Реферат по предмету "Разное"


«Отношение детей и подростков к наркотикам» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны

Работа наркопоста школыБЕСЕДАс педагогами и родителями школына тему: «Отношение детей и подростков к наркотикам»Усть-Нерской основной общеобразовательнойшколы с коррекционными классамипедагога-психологаПаскал Виктории Викторовнып. Усть-Нера, 2009 г. Еще 10 лет назад считалось, что работа с детьми и под­ростками, использующими одурманивающие веще­ства, — исключительная прерогатива сотрудников нар­кологической службы и милиции. Сегодня, когда одур­манивание стало неотъемлемым атрибутом молодежной субкультуры, ни один педагог не застрахован от того, что среди его учеников не окажется поклонника дурмана. Отношение детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.8—11 ЛЕТ. (К сожалению, эта воз­растная граница имеет тенденцию к постоян­ному снижению). Ребят интересует все, что связано с наркоти­ками, — их действие, способы употребления. Наркотик — это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диаг­ностических исследований, дети этого возраста о послед­ствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего полу­чены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Актив­ное употребление чаще всего связано с токсическими веще­ствами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлека­ют в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено). Данный возраст — это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирование моды на наркотики. В этом возрасте школьники начинают играть в наркоманов, интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Часто непрофессиональное обсуждение о проблеме наркотиков по большей части дает прямо противоположный эффект, усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.11—13 ЛЕТ. Основной возраст начала наркомании. Интерес у ребят вызывает возможность употребления так называемых “легких” наркотиков. О существование глобальной проблемы задумываются лишь немногие, некоторые уже пробовали наркотик из любопытства. С потребителями и распространителями наркотиков знакомы практически все. О наркотиках знают много из опыта знакомых или по рассказам, многие сведения недостоверные, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков не­дооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подро­стков 11—13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые сред­ства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опас­ны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, аддиктив-ное поведение.14—16 ЛЕТ. Наиболее опасный возраст для начала экспе­риментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечерин­ке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.^ В этом возрасте формируется пять групп по отношению к наркотикам:I. Употребляющие и втягивающие других. Употребление считается признаком уверенности, незави­симости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вре­да, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).^ II. Употребляющие, но понимающие опасность. Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной при­вычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».^ III. Активные потивники. Это самая малочисленная группа, позиция ее представи­телей: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих дру­зей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще — на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный» наркоман может поколебать уверенность активного против­ника.^ IV. Равнодушные противники. Входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят тра­виться — их дело».^ V. Не определевшие свое отношение к наркотикам. Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих . Для того, чтобы суметь помочь ребенку в этой ситуа­ции, взрослый должен иметь представление об особеннос­тях развития наркогенной карьеры несовершеннолетних. Здесь могут быть выделены несколько этапов.^ Первый этап. Ключевым событием этого этапа является пер­вая проба одурманивающего вещества сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. То есть ребенок или подросток использует наркогенный препарат не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое прибли­зительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Как правило, это связано с трудностями, проблема­ми и вообще с взаимодействием со сверстниками. Ребенок подчиняется наркогенному давлению окружающей среды, пробует наркотик или дру­гой препарат для того, чтобы стать "своим" в компании, "не выделяться, не выпендриваться"... Значительную часть несовершеннолетних привле­кает возможность испытать новые, неизвестные им ощущения. При опросах нередко дети и подростки отме­чают, что первый раз попробовали препарат потому, что "не знали, как отказаться". Часть несовершеннолетних (как правило, это младшие подростки) указывают, что первая проба одурманивающего вещества была для них вынужденной — их заставляли, даже били. А это прямое свидетельство того, что сегодня наступление дурмана приобретает агрессивный харак­тер. Как правило, при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. Дети обычно утверждают, что "ничего не ощущали", затрудняются опре­делить конкретный характер возникающих ощущений ("кружилась голо­ва", "повело в сторону") или утверждают, что ощущения были неприят­ные ("тошнило", "болела голова"). Поскольку реальных метаболических изменений в структурах мозга не происходит, первая проба может не затрагивать эмоциональную, воле­вую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим можно апелли­ровать к тому, что значимо для ребенка, — страху наказания, боязни осуждения окружающими, представлениям о негативном влиянии одур­манивания на будущие планы и т.д. Однако, несмотря на отсутствие реальных физиологических изменений, первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании ребенка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещающий одурманивание. На этом этапе может формироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, ребенок или подросток втайне ожидает испытать что-то нео­быкновенное (ведь недаром, думает он, об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровыва­ет. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркогенных веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению "технологии одурмани­вания", на котором ребенок уже на практике обучается приемам использо­вания конкретного наркогенного препарата. ^ Второй этап. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными — стремлением вновь и вновь переживать эйфорию. Надо сказать, что имен­но на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значитель­ные. Ребенок или подросток может долго и с наслаждением описывать то, что он испытывал ("смотрел мультики", "летал", "парил") и т.д. За счет чего же возникает эйфория? Наркогенные вещества ослабляют сигналы-импульсы, иду­щие от внутренних органов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются нами на "подкорке", однако именно они и создают у нас ощущение "земного притяжения". При использовании одурманива­ющих веществ "земное притяжение" на время отступает, возникает ощущение "полета на облаках". Изменяется характер отношения к окружающим. Все они становятся удивительно милыми и добрыми людьми, происходит торможение всех желаний, намерений, формируется общая умиротворенность, ведь воз­никший очаг настолько силен, что, подобно магниту, притягивает к себе все другие возбуждения. Поэтому на время отступают все проблемы, не­разрешимые задачи перестают волновать. Безусловно, опыт эйфорических ощущение затрагивает и волевую, и нравственную сферы подростка. Он может понимать опасность нарко­тизации, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию стано­вится все сложнее. Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формирует­ся представление о "положительной" стороне наркотизации, возможно­сти при помощи одурманивающих веществ получать "бесплатное удо­вольствие". Действительно, ведь никаких реальных негативных послед­ствий наркотизации пока не ощущается (они возникнут позже), поэтому несовершеннолетнему все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности одурманивания. ^ Третий этап. Снижается сила и "приятность" эйфорических ощущений. Это в свою очередь влияет на мотивы наркотизации. Ребенок или подросток стре­мится использовать наркогенное вещество уже не столько ради эйфо­рии, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Надо сказать, что только на этом этапе взрос­лые — учителя и родители — начинают догадываться о том, что с ребен­ком что-то неладное, поскольку необъяснимые колебания настроения буквально бросаются в глаза. Изменения эмоциональной, волевой, нравственной сферы оказываются значительными. Несовершеннолетний может признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов "за" одурманивание. Край­не неохотно идет на контакт с теми людьми, которые так или иначе пыта­ются помешать его наркотизаиии. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и проис­ходит наркотизация.^ Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завер­шается страшным ударом — возникновением симптомов абстиненции или "ломки", мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества. В отсут­ствии наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внут­ренних органов, повышается настолько, что наркоман начинает ощущать движение кишечника, напряжение мышц, возникает чувство "перевора­чивания внутренностей". Такие дети исключительно редко продолжают посещать школу, одурманивание полностью вытесня­ет из их жизни все прежние интересы. Общность различных форм наркотизма, их сущности обусловливает в свою очередь и представление о педагогической профилактике одурма­нивания несовершеннолетних.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.