Фамилия __________________________ Шифр _____________ Имя __________________________Район __________________________ Класс __________________________ Шифр ___________________________ Рабочее место № _____________Заданияпрактического тура регионального этапа XXVI Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009-10 уч. год. 10 классМикробиологияИсследование морфологии микроскопических организмов с помощью дифференциально-диагностического метода «Окраска по ГРАМУ»Оборудование и материалы: предметные стекла, микробиологическая петля, спиртовка, кристаллизатор с подставкой для препаратов, промывалка с водой, микроскоп, 1%-ный водный раствор генцианвиолета или кристаллвиолета, раствор Люголя, склянка с 95%-ным этанолом, 0,1%-ный водный раствор фуксина, чистые суточные культуры микроорганизмов, дезинфицирующий раствор, защитные маски, перчатки, чепцы, спички, иммерсионное масло.Цель работы: Провести исследование чистых культур микроорганизмов. Определить с помощью дифференциально-диагностического метода «Окраска по ГРАМУ» родовую принадлежность микроорганизма. ^ Внимание! При выполнении задания соблюдайте технику безопасности, работу выполняйте в перчатках.Ход работы: 1. На предметное стекло, при помощи бактериальной петли, нанести мазок. Высушить его на воздухе, а затем зафиксировать в пламени спиртовки. Мазок должен быть равномерно растертым и не густым. Фиксированный мазок – носит название ПРЕПАРАТ (5 баллов). 2. Приступить к окраске по Граму (5 баллов). Этап 1: на препарат нанести несколько капель раствора генцианвиолета. Окрашивать 1 – 2 минуты. Слить остатки красителя. Этап 2: не промывая водой, нанести раствор Люголя до почернения (1 мин.), затем раствор слить. Этап 3: не промывая водой, нанести 96% спирт до отхождения красителя (30-60 с). Этап 4: промыть препарат водой. Этап 5: докрасить фуксином 3 мин, промыть водой и высушить.3. Микроскопировать окрашенный препарат при помощи иммерсионной системы светового микроскопа. По результатам окрашивания грамположительные микроорганизмы окрасятся в сине-фиолетовый цвет, а грамотрицательные в розово-малиновый. Внимание! Приготовленный и окрашенный препарат продемонстрируйте преподавателю! (5 баллов).4. Зарисовать увиденные в поле зрения микроскопа объекты в отведенное для этого поле справа на бланке работы (3 балла).5. Сравнить полученный рисунок с изображениями основных форм бактерий (см. приложение 1). Определить родовую принадлежность исследованного микроорганизма и предположить его видовое название (2 балла). ^ Родовое название м/о(в скобках укажите номер соответствующего рисунка приложения 1) Видовое название м/о(выскажите предположение) наименование Чистой культуры(заполняется преподавателем при проверке) ____________________ (____) __________________________ __________________________ Проверил __________________ Сумма балов _________________Приложение 1Основные формы бактерий 1 – стафилококки; 2 – стрептококки; 3 – сарцины; 4 – гонококки; 5 – пневмококки; 6 – капсула пневмококков; 7 – коринебактерии дифтерии; 8 – клостридии; 9 – бациллы: 10 – эшерихии; 11 – спириллы; 12 – трепонемы; 13 – борреллии; 14 – лептоспиры; 15 – актиномицеты; 16 – расположение жгутиков: а) монотрих; б) лофотрих; в) амфитрих; г) перитрих.