Реферат по предмету "Разное"


«про душу не забыть »

«ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ...» (О ВЕРЕ И БЕЗВЕРИИ В ПРОЗЕ В.М.ШУКШИНА) Ольга Левашова, доктор филологических наук, профессор Алтайского государственного университета Сложно решается проблема веры в прозе Шукшина, художника советской эпохи. Часто к прозе писателя и к его личности пытаются подходить с мерками иных временных реалий (так, Г.Бурков подчеркивал в Шукшине возможность при других обстоятельствах стать «духовником»), однако автор «Калины красной» был человеком, ярко и точно выразившим в творчестве свое время. В шукшиноведении наблюдается большой спектр оценок и суждений: от признания Шукшина вполне православным писателем до поиска в его произведениях влияния языческих и натурфилософских представлений. На православных основах мировоззрения писателя особенно настаивают зарубежные литературоведы. Так, американский ученый Д.Б.Данлон утверждает: «…интерес и уважение Шукшина вызывает один лишь путь разрешения проблем социальной жизни — традиционно русский путь православного христианства». В.Ф.Горн, стоявший у истоков такого решения проблемы в отечественном шукшиноведении, всё же существенно корректирует мнение американского ученого: «Пришла возможность сказать, что христианская культура все более находила в Шукшине своего художника, для которого нравственные заповеди были основой его отношения к миру. Христианская культура в сознании Шукшина удивительным образом сближалась с крестьянской культурой, с ее восприятием красоты, добра, с ее совестливостью и утверждением правды». Однако эти идеи, казалось бы, опровергаются самим писателем. Подчеркнуто прохладное отношение к христианской обрядовости и вообще некое смешение православия и язычества Шукшин демонстрирует в своей публицистике не раз, однако более пространно и определенно он выскажется в статье «Монолог на лестнице»: «Хочется еще сказать: всякие Пасхи, святки, масленицы — это никакого отношения к Богу не имело. Это праздники весны, встречи зимы, прощания с зимой, это форма выражения радости людской от ближайшего, несколько зависимого родства с природой. Более ста лет назад Виссарион Белинский достаточно верно и убедительно сказал, как русский мужик относится к Богу: годится так годится, а не годится — тоже не беда». И все же, в творчестве писателя, можно сказать без преувеличения, огромен пласт традиционно христианской образности, в нем заметен явный интерес к старообрядчеству, многие его герои «родом из кержаков», в прозе писателя можно почувствовать отголоски легенды о Беловодье. Всё это позволяет говорить о противоречивости, может быть, даже об эклектизме позиции писателя в этом вопросе. Шукшин, с одной стороны, типичный «шестидесятник» с его неистребимой верой в разум, с другой — носитель древних верований и традиций. Конечно же, у Шукшина нет и не могло быть индивидуального духовного религиозного опыта, но он был и есть у народа, из которого Шукшин вышел. «Коллективное бессознательное» Юнга дает себя знать в пристальном интересе Шукшина к рудиментам веры. Он искренне сопротивляется им. С другой стороны, недаром символом красоты, органики, всеединства у Шукшина чаще всего становится церковь («Крепкий мужик», «Мастер»). А.Заболоцкий вспоминает разговоры с Шукшиным о вере и приводит объяснение режиссером символического смысла появля-ющейся в фильме «Калина красная» разрушенной колокольни: «Разговоры эти (о вере. — О.Л.) привели к организации в финале кадра встречи с матерью: “Поруганная церковь без креста фоном будет объяснять не только Егора Прокудина, а нацию — собирательно”». Антропологический характер творчества писателя ХХ века, преимущественный интерес к «душе человеческой», стремление разгадать «тайну» личности — всё это неумолимо приводило Шукшина к необходимости обращения к традициям православной культуры. Подчеркнуто религиозное видение предстает в позднем шукшинском рассказе «На кладбище» из цикла «Внезапные рассказы»: солдат встречается с «земной Божьей Матерью». Для неверующих ею оставлен знак на гимнастерке солдата — ясный образ Богородицы. В отличие от киноповести «Живет такой парень», в рассказе Шукшина метафизика становится частью самой действительности. После рассказа старушки-матери и ее прикосновения рассказчик хотел бы «снять пиджак и посмотреть — нет ли там чего». Разрушительное начало в человеке и мире очень часто напрямую связывается писателями разных эпох с традиционными для христианства образами бесовщины. Бесноватым предстает главный герой шукшинского рассказа «Крепкий мужик» Николай Шурыгин, русский «деятель» нового, советского толка. Желание свалить церковь сначала мотивируется Шурыгиным прагматично: «Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода возить». Тема бесовства воплощается в неистовстве Шурыгина, с которым он крушит церковку: «Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали». «Крепость» Шурыгина — это сила железная, бездуховная, дьяволь-ская. Эта сила в рассказе сталкивается с другой («крепкая церковь»), одухотворенной, дарящей радость, ощущение дома и родства людей. На замечание Шурыгина, что в ней все равно никто не молился, мать скажет: «Да, бывало, откуда ни идешь, ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее — вроде уж дома. Она сил прибавляла...» В кульминационной сцене гибели церкви одушевленными предстают обе силы — разрушительная и созидательная, дьявольская и божеская: «Тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели... Дрогнул верх церкви... Стена, противоположная той, на какую свалили, вдруг разодралась по всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз. Земля вздрогнула, как от снаряда, всё заволокло пылью». Конкретная жанровая сцена у В.М.Шукшина «просвечена» религиозно-философским подтекстом, сразу бросается в глаза символика цвета: «белая стена церкви» — чистота и святость, черная щель — разверзающаяся преисподняя. Борьба Шурыгина с церковью становится уничтожением самобытности, выбивающейся из общего ряда, из общего строя. Заканчивается рассказ победой железной, бездуховной, нравственно не проясненной силы. Покидает деревню не человек-функция, а персонифицированная железная сила, ее безжалостность подчеркнута метафорой-убийством: «Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающие лезвия света и помчал по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду». Последняя фраза является скрытой отсылкой к одному из основных национальных мифов. Характер героя в таком контексте становится социально-философским обобщением. Торжество дьявольского оказывается теснейшим образом связано с главной темой рассказа «Крепкий мужик»: сначала с осквернением храма (в церкви — склад), потом с его разрушением. Тема божеского и дьявольского как главного выбора пути и судьбы определяет композицию рассказа «Земляки». В жизни двух братьев, Анисима и Гриньки, даны два диаметрально противоположных выбора. Анисим всю жизнь провел на земле, в согласии с самим собой и миром. Поэтому экспозиция рассказа, поэтическое описание природы и открывающейся красоты мироздания окрашена сознанием Анисима. Нет, не разгадал и он загадку, «зачем дана была эта непосильная красота?» Но Анисиму, как человеку из народа, не страшен уход, ему спокойно думается о смерти: он выполнил свое человеческое предназначение. Источник жизненного пути героя «божеский», поэтому его предназначение — одухотворять, оживлять, продолжать свой род. «Дьявольское» воплощает Гринька. Недаром он назван Анисимом «прокудой», «шельмой». Рассказ о детской шутке Гриньки, намазавшего золой свинячий пузырь и напугавшего им соседа, который принял «харю» за чёрта, позволяет прочитать жизненную судьбу второго брата Квасова через библейскую легенду о «бесноватом». Данный эпизод становится своеобразным «ключом» к поступкам Гриньки (не вернулся в свое родное село после войны, не признался брату при последней встрече). Более того, понятны внутренняя неуспокоенность Гриньки и его нежелание принять смерть. Воспоминание об отце позволяет прочитать этот рассказ через притчу о «возвращении блудного сына». Однако по существу «возвращение» не состоялось: Анисим при личной встрече не признал брата, а Гринька так и не открылся. Догадка пришла позднее, потому что Гринька — «чужой» по обличью: «городской», «в шляпе», «в добрых штанах» — и чужой по духу, так и недопонявший, в отличие от Анисима, чего-то самого главного в жизни. Тема бесовства в творчестве Шукшина, связанная с темой богооставленности, тоски, одиночества человеческой личности, часто будет воплощаться через идею двойничества. Двойничество, воссозданное не только в социально-психологическом, но и в философском аспекте, отражает диалектику «божеского» и «дьявольского» в человеке. Поиск шукшинским героем веры, духовного содержания жизни и человека определяет содержание одного из самых спорных рассказов писателя — «Верую!». Противоречивое отношение Шукшина к вопросам веры обнаруживается в анализируемом рассказе уже на уровне писательского замысла. В рабочих тетрадях Шукшин определяет главную тему рассказа как безверие: «Взвыл человек от тоски и безверья. Пошел к бывшему (?) попу, а тот сам не верит. Вместе упились и орали, как быки недорезанные: “Ве-рую!”». Канонический текст рассказа действительно начинается автореминисценцией — воскресной тоской героя, которая мотивируется его безверием. В замысле и окончательном варианте текста для нас важно соединение понятий «тоски» и «безверья». Тоска, как правило, свидетельство влияния дьявольских сил на человека. В шукшинской прозе психологическое состояние тоски для героя наиболее частотно. Однако в беседе с корреспондентом итальянской газеты Шукшин дает уже иное, в духе «шестидесятника», объяснение и иную мотивировку тоски героя, что, на наш взгляд, и отражает противоречивость позиции писателя: «Для того чтобы кормить наш разум, мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда — серьезная тоска. Оттого, что мы какие-то вещи не знаем точно, не знаем в полном объеме, а идет такой зуд: мы что-то знаем, что-то слышали, а глубоко и точно не знаем. Отсюда… в простом сельском мужике тоска зародилась. А она весьма оправдана, если вдуматься. Она оправдана в том плане… в каком надо еще больше и глубже знать…». Либо нужно признать это высказывание мистификацией Шукшина, либо позиция автора сродни высказываниям героев рассказа «Верую!», которые хотят постичь непостижимое, сакральное силой своего разума. А так как кантовская «вещь в себе» разумом не постигается, они и отбрасывают всё чудесное. Поп в рассказе «Верую!» отрицает все чудеса, вере в христианское чудо он противопоставляет достижения научно-технической революции. Поп — такое же «дитя» своего века, как и автор: «Ве-ру-ю-у! — заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил: — В авиацию, механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! Ибо это объективно!..» Поп отрицает мысль о загробной жизни, в силу этого не веря и в чудо воскресения. Обращаясь к Максиму, он прямо утверждает: «Не бойся, что будешь языком сковородки лизать на том свете, потому что ты уже здесь, на этом свете, получишь сполна и рай, и ад». Рассуждая о существовании Божьем, шукшинский герой заявит: «Я сказал — нет. Теперь я скажу — да, есть». Рассказ Шукшина «Верую!» знаменует отпадение от божеского, отказ от основных символов веры и поэтому победу дьявольского начала. На первый взгляд, «шестидесятник» Шукшин в вопросах веры и чудесного разделяет рационалистические взгляды. Однако в решении этого вопроса всё  оказалось сложнее. Герои Шукшина вопреки законам объективной действительности пытаются открыть вечный двигатель, лекарство от рака или в микроскоп увидеть луну. Симпатии автора на стороне чудаков и мечтателей. В атеистический век всё более обнажается духовный вакуум. Более того, если добро, которое в народе всегда было связано с «божеским», оставляет свой «плацдарм», то это место неукоснительно занимает зло. Шукшин хорошо это понимал, что отразилось в его прозе, особенно позднего периода. * * * Издательским домом «К единству!» Международного общественного Фонда единства православных народов готовится к печати в 2012 году новый сборник из серии «Русские писатели и православие» — «В.М.Шукшин и православие».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие о ветеринарно-санитарной экспертизе
Реферат Инфекционный гастроэнтерит среднетяжелой степени тяжести
Реферат Социальные отношения в трудовом коллективе и пути их совершенствования
Реферат Уильям Петти о государственном бюджете
Реферат Подготовка документов на компьтютере
Реферат Анализ и технологическая оценка химического производства
Реферат Медитация против рака. Энтропийный подход
Реферат Технология приготовления итальянских мучных кулинарных изделий. Особенности приготовления и реализации
Реферат Налоговый контроль на примере налоговой инспекции
Реферат Oceans Essay Research Paper The Ocean
Реферат Evolution Vs Creationism Essay Research Paper The
Реферат Оценка себестоимости продукции
Реферат Некоторые особенности расследования преступлений связанных с дорожно-транспортными происшествиями
Реферат Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях Павловской ГЭС
Реферат TaySachs Disease Essay Research Paper Taysachs disease