроля здоровья учащихся. Первоначально следует определить минимально достаточные меры по активной первичной профилактике. Как правило, это обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения образования и соответствующая гигиеническим нормативам организация учебного процесса.^ Обеспечение санитарно-эпидемического благополучиявнутришкольной среды Внутришкольная среда — один из наиболее управляемых факторов формирования здоровья детей и подростков. Так, только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в учреждении образования отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11 %. Учитывая этот факт, следует прежде всего обеспечить реализацию медико-гигиенической технологии здоровьесбережения — создание здоровьесберегающей среды, требования к которой регламентируются СанПиН 12-79—98 «Санитарные правила и нормы организации обучения детей б-летнего возраста»; СанПиН 14-46—96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» с изменениями и дополнениями от 20 декабря 2002 г. (далее — СанПиН 14-46—96); СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Выполнение большинства пунктов Санитарных правил абсолютно доступно и не требует значительных материальных затрат. Основные гигиенические требования к условиям обучения приведены в приложении 1.^ 2.2 Организация учебного процесса Одним из основных направлений здоровьесбережения школьников является работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции организации и интенсивности учебного прогресса, обеспечении соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка. Утомление — естественный физиологический процесс, характеризующийся временным снижением функций в результате выполнения определенного объема работы. Кроме того, быстрому развитию утомления способствуют неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, несоблюдение режима труда и отдыха. Об утомлении школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций); ослабление внутреннего торможения (двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости. Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают, и умственная работоспособность восстанавливается при смене вида деятельности, во время активного отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе или после возвращения из школы. Однако нередко у школьников интенсивная или длительная работа на фоне неполного восстановления работоспособности вызывает переутомление — патологический процесс, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью. Выраженными признаками переутомления являются: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции); стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме детям необходим более длительный отдых, и в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья детей и подростков. В целях профилактики утомления расписание уроков должно составляться с учетом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели (таблица 1). Т а б л и ц а 1 Ранжирование учебных часов в течение недели в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов (Федоров Б. И., Перминова Л. М., 2000) День недели Уроки Классы 5 6 7 8 9 10 11 Понедельник 1 2 3 4 5 6 3 2 4 6 8 3 3 4 8 7 10 3 4 6 8 7 10 4 3 6 8 7 10 2 3 5 8 7 10 3 4 5 8 7 10 4 3 5 8 7 10 Вторник 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 6 1 1 3 5 4 9 3 2 5 7 6 10 3 2 5 7 6 10 3 2 4 7 6 9 3 1 3 9 5 8 3 2 4 6 7 8 Среда 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 3 3 4 8 7 10 1 2 4 7 6 9 2 1 3 6 5 9 3 1 2 6 5 9 3 2 4 7 6 9 2 1 3 5 6 9 Четверг 1 2 3 4 5 6 1 2 3 5 7 2 2 3 7 5 9 1 2 4 4 6 9 2 1 2 6 4 8 2 1 1 6 5 9 2 1 2 6 5 9 2 1 3 5 7 9 Пятница 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 2 1 2 5 5 9 3 4 6 8 7 10 3 2 5 7 6 9 3 2 3 6 5 9 3 2 4 7 6 10 3 2 4 7 8 10 Суббота 1 2 3 4 5 6 2 3 4 6 8 3 3 5 7 6 10 2 3 4 7 6 10 2 1 3 6 5 9 3 2 4 7 6 10 2 2 3 6 5 10 3 2 4 7 8 10 1 — наиболее благоприятные часы; 10 — наиболее неблагоприятные часы; 6—7 — пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы); 8—10 — низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы). Предметы высокой степени трудности должны по возможности планироваться в расписании в наиболее благоприятные часы работоспособности . У младших школьников наиболее высокая работоспособность в течение дня наблюдается на втором-третьем уроках, причем оптимальная — на втором уроке. В динамике учебной недели максимальная работоспособность отмечается во вторник и среду (100 %), несколько ниже — в понедельник и четверг (90—95 %) и самая низкая — в пятницу (75—80 %). Степень трудности предметов представлена в таблице 2.Таблица 2^ Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников (Тиринова О. И., Кузнецова Л. Ф., Фарино Н. Ф., 2003) № п/п Предмет Балл 1 Математика 12 2 Белорусский (русский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения 11 3 Иностранный язык 10 4 Русский (белорусский) язык в школах с русским (белорусским) языком обучения 9 5 Мая Радзіма — Беларусь 8 6 Белорусское (русское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения 7 7 Русское (белорусское) литературное чтение в школах с русским (белорусским) языком обучения 6 8 Человек и мир 5 9 Физическая культура и здоровье 4 10 Трудовое обучение (технология) 3 11 Изобразительное искусство 2 12 Музыка 1 Для оценки правильности составления расписания в начальной школе подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах (цифровые данные могут изображаться графически). Расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду; как нерациональное — при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле. В младших классах объединять уроки по изучению одного предмета недопустимо, поскольку это приводит к быстрому утомлению школьников. При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, моторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для младших классов являются: русское (белорусское) литературное чтение — «Мая Радзіма — Беларусь» — «Человек и мир»; русский язык — белорусский язык; трудовое обучение — изобразительное искусство. Уроки физической культуры рекомендуется включать в понедельник, среду, пятницу. В сельских школах нежелательно проводить урок физической культуры первым и последним, поскольку особенностью двигательного режима сельских детей является необходимость ежедневных пеших переходов в школу. Если ходьба в пределах 1—1,5 км оказывает стимулирующее воздействие на детский организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы (свыше 2,5 км) у школьников возникают признаки утомления, отмечается снижение результатов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности. При составлении расписания для базовой и старшей школы не рекомендуется пользоваться ранговой шкалой трудности И. Г. Сивкова (1975), поскольку она не учитывает такой компонент обучения, как «утомительность предмета», которая в первую очередь влияет на здоровье ученика. Утомительность уроков по предмету в основном характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета — степенью усвоения учебного материала. При составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени. Каждое образовательное учреждение может провести свою собственную диагностику, используя «Метод экспертных оценок» (Васильева Н. В., 2003). Для этого необходимо: Подготовить наборы с названиями предметов с 5 по 11 (12) класс. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе. Уточнить понятие «трудность предметов». Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже — менее трудный и т. д.). Полученный расклад предметов записать на лист ответов. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов». Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов. Листы с ответами собрать и обработать.Форма сводной таблицы для обработки листов с ответами Предметы Номера анкет по порядку ∑баллов Средний балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 и т. д. Русский язык Литература Математика и т. д. Расчет среднего балла не имеет достоверно значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели. Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:Ср.б.пр. = где mk — средний балл по предмету одного класса; n — количество классов в исследуемой параллели или по формуле:Ср.б.пр. = где Mk — сумма баллов по предмету в параллели; n — количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утомительности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчитывается как среднее значение от суммы средних величин трудности и утомительности). Полученные результаты дают возможность создать шкалу приемлемости предметов, отражающую особенности каждого конкретного образовательного учреждения.^ Примерная шкала приемлемости предметов Степень трудности Предметы по рангу Трудный 1-2 (1-3) Выше средней трудности 3-4 (4-6) Средней трудности 5-6-7 (7-11) Ниже средней трудности 8-9 (12-15) Легкий 10-11 (16-18) Постоянная часть шкалы Вариативная часть В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в графу «Предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основании своей собственной диагностики «Методом экспертных оценок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов. Основной структурной единицей учебной работы является урок, от построения которого зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Гигиенические критерии оценки организации урока представлены в таблице 3.Таблица 3 ^ Гигиенические критерии оценки организации урока № п/п Гигиенические показатели, характеризующие урок Уровни гигиенической