Учебные кинофильмы на уроках биологии. Учитель биологии: Каменских И.П. Биология – наука о жизни и развитии живой природы. Основная цель биологического образования – изучение биологического разнообразия на разных уровнях организации в морфофизиологическом, систематическом, экологическом и эволюционном аспектах Школьный курс биологии призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, связи обучения с жизнью, о сознательном отношении к использованию природных богатств, а также о взаимодействии человека и природы. Многие темы предмета отличаются большой сложностью и информативностью, учащиеся затрудняются их понимать. Поэтому, в своей практике, на уроках биологии, широк, использую демонстрацию учебных кинофильмов или их фрагментов. Кинофильмы насыщает урок готовыми, отобранными знаниями, позволяют показать динамику биологических процессов, роста и развития растений, животных. Использование учебных кинофильмов или фрагментов, повышает уровень знаний учащихся, способствует, лучшему усвоению материла. Учебные фильмы, в зависимости от содержания и объема информации, могут использоваться на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, обобщении знаний. На уроках биологии, совместно с учебными фильмами использую и такие средства обучения: как, таблицы, картины, натуральные объекты, раздаточный материал, мультимедийное оборудование. Комплексное применение наглядности на всех этапах урока дает возможность успешно решать учебно-воспитательные задачи предмета. Покажу пример использования фрагментов кинофильма «Многообразие и значение простейших» в сочетании с другим учебным оборудованием.^ Урок по теме «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация»Задачи урока: сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строении одноклеточных животных и их образе жизни; на примере изучения амебы выявить характерные особенности; закрепить знания о развитии простейших.Оборудование. Таблица «Тип Простейшие», кинофильм «Многообразие и значение простейших», микроскопы, культура амебы (2/3 пробирки для каждого ученика). ^ Ход урокаI.Организационный моментII.Изучение нового материала Беседа с учащимися по вопросам: просмотрев текст в учебнике (с 95), определите, в каких средах обитания встречаются одноклеточные животные? Почему животные этой группы получили название одноклеточные, или простейшие? Используя учебник, составьте схему подцарства Одноклеточные. ^ Установление особенностей организации простейших как одноклеточных организмов Самостоятельная работа учащихся с учебником и натуральным пособием. 1.Рассмотрите содержимое пробирки и сравните с рисунками на с 90 – 91 учебника, ответьте на вопрос: что вы видите в пробирках? 2.С помощью лупы рассмотрите видимые существа пробирки; прочитайте статью «Тип Саркожгутиконосцы» на с.92-95 учебника. Ответьте на вопрос: какую форму они имеют и как передвигаются? 3.Учащимся предлагается вспомнить строение микроскопа, правильно его установить, приготовить препарат для наблюдения. Изучив содержимое препарата под микроскопом, ответьте на вопрос: может ли быть организм одноклеточным? Назовите основные компоненты клетки простейших. Что является обязательным условием жизни простейших? Из текста учебника (с 94) выделите общие признаки подцарства. Сделайте вывод.^ IV. Размножение и развитие простейших. Перед просмотром фрагмента кинофильма учитель знакомит учащихся с вопросами, записанными на доске: зная, как размножаются одноклеточные водоросли при разных условиях, предложите варианты размножения простейших организмов. Обсудите значение образования цисты. Демонстрация фрагмента кинофильма. После просмотра фрагмента кинофильма учащиеся отвечают на поставленные вопросы.^ V. Подведение итогов урока. Обобщающая беседа.Задание на дом. Основное: изучить текст на с.92- 95. Выбрать из текста учебник общие признаки типа Саркожгутиконосцы. Сравнить классы Саркодовые (амеба обыкновенная) и Жгутиковые (зеленая эвглена, вольвокс). Дополнительное: Н.Н.Плавильщиков. Гомункулус.Урок по теме «Многообразие и значение одноклеточных животных»^ Цели урока: познакомить учащихся с другими простейшими; выяснить их значение в биоценозах и жизни человека; совершенствовать умения работать с таблицами, рисунками, схемамиОборудование. Таблица «Тип Простейшие», кинофильм «Многообразие и значение простейших», микроскопы, культура инфузории (2/3 пробирки для каждого ученика).Ход урока^ I. Организационный моментII. Проверка усвоения материала прошлого урока. Вступительное слово учителя. Запись числа, темы урока, постановка задач перед учащимися, знакомство со структурой урока. На прошлом уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения одноклеточных животных их образе жизни; размножением и развитием простейших. Урок начнем с повторения и проверки домашнего задания.^ Учащиеся последовательно выполняют ряд заданий учителя: 1.Заполните таблицу. Выделите общие признаки простейших.Сравнительная характеристика простейших. Процессы жизнедеятельности Амеба Эвглена зеленая Вольвокс 1.Движение 2.Питание 3.Выделение 4.Дыхание 5.Размножение 6.Обмен веществ 7.Образование цист ^ 2.Письменный опрос Вариант I Вариант II Терминологический диктант Циста, раздражимость, порошица, хлоропласты Сократительная вакуоль, реснички, раздражитель, фагоцитоз. Ответ на вопрос Какое значение в жизни простейших имеют сократительные вакуоли? Как дышат одноклеточные животные и каково значение дыхания в их жизни? 3.Посмотрите кинофрагмент из кинофильма «Многообразие и значение простейших» и ответьте письменно на вопрос: значение образования цисты для простейших (фрагмент демонстрируется с выключенным звуком).^ Изучение нового материала организованно в следующем порядке: Краткий рассказ учителя, в котором внимание акцентируется на среде обитания особенностях организации связанных с паразитизмом животных типа Споровики. Демонстрация таблицы и фрагмента кинофильма, выполнение задания: 1.В тетрадях нарисуйте цикл развития малярийного плазмодия, как одного из представителей данного типа. 2.Ответьте на вопросы, каких животных называют паразитическими? Какие Вы можете рекомендовать меры предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими? II.Особенности типа Инфузории как наиболее сложноорганизованных одноклеточных животных. Многообразие видов, особенности строения инфузории – туфельки. Просмотр кинофрагмента, выполнение лабораторной работы «Строение инфузории – туфельки». Продолжение демонстрация кинофильма, выполнение учащимися следующего задания: 1.Устно составьте рассказ о среде обитания и особенностях питания простейших. 2.Сравните строение инфузории и амебы. В чем их сходство и различие? Какой вывод следует сделать на основании сходства и различия простейших? 3.Где обитает малярийный паразит? Какой вред он наносит здоровью? В тетрадях нарисуйте схему «Значение простейших в природе, жизни и хозяйстве человека». V. Подведение итогов урока. Обобщающая беседаЗадание на дом. Основное: изучить текст на с.96 – 98, ответить на вопросы 5-15 рубрики «Проверьте свои знания», повторить текст учебника с.92- 95