Открытый урок по биологии. Учителя биологии I категории - Коваленко Веры Витальевны, МОУ СОШ 149. Урок на тему: «Пищеварение в ротовой полости».Цели: закрепить знания о строении пищеварительной системы, выявить особенности пищеварения в ротовой полости, раскрыть роль ферментов, активизировать знания о гигиене полости рта.Задачи: закрепить знания о составе и значении пищеварительной системы, формирование знаний о взаимосвязи строения и функций ротовой полости , как органа пищеварительной системы, продолжить формирование гигиенических знаний.Оборудование: На столах раздаточный материал – памятки: «Роль основных пищевых веществ»; «Принципы хранения пищевых продуктов». К лабораторной работе: накрахмаленные салфетки, раствор йода, сахар, сырой картофель, вода, химическая посуда, ватные палочки,Ход урока. Организационный момент. Проверка подготовленности класса к лабораторной работе. Объявление темы и целей урока. Начнем с конца. Царь Петр 1издал много указов. И в одном из них был приказ чистить по утрам зубы. Боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!». А почему? Сахар в основном в те времена был заморский, стоил дорого, и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, много сахара едят (даже если свои зубы были здоровы). Какие правила гигиены надо применять, чтобы и зубы другие органы пищеварения были здоровы? Ведь больные органы не могут выполнять свои функции как положено. Правила гигиены: - чистить зубы 2 раза в день; - полоскать рот после еды; - питание должно быть сбалансированное; - не разгрызать зубами орехи и т.п.^ 1.Проверка знаний. Вопросы для активизации знаний необходимых для изучения новой темы. Для ответов можно пользоваться таблицами и схемами на столе. Какие органы входят в состав пищеварительной системы? На какие группы можно разделить органы пищеварительной системы? Что называется пищеварением? Чем пища отличается от питательных веществ? Назовите питательные вещества. Каковы особенности строения ротовой полости? Каково строение и значение зубов? Протоки, каких желез открываются в ротовую полость? Какую роль в пищеварении играют ферменты? Что такое ферменты, каковы их особенности и значение? Сообщение: «Значение ферментов».Превращение пищи в питательные вещества происходит с помощью ферментов. Из таблиц мы видим, какие ферменты, где присутствуют, и на что оказывают влияние.^ Выводы по ферментам записать в тетрадь.Ферменты биологические катализаторы белковой природы (энзимы), осуществляют и ускоряют все химические реакции в живых организмах.действуют при определенных условиях (температура, РН –кислотность и т.д.)действуют на определенные вещества (субстраты). не входят в конечный продукт. 2. Итак, делаем вывод, о том какие процессы происходят в ротовой полостиИзмельчение пищи, смачивание слюной, образование пищевого комка.апробации пищи,обеззараживание начальное пищеварение (частичное переваривание углеводов) А сейчас обратим внимание на состав и значение слюны схема на доске. Комментарий учителя. Состав и значение слюны. Неорганические вещества Органические вещества Вода, минеральные соли. 98%Слабощелочная среда вещества функции Лизоцим Муцин ПтиалинМальтаза Обеззараживающее вещество Образование пищевого комкаРасщепление крахмала до дисахаридов и моно сахаров Обобщение ответов учащихся и сообщение новых знаний о функциях ротовой полости. Слюна слабощелочная жидкость, главная функция состоит в увлажнении сухой пищи, облегчающем ее глотание, апробирование пищи, образовании пищевого комка, обеззараживании пищи. Но это еще не все, здесь, же происходит начальное пищеварение, расщепление сложных веществ (крахмала) на простые (сахар) с помощью ферментов слюны. Действие ферментов слюны мы проверим на лабораторной работе. Записать тему, цель работы. Вспомнить необходимые правила охраны труда.^ Лабораторная работа.Действие слюны на крахмал.Цель: доказать, что ферменты слюны способны разложить крахмал до простых сахаров. Оборудование: накрахмаленные салфетки (приготовленные заранее), раствор йода, ватные палочки, вода.Ход работы: Вспомним качественную реакцию на крахмал. Каким образом можно определить наличие крахмала в продуктах. Капнуть раствором йода. Проверим на продуктах. Капнем на сахар и на картофель. Наличие крахмала покажет синий цвет. Демонстрация опыта. Посинел картофель, значит, там есть крахмал. Нам же надо доказать, что в ротовой полости крахмал расщепляется на сахар под действием ферментов слюны. Наши салфетки накрахмалены, проверим, какого они станут цвета в растворе йода. Посинела. Ход работы и результаты мы занесем в таблицу: № Условия опыта результаты выводы 1 Крахмал + йод 2 Сахар + йод 3 Крахмал + слюна + t 4 Крахмал + вода + t Общий вывод о значении ферментов в ротовой полости. Организационный момент. Дежурные проверяют рабочее место. Д/з : 32. ^ Закрепление знаний. Дополнить схему: запишите слева, какие железы открывают свои протоки в органы пищеварения (слюнные, желудочные, кишечные, печени, поджелудочной железы). Справа, что происходит в данных органах (переваривание, измельчение, всасывание, прохождение, формирование пищевого комка, формирование каловых масс). -Ротовая полость- -глотка- -пищевод- -желудок- -12-перстная кишка- -тонкий кишечник- -толстый кишечник- -прямая кишка- Какие функции выполняются в ротовой полости? При каких условиях могут осуществляться функции ротовой полости? Какие гигиенические правила надо выполнять для поддержания в здоровом состоянии ротовую полость?Раздаточный материал:^ Роль основных пищевых веществ.Теперь остановимся более подробно на некоторых нутриентах- их роли для организма человека: Нутриенты Роль в организме ^ Недостаток / Избыток источники Примечание БелкиСуточная потребность в белках составляет 80-120г, причем 55% должны представлять белки животного происхождения* Это строительный материал для тканей нашего организма, входят в состав ферментов, участвуют в сокращении мышц, переработки информации. Недостаток -замедляется рост, снижается физическая и умственная работоспособность, будет падать масса тела.Избыток – увеличение массы тела, нарушение функции кишечника и почек Молоко и молочные продукты, рыба, мясо, яйца, орехи, бобовые. Белки молока, молочных продуктов и яиц лучше всего усваиваются Жиры Суточная потребность в жирах - 90 гр. В физиологически полноценном рационе растительные жиры составляют 30% общего количества жира* Участвуют в построении клеточных оболочек (мембран) и являются наиболее энергоемкими продуктами, из компонента жира – холестерина синтезируются такие важные вещества как гормоны, в жирах содержатся жирорастворимые витамины - А,Е,Д,К При недостатке -гормональные нарушения, которые проявляются, например, нарушениями менструального цикла.Когда жиров слишком много развиваются дистрофические изменения в печени, сердце, прогрессирует атеросклероз Растительное и сливочное масла, мясо, жирные сорта рыбы, яйца Большое количество жира находится в подкожной жировой клетчатке. Она нам нужна для предохранения тела от ударов, повреждения, Каждый орган окружает "подушка" из жира. Сохраняет тепло и участвует в терморегуляции Углеводыусвояемые: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, крахмал.Потребность 300-500 гр. в сутки* Источник энергии, нужны при мышечных нагрузках, при умственном и эмоциональном напряжении, для деятельности головного мозга. Общей слабостью и быстрой утомляемостью. Если содержание сахара в крови снижается наполовину от нормального, мы теряем сознание, также могут начаться судороги Все сладкие продукты, а также овощи, фрукты, картошка, бананы, крупы, хлебобулочные изделия Используются сразу.Излишки углеводов превращаются в жир Углеводынеусвояемые или пищевые волокна (клетчатка, пектины).Потребность в них составляет 25 гр. в сутки* Сорбируют и выводят вредные вещества из организма, улучшают перистальтику кишечника и способствуют возникновению раннего и стойкого чувства насыщения.Необходимы для питания микроорганизмов пищеварительного тракта При недостатке пищевых волокон в рационе могут развиться запоры, опухоли кишечника, колит, сахарный диабет, атеросклероз. содержатся в петрушке, свекле, моркови, отрубях, фасоли, горохе, кабачках, капусте К не перевариваемым углеводам относятся пищевые волокна, состоящие из клетчатки, пектинов и других веществ Принципы сохранения безопасности пищевых продуктов* хранить и готовить отдельно сырые и приготовленные продукты питания; не хранить скоропортящиеся пищевые продукты при температуре от +10 до 60° С; полностью размораживать замороженное мясо или домашнюю птицу перед приготовлением; тщательно готовить пищу, с тем чтобы все ее части достигали температуры не ниже 70° С; если приготовленную пищу нельзя сразу подать на стол, ее следует или держать в горячем состоянии или быстро охладить (в пределах полутора часов); перед употреблением вновь разогревать пищу полностью до температуры не менее 70° С; регулярно мыть руки: до обращения с пищевыми продуктами и после каждого перерыва; убедиться в том, что все рабочие поверхности и посуда чистые; оберегать пищу от насекомых, грызунов и других животных, включая домашних животных, таких как кошки, собаки и особенно черепахи; кипятить всю воду, используемую при приготовлении пищи или для мойки сосудов и посуды, если есть какое-либо сомнение относительно их чистоты. * Рекомендации основаны на Золотых правилах ВОЗ приготовления безопасных пищевых продуктов