Реферат по предмету "Разное"


«Отражение событий  Великой Отечественной войны в литературе и  искусстве». Цель урока

Тема урока:  «Отражение событий  Великой Отечественной войны в литературе и  искусстве».Цель урока: проанализировать систему ценностей отечественной культуры в военные годы.Задачи урока: 1. Способствовать формированию знаний   о произведениях литературы и искусства времён Великой Отечественной войны, значении искусства  в годы войны и  в настоящее время. 2. Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме и  их отражении в литературе и искусстве. 3. Воспитывать нравственно-эстетические качества  личности гражданина России, патриота своей Родины.4. Развивать умение,  используя дополнительную литературу, СМИ  и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории  в интересной форме.  ^ Подготовительный этап урока: класс делится на  4 группы, каждая группа готовит выступление  на одну из тем: «Литература», «Живопись», «Музыка» и «Киноискусство»  времён Великой Отечественной войны. Оборудование:   компьютер, проектор,  презентации, магнитофон, фонохрестоматия, репродукции картин, портреты композиторов,  Музыкальный ряд: “Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача“Катюша” М. Блантера, сл. М. Исаков“В землянке” К. Листова, сл. А. Суркова Симфония №7 Д. Шостаковича, 1 часть. Эпизод нашествия.Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов): Агитплакаты времен Великой Отечественной войны ^ Литературный ряд: стихи  поэтов – фронтовиков о войне.  Выставка книг о войне.  Ход урока: Учитель: В этом году  мы  будем отмечать 65 годовщину со  Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину  ценой собственной жизни.  Сегодня мы познакомимся с произведениями литературы, музыки, живописи и кинематографа времён Великой Отечественной войны. И попробуем ответить на вопросы: Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы  Великой Отечественной войны? Какое значение  имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы? А начнём мы наш урок  со знакомства с литературой. Эпиграфом  к этому разделу могут стать слова  поэта-фронтовика Николая Грачёва:«Двадцать первого года рожденья поэтыИ двадцатого года рожденья поэты,Вы легли на земле, защищая планету,И взошли над землёй лепестком горицвета». Слово первой группе « Литература в годы войны».1 группа: Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первые годы войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова «Каждый советский писатель готов всё, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины» Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырёхсот из них не вернулись. Это А.Гайдар, Е.Петров, Ю. Крымов, М.Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицский, В. Багрицкий, П.Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом боль отступления и радость побед. Георгий  Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мёрзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и… писали. Русская литература периода  Великой Отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была голосом «героической души народа». Послушайте стихотворение поэта-фронтовика Алексея Суркова:Человек склонился над водойИ увидел вдруг, что он седой.Человеку было двадцать лет.Над лесным ручьём он дал обетБеспощадно, яростно казнитьТех убийц, что рвутся на восток.Кто его посмеет обвинить, Если будет он в бою жесток? В этом стихотворении мы видим молодого человека, патриота своей Родины, готового отдать  за неё свою жизнь , готового мстить фашистам, за свою так рано ушедшую молодость. Это образ бесстрашного бойца, которых в годы войны было тысячи. Стихи поэтов – фронтовиков публиковались  центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Поэт Алексей Сурков писал в своих воспоминаниях: «Нет для стихотворца выше счастья, чем счастья чувствовать себя нужным своим соотечественникам и современникам и чувствовать, что твои мысли  и переживания находят отклики в их сердцах». Особенно остро  это чувство  поэты испытывали в дни Великой отечественной войны, когда такие стихи, как « В Землянке» А. Суркова , «Огонёк» Исаковского,  «Жди меня» К. Симонова, с самых тяжёлых дней войны стали истинно народными песнями, когда стихи , напечатанные во фронтовой печати на страницах «Правды», «Известий», «Красной Звезды» – широко читались  и в окопах, и в трудовом тылу страны.  Эти стихи породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между  поэтами и народом установился  невиданный в истории нашей  поэзии сердечный контакт. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В дни войны обострилось чувство Отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на родные края, на дом, где родились. Послушайте стихотворение нашего земляка, поэта-фронтовика Анатолия Кузьмина: … Снова вслед косякам журавлинымОсень машет холодным крылом.Под нахмуренным небом чужбины –Грусть по Родине в сердце моём.  И уносят думы в Россию,Где и жизнь и работа милей.Мне бы Волги туманы родныеДа зелёные зыби полей.  Мне бы русские наши берёзы,Наших рек голубых берега,Скрип колхозных саней по морозу,Серебристые наши снега.  Там ядрёная, свежая осеньНад равнинами песни поёт.И незримая сила уноситВ край, ласкающий сердце моё.  Уноси меня в песнях и мысляхВ мир моей дорогой стороны.Я недаром от Волги до ВислыШёл тяжёлой дорогой войны.   Годы войны – это годы разрушений и смерти. Тысячи погибших на полях сражений, тысячи могил.  Потеря близких друзей, однополчан отзывалась болью в сердце каждого солдата. Тема боли и скорби нашла своё отражение и в поэзии. Послушайте стихотворение костромского поэта-фронтовика Николая  ВоронинаНет, были мы не просто ухари, Судьбу берущие с налёта.Дрались с врагами и разрухамиДо восемнадцатого пота.  Да только  ль пот! А крови пролито…А слёз, что камни прожигали!Ты с плугом выехал. А поле-тоЛежит в осколках ржавой стали.  На пустыре могилы братскиеНад ними юные берёзки.Ботинки изорвав солдатские,Давно ль ты выкинул обноски.  Но боль из памяти  не выбросишь,Забвенья у потерь  не выпросишь.Война лежит осколком в насИ успокоиться не даст. Любовь, вера в то, что дома  солдат ждут их  невесты и жёны, поддерживали во время трудных боёв, согревали  в холодных окопах,  вселяли надежду на победу. Эта тема очень ярко прослеживается в стихотворении Константина Симонова  «Жди меня».Жди меня, и я вернусь,  Только очень жди.Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди.Жди,  когда снега метут, жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера. В годы  Великой  отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и  героической повестью. Писатели Леонов, Толстой, Шолохов, Вишневский, Тихонов  воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму.  В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировали письма, дневники, свидетельские показания военнопленных. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и  упорству. «Ни шагу дальше!» – так начинается статья Алексея Толстого «Москве угрожает враг» Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвигах молодогвардейцев, которые предшествовали роману «Молодая гвардия». Очерки, посвящённые героическому тылу, представляют собой портретные зарисовки, в которых писатели обращают внимание не  столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Тема трудового подвига народа нашла отражение в  произведениях Шагинян, Кононенко, Караваевой, Колосова. Оборона Ленинграда, битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль- Декабрь» Симонова. В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Обратимся к повести В.Некрасова  «В окопах Сталинграда», написанной в 1942 году.  В которой автор показал. что война стала для всех большой бедой, несчастьем, но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный».  Вот,  например,  Валега  —  малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина,  он,  ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет  драться  до  последнего патрона. А кончатся  патроны  —  кулаками,  зубами…».  Командир  батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное,  чтобы  сберечь  как  можно  больше человеческих жизней,  чтобы  выполнить  свой  долг. Им  противопоставлен  в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы  не  попасть  на передовую; автор также осуждает и  Абросимова,  который  считает,  что  если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на  любые  потери,  бросая людей под губительный огонь пулеметов. Читая повесть, чувствуешь веру автора в  русского  солдата,  у  которого, несмотря  на  все  страдания,  беды,  неудачи,  нет   никаких   сомнений   в справедливости освободительной войны. Герои повести В.  П.  Некрасова  живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.Учитель: Кто сказал, что надо бросить                              Песню на войне?                              После боя сердце просит                              Музыки вдвойне. Это слова выдающегося поэта Лебедева-Кумача.  Действительно, музыка – душа и сердце каждого человека. И на войне музыка обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, вдохновить на подвиги, напомнить об  отчем  доме, близких  и родных людях. Предоставим слово второй группе, которая расскажет о «Музыке в годы войны».2 группа:  Во время войны была создана талантливая музыка во многих жанрах. На фронте и в тылу звучало немало прекрасных песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главный из них героико-патриотическая «Священная война», написана композитором Александровым на стихи Лебедева-Кумача. Обратимся к истории создания песни. 24 июня 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт. Ни одно произведение периода Великой Отечественной войны не приобрело столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными всей страны. И ее звучание обладало невероятной силой, вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сильную контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряженность боя возрастала. И вдруг среди ночи, освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу звуки песни. Она прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов…. ( звучит песня «Священная война») Другим, не менее важным символом военных лет стала знаменитая «Катюша», созданная композитором М.И. Блантером  ещё в 30-е гг. простота напева, романсовая лирическая мягкость и обращённость к солдатскому сердцу («пусть он землю бережёт родную») сделали песню воистину всенародной. Ещё большую популярность приобрела катюша, когда этим именем назвали знаменитую ракетную установку, приводившую в ужас немецких захватчиков. (звучит песня «Катюша»). Потребность в лирической и задушевной песне у усталых и измотанных долгими годами нелёгкого ратного труда людей действительно была очень велика. В этом жанре раскрылся талант композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. В числе лучших патриотических песен композитора – «Вечер на рейде», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке». (звучит песня «Давно мы дома не были») Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича в осаждённом Ленинграде 5 марта 1942 года, в тот самый день, когда по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. В этом сочинении четыре части; из них лучшей и наиболее ёмкой по содержанию является первая – грандиозная симфоническая поэма о противостоянии образов добра и зла, человечности и жестокости, жизни и смерти. Открывается симфония энергичной маршеобразной темой, являющейся сразу, без всяких «предисловий» Эмоционально дополняет первую тему побочная партия, приближающаяся по характеру к лирической колыбельной. Ласковая умиротворённость, обволакивающий покой – таково завершение первого раздела части . На этом фоне сильнейший психологический эффект производите появление издалека, сначала чуть слышно, новой темы в сопровождении дроби малого барабана. Ритм мерного, словно машинного, рокота становится всё упорнее. Одна и та же мелодия звучит. Как навязчивое наваждение, разрастающееся до непомерного масштаба грозно скрежещущей механической силы, всё сметающей на своём пути. В репризе первой части вновь возвращается первая тема, утерявшая бодрость и оптимизм, обретшая трагическую окраску. Седьмая симфония звучит, как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире. Присутствовавшие на блокадном концерте слушатели с полным основанием восприняли музыку Шостаковича как рассказ о грозном военном времени, как свидетельство очевидца. Поэтесса В. Инбер позднее писала: «Я слушала седьмую симфонию, и мне казалось, что это всё о Ленинграде. Лязгающее приближение вражеских танков – это было здесь». Известен факт, что как только Шостакович закончил писать Симфонию№7, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолёте отправлена через Африку в Соединённые штаты Америки, где её сразу же исполнили лучшие оркестры мира. Услышав эту симфонию, один  американский критик так написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой?…».  (звучит   Эпизод нашествия. Симфония №7. Д. Шостаковича). Учитель:  Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нём уверенность в победе. Живопись военных лет нам представит 3 группа.3 группа: Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с  следующим сюжетом.  Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» — варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов. Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!». Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- «Родина-Мать зовет!». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу!» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!». «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной. Художники — плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич,   «От народной мести не уйти врагу!» И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!». Плакаты военного времени являются  не только  оригинальными  художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.Учитель:  Многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в  себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства  переплавлялось в зримые, пластические образы. В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных  видов кино.   О кинематографе военных лет нам расскажет 4 группа.4 группа: В  искусстве  на  первое  место  выдвинулась  кинохроника  как   самый оперативный вид кино. Широкий разворот  документальных  съемок,  оперативный выпуск  на   экран   киножурналов   и   тематических   короткометражных    и полнометражных  фильмов  -  кинодокументов   позволил   хронике   как   виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой. Иным, чем до войны,  но  по  -  прежнему  могучим  средством  идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Мастера  художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла  так,  чтобы  их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч  солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Кинооператоры на фронте вначале снимали также, как и в мирные  дни  во время  маневров.  На  экране  неслись  лавины  танков,   летели   эскадрильи самолетов, бежали на общих планах бойцы…   С  осени  1941  года   характер   изображения   войны   во   фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся.  Поначалу  киносюжеты  фронтовых операторов  напоминали по своему стилю  военные  сводки.  Однако  постепенно все явственнее ощущалось стремление дать не только подробную информацию,  но и попытаться осмыслить героическую эпопею Великой Отечественной войны. Новое в характере изображения войны возникло, когда  фронт  подошел  к крупнейшим центрам страны,  и  население  приняло  участие  в  защите  своих городов. Съемки  обороны  городов-героев  сыграли  особую  роль  в  развитии советской публицистики. Именно по этим лентам легче  всего  проследить,  как постепенно  углублялось  в  сознании  документалистов  понимание   народного характера войны, и как  с  изменением  взгляда  на  войну  менялся  стиль  и характер документальных съемок.   Одна  из  первых   попыток   нового   отражения   героической   эпопеи Отечественной войны была сделана  в  кинорепортаже,  снятом  операторами  В. Микошей, М. Трояновским и С. Коганом в Одессе и Севастополе.  В первые, июньские дни войны,  проводы  уходящих  на  фронт  снимались преимущественно общим планом. Кинооператоров интересовал  прежде  всего  сам факт. Спустя несколько месяцев,  те же  хроникёры  уже  иначе  снимали  запись москвичей  в  народное  ополчение.  Камера  медленно   скользит   по   рядам добровольцев, она  то  останавливается  на  лице  старого  интеллигента,  то доброжелательно следит, как пожилой рабочий не спеша  примеряет  ватник,  то наблюдает за молодым пареньком, впервые берущим в  руки  винтовку.  Оператор словно зовёт  зрителей  внимательнее  вглядеться  в  эти  лица,  постараться запомнить их: ведь  люди  идут  защищать  Москву,  и  многие,  наверное,  не вернутся… В трудные для Москвы дни, когда  враг  оказался  на  расстоянии  25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах  новый  киножурнал  -  «На защиту  родной  Москвы».  Его   стала   выпускать   группа   кинорежиссёров, оставшихся  в  Москве  (Л.  Варламов,   Б.   Небылицкий,   Р.   Гиков,    Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов,  присылаемых  на  студию фронтовыми кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых  рассказывалось  о  боях  на  подступах  Москвы,  о  военных  буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за  зиму  1941/42  г.  было выпущено девять выпусков)  информировали  зрителя  о  ходе  контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая  часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой»    Кроме сюжетов в киножурналах документалисты с  первых  же  дней  войны приступили  к  выпуску  короткометражных  картин  и  обзорных   киноочерков, которые  рассказывали  о  жизни  Советского  государства,   подвергнувшегося нападению гитлеровской армии. К их числу  относятся:  «Молодежь,  на  защиту Родины!» (режиссер О. Подгорецкая), «Наша Москва» (режиссер Я.  Посельский),«24-й  Октябрь»  (режиссер  Л. Варламов),  «Хлеб  -  Родине»  (режиссер  Л.Степанова) и др.    В начале 1942  года  вышел  на  экраны  большой  документальный  фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры  Л.  Варламова   и И.  Копалин,  дикторский  текст  П.  Павленко,  текст  песни   А.   Суркова, композитор  Б.  Мокроусов).  Фильм  рассказывал  о  наступательной  операции советских войск под Москвой в декабре 1941 -  январе  1942  года,  сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны.   Со времени Сталинградской битвы  начались  эксперименты  с синхронной записью звука и изображения в боевых условиях.  Были  единичные  опыты  и  в области цветной и стереоскопической фронтовой съемки. В середине  1942  года кинооператор И. Гелейн  снял  на  цветной  пленке  ряд  кадров   в  боях  за Витебск: подготовка к штурму города, атака, залп «катюш», действия  авиации, бойцы ночью у костра, операция в медсанбате. В  1944  году  кинооператор  Д. Суренский   вскоре   после   снятия   блокады   Ленинграда   произвел две стереоскопические  съемки  в   разрушенном   фашистами   Петродворце и в Ленинграде. В  завершающий  период  войны  (1944-1945)   наступательные   действия Советской Армии, ее освободительная миссия становятся темами  документальной кинематографии. Операторы хроники шли  вместе  с  продвигавшимися  на  запад  воинскими частями, снимали встречи, митинги в освобожденных городах,  людей, побывавших  в  фашистских  неволе,  первые   трудовые   усилия   народа   по восстановлению разрушенного.       На основе кинодокументов, запечатлевших жизнь фронта и  тыла, в этот период  были  смонтированы  такие  фильмы,  как  «Битва  за  нашу  Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине»  (автор-режиссер  А.  Довженко), «Освобождение Советской Белоруссии» (авторы-режиссеры  В.  Саблин, Н. Садкович),  «Освобожденная Чехословакия» (автор-режиссер Сурова),  правдиво было зафиксировано  фронтовыми  операторами  весеннее наступление Советской Армии: буксующие в  грязи  танки,  пушки, которые  на себе вытягивают бойцы, крупные планы ног в сапогах и ботинках,  шагающих  по весеннему месиву. Зрители  ждали  полнометражных  картин  о  войне.  Работая  на   плохо оснащенных   в   то   время   студиях   Алма-Аты, Ташкента и Душанбе, кинематографисты вынуждены были не только  преодолевать  многие  технические трудности, но главное – обязаны были  постигать  новый  жизненный  материал, искать такие образные решения, которые  вскрывали бы  общенародный  характер борьбы, пробуждали в людях высокий патриотический  порыв.  Это  был  трудный гражданский и эстетический процесс, протекавший в предельно сжатые сроки. Знаменательно, что в центре  первого  полнометражного  художественного фильма о войне – «Секретарь райкома», созданного режиссером И.  Пырьевым  по сценарию И. Прута в 1942 году, стоял образ партийного  руководителя.  Авторы фильма с большой агитационной силой  и художественным  мастерством  раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, понявшего людей на  смертельную схватку  с   врагом.   Секретарь   райкома   Степан   Кочет   в   исполнении замечательного актера В.Ванина по праву  открыл  галерею  масштабных,  ярких характеров советского кинематографа военных лет. Новый шаг к постижению правды войны  художественный  кинематограф  сделал  в фильме  «Она  защищает  Родину»  (1943).  Важность  этой   картины,   снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась  прежде  всего  в создании  героического,  подлинно  народного  характера  русской  женщины  -Прасковьи Лукьяновой, – воплощенного В. Марецкой.  «Непокоренные» фильм  М.  Донского  (1945)  -  первый  фильм,  который снимался в только что освобожденном Киеве. Правда  о  фашизме  пришла  к  М. Донскому не только через литературу, Кино вплотную приблизилось к войне.  «В логической цепи: война  -  горе  -  страдание  -ненависть  -  месть победа трудно вычеркнуть большое слово -  страдание»,  -  писал  Л.  Леонов.   Патриотизм народа, его любовь к отчизне и ненависть к врагу  требовали, однако не одних только драматических или,  тем  более,  трагедийных  красок. Война  обострила  жажду  человечности.   На   экранах   возникали   коллизии лирические и юмористические. Юмор  и  сатира  в  массовых  изданиях  нередко занимали центральные полосы. Комедийные фильмы были признаны  и  желанны  на фронте  и  в  тылу,  но  их  было  мало:  «Антоша  Рыбкин»  и  «Новые  похождения   Швейка»   (1943), созданные на Ташкентской студии, и экранизациями чеховских «Свадьбы»  (1944) и «Юбилея» (1944). В  годы  войны  кинематограф,  в  ряду  других   искусств,   играл   роль политического борца и агитатора, поднимавшего  людей  на  защиту  отечества. Идеи освободительной борьбы с фашизмом осмыслялись  им  в  мировоззренческом аспекте  -  это  была  борьба  народных  масс,  объединенных  идеологией,  с мракобесием буржуазного общества в крайнем его выражении.Учитель: Итак, ребята, мы послушали ваши  сообщения о литературе и искусстве Великой Отечественной войны. Назовите  произведения, которые вам запомнились больше всего из тех, о которых мы услышали сегодня или те,  с которыми вы были знакомы ранее.  Чем они «зацепили» вас, почему запомнились, понравились? (ответы детей) В начале урока я поставила перед вами вопросы и сейчас мы попробуем ответить на них. Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы  Великой Отечественной войны?  ( вдохновляли людей на подвиги, воспитывали гордость за свою Родину, вселяли надежду на победу, согревали воспоминаниями о  родном доме, любимых и т.д) Какое значение  имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы? (воспитывают гордость за наш великий русский народ, дают представление о ужасах войны, учат мужеству, отваге и чести и т.д)       ^ Использованная литература: > «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М., Мысль, 1995 > История  русской  советской  литературы.  Под  редакцией  проф.   П.С.  Выходцева.  Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 > Поэты-фронтовики. Стихи. Верхне-Волжское книжное издательство Ярославль 1969 >   Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции.  Решения.   Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 > Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 > Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.