Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»Журавлева Татьяна Николаевна, учитель географии, высшая квалификационная категорияФизическая география. 6 класс. «Гидросфера»ТЕМА: Река в природе и на картеУчебно-воспитательные задачи:- формирование знаний о водах суши; реках, строении речной долины, питании, режиме рек;- формирование умения самостоятельной работы с разными источниками информации, умения выделять необходимые знания и устанавливать между ними логические связи;- развивать у учащихся воображение, логическое мышление, умение организованно работать в группе;- прививать интерес детей к окружающей природе.^ Тип урока - изучение нового материала.Форма организации урока – работа учащихся в исследовательских группах.Оборудование урока:1.Термины темы на классной доске:исток половодье ледоходустье межень ледоставприток режим рекиречная система порогбассейн реки водопадводораздел дельтапаводок эстуарийпитание реки губа2.Интерактивная карта «Физическая карта полушарий»;3. Электронный учебник «География 6 класс».4. Слайды призентации.Организационно-мотивационные вопросы: - Изучаем воды суши. Какие части гидросферы относятся к водам суши?- Отгадайте загадку: «Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не выбежит» - что это? Тема урока. «Река в природе и на карте».- Что такое река?- Человеку, родившемуся на маленьком острове, где нет рек, как объяснить, что такое река, или инопланетянину, прилетевшему на Землю с другой планеты.(учащиеся отвечают на вопрос, развивая фантазию и воображение)Слайд №1ТЕМА УРОКА: Река в природе и на карте.«РЕКИ – кровеносная система Земли»Река - это… А. водоём суши несвязанный с океаномОзеро – это… Б. жидкая вода в горных породахМоре – это … В. часть гидросферы, отличающийся солёностью и температурой.Подземные воды – это … Г. постоянный водоток на суше.( сопоставить термин и определение)- Река — постоянный водоток на суше. Благодаря какому природному процессу реки текут по поверхности Земли? (Мировой круговорот воды, сила притяжения Земли)- Рассказ о путешествии капельки (домашнее сочинение) Зачитывают учащиеся. - Реки – это живые организмы. Они имеют своё строение, питание, режим жизни, зависящий от сезона года, имеют свой дом – речную долину, которую сами строят.С жизнью рек мы будем сегодня знакомиться. Для этого разделимся на исследовательско - поисковые группы. У каждой группы план – задание, которое надо выполнить на уроке. Затем обменяемся результатами работы и многое узнаем нового и закрепим полученные знания. Работа в группах 7-10 мин.1 группа – учащиеся рисуют схему речной системы, называют её части, подчёркивая их в списке терминов на доске;2 группа - учащиеся выписывают источники питания и элементы режима рек, выделяют в списке терминов на доске; 3 группа – учащиеся готовят рассказ о строении речной долины, используя схему на слайде из электронного учебника; 4 группа – учащиеся узнают о причинах возникновения порогов и водопадов. Сочинение о песчинке (домашнее сочинение) зачитывают дети. 5 группа – учащиеся показывают «рекордсменов» среди рек мира на интерактивной карте мира. После обмена информацией, класс переходит к практической работе на контурных картах. -Учимся обозначать реки и их бассейны на контурной карте.На контурной карте России обозначить р. Енисей - название реки подписываем у истока и устья реки; притоки – р.Ангара, р. Подкаменная Тунгуска, обвести бассейн реки Енисей красной линией - это водораздельная линия.Слайд 2Закрепление:- В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся. (река)- Сани бегут, а оглобли стоят. (река, берега, строение речной долины)- Зимой скрываюсь, весной появляюсь,летом веселюсь,осенью спать ложусь. (режим реки)Слайд 3Проблемные вопросы:- На каких участках суши рек нет?- У какой реки мира в нашей стране самый большой бассейн?- Какое преимущественно питание у рек Африки?- Когда бывает ледоход на реках Австралии?- Почему вода в океане солёная, хотя реки впадающие в него пресные?- Где находится самый высокий водопад в мире?Слайд 4,5,6,7,8 Фотографии местной реки, показывающие элементы режима реки в разные сезоны года – половодье, межень; речную долину.Слайд 10 Домашнее задание: Параграф № 30, в 1-8. В Рабочих тетрадях выполнить задания на стр.49-54.Привести примеры влияния реки на жизнь человека и о влиянии человека на жизнь реки.Физическая география.6 класс тема «Гидросфера» Урок: Реки в природе и на картеИсследовательская группа №1 «…………………………………………………………………………………………»^ Цель: изучить строение речной системы, схематично её изобразить.Ключевые термины: ИСТОК, РЕКА, ПРИТОКИ, УСТЬЕ, РЕЧНАЯ СИСТЕМА, БАССЕЙН РЕКИ, ВОДОРАЗДЕЛ.Дополнительные термины: дельта, эстуарий, правые притоки, левые притоки.^ Источники знаний: -учебник(2) стр.147-150; прочесть в учебнике текст не выполняя заданий.По стр.150 на рис.134 выполнить следующие задания:- найти на карте реку Волгу;- определить её исток (возвышенность ……..);- определить направление течения реки по сторонам горизонта, и куда река впадает (море);- какую форму имеет устье реки – дельта или эстуарий?- найти её притоки – р.Оку, р.Каму, определить какой из них левый, а какой правый;- найти границу бассейна реки – водораздельную линию;Выполнить эти же задания по физической карте России в атласе на примере реки Обь; - Какую форму устья имеет Обь – дельта или эстуарий?В «Рабочих тетрадях»(5) выполнить зад.2,3 на стр.50.^ Отчёт по выполненной работе:На классной доске нарисовать схему речной системы, назвать её части. Обозначить бассейн реки.Речная система = ………+………..+………+…….^ ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:Мне всё понятно, я справился с заданиями -Мне всё понятно, но не все задания выполнил -Мне непонятно, задания сложные - Выбери вариант для оценки своей работы.Физическая география.6 класс тема «Гидросфера» Урок: Реки в природе и на картеИсследовательская группа №2 «…………………………………………………………………………………………»^ Цель: узнать о питании и режиме рек.Ключевые термины: дождевое питание, снеговое питание, подземное питание, ледниковое питание, смешанное питание, режим реки, ледостав, ледоход, половодье, межень.^ Источники знаний:-учебник(1) стр. 90-91, прочитать, находя ключевые слова.Ответить на вопросы:- какое питание у рек Африки, Австралии?- какое питание у рек Северной Америки и Евразии?- какое питание у рек Южной Америки?- какое питание у рек России?- есть ли в режиме рек Африки, Южной Америки, Австралии ледостав и ледоход? Если да, почему и если нет – почему?- от чего зависит питание и режим рек?- какое питание у нашей реки Пур?^ Отчёт о проделанной работе:Написать на классной доске: источники питания рек; выделить в списке элементы режима рек.Режим реки в умеренном тепловом поясе = …….+……..+……….+………Ответить на вопрос - от чего зависит питание рек и режим?^ ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:Мне всё понятно, я справился с заданиями -Мне всё понятно, но не все задания выполнил -Мне непонятно, задания сложные - Выбери вариант для оценки своей работы.Физическая география.6 класс тема «Гидросфера» Урок: Реки в природе и на картеИсследовательская группа №3 «…………………………………………………………………………………………»^ Цель: узнать строение речной долины.Ключевые термины: русло, пойма, склон долины, ущелье.Дополнительные термины: пойма широкая или узкая, склоны долины пологие или крутые, обрывистые, строение долины реки в верхнем течении (ущелье) и в нижнем течении реки.^ Источники знаний:- учебник(1) стр.87, рис.57; стр.92, рис.60.Ответить на вопросы используя рисунки:- какие элементы выделяются в строении речной долины?- на каком рисунке показана речная долина в верхнем течении реки( у истока), а на каком - в нижнем течении реки?- как различается строение речных долин у горных рек и у равнинных?- в пойме какой реки находится наш посёлок?Отчёт по выполненной работе:Рассказать о строении речной долины.Речная долина = …… +…... +………^ ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:Мне всё понятно, я справился с заданиями -Мне всё понятно, но не все задания выполнил -Мне непонятно, задания сложные - Выбери вариант для оценки своей работы.Физическая география.6 класс тема «Гидросфера» Урок: Реки в природе и на картеИсследовательская группа №4 «…………………………………………………………………………………………»^ Цель: узнать, какую роль играет река в образовании и изменении горных пород.Ключевые слова: галька, гравий, песок, обломочные горные породы, водопад, порог.Дополнительные термины: перенос горных пород, отложение горных пород, образование плёсов, островов, дельт.^ Источники знаний:-учебник(3) стр.95 , пятый абзац, прочитать.Ответить на вопросы:- какие горные породы образует река?- из каких горных пород образуются плёсы, острова на реках и дельты рек?- какие горные породы в русле реки в горах и на равнинах?- почему вода в реках пресная, а в морях, в которые они впадают – солёная?- где образуются водопады и пороги?Отчёт о проделанной работе:Ответить на вопрос :- Где образуются пороги и водопады?- Какие горные породы образует река?^ ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:Мне всё понятно, я справился с заданиями-Мне всё понятно, но не все задания выполнил-Мне непонятно, задания сложные-Выбери вариант для оценки своей работы.Физическая география.6 класс тема «Гидросфера» Урок: Реки в природе и на картеИсследовательская группа №5 «…………………………………………………………………………………………»^ Цель: узнать мировых «рекордсменов» среди рекКлючевые названия: р.Нил (6671км), р.Амазонка (6400км), вдп.Анхель (1054 м), вдп.Виктория (120 м), вдп.Ниагарский (51 м), р.Миссисипи, р.Лена (4400 км), р.Обь (2990 кв.км), р.Енисей.^ Источники знаний: справочник, справочный материал атласа, (1)учебник § 30.Ответить на вопросы и найти объекты на карте:- самая полноводная река мира -….- самая полноводная река России -….- самая полноводная река Северной Америки -…- самая длинная река мира -….- самая длинная река России -….- самый высокий водопад мира-…- самый большой водопад Северной Америки -…- самый большой водопад Африки -….- река, имеющая самый большой бассейн -…- река России, имеющая самую большую площадь водосбора -…Отчёт о проделанной работе: Показать на настенной карте эти объекты.^ ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ:Мне всё понятно, я справился с заданиями -Мне всё понятно, но не все задания выполнил -Мне непонятно, задания сложные -Выбери вариант для оценки своей работы.Список литературы:1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.Начальный курс географии: Учебник для 6 кл, общеобразовательных учреждений- М.: Дрофа, 2003.2.Дронов В.П., Савельева Л.Е.Геогрпфия. Землеведение.6кл. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.:Дрофа,2008.3.Кошевой В.А., ЛобжанидзеА.А. География. Земля.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.2004.4.Летягин А.А. География:6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.П.Дронова. -М:Вентана-Граф,2007.5.Шатных А.В. Начальный курс географии. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6кл.» - М.: Дрофа, 2009.