Государственный Университет - Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии Реферат на тему:«Политика и Интернет»Выполнила:Студентка 144 гр.,Анисимова Алена.Проверил:Гасанов Э.В.Москва, 2005Оглавление: Государственный Университет - Высшая Школа Экономики 1Факультет прикладной политологии 1Введение 2Анализ теоретических оснований концепции информационного общества. 3^ Современные концептуальные подходы к рассмотрению средств массовой коммуникации политического института. 6Воздействие Интернета на политическую жизнь общества. 8^ Список литературы: 13 Введение Существенной особенностью современных процессов глобализации является огромный рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политической жизни общества. Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Без информационного сопровождения функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено, а обеспечение равного доступа к сетям при определенных условиях может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. При этом необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни общества, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность, в том числе и со стороны субъектов политического процесса. Важными факторами, влияющими на политический процесс, является постепенная демассификация масс-медиа и снижение издержек информационного обмена, что позволяет гражданам и их объединениям более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.Таким образом, обращение к теме "Политика и Интернет" объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарных исследований особенностей политической коммуникации в условиях развития технологий информационного общества в России.^ Анализ теоретических оснований концепции информационного общества. Истоки этой концепции лежат в теоретических положениях доктрин постиндустриализма, которые подчеркивают центральную роль знания в развитии общества и констатируют ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. Теория постиндустриального общества появилась в результате синтеза различных подходов к оценке динамики развития и состояния общества. В 1960-е гг. произошло широкое распространение идей постиндустриализма параллельно с осознанием того обстоятельства, что фактор технологического развития начинает превалировать над политическими и социальными различиями общественных систем. К концу 1960-х гг. постиндустриальная проблематика стала одной из ведущих в западной социологии, и представлялось, что эта новая глобальная методологическая парадигма способна дать существенный импульс обществоведческим исследованиям. В 1965 г. концепция постиндустриального общества была представлена Д. Беллом в качестве основной идейной траектории для изучения перспектив развития информационной революции. Д. Белл показал, что благодаря преобразованию машинной технологии в интеллектуальную, происходят изменения и в американской политической системе. С этими процессами связаны и тенденции превращения экономической системы в постиндустриальное общество, где центр тяжести перемещается в сферу услуг, а источники новаторства сосредоточиваются в интеллектуальных институтах.Существенный вклад в развитие доктрины постиндустриализма внес американский политолог З. Бжезинский. Согласно его концепции постиндустриальное общество становится технотронным обществом - обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники. Технотронная революция накладывает свой отпечаток на характер образного восприятия действительности, рушатся традиционные связи в семье, и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции. Этот парадокс, по мнению Бжезинского, способствует краху старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира. Новый этап в развитии концепции постиндустриализма связывается с выходом в 1973 году книги Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество", которая вызвала взрыв интереса к этой проблематике и обусловила появление многих футурологических концепций в западной социологии 1970-х гг. Начиная с этого периода появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. Выделяются два подхода в русле концепции постиндустриализма. Первый подход объединил авторов, подчеркивающих различия между сложившимся к концу 60-х годов западном обществом и новой технологической цивилизацией. При этом отмечается, прежде всего, снижение роли материального производства и опережающее развитие сектора услуг и информации.Второй подход связан с определением нового состояния цивилизации через анализ его отдельных признаков - в частности информационных процессов. В начале 1960-х годов фактически одновременно в Японии и США был введен в научный оборот термин "информационное общество", положивший начало одноименной теории. Теория информационного общества начала разрабатываться в трудах таких авторов, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Катц. Темпы развития информационных технологий, по мнению сторонников этой концепции, переводят постиндустриальное общество в новое качественное состояние или стадию информационного общества. По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии все более активно ведется дискуссия о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества, тенденциях построения информационного общества. В этой связи представляют интерес два имени - Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер. Эти исследователи и их концепции вызывали неоднозначное отношение со стороны традиционной науки, пик популярности Маклюэна пришелся на 1960/70-е гг., а Тоффлера на 1980/90-е гг.Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным формируется исходный элемент и центральный агент общественного устройства - атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность. Еще в 1962 году Маклюэн вводит понятие "электронное общество" отсюда его стремление изучать развитие современной культуры прежде всего по отношению к месту в ней электронных средств коммуникации. Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, - "сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство (themediumisthemessage)". Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. Посредством телекоммуникаций, масс-медиа и компьютеров, по мнению Маклюэна, электричество как бы продолжает центральную нервную систему до образования "глобального объятия", где все оказывается тем самым взаимосвязано, и в результате формируется "глобальная деревня". "Земной шар, связанный электричеством, пишет Маклюэн, оказывается не больше деревни". Говоря об относительной самостоятельности средств массовой коммуникации, Маклюэн подчеркивает тенденции все усиливающейся активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества с одной стороны - является его частью, а с другой - имеет над ним определенную власть. Существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Элвина Тоффлера, изложенная в его книге "Третья волна". Тоффлер предлагает свою схему феноменологии исторического процесса. Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна - аграрная (до XVIII века), вторая - индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 50-х годов). Тоффлер описывает процессс отмирания индустриальной цивилизациии в терминах "техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы", показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между "биосферой" и "психосферой". Тоффлер, рассматривая тенденции развития общественных систем, использует фактический материал о новых технологиях, которые спустя двадцать лет легли в основу уже не только концепций, но и реальных рабочих планов и программ построения информационного общества, как общества основанного на знаниях. В частности, рассредоточение компьютеров по домам, отмечает Тоффлер, стало важным шагом в создании пространства интеллектуальной среды. Рубеж 1980/90-х гг. можно обозначить как начало нового этапа в развитии идей постиндустриализма. Прежде всего это связано с теми изменениями, которые произошли в развитии современной индустриальной цивилизации. Новейшие концепции в русле постидустриализма опираются на исследования Питера Дракера и Мануэля Кастельса. Питер Дракер, известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, принимал участие еще в дискуссиях 1970-х гг. Однако свой вклад в формирование нового облика концепции постиндустриализма он внес в 1995 г. опубликовав книгу "Посткапиталистическое общество". Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма, причем основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности и отчуждения (в марксистском понимании), формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. По мнению Дракера, современная эпоха - это эпоха радикальной перестройки - трансформации капиталистического общества в общество основанное на знаниях (knowledgesociety). Мануэль Кастельс в качестве отправной точки своих построений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Фундаментальное исследование Кастельса "Информационная эра: экономика, общество и культура" (1996-1998 гг.) посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он называет "сетевым". Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, Кастельс рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Среди российских ученых, исследующих проблемы трансформации общества с учетом традиций постиндустриализма, концепций информационного общества и развития информационной цивилизации следует отметить В.Л. Иноземцева, А.И. Ракитова, Р.Ф. Абдеева. К вопросам периодизации общественного развития обращаются и российские экономисты, среди которых необходимо отметить работы С.А. Дятлова и О.С. Сухарева. Наиболее серьезные разработки в области теории политической системы связаны с "системной моделью" Д. Истона, "функциональной моделью" Г. Алмонда и "кибернетической моделью" К. Дойча. Эти модели адаптировали общесистемный и структурно-функциональный подходы к анализу политической жизни. В частности, в политической теории начинает использоваться "внеисторичный" подход, имеющий свои корни в естествознании (Л. фон Берталанфи) и кибернетике (Н.Винер). В политологии начинают использоваться термины "вход" в систему, "выход", "обратная связь", "внешняя cреда". Естественно, что неотъемлемой частью этих моделей является политическая коммуникация, т.к. концепция политической системы вывела на первый план рассмотрение процессов взаимодействия политических институтов, социальной среды и центров принятия решений. Истон в работах 1950/60-х гг. выстраивает целостную теорию, которая опирается на изучение "прямых" и "обратных" связей между политической системой и внешней средой, используя кибернетические принципы, системный подход и элементы общей теории систем. "Функциональная модель" политической системы была разработана американским политологом Габриелом А. Алмондом, который в 1956 году предложил ставшую классической типологию политических систем. Структурно-функциональный подход к интерпретации политических систем разрабатывается Алмондом в рамках целого цикла работ. В своей модели политической системы Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в систему в качестве ее элементов.Следует отметить, что в отличие от Истона, Алмонд успешно интегрирует макро- и микроподходы, что в известной мере послужило стимулом для активного использования его теоретических моделей в широком спектре политологических исследований. Информационно-кибернетическая модель политической системы была предложена американским политологом Карлом Дойчем, который определяет политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. При этом именно правительство, как субъект государственного управления, мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. Описание и анализ политических систем показал, что во всех рассмотренных моделях важную роль играет информационно-коммуникативное взаимодействие, причем информация и коммуникация и выполняют, по меньшей мере, две основные функции в каждой из рассмотренных систем: Информация и коммуникация являются специфическими ресурсами властных структур и политических субъектов;Они являются специфическим инструментом или средством реализации интересов политических субъектов.Необходимо подчеркнуть тесную внутреннюю связь двух моделей - модели политической системы Истона и модели массовой коммуникации Лассуэлла. Обе модели имеют одну основную функцию - поддержание равновесия и устойчивости в общественной системе. Г. Лассуэлл определяет массовую коммуникацию в понятиях как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций, предложив, ставшее классическим, определение ее как такого "акта коммуникации", который раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие по мере его осмысления вопросы "КТО - сообщает ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ".^ Современные концептуальные подходы к рассмотрению средств массовой коммуникации политического института. В течение пяти последних десятилетий исследовательской деятельности в области теории политических коммуникаций, ученые предлагали различные модели, объясняющие воздействие СМИ на общественное мнение и, следовательно, (если общественное мнение рассматривается как один из наиболее существенных элементов политической культуры) на формирование и развитие политического процесса. В 40-годы многие американские и западноевропейские аналитики считали, что пресса и радио, контролируют мысли людей в общественной сфере. Эта модель получила название модели максимального эффекта. Однако после второй мировой войны до начала 70-х годов господствующим был, скорее, обратный взгляд: независимо от того - идет ли речь о прямом обращении СМИ к индивидам или же косвенном (семья, знакомые, клубы и т. д.), их влияние на формирование позиций, отношения к обществу и политике имеет минимальный эффект. Таким образом возникла модель минимального эффекта. В настоящее время можно выделить две основные модели, ориентируясь на которые ученые изучали СМИ. Первая была ориентирована на исследования воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное поведение и социальную жизнь. Вторая, развивавшаяся в последние тридцать лет под влиянием культурологии, культурной антропологии и других междисциплинарных научных направлений, концентрировала внимание ученых на понимание связей между текстами, индивидами и социальными структурами. В дальнейшем эти модели получили в литературе соответствующие названия - модель "исследования воздействия" (EffectsResearch) и модель "анализа текста" (TextAnalysis). Теория политических коммуникаций, развиваясь как одно из наиболее динамичных направлений политической науки, будучи первоначально более ориентированной на первую модель, постепенно все более испытывала влияние междисциплинарных исследований. Говоря о междисциплинарном подходе к исследованию воздействия СМК на общество, необходимо обратиться к концепции У. Гэмсона, который отмечает особый характер массовой коммуникации - в рамках СМК общество реализует технологические способы производства социальных значений. Гэмсон считает, что различные социальные группы пытаются навязать обществу свою модель интерпретации того или иного события и предлагает так называемую "конструкционистскую" модель массовой коммуникации. Необходимо отметить, что несмотря на различия в мировоззренческих позициях "модель воздействия" и "текстуальный анализ" функционировали в рамках сходной онтологической системы, выдвигая на первый план дуалистические схемы - "индивид и общество", "структура и действие", "текст и читатель" и т.д. При этом, на первой стадии развития обе традиции постоянно склонялись в сторону одного из полюсов биполярной структуры, подчеркивая относительную пассивность индивида как социального агента, которого связывает общество, СМИ, язык, текст. Эта связь осуществляется через процесс социализации и обуславливается местом индивида в социальной системе.Позднее были сформулированы резко альтернативные гипотезы, которые преувеличивали значение "другой стороны" - т.е. способности индивида действовать автономно. В частности, концепция "использования и удовлетворения", став преемницей традиционной "модели воздействия", выдвинула идею "активной аудитории". Такие альтернативы, естественно, не могут рассматриваться как исключительно ложные. Но играя роль именно альтернатив, они не могли преодолеть традиционные для этих концепций противоречия. Одна из наиболее серьезных попыток преодолеть этот дуализм была предпринята Э. Гидденсом. Основная задача, которую он перед собой поставил, заключалась в стремлении разработать новые основания социальной теории для того, чтобы преодолеть традиционные дуалистические дихотомии. Ядром этой проблемы, по мнению Гидденса, является признание учеными всеобщего дуализма "объективизма" и "субъективизма". Под "объективизмом" Гидденс подразумевает ту перспективу в социальной теории, в соответствии с которой социальный объект обладает приоритетом над индивидуальным агентом. При этом общественные институты рассматриваются в качестве главного компонента социального анализа. "Субъективизм, отмечает Гидденс, в сущности, означает противоположность объективизма. В соответствии с его точкой зрения, человек, как действующее лицо рассматривается как центральный пункт социального анализа". Рассмотрев концепции и модели средств массовой коммуникации можно сделать вывод о том, что в современном обществе на структуру социально-политического пространства существенным образом влияет процесс искажения (неадекватного воспроизведения) образа реальности, который осуществляют современные СМИ. Этот процесс происходит независимо от самих коммуникаторов, однако СМИ пытаются реализовать технологии целенаправленного манипулирования политического процесса. Современные СМИ приобретают новые специфические функции, связанные с появлением новых электронных и сетевых технологий, в том числе Интернета. Для подробного анализа этого процесса необходимо изучить тенденции развития информационного общества и новую роль средств массовой информации в условиях развития современных информационных технологий, особенно Интернета.^ Воздействие Интернета на политическую жизнь общества. Исходя из "технологического" определения информационного общества как информационно-телекоммуникационной составляющей постиндустриального общества, проанализированы соответствующие государственные и международные программы. Отмечается, что основными датами старта крупных программ в этой сфере являются 1993 и 1994 гг. Это в первую очередь американская инициатива по созданию "Национальной информационной инфраструктуры" (NationalInformationInfrastructure - NII) официально провозглашенная в Меморандуме У.Дж. Клинтона и А. Гора (февраль 1993 г.) и европейская концепция "Информационного общества" (InformationSociety - IS), утвержденная Комиссией ЕС в декабре 1994 г. При этом необходимо заметить, что важным фактором, определившим тенденции развития информационного общества на ближайшие десятилетия, было создание в 1990/91-х гг. технологии WorldWideWeb (WWW - или "Всемирная паутина"). Катализатором развития WWW и всего Интернета явилось изобретение графического интерфейса для просмотра HTML-документов - броузера "Mosaic" в 1993 г. С этого времени начался экспоненциальный рост Интернета, который постепенно стал ассоциироваться со "Всемирной паутиной" как совокупности Web-серверов. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в период 1991/95 гг. произошли также существенные структурные изменения в американской экономике: расходы на информационные технологии превысили затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов; большая часть добавленной стоимости всего промышленного производства было создано при помощи информационных технологий; обеспечен резкий рост продаж персональных компьютеров. В результате, по данным на начало 2000 г. в США 65% американских семей имеют дома компьютер и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом из дома или из других мест. Важным аспектом развития информационного общества является решение проблемы раскрытия информации о деятельности властных структур. "Ключевой характеристикой демократии является постоянная чуткость правительства к настроениям и желаниям граждан", - подчеркивает Р. Даль. При этом демократия гарантирует каждому не только право обращаться к властям, в надежде добиться неких индивидуальных и социальных целей, но и право на получение достоверной информации о деятельности властных структур и, следовательно, возможность делать политический выбор не только самостоятельно, но и со знанием дела. Р. Даль называет это "просвещенным пониманием" и относит к числу важных признаков либеральной демократии. С начала 1990-е годы в системе предоставления информации об основных направлениях деятельности структур власти и управления все более заметное место занимает Интернет. В этой связи рассмотрен опыт деятельности правительства США в сфере раскрытия информации. Развитая система политического информирования граждан несомненно способствует увеличению капитала общественного доверия, так необходимого для эффективного функционирования власти. Для формирования устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предоставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности правительства, но и у правительства появляется дополнительный канал получения информации добровольно предоставляемой гражданами, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, которую Альфред Хиршман назвал "моральными ресурсами" - т.е ресурсами, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпание наступает только в том случае, если ими не пользуются. Чем больше люди и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия. Говоря о воздействии Интернета на политические процессы в современном обществе, необходимо учитывать, что раскрытие информации через Интернет, помимо позитивных общественных тенденций имеет и "побочные" негативные социальные последствия. В США, где имеется максимальный опыт в этом направлении, политика "свободного от госрегулирования Интернета" начинает подвергаться серьезной критике. В частности, участившиеся случаи несанкционированного использования личных данных начинают вызывать тревогу у различных организаций по охране гражданских свобод и прав потребителей. Многие независимые обозреватели стали с похвалой отзываться о весьма жестких европейских законах об охране частной информации. В США, в отличие от Европы, приняты кодексы поведения в сети добровольного характера, однако расширение использования информационных технологий Интернета в повседневной жизни населения заставляет правительственные круги по-новому взглянуть на этот вопрос. В частности в США в рамках Национальной информационной инфраструктуры создан Комитет по неприкосновенности частной жизни (InformationInfrastructureTaskForce'sPrivacyWorkingGroup), который рассматривает вопросы неприкосновенности информации частного характера и ее корректности. Этот комитет разработал ряд принципов и указаний по обращению с персональными данными. В России проблемы раскрытия информации и защиты персональной информации в Интернете начинают активно обсуждаться на специализированных конференциях и семинарах с 1998 г. В настоящее время особенно актуальным становится уточнение правового статуса некоторых информационных технологий в связи с тем, что развитие общественных отношений в этой сфере явно опережает развитие права и проявляются тенденция формирования "двойного стандарта" - "законы должны соблюдаться, но только не в сети". В этой связи проанализированы первые российские концептуальные документы, в которых осуществлена попытка определить приоритеты государственной политики в области развития информационного общества на основе расширения внедрения информационных технологий Интернета. В результате анализа можно вычленить следующие основные признаки "информационного общества", важные для темы диссертационного исследования: распространение информация приобретает глобальный характер, государственные границы перестают оказывать влияние на движение информационных потоков; попытки ограничить свободное распространение информации оборачиваются серьезными технологическими проблемами прежде всего для той страны, которая пытается ввести эти ограничения; существенно возрастают технические возможности сбора, обработки, хранения, передачи и доступа к информации, в том числе политической; усиливается воздействие информационных технологий на все сферы человеческой деятельности, углубляются процессы децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости - идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной сфере. Отмечено, что многие исследователи относят Интернет к новым электронным средствам массовой информации (СМИ), однако, интернет-технологии существенно отличаются от традиционных и электронных СМИ прежде всего своей интерактивностью и избирательностью. В условиях развития информационного общества происходит постепенное снижение издержек на получение и передачу информации, что создает предпосылки для развития двух тенденций. Во-первых, постепенно увеличивается группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений; во вторых, создаются технологические предпосылки для постепенного уменьшения неравенства политических возможностей граждан. Одним из существенных институтов политической системы являются выборы и вполне естественно, что по мере внедрения сетевых информационных технологий в повседневную жизнь общества начали проводится эксперименты по переносу участков для голосования в Интернет. Интернет с конца 1990-х гг. начинает активно использоваться в американских выборах в качестве нового интерактивного масс-медиа. В этой связи представлен подробный анализ использования Интернета во время проведения американских выборов в Палату представителей, в Сенат и в губернаторы. Большинство Web-сайтов кандидатов имело вид электронных публикаций, содержащих биографическую информацию и позиции кандидатов. На некоторых из них публиковались копии предвыборных выступлений и оперативная информация о ходе предвыборной кампании. Характерно, что тексты своих выступлений перед избирателями публиковали только 20% кандидатов, а регулярно обновляемые новости предвыборной кампании можно было прочитать на 49% сайтов. Однако, следует отметить, что по оценкам обозревателей выборы 1998 года вошли в историю США как первые выборы, в которых Интернет - новое средство массовой информации - сыграло одну из главных ролей.Впервые об Интернете как реальном инструменте политической борьбы в России стали говорить в декабре 1998 г. после публикации в сети так называемого "Когтя" - коллекции распечаток телефонных разговоров и пейджерных сообщений известных политиков (Т. Дьяченко, Б. Березовский и др.). Таким образом в России начала реализовываться схема распространения компрометирующих материалов: "ИНТЕРНЕТ - СМИ - ОБЩЕСТВО". Имеются и позитивные примеры - первой корректной комплексной политической кампанией в российском Интернете можно считать проект С. Кириенко "Московская альтернатива" (1999 г.). Следует обратить внимание на тот факт, что на сегодняшний день Интернет, формально не являясь СМИ начинает использоваться в политических технологиях не только как средство быстрой связи между регионами для мониторинга ситуации, но и в качестве средства борьбы с конкурентами через "слив информации", которая не может быть опубликована в печатных и традиционных электронных СМИ, как средство агитации среди молодежи,. Это обстоятельство особенно настораживает в связи с тем, что в 1998/99-х гг. обозначился процесс взаимопроникновения масс-медиа (традиционные СМИ и интернет-медиа), что говорит о постепенном активном включении Интернета в политическую жизнь российского общества. Таким образом, внедрение новых технологий информационного общества начинает существенным образом воздействовать на социально-экономические и политические сферы общества в двух направлениях: поддержка равновесия в общественных структурах, и как следствие тенденции политической стабилизации;. разрушение общественных структур, и как следствие - возможная дестабилизация общества разрушение общественных структур, и как следствие - возможная дестабилизация общества.Вопросы статистики пользователей Интернета, распределение аудитории по городам и регионам России, анализ ее социально-демографического состава (образование, пол, возраст и т.п.) начали активно обсуждаться на семинарах, конференциях и в периодической печати в 1998/99-х гг. Постепенно сформировались несколько исследовательских групп, реализующих свои исследовательские программы. Первой компанией, представившей данные о численности российской аудитории Интернета, основанные на результатах репрезентативных социологических исследований была КОМКОН . В рамках проекта "Web-вектор" (руководитель проекта Петр Залесский) с 1997 года проводилось изучение численности аудитории Интернета среди городского населения России. Первые социологические исследования, специально посвященные аудитории Интернета в Москве и Санкт-Петербурге были проведены в рамках проекта "GallupNet" в 1999 году.Для более точной оценки аудитории Интернета в Москве и Санкт-Петербурге были привлечены опросов взрослого населения российских регионов, которые с 1999 года проводятся Агентством региональных политических исследований (АРПИ) и Национальным институтом социально-психологических исследований (НИСПИ). Информация представлена на сайте агентства monitoring.ru . Следует особо отметить результаты опросов Фонда "Общественное мнение" в мае - сентябре 1999 г. Эти исследования подтверждают основные результаты маркетинговых исследований аудитории Интернета и фиксируют еще одну важную характеристику этой аудитории - "оптимизм". В данном случае имеется в виду степень адаптированности к трансформационным процессам. В исследовании фиксировались три позиции: "оптимисты", "адаптированные" и "неадаптированные пессимисты". Существенные различия в оценках аудитории Интренета в России вызвали дискуссию в среде специалистов. Эта дискуссия в основном отражалась в Интернете, на страницах специализированных компьютерных журналов и в выступлениях на семинарах и конференциях и продемонстрировала тот факт, что Интернет начинает всерьез рассматриваться как средство продвижения товаров и услуг, а интернет-аудитория становится весьма привлекательной с точки зрения маркетинга целевой группой. Дискуссия о методах измерения пользователей Интернета и основных понятиях и показателях позволила откорректировать исследовательские программы мониторинга аудитории российского ИнтернетаПо данным социологических исследований, проведенных в России в 1998/99-х гг., можно констатировать, что аудитория российского Интернета - это специфическая группа населения, которая характеризуется следующими признаками: проживание в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах; наличие высшего (неоконченного высшего) образования; средний возраст около 35 лет; доходы средние или выше средних; оптимизм или адаптированный пессимизм (по отношению к современным трансформационным процессам). Тенденции расширения аудитория российского Интернета можно сформулировать следующим образом: потенциальная аудитория Интернета в России (желающие подключиться) около 30 млн. человек; зафиксирован рост интереса к Интернету у граждан, имеющих среднее специальное образование; опережающий рост потенциальной аудитории Интернета в больших городах при относительной стабилизации интереса к сетевым технологиям в мегаполисах и устойчивый интерес к интернет-технологиях в Москве и Санкт-Петербурге. По своим основным параметрам аудитория российского Интернета приблизительно соответствует социальным характеристикам так называемого "среднего класса", что позволяет сформулировать осторожный вывод о возрастании роли современных сетевых информационных технологий в политическом процессе. ^ Список литературы: Интернет и современное общество: перспективы междисциплинарных исследований // Интернет и современное общество: