Реферат по предмету "Разное"


«Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им М.АКМУЛЛЫФакультет психологии Специальность 031000 «Педагогика и психология»Курсовая работа на тему: «Профилактика девиантного поведения в молодёжной среде».проверил: руководитель, Сохацкий И.Р. выполнил: студент IV курса гр*******************Уфа – 2008Содержание.Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,1 Глава 1,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4 1.1 Понятия и причины девиантного поведения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4 1.2 Формы проявления девиантного поведения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10 1.3 Социальный контроль девиантногоповедения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,19 Глава 2,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,21 2.1. Профилактика девиантного поведения в молодежнойсреде,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,21 2.2. Психологические меры воздействия на девиантов,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,46 2.3. Работа с семьями,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,50 Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 60 Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,63 Библиография,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,65 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3Введение^ Актуальность проблемы: Отечественная социальная система находится на сложном, противоречивом этапе развития. Реформирование и совершенствования всех сторон жизни общества во многом зависят от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено тем, каковы на сегодня взаимоотношения личности и общества, характер их взаимодействия, изменения личности, насколько они адекватны и отвечают одновременно стабильности и динамизму общественных отношений. Современное российское общество в условиях структурной трансформации, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность. Ме­няется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров. Богатая событиями история российского государства сравнительно хронологически коротком отрезке своего развития в сотню лет (1900-2000 гг.) вместила в себя цивилизационных перелома: ♦ переход от абсолютизма к ограниченной монархии (1900-1910 гг.); ♦ буржуазно-демократический революции (февраль-ноябрь 1917 г.); ♦ социалистическую революцию и гражданскую вой­ну, завершившихся установлением советской вла­сти и образованием СССР (ноябрь 1917-1922 гг.); ♦ распада СССР и падение советской власти (1991-1993 гг.). Каждый из них радикально изменял весь ход россий­ской жизни и, в частности, систему государственной власти и управления, социально-экономических и поли­тико-правовых отношений, социальную структуру обще­ства и социальных отношений, индивидуальное и обще­ственное сознание. Это актуализирует изучение проблемы десоциализа­ции личности, включающую выявление комплекса фак­торов, способствующих формированию девиантного по­ведения. Осознание на качественно новом уровне проблемы девиантного поведения молодежи конституируется как важнейший компонент, необходимый для правильного формирования направления духовной жизни молодежи, осуществляемое посредством институтов семьи, образо­вания, государственной молодежной политики. Особую значимость для понимания десоциализационных процессов имеет исследование девиаций, как типи­зирующих десоциальный опыт и создающие посредством этого образцы аномальных процессов в личности. Сле­довательно, результатом десоциализации выступает деформированная личность, структурируемая отсутстви­ем иерархией жизненных смыслов, обладающая разру­шительной активностью. Учитывая актуальность данных вопросов для совре­менного российского общества, находящегося под воз­действием трансформационных процессов, я акцентировал свое внимание на одном из важнейших направ­лений десоциализации - девиантном поведении, проведя изучение истоков, специфики его протекания в современных российских условиях.^ Цель исследования: 1 Изучить литературу по поставленной проблеме; 2.Объективный научный анализ феномена девиантного поведе­ния в молодежной среде, в том числе, в условиях транс­формационных процессов, протекающих в современном российском обществе. 3.Проанализировать методы и средства, способствующие преодолению нега­тивного воздействия на индивида деструктивных сил и процессов, деформирующих его сознание, мировоззре­ние, социальное поведение.^ Объект исследования: Девиантное поведение в молодёжной среде.Гипотеза: профилактика девиантного поведения в молодёжной среде заключает­ся в их нравственном воспититании.Глава 11.1 Понятие и причины девиантного поведения. Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно наказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разно­видность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и пр. Девиантное поведение подразделяется на две группы. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно от­вести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, Которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы. 2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных нормчеловеческого общежития и проявляющееся в различных формах Социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме про­ступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и |приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение — социологией, психологией, психиатрией и другими наукамиК основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства. К социальной патологии можно отнести наркоманию и токси­команию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяж­ничество и другие правонарушения. ♦ Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах: ♦ акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются кли­ентами социально-медицинских и правоохранительных служб ♦ психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в по­ведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатри­ческих служб. Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин. I. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к мо­лодому человеку среда и общество предъявляют непосильные тре­бования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умст­венной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному не­довольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в. характере накладываются бо­лезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие воз­никает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприят­ным воздействиям внешней среды. Так, если молодого человека «посадить на иглу», то через 2—3 недели он становится наркоманом. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т. е. период полового созрева­ния. Он и сам может быть причиной психологических расстройств. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации. 2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход вовзрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мыш­ление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствова­ний, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся новых черт характера, в полной мере проявляются черты темпе­рамента, способности, задатки и пр. 3. Перестройка «Я-концепции» — процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» — это устойчивая и неповторимая система пред­ставлений индивида о себе, на основе которой он строит свои от­ношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, вкладывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Извечный вопрос молодых людей — «какой я?» — сопровожда­ется эмоциональными переживаниями по поводу своей внешности или личностных качеств, заниженной самооценкой и самоуничи­жением. . Личностные расстройства проявляются в нескольких формах: отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказав­шись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из ее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и само­му существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать вязь своего «Я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конф­ликтной ситуации создает психологическую дистанцию между человеком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек бранный и чужой. Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций; Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собст­венное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляются эмоции. В современных условиях молодые люди часто жалуются на кризисные состояния психики. Если такие переживания становятся хроническими, то нужна "консультация психиатра; депрессия — это состояние аффекта с отрицательным эмо­циональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится неинтересным, человек ис­пытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии де­прессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомля­емость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубий­ства. Характер протекания депрессии разнообразен, она может при­нимать следующие формы: ♦ локус контроля — склонность человека приписывать ответст­венность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам; ♦ бред физического недостатка, который возникает в период по­лового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от вес­нушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недоволь­ство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными. В отсутствие посторонних они подолгу рассматривают себя в зеркале, думают с помощью косметических операций «исправить нос» или «вырезать жир из ягодиц и живота». В этом случае нужна консультация психотерапевта; ♦ синдром философской интоксикации. Интерес молодых к про­блемам бытия — явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изоб­ретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы пе­реустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а также контакты с НЛО. Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изло­жить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи»— это признак вялотекущей шизофрении; ♦ учебные неврозы или фобии проявляются в упорном нежела­нии посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все пред меты сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в ней насаждаются порядки ка­зармы, а учителя выполняют функции надзирателей. Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, то девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и каса­ется нормальных молодых людей, особенно это характерно для лиц акцентуированными характерами. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертим, поскольку повышенно активен; этот шизоид, так как замкнут и неразговорчив; этот конформист, так как зависит от на­строения окружения, и т. д. Вот почему «психологический ликбез» ужен всем, но особенно преподавателю, социальному работнику, руководителю, чтобы вовремя заметить негативные черты характера и отреагировать на них педагогическими методами. Каковы причины девиантного поведения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, проституцией и другими формами социальной патологии? Помимо специфических причин, характерных я каждой группы «риска», есть и общие причины. 1. В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас венском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; /трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; Ограничении социально приемлемых способов получения высокоо заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказыва­йся на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряжен­ием «низов». 2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, безду­шности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях. 3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представ­шие о нормах поведения. Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своихпотребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в ак­тивной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности.В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для до­стойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится свое­образным компенсаторным средством. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, про­блемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизичес­кие отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. 1.2 Формы проявления девианьного поведения. Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, кото­рое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркоти­ков— опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, а также другими серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. нарко­тического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей. Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотреб­ление наркотиками ведет к росту смертности особенно среди мо­лодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям нано­сится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобрете­ние наркотиков становится причиной совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзор­ности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психо­логической обработки новичка. Привыкание зависит от индиви­дуальных особенностей личности, но оно происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не водится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности заверша­ется. Токсикомания — это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т. е. таблеток транквилизаторов (больные Называют их «колесами»), кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, ко­торое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляют практически все мужчины— 99% и 97% женщин. Уровень потребления алкоголя "оставляет в стране 15,5 л абс. алкоголя на человека в год, что почти в 2 раза больше дозы, несущей угрозу для здоровья человека. 5|аще всего мотивом пьянства является развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций праздно­вания памятных дат, супружеские и семейные неурядицы, непри­ятности на работе. «Алкогольная зависимость» формируется постепенно и опреде­ляется сложными изменениями, которые происходят в организме 'пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведении человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше – «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка. На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низ­кий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай угощать друг друга, поскольку раньше считалось, что вино является целебным средством. Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее при­общение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожден­ным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки. Алкоголизм — это поступательное заболевание. Оно начинается с бытового пьянства, а заканчивается клиникой. Для пьяницы со стажем, чтобы «поймать кайф», т. е, почувствовать физиологический комфорт, доза спиртного увеличивается в 2—3 раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физио­логической зависимости, толерантность (переносимость) дости­гает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс: спирт становится необходимым для поддержания обменных про­цессов. Последняя стадия алкоголизма характеризуется резким снижением толерантности: больные хмелеют уже от кружки пива. Спиртное становится доминантой в системе жизненных целей. Конт­роль над употреблением алкоголя утрачивается, и человеку уже все равно, что пить, с кем, где и сколько. На этой стадии у больного открывается «букет» болезней — расплата за «красивую жизнь». Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя — приятная, другая — скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и тому подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями и наркологическими больницами или «психушками». Таков обычный финал. Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitutio — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки: а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; б) характер занятий систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив заня­тий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или допол­нительным источником существования проститутки. Помимо общих причин существования проституции — социаль­но экономических и морально-этических — можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает силь­ным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина кроется в среде, которая окру­жает проституток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу». Неизбежна ли проституция в нашем обществе? Подавляющее большинство экспертов (83,3%) считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению — сильнейшая физиологичес­кая потребность. Проституция — это такая же социальная язва, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения. В чем заключается общественная опасность проституции? во-первых, проституция - это форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно-полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру, брезгливость. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за реституцию? На этот вопрос большинство экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроиз­водит условия, которые способствуют девиантному поведению, и государства нет моральных оснований вводить уголовную ответст­венность за проституцию. Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так ак доказать состав преступления чаще всего невозможно. Даже застигнутые с поличным, женщины ссылаются на «любовь с пер­вого взгляда». Кроме того, усиление правовой борьбы с проститу­цией привело бы к расцвету подпольного секс-бизнеса. Однако в Уголовном кодексе России существует ряд статей за «сопутству­йте» проституции деяния (сводничество, притоносодержание, пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК Рос­сии хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко. Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация реституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности — первейшие потребности человека. Поэтому речь идет не об иско­ренении проституции, а об ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть по­вышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства; введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочей шпаны, которая паразитирует на про­ституции. Государство должно определить свое отношение к орга­низованной проституции. Необходимо развенчать образ женщины, которая умеет «красиво» жить. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, за­щитить женщину от агрессии и изнасилований. Способствует проституции поток видеозаписей, содержащих сцены откровенного секса и насилия. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершенно­летних. На сегодня приходится признать, что нынешние власти не рас­полагают возможностями позитивно воздействовать на предупреж­дение проституции. Это привело к тому, что организованная про­ституция открыто развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1, Возникает вопрос: вводить ли уголовные санкции или легализовать проституцию? Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведе­ние — это саморазрушительное поведение, к которому можно от­нести и такие формы девиантного поведения, как злоупотреб­ление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, само­истязание, сознательное участие в драках, войнах. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется от­сутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного пове­дения есть и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного до­стоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механиз­мов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествле­ние себя "с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением. Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Совре­менная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предме­том исследования медицины и психиатрии. Непатологические де­виации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом оциально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуаль­ном поведении здорового человека. В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклоне;ния в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознании (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Рассмотрим подробнее некоторые формы сексуальных отклонений. Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. кие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается сто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения — пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами. Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют по­лого партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что также ведет к усилению либидо. Юношеский нарциссизм — любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать ,я в зеркале, ласкать свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое собственное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверст­ников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любу­ются собственными «прелестями».Эксгибиционизм — желание обнажать свое тело, особенно поло­вой орган перед лицами противоположного пола. Молодые люди с подобными сексуальными отклонениями любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами откровенного секса. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоят у окон" бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает их сексу­альные фантазии.Зоофилия (скотоложство; содомия) — половое влечение к жи­вотным. У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в поло­вые контакты с любыми домашними животными и даже птицами.Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности с лицами противоположного пола. Особенно часто в гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения свободы, а также в период прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или лич­ных интересов граждан, являются правонарушения. В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступление — это противоправное, виновное, наказуемое об­щественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права. Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, по не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудо­вого и другими отраслями права. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из-за озорства, любо­пытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радио­аппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сла­бости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются потребностями Самоутверждения, стадным чувством ложно понятого дГлава 2. 2.1. Профилактика девиантного поведения в молодежной среде. Наиболее эффективным способом лечения, как изве­стно, в любой области, является профилактика. Профилактика девиантного поведения должна заклю­чаться в нравственном воспитании, которое, в свою оче­редь, базируется на формировании у подрастающего поколения ценностной ориентации и, в частности, на правовых ценностях, как некой мировоззренческой ос­нове.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.