Тема: «Научно-исследовательская деятельностьучащихся начальных классов»Учитель начальных классов Синичук Лилия АлександровнаПлан:Вступление. Необходимость и важность исследовательской деятельности.Принципы организации научно-исследовательской деятельности.Этапы работы над проектом.Заключение.Приложения.Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности уч-ся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.Наша гимназия не стала исключением. Так в нашей школе родилось школьное научное общество «Солнышко». Но научно-исследовательская деятельность не возникает в гимназии сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд, следующее: - готовность гимназистов к этому виду работы; - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью гимназиста. В своей работе мы руководствовались пятью принципами организации научно-исследовательской деятельностью гимназистов: - принцип последовательности; - принцип поуровневости; - принцип временного развития; - принцип разнообразия; - принцип постоянного совершенствования. Принцип последовательности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст гимназиста. ^ Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, кафедр, педагогического коллектива, родителей гимназистов, Финансовой академии, финансовых и банковских структур, с которыми сотрудничает наша гимназия, и, конечно, на уровне самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. ^ Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д. ^ Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики, разнообразие научных руководителей, разнообразие творческих коллективов, разнообразие форм подведения итогов: семинары, защита проектов, научно-практические конференции. Всё это дает гимназисту широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации. ^ Принцип разнообразия предоставляет возможность творческого и научного роста и педагогическому коллективу. Принцип постоянного совершенствования связан с непрерывностью развития, совершенствованием и продолжением работы на достижение более высоких результатов всех участников научно-исследовательской деятельности гимназистов. ^ Но мы сегодня говорим о работе с младшими школьниками. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких уч-ся, однако начинать вовлекать младших школьников в эту работу нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Cтимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.Учитывая все особенности, мы начали работать в этом направлении. И в 2008 году в нашей гимназии прошла первая научно-практическая конференция для уч-ся начальных классов.На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребёнка и помочь ему в выборе интересующей его тематике. Мы старались не ограничивать ребёнка в направлениях. Поэтому круг тем был широкий.^ Темы работ:«Наши домашние питомцы»«Удивительный мир дикой природы»«Древние Цивилизации»«Динозавры»«Исследование генеалогического древа семьи»«Растения в мифах и легендах»«Старинные меры длины»«Хлеб - всему голова»«Чудеса света»«Кем быть»Проект «Модель машины времени»«Янтарная комната» После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.Последовательность работы над проектом:1.Подготовка.2.Планирование работы .3.Исследование. Сбор информации.4.Оформление результатов работы.^ 5.Презентация (защита) проекта.6.Оценка результатов и процесса деятельности.1.Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики.2.Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы(форма проекта).3.От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации(Интернет, справочники, худ.литература, учебники и т.д.)^ 5.Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.Мы использовали такую форму подведения итогов исследовательской деятельности, как проведение ученической конференции под названием «Первые шаги в исследовательской деятельности», на которой осуществлялась публичная защита проектов, в ходе которой дети учатся излагать информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему и доказывают свою точку зрения.Цель конференции: поиск и поддержка наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности уч-ся; формирование у младших школьников потребности к саморазвитию, умение выслушать своих товарищей.В конференции участвовали ученики ^ 3-4 классов.В ходе выступления ребята раскрывали цели своих работ, рассказывали какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований. План выступления, например, может быть таким:Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?Какова основная идея проекта?Какими требованиями к проекту ты руководствовался?Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? ^ По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Каковы направления для дальнейшего исследования?Весьма важный вопрос-оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает экспертный совет. В его состав входят учителя начальных классов, завучи гимназии. Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. (Приложение №2)Поэтому все участники конференции были отмечены дипломами, подарками на общешкольной линейке, посвященной первой научной конференции в начальной школе. Мы постарались сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации.Работы оценивались в следующих номинациях:Новизна материалаГлубокое понимание материалаБлестящие ответы на вопросыЯркое оформление стендаЗаинтересованность темой«Дружный проект»«Весёлый проект»«Оригинальный проект»По окончании конференции, все работы детей были представлены на выставке. Каждый ребёнок мог просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользовалась огромным интересом. Её так же посетили родители и все желающие уч-ся гимназии. По тому, где толпилось больше детей, можно было судить о предпочтениях детей. Чаще всего это были работы, к которым можно было прикоснуться, потрогать, так называемые действующие модели.После защиты проекта, работы можно подарить людям, чьи потребности изучили дети, членам семей уч-ся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех работах, которые они изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.^ Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях.мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности;презентационные: составление устного доклада о проделанной работе;коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли;поисковые: поиск информации;информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах;проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата.Проведенная научно-практическая конференция показала способность уч-ся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствовало повышению мотивации к такой форме работы.Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения уч-ся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.Приложение 1.Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников с 1-го по 4-й классПриложение 2 Оценочный лист члена жюри 2-ой НПК уч-ся начальных классов научного общества «Солнышко» 2008-2009 учебный год. Ф.И.О. члена жюри ________________________________________________________________ № ^ Критерии оценки Показатели выполнения Максимальное кол-во баллов 3а 3б 3б 3в 4а 4б 4в 4в 4г 1. Соответствие темы работы её содержанию 5 2. Актуальность Обоснование необходимости изучения данной проблемы на основе сложившихся противоречий 5 3. Содержание работы Владение специальной терминологией, глубина раскрытия темы и эрудиция автора 5 4. Последовательность и ясность изложения на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы Соблюдение логики изложения материала, ясность языка, доступность для восприятия 5 5. Оформление проектной работы Титульный листОглавлениеВведениеОсновная частьВыводы и результаты работыСписок литературыПриложения 10 6. Культура выступления участника конференции умение привлечь внимание к проблемеорганизовать взаимопонимание со слушателями с помощью речевого и интонационного оформления выступленияиспользование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы) 15 7. Умение вести дискуссию 5 ИТОГО 50 МЕСТО