Реферат по предмету "Разное"


«псевдодокументализм» в русской неподцензурной прозе 1970-1980-х годов (Вен. В. Ерофеев, С. Д. Довлатов, Э. В. Лимонов)

На правах рукописиПОЛИВАНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ«ПСЕВДОДОКУМЕНТАЛИЗМ» В РУССКОЙ НЕПОДЦЕНЗУРНОЙ ПРОЗЕ 1970–1980-Х ГОДОВ(Вен.В. Ерофеев, С.Д. Довлатов, Э.В. Лимонов)Специальность 10.01.01 – Русская литератураАвтореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2010 Работа выполнена на кафедре истории русской литературы новейшего времени Российского государственного гуманитарного университета^ Научный руководитель: Кандидат филологических наук, доцент Бак Дмитрий ПетровичОфициальные оппоненты: Доктор филологических наук, профессор Черняк Мария Александровна Кандидат филологических наук, доцент Солдаткина Янина Викторовна^ Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Защита состоится «28» октября 2010 года в ____ часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл., д. 6.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университетаАвтореферат разослан «27» сентября 2010 годаУченый секретарь совета, кандидат филологических наук, доцент В.Я. Малкина^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫВ настоящей работе исследуются «Москва – Петушки» Вен.В. Ерофеева, «Невидимая книга» С.Д. Довлатова и «Это я – Эдичка» Э.В. Лимонова. Эти произведения объединены в особую группу на основании двух факторов: они содержат автобиографические элементы и принадлежат авторам, представляющим неподцензурную литературу советской метрополии и русского зарубежья. Не будет преувеличением сказать, что «Москва – Петушки» Вен.В. Ерофеева, «Это я – Эдичка» Э.В. Лимонова и целый ряд произведений С.Д. Довлатова оказались важнейшими текстами позднего советского периода и в значительной степени повлияли на формирование «образа эпохи» в глазах современников и потомков. Литературные репутации этих авторов обладают рядом сходных черт: не случайно в научной и критической литературе встречаются упоминания о соответствующих биографических мифах: «мифа о Веничке», «мифа об Эдичке», «довлатовского мифа». При этом отличительной особенностью этих «мифов» стало то, что они формировались прежде всего за счет произведений, содержащих автобиографические элементы, в которых главные персонажи эксплицитно соотнесены с авторами. ^ Актуальность темы. В отечественном литературоведении последнего времени все больше внимания уделяется осмыслению наследия 1970-1980-х годов. Часть писателей и поэтов этой эпохи уже с середины 1990-х годов воспринимаются как классики русской литературы: по их произведениям защищаются диссертации, их творчество изучают на персональных семинарах и именных конференциях (например, в РГГУ регулярно проходят Сапгировские и Приговские чтения). Однако исследованию внутренних связей между произведениями этой эпохи посвящено сравнительно мало работ. После всплеска интереса к «возвращенной» литературе в начале 1990-х годов, когда критика занималась в первую очередь выстраиванием новой иерархии писателей в условиях отсутствия цензуры, насущная необходимость сравнительного анализа «Москвы – Петушков», романа «Это я – Эдичка» и произведений С.Д. Довлатова пропадает. Между тем, именно эти внутренние связи позволяют понять, какие процессы развивались в неподцензурной литературе на уровне синхронии, каким образом она развивалась, эволюционировала. Отдельно необходимо отметить, что за последнее десятилетие были опубликованы несколько обобщающих работ, посвященных самиздату1. Однако все они носят либо мемуарный, либо энциклопедический характер, в них не рассматриваются сложные связи между текстом и биографиями и/или литературными репутациями писателей.^ Степень разработанности темы. Хотя активное изучение творчества интересующих нас авторов началось лишь в 1990-е годы XX века, произведениям Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова и Э.В. Лимонова посвящены уже сотни научных исследований, по ним защищены десятки диссертаций. Библиография работ, связанных с темой нашей диссертации, будет дана в списке использованной литературы. Во введении же уместно перечислить лишь те исследования, которые дают общий взгляд на историю русской неподцензурной литературы советского времени и рассматривают авторов поэмы «Москва – Петушки», «Невидимой книги» и романа «Это я – Эдичка» в единой перспективе. В дело осмысления русской литературы последних десятилетий советского времени значимый вклад внесли несколько пособий для студентов, посвященных новейшей русской литературе. Так, в трехтомнике Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого2 Вен.В. Ерофеев и С.Д. Довлатов вписываются в контекст русского постмодернизма: Вен.В. Ерофеев называется одним из его основателей, а С.Д. Довлатов – писателем, которого интересуют темы, связанные с «важнейшими художественно-философскими сюжетами постмодернизма, вырастающими вокруг проблемы симуляции и симулякров, с одной стороны, и диалога с хаосом – с другой»3. Именно в контексте постмодернизма рассматриваются произведения Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова и Э.В. Лимонова и в других учебных пособиях4. Произведения С. Д. Довлатова и Э. В. Лимонова сравниваются в нескольких критических работах первой половины 1990-х годов5, однако сравнения эти носят по большей части формальный характер – основанием для них служит общая для обоих авторов тема современной эмиграции, а не сходство их творческих принципов.Цель настоящей работы – доказать существование в русской неподцензурной прозе 1970–1980 годов корпуса текстов, основанных на едином творческом принципе, который в данном исследовании будет определяться как «псевдодокументализм», особое сочетание автобиографической достоверности событий и художественного вымысла (точное определение см. ниже). Распространение творческого принципа псевдодокументализма связано с разделением литературы на подцензурную и неподцензурную. При восприятии текста, опубликованного в официальной печати, у критика или читателя неизменно возникает ощущение сходства или различия между реальным, биографическим обликом автора, его литературной репутацией с одной стороны и судьбой и характерами героев – с другой (даже если судьба и характер героя основаны на автобиографическом материале). О любом советском подцензурном авторе второй половины XX века, от А.Т. Твардовского и К.М. Симонова до В.М. Шукшина и Ю.В. Трифонова, читателю известно немало фактов: место рождения, уровень образования, жанровые пристрастия, особенности стиля, названия ранее опубликованных произведений, литературные премии, правительственные награды и многое другое. В случае же восприятия неподцензурного текста читатель оказывается в информационном вакууме. Какие бы то ни было сведения об авторе он может получить только из самиздатского текста. В 1970 – 1980-е годы это понимают и сами неподцензурные писатели, многие из которых вводят биографическую информацию непосредственно в сам текст. Именно это и провоцирует сложное сочетание вымысла и достоверности в прозаических произведениях означенной эпохи.^ Методологическая база исследования. Термины, обозначающие особое сочетание правды и вымысла в художественных произведениях, многочисленны. Тем не менее, в диссертации вводится еще один – творческий принцип псевдодокументализма. Необходимость его введения заключается в том, что в диссертации он прилагается к конкретной эпохе, которая и определила его специфику. В зарубежном литературоведении принято деление на fiction (художественная, вымышленная литература) и non-fiction (нехудожественная). Non-fiction нельзя переводить как документальную прозу, так как в систему жанров non-fiction входят, в частности, энциклопедии, научные статьи, самоучители, литературная критика. В наиболее общем виде определение литературы non-fiction звучит так: «литература без участия вымысла»6. Произведения Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова и Э.В. Лимонова принадлежат в большей степени к литературе fiction, чем к non-fiction. Тем не менее, в текстах указанных авторов используется большое количество автобиографического материала, писатели стараются убедить читателей в том, что их произведения носят мемуарный характер. С большей степенью точности принципу псевдодокументализма соответствуют два других термина. Для обозначения документально-художественной литературы в исследованиях последних лет используется понятие semi-fiction (полухудожественная) литература, то есть литература, основанная на фактах, но в которой есть и выдуманные автором персонажи или события. Кроме того, существует и термин autofiction7: под ним подразумевается, что автор выступает в произведении под собственным именем и ведет рассказ от первого лица; однако, определяя свое произведение как роман, повесть, рассказ или поэму, автор не настаивает на документальной достоверности рассказываемого, оставляя читателю возможность самому выбрать стратегию толкования. В диссертационной работе будет показано, что и эти термины не вполне применимы для описания литературной ситуации 1970 – 1980-х годов, главной особенностью которой было сосуществование подцензурного и неподцензурного корпуса текстов. В диссертационной работе учитывался также термин, введенный в научную литературу французским социологом Ф. Леженом, – «автобиографическое соглашение»8. Под ним понимается, как отмечает переводчик Лежена на русский язык Б. Дубин, «договор, который повествователь, чаще всего уже в первых строках своего самоописания, как бы заключает с мысленным или исторически конкретным адресатом, когда представляет ему себя самого, поясняет смысловую задачу и литературную оптику своей будущей книги»9. Определение «псевдодокументализма» по отношению к своим собственным произведениям применялось С.Д. Довлатовым. Приведем развернутую цитату из интервью писателя, в которой он формулирует собственную литературную позицию: «Дело в том, что тот жанр, в котором я, наряду с другими, выступаю, это такой псевдодокументализм. Когда все формальные признаки документальной прозы соблюдаются, то художественными средствами ты создаешь документ. Например, любая жалоба, написанная малограмотной советской женщиной в домоуправление по поводу ее водопровода или крана на кухне, – это невероятно выразительный документ, по стилю, по тону. Вот попытка создания такого документа – это уже творческая задача. Одно дело его сфотографировать, зафиксировать и процитировать, а другое его воссоздать. Скажем, Зощенко создал тот язык, которым он писал, хотя этот язык был очень созвучен тому, что в те годы можно было услышать на улице, и я пишу псевдодокументальные истории, надеясь, что они время от времени вызывают ощущение реальности, что все это так и было, хотя фактически на сто процентов этого не было, это все выдумано. (…) Во всяком случае, правды и документальной правды и точности в моих рассказах гораздо меньше, чем кажется. Я очень многое выдумал»10. В настоящей диссертационной работе будет учитываться определение «псевдодокументализма», данное С.Д. Довлатовым, но термин будет пониматься несколько иначе. Мы будем считать, что псевдодокументализм как творческий принцип заключается в том, что автор, обычно выступающий в произведении под своим именем, одновременно и настаивает на документальной достоверности рассказываемого, и дает понять, что его произведение необходимо воспринимать как fiction, вымышленную литературу. В этом объединении двух противоречивых задач заключается отличие псевдодокументализма от autofiction. Псевдодокументализм дает возможность писателям создавать ситуацию противоречивого узнавания/неузнавания биографических подтекстов произведения, что составляет дополнительную (помимо сюжетной) интригу художественных текстов. Творческий принцип псевдодокументализма возникает в силу особого статуса неподцензурных текстов: автор в условиях самиздата не имеет возможности представить себя читателю, дать свой внехудожественный образ. Те или иные черты, близкие к принципу псевдодокументализма в нашем понимании, легко обнаруживаются в литературе разных эпох. Характерные черты такого принципа можно найти, скажем, в рассказе В.М. Гаршина «Четыре дня», написанном в 1877 году. В этом рассказе повествование ведется от первого лица, причем повествователь максимально сближен с автором – так же, как и сам Гаршин, он участвует в боевых действиях в рамках Русско-Турецкой войны (1877 – 1878). Про повествователя сказано, что он – «барин», так же, как и сам В.М. Гаршин. Однако в конце рассказа становится понятно, что Иванов (так зовут повествователя в «Четырех днях»), хоть и похож на В.М. Гаршина, но все же не полностью списан с него: у Иванова ампутируют ногу, в то время как ранение самого Гаршина хоть и было серьезным, но не привело к таким последствиям. Намерение автора одновременно и сблизить героя (повествователя) с самим собой, и показать принципиальные различия можно найти и в других произведениях русской литературы: от повести М. Горького «Детство» до романа «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. Стремление к нарочитому смешению правды и вымысла, художественной игры с документом можно найти и в советской подцензурной литературе второй половины XX века. Так, на стыке документальной и художественной литературы после войны работал В. Катаев11. Из-за этого совершенно логичным выглядит и то, что критики, когда им было необходимо дискредитировать авторов, которые использовали принцип псевдодокументализма в неподцензурной литературе, сравнивали их творческие установки с установками такого «официального» автора как В. Катаев. Вот как определял творчество С.Д. Довлатова не принимавший довлатовских взглядов на литературу В. Бондаренко: «Этакая псевдодокументальность, приблизительная вспоминательность, когда в свои шальные рассказы он вставлял абсолютно подлинные имена. Даже скандальный катаевский мовизм "Алмазного венца" был прикрыт псевдонимами»12. Принципы псевдодокументализма использовались писателями и на рубеже XX – XXI веков. Например, повесть С.М. Гандлевского «Трепанация черепа» наполнена историческими фактами, в ней упоминаются друзья и знакомые самого писателя, повествование ведется автором от первого лица. Однако уже с самого начала – с эпиграфа – начинается «игра с правдой», похожая на ту, которая есть в произведениях Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова и Э.В. Лимонова. Приведем этот эпиграф целиком: «Я люблю, когда врут! Вранье есть единственная привилегия перед всеми организмами. Ф.М. Достоевский»13. Таким образом, псевдодокументализм 1970-1980-х годов вписывается в широкий контекст произведений, которые строились одновременно и на документе, и на вымысле. В данной работе будет показано, что сопоставление правды и вымысла в произведениях неподцензурной литературы 1970 – 1980-х годов оказалось абсолютно уникальным явлением. Это и заставляет нас применить особую терминологию и ввести понятие «псевдодокументализма» как особого творческого принципа. Основные особенности литературной ситуации в СССР во многом определялись цензурой, которая ко второй половине XX века привела к разделению культуры на официальную и неофициальную, подцензурную и неподцензурную. Эти две культуры существовали как будто бы в параллельных мирах, хотя на самом деле связи между ними были достаточно крепкими, причем изучение этих связей еще только предстоит современной науке. Неподцензурная литература послевоенного времени в современной науке обычно сводится к понятию «самиздат» (участники самиздата предпочитают писать его с большой буквы – Самиздат), в который, в свою очередь, входит и «тамиздат». «Удивительна судьба Самиздата: став инфраструктурой независимой мысли в СССР, он послужил одним из главных источников того идейного многообразия, которое захлестнуло страну в последние годы Перестройки, и как будто бесследно растворился в прошлом»14, – пишет во введении к «Антологии самиздата» В. Игрунов, подчеркивая, что эта литературная эпоха и эпоха общественной мысли навсегда ушли в прошлое. «Иные книги изданы тиражами, не многим превосходящими их тиражи в Самиздате, но, все же, они доступны»15, – подчеркивает он главную особенность неподцензурной литературы советского времени. В СССР неподцензурные авторы писали свои произведения, точно зная, что они не могут быть опубликованы, не дойдут до широкого читателя. Фигура автора не может быть публично предъявлена читателю: неподцензурный автор не может давать интервью, не может устраивать литературные вечера, о нем, как правило, вообще ничего неизвестно. Поэма «Москва – Петушки», роман «Это я – Эдичка» и произведения С.Д. Довлатова были написаны авторами, которые точно знали, что их тексты не могут появиться в подцензурной советской литературе. В романе «Это я – Эдичка» описывается, как рассказчик отправляет из США свои стихотворения в советский журнал «Новый мир». Характерны его мысли: «Письмо в редакцию журнала "Новый мир" написал я из озорства и любви к скандалу. Почти будучи уверен в том, что стихи мои не напечатают, не отказывал я себе в удовольствии поморочить голову и тем и другим»16. (и редакторам «Нового мира», и эмигрантской общественности, которая не могла представить, что эмигрант может послать стихи в советский журнал) Вен.В. Ерофеев не делает и этого: он ни разу в своей жизни не пытается опубликовать произведения в официальной печати. Для него как будто не существует ни «Нового мира», ни «Октября», ни других журналов, нет Союза писателей, нет официальных наград, нет самого статуса – советский писатель. Эта установка на подпольность, существование в параллельной системе характерны не только для указанных нами авторов, но для всего поколения (теми же принципами руководствовались, в частности, объединение СМОГ, группа «Московское время», поэты «лианозовской школы» и многих других). Распространение литературных произведений по каналам самиздата, а не в официальной литературе, приводило к различиям в поведении авторов подцензурной и неподцензурной систем. У «официальных» авторов существовал внелитературный образ: открывая книгу поэта или прозаика, входящего в Союз писателей, читатель мог узнать его биографию из словарей или справочников, понять его видение мира из интервью, опубликованных в газетах и журналах, сравнить поступки героев его произведений с поступками самого автора. Биография такого автора была явлена читателю, подъем писателя по карьерной лестнице сопровождался соответствующими атрибутами: выходами книг, премиями, литературными вечерами. Таким образом у читателя появлялось поле для сравнения внелитературного образа писателя с образами героев его произведений. Литературное поведение андерграундного писателя принципиально иное. В повести С.М. Гандлевского «Трепанация черепа» читаем: «…И этого урока нам хватило. И потом – почти двадцать лет – вплоть до горбачевской перестройки – ни я и никто из литераторов, знаемых, любимых или уважаемых мной, в эти Александрийские библиотеки носу не казал, близко к ним не подходил! (…) Я имею честь принадлежать, – и сейчас, я не паясничаю, а говорю вполне серьезно, – действительно, имею честь принадлежать к кругу литераторов, раз и навсегда обуздавших в себе похоть печататься. Во всяком случае в советской печати»17. Показательна и другая цитата: «Речь уже идет не о рукописях, отвергнутых цензурой, а о рукописях, изначально не предназначенных для цензуры. Люди начинают "писать в самиздат", как раньше "писали в стол"»18, – отмечал А. Даниэль. В неподцензурной литературе складывается своя система ценностей – успех того или иного автора невозможно измерить спросом (тиражами) на его книги, полученными премиями, количеством писем от читателей и т.д. В неподцензурной культуре ценится не только качество текстов, но и гражданская позиция автора. «Правильная» (то есть, по советским критериям, «неправильная») биография писателя становится одним из важнейших критериев отбора19. Однако читателю узнать о биографии того или иного неподцензурного писателя оказывается сложно. Практически у него есть только два источника. Во-первых, читатель может узнать что-либо об интересующем его авторе у того, кто передал ему самиздатскую копию (таким образом, этот источник можно назвать слухами). Во-вторых, подробности биографии писателя можно почерпнуть из самих произведений. Однако этому источнику читатель может доверять лишь отчасти, ведь с помощью художественных текстов неподцензурный писатель пытается выстраивать свою литературную репутацию. Таким образом, феномен литературной эпохи 1970-1980-х годов заключается в том, что в читательском восприятии неподцензурного текста отсутствует разность потенциалов между внелитературным образом автора и автором, предъявленным читателю в самом произведении. Распространение текстов по каналам самиздата приводит к многоуровневой адресованности произведения. Если автор подцензурного произведения хорошо представляет себе своего читателя, то в условиях неподцензурной литературы никто не может даже предположить, к кому попадет тот или иной текст, будет ли он широко распространен или затеряется при очередной перепечатке. Между тем, изначальный набор читателей определен довольно строго: сразу после написания произведения автор несет его своим друзьям, участникам кружка – будь то случайно объединенные вокруг фигуры автора люди (как в случае Вен.В. Ерофеева) или литературный кружок («Московское время», СМОГ, «Горожане»). Этот кружок в неподцензурной литературе отчасти выполняет функции критики. Кружковость поэтики становится, как, например, и в первой трети XIX века20, литературным фактом, который требует своего специального изучения. Пока не существует общепринятого термина для обозначения соотношения между автором автобиографического псевдодокументального текста и его одноименного персонажа. В критической литературе, посвященной творчеству С.Д. Довлатова, Вен.В. Ерофеева и Э.В. Лимонова, можно встретить понятия «автор-герой»21, «автобиографический герой»22, «автопсихологический персонаж»23, «живой автор»24, «отсутствие разделения на героя и автора»25, «полная идентичность героя писателю»26, «герой-повествователь»27, «авторская маска»28, «писатель-персонаж»29. В диссертационной работе принимается одно универсальное разграничение: герои произведений называются ставшими общеупотребительными уменьшительными именами (Веничка, Эдичка), а авторы – фамилиями с инициалами (Вен.В. Ерофеев, Э.В. Лимонов). Герой прозы С.Д. Довлатова будет по той же логике именоваться Довлатовым, но в каждом случае будет специально оговорено, что имеется в виду именно герой, а не автор. Помимо псевдодокументализма, в диссертации большое внимание будет посвящено явлений, которые обычно описываются с помощью понятий «литературный быт» и «литературная репутация». Начало изучению литературного быта в русском литературоведении было положено Б.М. Эйхенбаумом, который впервые поставил вопрос о социальном бытовании литературы. Б.М. Эйхенбаум переместил смысловые акценты с проблемы «как писать» на проблему «как быть писателем»30. Поэтика произведений стала восприниматься не только как имманентная литературная система, но и как результат сложного взаимодействия различных явлений – как текстуальных, так и выходящих за рамки текста (социальный и профессиональный статус писателя, уровень образования, его финансовое состояние и т.п.)31. Исследованием литературного быта первой половины XIX в. много занимался и Ю.М. Лотман32. В качестве рабочего определения понятия «литературный быт» воспользуемся интерпретацией, данной Б.В. Дубиным: «Быт как набор специфических коммуникативных ситуаций, которые исследователь в конечном счете ставит в связь с поэтикой данного текста, автора, группы, направления. При этом или "быт" наделяется качествами источника либо стимула текста, группы текстов, манифестов и др., или действительность в глазах исследователя, напротив, "подражает литературе", "ведет" себя как модель»33. Понятие литературной репутации впервые систематически введено в научную литературу И. Розановым в работе «Литературные репутации» (1928). В ней говорится о новых «областях» изучения истории литературы, которые обратятся к социологическим причинам создания того или иного произведения – теории и истории литературных репутаций34. У понятия литературной репутации пока нет единого определения – оно не зафиксировано в соответствующих словарях. Как отмечает А.И. Рейтблат35, после статей Розанова в России не появляется работы, в которой автор бы дал свое понимание литературной репутации. В то же время и у Розанова это понятие дано в схематическом виде. Можно сказать, что под «литературной репутацией» он понимает в большей степени «известность», «популярность», что связано с употреблением этого слова в начале века. В частности, Розанов пишет: «К деятелям прошлого они (поколения новаторов – А.П.), наоборот, беспощадно суровы и торопятся хоронить самые громкие репутации».36 А.И. Рейтблат обозначает литературную репутацию как «представления о писателе и его творчестве, которые сложились в рамках литературной системы и свойственны значительной части ее участников (критики, литераторы, издатели, книготорговцы, педагоги, читатели). Литературная репутация в свернутом виде содержит характеристику и оценку творчества и литературно-общественного поведения писателя»37. При этом необходимо помнить, что для разных читателей (как по уровню образованности, так и по степени «приближенности» к автору) литературная репутация писателя может формироваться различными способами. В разные периоды развития литературы может доминировать либо позиция критиков, либо просто знатоков и меценатов, либо рынка. «На более поздних стадиях развития литературы имеет место, как правило, взаимодействие всех этих инстанций, а также, нередко, цензуры, политической власти, общественных организаций, церковных институтов и т.д.»38, – отмечает Рейтблат. Можно сказать, что та или иная степень завершенности литературной репутации проявляется в клише, которыми определяют творчество того или иного писателя или его конкретное произведение. Если литературная репутация представляет собой «выжимку» характеристик творчества и поведения писателя, то клише – это своеобразная выжимка из выжимки, передающая только самое характерное и запоминающееся. При этом для разных социальных групп эти клише могут быть различны. Исследование литературной репутации часто связано с анализом литературной позиции писателя. Под этим термином мы будем понимать «совокупность собственных литературных установок автора, объединяющих его поэтическое творчество и литературно-бытовое поведение»39. Отметим, что термин литературная репутация шире, чем литературная позиция, – последняя почти всегда является составляющей частью литературной репутации, но репутация никогда не ограничивается только позицией автора. В условиях неподцензурной литературы особенно интересными представляются пути формирования литературной репутации – как традиционные и хорошо изученные (журналы, предисловия к произведениям), так и нетрадиционные – вплоть до рекламных текстов на обложках. Также источником для формирование репутации может оказаться появление произведения в том или ином кругу, том или ином самиздатовском журнале, а также представления, закрепленные в устных рассказах и т.д. Диссертационное исследование опирается на положения и выводы, содержащиеся в работах Ю.М. Лотмана40, А.И. Рейтблата41, Ю.Н. Тынянова42, Д.М. Магомедовой43. При анализе дневников Вен.В. Ерофеева мы также обращались к работе Р.Д. Тименчика «Анна Ахматова в 60-е годы»44. В работе также рассматривается проблема адресатов того или иного произведения. Этой проблеме, так называемой «сегрегации читателей», которые могут воспринимать текст по-разному в зависимости от своей образованности, начитанности, а также степени знакомства с обстоятельствами личной жизни автора, посвящен целый ряд работ. Чаще всего анализ сегрегации читателей проводится на материале русской литературы первой половины XIX века (или, скажем еще определеннее, на примере творчества А.С.Пушкина), и – в контексте интертекстуальности – в поэзии Серебряного века. Укажем здесь лишь несколько работ, которые использовались при написании диссертационной работы. Прежде всего это книга О.А. Проскурина «Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест»45, а также ряд статей И.А. Пильщикова, например, «О "французской шалости" Баратынского»46 и «Nomina si nescis...: (Структура аудитории и "домашняя семантика" у Пушкина и Баратынского)»47. ^ Источниковая база работы. Основными источниками для диссертационной работы послужили произведения Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова и Э.В. Лимонова, написанные в 1970 – 1980-е годы, в необходимых случаях привлекается материал записных книжек и дневников писателей. В работе анализируются не только сами произведения, но и литературная критика – как опубликованная в Советском Союзе в период перестройки, так и эмигрантская. В случае С.Д. Довлатова особую группу текстов представляет эпистолярное наследие писателя, а в случае Э.В. Лимонова – его публикации на политические темы, блог в «Живом журнале». ^ Общие положения, выносимые на защиту:1. Введение в научную литературу понятия принцип «псевдодокументализма» позволяет адекватно описать соотношение между достоверностью и вымыслом в неподцензурных прозаических произведениях 1970 – 1980-х годов, содержащих автобиографические элементы. 2. Для «псевдодокументализма» как творческого принципа характерно то, что автор автобиографического произведения одновременно и настаивает на документальной достоверности рассказываемого, и дает понять, что его произведение необходимо воспринимать как fiction, вымышленное повествование. 3. Псевдодокументализм получает достаточно широкое распространение в неподцензурной литературе в 1970-1980-х годах вследствие появления особого типа авторского поведения: неофициальный автор не желает публиковать свои произведения в официальной печати и в то же время ищет возможности познакомить читателя с фактами собственной биографии. 4. Принцип псевдодокументализма позволяет Вен.В. Ерофееву, С.Д. Довлатову и Э.В. Лимонову в условиях ограниченного распространения их художественных текстов целенаправленно формировать и модифицировать собственный «автобиографический миф» и, таким образом, конструировать собственную литературную репутацию. 5. Присутствие творческого принципа псевдодокументализма в неподцензурных произведениях авторов 1970 – 1980-х годов приводит к многочисленным случаям неразличения либо прямого отождествления автора и героя в критике и литературоведении. Таким образом, история вымышленного героя начинает восприниматься как часть биографии автора. ^ Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка целостного описания русской неподцензурной прозы 1970 – 1980-х годов. На основе анализа основных случаев использования принципа псевдодокументализма доказывается тесная взаимосвязь между «самиздатской» литературой в СССР с одной стороны, и литературой русской эмиграции – с другой. В работе также впервые анализируется характер взаимосвязей между литературными репутациями неподцензурных писателей 1970 – 1980-х годов и биографиями их вымышленных героев. ^ Теоретическая и практическая значимость работыТеоретическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что в нем обосновывается понятие «принцип псевдодокументализма», использование которого позволяет описать взаимосвязь между рядом неподцензурных произведений 1970-1980-х годов.    Практическая  значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов при  разработке лекционных курсов по истории русской литературы новейшего времени, а также спецкурсов, посвященных проблемам неподцензурной литературы, в том числе творчеству отдельных авторов – Вен.В. Ерофеева, С.Д. Довлатова, Э.В. Лимонова. ^ Структура работы определяется целью, задачами и методологическими установками данного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Главы построены по хронологическому принципу: от наиболее раннего произведения («Москва – Петушки», 1970, первое издание – 1973) к наиболее позднему («Это я – Эдичка», изд. 1979). Произведения С.Д. Довлатова 1980-х годов рассматриваются во второй главе, так как в контексте исследования псевдодокументализма их невозможно анализировать в отрыве от «Невидимой книги» (изд. 1977), дебютного произведения писателя, изданного за рубежом.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении очерчивается круг проблем, рассматриваемых в диссертации, определяются актуальность и новизна темы, кратко характеризуется степень ее изученности, формулируется цель работы. Во введении также обосновывается необходимость введения в научную литературу нового термина – принцип «псевдодокументализма». Этот термин необходим для описания особого типа соотношения правды и вымысла в автобиографических произведениях русской неподцензурной прозы 1970-1980-х годов. В первой главе – «Псевдодокументализм первой половины 1970-х годов: "Москва – Петушки" Вен.В. Ерофеева» – анализируется природа псевдодокументализма в поэме «Москва – Петушки» Вен. В. Ерофеева и влияние этого творческого принципа на литературную репутацию писателя. Глава включает в себя два раздела: «"Москва – Петушки" Вен.В. Ерофеева: опыт прочтения глазами "владимирцев"» и «Литературная репутация Вен.В. Ерофеева: до и после "Москвы – Петушков"». В первом разделе выявлены особенности использования писателем биографических деталей. Кроме того, в нем выделены намеки, адресованные друзьям и знакомым Вен.В. Ерофеева – кружку «владимирцев», первых читателей поэмы. Особое внимание в параграфе уделено сопоставлению биографий героя (Венички) и автора (Вен.В. Ерофеева). Для выполнения поставленной задачи в диссертации была предпринята попытка прочтения поэмы глазами ближайших друзей писателя: сначала в произведении были найдены отрывки, которые имели для друзей Вен.В. Ерофеева дополнительные («другие») смыслы, а потом, с помощью во


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.