Департамент образования города МосквыЮго-западное окружное управление образованияГосударственное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 126с гимназическими классами.Сборник методических материалов(из опыта работы учителей гуманитарного цикла)Москва,2009-2010Содержание. Прохорова Л.П. Эколого-культурные традиции в мегаполисе….3 Катышева Ю.В. Использование комплексного анализа текста в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку…………………..5 Толкачева Н.В. Урок развития речи. Обучение написанию рецензии на литературное произведение на примере рассказа В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка»……………………………7 Дубикова О.А. Как научить ребенка не путать части речи и члены предложения?......................................................................................12 Щитова И.В. Занятие – представление по теме «Начало домашнего театра»………………………………………………………………..14 Аксенова И.А. Развитие творчества учащихся на уроках изобразительного искусства………………………………………...17 Щеглова Е.Н. Экскурсия как метод ознакомления учащихся с шедеврами мировой художественной культуры…………………..21 Копченкова Е.Б. Духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках музыки……………………………………………………….23 Максимова Т.Б. Врата судьбы……………………………………...31Зам. директора по научно-методической работе, учитель русского языка, литературы и словесности высшей категории Прохорова Л.П. ^ Эколого-культурные традиции в мегаполисе. Работа по словесности в гимназических классах нашей школы начинается в 5 классе с изучения фольклора. На этих уроках используется учебник «Русская народная словесность Н.Н.Костанян (книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов). Опыт показывает, что лучше всего начинать со знакомства с календарными обрядами, ибо в них отражены представления народа об устройстве мира, его воззрения на природу и человека. Мы знакомимся с народным календарем, изучаем историю названий месяцев года, зимними, весенними, летними и осенними календарными обрядами. Хочется поделиться опытом изучения колядок и проведения колядования в Теплом Стане, родном районе нашей Москвы. План такой работы: Изучение праздника коляды на уроках по учебнику; Экскурсия в заповедник «Коломенское» по теме: «Зимние календарные обряды»; Подготовка к колядованию; Колядование 6 января в рождественский сочельник. Материал к уроку по теме: Коляда - праздник в честь нарастания силы солнца. В эти дни, когда солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет природе и человеку. Определенное поведение должно было способствовать положительному воздействию на будущее. Центральные магические действия этого праздника - колядование и гадание. Парни и девушки у каждого двора «кликали» Коляду, мифологического персонажа, который должен был принести обильный урожай и счастье. Колядовщики восхваляли всю семью, хозяина и хозяйку дома и выпрашивали для себя обрядовое угощение в виде печенья «коровки» или «козульки», на которые нельзя было скупиться во избежание будущего голода. Колядовщики в своих обрядовых песнях-колядках прославляли плуг, соху, сеянье, хлеб. Чтение, комментарий и анализ колядок. Экскурсия в заповедник «Коломенское» дает зрительное представление о колядках. Профессиональные актеры разыгрывают действо, вовлекая ребят в веселый праздник. Мы внимательно разглядываем костюмы, вслушиваемся в колядки, запоминаем особенность рождественской звезды. Поучаствовав в игре, пятиклассники с удовольствием готовятся к колядованию в нашем Теплом Стане. Дома и в школе готовятся костюмы, в ход идут маски, платки, парики. Запасаемся атрибутами из деревянных ложек, трещоток, бубнов, свистулек. Особое внимание восьмиконечной рождественской звезде: делаем ее по всем правилам из ватмана и картона, украшаем блестящей бумагой, чтобы светилась и в темноте январского вечера. Разучиваем колядки, беря из множества наиболее понятные и актуальные. Договариваемся с родителями и учителями, желающими встретить колядовщиков и не боящимися вторжения ряженых. Обычно это 15-20 адресов в районе Теплый Стан. Вечером 6 января, в рождественский сочельник, вся компания колядующих переодевается в школе и отправляется на доброе дело. Веселая шумная ватага привлекает внимание прохожих, которым тоже достается порция колядок. Пожилые люди слушают с удовольствием и ностальгией, молодые- с улыбкой. Почти все благодарят и одаривают. Опыт подсказывает, что лучше начинать с дальних адресов. Ведь в наших многоэтажных домах 1-2 лифта, и вся компания добирается до нужного этажа в 2-3 захода. Когда все на месте, поем первую колядку: Пришла коляда Наперед Рождества!! Везде поспевай. С Новым годом поздравляй!!! Иногда на этот «хор» выходят не только ожидающие нас хозяева, но и все соседи. Звезду несет тот, в чей дом идем. Как же гордятся пятиклашки, получив в руки рождественскую звезду! Колядовщики славят всех, живущих в этом доме, называя имена и отчества хозяина, хозяюшки, добрых молодцев, красных девушек и даже животинушку, если в доме есть кошки, собаки, попугаи: Пришла коляда наперед Рождества! Дайте коровку, масляну головку! А дай бог тому, кто в этом дому! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, и богатством! Хозяева приносят угощение, которое попадает в мешок самых проворных колядовщиков. Пройдя все квартиры, возвращаемся в школу, делимся впечатлениями, угощаемся. Думаю, это лучший жизненный урок доброты и дружбы. Ребята, с которыми я впервые колядовала в 1999 году, уже заканчивают вузы, но на вечерах встречи в школе всегда вспоминают «колядовщиков-недоросточков».Учитель русского языка, литературы и словесности первой категории, председатель МО учителей гуманитарного цикла, эксперт по проверке части «С» ЕГЭ Катышева Ю.В. ^ Использование комплексного анализа текста в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В связи с переходом к новой форме аттестации выпускников школ – Единому государственному экзамену – учителю русского языка необходимо найти способ целесообразного сочетания традиционных форм обучения с выполнением тренировочных упражнений по типу экзаменационных. Одним из таких подходов может стать комплексный анализ текста, который позволяет наряду с повторением изученных разделов языкознания, необходимых для выполнения заданий частей А и В в ЕГЭ, реализовать возможность целостного восприятия и истолкования художественного текста, оценки авторской позиции и своего отношения к ней, что необходимо для выполнения задания части С. Таким образом, в рамках одного урока происходит формирование лингвистического и коммуникативного навыков учащихся, каждый из которых выполняет именно те задания, которые соответствуют уровню его знаний по предмету – этим реализуется индивидуальный подход к обучению. Т В (широко) листвен…ых лесах уст…лала землю ровным слоем слежавшаяся, как войлок, серая прошлогодняя листва. Она осела под тяжестью зимнего снега, к ней прилипла перепутан…ая паутина.Однажды я остановился и вдруг услышал, что вокруг все шуршит, (как) бу...то идет мелкий дождич…к. Чем больше я вслушивался, тем сильнее и я…ственнее становилось шуршание. Причину его я разгадывал (не) долго. В этом месте среди осин и берез росли невысокие ели. Теперь с них на плотную, как бы даже звонкую слипшуюся листву обильно сыпались отжившие иглы. (В) первые в жизни я наблюдал игл…пад. Ветра не было. Значит, иглы падали сами по себе. Значит, им было положено в это время падать. По всему лесу, если хорошенько прислушат…ся, был слыш…н шелестящий, как дождич…к, игл…пад. Я подставил ладони, и тотчас же на них упало несколько отживших (не) весомых иголоч…к.(В. Солоухин)акой урок был проведен в 11 классе в процессе повторения темы «Причастие» по учебнику Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина «Русский язык. 10 – 11 классы» на основе упражнения № 285. В ходе урока можно выделить следующие этапы:1. Организационный момент. Учитель сообщает учащимся цели и задачи урока, а также план анализа текста. 2. Проверка домашнего задания, состоявшего в орфографическом и пунктуационном разборе текста упражнения № 285 вышеназванного учебника. В процессе проверки повторяются орфограммы: - правописание гласных и согласных в корне слова; - правописание сложных существительных и прилагательных; - ^ Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий; - правописание НЕ с прилагательными и причастиями; - правописание наречий, союзов. При пунктуационном разборе учащиеся объясняют постановку знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении, при однородных членах, условия обособления сравнительных оборотов и вводных слов.3. Текстология. После выразительного чтения учителем учащиеся выявляют признаки текста, определяют его тип, тему, идею, средства грамматической связи предложений. Для выполнения этих заданий необходимо подбирать тексты с неясно выраженной авторской позиции, чтобы читательская реакция была наиболее активной. В данном отрывке В. Солоухин не высказывает своего прямого отношения к наблюдаемому явлению, он просто прислушивается, ловит образы и звуки – это момент растворения в природе, удивления необычному и любования им. Таким образом, он призывает читателей быть чуткими, наблюдательными, видеть жизнь вокруг себя, уметь ценить такие моменты. Учащиеся улавливают этот скрытый призыв и охотно высказывают свое отношение к изображенной картине.4. Лексика. Для глубокого понимания текста необходимо увидеть те средства, при помощи которых создается необычный образ леса: на фоне преобладания прямых лексических значений слов аллитерация, эпитеты, метафоры, сравнения позволяют очень ярко передать состояние наблюдателя, увидеть необыкновенное в обычном.^ 5. Морфемика и словообразование. На этом этапе полезно вспомнить о процессах формообразования и словообразования на примере некоторых слов (прошлогодняя, впервые, шуршание, тотчас).^ 6. Подводя итоги урока, учащиеся обобщают знания, которые активизировали в процессе комплексного анализа текста.7. Домашнее задание носит вариативный характер в зависимости от уровня подготовленности учащихся: - подобрать примеры слов с орфограммами, аналогичными пропущенным в тексте упр. № 285; - выполнить синтаксический разбор трех предложений из упр. № 285 (простых осложненных или сложных); - выполнить морфемный и словообразовательный разбор пяти слов с производными основами из упр. № 285; - написать сочинение-миниатюру на тему, заявленную в тексте упр. № 285 (авторская позиция, личное восприятие текста, отношение к проблеме).Таким образом, урок комплексного анализа текста позволяет в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка проводить повторение изученных разделов языкознания в сочетании с подготовкой к выполнению заданий частей А, В и С Единого государственного экзамена.Учитель русского языка, литературы и словесности первой категории Толкачева Н.В.^ Урок развития речи.Обучение написанию рецензии на литературное произведение на примере рассказа В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка». В основе школьной рецензии лежит анализ литературного произведения, что предусматривает оценку не только содержания, но и художественной формы, мастерства писателя. Это работа сложная, поэтому я обычно провожу ее в конце 8 класса, тем более учащиеся к этому времени уже писали отзывы о прочитанной книге, работали на уроках литературы и словесности не только над тем, что сказал автор, но и над тем как он это сделал. Их читательский и исследовательский опыт должен пригодиться для размышления над таким сложным произведением, как рассказ В.М. Шукшина, который предлагался в этом году на олимпиаде по литературе для восьмиклассников и настолько «зацепил» меня, что захотелось, чтобы он не прошел мимо наших детей, заставив их мыслить, переживать, понимать других, сочувствовать им. Естественно, что тексты рассказа должны быть у всех учащихся, но учитель должен обязательно прочитать произведение вслух, грамотно расставив все акценты, ведь от хорошего чтения часто зависит восприятие. Также детям предлагаются напечатанные планы анализа произведения, правая (свободная) сторона которых заполняется по ходу урока. Объясняю ученикам, что план не является строго обязательным, что можно начать с любого пункта, но логика повествования не должна быть разрушена свободой творчества. Примерный план написания рецензии Что сказал писатель? Тема Идея Проблема (проблемы) Герои Как сказал писатель? 1.Сюжет 2. Композиция 3.Портрет 4.Пейзаж 5.Диалог 6.Цвет, свет, звук 7. Изобразительные средства языка Итак, задаю первый вопрос о произведенном впечатлении. Разумеется, всем, как и девушке, героине рассказа жалко старика. Прошу перечитать последнее предложение: «Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей». Спрашиваю у детей: О каком подвиге идет речь? Совершил ли старик в своей жизни какой-либо подвиг? Учащиеся вспоминают сюжет рассказа: он построен на двух встречах старика и девушки, беглом рассказе героя о своей немудреной жизни и его смерти. Ничего героического в своей жизни старик не совершал. Значит, речь идет не о подвиге-поступке, и сюжет это не главное (стоит напомнить детям, что в рецензии пересказывать фабулу произведения нет необходимости). Задача урока - привести учеников к пониманию христианского, нравственного подвига, на первый взгляд простой, обыденной жизни. Прошу обратиться к заглавию рассказа «Солнце, старик и девушка». Случайно ли такое расположение слов в названии? Какое средство выразительности языка мы можем здесь заметить? К 8 классу дети уже знакомы с градацией, поэтому понимают, что герои рассказа выстраиваются в заглавии от самого главного к менее главному (то, что среди них нет второстепенных, очевидно). Делаем вывод, что солнце здесь играет далеко не фоновую роль, являясь только частью пейзажа. – Какое время суток показал автор? Почему? Рассказ начинается с метафоры «дни горели белым огнем», затем эпитеты «горячая земля», «горячие деревья». Дневной жар уничтожил даже траву, которая только «шуршит под ногами». Горячим дням противопоставлены прохладные тихие вечера с огромным красным заходящим солнцем. Именно вечером «выходил древний старик …. и смотрел на солнце». – Есть ли связь между временем суток и приходом на берег реки старика? Вопрос не очень легкий для детей, но надо помочь им понять, что человек – часть мироздания, часть природы и что у всех наступает вечер жизни, как это бывает в природе и этот процесс естественный, как естественен заход солнца. – Прошу обратить внимание на портрет старика. - Какая деталь портрета звучит чаще всего в рассказе? Без труда находят описание рук – «коричневые», «сухие», «морщинистые». - Почему именно на руки героя обращает внимание автор? Находим слова девушки: «…. Какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки». Руки – символ его тяжелой трудовой судьбы, символ правильно прожитой жизни. «Я плотничал. Работы всегда хватало». – никакого подвига не видит в этом старик. - Можно ли его жизнь назвать счастливой? Учащиеся однозначно отвечают на этот вопрос. Какое может быть счастье у человека, который похоронил четверых сыновей из шести, потерял зрение к старости и теперь живет одинокий и никому не нужный: ни сыновьям, ни невестке, да и внуки приезжают редко? Такие дедушки и бабушки заполнили наши дома престарелых, и им, естественно, надо сочувствовать. Но у В.Шукшина и здесь есть своя тайна. - Каким словом оценивает старик свою жизнь? Находим слово «справно», этим же словом герой оценивает жизнь своего второго сына. В словаре В. Даля «справный» - «исправный, путный, хороший». Взаимоотношения между стариком и девушкой раскрываются в диалогах, которые занимают большую часть рассказа. Реплики героев просты и немногословны. Задаю вопрос: - Что удивляет старика и девушку, когда заходит речь о его жизни? Читаем цитаты. «Что ж трудно? – удивляется старик, – я ж тебе рассказываю: хорошо жили «. Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью». Итак, сам старик умиротворенно считает свою жизнь «справной». – Что (точнее, кто: оно здесь живое!) присутствует постоянно при разговоре героев? Без труда можно ответить на этот вопрос – Конечно, солнце! Автор показывает, используя олицетворение, меняющиеся очертания гор, реки, озаренные последними лучами солнца. «Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись… Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей». - Найти и прочитать оценку старика этой картины природы. «Солнце-то какое !.... Большое». «А вода вона, вишь, какая! Ровно крови подбавили». Что заставляет его приходить каждый вечер в одно и то же место и смотреть на солнце, Чтобы ответить на этот вопрос, просим найти цитату: «Солнце-оно тоже просто встает и просто заходит, - думала девушка. – А разве это просто! «И опять параллель с человеческой жизнью, «Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное». Старик чувствовал, очевидно, что солнце – его духовный брат, «сородич», оно, заходя, так же расцвечивает все вокруг, как и человек в конце пути оценивает свою жизнь. И если можно сказать уходящему простой, обыденной жизни. Прошу обратиться к заглавию рассказа «Солнце, старик и девушка». – Случайно ли такое расположение слов в названии? Какое средство выразительности языка мы можем здесь заметить? «справно», невзирая на страшные удары судьбы, не озлобиться, не очерстветь, то в этом и есть великая мудрость человека, его христианское спокойствие и умиротворенность. Это значительно и в то же время просто. - Подтвердите примерами из рассказа, что старик живет по христианским законам? Он никого не осуждает, хотя страшно одинок, живет с семьей, он знает, что жизнь ему дана не зря, даже в глубокой старости (внуки его любят). Учащиеся обязательно должны сказать о девушке, которая многое поняла и «становилась намного взрослей» всего только после двух вечеров, проведенных со стариком. Спрашиваю у детей: - Почему девушка заплакала, узнав о смерти почти незнакомого человека? Дело не только в чувстве жалости, это учащиеся понимают. Девушка-художник, но привлекают ее не красивые внешне люди, а наделенные внутренним духовным богатством, потому и назвала она старика «красивым». Сквозь морщины и дряхлость она сумела разглядеть его мудрость, согласие с самим собой, органичность, правильность и «солнечность» его бытия. Неизвестно будет ли она хорошим живописцем, но душой она уже стала чище, восприимчивей и богаче. Обобщаем материал урока: Вопрос к классу: - Как решает автор проблему подвига? Теперь уже дети смогут ответить на него. Надо сказать, что в рассказе можно увидеть и другие проблемы, но лучше сосредоточиться на одной, учитывая возраст учащихся. Заключительную часть урока посвящаю мастерству писателя. Задаю вопрос ученикам: - Какова композиция рассказа? На какие две части его можно поделить? Условно я бы их назвала так: первая «с солнцем, вторая без солнца». «Без солнца – это в доме старика. Здесь антитеза: чужая девушка чуткая и ранимая, и родной сын с невесткой, всем недовольные и бездушные. - Какие краски подбирает автор для описания окружающей обстановки в каждой из частей? Дети быстро находят в первой части всю гамму ярких, радужных цветов, но особенно часто встречается красный – цвет солнца. Даже камешки здесь солнечные: белые с золотистым отливом, «аж просвечивает». Вторая часть абсолютно бесцветна. - Какова жизнь звуков в рассказе? Учащиеся находят контраст и здесь. Тишина природы: «тихо угасают лучи», «тихо горит заря». Это величественная и таинственная тишина. А в доме у старика тоже тихо, но это уже другая тишина, это молчание родных людей, которым не о чем друг с другом говорить. И в конце, когда девушка приходит узнать о судьбе старика, - «резкое шарканье рубанка», звук, с которым вытачиваются доски для гроба. Возвращаемся к названию рассказа. - Что изменилось бы, если из заглавия убрать первое слово «солнце» и оставить лишь «Старик и девушка»? Из названия ушла бы основная мысль произведения: в жизни человека все так же просто и так же сложно, как и в жизни природы. И в этом есть великая тайна бытия и великий смысл. В маленьком рассказе с простым сюжетом В.М. Шукшин сумел сказать так много непростого и такого важного для всех. Надеюсь, дети это поймут. Учащимся предлагается задание: Просмотреть свои записи в плане-шпаргалке (самим сформулировать тему рассказа). 2) Написать черновик рецензии (если остается время, начать в классе).Учитель русского языка, литературы и словесности первой категории Дубикова О.А.^ Как научить ребенка не путать части речи и члены предложения? - Какая это часть речи? – спрашивает учитель. - Обстоятельство! – радостно отвечает ребенок. Знакомая ситуация, не правда ли, уважаемые коллеги? Необходимость написания любой статьи всегда заставляет меня задуматься над вопросом о том, чем я могу поделиться. Я решила написать о том, как я учу ребят различать части речи и отличать их от членов предложения. Начну с частей речи. Основная проблема изучения морфологии в школе, на мой взгляд, кроется в том, что дети часто не понимают (или не могут объяснить), что же такое «часть речи» вообще. Я объясняю так. Любая часть речи – это слово, которое называет какое-либо явление окружающей нас действительности (самостоятельные части речи) или это слово обозначает отношения между этими явлениями (служебные части речи). Здесь можно ребятам задать вопрос: а что появилось раньше – предмет (явление, признак и т.п.) или слово? Этот вопрос помогает ребенку осознать, что изучаем мы слова, а не предметы. Также здесь можно нарисовать вместе с ребятами «пирамидку»* единиц языка – это помогает развивать системное мышление. После того, как мы разобрались, что такое вообще часть речи, можно переходить к конкретным частям речи. Обычно я говорю ребятам: «Представьте, что в вашей голове есть большая кладовая, на двери которой написано «Части речи». (Примечание. Важно, чтобы они действительно постарались представить!) Вот вы входите в нее и видите: от пола до потолка – полочки, на каждой полочке написано название одной из частей речи. (Примечание. В «творческом» классе можно «раскрасить» полочки в разные цвета). С правой стороны полочек больше, чем с левой. (Можно задать ребятам вопрос «Почему?» и, конечно, услышать «Потому что самостоятельных частей речи больше!») С правой стороны лежат все самостоятельные части речи, с левой - все служебные. Как вы считаете, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?» Здесь я всегда обращаю внимание ребят на лексическое значение этих двух слов (самостоятельные – «сами стоЯт», сами чего-то «стОят», а служебные - служат и работают (функционируют) только вместе с самостоятельными). «А теперь давайте подойдем поближе к одной из полочек и рассмотрим одну из частей речи поближе. Пусть это будет, к примеру, имя существительное. Как вы считаете, что называет имя существительное? Верно, предметы! (или иногда явления – дождь, к примеру)». И так далее – здесь уже все зависит от вашей фантазии, дорогие коллеги! А теперь о различении частей речи и членов предложения. Задача учителя – сделать практически невозможное: с одной стороны, нужно соединить в сознании ребенка части речи и члены предложения, так как морфология и синтаксис связаны очень тесно; а с другой – научить ребенка не смешивать эти понятия. Я делаю следующим образом: прошу ребят представить себе любимого актера или актрису (как правило, даже в пятом классе у детей они уже есть). Для старших – начиная с десятого класса – я использую образы Брэда Питта (для девочек) и Анжелины Джоли (для мальчиков). Далее я говорю: «Представьте, что вчера вы смотрели фильм, в котором Брэд Питт играл роль полицейского, а сегодня вы смотрите другой фильм, и в нем тот же самый Брэд Питт играет роль продавца. И в том, и в другом фильме актер один и тот же, но роли он играет разные. То есть, условно, Брэд Питт – это часть речи, а полицейский и продавец (его роли) – это члены предложения. Так же и разные части речи могут выступать в роли разных членов предложения. Например, имя существительное может «играть роль» подлежащего, дополнения и так далее. Еще можно использовать подобный пример с театром – все то же самое, только фильм заменяется на спектакль (выбор за вами, так как вы, безусловно, всегда лучше знаете, что нужно каждому конкретному классу). Этот забавный, на первый взгляд, прием дает хорошие результаты, так как эмоционально окрашенная информация всегда запоминается очень хорошо и, как правило, легко активизируется на последующих уроках. Удачи, дорогие коллеги! *Примечание. Здесь я имею в виду единицы языка (звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст), выстроенные в определенной последовательности: от звука к тексту. Для своих учеников я рисую на доске «пирамидку», в которой слог находится на нижней «ступеньке», а текст – на верхней. Это помогает ребятам увидеть и понять, что разделы науки о языке действительно связаны. Учитель истории и обществознания высшей категории Щитова И.В.^ Занятие – представление по теме: « Начало домашнего театра». Цели и задачи занятия: Познакомить детей с историей возникновения русского домашнего театра. Способствовать интеллектуальному развитию. Раскрыть творческие способности обучающихся, поощрять стремление к самовыражению, формировать эстетические навыки, развивать правильную литературную речь. В процессе подготовки мероприятия развивается коммуникабельность детей, умение работать «в команде». Занятие готовится заранее. Воспитанники получают текст для разучивания, а также задание, подготовить декорации и костюмы для выступления. С этой целью проводится консультации и репетиции. В выступлении могут принять участие до шести человек. Полезно подготовить две группы выступающих: как правило, участвовать в представлении желают многие. Вступительное слово принадлежит воспитателю. Необходимо рассказать о Петровском театре и первых сюжетах, о моде и театральном платье. Полезно также подобрать соответствующее эпохе музыкальное сопровождение. 1–й выступающий: Один из самых знаменитых «благородных» театров находился в доме у Степана Степановича Апраксина, бывшего в ту пору во всей своей славе: блестящий флигель – адъютант и генерал – майор, «богат, молод, пригож, прекрасно воспитан, охотник до забав, щедр, роскошен, влюбчив – он всей Москве кружил голову. Дом его был Париж для молодых людей, школа образования и наилучшего тона. Кто только не втирался в его знакомство и не искал благосклонности».2 –й выступающий: В апраксинском доме у Кузнецкого моста «все радости света сливались вместе; тут были беспрестанные игры, забавы, балы и всё, что роскошь с удовольствием пополам могут произвести очаровательного для человека всякого пола, всяких лет… «Вздумалось им по зиме завести у себя благородный театр. Вздумалось – значило на их языке – быть по сему. Тотчас состроен был театр… На подмостки, фонари, кулисы, не считая костюмов и угощения, ушло около двух тысяч рублей, что составляло годовое жалование обер – прокурора Сената.3– й выступающий: Обосновались в доме князя Черкасского на Тверской. Здесь было просторнее. Как мухи на мёд слеталась сюда молодёжь. В апраксинском театре растил свой талант «начинающий» Долгоруков, играли Алексей Михайлович и Василий Львович Пушкины, князь Фёдор Голицын и княжна Вяземская… Среди долгой и суровой московской зимы с короткими тусклыми днями и длинными тёмными ночами для участников комедий «время текло скорее всякого ручья… На улице мороз, ветер свищет, а здесь театр прекрасный, во всех трубках горели свечи, тьма народу, и сквозь огни рассмотреть некогда было в окошки, хороша или дурна погода, а чувствовать её мешали несколько десятков печей, которые исправно топились».4 – й выступающий: После женитьбы на Екатерине Владимировне Голицыной Апраксин переехал в новый дом в арбатском переулке. А на Большой Знаменке построил собственный прекрасный театр, переживший пожар 1812 года и ставший на целые полвека московским «Храмом Искусства». На Знаменской же улице находился театр Дмитрия Емельяновича Столыпина, «при коем состояло актёров девять, актрис девять, музыкантов двадцать и певчих шестнадцать человек… Этот помещик пензенский… переселился в столицу щеголять комедиантами своими. Охотные приглашения, большой дом, роскошные вечеринки, театр и музыка, которые никому, кроме него, ничего не стоили, скоро всю Москву с ним познакомили».1– й выступающий: Мы решили заглянуть в этот театр. В нём играли комическую оперу «Счастливая тоня». Слово «тоня» означало – рыбная ловля, улов. Пьесу сочинил князь Дмитрий Петрович Горчаков. Он был уважаемым военным, покрывшим себя славой при взятии Измаила, - но кроме этого – страстным театралом. 2 – й выступающий: Очень простой, с большой примесью сказочности, сюжет оперы нравился зрителям всех возрастов и сословий. У «заживного» мещанина Скопидома есть красавица дочь Пленира. Её любит бедный рыбак Миловзор, за неё же сватается богатый старик Старолет. Возлюбленным помогает волшебный дух Иезрад, который много лет был заключён в чаше, пролежавшей на дне реки. Эта чаша попадает в сеть к Миловзору, и он вызволяет духа. Однако Иезрад берётся помочь Миловзору только наполовину – остальное юноша должен сделать сам. Миловзор посредством волшебного жезла превращается в старика – ворожею, и к нему приходят гадать горожане.3– й выступающий: Узнать свою судьбу желали судья – взяточник, старуха, влюблённая в молодого, рифмоплёт Чертополох. Приходит и Старолет. Миловзор предсказывал ему такие несчастья с будущей женой Пленирой, что старик сам отказался от девушки и советовал Скопидому соединить руки молодых людей. Заканчивалась опера «всеобщим удовольствием».4– й выступающий: «Удовольствию публики» во многом способствовала музыка оперы: её куплеты были остроумны и живы, а романсы и арии Плениры мелодичны и трогательны. Лучшей актрисой столыпинского театра Вареньке, игравшей Плениру, удивительно шли эти наивно – трогательные с примесью девичьего кокетства песенки:6 – я выступающая: (песня разучивается и исполняется под музыку) «Если сердце в нас бесстрастно, Должно ль сердце принуждать? Наше сердце не подвластно, Силой страсть нельзя рождать. Нежно чувствие в неволе Не родится никогда, И в свободной только доле Сердце любит навсегда. А намедни мне Анюта Вот успела что шепнуть: «Милому одна минута В сердце к нам откроет путь. В нём покажется всё мило – Вид, улыбка, разговор, Мне то сердце подтвердило И любезный Миловзор!»5– й выступающий: На следующий день после спектакля всё это уже распевали барышни в гостиных за клавикордами или в комнатах за пяльцами. К Столыпину многие приезжали посмотреть, собственно, Вареньку, слава о которой ходила по городу довольно громкая. В конце занятия воспитатель подводит итог представления.Зам. директора по воспитательной работе, учитель изобразительного искусства, МХК и музыки высшей категории Аксенова И.А.^ Развитие творчества учащихся на уроках изобразительного искусства. В современной школе достаточно широко ставится и решается задача развития творчества учащихся. Творчества как воплощения индивидуальности, самовыражения личности через своё собственное неповторимое отношение к миру, к окружающей действительности. Несомненно, каждый ребёнок имеет задатки к творчеству, только у окружающих его взрослых разное к этому отношение. С нашей стороны считать, что эти задатки проявятся рано или поздно сами собой, не мешать ему, было бы проявлением равнодушия и позиции стороннего, непричастного к судьбе ребенка наблюдателя. Ведь совершенно очевидно, что не всякий человек может раскрыть самостоятельно заложенный от природы талант, развить свои способности, тем более ребёнок. Конечно, есть случаи таких раскрытий, и детей, и взрослых, но наверняка любой из «раскрывшихся поздно» талантов считает, что если бы это произошло раньше, в детском возрасте, то он смог бы не просто большему научиться, а больше сделать для окружающих людей, для искусства. В дошкольном возрасте творчество ребёнка – это свобода: свобода художественного слова, воспринимаемого как устное народное творчество, свобода в изобразительной деятельности. Школьный период творчества несёт некие ограничения этой свободы – определённые условия, рамки урока. Важнейший момент – осознание ребёнком своего творчества и осмысление того, через что он понимает его значимость. Важность этого момента заключается в дальнейшем выборе пути решения данной проблемы. Пути два: лучше меньше да лучше или от души, но без соблюдения правил и грамотности. Именно этот момент можно считать «переломным» в переходе от дошкольного творчества к школьному. Именно здесь любой педагог, учитель, воспитатель должен понимать, что в основе настоящего творчества лежит знание техники работы или технический навык. Возьмём обучение каллиграфии: всегда показывается некий идеальный образец, и все дети более или менее похоже рисуют одни и те же крючки, палочки, закругления. Но почерк при этом у всех получается разный, и если бы не существовало основы определённого написания букв и цифр, то наверняка никто никогда не понял бы и не прочитал то, что написал другой. В изобразительном искусстве учитель точно так же должен и обязан делать «показы», чтобы ребёнок овладел техникой работы любым доступным материалом, элементарно знал, как можно рисовать кистью, карандашом, как получается тонкая линия, как широкая. Без обучения элементарным основам техники трудно воплотить творческую идею в жизнь именно так, как она представляется в воображении. Кроме того, от этого напрямую зависит и вдохновение, дающее эти идеи: удача всегда окрыляет и зовёт к новым подвигам. Между тем, в практике достаточно примеров, когда в работе ученика есть идея, но отсутствие технического навыка приводит к разочарованию в её неточном и неумелом воплощении. Одной из задач изобразительного искусства является развитие творческого воображения и интуиции. Бесспорно, воображение – орудие творчества, фантастическая человеческая способность выражать своё отношение к миру через собственное восприятие окружающей действительности. Эта способность – основа движения, основа вдохновенного труда, и чтобы её развить, оградить ребёнка от эмоций разочарования, так называемого креативного кризиса, необходима чуткая помощь педагога. Эта помощь заключается в использовании отдельных развивающих творчество методов и приемов, иногда – целых уроков, причём в рамках различных учебных предметов. Активизация творчества учащихся обяза